Научная статья на тему 'Экозанятие по ознакомлению детей раннего возраста с окружающим миром «в гости к солнышку»'

Экозанятие по ознакомлению детей раннего возраста с окружающим миром «в гости к солнышку» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
664
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЮБИТЬ ПРИРОДУ / ПРИМЕНЯЕМ ОБОРУДОВАНИЕ / ПРОЦЕСС "Я УЧУСЬ" / ПОДХОДЫ К ДЕТЯМ / ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ / СВОЙ МИКРОКЛИМАТ В ГРУППЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никулаева Светлана Михайловна

Автор в сценарии занятия с детьми показывает, как можно учить детей не только любить природу, но и беречь ее, воспитывать любовь к своей Родине через сказку. В процессе таких занятий дети получают новый опыт, развивают социальные, эмоциональные, физические и интеллектуальные способности. Важной особенностью этих занятий является и то, что музыкальное сопровождение на экозанятиях способствует эстетическому развитию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экозанятие по ознакомлению детей раннего возраста с окружающим миром «в гости к солнышку»»

Автор в сценарии занятия с детьми показывает, как можно учить детей не только любить природу, но и беречь ее, воспитывать любовь к своей Родине через сказку В процессе таких занятий дети получают новый опыт, развивают социальные, эмоциональные, физические и интеллектуальные способности. Важной особенностью этих занятий является и то, что музыкальное сопровождение на экозанятиях способствует эстетическому развитию.

Никулаева Светлана Михайловна

воспитатель II квалификационной категории МДОУ №26 «Елочка» Республики Татарстан г. Альметьевск [email protected]

Экозанятие по ознакомлению детей раннего возраста с окружающим миром «В гости к солнышку».

Как способствовать формированию познавательной активности детей раннего возраста посредством изучения объектов природы через игру и сказку ?

Ключевые слова: любить природу, применяем оборудование, процесс «я учусь», подходы к детям, принципы развития способностей, свой микроклимат в группе;

Здравствуйте уважаемые коллеги! Пишет вам воспитатель II квалификационной категории I младшей группы МДОУ №26 «Елочка» Никулаева С.М. из г. Альметьевска республики Татарстан. Вот уже 4 года я работаю с детьми раннего возраста. Каждый год я набираю новых детей в ясельную группу. Сейчас мы работаем с детьми раннего возраста по программе «Кроха» под ред. Г.Г.Григорьевой. И для того, чтобы дети слышали свою воспитательницу, надо увлечь детей игрой. Я постоянно стараюсь отвлечь детей от назойливых мыслей о маме в период адаптации в детском саду. Постоянно работая с детьми раннего возраста, я поняла, что детей можно увлечь сказкой. Каждый день, входя к детям в группу, я приношу что-нибудь интересное. В свободное время я пишу стихи и придумываю для детей интересные занятия. Так и на этот раз мы провели в детском саду экологическое занятие «В гости к солнышку». Хотелось бы мне через журнал поделиться опытом с другими воспитателями. Ведь общение между людьми - это главный стимул в жизни.

Программное содержание:

Цель: способствовать формированию познавательной активности детей раннего возраста посредством изучения объектов природы, закрепить умение ориентироваться в пространстве.

Задачи:

♦♦♦ Обогатить знания детей о солнышке посредством стихов, потешек, прибауток;

Способствовать закреплению умения детей реагировать и отвечать на вопросы воспитателя;

Способствовать эмоциональному обогащению детей теплотой народной поэзии;

Способствовать эмоциональному отклику у детей и желание участвовать в играх;

Содействовать развития у детей речевой активности посредством знаний о природе, природных явлениях и животных;

Способствовать воспитанию у детей гуманного отношения и любви к природе, отзывчивость, доброту к окружающему миру.

Материал и оборудование:

Ёлочки и березка для игры, пенёк, птичка-свистулька, полумаски, солнышко, таз с водой, игрушки-лягушата.

Предварительная работа:

Рассматривание картинок о животных и насекомых, заучивание стихов, потешек, прибауток о животных, птицах, растениях и солнце.

Ход занятия:

Дети входят в группу под музыку.

Воспитатель. Ребята, посмотрит, как много гостей пришло к нам в группу! Поздороваемся с гостями.

Дети: Здравствуйте.

Воспитатель. Ребятки, сегодня мы с вами пойдем в гости к солнышку. Смотрите, какой у нас красивый лес! Он такой зелёный бывает только весной.

Вот пришла весна неспешно.

Не до сна теперь, конечно,

Мишке.

Воспитатель. Давайте покажем, как ходит мишка по лесу. (Дети имитируют движения медведя под слова четверо стишия)

Мишка косолапый по лесу идет,

Шишки собирает и песенку поет.

Вдруг упала шишка прямо мишке в лоб.

