ИСТОРИЯ НАУКИ
УДК 629.5+551.583
ЭКСПЕДИЦИЯ «СЕВЕРНЫЙ ПОЛЮС» И ГЛОБАЛЬНАЯ ТИПИЗАЦИЯ ЦИРКУЛЯЦИИ АТМОСФЕРЫ
Н.К. Кононова1
21 мая 1937 г. полярная воздушная экспедиция Академии наук СССР высадила в районе Северного полюса на дрейфующий лёд научную станцию «Северный полюс». Начальником станции был Иван Дмитриевич Папанин, и четвёрку высадившихся стали называть папанинцами. За 9 месяцев пребывания на дрейфующей льдине папанинцы доказали не только возможность жить в суровых арктических условиях, но и плодотворно работать; вес научных тетрадей экспедиции составил 52 кг. Главный синоптик экспедиции Борис Львович Дзердзеевский обеспечивал прогнозами погоды экспедицию до момента возвращения в Ленинград в марте 1938 г. За это время он сделал открытие: на полюсе не всегда царит антициклон, как считалось ранее; часто бывают циклоны со штормовыми ветрами и плотной облачностью. Впоследствии на основе своих наблюдений он создал типизацию циркуляции атмосферы Северного полушария, а затем и глобальной.
Ключевые слова: Арктика, Северный полюс, папанинцы, Б.Л. Дзердзеевский, глобальная типизация циркуляции атмосферы.
EXPEDITION NORTH POLE' AND GLOBAL CLASSIFICATION OF ATMOSPHERIC CIRCULATION
N.K. Kononova Institute of Geography of RAS
On May 21, 1937, the polar air expedition of the USSR Academy of Sciences landed in the area of the North Pole and placed the scientific station «North Pole» on the drifting ice. The station's head was Ivan Dmitrievich Papanin that is why the station team members began to be called Papanintsy (followers of Papanin). The team included three other members: Ernst Teodorovich Krenkel (radio operator), Pyotr Petrovich Shirshov (hydrobiologist, hydrologist and oceanologist) and Yevgeny Konstantinovich Fyodorov (astronomer, magnetologist, geophysicist and meteorologist). During nine months of stay on the ice floe Papanintsy proved not only the possibility of living in severe arctic conditions, but also of fruitful work in such type of climate. The weight of the scientific
1 Кононова Нина Константиновна - вед. инж. Института географии РАН, [email protected]. Жизнь Земли 39(4) 2017 429-443 429
notebooks of the expedition with records of valuable observations of ocean depths, ground composition, drift direction and velocity, and meteorological parameters made up 52 kg. The dog by the nickname Vesioly, Chukchi Shepherd, was guarding the polar explorers' camp against polar bears. Boris Livovich Dzerdzeevsky, the main synoptic of the expedition provided Papanintsy with the weather forecasts from the time of their departure from Moscow on March 22, 1937 until his return to Leningrad, on February 19, 1938. During his work with Papanintsy, Boris Livovich made a discovery: at the North Pole there is not always an anticyclone, as it was believed earlier. There are frequent cyclones with storm winds and dense clouds, because of what he could not recommend the departure of airplanes with cargo on board for the polar station. Subsequently, on the basis of these observations, he created a classification of the atmospheric circulation of the Northern Hemisphere, based on the state of the atmosphere in the Arctic. Later, on the same basis, a global air circulation classification was created.
Keywords: Arctic, North Pole, Papaninitsy, Dzerdzeevskii, global classification of atmospheric circulation.
Начало. 21 мая 1937 г., 80 лет назад, начала свою работу первая в мире полярная дрейфующая на льдине научно-исследовательская станция «Северный полюс». Впоследствии её стали называть «Северный полюс-1», поскольку она положила начало многим подобным экспедициям.
Развитие авиации в начале ХХ века создало принципиально новые возможности для достижения и изучения Северного полюса. Но настоящее завоевание этого района началось 21 мая 1937 года, когда полярная воздушная экспедиция Академии наук СССР достигла Северного полюса и высадила на дрейфующий лёд научную станцию «Северный полюс» [2, 3, 17-19, 21-23].
Этому событию предшествовала тщательная подготовка. 13 февраля 1936 г. в Кремле на совещании по организации транспортных полётов Отто Юльевич Шмидт изложил план воздушной экспедиции на Северный полюс и основания там станции. В соответствии с этим планом Главному управлению Северного морского пути (Глав-севморпуть) было поручено организовать в 1937 г. экспедицию в район Северного полюса и доставить туда на самолётах оборудование для научной станции и зимовщиков. Научным руководителем экспедиции решением правительства был назначен О.Ю. Шмидт, ему же было поручено сформировать состав экспедиции.
