ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / THEOLOGICAL RESEARCH
УДК 248.2 ГРНТИ 02.71
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ БОГОПОЗНАНИЯ В УЧЕНИИ ПРП. МАКСИМА ИСПОВЕДНИКА (ПО ТРУДАМ РУССКИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ XIX-XXI ВВ.)
Степаненко Елена Геннадьевна,
НКО «Благотворительный фонд им.св. вмц. Анастасии Узорешительницы, Ростов-на-Дону, организатор просветительских бесед, Донской Государственный Технический Университет, кафедра «Православная культура и теология»
магистрант, Ростов-на-Дону selena2803@yandex. т
Научный руководитель Владимир Аракелович Тер-Аракельянц,
Протоиерей, доктор философских наук, профессор, Донской Государственный Технический Университет, заведующий кафедрой «Православная культура и теология»,
Ростов-на-Дону protoierey. vladimir@gmail. com
SOME ASPECTS OF THE KNOWLEDGE OF GOD IN THE TEACHINGS OF ST. MAXIMUS THE CONFESSOR (ACCORDING TO THE WORKS OF RUSSIAN RESEARCHERS OF THE XIX-XXI CENTURIES)
Elena G. Stepanenko,
Charity Fund of the Holy Great Martyr Anastasia Uzoreshitelnitsy, Rostov-on-Don
organizer of educational talks, Don State Technical University, Department of the «Orthodox culture and theology», master student
Rostov-on-Don
Scientific supervisor Vladimir A. Ter-Arakelyants,
Archpriest, Doctor of Philosophy, Professor, Don State Technical University, Rostov-on-Don
Head of the department «Orthodox culture and theology»
protoierey. vladimir@gmail. com
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена некоторым аспектам богопознания в богословской системе прп. Максима Исповедника - одного из наиболее значительных и сложных византийских мыслителей. В статье рассматриваются отдельные стороны учения о Всевиновном Логосе и Его логосах-волениях, энергиях, по действию которых мы можем составить представление о Творце. В указанном учении святой отец раскрывает путь к богообщению и обожению, объясняет устройство мира и действие Бога в нем. Русские исследователи творчества святого открыли мистическую сторону богословия святого Максима Исповедника для православных соотечественников и для ученых всего мира. По их трудам проводится данное исследование.
ABSTRACT
The article is devoted to some aspects of the knowledge of God in the theological system of st. Maxim the Confessor - one of the most significant and complex Byzantine thinkers. The article discusses the specific aspects of the doctrine of the Supreme Logos and His logos wills, energies, according to which we can get an idea of the Creator. In this teaching, the holy father opens the way to God-communion and deification, explains the structure of the world and the action of God in it. Russian researchers of the saint's creativity discovered the mystical side of the theology of St. Maximus the Confessor for Orthodox compatriots and for scientists all over the world. According to their works this research is being conducted.
Ключевые слова: прп. Максим Исповедник; Божественный Логос; логосы-воления; мистика; богопознание; обожение; Православное вероучение.
Key words: Rev. Maxim the Confessor; Divine Logos; logos wills; Mystic; knowledge of God; deification; Orthodox dogma.
Изучение святоотеческого наследия необходимо для правильного понимания сложных вопросов православного вероучения, одним из которых является богопознание. Бог открывается ищущим Его с верою: «А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» (Евр. 11:6). В плеяде святых отцов имя святого Максима Исповедника - величайшего мыслителя своего времени, аскета -мистика, богослова и созерцателя Божественных тайн выделяется особенно ярко. Его труды привлекают исследователей своей многогранностью. Богословская система прп. Максима охватывает все стороны Православного вероучения и свидетельствует о незаурядном таланте и силе творческого синтеза, присущем святому Исповеднику. В его системе богословие согласовывается с философией, вера связана со знанием, но в преобладании веры над разумом [4,51], мистики над схоластикой, что характерно для духовной жизни Православия. Система понятий и описание тварного мира базируется на принципах и понятиях, определившихся в эпоху тринитарной и христологической полемики. Прп. Исповедник наметил многие темы для разработки последующими поколениями православных богословов [4,51], замечает патролог С.Л. Епифанович, выдающийся исследователь наследия святого отца. Интерес к трудам прп. Максима Исповедника не ослабевает не только в нашей стране, но и за рубежом. В творчестве святого отца гибко сочетаются новаторство и традиционализм Священного Предания, находящегося в неразрывной связи со Священным Писанием [15,101] - одна из важнейших особенностей творчества преподобного, пишет профессор А.И. Сидоров. Богословие святого отца не выстроено систематически, но оно представляет собой систему по внутреннему содержанию [4,38].
