История
Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2011 № 0 (1), с. 255-261
255
УДК 908(470.341-25). 910
ЭКСКУРСИОННОЕ ДЕЛО В НИЖНЕМ НОВГОРОДЕ В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА (по материалам профильной периодики 1900-1917 гг.)
© 2011 г. А. С. Киселева
Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет
arina-kiselyova@yandex.ru
Писту-ила в редакцию 13.04.2011
Представлены результаты изучения публикаций профильных периодических изданий 1900-1917 гг., характеризующих состояние экскурсионного дела в Нижнем Новгороде. Перечислены экскурсионные журналы начала ХХ века. Рассмотрены опубликованные материалы по теме, определены жанры и проанализировано содержание публикаций. Выявлены тенденции характеристики экскурсионного дела в периодической печати. Обозначены основные направления тематических научных исследований.
Ключевые слова: экскурсия, учебная экскурсия, школьное экскурсионное движение, «Русский турист», «Русский экскурсант», «Экскурсионный вестник», Нижний Новгород в 1900-1917 гг.
В составе комплекса исторических источников особое место занимают периодические издания. Привлечение универсальной и в первую очередь тематической периодики необходимо при изучении как динамики определенных исторических событий и явлений, так и их региональной специфики. Профильные периодические издания (журналы, реже газеты) определяют направление научных поисков, являясь основными или даже единственными опубликованными источниками информации по теме исторического исследования.
Сегодня одной из актуальных тем региональной истории являются вопросы состояния экскурсионного дела в Нижнем Новгороде в начале ХХ века и освещения экскурсионной проблематики в различных источниках. Стремление изучать прошлое объясняется возрастающим интересом к сфере туризма и путешествий в современном Нижнем Новгороде. Круг задач, требующих решения, достаточно широк и разнообразен. Некоторые из них, например вопросы состава и содержания источникового комплекса, поставлены впервые.
В настоящей статье представлены результаты изучения российских периодических изданий 1900-1917 гг., посвященных экскурсионному делу и туризму и публиковавших различные сведения о состоянии и тенденциях развития экскурсионного дела в дореволюционном Нижнем Новгороде. Являлся ли наш город объектом интереса путешественников в начале ХХ века? Каким образом экскурсионные возможности и ресурсы Нижнего Новгорода были представлены на страницах главных экскурсионных журналов страны?
Для ответа на поставленные вопросы определен круг задач: во-первых, ретроспективно объяснить сущность понятия «экскурсия»; во-вторых, представить и кратко охарактеризовать российские периодические издания 1900-1917 гг., освещавшие вопросы экскурсий и путешествий; в-третьих, проанализировать материалы профильной периодики, характеризовавшие особенности состояния и развития экскурсионного дела в дореволюционном Нижнем Новгороде, определив жанровые особенности, содержание и значение публикаций.
В 1900—1910-е гг. взгляды на экскурсионную деятельность и, соответственно, подходы к ее организации коренным образом отличались от современных представлений. Термин «экскурсия» был синонимичен понятиям «учебная поездка» и, в некоторых случаях, «экспедиция».
Обратимся к трудам первых теоретиков экскурсионного дела. По мнению историка И.М. Гревса (1860—1941), профессора Санкт-Петербургского университета, экскурсия представляла собой «общеобразовательное путешествие», предпринимаемое для изучения определенной темы на конкретных объектах, расположенных в их естественном природном и историко-культурном окружении [1, с. 5]. Например, для И.М. Гревса исторические экскурсии являлись прежде всего «одним из непререкаемых принципов научноисторического исследования» и средством, использование которого «необходимо на пути исторического познания» [1, с. 8]. Хотя И.М. Гревс являлся одним из идейных вдохновителей и успешных организаторов исторических экскурсий для студентов, позднее его идеи были положены в основу методики гуманитарных экскурсий в целом.