Эскадру воздушной экспедиции из четырёх четырёхмоторных самолётов АНТ-6-4М-34Р «Авиаарктика» и двухмоторного разведчика Р-6 (АНТ-7) возглавил зам. О.Ю. Шмидта - начальник полярной авиации (зам. нач. Главсевморпути) Марк Иванович Шевелёв. Командир лётного отряда - Герой Советского Союза Михаил Васильевич Водопьянов, флагштурман экспедиции - Герой Советского Союза комбриг Иван Тимофеевич Спирин.
Флагманский самолёт вёл М.В. Водопьянов (второй пилот М.С. Бабушкин). Вторым самолётом управлял Герой Советского Союза комбриг Василий Сергеевич Молоков, третьим - Анатолий Дмитриевич Алексеев, четвёртым - Илья Павлович Мазурук, самолётом-разведчиком - Павел Георгиевич Головин. На этапе разведки экспедиции помогал самолёт Р-5 полярной авиации (лётчик Л.Г. Крузе). Специальным корреспондентом «Известий» был Э.С. Виленский, шеф-поваром экипажа Алексеева, кинооператором экспедиции - Марк Антонович Трояновский.
Для выбора места промежуточной базы на острове Рудольфа (Земля Франца-Иосифа) весной 1936 г. в разведку отправились лётчики Водопьянов и Махоткин. В ав-
Рис. 1. Руководитель и пилоты самолётов экспедиции «Северный Полюс-1»: слева направо: И.Т. Спирин, М.И. Шевелев, М.С. Бабушкин, О.Ю. Шмидт, М.В. Водопьянов, А.Д. Алексеев, В.С. Молоков.
густе туда вышел ледокольный пароход «Русанов» с грузом для строительства новой полярной станции и оборудования аэродрома.
Готовила экспедицию вся страна. Так, палатку для жилого лагеря создал московский завод «Каучук». Её каркас был сделан из легко разбирающихся алюминиевых труб, брезентовые стены были проложены двумя слоями гагачьего пуха, резиновый надувной пол также сберегал тепло.
Центральная радиолаборатория в Ленинграде изготовила две радиостанции -мощную на 80 ватт и 20-ваттную аварийную. Основным источником питания служили два комплекта щелочных аккумуляторов, заряжавшихся от небольшого ветряка или от динамо - лёгкого бензинового двигателя (имелся и движок с ручным приводом). Всё оборудование, начиная от антенны и кончая мельчайшими запасными деталями, было сделано под личным наблюдением Э.Т. Кренкеля и при непосредственном руководстве радиотехника Н.Н. Стромилова. Вес радиооборудования составлял полтонны.
По специальным чертежам ленинградский Судостроительный завод им. Каракозова построил нарты из ясеня, весившие всего 20 кг. Институт инженеров общественного питания приготовил для дрейфующей станции обеды на полтора года весом около 5 т.
17 февраля 1937 г. из Москвы выехал грузовик и остановился в 15 км от города на большой поляне, где его ждали четверо тепло одетых людей. Вскоре там вырос чёрный домик с надписью на крыше «СССР - дрейфующая экспедиция». Это была репетиция зимовки на Северном полюсе, в которой приняли участие начальник станции И.Д. Па-панин, радист Э.Т. Кренкель, гидробиолог, гидролог, океанолог П.П. Ширшов, на которого в экспедиции были возложены также обязанности врача, и самый молодой член экспедиции 27-летний магнитолог, астроном, геофизик, метеоролог Е.К. Фёдоров, выполнявший также обязанности корреспондента газеты «Комсомольская правда». Они проверяли и испытывали свои будущие жилище, костюмы, приборы для научных наблюдений, ветряную полярную электростанцию, радиостанцию и обеды.
Рис. 2. Палаточный лагерь дрейфующей станции «Северный полюс».
В группе был и пятый член команды - пёс по кличке Весёлый, чукотская овчарка. Он отличался независимым нравом и авторитет И.Д. Папанина признавал с позиций товарища по зимовке, а не начальника, хотя и питал к нему особые чувства (когда па-панинцев снимали с льдины, он перебрался именно на тот пароход, на котором был Папанин).
Утром 22 марта состоялся вылет на Северный полюс. Первая остановка на трассе - Холмогоры, последняя - полярная станция на острове Рудольфа. До полюса оставалось 900 км, всего шесть лётных часов. Однако из-за неблагоприятных погодных условий экспедиция была продолжена лишь 21 мая. Сначала вылетел один самолёт, на котором были четыре полярника и руководитель экспедиции О.Ю. Шмидт. Экипаж подготовил на полюсе посадочную площадку для трёх других машин, которые 25 мая привезли монтажников, наладчиков оборудования и других помощников в обустройстве лагеря, а также вещи и приборы для дрейфующей станции.
