Научная статья на тему 'Экскурсия, посвященная пребыванию Эдит Штайн в Гёттингене (1913-1916 гг. )'

Экскурсия, посвященная пребыванию Эдит Штайн в Гёттингене (1913-1916 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
137
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
GöTTINGEN / EDIT STEIN / EDMUND HUSSERL / EARLY PHENOMENOLOGY / BIOGRAPHY / EXCURSION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Крюков Алексей

In this short review I share my impression from an excursion, which was held in December 2013 in Göttingen, through the places where Edit Stein lived during her working period on her PhD thesis under the supervision of Edmund Husserl. Under the guidance of Mary Heidhues, we walked through Göttingen and saw the places where Edit Stein first lived upon her arrival in the city, the evangelical church where her supervisor Adolf Reinach’s funeral was held after his fall during the first world war, the nice old house where the Göttingen phenomenologists met with each other, the building of the university aula which was both a place for the official affairs and a disciplinary cell, and many other interesting places. This text is followed by the chronological biography and the autobiography of Edit Stein.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Крюков Алексей

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Excursion on Edith Stein’s Visit to Göttingen (1913-1916)

In this short review I share my impression from an excursion, which was held in December 2013 in Göttingen, through the places where Edit Stein lived during her working period on her PhD thesis under the supervision of Edmund Husserl. Under the guidance of Mary Heidhues, we walked through Göttingen and saw the places where Edit Stein first lived upon her arrival in the city, the evangelical church where her supervisor Adolf Reinach’s funeral was held after his fall during the first world war, the nice old house where the Göttingen phenomenologists met with each other, the building of the university aula which was both a place for the official affairs and a disciplinary cell, and many other interesting places. This text is followed by the chronological biography and the autobiography of Edit Stein.

Текст научной работы на тему «Экскурсия, посвященная пребыванию Эдит Штайн в Гёттингене (1913-1916 гг. )»

HORIZON з (1) 2014 : 3. Discussions : Prepared by A. Krioukov : p. 252-257

ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ • STUDIEN ZUR PHANOMENOLOGIE • STUDIES IN PHENOMENOLOGY • ETUDES PHENOMENOLOGIQUES

ЭКСКУРСИЯ, ПОСВЯЩЕННАЯ ПРЕБЫВАНИЮ ЭДИТ ШТАЙН В ГЁТТИНГЕНЕ (1913-1916)

THE EXCURSION ON EDITH STEIN’S VISIT TO GOTTINGEN (1913-1916)

In this short review I share my impression from an excursion, which was held in December 2013 in Gottingen, through the places where Edit Stein lived during her working period on her PhD thesis under the supervision of Edmund Husserl. Under the guidance of Mary Heidhues, we walked through Gottingen and saw the places where Edit Stein first lived upon her arrival in the city, the evangelical church where her supervisor Adolf Reinach’s funeral was held after his fall during the first world war, the nice old house where the Gottingen phenomenologists met with each other, the building of the university aula which was both a place for the official affairs and a disciplinary cell, and many other interesting places. This text is followed by the chronological biography and the autobiography of Edit Stein. Keywords: Edit Stein, Edmund Husserl, early phenomenology, Gottingen, biography, excursion.

Осень 2013 года. Гёттинген. Грант по феноменологическому проекту. Не достаточно долгий (3 месяца), чтобы успеть что-то концептуальное, однако и не столь короткий, чтобы опустить руки. Как обычно, работа с источниками, которые отсылают друг к другу. В руки попадается книга Эдит Штайн, её докторская диссертация «Zum Problem der Einfuhlung» («К проблеме вчувствования»). Текст, несомненно, интересный, и именно тем, что написан в месте и во времени, когда зарождалась феноменология как учение, когда выкристаллизовывались основные понятия и основные идеи феноменологической мысли. Именно тогда в Гёттингене преподает Эдмунд Гуссерль, набиравший популярность после опубликования своих «Логических исследований», и уже работавший над своими «Идеями к чистой феноменологии». Читая текст докторской работы Эдит Штайн, как будто окунаешься в раннефеноменологическую атмосферу гёттингенского времени. В тексте Штайн так или иначе мы имеем дело с различными вариациями того, над чем работал немецкий феноменолог в то время. Несколько интернет-кликов, и Google отсылает к Гёттингскому кружку, посвящённому Эдит Штайн, на сайте которого опубликовано объявление, что проводятся экскурсии по её местам в Гёттингене. Интересно. Дальше события развиваются очень

© Алексей Крюков, 2014

быстро и просто: емэйл-запрос про то, что я из С.-Петербурга, и что интересуюсь наследием Эдит Штайни, о возможности присоединиться к экскурсии. — Ответ: с удовольствием в начале января. — Да, но я уже уеду. — Ответ: тогда в начале декабря проведем экскурсию. — Да, но я буду один. — Ответ: для Вас одного и проведем, Вы же издалека приехали... 9 декабря 2013 года, в пасмурный, слегка моросящий день, когда уже развешаны рождественские огни и разукрашена ярмарочная, ставшая рождественской, площадь, мы встретились с Мэри Хайдхуэз, проводящей экскурсию, по адресу Турмштрассе, 6, где находится католическая церковь святого Михаила.

