ЭКОНОМИКО-СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ОТРАСЛЕЙ ЭКОНОМИКИ РАЗНЫХ СТРАН
Н.С. Ростовский, канд. физ.-мат. наук, доцент
Д.С. Смирнов, канд. экон. наук, старший преподаватель
В.Е. Колесников, магистрант
Национальный исследовательский ядерный университет МИФИ (Россия, г. Москва)
Аннотация. Статья посвящена экономико-статистическому анализу этапов развития ОЭЗ, сдерживающему фактору - налоговым ставкам и преференциям для особых экономических зон разных стран. На основании проведенного анализа выделяются факторы, влияющие на развитие ОЭЗ, делается вывод о непривлекательности льготного налогового режима.
Ключевые слова: высокотехнологическая отрасль экономики, особые экономические зоны, ОЭЗ, этапы развития, история, анализ, налоговые ставки, налоговые преференции, фактор сдерживавший развитие, сравнительный анализ.
На сегодняшний день особые экономические зоны являются одним из самых главных агентов во внешнеэкономической деятельности стран. Более чем в 120 странах мира функционируют особые экономические зоны. Их годовой оборот оценивается не менее чем 700 млрд. долларов с числом занятых в них более 50 млн. человек.
Наиболее широкое определение особых экономических зон представлено Т.П. Данько и Э.М. Окрут [1]. «Особая экономическая зона - это суверенная территория государства, являющаяся составной частью хозяйственного комплекса страны, где обеспечивается производство и распределение общественного продукта для достижения общенациональной интегрированной, корпоративной цели с использованием специальных механизмов регулирования общественно-
экономических отношений производства и распределения, способных к диффузному расширению ее границ».
На сегодняшний день существует несколько классификаций ОЭЗ. Самой распространенной является классификация ОЭЗ в соответствии с хозяйственной специализацией: торговые, промышленно-производственные, технико-
внедренческие, сервисные и комплексные [1].
Так же ОЭЗ классифицируют по степени интегрированности в национальную экономику: анклавные и интегрированные в национальную экономику [1].
Рассмотрим историю создания ОЭЗ разных стран.
Создаваемые в США в 1930 годах ОЭЗ получили название Foreign-Trade Zone (FTZ), что можно перевести как «зона международной торговли». Изначально эти зоны были созданы в портовых зонах международных транспортных узлов, на их территории действовали пониженные таможенные пошлины, и располагались компании, предлагающие логистические и финансовые услуги. Во время второй мировой войны производство в этих зонах практически не велось. В 1950 году был подписан акт, согласно которому FTZ вновь открывались для производства, но практического эффекта он не имел вплоть до 1980 года. В этом году правительством США, пересмотревшим закон о FTZ, было решено внести поправки, согласно которым добавочная стоимость, создаваемая при производстве товаров на территории FTZ, не учитывается в целях налогообложения в виде добавочной стоимости, созданной на территории США. Принятие этих поправок в совокупности с введенной ранее отменой импортных пошлин на товары для переработки на территории FTZ
способствовало их существенному развитию.
До образования Евросоюза (ЕС) на территории стран, входящих сегодня в состав ЕС, действовало значительное количество ОЭЗ разных типов. Создание общего экономического, политического и таможенного союза потребовало разработки соответствующих норм, одинаковых для всех членов союзного пространства. Первопроходцем в использовании ОЭЗ в Европе является Ирландия. Еще в 1947 году на базе крупного международного аэропорта Шеннон была создана первая в Европе беспошлинная зона. В настоящее время ОЭЗ в ЕС представлены преимущественно двумя типами зон: свободные таможенные зоны, расположенные в транспортных узлах; зоны развития предпринимательства.