Рис. 3. Выгрузка оборудования на льдину дрейфующей станции.
Официальное открытие станции состоялось 6 июня 1937 года, когда лагерь был полностью оборудован и помощники готовились его покинуть. 6 июня 1937 года началась эпопея дрейфа первой полярной станции «Северный полюс-1». 274 дня весь мир следил за перипетиями жизни четвёрки отважных советских полярников на дрейфующей льдине. Мы, дети (мне было 3 года), не отходили от репродукторов, но волновала нас судьба не самих папанинцев (что за них волноваться? Они взрослые дядьки, с ружьями), а пса Весёлого. Газеты публиковали снимки белых медведей, подходивших к лагерю, и пса, который предупреждал об их приближении лаем. Тогда дежурный выскакивал из палатки, стрелял в воздух, и медведь убегал. Мы видели, насколько медведь больше и сильнее, и боялись, чтобы он не съел пса.
Наше настроение уловила детская поэтесса Мария Петровна Клокова. К возвращению папанинцев в Москву она с композитором Красиным написала песенку, в которой были такие слова:
Пес Весёлый «Там, гам!»
Едет в гости к нам, к нам!
Пёс Весёлый-развесёлый
Навсегда приехал к нам!
Больше волноваться было не о ком, и во дворах начались весёлые игры в папа-нинцев.
Суровые будни станции «СП». Перед членами экспедиции стояла задача собрать научные данные по широкому спектру параметров атмосферных явлений, метеорологии, геофизики, гидробиологии. За время пребывания на Северном полюсе исследователи сделали множество открытий, и первым из них было определение глубины океана подо льдом - 4290 м. Не менее важным открытием стало наличие жизни на полюсе - до того Арктика считалась безжизненной пустыней. Папанинцы увидели белых медведей, а это означало, что там водятся и тюлени - их основная пища. Тюлени питаются рыбой - значит, есть и рыба, которая питается планктоном... Так выстроилась пищевая цепочка, свидетельствующая о жизни на полюсе.
Ежедневно отбирали пробы грунта, измеряли глубины и скорость дрейфа, определяли координаты, вели магнитные измерения, гидрологические и метеорологические наблюдения.
Работая в самых суровых климатических условиях, папанинцы собрали богатейший научный материал. Вес научных дневников экспедиции по исследованию Арктики и Северного Ледовитого океана составил 52 кг! Интересно, сколько труд экспедиции «весит» в современных байтах?
Созданная в районе Северного полюса, станция «СП» через 9 месяцев (274 дня) дрейфа на юг была вынесена в Гренландское море; льдина проплыла более 2500 км. Ледокольные пароходы «Таймыр» и «Мурман» сняли четвёрку зимовщиков 19 февраля 1938 г. в нескольких десятках километров от берегов Гренландии (рис. 6). Первоначальные размеры льдины были 2,5x3,5 км, но после долгого пути к югу и шестидневного шторма она раскололась на множество кусков. Полярники на нартах перетащили всё имущество на самый большой кусок размером 200x300 м и запросили помощь. Решение об эвакуации было принято тут же, но снимали героическую четвёрку, собаку и всё оборудование уже с обломка размером 20x30 м. Приди пароходы сутками позже - спасать уже было бы некого.
В марте полярники прибыли в Ленинград. Научные результаты, полученные в уникальном дрейфе, были представлены Академии наук СССР 6 марта 1938 г. и получили высокую оценку специалистов. Научному составу экспедиции были присвоены учёные степени. Все четверо - Иван Дмитриевич Папанин, Эрнст Теодорович Кренкель, Петр Петрович Ширшов и Евгений Константинович Фёдоров - получили звание Героев Советского Союза и по два ордена Ленина: одну награду в первые дни экспедиции, авансом, вторую - после её окончания.
Встречали папанинцев в Москве как подлинных героев, как если бы они вернулись с другой планеты. Ведь они были первыми, и они выжили! Этому в значительной
Рис. 4. Папанинцы на льдине. Слева направо: П.П. Ширшов, Э.Т. Кренкель, И.Д. Папанин, Е.К. Фёдоров.
Рис. 5. Участники экспедиции П.П. Ширшов, Э.Т. Кренкель, И.Д. Папанин, Е.К. Фёдоров.
Рис. 6. Путь арктической экспедиции «Северный полюс».
