Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 12. С. 97-101. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2022. No. 12. P. 97-101.
Научная статья УДК 316.334.2
https://doi.org/10.24158/spp.2022.12.15
Экономико-социологические исследования фондовых рынков в Китае и России:
теоретико-методологические основы
Ду Сяотун
Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия, [email protected]
Аннотация. Фондовые рынки сегодня выступают одним из самых интересных и недостаточно исследованных направлений современной экономической социологии в Китае и России. Глобализация финансов сделала отношения между фондовыми рынками разных стран взаимообусловленными, поэтому процессы, происходящие в этой сфере в одних странах, неизбежно оказывают влияние на аналогичные структуры в других. Однако в течение длительного времени фондовый рынок, будучи важной составляющей финансовой отрасли страны, не выступал самостоятельным объектом исследования для экономической социологии в Китае, а изучался лишь в рамках экономической науки. Цель статьи заключается в том, чтобы проанализировать теоретико-методологические основы социологических исследований фондовых рынков в России и Китае, а также исследовать возможность комплексного социологического анализа основных факторов, оказывающих влияние не развитие фондовых рынков в обеих странах.
Ключевые слова: фондовый рынок, социокультурные факторы, этика, экономика, китайская культура, социология финансов, экономическая социология
Для цитирования: Ду Сяотун. Экономико-социологические исследования фондовых рынков в Китае и России: теоретико-методологические основы // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 12. С. 97-101. https://doi.org/10.24158/spp.2022.12.15.
Original article
Economic and Sociological Research of Stock Markets in China and Russia: Theoretical and Methodological Foundations
Du Xiao Tong
St. Petersburg State University, St. Petersburg, Russia, [email protected]
Abstract. Today, stock markets are one of the most interesting and insufficiently researched areas of modern economic sociology in China and Russia. The globalization of finance has made relations between stock markets of different countries interdependent, so that financial processes taking place in some countries inevitably have an impact on other countries. However, for a long time, the stock market, being an important component of the country's financial industry, has not acted as an independent object of research for economic sociology in China, but has been studied only within the framework of economic science. The paper aims to analyze the theoretical and methodological foundations of sociological research on stock markets in Russia and China, as well as to explore the possibility of a comprehensive sociological analysis of the main factors influencing the development of stock markets in both countries.
Keywords: stock market, sociocultural factors, ethics, economics, Chinese culture, sociology of finance, economic sociology
For citation: Du Xiao Tong (2022) Economic and Sociological Research of Stock Markets in China and Russia: Theoretical and Methodological Foundations. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. (12), 97-101. Available from: doi:10.24158/spp.2022.12.15 (In Russian).
На сегодняшний день мировыми финансами и фондовыми рынками как важным фактором социально-экономического развития страны интересуются исследователи как макро- (представители власти, компании), так и микроуровня (отдельные бизнесмены, инвесторы). Однако в китайской и российской экономической социологии изучение фондовых рынков, их социокультурной и социоинституциональной среды, поведения участников рынка входит в сферу интересов весьма узкого круга специалистов по социологии финансов (Е Чжаося, Петров, 2017; Гроссман, Петров, 2017).
Экономическая наука стремится рассмотреть участников фондового рынка обезличенно, без учета воздействия норм, ценностей, социальных институтов, иррациональных действий. Потенциал социологической науки заключается в более широком изучении фондового рынка с учетом неэкономических факторов, обуславливающих его работу.
© Ду Сяотун, 2022
Среди социологов М. Вебер был первым ученым, который начал исследовать институт финансового рынка, его изменение и заложил фундаментальную основу для будущих исследований в этом направлении (Weber, 1972).
Существенный вклад в формирование социально-философских основ социологических исследований финансов, особенностей денежной культуры капитализма внес известный русский философ и социолог, основатель российской экономической социологии С.Н. Булгаков (Булгаков, 2009; Байнова, Петров, 2018).
В современной российской социологии комплексным изучением фондового рынка занимался Д.О. Стребков (Стребков, 2007).
