Научная статья на тему 'Экранная культура в современном информационном пространстве'

Экранная культура в современном информационном пространстве Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
19
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экранная культура / кино / телевидение / компьютерные технологии / экран / манипуляция. / screen culture / cinema / television / computer technologies / screen / manipulation.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Симоненко Лиана Олеговна

В современном мире культурно-образующим феноменом является экранная культура. Возникнув в индустриальном обществе, эта культура в полной мере проявляет себя в процессе развития и становления информационного общества. Экранная культура представляет собой структурную систему таких взаимосвязанных элементов, как кино, телевидение и компьютерные технологии. Основной системообразующий признак – это представление информации в динамичном и аудиовизуальном виде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Screen culture in present-day information media

Nowadays screen culture displays a culture-forming phenomenon. After appearing in an industrial society this culture in full measure demonstrates itself during development and formation of information society. Screen culture is a structural system of such interrelated components as cinema, television and computer technologies. The main system-forming criterion is giving information in dynamic and audiovisual form.

Текст научной работы на тему «Экранная культура в современном информационном пространстве»

УДК 130.2: 791.4

Симоненко Л. О.

(ЛГАКИ им. М. Матусовского, г. Луганск, ЛНР)

ЭКРАННАЯ КУЛЬТУРА В СОВРЕМЕННОМ ИНФОРМАЦИОННОМ

ПРОСТРАНСТВЕ

В современном мире культурно-образующим феноменом является экранная культура. Возникнув в индустриальном обществе, эта культура в полной мере проявляет себя в процессе развития и становления информационного общества. Экранная культура представляет собой структурную систему таких взаимосвязанных элементов, как кино, телевидение и компьютерные технологии. Основной системообразующий признак -это представление информации в динамичном и аудиовизуальном виде.

Ключевые слова: экранная культура, кино, телевидение, компьютерные технологии, экран, манипуляция.

Проблема и её связь с научными и практическими задачами. В экранной культуре основным материальным носителем текстов является «экранность», гармоничное соединение художественности и цифровых технологий. Основными структурными составляющими экранной культуры являются: кино, телевидение и новые медиа, созданные с использованием компьютерных технологий. Система этой культуры основана на экранных (плоскостных) изображениях, литературе (сценарии), на экранной речи, анимационном моделировании и виртуальной реальности.

Экранные технические средства и цифровые технологии, развиваясь и совершенствуясь, прочно вошли во все сферы жизнедеятельности. Цифровые технологии и технические возможности XXI века расширили грани возможностей экранной культуры, выдвинув ее в доминантное положение среди других видов искусства.

В сфере экранной культуры сегодня сконцентрировано мощное поле социального, психологического, эстетического влияния на человека. Это широкий доступ к получению разнообразной информации; мощное средство манипулирования, новые перспективы художественного творчества для каждого индивидуума.

Постановка задачи. Задачей данной работы является систематизация структурных составляющих элементов экранной культуры в современном информационном пространстве, а так же выявление связи современной культуры с информационными технологиями.

Изложение материала и его результаты. На развитие экранной культуры, как социокультурного явления, повлиял художе-ственно-технический прогресс, который связан с открытием звука, цвета, световых возможностей, различных форматов и разрешений экрана, светочувствительности пленки, а также с изобретением цифровых технологий и переходом на цифровую съемку и видеомонтаж, с ЗБ-реальностью кадра, анимации и других специальных эффектов.

Элементы экранной культуры (кино, телевидение и компьютерные технологии), органически взаимосвязанные друг с другом, и представляют объекты в динамичной и аудиовизуальной форме, т.е. в сочетании динамичного изображения и звука.

Создание кино породило экранную культуру, как новый способ передачи информации, как новый выразительный язык - язык экрана. В период немого кино, демонстрация кинофильмов, которые сопровождались титрами и музыкой таперов, включали в свою знаковую систему языка различные

типы находящихся в движении двухмерных изображений и статичных объектов скульптуры. Намного более многоязычным стал звуковой экран, который предстал как соединение словесного, музыкального и шумового языков. Появление цветного и стерео кинофильмов еще больше обогатило экранный язык [1, с. 271].

