УДК 323.2 Нефедов Сергей Александрович
кандидат политических наук,
доцент кафедры средств массовой информации
Северо-Кавказского федерального университета
ЭКОПОЛИТИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ: ТРАНСФОРМАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕГРАДАЦИИ В ПОЛИТИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ ЧЕРЕЗ МИГРАЦИЮ
Nefedov Sergey Aleksandrovich
PhD in Political Science, Assistant Professor of the Mass Media Department, North-Caucasus Federal University [email protected]
ECO-POLITICAL VIOLENCE: TRANSFORMATION OF ENVIRONMENTAL DEGRADATION INTO POLITICAL VIOLENCE BY MIGRATION
Аннотация:
В статье рассматриваются механизмы экополитического насилия. Автор анализирует миграцию населения как следствие экологической деградации и как причину гражданской войны. В качестве примера используются события в Гаити.
Ключевые слова:
экополитическое насилие, политическое насилие, экологическая деградация, беспорядки и гражданская война, насилие в Гаити.
Summary:
The article is concerned with mechanisms of the ecopolitical violence. The author analyzes population migration as a consequence of the ecological degradation and a reason of the civil war. As an example the incidents in Haiti are studied.
Keywords:
eco-political violence, political violence, environmental degradation, riots and civil war, violence in Haiti.
Во второй половине XX в. Гаити столкнулось с растущим дефицитом земли, лесов и пресной воды, продолжающимся по сей день. Гаити - гористая страна, приблизительно 75 % территории которой находится на возвышенности [1, с. 21]. Особенности рельефа отражены в самом названии государства. На языке коренного народа Гаити означает «страна гор» (Ayiti kis-keya). 63 % земель Гаити имеют более чем 20-процентный наклон, что делает их непригодными для экологически устойчивого сельскохозяйственного производства. Другими словами, любая деятельность на этих землях практически неизбежно ведет к их деградации. Еще в конце 1960-х гг. Организация американских государств (Organization of American States, OAS) провела исследование качества почвы в Гаити, сделав два важных вывода. Во-первых, исследователи обнаружили, что в Гаити никакие почвы не могут обрабатываться без каких-либо мероприятий по их защите, без применения крупных дренажных систем или интенсивного использования удобрений. Во-вторых, исследователи отметили, что более половины гаитянских почв практически непригодны для сельского хозяйства [2, с. 58].
Однако чтобы выжить и получить хоть какие-то доходы, гаитянские крестьяне вынуждены возделывать склоны, выращивая кукурузу, фасоль, маниоку и фрукты. В результате под воздействием эрозии земля утрачивает быстрыми темпами верхний, плодородный слой почвы. Так, только в 1994 г. потеря почв в Гаити составила приблизительно 37 млн. тонн [3, с. 123]. К 1995 г. в Гаити было деградирована треть всей земли, к 2011 г. уже - 90 % (для сравнения, в соседней Доминиканской Республике, расположенной восточнее на том же острове, деградиро-вано около 40 % земли) [4, c. 22].
Сведение леса в Гаити началось в колониальный период. С 1730 г. лес вырубался для расширения кофейных плантаций. После революции 1804 г. правительство было вынуждено продавать древесину, чтобы выплатить Франции компенсацию. Однако масштабы лесозаготовительной деятельности достигли критических значений лишь в 1950-е гг., когда увеличилась численность населения. Леса вырубались для расчистки земли под поля и сады. Дрова и древесный уголь активно использовались сельскими и городскими жителями для приготовления пищи и отопления. По сей день в Гаити ежегодно потребляется около 2 млн. кубических метров топливной древесины - значительно больше, чем в других странах Карибского бассейна [5, с. 134]. Древесина применялась также для строительства домов. Например, стволы мангровых деревьев служили опорами для кирпичной кладки. Как следствие, спустя всего лишь несколько десятилетий лес оказался дефицитным ресурсом. Сегодня площадь лесов Гаити составляет 101 000 гектаров. На 1 000 человек населения приходится 10 гектаров лесных угодий (для примера, в России - 5 722 гектара, в США - 975, во Франции - 257, в Китае - 154, на Сей-
шельских островах - 485). По этому показателю Гаити отстает от других стран Карибского бассейна [6, с. 110-118].
По обеспеченности водными ресурсами Гаити долгое время занимает среди стран Карибского бассейна последнее место. В известном Индексе бедных водой стран Гаити находится в самом конце списка [7, с. 11]. По данным Института мировых ресурсов, на одного жителя Гаити приходится приблизительно 1 600 кубических метров воды в год [8, с. 211]. По прогнозам к 2025 г. каждому жителю этой страны будет доступно лишь 879 кубических метров воды в год [9, с. 17]. Не лучше обстоит дело и с качеством воды. Качественной водой в Гаити пользуются только 52 % городского и 56 % сельского населения. Для сравнения в соседней Доминиканской республике на одного человека приходится около 2 300 кубических метров воды в год, 97 % городского и 91 % сельского населения пользуются качественной водой [10, с. 211]. Дефицит воды объяснятся растущим спросом (рост численности населения) и сокращающимся предложением (эрозия). Эрозия сокращает способность почв на склонах удерживать воду. В результате сельское хозяйство требует больше воды для поддержки производства на прежнем уровне. Чрезмерная выкачка воды из водоносных слоев приводит к тому, что они заполняются соленой водой из океана. В результате каждый год большое количество колодцев приходит в негодность.
