Научная статья на тему 'Экономико-статистические модели анализа, планирования и управления финансово-хозяйственной и социальной деятельностью Ставропольского краевого союза потребительских обществ'

Экономико-статистические модели анализа, планирования и управления финансово-хозяйственной и социальной деятельностью Ставропольского краевого союза потребительских обществ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
392
191
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / МНОГОФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ / МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ / ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сухова Л. Ф., Урядова Т. Н., Любенкова Е. П.

В статье представлены апробированные на практике многофакторные модели анализа планирования и управления эффективностью финансово-хозяйственной деятельности и эффективностью социальной деятельности организаций системы Ставропольского краевого союза потребительских обществ. Работа с моделями обеспечивает не только качественный и количественный уровень оценки эффективности финансово-хозяйственной деятельности организаций и вклада в социальную защиту своих пайщиков и слабозащищенного в социальном плане сельского населения, но и оценку эффективности принимаемых решений, связанных с повышением этих направлений деятельности организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сухова Л. Ф., Урядова Т. Н., Любенкова Е. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономико-статистические модели анализа, планирования и управления финансово-хозяйственной и социальной деятельностью Ставропольского краевого союза потребительских обществ»

34 (385) - 2014

ЭК9помиК9-математическде моделирование

УДК: 630:31:005.52 (470.630)

ЭКОНОМИКО-СТАТИСТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ АНАЛИЗА, ПЛАНИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЕВОГО СОЮЗА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ОБЩЕСТВ*

Л.Ф. СУХОВА,

доктор экономических наук, профессор кафедры финансов и кредита E-mail: [email protected] Ставропольский институт кооперации, филиал Белгородского университета кооперации, экономики и права Т.Н. УРЯДОВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономического анализа и аудита E-mail: [email protected] Ставропольский государственный аграрный университет Е.П. ЛЮБЕНКОВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, менеджмента и рекламы E-mail: [email protected] Ставропольский государственный педагогический институт

В статье представлены апробированные на практике многофакторные модели анализа планирования и управления эффективностью финансово-хозяйственной деятельности и эффективностью социальной деятельности организаций системы Ставропольского краевого союза потребительских обществ. Работа с моделями обеспечивает не только

* Статья предоставлена Информационным центром Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» при Ставропольском государственном аграрном университете.

качественный и количественный уровень оценки эффективности финансово-хозяйственной деятельности организаций и вклада в социальную защиту своих пайщиков и слабозащищенного в социальном плане сельского населения, но и оценку эффективности принимаемых решений, связанных с повышением этих направлений деятельности организаций.

Ключевые слова: экономико-математическая модель, многофакторный анализ, модель управления, финансово-хозяйственная деятельность, комплексная оценка, социальная защита

Миссией организаций потребительской кооперации является социальная защита не только пайщиков, но и всего сельского населения. Основным источником денежных средств для реализации социальной деятельности являются итоговые финансовые результаты хозяйственной деятельности организаций потребительской кооперации, в основном в сельской местности.

Отмена действия ст. 297 Налогового кодекса РФ с 01.01.2005 поставила деятельность организаций потребительской кооперации в еще более сложные условия хозяйствования. В связи с этим становится необходимой более полная и научно-обоснованная оценка деятельности организаций потребительской кооперации, с тем чтобы показать реальный вклад системы потребительской кооперации, который она вносит наряду с государством в социальную защиту не только своих пайщиков, но и плохо защищенного в социальном плане сельского населения.

В настоящее время четко прослеживается необходимость разделения деятельности организаций на деятельность, не имеющую цели извлечения прибыли, т.е. социальную деятельность и предпринимательскую деятельность, результаты которой являются одним из основных источников финансирования социальной деятельности. Это дает основание для разработки таких подходов к управлению эффективностью деятельности организаций, которые включают учет взаимосвязи и взаимообусловленности финансово-хозяйственной и социальной деятельности организаций потребительской кооперации.

Финансово-хозяйственная и социальная деятельности организаций системы потребительской кооперации многогранны и многосторонни. Повышение уровня эффективности управления такими организациями предполагает необходимость учета достаточно широкого спектра показателей — факторов, обеспечивающих оценку экономической эффективности финансово-хозяйственной и социальной деятельности организаций. Решение этой проблемы возможно на основе использования современных научных методов управления, в частности использования экономико-статистических моделей анализа, планирования и управления.

Используя известные в науке и практике экономико-математические методы для построения экономико-математических моделей управления деятельностью организаций, можно дать оценку эффективности финансово-хозяйственной и социаль-

ной деятельности организаций путем подстановки плановых или желаемых финансовых результатов или других показателей, входящих в экономическую модель. Кроме того, такие модели зачастую используются для оценки уровня экономической целесообразности принимаемого решения по достижению ожидаемого уровня значения показателей, входящих в модель.