Среди западных социологов, изучавших тему финансовых и фондовых рынков с экономико-социологической точки зрения, можно назвать следующих ученых: М. Вебера, исследовавшего фондовую биржу с точки зрения экономической борьбы, в которой неизменно доминируют владельцы крупных капиталов (Weber, 1972); В. Зелизер, которая анализировала изменение ценностей и переход к денежному оцениванию предметов и явлений жизни как товаров в рыночных условиях (Zelizer, 1978); М. Аболафию, который представил этнографический подход к анализу рынков, рассматривая фондовый рынок с точки зрения повторяющихся взаимодействий (Abolafia, 1996); К. Кнорр-Цетину, У. Брюггера, которые описывали рынок для трейдеров не только как способ и место сделок, но и как быстро изменяющееся живое существо (Кнорр-Цетина, Брюггер, 2004); П. Димаджио, изучавшего конституирующее влияние культуры на экономику, на изменение институтов (Dimaggio, 1994). Из представителей Китая можно выделить таких исследователей, как Ё Пингуэ, Чжао Лункай и Юэ Хэн Гао, которые изучали влияние счастливых цифр на цену акций (Ё Пингуэ и др., 2008); Гао Мяньху, Цуй Пан, Тенг Сыци, которые исследовали развитие традиционной культуры Китая и ее влияние на социально-трудовые отношения на предприятии в индустрии ценных бумаг (Гао Мяньху и др., 2018); Ван Мэнцзяо, которая анализировала влияние временного, сезонного аспекта на фондовом рынке1; Чжан Ин, который исследовал вопросы этики (Чжан Ин, 2008); Чжан Ни, изучавший названия компаний на фондовом рынке2, Чжан Пин-пин, сделавший объектом своих интересов взаимосвязь религии и финансовых активов3.
Рассмотрим подробнее представленные учеными концепции.
Д. Стребков - российский ученый, который исследует отечественный фондовый рынок и различные мотивы потребителей, среди которых материальная выгода и безопасность, познавательный мотив, мотив самореализации, статусный мотив, мотив принадлежности к определённой успешной социальной группе и эмоциональный мотив (азарт, гордость) (Стребков, 2007).
Следует сказать, что поведение потребителей фондовых рынков различается также и по типу социальных действий. Так, еще М. Вебер выделил различные типы социальных действий: рациональное, ценностно-рациональное, традиционное и аффективное (Weber, 1972). Если раньше считалось, что поведение потребителей - это в основном рациональное действие, то с социологической точки зрения нет идеально-типического действия. На фондовых рынках можно обнаружить все типы социальных действий. По мнению Д. Стребкова, появляется новый «буржуазный» тип личности брокера и дилера, для которого деньги и финансовое благосостояние - это критерий успеха, независимости и свободы (Стребков, 2007).
Одни люди стремятся к инвестированию средств, другие, наоборот, - к сбережениям; кто-то идет на крупные риски и сделки, а кто-то аккуратен и внимателен в своем поведении. Зачастую стремление к накоплению и инвестированию зависит не только от самого человека, но и от социокультурных особенностей той страны, в которой он находится. В каждом государстве своя модель поведения и собственное культурно-обусловленное отношение к рискам. Например, у граждан России во многом остается страх перед индивидуальной игрой на фондовых рынках в связи со спекуляциями и финансовыми пирамидами, которые были широко распространены в 1990-х годах (Стребков, 2007).
Ученые из Китая обращают внимание на предпочтения инвесторов, на их внимание к «счастливым цифрам» и пытаются обнаружить следы влияния других социокультурных факторов на цены акций. Ё Пингуэ, Чжао Лункай и Юэ Хэн (Ё Пингуэ и др., 2008) проанализировали
1 Й^^ЙШХ. ШЖ, 2017. 62Ш = Ван Мэнцзяо. Эффект 24 календарных сезонов на фондовом рынке : дис. ... д-ра экон. наук. Нанкин, 2017. 62 с. (на кит. яз.).