Язык экрана имеет свою систему выразительных средств, изобразительно-звуковых сигналов, зафиксированных съемочной техникой, посылаемых на экран и считываемых с него, включающих и смысловую, и эмоциональную информацию. Из соотношения и взаимосвязи отдельных аудио и видео (звуковых и зрительных) элементов рождается изобразительно-звуковой образ.

Кино приучило нас манипулировать с пространством и временем, трансформировать реальность в движущиеся изображения. Кино подготовило нас к удобствам мира плоских (двухмерных) подвижных моделей.

Социально-модернизирующее значение телевидения в составе экранной культуры делает, по мнению Н.Б. Кирилловой, возможным существование семи его важнейших неспецифических функций: информативная, нормативно-ценностная, коммуникативная, развлекательная, креативная, ин-тегративная и посредническая [2, с. 69-76].

Телевидение имеет свои определяющие особенности - пространственные и временные. Временные заключаются в длительности телевизионного продукта, в его прерывности, т.е. в различном сочетании реального и условного времени. Пространственные особенности - в их вездесущности, т.е. в практической возможности доставки на дом реципиенту аудиовизуальной информации.

Телевидение вызывает у реципиента эффект присутствия - сопричастности к событиям, которые часто наглядно передаются в режиме реального времени. Данное свойство телевидения обусловлено большой силой вовлечения реципиента в телевизионную передачу, как в нечто, ре-

ально происходящее с ним, имеющее личную значимость.

Препарируя реальность, телевидение создает некий образ, который зритель принимает за саму реальность. Эта способность телевидения делает его мощнейшим инструментом создания и разрушения мифов [2, с. 192].

Компьютерные технологии включают в себя все положительные моменты предшествующих ступеней развития экранной культуры. Однако, в отличие от кино культуры и телекультуры, компьютер дает возможность увеличить степень свободы выбора информации, учитывает индивидуальные запросы пользователя и обеспечивает глобальное интеробщение. Цифровая среда позволяет имитировать несуществующие в реальности миры, создавая так называемую виртуальную реальность.

Органическую связь современной культуры с информационными технологиями подтверждают тенденции, которые проявляются в функционировании экранной культуры. В этом функционировании проявляются такие тенденции, как формирование нового типа общения - интерактивного, опосредованного и анонимного; сопричастность к восприятию и воспроизводству культурных артефактов; изменение образа мышления людей - слияние образного и логического; изменение структуре языка и в словарном запасе, реверсия и экзуция; мас-сификация и демассификация; переход от письменной культуры к культуре аудиовизуальной; формирование виртуальной реальности; глобализация культуры.

Притягательная сила экранной культуры, заставляет реципиента или пользователя компьютерных технологий долгое время проводить возле экрана, тем самых изменяя стиль мышления и способы его выражения, т.е. язык.

Языковые изменения происходят под влиянием изменений технической базы экранной культуры, появляются новые слова и выражения, но сам по себе язык становится примитивнее и беднее.

Под влияние информатизации общества в экранной компьютерной культуре проявляются реверсия и экзуция.

Возрождение ряда ранее весьма значимых, но затем в значительной степени утративших свою роль психологических компонентов и способов общение обуславливает изменение - реверсия.

Противоположной тенденцией реверсии является экзуция. Экзуция заключается в отмирании ранее сформированных, но ставших впоследствии ненужными умений, навыков, форм и видов деятельности [1, с. 316]. Происходит обеднение и упрощение межличностного общения, эмоциональный язык сменяется рациональным, а межличностное общение заменяется анонимным.

Наличие в функционировании экранной культуры двух тенденций - массификации и демассификации, повлияло на изменение во взаимоотношении людей друг с другом и с обществом в целом. Доступность для людей многочисленных артефактов мировой культуры приводит к распространению массовых форм их жизнедеятельности.