При анализе и оценке эффективности деятельности системы крайпотребсоюза как социально-экономического явления аналитику приходится сталкиваться с многомерностью его описания, т.е. с необходимостью учета большого числа показателей, многие из которых взаимосвязаны и взаимообусловлены. Нередко показатели лишь в косвенной форме отражают наиболее существенные и в то же время не поддающиеся непосредственному наблюдению и измерению свойства изучаемой экономической системы. К примеру, как измерить и оценить уровень вклада самой системы потребительской кооперации и каждой отдельной ее организации в социальную защиту не только своих пайщиков, но и слабозащищенного в социальном плане сельского населения.

Для математического описания деятельности экономической системы потребительской кооперации необходимо изыскать возможности концентрации информации о ее многогранной деятельности, суть которой заключается в выражении большого числа исходных показателей через меньшее число, но более емких и агрегированных характеристик (комплексных показателей). Инструментом такой концентрации информации являются экономико-статистические методы и в частности методы факторного анализа.

Преимущество использования методов факторного анализа заключается и в том, что он не требует априорного разделения исходных показателей на зависимые и независимые друг от друга, так как все они согласно алгоритму построения экономико-математической модели признаются равноправными (одинаково значимыми для описания эффективности деятельности изучаемой системы). Такой подход к отбору факторов и показателей для построения экономико-математической модели позволяет одновременно исследовать сколько угодно большое число исходных показателей (факторов) во всем их многообразии, а также их взаимообусловленности и взаимозависимости. В процессе дальнейших расчетов, связанных с построением экономико-ма-

тематической модели, удается выделить наиболее существенные факторы, а также установить общие закономерности в развитии экономической системы и исключить факторы, взаимосвязанные между собой (исключить мультиколлинеарность и автокорреляцию исходных факторов).

Методы факторного анализа в комбинации с другими экономико-математическими и статистическими методами обеспечивают информационную базу для более глубокого и многостороннего анализа финансово-хозяйственной и социальной деятельности такой сложной экономической системы, как, например, Ставропольский краевой союз потребительских обществ (СКПС).

Одним из широко известных методов факторного анализа является метод корреляционно-регрессионного анализа, использование которого позволяет построить многофакторную экономико-математическую модель, всесторонне характеризующую деятельность системы организаций СКПС.

Для построения экономико-математической модели необходимо:

— понимать финансово-экономическую природу, назначение и условия, при которых можно пользоваться результатами, получаемыми в ходе использования модели, для принятия управленческих решений;

— уметь проектировать, создавать, применять и экономически интерпретировать результаты, полученные на основе этой модели;

— уметь применять полученные знания для разработки и использования более простых экономико-математических моделей управления, но с учетом результатов более сложной экономико-математической модели.

Такой подход к изучению экономических систем и управлению ими позволяет реализовать на практике системный подход к принятию научно обоснованных управленческих решений.

Преимущества многофакторных экономико-статических моделей заключаются также в том, что их использование позволяет предугадать и оценить последствия принимаемых управленческих решений до того, как эти решения претворятся в практику. Следует особо подчеркнуть, что, как правило, такие экономические эксперименты не требуют капитальных затрат.

В результате научных исследований была разработана модель оценки финансово-хозяйственной деятельности организаций системы Ставрополь-

ского краевого союза потребительских обществ в виде линейной корреляционно-регрессионной многофакторной модели.

Для построения модели была использована программа электронных таблиц EXCEL, из которой выбраны инструмент анализа «Регрессия», а также программа SPSS 13.0.

Многофакторная корреляционно-регрессионная модель финансово-экономической деятельности СКПС имеет следующий вид:

Y = 1,8848 + 0,0005X1 — 1,7675X2 — — 0,0215X — 0,0206X. — 0,1767X2, — 0,1193X ,

3' 4 ' 5 ' 6'

где Y — уровень комплексной оценки финансово-хозяйственной деятельности организаций системы Ставропольского краевого союза потребительских обществ; X1 — фондоотдача, руб.; X2 — рентабельность продаж, доля; X3 — количество оборотов оборотных средств; X4 — коэффициент автономии; X5 — доля собственных оборотных средств в формировании запасов; X6 — коэффициент текущей ликвидности. Значимость и возможность применения разработанной экономико-математической модели для принятия управленческих решений подтверждаются тем, что коэффициент множественной корреляции составил 0,6812.

Экономическая интерпретация модели заключается в следующем. Показатель X4 теоретически не влияет на уровень эффективности финансово-хозяйственной деятельности крайпотребсоюза. Этот вывод основан на результатах сопоставления значения коэффициента при X4 с его стандартным значением (0,0206 < 0,3746). Однако этот показатель включен в окончательную экономико-математическую модель, поскольку уровень эффективности финансово-хозяйственной деятельности не может не зависеть от уровня эффективности формирования финансовых ресурсов и уровня финансовой устойчивости организации. Такой результат не является случайным, поскольку согласно исходным данным (табл. 1) значения показателя X4 практически не изменяются на протяжении всей истории деятельности и соответствуют рекомендуемому уровню. Доля собственных источников в общей сумме всех источников, предназначенных для формирования имущества организации, для прибыльных организаций, не пользующихся долгосрочными заемными средствами, должна быть не менее 0,5,