Актуальность богопознания в учении прп. Максима Исповедника заключается в возможности в полноте приобщиться Божественной благодати. Богословие не должно быть чисто теоретической наукой. Оно призвано возбудить желание общения с Богом как Личностью и обожиться. Господь сказал: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною» (0ткр.3:20). Непреходящая ценность святоотеческого опыта заключается в достижении святыми богообщения и богоподобия, прежде всего, через богопознание. Свой опыт святые передали нам. В учении прп. Максима Исповедника возможность богопознания основана на исследовании апофатических и катафатических свойства Создателя. Одной из ярких граней, описывающей положительные свойства Бога и являющей Его близость к сотворенному миру, выступает оригинальное учение о Божественном Логосе и Его энергиях - логосах-волениях, посредством которых Творец проявляется в бытии.
Цель данной статьи - попытаться рассмотреть некоторые аспекты богопознания в системе преподобного Максима Исповедника.
Согласно цели, объектом данного исследования являются труды русских богословов XIX-XXI вв., изучавших наследие святого отца.
Предмет исследования - некоторые стороны учения о богопознании в богословской системе св. Максима Исповедника.
Исследование творчества прп. Максима в России На Святой Руси имя преподобного Максима Исповедника встречается уже в Новгородских Минеях конца XI - начала XII в. в церковных службах святому, вышедших в свет благодаря М.Ф. Мурьянову [2], пишет Г.И. Беневич. Но изначально имя святого популярным не было. Оно стало известно благодаря флорилегии «Пчела» (Melissa) и переведенным с греческого «Богословским главам». В «Изборнике Святослава» (1073) А.И. Сидоровым было найдено 26 цитат из различных работ преподобного Максима. К подлинным творениям святого А. И. Соболевский относит читаемые на Руси в славянском переводе примерно с XIV в. «Главы о любви» (Capita de charitate), затем появился перевод
«Слово подвижническое» (Liber asceticus) [2]. Знаком был преп. Максим на Руси и как схолиаст Ареопагита. Несколько творений святого Максима из греческого «Добротолюбия» на славянский язык переведены преподобным Паисием (Величковским), но в славянском «Добротолюбии» главы опубликованы не были и остались в рукописях, ходивших на славянских территориях [2].
Научное исследование творчества святого русскими богословами началось в XIX веке. Г.И.Беневич указывает о выходе в свет в 1825 году первого перевода на русский язык трактата «О таинственном богословии». Прп. Максим значился в этих переводах как автор схолий [2]. Прот. Владимир Башкиров пишет о публикации в 1830 и 1835 годах в сборнике «Христианское чтение» переводов первой сотницы и части второй сотницы, а затем, с № 85 глав о богословии и Воплощении Сына Божия, к Фалласию [8]. Позднее, в 1853 г., монастырем Оптиной пустыни были изданы в печати славянский (св. Паисия) и русский переводы «Толкование на молитву Господню» (Expositio orationis dominicae) и «Слово подвижническое» [2]. Русский перевод «Тайноводства» (Мистагогии), по мнению Беневича Г.И., был опубликован в 1855 г. его переводчиком и редактором, профессором Василием Ивановичем Долоцким, основавшем в Санкт-Петербургской Духовной Академии кафедру литургического богословия [2]. В 1888 году появляется содержательная монография Ивана Орлова «Труды преподобного Максима Исповедника по раскрытию догматического учения о двух волях во Христе» [8]. Святитель Феофан Затворник перевел на русский язык «Добротолюбие», в третьем томе которого, изданном в 1889 г., размещены труды прп. Максима, «Слово подвижническое», «Главы о любви». Им переведены 236 из 700 «Умозрительных и деятельных глав», где выбраны нравоучительные и аскетические главы, а более сложные философские главы остались без перевода [2]. В 1898 г. выходит в свет книга проф. А.И. Бриллиантова «Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скота Эригены», посвященная обзору учения святого Исповедника, появляются аналитические статьи епископа Сумского Алексия (1905г.) и прот. Сергия Булгакова (1917) [8].