В начале ХХ века наибольшее распространение экскурсии получили в рамках среднего школьного образования. К 1914 г. экскурсии были официально признаны важной частью учебной программы, служившей целям образования и патриотического воспитания молодого поколения. Длительность экскурсий варьировалась от одного урока («ближние» экскурсии) до нескольких дней и даже недель («дальние» экскурсии), а конкретные задачи и программа поездок приводились в соответствие со школьным курсом по определенной дисциплине [2]. Необходимо отметить, что в данном случае непременными условиями осуществления экскурсии являлись наличие группы, имеющей определенную учебную цель, и руководителя, как правило педагога [1].
Одновременно термином «экскурсия» обозначали исследовательское путешествие (экспедицию). В данном случае поездка осуществлялась либо одним человеком, либо небольшой группой лиц с целью научного изучения экскурсантами вопросов культурологического, этнографического или исторического плана. Например, нередко экскурсиями именовались экспедиции членов Отделения этнографии Русского географического общества или участников местных обществ по изучению родного края (о чем можно найти упоминания в периодических изданиях Отделения этнографии — «Записках Императорского Русского географического общества по Отделению этнографии», 23 тома которых были опубликованы в период 1867— 1915 гг., и в журнале «Живая старина», выходившем с 1890-го по 1916 г.).
Таким образом, круг участников экскурсий и, в целом, всех заинтересованных лиц был широк и разнообразен. Соответственно, обширным и неоднородным должен быть и источниковый комплекс по теме исследования, изучение которого целесообразно начинать именно с профильных периодических изданий.
Автором настоящей статьи были проанализированы комплекты журналов «Русский турист» (160 номеров, 1900—1913 гг., место издательства — Санкт-Петербург), «Русский экскурсант» (в количестве 28 выпусков, 1914—1917 гг., Ярославль), «Школьные экскурсии и школьный музей» (36 выпусков, 1913—1917 гг., Бендеры), «Экскурсионный вестник. Хождение по Руси и за рубеж» (в количестве 9 книг, 1914—1916 гг., Москва).
Способствовать «развитию в русской молодежи путем экскурсий любви к Родине и знакомству с нею», «объединять преподавателей, интересующихся экскурсиями, создавать и углублять в обществе интерес к изучению Родины
и давать сведения, необходимые для организации и успешного выполнения школьных экскурсий», — таковы цели издания основных журналов по вопросам экскурсионного дела и краеведения [3, с. 4; 4]. Целевой аудиторией журналов «Русский экскурсант» и «Экскурсионный вестник...» являлись учителя — организаторы школьных экскурсий, хотя можно предположить интерес к публикациям и со стороны учеников старшего школьного возраста и их родителей.
«Русский турист» — журнал, посвященный велосипедному и другим видам туризма, — издавался Российским обществом туристов и был ориентирован на любителей спорта, а также на самостоятельных путешественников. Однако, стремясь расширить читательскую аудиторию, редакция периодически публиковала материалы по экскурсионной и краеведческой тематике, распределяя публикации по двум рубрикам: «Школьные экскурсии и ученические прогулки» (1902—1908 гг.) и «Родные углы» (1901—1909 гг.).
Главной задачей издания «Школьные экскурсии и школьный музей» являлась помощь учителям, интересовавшимся организацией экскурсий для своих воспитанников, а также пытавшимся создать школьный музей собственными силами. Основное содержание журнала составляли публикации природоведческой тематики.
Перечисленные выше журналы представляли собой многостраничные издания, выходившие с определенной периодичностью в течение года и распространявшиеся как по подписке, так и путем продажи в книжных магазинах. Материалы журналов, разнообразные по форме и содержанию, были структурированы по тематическим рубрикам. Текстовая информация нередко сопровождалась иллюстрациями (рисунки, фотографии, карты) и приложениями. В целом, каждый из представленных журналов выполнял функции научно-популярного издания и, в равной степени, служил своеобразным методическим пособием по организации и пропаганде экскурсионного дела в рамках системы школьного образования.
Обратимся теперь к вопросу о форме представления в периодической печати состояния экскурсионного дела в Нижнем Новгороде в начале ХХ века. Исходя из специфики понятия «экскурсия» и общепринятого взгляда на данный вид деятельности, основное внимание будет уделено экскурсионным путешествиям групп учащихся и/или учащих.