Таблица 1

Уровень финансово-экономической деятельности Ставропольского краевого союза потребительских обществ за 1995-2012 гг., определенный с помощью корреляционно-регрессионной модели

Показатель 1995 2002 2003 2004 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012

Фондоотдача Х1 8,7 7,9 7,1 6,9 6,2 5,6 3,8 3,7 4,0 4,2 4,1

Коэффициент рентабель- 0,030 0,020 0,023 0,030 0,028 0,029 0,033 0,033 0,033 0,025 0,030

ности продаж Х2

Количество оборотов 7,3 35,0 36,0 42,0 7,3 6,05 4,4 4,5 4,8 5,4 5,5

оборотных активов Х3

Коэффициент 0,88 0,65 0,64 0,64 0,70 0,63 0,65 0,65 0,55 0,61 0,59

автономии Х4

Доля собственных средств 0 0,16 0,14 0,13 0,20 0,64 0,53 0,52 0,11 0,30 0,22

в запасах Х5

Коэффициент ликвиднос- 1,85 1,27 1,22 1,21 1,40 1,46 1,40 1,26 1,06 1,20 1,15

ти текущей Х6

Уровень финансового 1,440 0,908 0,89 0,752 1,465 1,406 1,460 1,476 1,520 1,518 1,527

состояния У

а для организаций, использующих долгосрочные источники, — не менее 0,618. С экономической и финансовой точек зрения это означает, что проблема повышения доли собственных источников в общей сумме всех источников формирования имущества крайпотребсоюза в настоящее время не является актуальной [1].

Наиболее значимыми факторами, влияющими на уровень финансово-хозяйственной деятельности крайпотребсоюза, являются Х2, Х5 и Х6, т.е. рентабельность продаж, доля собственных оборотных средств в формировании запасов и текущая ликвидность («веса» этих факторов в модели самые большие). Из этого следует, что уровень эффективности финансово-хозяйственной деятельности в значительной степени определяется проводимой Ставропольским краевым союзом потребительских обществ политикой управления текущими активами и текущими пассивами. В модель факторы Х2, Х3, Х4,Х5 и Х6 входят с отрицательным знаком. Это означает, что увеличение значений этих показателей ведет к снижению значения комплексной оценки У. И это верно, так как чем ниже значение комплексной оценки, т.е. чем ближе ее значение к нулевому значению, тем выше уровень финансово-хозяйственной деятельности организаций системы Ставропольского краевого союза потребительских обществ.

Использование разработанной модели позволяет оценить динамику изменения уровня финансово-хозяйственной деятельности организаций крайпот-ребсоюза с 1995 по 2012 г. (рис. 1), выявить отрицательные тенденции в развитии его деятельности

и определить наиболее значимые и приоритетные направления повышения уровня эффективности деятельности Ставропольского краевого союза потребительских обществ.

Наиболее высокий уровень эффективности финансово-экономической деятельности крайпот-ребсоюза отмечался в 2002-2004 гг. (после дефолта и коренной перестройки системы), расчетные значения уровней максимально приближаются к нулевому (базовому) уровню. Начиная с 2006 г. отмечается достаточно устойчивая тенденция снижения уровня эффективности финансово-хозяйственной деятельности (исключением является 2007 г.). В 2006 г. уровень эффективности был ниже уровня 1995 г. В предкризисный 2007 г. уровень эффективности финансово-хозяйственной деятельности повысился в сравнении с 2006 г. (1,465 > 1,406) и в сравнении с 1995 г. (1,44 > 1,406). Кризис 2008 г. сказался на дальнейшем падении уровня эффективности финансово-хозяйственной деятельности крайпотребсоюза, при этом он снизился до 1,46, т.е. на 4%. В среднем за год уровень эффективности снижался на 2,1%.

Используя метод сумм среднеквадратических отклонений и модель формулы комплексной оценки финансового состояния [2], авторами были получены данные об уровне комплексной оценки финансового состояния крайпотребсоюза за 1995-2012 гг. (рис. 2).

Использование этого метода статистической обработки информации позволил уточнить проблемы повышения эффективности финансово-экономической деятельности крайпотребсоюза. Тенденция

Рис. 1. Уровень эффективности финансово-хозяйственной деятельности Ставропольского краевого союза потребительских обществ в 1995-2012 гг., рассчитанный согласно экономико-математической модели

Рис. 2. Динамика уровня финансового состояния Ставропольского краевого союза потребительских обществ за 1995-2012 гг.

изменения уровня эффективности финансового состояния та же, которая была описана экономико-математической моделью эффективности финансово-хозяйственной деятельностью крайпотребсоюза. Самый высокий уровень финансового состояния отмечается в 2004 г. (составляет 1,86 при рекомендуемом нулевом значении показателя). Наиболее благоприятный уровень финансового состояния отмечался в 2002-2004 гг., когда значение комплексной оценки финансового состояния было ниже, чем в 1995 и 2006 гг. Динамика за последние шесть лет разнонаправленна (рис. 3).