Эдит Штайн родилась 12 октября 1891 года в Бреслау, в еврейской семье. После учебы в местном университете, где она изучала германистику, историю, психологию и философию, она отправляется в университет города Гёттингена, в котором живет с 1913 по 1916 год. Цель — написание и защита докторской диссертации, которую она обязательно хотела писать под руководством Эдмунда Гуссерля.

Девушка в возрасте 21 года прибывает в Гёттинген в апреле 1903 года. В академической среде её наставником и помощником стал ассистент Гуссерля Адольф Райнах. В незнакомом городе Штайн испытывала некоторую робость перед встречей с Эдмундом Гуссерлем, к тому времени становящемся уже маститым. Райнах вселил в неё определённую долю уверенности и способствовал встрече между ними. Как гласит предание, Гуссерль, познакомившись с Эдит Штайн, поинтересовался, читала ли она «Логические исследования». На что Эдит Штайн ответила утвердительно. Гуссерль уточнил, полностью ли весь текст. Эдит Штайн опять ответила утвердительно. Немецкий феноменолог одобрительно закивал головой, сказав: «Похвально».

Внутри церкви святого Михаила, откуда мы начали свою экскурсионную прогулку, находится небольшая стильная экспозиция. Портрет Эдит Штайн, обрамлённый рукописными страницами из её сочинений. Одно из них — глава из её воспоминаний — начинается с тёплых слов о городе, в котором становилась её феноменологическая порода, «Das liebe, alte Gottingen.» Эдит Штайн, будучи иудейкой, крестилась в католичество в зрелом возрасте. С этой церковью связан один из эпизодов на её пути в католическую веру. В 1915 году, уже после начала Первой мировой войны, одна из знакомых предложила ей посетить католическую службу в одной из церквей в один из рождественских дней. Они отправились к этой церкви, но. ворота оказались закрыты, и служба начиналась только на следующий день.

Мы проходим мимо евангелической церкви Албани кирхе по адресу Албаникирх-хоф 1А. С этой церковью связаны траурные события. В 1917 году на войне погибает Адольф Райнах, его тело для отпевания привозят в Гёттинген, именно в эту церковь. Сюда на церемонию погребения специально приезжает Эдит Штайн: в том числе, чтобы утешить и поддержать вдову Анне Райнах, с которой она подружилась во время своей учёбы в Гёттингене. И. её очень поразила выдержка вдовы, которая не столько сокрушалась сама, сколько нашла в себе силы успокоить Эдит Штайн, для которой Адольф Райнах значил очень много. По всей видимости, тогда уже Эдит Штайн стала задумываться о роли и значимости католической веры. В качестве асси-

Horizon з (1) 2014 253

стента Гуссерля Адольф Райнах сыграл важную роль в жизни Эдит Штайн. Человек она была достаточно усердный, но, как часто бывает, количество прочитанного, проработанного, прослушанного на лекциях Гуссерля, а также ею самой написанных страниц никак не могло превратиться в текст, достойный, по её мнению, того, чтобы называться докторской работой. Очень сильные сомнения одолевали Эдит Штайн до того момента, пока Адольф Райнах не прочитал её текст и не одобрил его. С этого момента работа пошла уже много быстрее, и в 1916 году во Фрайбурге, куда Эдит Штайн переехала вслед за своим учителем, она защищает диссертацию.

Переход же в католическую веру также отчасти связан с Гёттингеном. Штайн в последний раз посещает город своего ученичества в мае 1921 года. Перед тем, как отправиться из Гёттингена, она берёт из библиотеки семьи Райнах книгу-биографию известной испанской кармелитки Терезы фон Авиллы. После прочтения этой книги Штайн делает простое и ясное заключение для себя самой, которое гласит: «Это — это истина». Через некоторое время она крестится в католичество.