Но истинно научное открытие наследия прп. Максима сделал С.Л. Епифанович, написавший о святом магистерскую диссертацию. Одна ее часть опубликована в 1915 г. под названием «Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие»; вторая увидела свет в 1917 г. под названием «Материалы к изучению преподобного Максима Исповедника» [8]. Несмотря на то, что он не успел опубликовать полностью свое исследование, его работа внесла огромный вклад в изучение творчества святого Исповедника.
Проф. М.Д. Муретов, подхватив эстафету С.Л. Епифановича и пользуясь зачастую его материалами, намеревался издать все труды святого Максима, но в 1915 г. состоялась публикация только одного тома, состоящего их нескольких вариантов жития преподобного и службы ему. Революционный переворот 1917г. и его последствия исключили возможность продолжения намеченной работы [8].
В наше время интерес к наследию преподобного Максима снова заметно возрос во многом благодаря самоотверженным трудам профессора Московской Духовной Академии А.И. Сидорова. В 80-е годы двадцатого столетия им сделан перевод и издание уже знакомых, а также целый ряд ранее неизвестных русскому читателю творений святого Максима. Алексей Иванович до настоящего времени продолжает трудиться над их переводом и изданием [8].
Из современных русских исследователей, раскрывающих различные стороны творчества прп. Максима Исповедника, можно назвать Д.А.Поспелова, Г. И. Беневича, доктора философских наук В.В. Петрова. Прежде изданные материалы диссертации частью дополнены Ю.П. Черноморцем и Д.С. Бирюковым и вышли в свет в 2013 г. в двухтомнике под названием «Преподобный Максим Исповедник. Его жизнь и творения». Не оставляют без внимания творчество святого отца и другие исследователи.
Аспекты апофатики и катафатики в системе прп. Максима Исповедника Цель веры и знания состоит в постижении Творца и Его дел. Создатель открывается в Божественном Откровении и постигается, прежде всего, верою [6]. В богословии для определения существа Бога применяются апофатические и
катафатические эпитеты. Апофатическое богословие св. Максима Исповедника, под влиянием апофатики св. Григория Богослова и Ареопагитиков, описывает сущность Бога как отличную от тварного мира и недоступную нашему познанию. С глубочайшим благоговением преподобный касается тайны бытия Пресвятой Троицы [4,41]. По убеждению святого Максима, Бог не является ни началом, ни серединой, ни концом и ничем, что созерцается естественным образом. Творец безгранично превосходит все существующее, Он беспределен, безграничен и неподвижен [5,289]. Святой Исповедник с убеждением показывает противоположность Бесконечного и конечного [3,236], замечает А.И. Бриллиантов. Истинное понимание существа Бога состоит в Его незнании. Апофатическое богословие только отрицательно [4, c.41], заключает С.Л. Епифанович.
Катафатические свойства Бога святой Максим описывает по Его действиям от создания мира: «Собираясь богословствовать,...рассматривай, по возможности, свойства, которые окрест Его [Бога]; например, свойства, относящиеся к Его Вечности, Бесконечности, Беспредельности, Благости, Премудрости и Силе, которые творят сущих, промышляют о них и судят их» [5,155]. На созерцании свойств-энергий происходит познание Бога. Все сотворенное бытие причастно Ему, идеально в Нем существует и именуется частью Бога [6].