За базовые значения фондоотдачи, количества оборотов и рентабельности продаж принимались лучшие значения показателей за этот период. Это вызвано необходимостью учета резкого изменения положения крайпотребсоюза на рынке Ставропольского края. Удельный вес товарооборота потребительской кооперации в товарообороте Ставропольского края с 1995 по 2006 г. сократился с 28 до 2,5% (в действующих ценах каждого года)

В целом выводы, которые получает аналитик в результаты работы с экономико-статистической моделью и моделью комплексной оценки финан-

4

3,5 3 2,5 2 1,5 1

0,5 0

3,75

78—

^79—

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

— эффективность использования текущих активов снижается, так как рентабельность оборотных активов снизилась.

Проведение консервативной политики управления текущими пассивами привело к недостаткам в управлении ими, которые заключаются:

— в снижении объема беспроцентного источника денежных средств;

— в экономически необоснован-

Рис. 3. Динамика уровня финансового состояния Ставропольского краевого союза потребительских обществ за 2006-2012 гг.

сового состояния организаций, совпадают. Право выбора метода анализа, планирования и управления деятельностью организаций системы Ставропольского краевого союза потребительских обществ остается за специалистами и руководителями, но выбранный ими метод должен максимально точно отвечать целям и задачам, которые они ставят перед собой.

По результатам исследований, основанным на использовании экономико-статистических методов и моделей, следует, что уровень эффективности финансово-хозяйственной деятельности и уровень его финансового состояния в значительной степени определяются уровнем эффективности проводимой Ставропольским краевым союзом потребительских обществ политики управления текущими активами и текущими пассивами.

Согласно выполненным исследованиям [1, 2] следует, что на протяжении последних двух лет крайпотребсоюз проводит агрессивную политику в части управления текущими активами, а в области управления текущими пассивами — консервативную политику. Сочетание этих проводимых политик неэффективно.

Проведение агрессивной политики управления текущими активами привело к тому, что:

— отмечается излишек денежных средств в сумме 5,2 млн руб.;

— созданный объем материальных запасов и товаров для последующей перепродажи недостаточен, поскольку темп роста запасов ниже темпа роста выручки;

— темп роста дебиторской задолженности необоснованно высок, поскольку он значительно выше и темпа роста выручки, и темпа роста кредиторской задолженности;

ном росте краткосрочных кредитов, поскольку от 13 до 25,7% от их объема используются для формирования внеоборотных активов;

— в росте потребности в краткосрочном кредите на финансирование текущих активов в 1,5 раза;

— в недостатке собственных средств на формирование запасов. Недостаток собственных средств на формирование запасов увеличился на 20,7 млн руб. и по итогам 2012 г. составил около 73 млн руб.;

— в снижении рентабельности собственного капитала почти в два раза.

Согласно теории финансового менеджмента агрессивная политика управления текущими активами не сочетается с консервативной политикой управления текущими пассивами, и наоборот.

Для Ставропольского краевого союза потребительских обществ предлагаются следующие варианты комплексной политики оперативного управления текущими активами и текущими пассивами:

— агрессивная политика в области управления текущими активами и агрессивная политика управления текущими пассивами;

— сочетание умеренной политики управления текущими активами с умеренной политикой управления текущими активами.

Выбор правильной и экономически обоснованной политики комплексного управления текущими активами и текущими пассивами будет способствовать:

— превращению финансово-эксплуатационных потребностей в отрицательную величину за счет увеличения беспроцентного источника финансирования текущей деятельности;

— ускорению оборота оборотных средств предприятия за счет организации нормирования оборотных активов и эффективной работы с дебиторами;

3,76

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3,76

0

— повышению эффекта финансового рычага за счет сокращения финансовых издержек, связанных с сокращением расходов по выплате процентов по кредитам и займам;

— оптимизации структуры текущих активов за счет нормирования оборотных активов;

— оптимизации структуры источников формирования запасов за счет увеличения доли собственных оборотных средств, сокращения доли процентных заемных источников денежных средств и увеличения беспроцентных источников денежных средств (доли кредиторской задолженности);

— устранению нарушений финансовой дисциплины в части финансирования текущих активов, которые в первую очередь выражаются в отсутствии должного уровня собственных оборотных средств в формировании запасов;

— повышению эффективности использования собственных средств за счет эффекта финансового рычага;

— выходу из кризисной ситуации, которая отмечается в течение последних трех лет в текущей деятельности Ставропольского краевого союза потребительских обществ.

Социальная деятельность крайпотребсоюза (так же, как финансово-хозяйственная деятельность) многогранна и в значительной степени зависит от результатов финансово-хозяйственной деятельности (в то же время она является определяющей и влияет на уровень эффективности финансово-хозяйственной деятельности организаций потребительской кооперации).