Благодаря своему географическому положению, древней истории и многочисленным сохранившимся культурно-историческим памятникам XVI—XIX вв. Нижний Новгород всегда
лежал на пути различных путешественников. Не остался наш город в стороне и от школьного экскурсионного движения, расцвет которого пришелся на начало ХХ столетия. Что привлекало экскурсантов в Нижнем Новгороде и куда путешествовали нижегородские учащиеся? Какие экскурсионные маршруты пролегали через наш город? Существовали ли благоприятные условия для приема ученических экскурсионных групп и, в целом, структура организации и координации экскурсионной деятельности в Нижнем Новгороде?
Анализ материалов профильной периодики дает ответы на эти вопросы.
На мой взгляд, весь объем публикаций можно условно объединить в две группы:
1) материалы научно-методического плана, представлявшие экскурсионные ресурсы Нижнего Новгорода;
2) сведения справочного характера.
Первая группа материалов, наиболее многочисленная и неоднородная, включает публикации тематических рубрик журналов: «Практика экскурсионного дела» (журнал «Русский экскурсант»), «Теория и практика экскурсий», «Хождение по Руси и за рубеж» и «Культурные центры» (журнал «Экскурсионный вестник.»), а также «Родные углы» и «Школьные экскурсии и ученические прогулки» в журнале «Русский турист». Объем материалов варьировался от нескольких до десятков страниц. Неоднократно отдельные статьи публиковались в нескольких выпусках журнала. Разнообразны были и жанры публикаций: путевые заметки и дневники,
очерки, руководства, документы и/или их проекты, а также статьи, представлявшие результаты исследований.
Наиболее информативным среди дореволюционных экскурсионных периодических изданий можно считать журнал «Русский экскурсант», издававшийся Ярославской экскурсионной комиссией. Авторы Н. Юшков, С. Парий-ский, А. Свободов, освещавшие нижегородскую тематику, являлись постоянными участниками журнала, начиная с первых выпусков [5, 6, 7].
Нижний Новгород был представлен либо как один из городов определенного экскурсионного маршрута, либо как главная и единственная цель экскурсантов, средоточие уникальных объектов экскурсионного интереса. Например, краткие сведения о культурно-исторических достопримечательностях города встречаются в путевых заметках участников учебных экскурсий [8, 9]. Такие памятники национальной истории и культуры, как комплекс ярмарочных зданий и, соответственно, славные традиции Нижегородской ярмарки, гробница К. Минина в
Спасо-Преображенском соборе Кремля и Строгановская церковь, были признаны одними из ключевых объектов внимания путешествующих по Волге [8].
Необходимо отметить, что большинство публикаций «Русского экскурсанта» было представлено в жанре путевых заметок, авторство которых принадлежало как руководителям школьных экскурсий, так и одиночным путешественникам. Иногда авторами материалов являлись ученики [8, 9, 10].
В структуре подобных статей условно можно выделить три части. Во вступительной части авторы, ссылаясь на современную ситуацию, указывали ценность экскурсий для образования и воспитания учащихся, а также представляли задачи и подготовительные мероприятия по конкретной экскурсии. Основное внимание уделялось детальному описанию экскурсионной прогулки или поездки (маршрут, условия проживания и питания экскурсантов, реже стоимость, сведения культурно-исторического плана). В заключение были представлены личные впечатления автора статьи [8, 7]. Часто текстовый материал дополнялся черно-белыми фотографиями и/или другими иллюстрациями.