В центре катафатического богословия святого Исповедника находится Логос-Христос. Спаситель проявляется в мире и открывается каждому соразмерно его возможности воспринять: «Ибо Оно [Слово] распинается для тех, кто еще только деятельно вводится в благочестие, божественным страхом пригвождая к Кресту свои действия, преисполненные страстью. Воскресает же и восходит на небеса для отложивших всего ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, и облекшихся во всего нового человека, созданного Духом по образу Божиему (Ефес. 4:22-24;Кол. 3:9-10)» [10]. Мир взаимодействия Бога и человека в аспекте общения личностей выступает как система тварных символов, при помощи которых человек постигает их Создателя. Космос
свидетельствует о Творце, является Его «ликом». Бог явно виден в Своем творении. Опасность потери восприятия Бога как Личности способствует появлению язычества и магии [9] и уводит от общения с Богом, жизненно необходимого для спасения.
Святой Максим глубоко убежден в возможности познавательного процесса не рассудочными доказательствами, а верой в Бога [10]. Он описывает три пути познания Творца. Сначала Бог Слово открывается через красоту и разнообразие природы, в естественном Откровении, заинтересовывает явлениями материального мира, побуждает к познавательной деятельности, чтобы отвлечь от чувственности видимого бытия [3,213]. Пытливый ум, наблюдая устройство и великолепие окружающего мира и происходящих в нем природных процессов, приходит к очевидному выводу о невозможности охватить все их многообразие [3,213]. Исследователь понимает, что существует сверхразумная Первопричина возникновения вселенной. Постепенно постигая сокровенный смысл вещей, исследователь мысленно устремляется от тварного мира к Создателю в поиске более прямого знания о Нем.
Другим источником ведения Бога выступает Священное Писание - мир особого рода [3,214], как называет его А.И.Бриллиантов. Писание богодухновенно (2 Тим, 3:16) и его главная цель состоит в пробуждении в человеке желания искать скрывающийся в каждом слове Писания Божественный Логос [4,42]. Первые два пути познания приводят человека к жажде богообщения.
Третьим источником познания прп. Максим называет непосредственное созерцание, когда Логос открывается святым. Достигнув бесстрастия и отказавшись от постижения видимых вещей ради соединения с Богом, святые восходят к мистическому общению с Создателем [4,42]. Достойные могут созерцать Бога по таинственным озарениям Всевиновного Логоса, Его идеям -логосам, без которых познание Творца невозможно. В них основывается катафатическое богословие [4,42]. Для остальных людей тварный мир и Священное Писание открывается иначе. Благодаря духовному опыту
подвижников веры, человечество получает необходимые для спасения знания о Боге, богообщении и этапах восхождения к святости.
Наиболее полное знание о Боге и сотворенном мире принес воплотившийся для нашего спасения Господь Иисус Христос, «... [Бог] Слово, просвещающий ум, дарующий ему силу умозрений и отгоняющий от него всякое неведение» [10]. Спаситель показал в Себе Бога Отца и Бога Святого Духа, всецело пребывавших в Нем существенно и совершенным образом [14,117]. Первое и Третье Лицо Пресвятой Троицы не воплощались, но Отец благоволил, а Святой Дух содействовал в воплощении самодействующему и всецело воплотившемуся Сыну. Христос по божественной сущности остался непостижимым никому, кроме Отца и Святого Духа. С человеческим естеством Он соединился ипостасно [14,117]. Спаситель просветил нас верой во Святую, единосущную и покланяемую Троицу; открыл ведение о Домостроительстве Божественного Сына; посвятил исследователей в тайну логосов нетелесных существ [13,107]. Из Откровения люди узнали о сотворении видимого мира и его конце, о будущем всеобщем воскресении мертвых и вечной жизни. Господь дал знание о предстоящем страшном суде и вечном блаженстве в Царстве Небесном [13,107].