Разработанные авторами модели управления социальной деятельностью и оценки вклада социальной деятельности потребительской кооперации в социальную защиту не только своих пайщиков, но и слабозащищенного в социальном плане сельского населения Ставропольского края, позволяют:

— охарактеризовать многогранную социальную деятельность организации и определить уровень ее эффективности с помощью одного синтезированного показателя — рейтинговой оценки эффективности социальной деятельности. Оценка уровня эффективности социальной деятельности базируется на многомерном подходе к оценке такого сложного явления, как социальная деятельность организации;

— количественно оценить вклад социальной деятельности потребительской кооперации в социальную защиту не только своих пайщиков, но и

слабозащищенного в социальном плане сельского населения Ставропольского края, как отдельной организации системы крайпотребсоюза, так всей системы Ставропольского краевого союза потребительских обществ.

Результаты расчетов, как итоговые, так и промежуточные, получаемые на основе моделей, обеспечивают специалистов информацией, необходимой для принятия научно-обоснованных управленческих решений по повышению эффективности социальной деятельности организации, в частности для определения наиболее значимых и приоритетных на данный момент направлений социальной деятельности, как отдельной организации, так и системы потребительской кооперации в целом.

Согласно результатам исследований выявлены основные направления социальной деятельности крайпотребсоюза и разработаны модели влияния эффективности социальной деятельности на финансовые результаты.

1. Организационно-уставная деятельность: ФР1 = -266,17 + 3,206х1 + 21,925х2 + 1,271х3 +

0,675х4; R1 = 0,946,

где ФР1 — финансовый результат, тыс. руб.;

х1 — численность населения, обслуживаемого потребительской кооперацией, тыс. чел.; х2 — процент кооперирования взрослого населения;

х3 — средний размер паевых взносов, руб.; х4 — сумма привлеченных заемных средств от одного пайщика, руб.;

R1 — коэффициент множественной регрессии.

2. Социально-инвестицонная деятельность: ФР2 = -181,701 + 0,083х1 + 239,625х2;

R2 = 0,970,

где ФР2 — финансовый результат, тыс. руб.;

х1 — сумма дополнительных капитальных вложений и основных средств; х2 — доля действующих магазинов и предприятий общественного питания в общем их количестве, числящемся на балансе организации.

3. Социальная защита и повышение жизненного уровня пайщиков, работников потребительской кооперации и населения:

ФР3 = -140,528 + 2,03х1 + 0,708х2 + 8,845х3; R3 = 0,982,

где ФР3 — финансовый результат, тыс. руб.;

х1 — средний процент годовых, выплачиваемых по заемным средствам населения, %;

х2 — сумма льгот предоставленных одному пайщику, руб.;

х3 — сумма, полученная от сданной сельхозпродукции одним пайщиком, руб.

4. Развитие интеллектуального потенциала и повышение образовательного уровня пайщиков и работников потребкооперации:

ФР4 = -461,935 + 1 088,473х1 + + 3,266х2 + 2,518х3; R4 = 0,944, где ФР4 — финансовый результат, тыс. руб.;

х1 — доля работников, имеющих высшее и среднее специальное образование; х2 — сумма расходов на повышение интеллектуального потенциала и образование, тыс. руб.; х3 — количество газет, получаемых пайщиками, ед.

5. Развитие социальной инфраструктуры села: ФР5 = -229,699 + 0,15х1 + 34,711х2 + 4,025х3; R5 = 0,907,

где ФР5 — финансовый результат, тыс. руб.;

х1 — сумма расходов на приобретение и содержание объектов социальной сферы, тыс. руб.;

х2 — доля потребительской кооперации в товарообороте района, %;

х3 — сумма расходов на организацию и содержание чайных столов, тыс. руб. 6. Обеспечение продовольственной безопасности государства, населения и пайщиков: ФР6 = -195,839 + 86,668х1 + 17,508х2 + + 4,025х3; R6 = 0,983, где ФР6 — финансовый результат, тыс. руб.;

х1 — доля продукции животноводства, закупленная потребительской кооперацией, %; х2 — объем производства продукции растениеводства в хозяйствах населения в расчете на 1 чел., ц;

х3 — доля продукции растениеводства, закупленная потребительской кооперацией, %. Согласно полученным моделям произведена классификация факторов социальной деятельности организаций потребительской кооперации, исходя из характера и значимости их влияния на финансовые результаты деятельности этих организаций (табл. 2).