Научно-образовательный и воспитательный характер экскурсий требовал рекомендаций по совершенствованию организации школьных экскурсий или улучшению использования культурных объектов в экскурсионных целях. Однако материалы теоретического и методического плана немногочисленны и носили, как правило, достаточно общий характер. Например, В. Дзя-кович, описав многодневное путешествие по Волге, лишь перечислил некоторые историкокультурные памятники Нижнего Новгорода, полезные для осмотра экскурсантами [8]. А. Сво-бодов, рассуждая о проблемах финансового плана, привел пример некоторых «дальних» экскурсий воспитанников Александровского дворянского института, а Н. Бурцев только указал на возможности города «размещать экскурсионные группы при помощи Городской управы», не конкретизировав информацию [6; 11, с. 5]. Художественный стиль публикаций также позволяет предположить, что материалы были ориентированы на широкую аудиторию, что не совсем отвечало первоначальным целям редакции каждого из журналов.
На общем фоне выделяется статья Сергея Михайловича Парийского «Что может дать Нижний для образовательных экскурсий» [5]. Нижегородец, педагог, организатор экскурсий с учащимися достаточно подробно осветил ряд актуальных в то время теоретических и методических вопросов, ориентируясь в первую очередь на практиков экскурсионного дела.
Во-первых, С. Парийский впервые предложил несколько классификаций, охватывавших, по его мнению, все разнообразие экскурсий по Нижнему Новгороду. Например, обширная нижегородская тематика могла быть представлена посредством экскурсий исторических, географических или естественно-исторических, являвшихся, по сути, комплексными. В основе другой классификации, предполагавшей деление экскурсий на «экскурсии-обозрения» и собственно «экскурсии», лежали характеристики экскурсионной группы. «Обозрения» были предназначены для «беглого ознакомления с достопримечательностями» и ориентированы на «транзитных иногородцев», желавших ознакомиться с городом, в то время как «экскурсии» являлись настоящими образовательно-воспитательными мероприятиями, предполагавшими изучение заявленной темы на конкретных городских объектах [5, с. 72].
Во-вторых, для каждого из видов экскурсий С. Парийским было предложено несколько маршрутов различной продолжительности и соответствующих им тем, а также дано несколько советов по лучшей организации экскурсий. С. Парийский обобщил и представил широкой публике опыт своих современников-нижегородцев, заинтересованных в развитии школьного экскурсионного дела.
Каждый из шести предложенных маршрутов «экскурсий-обозрений» был посвящен определенной теме, но вместе они позволяли нарисовать целостный и яркий образ Нижнего Новгорода. Начальными пунктами практически всех пешеходных экскурсий были либо железнодорожный, либо, чаще, речной вокзал, что было естественно при существовавших в то время уровне развития транспорта и способах передвижения экскурсионных групп.
Например, наиболее продолжительными и насыщенными являлись два маршрута, по сути, аналоги современных обзорных экскурсий по городу. Благовещенский монастырь, Софронов-ская площадь (современная площадь Маркина) и церковь Рождества Пресвятой Богородицы на улице Рождественской, земская изба и церковь Николы «на Торгу» (не сохранились), Кремль и кремлевские храмы, Волжский откос, художественный музей в Дмитриевской башне Кремля и здание Государственного банка на Большой Покровской улице, а также шедевр К. Маковского «Воззвание Минина» в здании Городской думы — вот перечень основных пунктов для посещения. Важно, что практически для каждого из памятников С. Парийский обозначил определенную тему экскурсионного рассказа. К примеру, церковь Николы «на Торгу», Ивановская
башня Кремля и земская изба служили визуальными объектами повествования о подвиге Нижегородского ополчения 1611—1612 гг. Показ башен Кремля сопровождался рассказом о посещении Нижнего Новгорода императором Николаем I, а во время прогулки по Б. Печерской экскурсанты могли узнать о первом нижегородском театре князя Н. Шаховского или деятельности В. Даля в Нижнем Новгороде [5].
Тематические экскурсии предполагали посещение Сормовского судостроительного завода («необходима договоренность с заводом»), естественно-исторического музея губернского земства или винных складов [5, с. 75]. Например, тема рельефа города раскрывалась на экскурсионной прогулке от Благовещенского монастыря до мельниц Башкировых.