В соответствии с запросами потребителя, современные информационные технологии позволяют получать индивидуальную информацию, а не массовую. Средства массовой информации становятся средствами индивидуальной информации.

Демассификация экранной культуры лишает индивидуума реальной социальной адаптации, при этом повышает роль личностного и индивидуального начала.

Переход от письменной к экранной культуре начался вместе с её первыми проявлениями. Киноискусство постепенно проникало в культуру в виде учебных и научно-популярных кинофильмов.

Искусство телевидения усилило эту тенденцию, когда появились передачи, специально заменяющие учебную литера-туру по различным предметам. С помощью компьютерных технологий были созданы специальные программы, заменяющие многие книги и журналы.

Совершенствование экранной техники и создание на этой основе развитой системы изобразительно-выразительных средств оказало достаточно сильное воздействие на мышление человека, его видение мира, на его способности к творчеству посредством звукозрительных динамических образов.

Аудиовизуальный язык экрана синтезирует в себе и звучащую речь, и музыку, и пластику, и другие способы передачи информации [3, с. 191].

Общими свойствами экранной культуры являются: техногенность, фотографичность, аудиовизуальная образность, вездесущность и тиражность.

Отличительные свойства экранной культуры становятся очевидными с учетом коммуникативного фактора. Коммуникация - это акт общения, взаимосвязь между посланником экранного произведения и реципиента (пользователем) в процессе передачи аудиовизуального сообщения.

Кино предлагает зафиксированное прошлое, вызывая сопереживание, а следовательно и самоидентификацию зрителя с тем или иным персонажем, в результате рождается иллюзия настоящего времени.

Телевидение вошло в бытовую повседневность жизни человека, способностью продуцировать экранную образность в режиме настоящего времени (прямая трансляция).

Если кино и телевидение воздействуют на зрение и слух человека, то компьютерные технологии добавили к этому так-тильность (способность осязать). Время обретает сиюминутность, за счет индивидуального коммуникативного потенциала со стороны реципиента-пользователя.

Вездесущность обусловлена одновременным взаимодействием многомиллионной аудитории с кино (иллюзорной реальностью), с телевидением (параллельной реальностью) и компьютерными технологиями (альтернативной реальностью).

Основным фактором дифференциации кино, телевидения и компьютерных технологий является степень интерактивности,

т.е. коммуникативной активности реципиента при восприятии экранных произведений. Интерактивность определяет возможность реципиента «проникать» в композиционную, повествовательную, структурную целостность произведения, а значить, трансформировать его образную модель.

Новые технологии привели к расширению сферы интерактивности. Взаимодействие реципиента-пользователя с произведением экранной культуры ярко выражено в познавательных и обучающих программах, а также в различных видах компьютерных игр. Создаются экранные произведения, где необходимо активное участие реципиента в развитие сюжета (корректирования сюжетной линии) или в выборе того или иного варианта финала.

Следует заметить, что сегодня экранная культура в своих возможностях влияния на сознание и поведение человека опережает все остальные виды искусства. Одним из аспектов влияния является манипуляция.

В книге С. Г. Кара-Мурзы «Манипуляция сознанием» предопределены формы и методы «манипуляции сознанием». Под этим термином автор понимает программирование мнений и устремлений отдельных лиц и масс, их настроений и даже психического состояния с целью обеспечить такое их поведение, которое нужно тем, кто владеет средствами манипуляции.

Манипуляция сознанием это взаимодействие. Индивидуум может стать жертвой манипуляции, когда он выступает как ее соучастник или соавтор. Если индивидуум под воздействием полученных сигналов перестраивает свои мнения, воззрения, настроения, цели — и начинает действовать по новой программе — манипуляция состоялась. Чтобы не стать жертвой, индивидуум должен усомниться и защитить свою духовную программу. Манипуляция является соблазном, а не насилием над индивидуумом. Каждому человеку дана свобода духа и свобода воли, у него есть ответственность, чтобы устоять и не впасть в соблазн. Один из надежных признаков того,

что в какой-то момент осуществляется программа манипуляции сознанием, состоит в том, что люди вдруг перестают внимать разумным доводам — они как будто желают быть одураченными [4, с. 14].

