ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИН ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК THEORY AND METHODOLOGY OF TEACHING NATURAL DISCIPLINES
УДК 37.373.2
ЭКСПЕДИЦИЯ «ЧИСТАЯ ВОДА» В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Спиридонова Н.А. Сагды Ч. Т. Тувинский государственный университет, г. Кызыл МАДОУ №36 г. Кызыла
THE EXPEDITION «CLEAN WATER» IN THE CONDITIONS OF PRESCHOOL EDUCATION
Spiridonova N.A., Sagdy Ch. T.
TuvSU, MADOU №36 g. Kyzyl, Department PiMDiNO KP
В статье рассмотрен экологический проект с использованием всех видов детской деятельности с интеграцией содержания всех областей развития детства.
Ключевые слова: экологический проект, экологическое воспитание, свойства охраны
воды.
The article considers an environmental project using all types of children's activities and integrating the content of all areas of childhood development.
Keywords: ecological project, ecological education, properties of water protection.
Экологические проблемы встали в ряд важнейших проблем современности. Решение которых во многом определяется уровнем экологического воспитания каждого человека, закладывающегося с дошкольного возраста. Ребенку надо помочь осмыслить, что его окружает природа, с которой необходимо учиться позитивно общаться.
По предложениям многих исследователей, назрела необходимость в создании системы работы по экспериментированию с детьми дошкольного возраста [1-5]. И наша работа проводилась на базе МАДОУ №36 в течение двух лет с детьми старшей и подготовительной к школе группы. В начале нами реализован экологический проект «Мы за чистый город».
Тип проекта: Информационно-исследовательский.
Участники проекта: дети, воспитатели, родители. Научный руководитель - Сагды Ч.Т., профессор кафедры педагогики и методики дошольного и начального обучения ТувГУ, исполнитель - воспитатель Спиридонова Н.А.
Актуальность проекта: необходимость привития детям первичных норм и правил экологического образа жизни; приобщение детей 5-7 лет к проблеме загрязнения окружающей среды; привитие чувства причастности к природе.
Источником загрязнения являются отходы, которые образуются в процессе производства и потребления человеческого общества. Каждый год на берегу реки Енисей
образуется огромное количество бытовых отходов, кучи мусора растут с каждым днем. К тому же, многие виды мусора становятся серьёзной проблемой. Например, батарейки, пластмасса, автомобильные аккумуляторы при попадании на свалку, разлагаются очень медленно и могут проникнуть в реки и грунтовые воды, при сжигании выделяют в атмосферу ядовитые вещества диоксиды. Не секрет, что гуляя по улицам, мы часто оставляем за собой мусор, который загрязняет окружающую среду и воды Енисея.
Цель проекта. Развитие творческих способностей и формирование экологических представлений детей старшего дошкольного возраста средствами проектно-экспериментальной деятельности.
Гипотеза: Развитие творческих способностей и формирование экологических представлений детей может протекать более успешнее, если дети и взрослые будут целенаправленно сотрудничать в рамках проекта «Чистая вода» с учетом методов и педагогических приемов экологического воспитания детей.
Задачи проекта:
- способствовать экологическому воспитанию дошкольников;
- стимулировать интерес к исследовательской деятельности, опытным путем выявить, какие отходы разлагаются быстрее; совершенствовать умение оперировать имеющимися знаниями и делать выводы;
- учить выражать свое отношение к поступкам детей и взрослых с позиции общепринятых норм и адекватно воспринимать оценку своего поведения;
- развивать воображение, умение реализовать свои впечатления в художественно-творческой деятельности.
Предполагаемый результат: расширяется представление детей о свойствах воды, о значении воды в жизни человека, о научном направлении «гарбология» (анг. мусороведение). Узнают о важности вторичного использования мусора. Дети и их родители будут принимать активное участие в проведении акции «Чистая вода», будут более бережно относиться к воде, беречь и защищать ее. Возможно, через несколько лет кто-нибудь из ребят станет ученым-гарбологом.
Подготовительный этап проекта
1. Опрос: «Мусор в нашем городе».
2. Сбор литературных источников по теме.
3. Оформление дидактических материалов.
4. Консультации для родителей: «Как обращаться с отходами дома?»
5. Подготовка родителей к работе над проектом.
«Вода — это жизнь» (практическое занятие)
Цель: с помощью опытов определить свойства воды, способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды; развивать речь, мышление, любознательность к экспериментированию. Воспитывать основу экологической культуры. Развивать умение делать выводы.
Опыты с водой:
Какой формы вода? На столе лежит кубик и шарик. Воспитатель спрашивает, какой формы эти предметы (ответы детей).
Какого цвета вода? Возьмем два стакана - один с водой, а другой с молоком. Возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой. Нам видно картинку? (ответы детей)
Вода - растворитель. А есть ли у воды вкус? Дети пробуют воду и высказывают свое мнение. Затем предложить одному ребенку размешать в воде сахар, другому -соль, третьему - аскорбиновую кислоту. После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? А что случилось с веществами, которые мы положили в воду?
-У воды появился вкус. Вода стала сладкой, соленой, кислой.
Сделаем общий вывод о свойстве воды (ответы детей, воспитатель сформулирует вывод).
Фильтрование воды. Сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Что случилось с Иванушкой? (Ответы детей).
Почему нельзя было пить эту воду? (ответы детей)
Игра с водой.