Мишка рассердился и ногою топ!

Воспитатель. А как рычит мишка?

Ответы детей. « Р-р-р» (ребенок в полумаске рычит).

И вдруг появляется ёжик. (Дети имитируют движения ёжика, сворачиваются в клубочек)

Воспитатель. А как фыркает ёжик?

Ответы детей. «Фы-фы». (Фыркает ребенок в полумаске).

Пальчиковая гимнастика «Повстречал ежонка ёж»

Нужно браться за работу И готовить норки к лету На пригревшемся пригорке.

Вот уж птички все запели

Воспитатель. Как поют птички? (спрашивает каждого ребенка индивидуально )

Ответы детей, «чив-чив»

Фонограмма «Птичьи голоса»

Первоцветы зацвели

Быстро раскладываем цветочки на полу, дети рассматривают их, различая по цветам.

Воспитатель (продолжает)

С юга прибыли в апреле Утки, гуси, журавли

Воспитатель. Дети, как кричат птицы, как они летают?

Ответы детей. « кря-кря», « га-га» ( дети в полумасках звукоподражают птицам, летают как птицы )

В о с питатель.

Оживился дом-пенёк Посреди лесной опушки,

Вылез из него жучок,

Муравей, паук, две мошки

Дети, посмотрите, на пенёк и представьте себя насекомыми (дети надевают полумаски муравья, паучка, жучка и мошки.)

А сейчас поиграем в игру «Жучки» (дети ложатся на пол и дрыгают ногами, как жучки).

Дети радуются, смеются.

Воспитатель. А сейчас, ребятки, слушайте дальше.

Появляется трава,

Распускается листва.

Воспитатель. Дети, а какого цвета трава и листики на деревьях?

Ответы детей. Зеленого, они одинаковые, (сопоставление и уточнение цвета).

Воспитатель. Вот, ребятки, и ветерок подул, поможем ему, подуем на листочки. Листики зашелестели, зашептались.

Дыхательная гимнастика. «Ветерок».

В оспитатель.

Оживает вся природа.

Прыгает лягушка в воду.

Дети, а вы хотите превратиться в лягушек?

Ответы детей. Да, хотим!

Воспитатель. Тогда надевайте полумаски лягушек и смотрите, что я вам сейчас покажу.

Сюрпризный момент

Воспитатель ставит перед детьми таз с водой и пускает в воду заводных лягушек.

Воспитатель. Дети, недавно я вам дала домашнее задание, чтобы вы провели исследовательскую работу с игрушками-лягушками на воде. Вы играли? И с мамой играли?

Ответы детей. Да, играли. С водой играли. Воспитатель. Посмотрите, дети, как лягушки плавают на воде. Какие свойства воды вы познали в процессе игры с игрушками, понравилась ли вам домашняя исследовательская работа с игрушками?

Ответы детей. Вода теплая, прозрачная. Нам очень понравилось играть дома с мамой.

Воспитатель. А сейчас проведем практическую работу с игрушками на воде в группе, и я посмотрю, как вы, ребятки, выполнили домашнее задание. Скажите мне, как игрушки-лягушки ведут себя на воде?

Ответы детей. Они плавают, не тонут. Воспитатель. Правильно, молодцы. А как квакают лягушки?

Ответы детей. Ква-ква-ква.

Воспитатель. Да, начинают громко квакать «Ква-ква-ква-квакая слякоть!»

Дети прыгают, как лягушки, повторяют « ква-ква-ква». Воспитатель. Дети, подойдем к березке и посмотрим внимательно на неё. И кого же вы увидели? Ответы детей. Птичек.

Воспитатель. Правильно, дети, на берёзке скворец сидит и песенки поёт.

Прилетел скворец в скворечник,

Обживается успешно,

И вполне уже готов К маю вывести птенцов.

(воспитатель прививает детям любовь к Родине через стихи).

Дыхательная гимнастика.

Воспитатель дает детям птичку-свистульку, чтобы они посвистели, как птички.

Воспитатель. Ребятки, смотрите, дождик начинается. Скорее ко мне под зонтик! А как капает дождик?

Ответы детей. «Кап-кап».

Воспитатель. А сейчас поиграем в игру «Солнышко и дождик». Смотрите, солнышко спряталось за тучкой, его надо позвать. Позовём, ребята, наше солнышко, а то без него скучно?

Ответы детей. Солнышко, появись! Красное, покажись! (появляется солнышко)

Пальчиковая гимнастика «Солнышко»

Здравствуй, солнце золотое!

(пальцы правой руки здороваются с пальцами левой руки по очереди)

Здравствуй, небо, голубое!

(пальчики левой руки слегка похлопывают кончики правой руки)

Здравствуй, вольный ветерок!

(дети машут руками)

Мы живем в родном краю,

Здравствуй, маленький дубок!

