Научная статья на тему 'Экономико-правовые аспекты реализации стратегии модернизации России и сопредельных государств на постсоветском пространстве'

Экономико-правовые аспекты реализации стратегии модернизации России и сопредельных государств на постсоветском пространстве Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
213
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ПОСТСОВЕТСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ИНСТИТУТЫ / РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ / MODERNIZATION / ECONOMIC DEVELOPMENT / LEGAL RELATIONS / POST-SOVIET SPACE / CUSTOMS UNION / ECONOMIC POLICY / INSTITUTIONS / REGIONALIZATION / INTEGRATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сорокожердьев Василий Васильевич, Попова Алла Семеновна, Спирина Стелла Георгиевна

В статье представлены основные положения докладов, заслушанных в ходе пленарного заседания Международной научно-практической конференции «Поиск модели эффективного развития: экономико-правовые аспекты социохозяйственной модернизации на постсоветском пространстве», в рамках которой рассматривались актуальные экономико-правовые аспекты формирования и реализации стратегии модернизации России при участии сопредельных государств на постсоветском пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сорокожердьев Василий Васильевич, Попова Алла Семеновна, Спирина Стелла Георгиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economic and legal aspects of the implementation strategy for the modernization of Russia and neighboring countries in the post-Soviet space

The article presents basic provisions of the reports read during plenary session of the International scientific and practical conference «Search of model of effective development: economic and legal aspects of social and economic modernization in the post-Soviet space» within which actual economic and legal aspects of formation and realization of strategy of modernization of Russia with the participation of neighboring countries in the post-Soviet space were considered.

Текст научной работы на тему «Экономико-правовые аспекты реализации стратегии модернизации России и сопредельных государств на постсоветском пространстве»

Сорокожердьев Василий Васильевич

кандидат экономических наук,

доцент кафедры «Менеджмент и маркетинг» Краснодарского филиала Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (e-mail: [email protected])

Попова Алла Семеновна

кандидат экономических наук,

доцент кафедры «Менеджмент и маркетинг» Краснодарского филиала Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (e-mail: [email protected])

Спирина Стелла Георгиевна

кандидат юридических наук,

доцент кафедры «Менеджмент и маркетинг» Краснодарского филиала Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (e-mail: [email protected])

Экономико-правовые аспекты реализации стратегии модернизации России и сопредельных государств на постсоветском пространстве

В статье представлены основные положения докладов, заслушанных в ходе пленарного заседания Международной научно-практической конференции «Поиск модели эффективного развития: экономико-правовые аспекты социохозяйственной модернизации на постсоветском пространстве», в рамках которой рассматривались актуальные экономико-правовые аспекты формирования и реализации стратегии модернизации России при участии сопредельных государств на постсоветском пространстве.

Ключевые слова: модернизация, экономическое развитие, правовые отношения, постсоветское пространство, таможенный союз, экономическая политика, институты, регионализация, интеграция.

V.V. Sorokozherdiev, Master of Economics, Assistant Professor of a Chair «Management and Marketing» of the Krasnodar branch of the Financial University under the Government of the Russian Federation; e-mail: [email protected];

A.S. Popova, Master of Economics, Assistant Professor of a Chair «Management and Marketing» of the Krasnodar branch of the Financial University under the Government of the Russian Federation; e-mail: [email protected];

S.G. Spirina, Master of Law, Assistant Professor of a Chair «Management and Marketing» of the Krasnodar branch of the Financial University under the Government of the Russian Federation; e-mail: [email protected]

Economic and legal aspects of the implementation strategy for the modernization of Russia and neighboring countries in the post-Soviet space

The article presents basic provisions of the reports read during plenary session of the International scientific and practical conference «Search of model of effective development: economic and legal aspects of social and economic modernization in the post-Soviet space» within which actual economic and legal aspects of formation and realization of strategy of modernization of Russia with the participation of neighboring countries in the post-Soviet space were considered.

Key words: modernization, economic development, legal relations, post-Soviet space, customs union, economic policy, institutions, regionalization, integration.

Широкий спектр экономико-правовых постсоветском пространстве был рассмот-возможностей и механизмов социо- рен на Международной научно-практической хозяйственной модернизации на конференции «Поиск модели эффективного

_346

ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2015 • № 1 (51)

развития: экономико-правовые аспекты социо-хозяйственной модернизации на постсоветском пространстве», которая состоялась 2-9 ноября 2014 г. в г. Ереване (Армения). Основными организаторами данной конференции выступили Финансовый университет при Правительстве РФ и Краснодарский региональный общественный благотворительный фонд «Научно-образовательные инициативы Кубани».

Важное значение в обеспечении научного уровня и представительности конференции имело содействие со стороны Центрального экономико-математического института РАН, Финансового университета при Правительстве РФ, Международной политэкономической ассоциации, Краснодарской региональной просветительской общественной организации «Общество «Знание», Краснодарского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России».

Обеспечение международного статуса конференции осуществлялось при поддержке ряда ведущих вузов и научных учреждений Армении, включая Ереванский государственный университет, Армянское отделение Института стран СНГ, Национальный аграрный университет Армении, Российско-армянский (славянский) университет.