Подведение итога: О каких свойствах воды вы сегодня узнали? (Ответы детей)
Окрашивание воды Переливание воды
Игра с водой Вода нужна цветам
Исполнительный этап проекта
Цикл наблюдений «Что происходит в природе со старыми листьями»
Сезонные экскурсии «Енисей — любовь моя»
Акция экологическая «Чистая вода»
Занятие-рисование «Загрязнение берега реки Енисей»
Занятие «Изготовление подделок из бросового материала»
Занятие с игровыми ситуациями «Экологические ситуации для детей»
Развлечение «Бросим умный взгляд на мусор»
Развлечение «Стихи о воде» с заучиванием любимого четверостишия
Развлечение «Пословицы о воде»
Развлечение «Загадки о воде»
Развлечение «Занимательные вопросы о воде»
Занятие «Кому нужна вода» (коллективное творчество: панно)
Занятия-беседы: «О загрязнении планеты», «Помогите природе»
Устное сочинение сказки «Что я сделаю для сохранения чистой воды».
«Енисей-любовь моя» (Экскурсия на реку Енисей)
Енисей начинает свой путь в Туве слиянием двух рек: Бии-Хем и Каа-Хем. У истока Енисея расположен город Кызыл — столица Республики Тыва. Енисей — одна из величайших рек России. Синяя извилистая лента, как мощный ствол, пересекает страну с Юга на Север. 15 тысяч больших и малых притоков несут свои воды в Енисей. По многоводности он занимает 1-е место, по протяженности — второе в России. Величав и грозен в своих порогах и водопадах Енисей. Его песни слышны в дремучих дебрях сибирской тайги [6].
Не оставляйте мусор на берегу реки и не бросайте мусор в воду. На берегу реки Такая благодать! Сюда скорей беги Купаться, загорать! Но только разный сор В траве не оставляй, Не зарывай в песок
И в воду не бросай! Не засоряй сейчас Прекрасный водоем -И мы еще не раз С тобой сюда придем! У Енисея - свои зверюшки: Улитки, рыбки и лягушки... И хоть их водится тут много, Ты их, пожалуйста, не трогай! И каждая - дитя природы, А для воды все важны, Полезны очень и нужны!
Всегда найдется дело для умелых рук Убираю мусор я на берегу Енисея
Интеллектуальная игра: «Экоколобок»
Цель: Формирование экологической культуры познавательного, эмоционального отношения к окружающему миру. Воспитание нравственных качеств на примере бережливого, внимательного отношения к природным объектам.
Оформление: Голубая ткань, символизирующая реку; на ней - воздушные шарики — капельки с веселыми рожицами. Выставка рисунков детей.
Реквизит: Мяч в виде глобуса.
Действующие лица: Хозяйка и её внучка Алёнушка, дети.
1. Вопросы на засыпку
2. Конкурс игра: «Цветик - семицветик»
3. Конкурс: «Защита проектов»
4. Конкурс музыкальный
5. Конкурс болельщиков
6. Конкурс пословиц о воде
7. Конкурс капитанов
Подведение итога: Награждение детей с участием председателя родительского комитета группы.
Заключительный этап проекта
В основе заключительного этапа лежит изготовление подделок из бросового материала. Конкурс детского творчества «Мусоринка»
Развлечение: «Бросим умный взгляд на мусор»
Подведение итога проекта.
- Мы любим Енисей!!! Не бросай грязь в воды Енисея и в воды других рек, озер. Принимай участие в очистке Енисея....(вь/сказь/вание детей).
В итоге проведенных мероприятий наша гипотеза о том, что целенаправленное сотрудничество детей и взрослых в рамках проекта «Чистая вода» способствует развитию творческих способностей и формированию экологических представлений детей.
Библиографический список
1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольного учреждения. М.: Мозаика - Синтез, 2014. 64 с.
2. Гончарова Г. С. Развитие творческих способностей детей раннего возраста средствами экспериментальной деятельности//Дошкольная педагогика, 2008. №7. С.27-29.
3. Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников //Ребенок в детском саду. 2003. №3. С.4-12.
4. Куликовская И.Э, Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. М.: Педагогическое общество России, 2003. 79с.
5. Локтионова З.А., Варыгина В.В. Поисково-познавательная работа в детском саду // Методист. 2006. №8. С.60-64.
6. Ооржак С.Б. Енисей — любовь моя // Башкы, 2002. №2.
Bibliograficheskij spisok
1. Veraksa N.E., Veraksa A.N. Proektnaya deyatelnost doshkolnikov. posobie dlya pedagogov doshkolnogo uchrezhdeniya. M.: Mozaika - Sintez, 2014. 64 s.
2. Goncharova G. S. Razvitie tvorcheskikh sposobnostej detej rannego vozrasta sredstvami eksperimentalnoj deyatelnosti//Doshkolnaya pedagogika, 2008. 7. S.27-29.
3. Korotkova N.A. Poznavatelno-issledovatelskaya deyatelnost starshikh doshkolnikov // Rebenok v detskom sadu. 2003. 3. S.4-12.
4. Kulikovskaya I.E, Sovgir N.N. Detskoe eksperimentirovanie. Starshiy doshkolnyi vozrast. M.: Pedagogicheskoe obschestvo rossii, 2003. 79s.
5. Loktionova Z.A., Varygina V.V. Poiskovo-poznavatelnaya rabota v detskom sadu // Metodist. 2006. 8. S.60-64.
6. Oorzhak S.B. Enisei - lyubov moya // Bashky, 2002. 2.
Спиридонова Надежда Александровна - воспитатель муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №36 г. Кызыла
Сагды Чечекмаа Тюлюш-ооловна - доктор биологических наук, профессор кафедры педагогики и методики дошкольного и начального обучения, Тувинский государственный университет, г. Кызыл
Spiridonova Nadezhda Alexandrovna - educator of the municipal autonomous pre-school educational institution No. 36 of Kyzyl
Sagdy Chechekmaa Tyulyush-oolovna - doctor of biological sciences, professor of the Department of pedagogy and methods of preschool and primary education, Tuvan State University, Kyzyl