В мировой практике эталоном эффективности в вопросе создания и управления особыми экономическими зонами считается Китай. До 1976 года Китай являлся страной с закрытой экономикой, что сопровождалось большим уровнем безработицы, голодом и отсутствием международной торговли и развитых производств. В 1976 году Китай возглавил Дэн Сяопин, основной целью его внутренней и внешней политики стала интеграция Китая в мировую экономику. Для этих целей на территории Китая было создано 4 особые экономические зоны, которые предоставляли определенные стимулы при развертывании производств и, особенно, при участии в инфраструктурных проектах. На сегодняшний день в Китае существует 7 видов ОЭЗ: ETDZ (зоны экономического и технологического развития); HIDZ (зоны развития высоко- технологичных производств); FTZ зоны свободной торговли); BECZ (пограничные зоны экономического сотрудничества); EPZ (зоны стимулирования экспорта); PDZ (зоны регионального развития); Прочие зоны (специального назначения, которые невозможно классифицировать под другие категории) [2].
История существования особых экономических зон в Российской Федерации насчитывает почти четверть века. Вначале процесс их создания и функционирования проходил довольно сложно и бессистемно
до того момента, как в 2005 году был принят Федеральный закон № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». Первоначально в соответствии с 116-ФЗ предусматривалось создание трех типов ОЭЗ: промышленно-производственных, технико-
внедренческих и туристско-
рекреационных. В 2007 году в федеральный закон были внесены поправки, связанные с созданием еще одного типа ОЭЗ - портовых [3].
В мировой практике распространены зоны, в которых сочетаются функции зон нескольких типов. Их называют комплексными зонами. В соответствии с 116-ФЗ такие типы зон могут быть образованы в результате объединения нескольких зон одного или разных типов в кластер. В законе определено понятие «кластер - совокупность особых экономических зон одного типа или нескольких типов, которая определяется Правительством Российской Федерации и управление которой осуществляется одной управляющей компанией» [3].
Рассмотрев теоретические аспекты эволюции развития особых экономических зон можно выделить основные этапы развития:
- Начальный этап (до 16 века; Спонтанное формирование ОЭЗ; базовый фактор создания - Развитие межрегиональной торговли)
- Этап становления и полюса роста
(до середины 20 века; Период возникновения ОЭЗ; базовый фактор создания - Освобождение от колонизации)
- Этап процветания и стабильного развития (до 90-х гг. ХХ века; Период развития ОЭЗ; Базовый фактор создания -Научно-технический прогресс)
- Этап кластеризации (до нашего времени; Период процветания ОЭЗ; Базовый фактор создания - Межрегиональная континентальная интеграция)
В 2007 году в России была принята Концепция кластерной политики. Согласно этому документу, действие которого распространяется на промышленно-производственные зоны Алабуга в Республике Татарстан и Липецк в Липецкой об-
ласти, вся производственно-научная деятельность делится и контролируется по секторам: металлообработка, электротехническое производство, сельское хозяйство, транспорт, строительство. Результатом такого разграничения является взаимное усиление конкурентоспособности отраслей и территорий их базирования. Применение кластерного подхода напрямую влияет на улучшение конкурентных позиций регионов Российской Федерации. На текущий момент ОЭЗ Алабуга и Липецк занимают лидирующие позиции по всем показателям в РФ.
Основные функции этапа кластеризации:
- формирование эффективных технологических цепочек;
- формирование уровня качества (квалификация) рабочей силы;
- формирование конкурентоспособности производства;
- современная организация производства и управления.
Основные задачи этапа кластеризации:
- оснащение передовой техникой и прогрессивными технологиями;
- применение современных форм организации хозяйства и новых методов управления;
- повышение образовательного уровня работников;
- овладение современным зарубежным управленческим опытом.
В рамках исследования особых экономических зон РФ с кластерной формой организации, были выделены положительные факторы развития:
- действие режима свободной таможенной зоны;
- пользование инфраструктурой, созданной за счет бюджета;
- образование новых рабочих мест;
- уход от бюрократических методов решения проблем и задач распределения ресурсов;
- доступ к рынку сбыта продукции;
- повышение качества профессиональной подготовки и образования трудовой базы ОЭЗ;
- привлечение передовых, по отношению к национальным, технологий.