Сокращая сельскохозяйственное производство, деградация земли, лесов и воды заставляла людей мигрировать в столицу в надежде найти там более приемлемые условия жизни. Однако сельские мигранты в большинстве своем не находили там того, что искали. Вместо этого они усугубляли традиционные для крупного города проблемы - демографические, экономические и политические. Вокруг Порт-о-Пренса образовались огромные трущобы.
Рост населения Порт-о-Пренса начался при Ф. Дювалье («Папа Док»), которому хотелось видеть опору своего режима в крестьянстве. Старший Дювалье всегда с неохотой покидал национальный дворец, опасаясь, что гаитянская армия может отстранить его от власти. За свое 14-летнее правление он ни разу не выезжал за пределы Гаити (если не считать короткого пребывания на гаитяно-доминиканской границе) и редко решался выехать из Порт-о-Пренса. Наоборот, он каждый год организовывал приезд тысяч крестьян на празднества режима. Относительное процветание столицы соблазняло многих приезжих остаться. Более того, Ф. Дювалье финансировал приезд крестьян в город, но не обратный путь в нищие деревни.
Создание при международной помощи и содействии в 1969 г. Sodete Nationale des Parcs Industriels (SONAPI) сделало Порт-о-Пренс еще более привлекательным для крестьян. Огромный индустриальный парк был построен на окраине города между международным аэропортом и частным морским портом. Смысл строительства SONAPI заключался в наличии выгодных экономических условий. Относительное преимущество Гаити давала дешевая рабочая сила, которую можно было использовать для производства (или точнее сборки) промышленных товаров, идущих главным образом на американский рынок. Сельская местность стала поставщиком трудовых ресурсов. Порт-о-Пренс теперь включал государственные службы и промышленные предприятия. Притягательность государственных активов дополнилась притягательностью частного капитала. Как следствие, большими темпами возрастала численность населения, прежде всего, населения бедного. С 1950 по 2009 гг. численность населения Гаити возросла с 3,2 до 10 млн. человек, несмотря на высокие показатели детской смертности и низкую продолжительность жизни [11, с. 37]. Население же Порт-о-Пренса выросло с 1950 г. более чем в тринадцать раз - сейчас в нем проживают около 2 300 000 человек [12, с. 13].
При росте численности населения городская инфраструктура оставалась без изменений. Нагрузка на дороги, электрические сети, систему канализации все больше превосходила их возможности. В трущобах и в целом в городе активно развивался неформальный сектор экономики. Подавляющая часть жителей занималась экономической деятельностью, которая не облагалась налогами. На неформальных рынках можно было найти широкий ассортимент товаров - от одежды и лекарств до различных инструментов и автомобилей. Как и в других странах и городах с низким уровнем развития, экономика Порт-о-Пренса характеризовалась недостаточными навыками, капиталом и организацией; семейной собственностью; малым масштабом отдельных операций; тяжелым трудом и адаптивной технологией; нерегулируемыми и конкурентными рынками [13, с. 1-31].
Именно жители трущоб, бывшие мигранты из сельской местности стали впоследствии социальной базой Ж.-Б. Аристида. В декабре 1990 г. бывший священник Ж.-Б. Аристид выиграл президентские выборы, заявив о поддержке интересов самых бедных слоев населения. 6 января 1991 г., за месяц до своей инаугурации, его сторонники вышли на улицы столицы, не дав бывшему министру внутренних дел и лидеру тонтон-макутов Р. Лафонтеню осуществить переворот. 20 августа 1991 г. около 2 000 сторонников Ж.-Б. Аристида ворвались в Национальную ассамблею, чтобы помешать законодателям выразить недовольство Р. Превалю - другу Ж.-Б. Аристи-
да, назначенному премьер-министром. Позже они подожгли главный офис профсоюзов, выступавших против президента. Для расправ с политическими оппонентами сторонники Ж.-Б. Аристида обращались к линчеванию, используя для этого пропитанные бензином покрышки, которые одевались на жертву и затем поджигались. Согласно Национальной коалиции гаитянских беженцев (National Coalition for Haitian Refugees), базирующейся в Нью-Йорке, в течение первого семимесячного правления Ж.-Б. Аристида 25 человек были убиты через суды Линча [14, с. 176].