Таблица 2

Влияние факторов социальной деятельности организаций системы СКПС на финансовые результаты их деятельности

Направление социальной деятельности Фактор социальной деятельности и характер его влияния на финансовый результат (+, -) Значимость фактора Фактор, не вошедший в окончательную модель

1. Организационно-уставная деятельность Процент кооперирования взрослого населения (+) 21,925 Размер паевого фонда

Численность населения, обслуживаемая потребительской кооперацией (+) 3,206

2. Социально-инвестиционная деятельность Доля действующих магазинов и предприятий общественного питания (+) 239,625 Расходы на ремонт основных средств. Количество магазинов и предприятий общепита

3. Социальная защита и повышение жизненного уровня Сумма, полученная от сданной сельскохозяйственной продукции одним пайщиком (+) 8,845 Доля потребительской кооперации в обеспечении занятости сельского населения

Средний процент годовых, уплачиваемых по заемным средствам населения (+) 2,030

4. Развитие интеллекту -ального потенциала Доля работников, имеющих высшее и среднее образование (+) 1 088,473 Количество библиотек

5. Развитие социальной инфраструктуры села Доля потребительской кооперации в товарообороте района (+) 34,711 Доля населения пунктов района, обслуживаемых потребительской кооперацией

6. Обеспечение продовольственной безопасности государства, населения и пайщиков Доля закупленной продукции животноводства (+) 86,668 Объем производства продукции животноводства в хозяйствах населения

Объем производства продукции растениеводства (+) 17,508

Доля закупаемой продукции растениеводства (+) 4,025

Общая рейтинговая оценка эффективности социальной деятельности организации Робщ, которая учитывает все направления социальной деятельности организаций системы потребительской кооперации (и в конечном счете определяет общий уровень эффективности и вклада социальной деятельности в экономику края) определяется по формуле, учитывающей равнозначность влияния каждого направления социальной деятельности:

Робщ = р1 + р2 + р3 + р4 + р5 + P6,

где р1 — рейтинговая оценка эффективности социальной деятельности организации в направлении ее организационно-уставной деятельности; р2 — рейтинговая оценка эффективности социально-инвестиционной деятельности организации;

р3 — рейтинговая оценка эффективности социальной деятельности организации в направлении социальной защиты и повышения жизненного уровня пайщиков и работников потребительской кооперации;

р4 — рейтинговая оценка эффективности социальной деятельности организации в направлении развития интеллектуального потенциала и повышения образовательного уровня пайщиков и работников потребительской кооперации; р5 — рейтинговая оценка эффективности социальной деятельности организации в направлении развития социальной инфраструктуры села; р6 — рейтинговая оценка эффективности социальной деятельности организации по обеспечению продовольственной безопасности государства, пайщиков, населения. Если направления социальной деятельности не одинаково важны на данный период времени и неравнозначно влияют на финансовые результаты деятельности организации, что чаще всего наблюдается в практике, то общая рейтинговая оценка эффективности социальной деятельности организации определяется с учетом значимости каждого из направлений социальной деятельности для организаций системы потребительской коопе-

Таблица 3

Рейтинговые оценки эффективности социальной деятельности организаций системы Ставропольского краевого союза потребительских обществ

Организация Рейтинговая оценка эффективности по направлениям социальной деятельности Общая рейтинговая оценка

1-е 2-е 3-е 4-е 5-е 6-е

Александровское райпо 1,105 0,789 1,067 0,958 1,182 1,173 1,046

Андроповский РПС 1,355 0,839 1,452 1,271 1,263 1,322 1,251

Апанасенковский РПС 1,063 0,469 1,032 0,820 1,175 0,967 0,922

Арзгирское райпо 1,014 0,640 1,258 1,031 1,130 0,968 1,007

Благодарненский РПС 1,391 0,932 1,355 1,225 1,248 1,481 1,272

Буденновский РПС 0,621 0,447 0,955 0,660 0,982 0,602 0,712

Георгиевский РПС 0,458 0,343 0,813 0,576 0,899 0,580 0,612

Горячеводское горпо 1,042 0,249 1,016 0,694 0,915 0,366 0,714

Изобильненское райпо 0,858 0,741 1,141 0,775 1,398 1,164 1,013

Ипатовский РПС 0,510 0,280 0,653 0,526 0,806 0,318 0,516

Кировский РПС 1,204 0,941 1,277 1,217 1,396 1,327 1,227

Кочубеевский РПС 0,824 0,381 1,050 0,740 0,927 0,408 0,722

Красногвардейский РПС 1,124 0,590 0,957 0,840 1,250 1,112 0,979

Левокумский РПС 1,196 0,935 1,448 1,110 1,435 1,350 1,246

Минераловодский РПС 1,239 0,971 1,321 1,206 1,396 1,035 1,195

Новоалександровский РПС 0,654 0,152 0,816 0,738 0,778 0,291 0,572

Петровский РПС 0,427 0,370 0,667 0,410 0,657 0,331 0,477

Предгорное райпо 0,718 0,378 1,121 0,791 1,120 0,751 0,814

Советское райпо 1,437 0,948 1,593 1,422 1,581 1,465 1,408

Степновский РПС 1,496 0,927 1,220 1,386 1,574 1,257 1,310

Труновский РПС 1,085 0,801 1,359 1,087 1,283 1,071 1,115

Туркменское райпо 1,119 0,943 1,369 1,246 1,496 1,531 1,285

Шпаковский РПС 0,845 0,353 1,137 0,668 0,742 0,919 0,777

Солдато-Александровское сельпо 1,361 0,894 1,443 1,327 1,560 1,244 1,305

Средняя оценка по СКПС 1,006 0,638 1,147 0,947 1,175 0,960 0,979

рации. Значимость влияния каждого направления на финансовый результат определяется экспертным путем или с помощью корреляционно-регрессионной модели.