2 ЗШ. ФВШЖЫШШШШШШ-. Й^^Ш&Й. Шж, 2017. 53Ш = Чжан Ни. Исследование эффекта красивого имени на фондовом рынке Китая : дис. ... д-ра экон. наук. Нанкин, 2017. 53 с. (на кит. яз.).
3 Й^^Ш&Й. Ш.Ш, 2019. 69Ш = Чжан Пинпин. Исследование влияния религиозных традиций на выбор семейных финансовых активов : дис. ... д-ра экон. наук. Чэнду, 2019. 69 с. (на кит. яз.).
данные о стоимости всех сделок на фондовом рынке с 01.01.2005 по 31.03.2005, используя информационную базу SINOFIN, разработанную Китайским центром экономических исследований Пекинского университета. По мнению исследователей, в традиционной культуре Китая люди склонны избегать цифру «4», которая созвучна слову «смерть», считая ее несчастливой. В то же время цифра «8» произносится как «фа (богатство)», поэтому она, наоборот, считается счастливой. Значения цифр «8» и «4» учитываются в повседневной общественной жизни и влияют на принятие решений гражданами китайского государства. Так, некоторые китайские инвесторы при выборе акций сознательно выбирают акции с цифрой «8» в ходе торгов. Результаты статистического анализа данных, проведенного Ё Пингуэ, Чжао Лункай и Юэ Хэн, подтвердили эти предпочтения. Кроме того, исследователи также обнаружили, что «феномен магии цифр» более заметен в периоды традиционных китайских праздников (Ё Пингуэ и др., 2008).
Чжан Ин, доктор философских наук из Университета Цинхуа, опубликовала статью «О значимости этики для фондового рынка» в научном журнале «Журнал Хэнаньского педагогического университета» (Чжан Ин, 2008). Исследуя взаимосвязь этики и фондового рынка, она считает, что фондовый рынок тесно связан не только с финансовой сферой, но и с этикой. Автор анализирует этические риски, существующие на фондовом рынке Китая у инвесторов, эмитентов, брокерских компаний и отдела контроля и управления. При быстром развитии рынка этические и моральные риски участников возрастают. По мнению Чжан Ин, все они должны обращать особое внимание на четыре этических принципа на фондовом рынке Китая: открытость, справедливость, беспристрастность и добросовестность (Чжан Ин, 2008). Честность и надежность являются основным кодексом поведения людей в экономической жизни, а также незаменимым моральным капиталом для выживания и развития хозяйствующих субъектов.
Аналитики-исследователи крупной брокерской компании «Чжунтай» Гао Мяньху, Цуй Пан, Тенг Сыци проводили опрос среди сотрудников своей компании, чтобы изучить влияние традиционной китайской культуры на поведение персонала на работе (они собрали 409 заполненных анкет). Их работа «Методы и пути наследования и развития традиционной китайской культуры в культурном конструировании брокерских компаний (предприятий)» опубликована в сборнике статей, посвященном фондовому рынку Китая в 2018 году (Гао Мяньху и др., 2018). В ходе исследования сотрудникам задавали вопросы, связанные с пониманием ими и применением традиционных ценностей в работе. Например: «Насколько хорошо Вы понимаете китайскую традиционную культуру (старая система ценностей)?», «Используете ли Вы стандарты добродетелей традиционного Китая, чтобы контролировать себя в работе над сделками?», «Как Вы считаете, насколько важна для Вас такая добродетель, как самодисциплина по соблюдению требований компании?», «Считаете ли Вы, что финансовая индустрия привносит в китайское общество западные ценности (рационализм), как они соотносятся с традиционной китайской культурой?». Согласно результатам проведенного исследования, система ценностей Китая играет значительную роль в поведении респондентов. Сотрудники компаний имеют относительно высокий уровень понимания традиционной культуры, что связано с относительно высоким уровнем их образования и хорошими материальными возможностями, которые позволяют им продолжать повышать уровень знаний. Они считают важными такие качества личности, как самодисциплина, самоотверженность и самосовершенствование; эти же качества помогают им избегать нарушений правил на работе. Больше половины (60,63 %) сотрудников считают, что западные ценности не вступают в противоречие с китайской традиционной культурой, что нужно брать полезное из западных ценностей и отбросить ненужное (Гао Мяньху и др., 2018).