степени способствовал весёлый нрав Папанина. Рассказывали, что однажды в «Правде» И.Д. Папанин дал объявление: «Меняю килограмм шоколада на килограмм картошки с доставкой на льдину». А своим товарищам он говорил: «Берегите себя, братки. Если с кем-нибудь случится беда, считайте, что пропали двое: мне тогда тоже не возвращаться» [19]. С этой первой экспедиции началось планомерное освоение Арктического бассейна, что сделало регулярной навигацию по Северному морскому пути. А в честь данного исторического события в России в 2013 г. был установлен новый профессиональный праздник - День полярника (празднуется 21 мая).
Б.Л. Дзердзеевский и типизация циркуляции атмосферы. Главным синоптиком экспедиции был Борис Львович Дзердзеевский (рис. 7). 12 мая 1937 г. он вылетел на разведку на полюс с лётчиком Л.Г. Крузе на самолёте Р-5. Основной задачей полёта было исследование атмосферы. Из-за сплошной облачности самолёт потерял ориентиры и, когда топливо было на исходе, лётчик посадил его вслепую на лёд. Посадка была удачной, но топлива оставалось на 20 минут. П.Г. Головин на Р-6 доставил в район
посадки топливо, еду и тёплые вещи. Просидев на льдине пять дней в ожидании погоды, они 17 мая вернулись на остров Рудольфа.
6 июня, после открытия станции, все самолёты вернулись на о. Рудольфа. Машине Алексеева не хватило топлива, она села на лёд. В 100 км севернее на льду сидела машина Крузе с Б.Л. Дзердзеев-ским на борту, обеспечивающим с момента вылета из Москвы полярную авиацию метеосводками. 8 июня за ними прилетел Головин, привёз топливо, и все три машины вернулись на о. Рудольфа, откуда Борис Львович продолжал свою работу.
К 1937 г. Б.Л. Дзердзеевский был уже полярником со стажем. Он участвовал в экспедиции на ледоколе «Ленин» в 1932 г., в 1936 г. занимал должность начальника Службы погоды Главсевморпу-ти, а с 1937 г. - начальника Арктического отдела ЦУ ГМС.
В экспедиции папанинцев ему пришлось давать прогнозы погоды не только на пути к Земле Франца-Иосифа, но и на весь путь дрейфа, где какие-либо наблюдения вообще отсутствовали! Чтобы выйти из положения, Б.Л. Дзердзеевскому приходилось на Р-5 (ближайший родич знаменитого У-2) с неотапливаемой кабиной подниматься до 4 км, чтобы сделать аэрологический разрез и таким образом выполнить свою работу, от которой зависело так много и которую каждый из участников экспедиции оценивал по-своему. По Э.Т. Кренкелю [17], «главный синоптик экспедиции, красивый мужчина с бородкой, не очень-то торопился нас пустить... Каждое утро командиры самолётов с глазами, полными надежды, смотрели на Дзердзеевского, а он произносил одну и ту же фразу: -Лететь не рекомендую! Запретить вылет Дзердзеевский не мог. Но без его рекомендации никто не мог этот вылет разрешить». Тем не менее, выступая на собрании Академии наук после возвращения с полюса 10 июля 1937 г., О.Ю. Шмидт воздал должное своему «Богу погоды»: «Я хочу засвидетельствовать, что за время нашей экспедиции мы получали от наших синоптиков, и в первую очередь от Б.Л. Дзердзеевского, исключительно верные прогнозы погоды без единой сколько-нибудь существенной ошибки», и к этому нечего добавить.
Работая в Арктике, Борис Львович сделал важное открытие в синоптике: на полюсе отнюдь не всегда стоит антициклон и бывает ясная погода, как это считалось ранее. Здесь часто хозяйничают циклоны с активными фронтами и штормовым ветром. Именно из-за них Борис Львович не мог рекомендовать лётчикам вылет.
Тогда-то Борису Львовичу и пришла идея создать типизацию циркуляции атмосферы Северного полушария, в которой было бы отражено всё разнообразие процессов, начиная с Арктики. Созданию типизации предшествовали работы [4, 5], в которых помещены схемы процессов от Северного полюса до 40° с. ш. Через год вышла книга с основами типизации [11], написанная вместе с двумя аспирантками: В.М. Курганской и З.М. Витвицкой.
В этой книге указывается, что всё многообразие циркуляционных процессов Северного полушария может быть описано 41 элементарным циркуляционным механизмом (сокращённо ЭЦМ). В книге приводятся динамические схемы каждого ЭЦМ, 436
Рис. 7. Б.Л. Дзердзеевский (26.11.1898-25.04.1971).