Так же были выделены и факторы, сдерживающие формирование ОЭЗ (негативные факторы):
- пробелы в законодательной базе;
- недостаточно полномочий для осуществления контроля за ОЭЗ на региональном уровне;
- высокие административные «барьеры» для входа резидента в ОЭЗ;
- не комплексный подход к развитию инфраструктуры;
- непродуманная логистика;
- жесткие условия в кредитных организациях;
- непривлекательный льготный режим.
Более детально рассмотрен непривлекательный льготный налоговый режим. В России налоговые преференции для инвесторов ОЭЗ предусмотрены как на федеральном, так и региональном уровнях. Их объем зависит от типа ОЭЗ и законодательства субъекта РФ, на территории которого создана ОЭЗ [3].
Существуют общие для всех типов особых экономических зон налоговые льготы:
- для резидентов всех типов зон устанавливается пониженная ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ;
- резиденты освобождаются от уплаты налога на имущество на срок 5-10 лет в зависимости от зоны;
- преференции по транспортному налогу устанавливаются субъектами РФ, на территории которых создаются особые зоны;
- на федеральном уровне инвесторы освобождаются от уплаты земельного налога на 5-10 лет в зависимости от зоны.
В зависимости от типа зон инвесторам предоставляются дополнительные льготы:
- инвесторы промышленно-производственных и туристско-рекреационных зон вправе применять ускоренную амортизацию, устанавливая повышающий коэффициент, не превышающий 2;
- Пониженные тарифы страховых взносов на переходный период 2011-2019 гг. для организаций, имеющих статус резидента технико-внедренческой ОЭЗ:
В таблице 1 приведены ставки налогов для резидентов и нерезидентов ОЭЗ Российской Федерации [4].
Таблица 1. Неналоговые ставки для резидентов и нерезидентов ОЭЗ
Название платежа РФ ОЭЗ в РФ
Налог на прибыль, %* 20 15,5-16
Налог на имущество, % 2,20 0
Земельный налог, % 1,50 0
Транспортный налог, руб./л.с. 10-150 0
Страховые взносы, %** 30 14
Примечание: * Зависит от ОЭЗ; **Применяется только к инвесторам технико-внедренческих зон [4]
В таблице 2 представлена сравнитель- бых экономических зон разных стран для ная характеристика налоговых льгот осо- резидентов и нерезидентов ОЭЗ.
Таблица 2. Налоговые ставки для резидентов и нерезидентов ОЭЗ разных стран
Страна Налог на прибыль, официальная ставка Налог на прибыль, для резидентов ОЭЗ Взносы на социальное страхование со стороны работодателя, в среднем
Россия 20 15,5-16 30
Индия 30 0 (в течение первых 5 лет); 15 (по истечению 5 лет) 12
25 0 (в течение первых 2 лет); 25
Китай 12,5 (последующие 3 года); 25 (по истечению 5 лет)*
Бразилия 34 9-12 30,8
ЮАР 28 15 2
США 35 33 7,65
Польша 19 7-12 19,48
Южная 20 10 8,8
Корея
Примечание: *возможность вернуть до 40% уплаченных налогов, если прибыль была вложена в расширение производства или в другую китайскую компанию [5]
Налоговая политика каждой страны имеет свои особенности, и выстроить единую методику выявления наиболее привлекательной страны с точки зрения налоговых преференций однозначно невозможно. Для проведения анализа налоговых ставок для резидентов и нерезидентов ОЭЗ
были взяты значения налога на прибыль в качестве основного показателя деятельности любого экономического объекта, поскольку именно данный налог сможет показать наиболее объективную картину налоговых льгот (рис. 1).