Другой исследователь, Ван Мэнцзяо, изучила взаимосвязь между традиционными 24 календарными сезонами Китая и ценами акций1. Она осуществила сравнительный анализ данных с помощью статистического метода по изучению индексов фондовых рынков Китая и Тайваня, Гонконга, Сингапура, Японии, Южной Кореи (главные страны Восточной Азии) за 20 лет (с 1997 по 2016 годы). Согласно результатам ее исследования, на китайском фондовом рынке присутствуют сильные сезонные эффекты. Наиболее типичными из них являются «начало весны» и «весеннее равноденствие». Однако в последние годы эффект сезонов ослабел, что отражает постепенное повышение равновесности фондового рынка. Вместе с тем эффект 24 календарных сезонов также существует на Тайване, Гонконге и Сингапуре. В то же время он не оказывает влияния на фондовые рынки Южной Кореи и Японии. Ван Мэнцзяо считает, что традиционная китайская культура придает большое значение «началу года», и отмечает, что весна - это решающее время для начинаний, а лунный Новый год гораздо более значим для жителей Китая, чем григорианский. Личунь - это не только первый праздник из 24 календарных сезонов в Китае, но и начало лунного Нового года. В менталитете инвесторов существует понятие «засеивания весной
1 Ван Мэнцзяо. Указ. соч.
и сбора урожая осенью», когда активность постепенно снижается до минимальной. Инвесторы активно входят на фондовой рынок в начале весны и уходят с него в зимние сезоны1.
Чжан Ни в своей работе «Исследование эффекта прекрасного имени на фондовом рынке Китая»2 рассматривал влияние «красивого имени» компаний на принятие решений инвесторами о вложении средств в ее развитие. Чжан Ни считает, что традиционная китайская культура определяет сознание жителей Китая на протяжении многих поколений, поэтому на национальных инвесторов производят хорошее впечатление некоторые «благоприятные слова», обладающие традиционными «китайскими характеристиками», или слова, имеющие счастливое для Китая значение. Он предполагает, что на фондовом рынке инвесторы неизбежно будут отдавать предпочтение компаниям с «хорошим» или «добрым» именем3. С помощью качественного и количественного анализа данных 1 069 компаний, зарегистрированных на фондовом рынке Китая с 2010 по 2015 год (на основе данных базы брокерской компании «Guotaijunan»), Чжан Ни пришел к нескольким выводам. Во-первых, компании с «красивым именем» более привлекательны для мелких и средних инвесторов. Во-вторых, они участвуют в большем количестве сделок, скорость оборота их акций и ликвидность выше, а инвесторы, покупая из ценные бумаги, демонстрируют нерациональность поведения. В-третьих, «красивое имя» также имеет значительную положительную корреляцию с оценкой компании: чем «счастливее» называется компания, тем выше ее оценка инвесторами4.
Чжан Пинпин в своей работе «Исследование влияния религиозных традиций на выбор семейных финансовых активов»5 проанализировал влияние религиозных факторов на решение той или иной семьи участвовать или не участвовать в рискованных инвестициях в ценные бумаги. Ученый считает, что конфуцианская культура всегда была мейнстримом традиционной китайской цивилизации, и ее роль в общественном развитии аналогична влиянию религии. Чжан Пинпин применил в ходе работы сочетание качественного и количественного анализа. С одной стороны, индикаторами в исследовании выступили доходы жителей, различия между городом и деревней, семейное положение, здоровье, пол, образование респондентов и их отношение к жизни. С другой стороны, ученым была создана математическая модель для проверки корреляции между религией, культурными предпочтениями граждан (предприимчивость, социальное взаимодействие, самодисциплина, доверие, оптимизм, инициативность и самостоятельность в принятии решений) и выбором активов на основе данных из Общего социального обследования Китая (CGSS), полученных в результате лонгитюдного исследования 10 000 семей6. Согласно результатам исследования, религии, распространенные в Китае, в частности, конфуцианство, оказывают существенное влияние на решение инвесторов о финансовых вложениях в ценные бумаги7. Однако причины этого механизма еще предстоит изучить.