Божественный Логос - Первопричина существования бытия
Прп. Максим описывает свойства Бога через проявление Всевиновного Логоса. В отношении к миру Божественный Логос занимает центральное место среди Лиц Пресвятой Троицы, как его Творец и Промыслитель [4,58]: «Верою познаём, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое» (Евр. 11:3). Ибо «от Него все получило начало и к Нему все стремится как к цели» [3,220]. С точки зрения святого Максима, катафатическое богословие дает возможность познать Творца как Первопричину всего по видимым и осязаемым вещам [6] посредством Его логосов-идей (Хоуог) или волений, на которые творчески как бы разделяется Логос и которые снова в Нем соединяются «как радиусы в центре круга» [4,59]. Как замечает прот. Владимир Шмалий, великие Каппадокийцы, последователем которых был прп. Максим
Исповедник, определенно отличали сущность Бога от Его энергий, которыми Вседержитель творит и содержит в Своей власти вселенную [9]. Энергии выступают проявлением Божественной воли и одновременно носят смысловой характер. Энергии Бога - Божественные слова, логосы. Космос представляет собой последовательность или иерархию "слов" - логосов Создателя, посланием Бога к человеку. Но и человеку даруется «логосная, словесная, творческая способность - дар «слышать Бога и отвечать Ему» [9].
Бог Слово от вечности содержит в Себе божественные идеи всех вещей и через Себя приводит во временное бытие [6]. Разнообразие качеств тварного бытия, существующего благодаря многогранности формирующего начала -логоса (Хоуо^'а), подтверждает наличие разумного мудрого Создателя космоса [12]. Прп. Максим говорит о предсуществовании логосов, как идей всего тварного бытия: «Ибо мы веруем, что логос предшествует творению ангелов; логос - творению каждой из наполняющих горний мир сил и сущностей; логос человеков; логос всего, что приемлет от Бога бытие, чтобы мне не перечислять каждое» [11].
Теоретическое представление о невыразимой тайне бытия Святой Троицы возможно через созерцание проявлений энергий Логоса в мире. Второе Лицо Пресвятой Троицы промыслительно управляет миром согласно планам Домостроительства спасения. Он действует тройственным образом: в творческой, промыслительной и судящей силе и Его идеи-логосы проявляются тройственно: как основные начала или законы природы; как замысел или пути промысла и суда [4,59]. Эти логосы содержат все бытие во все время его существования на пути к обожению. Творческая сила проявляется преимущественно в мире физическом, промыслительная и судящая - в мире нравственном. Судящая сила проявляется в бытии, как благая воля Творца при отклонении тварных существ от замысла Бога и промыслительно направляет к Нему [4,48]. Проявление в мире энергий творения, промысла и суда убеждают в существовании Бога как личного Существа, действующего в мире Своей волей в миротворении и мироправлении. Бог приводит каждую вещь энергиями
промысла и суда из потенциального состояния в действительное бытие в определенное Им время [4,59]. С началом существования в бытии человек, согласно своему логосу, в синергии с Богом должен стремиться к богоуподоблению и обожению. Цель движения - Создатель, в Котором заканчивается путь каждого творения: «...Он и бытия податель, и благобытия дарователь, как Начало и Завершение» [1,249]. Логос действует в мире и в Нем весь мир причастен Богу: «Он есть начало как различия и обособления (творения), так и единства и примирения (спасения) бытий и всех противоположностей в мире — между собою и с Богом» [6]. Прп. Максим говорит о возможности познания бытия Бога Слово в Святой Троице через проявление этих свойств - энергий Логоса в логосах предметов. Тождественно Божественному Логосу составляется представление о Пресвятой Троице.