Продолжительность экскурсий по городу варьировалась от 2 до 5 часов, находясь в прямой зависимости от количества объектов показа. Длительные маршруты также предполагали комбинацию нескольких способов передвижения: пешеходного и трамваем (конкой) в конце экскурсии.
Интересно был поставлен вопрос о руководстве экскурсиями. С одной стороны, по предложенным маршрутам экскурсанты могли путешествовать самостоятельно. Но, с другой стороны, С. Парийский рекомендовал обращаться к членам Нижегородской ученой губернской архивной комиссии при «обозрении исторических памятников» либо к работникам соответствующих музеев [5, с. 76]. Ведь настоящая экскурсия — это научно-образовательная прогулка!
Подробно был проработан автором вопрос организации «местных ученических экскурсий» [5, с. 73]. Основное условие учебной и воспитательной эффективности экскурсий заключалось в соответствии возрасту учащихся и содержанию школьной программы. Именно на данном требовании основывалась разработанная С. Па-рийским тематика школьных экскурсий. Автором были предложены маршруты трех экскурсий для учащихся младшего возраста и двух для учеников среднего звена. Количество и тематика экскурсий для учащихся старших классов были значительно расширены (до 12—14 маршрутов). Так что же необходимо было увидеть и узнать юным экскурсантам? Какие природные и рукотворные объекты Нижнего Новгорода были предложены к экскурсионному изучению? Например, благодаря «ближним» экскурсиям на гору Гребешок, Мызу или Волжский откос ученики младших классов могли получить простейшие знания о географии города, а на прогулке по Б. Покровской — познакомиться с основными элементами социальной жизни (мытный двор, городская дума, банк и т.п.) [5].
Углубленное изучение географической, но прежде всего исторической и культурологической тематики предлагалось ученикам старшего школьного возраста. Здесь С. Парийский настаивал на формировании экскурсионных циклов, позволявших максимально полно охарактеризовать прошлое и настоящее города и представить роль Нижнего Новгорода в российской истории [5]. Среди обязательных для посещения объектов фигурировали ансамбль Нижегородского кремля, и в первую очередь гробница К. Минина в кафедральном Спасо-Преобра-женском соборе, художественный музей в Дмитриевской башне Кремля, а также несколько крупных нижегородских заводов и фабрик. К слову, фабрично-заводская тема постепенно становилась одной из наиболее значимых при организации школьных экскурсий. Можно предположить, что интерес к данной тематике был связан как с ролью промышленности в жизни Нижнего Новгорода, так и с эволюцией экскурсионного дела.
В целом, именно данная статья являлась первым (и, к сожалению, единственным) своеобразным методическим и практическим руководством по организации разнообразных экскурсий в Нижнем Новгороде, опубликованным на страницах дореволюционной экскурсионной периодики.
Дополнительные сведения справочного характера, включенные мною во вторую группу материалов, можно было встретить на страницах всех выше перечисленных периодических изданий. Заметки, объявления, новости публиковались в рубриках с «говорящими» названиями: «Хроника», «Движение экскурсий», «К сведению руководителей», «Объявления», «Справочный отдел», «Библиография». Например, «Русский экскурсант» и «Экскурсионный вестник» трижды упоминали об ученических экскурсиях по городу или «дальних экскурсиях» по России и за границу, совершенных воспитанниками нижегородских учебных заведений (в первую очередь Александровского дворянского пансиона). Данные заметки содержали информацию о виде экскурсионной прогулки или поездки, кратко характеризовали маршрут и продолжительность экскурсии, представляли состав экскурсионной группы. Редакцией «Русского экскурсанта» был отмечен и уникальный опыт 10-дневной экскурсии для нижегородских учителей географии и краеведения, организованной Нижегородским губернским земством [10].