которые длятся 3-5 дней и сменяют друг друга сразу на всём полушарии - «скачком». Типизация ЭЦМ и определение их границ проводились синоптическими методами: путём построения сборно-кинематических карт. В день смены ЭЦМ траектории перемещения циклонов и антициклонов обрывались, в циклоническом поле появлялись антициклоны и наоборот. На сборно-кинематической карте возникало «перебойное поле». К моменту выхода в свет этой книги был проанализирован материал за 8 лет (1933-1940 гг.), обработано около 3000 синоптических карт и построено около восьмисот сборно-кинематических карт.
Примечательно, что в то время, когда в различных региональных научно-исследовательских учреждениях Гидрометслужбы создавались типизации синоптических процессов отдельных регионов, Борис Львович создал типизацию циркуляционных процессов внетропических широт всего Северного полушария. Другая удивительная особенность типизации состоит в том, что она с самого начала предназначалась не для прогноза погоды, а для анализа колебаний климата. Такого направления в науке тогда ещё просто не было.
В книге отмечалось, что сезонная смена циркуляционных процессов также происходит одновременно на всём полушарии [7, 11], только в разных регионах проявляется по-разному. Были приведены схемы циркуляции, характерные для различных циркуляционных (в первой книге они назывались синоптическими) сезонов. Их было выделено 6: предвесенье, весна, лето, осень, предзимье и зима. В книге приведены даты смены сезонов, а также календарь последовательной смены ЭЦМ за проанализированные 8 лет.
Позднее С.С. Савина и Л.В. Хмелевская [20] создали схемы типов циркуляции на базе осреднения для каждого ЭЦМ приземного атмосферного давления и геопотенциала на разных высотах по данным метеостанций за 1970-1978 гг. (рис. 8). Схемы несколько различаются, что зависит не только от метода их построения, но и от времени: они относятся к разным циркуляционным эпохам [6, 13, 14].
В 1957 г. Борис Львович ходил на дизель-электроходе «Лена» к берегам Антарктики, где также занимался изучением атмосферных процессов, а в 1967 г., изучая сопряжённость циркуляции атмосферы Северного полушария (по своей типизации) и Южного (по типизации П.Д. Астапенко [1]), он заметил, что если блокирующих процессов нет в Северном полушарии, их нет и в Южном [8, 10], а если они есть, то их количество одинаково в обоих полушариях и они расположены на одних и тех же долготах (рис. 9). Так Борис Львович заложил основы глобальной типизации циркуляции атмосферы.
Позднее по сборно-кинематическим картам, построенным за 1898-2005 гг., были выявлены различия в проявлении одних и тех же элементарных циркуляционных механизмов (ЭЦМ) в разных полушариях, связанные с различием сезонов, и представлены их динамические схемы по всем группам циркуляции (рис. 10).
Рассмотрим различия в схемах циркуляции, связанные с сезонными различиями полушарий (рис. 10). У ЭЦМ 1а площадь полярного антициклона в Южном полушарии значительно меньше, чем в Северном. Появился третий выход циклона из низких широт в высокие. Увеличение выходов циклонов характерно при переходе из зимнего полушария в летнее. У ЭЦМ 7бл число выходов циклонов из низких широт в высокие сократилось с трёх до двух. Это характерно при переходе из летнего полушария в зимнее. У ЭЦМ 12а ничего не изменилось, потому что это ЭЦМ переходных сезонов. У ЭЦМ 13з значительно расширилась площадь полярного циклона летом в Южном полушарии, и добавилось два выхода циклонов из низких широт в высокие. Анало-
Рис. 8. Динамические схемы ЭЦМ, относящихся к разным группам циркуляции: 2б - зональная, без арктических вторжений и блокирующих процессов, соединяющих арктический антициклон с субтропическим; 3 - группа нарушения зональности, один блокирующий процесс; 12бз -меридиональная северная, 2-4 блокирующих процесса и столько же выходов южных циклонов; 13л - меридиональная южная, на полюсе циклон, без блокирующих процессов, 2-4 выхода южных циклонов (стрелки с севера на юг показывают пути арктических вторжений, с юга на север и с запада на восток - пути циклонов; буквами Н и В показаны центры циклонов и антициклонов). Слева расположены схемы Б.Л. Дзердзеевского [9], справа С.С. Савиной и Л.В. Хмелевской [19].