Всех я вас приветствую!

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Воспитатель. Вот и солньтптко появилось! Какое оно красивое, нарядное! Дети, а какого цвета солнышко?

Ответы детей. Желтое! Круглое! Красивое!

Воспитатель. Правильно, а теперь давайте покажем солнышку, как вы умеете играть.

Игра «Каруселька»

Солнышко, солнышко в небе свети,

Яркие лучики к нам протяни,

Ручки мы вложим в ладошки твои.

Воспитатель. Вот и поиграли мы с солнышком, а теперь споём песенку про солнышко.

Песенка «Солнышко»

Светит солнышко в окошко,

Смотрит в нашу комнату.

Все захлопали в ладошки:

Очень рады солнышку!

Воспитатель. Смотрите, дети, солнышко улыбается и говорит вам спасибо!

Ребятки, о чем вы сегодня узнали? Какие стихи и потешки читали? Расскажите про солнышко. В какие игры играли? {подведение итогов занятия).

Ответы детей. Мы были в гостях у солнышка. Играли с ним. Пели песенки.

Дети делятся впечатлениями о занятии.

(в данном занятии ошибки детей не учитываются, так как возраст детей ранний).

Воспитатель. Молодцы, ребятки, а теперь скажите всем «До свидания».

Мастер-класс

Приложение 1

Дыхательная гимнастика «Ветерок»

Дети дуют на листики берёзы (вдох носом, протяжный выдох ртом).

Пальчиковая гимнастика «Повстречал ежонка ёж»

Повстречал ежонка ёж:

«Здравствуй, братец!

Как живешь?»

Одновременно кончиками больших пальцев правой и левой руки поочередно касаться кончиков указательных, средних, безымянных пальцев и мизинцев.

Пальчиковая гимнастика «Солнышко»

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в родном краю-

Всехя вас приветствую!

Пальцами правой руки по очереди «здороваются» с пальцами левой руки, похлопывая по кончикам пальцев, машут руками и пожимают друг другу руки.

Приложение 2

Подвесное устройство «Каруселька» для развития у детей действий с предметами.

Приложение 3

Чтобы детям было интересно на занятии, я всё обращаю в игру, то есть применяю игровые методы и приемы. Большое внимание на желание детей подвигаться оказывает музыка + игра. Играя, ребенок “незаметно” входит в мир сказки, подражая животным, насекомым и неодушевленным предметам. При этом необходимо давать детям возможность учиться разнообразным способам действия, не требуя глубокой технической отработки. Сюжет + игра + музыка + движение, творят чудеса. Все

вместе взятое создает положительные эмоции, способствуют физическому развитию, развивают воображение и физические навыки, закладывает основу экологической культуры. Они облегчают процесс вхождения в группу и замкнутым, и гипперактивным детям, включая их в интересную совместную деятельность. Для того чтобы, провести с детьми интересное и увлекательное экозанятие, нужно обязательно проводить с детьми предварительную работу. Постоянно повторяем потешки, заучиваем стихи, прибаутки о животных, птицах, растениях и солнце. Потешки и прибаутки, главными героями которых являются животные и птицы, помогают мне, как воспитателю, активизировать речь детей, побуждать их к высказываниям, повторению текстов и звукоподражаниям.

Литература

1. Акимушкин И. Зелёная полка. Приложение к журналу «Юный натуралист». - М., 1992.

2. Белоусова Р.Ю. Малыш в мире природы. - М.: Просвещение, 2006.

3. Григорьева Г.Г. Программа «Кроха». - М.: Просвещение, 2007.

4. Дельгас Г.В. Сказка в гости к нам пришла // Муниципальное образование: инновации и эксперимент,- 2009. - №4.

5. Железнова С.В. Формирование технологической компетентности у дошкольников на основе методов ТРИЗ. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010. - №3.

6. Железнова С.В. Что мы знаем о девочках и мальчиках? // Инновационные проекты и программы в образовании.-2010. - №2.

7. Иванушкина Л.И. Взаимодействие персонала дошкольного образовательного учреждения как фактор укрепления здоровья детей // Инновационные проекты и программы в образовании. 2009. -№3.

8. Конакова В.Г., Шелль О.Н. Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста// Инновационные проекты и программы в образовании. - 2008. - №1.

9. Новосёлова С.Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. - М.: Просвещение, 1985.

10. Павлова Л.Н. Знакомим малыша с окружающим миром. -М.: Просвещение, 1987.

11. Павлова С.В., Савинцева Е.А. Комплексные развивающие занятия для детей раннего возраста. - М.: Педагогическое общество России, 2009.

12. Фонарёв А.М. Развитие ориентировочных реакций у детей-М., 1977.

13. Фонарёв А.М. Ребёнок и среда. - М., 1974.

80

Эксперимент и инновации в школе 2010/5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.