Выводы
Бог открывается людям по мере их духовного возрастания. Он - Творец мира, Он - Промыслитель, Он - Источник идей, составляющих все разнообразие тварного бытия и действующее Начало в богопознании. Познавая Создателя, человек строит личные отношения с Ним. Божественный Логос открывается в бытии посредством Своих логосов-волений, энергий, по которым мы можем познавать Творца. Исповедник со всей очевидностью показывает необходимость богопознания для достижения спасения в синергии с Богом.
Список литературы
1. Новый Завет. - М.: Даниловский благовестник, 2009. - С. 95 - 1092.
2. Избранные творения преподобного Максима Исповедника. - М.: Паломник, 2006. - С. 155-289.
3. Прп. Максим Исповедник. Главы о богословии и домостроительстве воплощения Сына Божия [Электронный ресурс] // Портал Азбука веры -Режим доступа:
https://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispovednik/glavy_o_bogoslovii_i_domostroitelst ve_voploscheniya_Syna_Bojiya (дата обращения 24.07.2018)
4. Прп. Максим Исповедник. Амбигвы к Иоанну [Электронный ресурс] // Портал Азбука веры - Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispovednik/ambigvy_k_Ioannu (дата обращения 28.07.2018)
5. Прп. Максим Исповедник. Амбигвы к Фоме [Электронный ресурс] // Портал Азбука веры - Режим доступа: Ы*р:// azbyka.ru/ otechnik/?Maksim_Ispovednik/ambigvy_k_Fome= 1_5 (дата обращения 28.07.2018)
6. Преподобный Максим Исповедник. Мистагогия. - М.: РИПОЛ классик, 2018. - 107 с.
7. Прп. Максим Исповедник. Толкование на молитву Господню // Мистагогия. -М.: РИПОЛ классик, 2018. - 117 с.
8. Беневич Г.И., Бирюков Д.С., Шуфрин А.М. Преподобный Максим Исповедник: полемика с орегинизмом и моноэнергизмом [Электронный ресурс] // СПб.: Изд-во СПбГУ, 2007. - 249 с. - Режим доступа: http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispovednik
9. Беневич Г.И. Прп. Максим Исповедник на Руси и в России (1073-1973 гг.) [Электронный ресурс] // Богослов.ги: научный богословский портал. - 2013. -Режим доступа: http://archive.bogoslov.ru/text/3668042.html (дата обращения 02.10.2018)
10. Бриллиантов А.И. Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скота Эригены [Электронный ресурс] // - М.: Мартис, 1998. - С. 213-236. - Режим доступа: http://predanie.ru/lib/book/210671/
11. Епифанович С.Л. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие, М.: Мартис, 2003. - С.38-59.
12. Муретов М.Д. О св. Максиме Исповеднике [Электронный ресурс] // Русский портал. - Режим доступа:
http://tvorenia.russportal.ru/index.php?id=patrologia.m_01_002 (дата обращения 03.08.2018).
13. Протоиерей Владимир Башкиров, профессор. Сын Божий - Сын Человеческий. (Логос-тропос Христа в творениях преподобного Максима Исповедника) [Электронный ресурс] // Библиотека Минской духовной академии - 2007. - №5. - Режим доступа: http://Hbr.mmda.by/2018/09/26/soprikosnoveme-dusЫ-i-tela-predstavlemj a-estestvennoj -nauki-o-sostoj anii-cheloveka-2/ (дата обращения 02.09.2018)
14. Протоиерей Владимир Шмалий. Космология святых Отцов Каппадокийцев: вклад в современный диалог науки и богословия [Электронный ресурс] //Альманах "Альфа и Омега", - 2003. - № 36. - Режим доступа: https://www.pravmir.ru/osmologiya-svyatyih-ottsov-kappadokiytsev-vklad-v-sovremennyiy-dialog-nauki-i-bogosloviya (дата обращения 18.09.2018)
15. Сидоров А.И. Преподобный Максим Исповедник: эпоха, жизнь, творчество //Избранные творения преподобного Максима Исповедника/ - М.: Паломник, 2004. - 101 с.