■К III « О « 11° 1«
№ !)» » " *_I»_«в
а)
■ас по 14 V «4 I* 1В4
«а ив « I_и_ш|_
6)
1ИО I» «И О »0 1ТО N1
110 1» и I_в_1»__1»
В)
Рис. 9. Сравнение типовых схем циркуляции атмосферы над Северным и Южным полушариями [8] (Северное - по Б.Л. Дзердзеевскому [9], Южное - по П.Д. Астапенко [1]): верхняя схема - зональная циркуляция, средняя - меридиональная с двумя блокирующими процессами в каждом полушарии, нижняя - меридиональная с тремя блокирующими процессами в каждом полушарии. Пунктирные стрелки - генерализованные траектории циклонов, сплошные - антициклонов.
гичные изменения в схемах характерны для всех 41 ЭЦМ [13, 15, 24]: при сохранении количества арктических вторжений число выходов циклонов из низких широт в высокие в летнем полушарии больше, чем в зимнем.
Рис. 10. Динамические схемы ЭЦМ глобальной циркуляции атмосферы [13, 15]: ЭЦМ 1а -зональная группа циркуляции, зимний для Северного полушария, летний для Южного; ЭЦМ 7бл - группа нарушения зональности, летний для Северного полушария, зимний для Южного; ЭЦМ 12а - меридиональная северная группа, характерен для переходных сезонов, схемы идентичны; ЭЦМ 13з - меридиональная южная группа, зимний для Северного полушария, летний для Южного.
После выхода в свет первой книги Борис Львович проработал еще 25 лет. За эти годы, благодаря разносторонности научных интересов, он создал широко разветвлённое научное направление. С ним сотрудничали Евгения Самойловна Рубинштейн и Лариса Гавриловна Полозова из Главной Геофизической обсерватории (ГГО). Четвёртая глава их книги «Современное изменение климата» (1966 г.) почти целиком посвящена анализу материалов Б.Л. Дзердзеевского. С середины 50-х годов А.Я. Безрукова (Лаборатория озёроведения, Ленинград) использовала материалы типизации ЭЦМ для анализа связи колебаний уровня озёр и повторяемости засух с макроциркуляционными процессами и солнечной активностью. Б.М. Рубашев (Пулковская астрономическая обсерватория АН) пользовался материалами типизации для выявления связи атмосферных процессов с геомагнитной возмущённостью. И.П. Дружинин (Сибирский энергетический институт СО АН, г. Иркутск) с 1966 г. использовал данные календаря последовательной смены ЭЦМ и продолжительности групп ЭЦМ для Сибирского сектора в исследовании причин колебаний водности сибирских рек. С помощью сотрудников его лаборатории на ЭВМ были проведены расчёты продолжительности и повторяемости ЭЦМ, групп ЭЦМ для полушария и секторов за 1899-1966 гг.; изданы в Материалах метеорологических исследований книги «Циркуляционные механизмы в атмосфере северного полушария в ХХ столетии (статистические данные для полушария и шести его секторов)» в 1970 и 1977 гг. Хорошо известна статья Б.Л. Дзердзеевского и А.С. Монина «Типовые схемы общей циркуляции атмосферы и индекс циркуляции» (Изв. АН, сер. геофиз, № 6, 1954, с. 562-574). В Отделе климатологии С.Я. Сергин вёл работы по применению типизации к палеогеографическим исследованиям, Л.В. Хмелевская - по энергетической характеристике ЭЦМ.
В 50-60-ые годы, благодаря участию Бориса Львовича во многих международных конференциях, типизация была известна за рубежом не меньше, чем в нашей стране. На стажировку в Институт географии приезжал профессор Миллер из США. А в 70-е годы, когда начала работу Комиссия академий наук социалистических стран по программе «Планетарные геофизические исследования» (КАПГ), в создании которой активное участие принимал Борис Львович, в Отдел климатологии приезжали на совместную работу с применением типизации Стефан Велев (Болгария, Институт географии Болгарской АН), Ласло Макра (Венгрия, Будапештский университет), Манфред Ольберг (ГДР, университет им. Гумбольдта). Работы, написанные совместно с этими учёными, публиковались как в Известиях АН, серии географической, так и в зарубежных изданиях.
С уходом из жизни Бориса Львовича 25 апреля 1971 г. количество публикаций по этой тематике не сократилось (к настоящему времени опубликовано 789 работ), основные направления (продолжение календаря последовательной смены ЭЦМ, продление таблиц продолжительности типов и групп типов, определение границ и продолжительности циркуляционных сезонов) сохранялись и применяются в Отделе (Лаборатории) климатологии для анализа колебаний климата. Продолжает развиваться и применение типизации в смежных науках, к чему в своё время так стремился Борис Львович. То, чего удалось достичь в разных направлениях, заложенных Борисом Львовичем, было достаточно полно показано на Международной научной конференции «Исследование изменений климата с использованием методов классификации режимов циркуляции атмосферы», проведённой совместно с Московским отделением Русского географического общества 16-18 мая 2016 г. в Институте географии РАН [16]. Сборник
трудов конференции размещён на сайте www.atmospheric-circulation.ru, где показаны все материалы типизации, список публикаций и отдельные работы.
