МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2016 ISSN 2410-700Х
Знающие специфику кафе, ресторанов владельцы стараются осуществить свою концепцию по полной: тщательно продумывают и выбирают материалы для отделки своего заведения, часто отдавая предпочтение природному камню и натуральной древесине. Все предметы интерьера подбираются по стандартам экологической безопасности и чистоты. Часто выбирая стиль заведения, владельцы отдают предпочтение деревенскому стилю, или стилю - кантри - максимально приближенному к главной концепции экологических ресторанов [5].
Список использованной литературы:
1. Иванова Д.С. Эко-стиль - новый тренд в мире интерьерной моды [Электронный ресурс] / Д.С. Иванова // О дизайне и интерьере. - М., 2015. - Режим доступа: http://uyut.by/mterer/item/361-eko-stil-novyj-trend-v-mire-mterernoj -mody
2. Назалова Р.И. Типы ресторанов [Электронный ресурс] / Р.И. Назалова// Все о ресторанном деле. - М., 2011. - Режим доступа: http://grandmenu.org/tipy-restoranov.html
3. Огнецов М.Н. История возникновения кафе [Электронный ресурс] / М.Н. Огнецов // Каталог полезной информации. - Уфа, 2016. - Режим доступа: http://www.temaufa.ru/company_category/articles/restaurants/ istoriya-vozniknoveniya-kafe -188/
4. Петренко И.Н. Создание образа заведения, дизайн кафе, ресторана, дизайн-проект, разработка проекта [Электронный ресурс] / И.Н. Петренко // Технологические решения для бизнеса. - М., 2010. -Режим доступа: http://thproj ect.ru/articles/sozdanie-obraza-zavedenij a-dizajn-kafe
5. Савченко Е. Природа и натуральность в эко стиле интерьера [Электронный ресурс] / Е. Савченко // Интерьер дома. - М., 2016.
6. Миронов Д. Ф. Компьютерная графика в дизайне / Д.Ф. Миронов. - СПб.: БХВ-Петербург, 2008. - 560 с.
© Бавбеков Р. И., 2016
УДК 791.42
Огнев Константин Кириллович
доктор искусствоведения, профессор ФГБОУ ДПО «Академия медиаиндустрии», Москва, РФ e-mail: [email protected]
ЭКРАННАЯ КУЛЬТУРА: СТАНОВЛЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ
(Тема для исследования)
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы эволюции экранных искусств, изменение вектора их развития в условиях ускоряющегося научно-технического прогресса, перехода от индустриального к постиндустриальному и далее к информационному обществу.
Ключевые слова
Экранная культура, кино, телевидение, интернет, медиа, массовые коммуникации, массовая культура,
информационное общество.
Термин «экранная культура» в теории искусств появился позже, чем сам кинематограф, который по праву называют первым в ряду визуальных искусств. Тому есть два основных объяснения.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2016 ISSN 2410-700Х_
Первое связано с самим кинематографом, который в первые годы развития рассматривали как балаган, аттракционное зрелище, то есть нечто вторичное по отношению к искусству.
Второе - об экранной культуре стали говорить и писать, когда определенный опыт в своем развитии накопило телевидение. А с появлением интернета понятие «экранная культура» прочно вошло в контекст искусствоведения.
Важно также помнить, что в культуре и цивилизации XX века взаимосвязи между искусством и техникой стали актуальными как никогда ранее.
Первые примеры такой актуальности представлены развитием кинематографа. Не случайно в ряде исследований 60-х годов, посвященных судьбам кино, авторы рассматривали развитие кинематографа с позиций научно-технического прогресса, хотя вектор развития кино уже к 20-м годам прошлого столетия можно справедливо обозначить, как путь от зрелища к искусству, подтверждением чему стали классические фильмы того периода, созданные в ведущих кинематографических странах. Здесь можно вспомнить работы Сергея Эйзенштейна, Всеволода Пудовкина, Александра Довженко и других мастеров советского кино, стоявших у его истоков, такие всемирно известные направления, как немецкий экспрессионизм и французский авангард, картины, созданные в США Дэвидом Гриффитом, Эрихом Штрогеймом, Кингом Видором, Джезефом Штернбергом, наконец, Чарльзом Чаплиным. Если прибавить к этому фильмы Виктора Шестрема и Морица Стиллера, ярких представителей раннего шведского кинематографа, ленты дебютировавшего в Англии Альфреда Хичкока, то можно было уже тогда смело говорить о кино как об искусстве. Это подтвердили и последующие десятилетия истории киноискусства, несмотря на активное развитие его технической составляющей (вспомним поэтапное освоение звука, цвета, стереоскопии и т.д.),
Телевидение с момента появления, учитывая его технологическую составляющую, рассматривалось как нечто созданное на базе кино, его своего рода порождение. При этом забывалось, что одновременно с «синематографом» братьев Люмьер появился «кинетоскоп» Эдисона, где движущееся изображение демонстрировалось через окуляр, рассчитанный на индивидуальное восприятие. И если бы развитие получила «линия Эдисона», изобретение которого в определенной степени стало предтечей телевидения, неизвестно, как бы складывалась эволюция экранной культуры в XX веке.