Тем не менее одна из публикаций рубрики «Хроника» журнала «Экскурсионный вестник...» заслуживает пристального внимания. Редактор указанного журнала, член Централь-
ной экскурсионной комиссии при Московском учебном округе С.И. Гинтовт проанализировал деятельность ряда провинциальных экскурсионных комиссий Московского учебного округа. Материалом для анализа послужили годовые отчеты комиссий. Основные мероприятия, проведенные нижегородской экскурсионной комиссией в 1912 году, автор исследования оценил на среднем уровне [12]. Однако ценность заметки состоит в том, что впервые на страницах специализированной печати была названа структура, призванная координировать вопросы экскурсионного дела в Нижнем Новгороде. Сегодня данное упоминание имеет исключительную важность, определяя одно из направлений научного поиска в обширном и достаточно хаотичном информационном поле.
Таким образом, школьное экскурсионное движение в Нижнем Новгороде развивалось в соответствии с общероссийскими тенденциями. Учащимися средних учебных заведений, являвшихся основной «экскурсионной публикой», практиковались «ближние» экскурсии по городу и губернии. «Дальние» образовательные экскурсии совершались, как правило, в Крым, на Кавказ, в Финляндию, с остановками в крупных российских городах по маршруту. Тематика экскурсий была достаточно широка и охватывала как историко-культурные, так и географические и социально-экономические аспекты.
Также к группе материалов справочного характера можно отнести редкие заметки «Русского экскурсанта» о возможностях приема в Нижнем Новгороде иногородних экскурсантов. Например, в распоряжение школьных экскурсионных групп Городская управа предоставляла помещение городского училища им. Императора Александра II [13].
Главный печатный орган Российского общества туристов, ежемесячник «Русский турист», содержал крайне скудные сведения об экскурсионном деле в Нижнем Новгороде.
Прежде отметим, что Нижний Новгород был включен в экскурсионные маршруты по стране Российского общества туристов, организуемые для различных категорий экскурсантов, как школьников, так и взрослых путешественников. Например, из десяти различных по географии, продолжительности и протяженности маршрутов Общества два (в системе рек Волги и Камы) пролегали через Нижний Новгород, о чем было упомянуто в одном из выпусков журнала [9].
Однако Нижний Новгород не был включен в список российских городов, по которым Российское общество туристов выпускало справочные книги и путеводители «Ежегодник» и «Дорожник». Также город не являлся объектом ин-
тереса рубрики «Родные углы» указанного журнала. Единственная заметка, посвященная нижегородскому историко-культурному наследию, относилась к 1904 году и сообщала лишь о плачевном состоянии старинного Кремля и необходимости его скорейшего восстановления [14].
На страницах одесского журнала «Школьные экскурсии и школьный музей» Нижний Новгород не упоминался ни разу.
Итак, подведем итоги.
Начало ХХ века охарактеризовалось ростом экскурсионного движения в России. К экскурсиям как к путешествиям, совершаемым в общеобразовательных, воспитательных и научных целях, проявляли интерес учебные заведения, органы центральной власти и местного самоуправления и общества по изучению родного края, а также отдельные педагоги, ученые, энтузиасты-краеведы и любители путешествий. Термин «экскурсия» трактовался необычайно широко, а «полезный эффект» данного вида деятельности, особенно в сфере обучения и воспитания молодого поколения, начинал признаваться повсеместно.
Задачи развития экскурсионного дела (в первую очередь в школах) требовали соответствующего информационного обеспечения, что обусловило появление специализированных изданий. Основными профильными дореволюционными периодическими изданиями стали печатные органы туристско-экскурсионных комиссий и обществ, освещавшие широкий круг вопросов (журналы «Русский экскурсант», «Русский турист», «Экскурсионный вестник. Хождение по Руси и за рубеж» и «Школьные экскурсии и школьный музей»). Материалы указанных изданий позволяют составить определенное представление о состоянии «экскурсионного» Нижнего Новгорода в 1900—1917 гг. Наиболее информативным среди вышеперечисленных изданий являлся журнал «Русский экскурсант».