Рейтинговые оценки эффективности социальной деятельности организаций системы Ставропольского краевого союза потребительских обществ представлены в табл. 3.

Чем меньше значение рейтинговой оценки, тем выше уровень эффективности социальной деятельности и тем выше место (ранг) организации в системе организаций крайпотребсоюза, которое она занимает по уровню эффективности социальной деятельности.

Согласно полученным расчетам, Петровский РПС со значением общей рейтинговой оценки эффективности социальной деятельности, равной 0,477, занимает первое место среди всех организаций, входящих в систему Ставропольского краевого союза потребительских обществ, а Советское райпо занимает последнее место (оценка равна 1,408). Это означает, что эффективность социальной деятельности в Петровском РПС самая высокая в сравнении с другими организациями потребительской кооперации края, а в Советском райпо — самая низкая.

Успешная реализация таких видов деятельности Петровского РПС, как кооперирование взрослого населения, привлечение заемных средств от пайщиков, развитие материально-технической базы, повышение интеллектуального потенциала и образования пайщиков и работников потребительской кооперации, улучшение кадрового состава работников РПС, увеличение доли Петровского РПС в товарообороте района и увеличение расходов на приобретение и содержание объектов социальной сферы, обеспечила этой организации первое место среди организаций системы Ставропольского край-потребсоюза.

Сопоставляя значения рейтинговых оценок отдельной организации по каждому направлению ее социальной деятельности, можно определить, какое из направлений социальной деятельности организации реализовывалось в организации наиболее эффективно, а какое наименее эффективно (уровень эффективности тем выше, чем ближе расчетное значение оценки к нулю).

Сопоставляя значение рейтинговой оценки эффективности социальной деятельности организации по одному из направлений ее социальной деятельности с рейтинговыми оценками других

организаций по этому же направлению социальной деятельности, можно определить, какая организация наиболее успешно осуществляла свою социальную деятельность в этом направлении, а какая организация числится в отстающих.

Сопоставляя рейтинговые значения оценок эффективности социальной деятельности отдельной организации со средними их значениями для системы крайпотребсоюза, можно определить, какие организации находятся по уровню эффективности социальной деятельности выше среднего, а какие — ниже. Это обеспечивает специалистов информацией для принятие решений по повышению эффективности социальной деятельности организаций как по отдельным направлениям ее осуществления, так и по видам социальной деятельности, а также системы в целом.

В группу организаций, успешно и эффективно осуществляющих социальную деятельность, вошли Георгиевский РПС, Ипатовский РПС, Новоалександровский РПС, Петровский РПС, Кочубеевский РПС, Буденовский РПС, Предгорное райпо и Шпа-ковский РПС.

Проблема развития и дальнейшего повышения эффективности социальной деятельности организаций системы Ставропольского крайпотребсоюза актуальна для 67% организаций этой системы. Особое внимание должно быть уделено развитию и повышению эффективности таких направлений социальной деятельности, как организационно-уставная, социальная защита и повышение жизненного уровня пайщиков, развитие социальной инфраструктуры села.

Это актуально еще и потому, что повышение эффективности социальной деятельности организаций потребительской кооперации, как правило, сопровождается ростом финансовых результатов их хозяйственной деятельности. Зависимость уровня финансовых результатов от уровня эффективности социальной деятельности выражается следующим уравнением регрессии:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

У = 2 435,641 — 1 742,93х,

х ? ? ?

где Уx — финансовый результат организации (прибыль без начисления в фонд развития потребкооперации), тыс. руб.;

х — общая рейтинговая оценка эффективности социальной деятельности организаций потребительской кооперации.

Коэффициент корреляции, отражающий тесноту установленной связи финансовых результатов

деятельности организаций от эффективности их социальной деятельности, составляет 0,930.

Согласно полученному уравнению следует, что если общая рейтинговая оценка эффективности социальной деятельности организаций системы Ставропольского краевого союза потребительских обществ снизится на один пункт за счет активизации социальной деятельности организаций, то можно ожидать повышения финансового результата на 1 743 руб.

Таким образом, использование разработанных моделей анализа, планирования и управления эффективностью финансово-хозяйственной и социальной деятельности позволило получить следующие результаты и сделать соответствующие выводы.

Социальная деятельность организаций системы Ставропольского краевого союза потребительских обществ осуществляется в шести направлениях.

Разработанные экономико-статистические модели подтверждают наличие взаимосвязи и взаимозависимости уровня эффективности социальной и финансово-хозяйственной деятельности организаций потребительской кооперации. Эта взаимосвязь выражается в следующем: чем выше уровень эффективности социальной деятельности организаций потребительской кооперации, тем выше финансовый результат их деятельности, и наоборот. Система статистических показателей, характеризующих адекватность этих моделей, пригодна для практического использования работниками экономических служб организаций потребительской кооперации с целью анализа, планирования и управления социальной деятельностью.