Таким образом, типизация циркуляции атмосферы, созданная под руководством Б.Л. Дзердзеевского, продолжает развиваться и привлекает всё больше учёных, а па-панинская экспедиция способствовала не только освоению Арктики, но и развитию учения об атмосферных процессах в этом регионе и, в конечном итоге, созданию глобальной типизации циркуляции атмосферы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Астапенко П.Д. Атмосферные процессы в высоких широтах южного полушария. М.: Изд-во АН СССР, 1960. 282 с.
2. Бронтман А. На вершине мира. М.: Гослитиздат, 1938. 232 с.
3. Визе В.Ю. Моря Российской Арктики: В 2-х тт. Т. II. М.: Paulsen, 2016. 340 с.
4. Дзердзеевский Б.Л. Циркуляция атмосферы в Центральном полярном бассейне // Труды дрейфующей станции «Северный полюс». Т. 2. М.-Л. С. 64-199.
5. Дзердзеевский Б.Л. Циркуляционные схемы в тропосфере Центральной Арктики. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1945. 40 с.
6. Дзердзеевский Б.Л. Проблема колебаний общей циркуляции атмосферы и климата // А.И. Воейков и современные проблемы климатологии. Л.: Гидрометеоиздат, 1956. С. 109-122.
7. Дзердзеевский Б.Л. Циркуляционные схемы сезонов года в северном полушарии // Изв. АН СССР, серия геогр., № 1. 1957. С. 36-55.
8. Дзердзеевский Б.Л. Сравнение главнейших закономерностей циркуляции атмосферы над Северным и Южным полушариями // Информационный бюлл. Советской Антарктической экспедиции, 1967. № 65. С. 58-68.
9. Дзердзеевский Б.Л. Циркуляционные механизмы в атмосфере северного полушария в ХХ столетии // Материалы метеорологических исследований, изд. ИГ АН СССР и Междувед. Гео-физ. Комитета при Президиуме АН СССР. М., 1968. 240 с.
10. Дзердзеевский Б.Л. Избранные труды. Общая циркуляция атмосферы и климат. Москва: «Наука», 1975. 288 с.
11. Дзердзеевский Б.Л., Курганская В.М., Витвицкая З.М. Типизация циркуляционных механизмов в северном полушарии и характеристика синоптических сезонов // Тр. н.-и. учреждений Гл. упр. гидрометеорол. службы при Совете Министров СССР. Сер. 2. Синоптическая метеорология; Вып. 21. Центральный институт прогнозов. М.-Л.: Гидрометиздат, 1946. 80 с.
12. Колебания циркуляции атмосферы Северного полушария (www.atmospheric-circulation.ru).
13. Кононова Н.К. Классификация циркуляционных механизмов Северного полушария по Б.Л. Дзердзеевскому / Отв. ред. А.Б. Шмакин; РАН, Ин-т географии. М.: Воентехиниздат, 2009. 372 с.
14. Кононова Н.К. Изменения циркуляции атмосферы Северного полушария в ХХ-XXI столетиях и их последствия для климата // Фундаментальная и прикладная климатология, 2015. № 1. С. 127-156.
15. Кононова Н.К. Флуктуации глобальной циркуляции атмосферы в ХХ-XXI вв. // Сложные системы, 2016. № 1 (18). С. 22-37
16. Кононова Н.К. Международная научная конференция «Исследование изменений климата с использованием методов классификации режимов циркуляции атмосферы» // Жизнь Земли, 2017. Т. 39. № 1. С. 91-92.
17. Кренкель Э.Т. RAEM - мои позывные. М.: Советская Россия, 1973. 436 с.
18. Кренкель Э.Т. Четыре товарища. М.: Художественная литература, 1940. 316 с.
19. Папанин И.Д. Жизнь на льдине. М.: Мысль, 1977. 310 c.
20. Савина С.С., Хмелевская Л.В. Динамика атмосферных процессов северного полушария в ХХ столетии // Междувед. Геофиз комитет при Президиуме АН СССР. Москва. Материалы метеорологических исследований. 1984. № 9. 146 с.
21. Трояновский М.А. На Северном полюсе. Фильм. 1937.
22. Фёдоров Е.К. Полярные дневники. Л.: Гидрометеоиздат, 1982. 312 c.