S5
35 30 25 20 lS l0 S 0
ч/ / é? S S J
АР ^ /
Налог на прибыль, официальная ставка
Налог на прибыль, для резидентов ОЭЗ
Рис. 1. Налог на прибыль для резидентов и нерезидентов ОЭЗ разных стран
На рисунке 1 представлено сравнение налога на прибыль для резидентов и нерезидентов ОЭЗ разных стран без учета налоговых каникул и возможны возвратов части налоговых отчислений. Наименьший налог на прибыль для резидентов ОЭЗ уплачивают в Бразилии, Польше и Южной Корее. Хотя важно отметить, что первые два года работы особо экономических зон поощряются налогообложением Китая и Индии. В России величина налога на прибыль почти такая же как в Индии, ЮАР, но если рассматривать разницу между официальной ставкой налога и ставкой для резидентов ОЭЗ, то Россия уменьшила ставку незначительно с 20 до 16 процентов. Для сравнения, Индия уменьшила ставку налога на прибыль для резидентов
ОЭЗ на половину с 30 до 15 процентов. Похожую картину мы можем наблюдать и для ЮАР и Польши. Данные страны уменьшили ставку налога на прибыль для резидентов ОЭЗ почти наполовину.
На основании анализа открытых данных по налогообложению резидентов и нерезидентов особых экономических зон Российской Федерации и других стран, можно сделать вывод о меньшей привлекательности условий налогообложения для резидентов ОЭЗ России.
Увеличение выплат страховых взносов для резидентов ОЭЗ РФ указанные в ФЗ 272 негативно скажутся на развитии технико-внедренческой ОЭЗ из за достаточно большой доли налогообложения (рис. 2).
Рис. 2. Тарифы страховых взносов для организаций, имеющих статус резидента
технико-внедренческой ОЭЗ
Было произведено исследования влияние ряда экономических факторов, характеризующих развитие ОЭЗ, на наиболее обобщенный результат деятельности ОЭЗ, выраженный через объем экспорта, производимого внутри зоны. Для анализа были взяты 6 критериев по 65 странам мира.
С помощью метода пошаговой регрессии установлено, что объем производства в ОЭЗ зависит от количества работающих в ОЭЗ, от объема инвестиций, от доли экс-
наличие высокотехнологичных производств.
В ходе проведенного исследования были изучены теоретические аспекты эволюции развития особых экономических зон и выделены этапы развития. Исследовано налогообложение резидентов и нерезидентов ОЭЗ России и стран мира. Выявлена негативная ситуация в сравнении с крупнейшими странами и определены точки роста ОЭЗ России.
порта ОЭЗ в общем экспорте страны и от
Библиографический список
1. Данько Т.П., Окрут Э.М. Свободные экономические зоны. - М., 2008.
2. Лавров А.А. Особенности функционирования высокотехнологических кластеров в Китае и Японии // Электронная библиотека ТГУ. 2013.
3. Федеральный закон от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями от 23 июня 2014 г.
4. Пушкин А.В., Богданов И.Г. Особые экономические зоны в России. Правовое регулирование. - М.: Tenzor Consulting Group. Альпина Бизнес Букс, 2009.
5. Павлов П. В. Особые экономические зоны как механизм эффективного развития международной инвестиционной и инновационной деятельности // NB: Международные отношения. - 2013. - № 1. - С. 51-144.
6. Налоговый кодекс Российской Федерации (действующая редакция).
ECONOMIC AND STATISTICAL ANALYSIS OF SPECIAL TERRITORIAL ENTITIES OF HIGH-TECHNOLOGY INDUSTRIES OF DIFFERENT COUNTRIES
N.S. Rostovskiy, candidate of physics-mathematical sciences, assistant professor D.S. Smirnov, candidate of economic sciences, senior lecturer V.E. Kolesnikov, graduate student
National research nuclear university MEPhI (Moscow engineering physics institute) (Russia, Moscow)
Abstract. The article is devoted to the economic and statistical analysis of the development stages of the SEZ, a deterrent factor - tax rates and preferences for special economic zones of different countries. Based on the analysis, factors that influence the development of the SEZ are singled out, a conclusion is drawn about the unattractiveness of the preferential tax regime.
Keywords: high technology sector of the economy, special economic zones, SEZ, development stages, history, analysis, tax rates, tax preferences, a factor restraining development, comparative analysis.