Наиболее существенными факторами, влияющими на финансовые результаты деятельности организаций, являются:

— процент кооперирования взрослого населения;

— численность населения, обслуживаемого потребительской кооперацией;

— средний размер паевых взносов;

— сумма привлеченных заемных средств от одного пайщика;

— доля действующих магазинов и предприятий общественного питания в общем их количестве, числящемся на балансе организаций;

— сумма дополнительных капитальных вложений и основных средств;

— сумма, полученная от сданной сельхозпродукции одним пайщиком;

— средний процент годовых, уплачиваемых по заемным средствам населения;

— сумма льгот, предоставленных одному пайщику;

— доля работников, имеющих высшее и среднее образование;

— доля потребительской кооперации в товарообороте района;

— сумма расходов на организацию и содержание чайных столов;

— доля продукции животноводства, закупленной потребкооперацией;

— объем производства продукции растениеводства в хозяйствах населения;

— доля продукции растениеводства, закупленной потребкооперацией.

Наиболее результативными, т.е. обеспечивающими наибольший рост финансовых ресурсов для деятельности организаций потребительской кооперации, являются следующие факторы:

— процент кооперирования взрослого населения;

— доля действующих магазинов и предприятий общественного питания в общем их количестве, числящемся на балансе организаций;

— сумма, полученная от сданной сельскохозяйственной продукции одним пайщиком;

— доля работников, имеющих высшее и среднее образование;

— доля потребительской кооперации в товарообороте района;

— доля продукции животноводства, закупленной потребкооперацией.

Полученные результаты являются научным обоснованием важности, экономической целесообразности и уровня значимости вклада социальной деятельности потребительской кооперации в социальную защиту не только своих пайщиков, но и слабозащищенного в социальном плане сельского населения Ставропольского края, как отдельной организации, так и всей системы Ставропольского краевого союза потребительских обществ. И таким образом, можно оценить исполнение социальной миссии, взятой на себя потребительской кооперацией в настоящее время.

Список литературы

1. Сухова Л.Ф. Оценка последствий экономического кризиса в системе потребительской кооперации // Вестник БУКЭП. 2011. № 3. С. 105-111.

Экpнoмu1p-мaтeмaтweскpe ÂtodeAupoearne 34 (385) - 2014

2. Суxова Л.Ф., Иониди Л.В., Боцюн И.Б., Зацаринина А.В., Суxацкая А.С. Финансовая ситуация в потребительской кооперации в условиях

современного кризиса: монография / под общ. ред. проф. Л.Ф. Суховой. Ставрополь: Фабула, 2012.

Economic analysis: theory and practice Economic and mathematical modeling

ISSN 2311-8725 (Online) ISSN 2073-039X (Print)

ECONOMIC AND STATISTICAL MODELS OF ANALYSIS, PLANNING AND MANAGEMENT OF FINANCIAL, ECONOMIC AND SOCIAL ACTIVITIES OF THE STAVROPOL REGIONAL UNION OF CONSUMER COOPERATIVES

Liliya F. SUKHOVA, Tat'yana N. URYADOVA, Elena P. LYUBENKOVA

Abstract

The article presents tried-and-tested multifactorial models of analysis, planning and financial, economic and social performance management of organizations of the Stavropol Regional Union of Consumer Cooperatives. The use of these models not only ensures a qualitative and quantitative level of assessing financial and economic performance of the organizations and their contribution to the social protection of their members and poorly protected rural population, but also provides the assessment of decisions' effectiveness, which are made to improve these organizations' activity.

Keywords: economic, mathematical, model, multifactorial, analysis, control, financial-economic activity, integrated assessment, social protection

References

1. Sukhova L.F. Otsenka posledstvii ekonom-icheskogo krizisa v sisteme potrebitel'skoi kooperatsii [Assessing the economic crisis impact in the system of consumer cooperatives]. VestnikBUKEP — Journal of BUCEL, 2011, no. 3, pp. 105-111.

2. Sukhova L.F., Ionidi L.V., Botsyun I.B., Zat-sarinina A.V., Sukhatskaya A.S. Finansovaya situatsiya

v potrebitel 'skoi kooperatsii v usloviyakh sovremennogo krizisa [Financial situation in the consumer cooperatives under conditions of the current crisis]. Stavropol, Fabula Publ., 2012.

Liliya F. SUKHOVA

Stavropol Institute of Cooperation,

Branch of Belgorod University of Cooperation,

Economics and Law, Stavropol, Russian Federation

suhova lilia@yandex ru

Tat'yana N. URYADOVA

Stavropol State Agrarian University,

Stavropol, Russian Federation

severtc@mail . ru

Elena P. LYUBENKOVA

Stavropol State Pedagogical Institute,

Stavropol, Russian Federation

tnln@mail ru

Acknowledgments

The article is provided by the Publishing house FINANCE and CREDIT's Information center in the Stavropol State Agrarian University.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.