Вильгельмплатц, Аула университета. В 1837 году король Вильгельм IV подарил здание университету в ознаменование столетнего юбилея учебного заведения. Здание было построено по проекту Отто Прэля, университетского архитектора, в классическом стиле. Завоевавший за сто лет славу международного научного центра. Гёттингенский университет, несомненно, нуждался в новых аудиториях и новых пространствах. В первую очередь, Аула университета играла и играет до сих пор официально-презентативную роль. На видных местах развешаны картины некогда царствовавших особ, встречающиеся бюсты напоминают нам о знаменитых ученых, работавших в этом городе и сделавших славу университету. В этом здании в конце семестра прощаются только что защитившиеся доктора, здесь читают лекции по случаю вступления в должности недавно избранные профессора, здесь происходят разного рода торжественные официальные мероприятия. Однако событие, связанное с посещением Эдит Штайн этого здания, далеко от торжественного случая. Дело в том, что в этом здании был также, карцер. Университет не подчинялся общегородской юрисдикции, поэтому для проштрафившихся студентов было отведено сначала 12 комнат, с 1900 года — 4 комнаты под карцер. Студенты наказывались за различные проступки, как-то: азартные игры и дуэли, пьянство и хулиганство, когда из баловства тушили уличные фонари. и т. д. Однако со временем наказание стало самими студентами восприниматься как дело студенческой чести. Ни о каком порядке здесь, по словам очевидцев, отбывавших наказание, речи не шло: спущенные из окон карцеров корзины приятели наказанного студента битком набивали пивом из местных пивных. Канадец Винторп Бэлл, которого посетила Эдит Штайн в 1914 году, также учился и защищал докторскую работу у Эдмунда Гуссерля. В карцер он был посажен во время Первой мировой войны за нелицеприятные высказывания в адрес немцев. Отбыл здесь целых три месяца, затем был переведён в тюрьму Ганновера и до конца войны интернирован в Берлин. Позже Винторп Бэлл станет профессором философии в университетах Торонто и Гарварда.

254 Экскурсия, посвященная пребыванию Эдит Штайн...

Барфюссерштрассе, 5. Один из старейших (заложен в средине XV века; обличие, в котором он предстаёт перед нами, получил в середине XVI века) и красивейших домов в Гёттингене, «Юнкершенке». Дом знаменит тем, что в нём находится одна из старейших пивных не только в Гёттингене, но и во всей Германии. Этот дом был излюбленным местом молодых гёттингенских философов. На одном из верхних этажей арендовалась комната, в которой распивали напитки местного приготовления и философствовали, философствовали, философствовали. К примеру, в одном из писем, адресованных Эдит ещё до её приезда в Гёттинген, её приятель, уже ставший студентом местного университета, так описывал философскую атмосферу Гёттингена — это место, «где только философствуют — день и ночь, за едой, на улице, повсюду». Именно в «Юнкершенке» читал лекции уволенный с официального поста в Берлине Макс Шелер, именно там собиралась раннефеноменологическая публика, последователи Эдмунда Гуссерля.

Кафе «Стопив Lanz» по адресу Веендерштрассе, 25 — одно из старейших кафе в Гёттингене, славится своей особой выпечкой и сладостями. Несомненная достопримечательность Гёттингена. Именно здесь Эдит Штайн праздновала с приятелями сдачу своего экзамена. По окончании экскурсии я заглянул в это кафе, поскольку, как мне было сказано, в меню этого кафе должна была быть заметка об Эдит Штайн. И это действительно так. Равно как и то, что сладости там отменные.

Последняя точка нашей экскурсии. Мы останавливаемся напротив глиномазанно-го дома совершенно в гёттингенском стиле по адресу Унтере Каршпюле, 6. Госпожа Хайдхуэз задаёт вопрос: «Как Вы думаете, чем в 21 год заняты помыслы молодой девушки, которая приезжает в Гёттинген учиться?» И, не дождавшись моего ответа, после пары секунд моего серьёзного раздумья (ну не про то, чтобы разбираться в феноменологической терминологии Гуссерля же отвечать!), она продолжила: «Конечно же, она влюбляется. Кстати, когда я задавала этот вопрос группам, которым вела экскурсию, только однажды, сразу же не задумываясь, такой ответ дала одна молодая особа». Пауза. Мэри Хайдхуэз уточнила с улыбкой: «Эта девушка была русской». Так вот, в этом доме жил один студент, Ханс Липс, который также учился у Гуссерля. Это был высокий и очень красивый молодой человек, с несколько экстравагантным поведением. Прежде, чем сесть за стол, либо пуститься в философскую дискуссию, он надевал белый длиннополый сюртук и только после этого принимался за философское дело. Ему Эдит Штайн отсылала посылки на войну, долго состояла с ним в переписке. До свадьбы дело не дошло. Правда, много позже, после смерти своей первой жены, Ханс Липс всё же сделал Эдит Штайн предложение, но тогда перед ней уже стояли совершенно другие жизненные цели. А всё могло бы быть совершенно иначе, и был бы тогда монастырь кармелиток в жизни Эдит?