Выводы и направление дальнейших исследований. В поэтапном развития экранной культуры охват реципиентов-пользователей идет от макрогрупп (культура кино) к микрогруппе (культура телевидения) и далее - к индивидуальному пользователю (компьютерные технологии). Экранная культура все более приспосабливается к удовлетворению запросов и учету интересов потребителей этой культуры. Степень свободы выбора зависит от ограничения этой свободы техникой и условиями пользования культурными феноменами (кино) к ограниченной свободе выбора в силу приближения времени сообщений к времени событий (телевидение), и далее - к свободе выбора информации в пределах мировой сети Internet. Возрастает степень виртуального общения между индивидуумами - интеробщение, которое отсутствует в культуре кино, ограничено в телевизионной культуре и приобретает глобальный характер в культуре компьютерной.

Характер взаимодействия творческих поисков авторов (создателей) экранной продукции и способствующей их решению технологической составляющей, меняет привычную парадигму экранных искусств.

Активное внедрение компьютерных технологий в процесс производства экранной продукции, от компьютерной обработки отснятого (записанного) материала до создания изображения и звука на компьютере, привело к конвергенции всех потоков аудиовизуальной информации и коммуникации.

Экранная культура мифологическими приемами конструирует реальность реципиента, «приручает» культуру с помощью новинок технического прогресса, формирует нужное для социума функционирование каждого потенциального потребителя продукции экранной культуры.

Библиографический список

1. Негодаев И. А. Информатизация культуры: монография / И. А. Негодаев. — Ростов-на-Дону : ЗАО «Книга», 2003. — 320 с.

2. Кириллова Н. Б. Медиакулыпура: от модерна к постмодерну / H .Б. Кириллова. — 2-е изд.; перераб. и доп. — М. : Академический Проект, 2006. — 448 с.

3. Новые аудиовизуальные технологии / отв. ред. К. Э. Разлогов. — М. : Едиториал УРСС, 2005. — 488 с.'

4. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием / С. Г. Кара-Мурза. — М. : Эксмо: Алгоритм, 2000. — 864 с.

Рекомендована к печати д.филосм., проф. ЛГАКИ им. М. Матусовского Патерыкиной В.В.,

к.филос.н., доц. ДонГТУ Сандыгой О.И.

Статья поступила в редакцию 19.11.15.

Симоненко Л.О. (ЛДАКМ îm. M. Матусовського, м. Лугансък, ЛНР)

ЕКРАННА КУЛЬТУРА У СУЧАСНОМУ 1НФОРМАЦ1ЙНОМУ ПРОСТОР1

В сучасному ceimi кулыпурно-утворюючим феноменом е екранна культура. Виникнувши в íh-óycmр i ал ь 11 ому cycniubcmei, ця культура поеною м1рою проявляе себе в процеа розвитку та становления тформацшного сустльства. Екранна культура являе собою структурну систему таких взаемопов 'язаних елемеютв, як kího, телебачення та коми 'ютерт технологи. Основна сис-темоутворююча ознака - це подання шформаци у динам1чному та аудюв1зуалъному выгляди

Ключовi слова: екранна культура, kího, телебачення, коми 'ютерт технологиекран, манту-лящя.

Simonenko L.O. (Matusovskyi Lugansk State Academy of Culture and Art, Lugansk, LPR)

SCREEN CULTURE IN PRESENT-DAY INFORMATION MEDIA

Nowadays screen culture displays a culture-forming phenomenon. After appearing in an industrial society this culture in full measure demonstrates itself during development and formation of information society. Screen culture is a structural system of such interrelated components as cinema, television and computer technologies. The main system-forming criterion is giving information in dynamic and audiovisual form.

Key words: screen culture, cinema, television, computer technologies, screen, manipulation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.