Среди наиболее используемых методов в экономических и социологических исследованиях фондового рынка следует назвать исторический метод. Например, М. Вебер рассматривал историю институционализации рынков и фондовых бирж разных стран (Weber, 1972). В. Зелизер изучала основные причины подъема индустрии страхования жизни, изучая изменение ценностей людей в разные исторические периоды (Zelizer, 1978). Российский социолог Д.О. Стребков анализировал мотивацию прихода россиян на фондовый рынок, исследуя предысторию развития российского фондового рынка. Китайские специалисты, изучающие взаимосвязь рынка и культуры, чаще всего рассматривают фондовый рынок посредством анализа статистических данных в разные периоды. Сравнительный метод также популярен в исследованиях фондового рынка. Например, М. Вебер выявил ряд проблем на немецком фондовом рынке, сравнив институты фондового рынка в разных городах и странах (Weber, 1972). Гао Мяньху, Цуй Пан, Тенг Сыци, чтобы понять противоречия между китайской и западной культурами, задавали опрошенным сотрудникам вопросы об отношениях между восточной и западной культурами и фондовым рынком (Гао Мяньху и др., 2018), а Чжан Пинпин сравнивал разные религии и предпочтения в активах среди участников рынка8.
Резюмируя вышесказанное, следует отметить, что фондовый рынок на сегодняшний день является одним из важных социальных и экономических институтов, и его социологическое исследование открывает возможности для понимания и объяснения взаимосвязи социально-исторических периодов, социокультурных особенностей, социальных отношений c развитием фондового рынка.
1 Ван Мэнцзяо. Указ. соч.
2 Чжан Ни. Указ. соч.
3 Там же.
4 Там же.
5 Чжан Пинпин. Указ. соч.
6 Там же.
7 Там же.
8 Чжан Пинпин. Указ. соч.
Список источников:
Байнова М.С., Петров А.В. Культура и современная хозяйственная система в творчестве Сергея Булгакова // Философия хозяйства. 2018. № 4 (118). С. 48-61.
Булгаков С.Н. Философия хозяйства. М., 2009. 464 с.
Гроссман А.О., Петров А.В. Криптовалюты как социальное явление // Общество. Среда. Развитие. 2017. № 4 (45). С. 62-66. Е Чжаося, Петров А.В. Экономическая социология в Китае // Общество. Среда. Развитие. 2017. № 1 (42). С. 33-38. Кнорр-Цетина К., Брюггер У. Рынок как объект привязанности: постсоциальные отношения на финансовых рынках // Западная экономическая социология. М., 2004. С. 445-468.
Стребков Д.О. Фондовый рынок как объект социологического исследования: возможности и перспективы. М., 2007. 52 с. »пйй, ШМШ, 6Ш. ^Ш^ЙЖЖ^Й // isms. 2008. 11 Я. 44-77Ш° = Ё Пингуэ, Чжао Лункай, Юэ Хэн. Счастливые цифры и цена акций // Управление миром. 2008. № 11. С. 44-77 (на кит. яз.).
ШШ. // ЯШИЁЁА^^Ш. 2008. 5Я. 33-37Ш = Чжан Ин. О значимости этики для фондового
рынка // Журнал Хэнаньского педагогического университета. 2008. № 2. С. 33-37 (на кит. яз.).
шяя, ия, тшп. ^ьшйф^шпшштшшя // фии«Щ2017^6£».