На этом, под слегка усилившимся рождественским гёттингенским дождем мы расстаёмся с госпожой Мэри Хайдхуэз, которой я всемерно признателен за интересную экскурсию и персонально мне уделённое время.

А что было потом, после Гёттингена, с Эдит Штайн? А дальше было сложное, и, в конце концов — страшное... 1916 год — защита диссертации у Гуссерля во Фрай-

Ноп7оп з (1) 2014 255

бурге. Штайн пытается получить место для написания хабилитационной работы, которая бы открыла ей дорогу в науку, однако её проект отклонили, даже не взглянув на него, поскольку женщины в науку в те времена не допускались. 1922 год — крещение в католичество. Через несколько лет новая попытка писать хабилитационную работу, и снова отказ. В 1932-33 году Штайн получает место доцента в институте педагогики в Мюнстере. Однако с приходом нацистов к власти в 1933 году ей приходится оставить свою преподавательскую деятельность, поскольку она еврейка. В 1938 году, в ночь перед рождеством, она перебирается в монастырь кармелиток в Голландию. 1942 год, август — арест, а 9-го августа 1942 года Эдит Штайн была сожжена в печи Освенцима.

В настоящее время обществом Эдит Штайн в Кёльне издается как её философско-феноменологическое, так и религиозное наследие.

Биография Эдит Штайн 1

12 октября 1891 1906-07

1911

1913-1916

1916

1 января 1922

1932/33

1933

14 октября 1933

Рождественская ночь 1938

Родилась в Бреслау (в настоящее время Вроцлав) в еврейской семье

Гимназия в Бреслау

Перерыв в учебе; Эдит Штайн живёт у своей сестры в Гамбурге

Аттестат зрелости; начинает изучать философию, психологию и историю в Бреслау

Учеба в Гёттингене

Защита диссертации с отличием у Эдмунда Гуссерля во Фрайбурге

Поскольку она женщина, то в карьере в университе ей было отказано

Крещение в Бергцаберне, конфирмация 2 февраля в Спреер, преподаватель в школе и в педагогической школе доминиканцев, Св. Магдалена, Спреер

Доцент, институт научной педагогики в Мюнстере

Прекращение её педагогической деятельности по причине прихода к власти национал-социалистов

Уход в монастырь босых кармелиток в Кёльне Монашеское имя: Тереза Бенедикта Креста

Переезд в монастырь кармелиток в Эхт в Нидерландах

1 Перевод из брошюры: Mary Heidhues. Edit Stein und Ihre Gottingen Zeit. S. 2-3.

256 Экскурсия, посвященная пребыванию Эдит Штайн.

2 августа 1942 Арест и депортация в концентрационный лагерь Вестерборк

9 августа 1942 Убита в концентрационном лагере Освенцим-Биркенау

I мая 1987 Причисление к праведникам

II октября 1998 Причисление к лику святых

1999 Эдит Штайн становится патронессой Европы

Автобиография2

12 октября 1891 года родилась я, Эдит Штайн, дочь умершего коммерсанта Зигфрида Штайна и его жены Августины, девичья фамилия Куран, в Бреслау. Я подданная прусского государства и еврейка. С октября 1897 до Пасхи 1906 я посещала школу Виктории (городской лицей) в Бреслау и с Пасхи 1908 по Пасху 1911 к ней относящуюся женскую реальную гимназию, в которой затем я сдала экзамен на получение аттестата зрелости. В октябре 1915, сдав дополнительный экзамен по греческому языку в гимназии Св. Иоанна в Бреслау, я получила аттестат зрелости гуманитарной гимназии. С Пасхи 1911 по Пасху 1913 я изучала в университете Бреслау, и затем последующие четыре семестра в университете Гёттингена, философию, психологию, историю и германистику. В январе 1915 я сдала государственный экзамен в Гёттингене profaculltate docenti по философской пропедевтике, истории и немецкому языку. В конце этого семестра я прервала свое обучение и некоторое время служила в Красном кресте. С февраля по октябрь 1916 я замещала заболевшего старшего преподавателя в вышеназванной женской гимназии в Бреслау. Затем я переехала во Фрайбург в Брайсгау, чтобы занять место ассистента господина профессора Гуссерля.

Пользуясь случаем, хочу выразить глубокую признательность всем тем, кому выпало на долю поддерживать и поощрять меня во время моего обучения, прежде всего, тем моим учителям и товарищам по учебе, которые открыли мне доступ к феноменологической философии: господину профессору Гуссерлю, господину д-ру Райнаху и Гёттингенскому философскому общество.

Алексей Крюков

2 Автобиография была написана перед защитой докторской диссертации во Фрайбурге. Перевод из книги: Edit Stein. Zum Problem der Einfuhlung. Freiburg; Basel; Wien, 2010. S. 137.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.