Представителям элиты не понравилось, что президент провоцирует бедных нападать на богатых. По их мнению, Ж.-Б. Аристид, несмотря на призывы к национальному единству, придает особое значение разрыву между двумя классами, активно укрепляя свой статус. 29 сентября 1991 г. Ж.-Б. Аристид был свергнут военными под руководством главнокомандующего армии Р. Седраса, начальника штаба армии Ф. Биамби и начальника столичной полиции М. Франсуа. Ж.-Б. Аристид покинул страну, а его жизнь спасло лишь вмешательство американских, французских и венесуэльских дипломатов [15, с. 199].
Экологическая деградация в Гаити и ее трансформация в акты политического насилия объяснялись, среди прочего, многолетним существованием авторитарного режима, отличавшегося повышенным уровнем коррупции. Личное обогащение и постоянная борьба с реальными и вымышленными диссидентами оставляли экологические проблемы за рамками политической повестки дня. Спустя несколько лет после утверждения Ф. Дювалье на посту президента в Гаити сложился султанистский режим [16, с. 153-181]. Согласно Х. Чехаби и Х. Линцу, султанизм как форма политического режима имеет пять основных характеристик: слияние режима и государства, персонализм, узкая социальная база, фальшивый капитализм и конституционное лицемерие [17, с. 10-23]. Все эти характеристики были свойственны режиму в Гаити.
История Гаити последних пяти десятилетий отчетливо показывает, как экологическая деградация и характер политического режима могут способствовать экополитическому насилию. Коррупция и патронаж, султанизм и автократия вытолкнули на периферию государственного внимания экологические проблемы. Крестьяне, столкнувшись с экологическим дефицитом -деградацией земельных, водных и лесных ресурсов - и не найдя помощи у государства, начали менять место жительства, перебираясь в бедные районы крупных городов - Порт-о-Пренса, Гонаива и других. Там они только усугубляли экологическую ситуацию, а их экономические проблемы оставались нерешенными. Отчаявшись, они присоединялись к движению левого толка под руководством Ж.-Б. Аристида, становясь его наиболее радикальными сторонниками. Акты политического насилия, вызванные конфликтом по линии бедные-богатые, продолжаются в Гаити по сей день.
Ссылки:
1. Weil T.E. et al. Area Handbook for Haiti. Washington: U.S. Government Printing Office, 1973.
2. Lundahl M. Peasants and Poverty: A Study of Haiti. London: Croom Helm, 1979.
3. Bayard B., Curtis M.J. Environmental Perceptions and Behavioral Change of Hillside Farmers: The Case of Haiti // Farm &
Business: The Journal of the Caribbean Agro-Economic Society (CAES). 2007. Vol. 7. № 1. P. 122-138.
4. Williams V.J. A Case Study of Desertification in Haiti // Journal of Sustainable Development. 2011. Vol. 4. № 3. P. 20-31.
5. Food and Agriculture Organization of the United Nations (FAO). State of the World's Forests 2011. Rome: FAO, 2011.
6. Ibid.
7. Lawrence P., Meigh J., Sullivan C. The Water Poverty Index: An International Comparison. Keele: Keele University, 2002.
8. World Resources Institute (WRI). World Resources 2008: Roots of Resilience - Growing the Wealth of the Poor. Washington: WRI, 2008.
9. Gardner-Outlaw T., Engleman R. Sustaining Water, Easing Scarcity: A Second Update. Washington: Population Action International, 1997.
10. World Resources Institute (WRI).
11. United Nations (UN). World Population Prospects: The 2008 Revision: Highlights. New York: UN, 2009.
12. Institut Haïtien de Statistique et d'informatique (IHSI). Population totale, population de 18 ans et plus menages et densites estimes en 2009. Port-au-Prince: IHSI, 2009.
13. Peattie L.R. Anthropological Perspectives on the Concepts of Dualism, the Informal Sector, and Marginality in Developing Urban Economies // International Regional Science Review. 1980. Vol. 5. № 1. P. 1-31.
14. D'Adesky A.-Ch. Pere Lebrun in Context // Haiti: Dangerous Crossroads / Ed. by North American Congress on Latin America (NACLA). Boston: South End Press, 1995. P. 175-180.
15. Collins E., Cole T.M. Regime Legitimation in Instances of Coup-Caused Governments-in-Exile: The Cases of Presidents Makarios and Aristide // Journal of International Law & Practice. 1996. Vol. 5. № 2. P. 199-238.
16. Nicholls D. The Duvalier Regime in Haiti // Sultanistic Regimes / Ed. by H.E. Chehabi, J.J. Linz. Baltimore: The John Hopkins University Press, 1998. P. 153-181.
17. Chehabi H.E., Linz J.J. A Theory of Sultanism 1 : A Type of Nondemocratic Rule // Sultanistic Regimes / Ed. by H.E. Chehabi, J.J. Linz. Baltimore: The John Hopkins University Press, 1998. P. 10-23.