^Ш, 2018. 1025-1033Ш = Гао Мяньху, Цуй Пан, Тенг Сыци. Методы и пути наследования и развития традиционной китайской культуры в культурном конструировании брокерских компаний (предприятий) // Сборник статей фондовой области. Цзинань, 2018. С. 1025-1033 (на кит. яз.).
Abolafia M. Making Markets: Opportunism and Restraint on Wall Street. Cambridge, 1996. 216 p. Dimaggio P. Culture and Economy // Handbook of Economic Sociology. Princeton, 1994. P. 27-57. Weber M. Wirtschaft und Gesellschaft. Grundriss der Verstehenden Soziologie. Tübingen, 1972. Vol. 1. 448 s. (на нем. яз.). Zelizer V.A. Human Values and the Market: The Case of Life Insurance and Death in 19th-century America // American Journal of Sociology. 1978. № 84 (3). Р. 591-610.
References:
Abolafia, M. (1996) Making Markets: Opportunism and Restraint on Wall Street. Cambridge. 216 p. Bainova, M. S. & Petrov, A. V. (2018) Kul'tura i sovremennaya khozyaistvennaya sistema v tvorchestve Sergeya Bulgakova [Culture and the Modern Economic System in the Works of Sergei Bulgakov]. Filosofiya khozyaistva. (4 (118)), 48-61 (in Russian). Bulgakov, S.N. (2009) Philosophy of Economy. Moscow. 464 р. (in Russian).
Dimaggio, P. (1994) Culture and Economy. In: Handbook of Economic Sociology. Princeton, рр. 27-57. E Chzhaosya & Petrov, A. V. (2017) Ekonomicheskaya sotsiologiya v Kitae [Economic Sociology in China]. Obshchestvo. Sreda. Razvitie. (1 (42)), 33-38 (in Russian).
Gao Mianhu, Cui Pan, Tang Siqi (2018). [Methods and Ways of Inheritance and Development of Traditional Chinese Culture in the Cultural Construction of Brokerage Companies (Enterprises)]. In: [Collection of Arti-cles of the Stock Area]. Jinan, pp. 10251033 (in Chinese).
Grossman, A. O. & Petrov, A. V. (2017) Kriptovalyuty kak sotsial'noe yavlenie [Cryptocurrencies as a Social Phenomenon]. Obshchestvo. Sreda. Razvitie. (4 (45)), 62-66 (in Russian).
Knorr-Tsetina, K. & Bryugger, U. (2004) Rynok kak ob"ekt privyazannosti: postsotsial'nye otnosheniya na finansovykh ryn-kakh [Market as an Object of Attachment: Post-Social Relations in Financial Markets]. In: Zapadnaya ekonomicheskaya sotsiologiya. Moscow, рр. 445-468 (in Russian).
Strebkov, D.O. (2007) Fondovyi rynok kak ob"ekt sotsiologicheskogo issledovaniya: vozmozhnosti i perspek-tivy [Stock Market as an Object of Sociological Research: Opportunities and Prospects]. Moscow. 52 р. (in Russian).
Weber, M. (1972) Wirtschaft und Gesellschaft. Grundriss der Verstehenden Soziologie. Vol. 1. Tübingen. 448 s. (in German). Ye Pingyu, Zhaolong Kai, Yue Heng (2008). [Happy Numbers and Stock Price]. [World Governance]. (11), 44-77 (in Chinese).
Zelizer, V. A. (1978) Human Values and the Market: The Case of Life Insurance and Death in 19th-Century America. American Journal of Sociology. 84 (3), 591-610.
Zhang Ying (2008). [On the Importance of Ethics for the Stock Market]. [Journal of Henan Pedagogical Uni-versity]. (2), 33-37 (in Chinese).
Информация об авторе Ду Сяотун - аспирант кафедры экономической социологии Санкт-Петербургского государственного университета, Санкт-Петербург, Россия.
Information about the author Du Xiao Tong - PhD student, Department of Economic Sociology, St. Petersburg State University, St. Petersburg, Russia.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 31.10.2022; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 21.11.2022; Принята к публикации / Accepted for publication 27.12.2022.