23. Calend.ru (http://www.calend.ru/event/5207/).
24. Kononova N.K. Fluctuations ofthe Global Atmospheric Circulation in the XX-XXI Centuries // J. of Earth Science & Climatic Change. 2016. V. 7, N 5. Doi:10.4172/2157-7617.1000350.
REFERENCES
1. Astapenko P.D. Atmospheric processes in the high latitudes of the southern hemisphere. 282 p. (Moscow: Izdatel'stvo AN SSSR, 1960) (in Russian).
2. Brontman A. At the top ofthe world. 232 p. (Moscow: Goslitizdat, 1938) (in Russian).
3. Vise V.Yu. Sea of the Russian Arctic. V. II. 340 p. (Moscow: Paulsen, 2016) (in Russian).
4. Dzerdzeevsky B.L. (1941 - 1945). Circulation of the atmosphere in the Central Polar Basin. Trudy dreifuyushchej stancii "Severny Polus" (Proceedings of the drifting station «North Pole»). V. 2, 64-199 (Moscow-Leningrad, 1945) (in Russian).
5. Dzerdzeevsky B.L. Circulation patterns in the troposphere of the Central Arctic. Selected Works. P. 21-58 (Moscow: Nauka Publishers, 1975) (in Russian).
6. Dzerdzeevsky BL The problem of fluctuations in the general circulation of the atmosphere and the climate. A.I Voeikov and modern problems of climatology. P. 109-122 (Leningrad: Gidrometeoizdat, 1956) (in Russian).
7. Dzerdzeevsky B.L. Circulation schemes of the seasons in the northern hemisphere. Izvestiya AN SSSR, seriya geographicheskaya. 1, 36-55 (1957) (in Russian).
8. Dzerdzeevsky B.L. Comparison of the main regularities of atmospheric circulation over the Northern and Southern hemispheres. Selected Works. P. 149-158 (Moscow: Nauka Publishers, 1975) (in Russian).
9. Dzerdzeevsky B.L. Circulation mechanisms in the atmosphere of the northern hemisphere in the twentieth century. Materials of meteorological research. 240 p. (Moscow: Institut geografii AN SSSR, 1968) (in Russian).
10. Dzerdzeevsky B.L. Selected Works. 288 p. (Moscow: Nauka Publishers, 1975) (in Russian).
11. Dzerdzeevsky B.L., Kurganskaya V.M., Vitvitskaya Z.M. Typification ofcirculation mechanisms in the northern hemisphere and the characteristics of synoptic seasons. Synoptic meteorology. 21. 80 p. (Moscow - Leningrad: Gidrometizdat, 1946) (in Russian).
12. Fluctuations in the circulation of the atmosphere of the Northern Hemisphere (www. atmospheric-circulation.ru) (in Russian).
13. Kononova N.K. Classification of the circulation mechanisms of the Northern Hemisphere according B.L. Dzerdzeevsky. 372 p. (Moscow: Voyentekhinizdat, 2009) (in Russian).
14. Kononova N.K. Changes in the circulation of the atmosphere in the Northern Hemisphere in the XX-XXI centuries and their consequences for the climate. Fundamental and Applied Climatology. 1, 127-156 (2015) (in Russian).
15. Kononova N.K. Fluctuations of the global circulation of the atmosphere in the XX-XXI centuries. Complex systems. 1 (18), 22-37 (2016) (in Russian).
16. Kononova N.K. International scientific conference «Study of climate change using methods of classification of atmospheric circulation regimes». Zhizn' Zemli (The Life ofthe Earth). 39 (1), 91-92 (2017) (in Russian).
17. Krenkel E.T. RAEM - my callsign. 436 p. (Moscow: Sovetskaya Rossiya, 1973) (in Russian).
18. Krenkel E.T. Four friends. 316 p. (Moscow: Hudozhestvennaya literatura, 1940) (in Russian).
19. Papanin I.D. Life on an ice floe. 310 p. (Moscow: Mysl', 1977) (in Russian).
20. Savina S.S., Khmelevskaya L.V. Dynamics of atmospheric processes in the northern hemisphere in the twentieth century. Materials of meteorological research. 9, 146 p. (Moscow: AN SSSR, 1984) (in Russian).
21. Troyanovsky M.A. At the North Pole. (Film, 1937) (in Russian).
22. Fedorov E.K. Polar Diaries. 312 p. (Leningrad: Gidrometeoizdat, 1982) (in Russian).
23. Calend.ru (http://www.calend.ru/event/5207/).
24. Kononova N.K. Fluctuations of the Global Atmospheric Circulation in the XX-XXI Centuries. J. of Earth Science & Climatic Change. 7 (5). 1000350, doi:10.4172/2157-7617.1000350 (2016).