Но, в конечном счете, появившись вслед за кинематографом, телевидение многое заимствовало у кино. Вектор его развития к моменту расцвета ТВ развивался от информации к искусству. Не случайно в 60-е годы исследователи телевидения чаще употребляют понятие «средство массовых коммуникаций» в отличие «от средства массовой информации», которое использовалось прежде, когда телевидение ставили в один ряд с печатной и радиовещательной продукцией.
Именно в этот период, во второй половине XX века, граница между «кинематографическим» и «телевизионным» становится все более стертой. Дело в том, что и кинематограф, и телевидение находились в русле общих процессов и тенденций развития культуры своего времени. Необратимо возрастающая роль документальных начал и тяготение к поэтике жизнеподобия, к сокращению дистанции между жизненным фактом и художественным образом - характерные черты искусства и эстетического сознания 50-х - начала 70-х годов. Вне этого невозможно было объяснить взаимодействие кино и телевидения. Об этом же в своих набросках о телевидении в 1947 году писал выдающий практик и теоретик кинематографа Сергей Эйзенштейн. Говоря о телевидении, он, в частности, подчеркивал, что сопричастность со временем стала распространяться не только на отошедшие времена, но и на текущие мгновения жизни, что позволило расширить для человека не только его теперь, но и его пространственное здесь.
Сиюминутность как составляющая часть телевидения по мере его развития постепенно стала отходить на второй план, все чаще стали появляться телепередачи и телепрограммы в видеозаписи, то есть произошла утрата понятий теперь и здесь, о которых справедливо говорил Эйзенштейн. Эволюция технического прогресса обусловила переход человечества к постиндустриальному, а затем и информационному обществу, в рамках которого появляется интернет, взявший на себя функции теперь и здесь, утраченные телевидением, что, соответственно, в немалой степени затрагивало и модернизацию экранной культуры.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2016 ISSN 2410-700Х_
Примечательно, что появление интернета совпало с процессами, когда научно-технический приводит к глобализации и информатизации общества, что обусловило в том числе и бурное развитие массовой культуры.
Опыт взаимосвязи искусства и техники человечество знало и раньше: появление печатной книги, ксилография, литография и т.д. способствовало репродуцированию произведений искусства, но никогда прежде - до появления кинематографа - принцип массового тиражирования не являлся принципиальной составляющей творческого процесса, никогда прежде произведения искусства не были нацелены на столь широкий охват аудитории.
Как точно отмечает М.Жабский: «Если «ожившая фотография», поразив обывателя, явилась первым стимулом, который вызвал к жизни феномен массовости кино, то массовость, в свою очередь, была тем первым социальным свойством кинематографа, которое озадачило социальные институты...» [1, с. 20].
В своей работе «Азбука медиа» Норберт Больц отмечает, что современное общество демонстрирует черты новой «устности», предлагая разделить историю медиа «на этапы согласно смене господствующих образов: сначала - от устной культуры к буквенной, сегодня - от буквенной к цифровой» [2, с. 9]. И хотя дигитальные или, как их чаще называют, интерактивные технологии проникают и в мир искусства, прежде всего, визуальной культуры, процесс обратной связи здесь, как и в прежние века, гораздо сложнее и многообразней.
В этих условиях кинематограф как бы возвращается к своим истокам, когда важнейшей его чертой была зрелищность, становится заметной составляющей не столько искусства, сколько современной массовой культуры, пытаясь составить конкуренцию таким ее составляющим как телевидение и интернет. При этом и телевидение с одной стороны заимствует приемы, нашедшие свое широкое развитие в интернет (как в свое время само телевидение заимствовало многие кинематографические приемы и достижения), с другой - использует интернет для расширения своей аудитории, стремясь вернуть к «малому» экрану аудиторию.
Как очевидно из вышеизложенного, вне нашего поля зрения осталась такая важная составляющая экранной культуры XX века, как экономическая. Но это - тема отдельного и подробного разговора, так как и кинематограф, и телевидение, и интернет, связанные с использованием современных и крайне дорогостоящих технологий, не могут не учитывать финансовые составляющие своего существования и развития.
Список использованной литературы:
1. Жабский М.И. Социокультурная драма кинематографа. Аналитическая летопись (1969 - 2005 гг.). М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация, 2009. - 775 с.
2. Норберт Винер. Азбука медиа. М.: Издательство «Европа», 2011. - 136 с.
© Огнев К.К., 2016