Древний Нижний Новгород, всегда занимавший видное место на карте Российского государства, обладал большими возможностями для организации разнообразных экскурсий (исторических, художественных, естественно-исторических, экскурсий по промышленно-заводской тематике). Интерес к экскурсионному изучению города проявляли в первую очередь учащие и учащиеся, однако Нижний Новгород был включен в некоторые маршруты экскурсий и для широкой аудитории. Ключевыми объектами, демонстрируемыми экскурсантам, являлись историко-архитектурные и художественные памятники национального уровня (Кремль, гробница К. Минина, Нижегородская ярмарка, храмы города), так же как и известные нижегородские заводы — Сормовский и Курбатовский.
В 1900—1910-е гг. в Нижнем Новгороде существовали определенные условия для приема экскурсантов из других городов страны. В целом же информация организационного плана, публиковавшаяся на страницах профильной периодики, недостаточна.
Таким образом, результаты проведенного исследования позволили выявить особенности освещения нижегородской экскурсионной тематики профильными периодическими изданиями 1900—1917 гг. В то же время были поставлены новые вопросы, требующие научного изучения (например, источниковедческая проблематика, вопросы статистики, организации и управления экскурсионной деятельностью в Нижнем Новгороде, роль и место города на «экскурсионной карте» дореволюционной России, биографические аспекты нижегородцев — инициаторов экскурсий и т.п.). Указанные пункты являются объектами интереса региональной исторической науки и требуют научного изучения.
Список литературы
1. Гревс И. К. теории и практике «экскурсий» как орудия научного изучения истории в университетах. СПб.: [б. и.], 1910. 48 с.
2. Усыскин Г. Очерки истории российского туризма. 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Герда, 2007. 208 с.
3. Гинтовт С. От редакции // Экскурсионный вестник. 1914. № 1. С. 3-9.
4. Цели и задачи «Русского экскурсанта» // Русский экскурсант. 1914. № 1. С. 3—4.
5. Парийский С. Что может дать Нижний для образовательных экскурсий // Русский экскурсант. 1914. № 3—4. С. 72—76.
6. Свободов А. Экскурсионный тариф // Русский экскурсант. 1915. № 8. С. 435—441.
7. Юшков Н. Экскурсия в Крым // Русский экскурсант. 1914. № 2. С. 32—38; № 3—4. С. 26—34.
8. Дзякович В. Волга как материал для экскурсий // Русский экскурсант. 1915. № 4. С. 195—199.
9. Шапошников Е. В Нижний, Кострому и Ярославль // Русский экскурсант. 1914. № 1. С. 66—73.
10. Хроника экскурсий // Русский экскурсант. 1916. № 5. С. 42—45.
11. Бурцев Н. Роль городских самоуправлений в деле приема экскурсантов // Русский экскурсант. 1914. № 3-4. С. 3—8.
12. Гинтовт С. О деятельности провинциальных комиссий Московского учебного округа в 1912 году // Экскурсионный вестник. 1914. № 2. С. 118—120.
13. К сведению руководителей // Русский экскурсант. 1914. № 1. С. 92—99.
14. Родные углы // Русский турист. 1904. № 3. С. 73—74.
15. Проект Устава Нижегородского «Общества Родиноведения» // Русский экскурсант. 1915. № 8. С. 475—478.
16. Студитский К. По земле черемисов и чувашей // Русский экскурсант. 1917. № 2—3. С. 56—67.
17. Экскурсии по России // Русский турист. 1912. № 3. С. 2—4.
EXCURSIONS IN THE CITY OF NIZHNI NOVGOROD IN THE EARLY 20TH CENTURY (ACCORDING TO SPECIALIST PERIODICAL PRESS OF 1900-1917)
A.S. Kiseleva
The results of a study into the publications in specialist magazines on the state of excursion activity in the city of Nizhni Novgorod in 1900-1917 are presented. Russian excursion magazines and bulletins of the early 20th century are briefly characterized. We examine the materials published on this topic, determine their genre and analyze the content of publications. Main trends in the description of excursion activity in periodical press are revealed. Some areas for further thematic research are outlined.
Keywords: excursion, educational excursion, school excursion movement, “Russkiy Turist”, “Russkiy Ekskursant”, “Ekskursionnyi Vestnik”, Nizhni Novgorod in 1900-1917.