В работе конференции в соответствии с ее тематикой и направленностью приняли участие представители экономической науки высшей школы из ряда авторитетных вузов России и Южного макрорегиона, а также правоведы, социологи и бизнесмены. Общее количество участников составило 50 человек, в том числе более 40 докторов и кандидатов наук.

В ходе работы конференции состоялось пленарное заседание, а также, помимо основной дискуссии по обсуждению докладов, заслушанных на пленарном заседании, прошли заседания круглых столов. Также состоялись творческие встречи участников конференции с профессорско-преподавательским составом и студентами Ереванского государственного университета, Национального аграрного университета Армении, Армянского государственного экономического университета.

Открыла основное пленарное заседание конференции докладом на тему «Агробизнес России в условиях ВТО: ожидания и реальность» доктор социологических наук, профессор Высшей школы экономики С.Ю. Барсукова. В докладе были изложены результаты исследования, основу которого составили полуформализованные интервью с руководителями аграрных ассоциаций и топ-менеджерами крупных агрохолдингов, поскольку именно они владеют

информацией о динамике состояния отраслей. Также систематизированы стратегии бизнеса накануне вступления в ВТО и в ходе адаптации к новым условиям, выявлены основные трудности адаптационного процесса.

На основе представленного в докладе анализа сделан вывод о том, что членство России в ВТО не стало для российского аграрного бизнеса катастрофой, как предвещалось наиболее активными противниками присоединения к этой организации. Однако тот позитив, который рекламировали сторонники ВТО (приток иностранных инвестиций, снижение цен на продовольствие, выход российских производителей на мировые рынки и пр.), также не реализовался. Растет решимость бизнеса освоить правила ВТО для продвижения своих интересов. Низкая компетенция и квалификация чиновников оказались основными недооцененными рисками вступления в ВТО.

В своем докладе на тему «Особенности и тенденции развития сельского хозяйства Республики Армения» доктор экономических наук, профессор, декан экономического факультета Национального аграрного университета Армении Э.С. Казарян отметил, что, несмотря на некоторые национальные особенности экономических реформ, для стран, находящихся в процессе перехода к рыночной экономике, типичны общие экономические условия, которые, в первую очередь, относятся к экономике, ценам, либерализации внутренней и внешней торговли, приватизации и ограничению роли государства.

Основными проблемами при проведении сельскохозяйственных реформ, согласно различным исследованиям, являются:

структурное изменение отрасли, приватизация земли и материально-технических средств, перестройка субъектов производства сельского хозяйства;

формирование новой рыночной и производственной инфраструктуры, приватизация отраслей аграрного комплекса и либерализация экономики;

формирование экономической (в том числе аграрной) политики в соответствии с проведенными реформами.

В период перехода к рыночным экономическим отношениям, в связи с обеспечением населения республики необходимыми сельскохозяйственными продуктами, снабжением ресурсов, реализацией продукции, блокадой путей сообщения и других проблем, значительно изменились как сельскохозяйственные отраслевые, так и внутриотраслевые структуры

347

растениеводства и скотоводства. По средним данным 2008-2013 гг., отраслевые структуры сельского хозяйства определяются следующим образом: растениеводство - 61,3%, скотоводство - 38,7%, тогда как в 1990 г. - 49,4% и 50,6% соответственно.

Проблемы в сфере растениеводства и скотоводства частично обусловлены существующим пока несовершенством управления сельским хозяйством, что требует незамедлительного и приоритетного решения.

Совместный доклад доктора экономических наук, профессора, заведующего отделом, главного научного сотрудника Северо-Кавказского НИИ экономических и социальных проблем ЮФУ В.Н. Овчинникова и доктора экономических наук, заведующий кафедрой маркетинга и коммуникаций в бизнесе ЮФУ Н.П. Кетовой был посвящен анализу основных тенденций развития социально-экономического комплекса Юга России. С их точки зрения, Юг России обладает рядом специфических особенностей социально-экономического развития, предопределяемых межтерриториальными различиями входящих в него регионов, спецификой расселения населения, формами хозяйствования, наличием относительно масштабного теневого сегмента в экономике, высокой долей этноэкономического уклада и др.

В докладе рассмотрено действие основных инновационных драйверов хозяйственного развития, к которым отнесены, в частности, эксплуатация объектов Олимпиады-2014 в Сочи, создание и соответствующая информационная, программная, кадровая и иная загрузка технико-индустриальных парков, реализация «знаковых» для Юга России крупных строительных и управленческих проектов, достраивание и укрепление значимых для Юга России кластеров: АПК, туристско-рекреационного, машиностроительного, текстильного, транспортного и др. Их комплексное применение в социально-экономическом комплексе Юга России для серьезных преобразований требует новых институциональных инструментов привлечения инвесторов, организации управления на всех уровнях, обеспечения мотивации в производстве инновационной продукции, трансфере инноваций.

Проблематика интеграционного взаимодействия между Арменией и Россией находилась в центре внимания доктора политических наук, директора Информационно-аналитического центра «Восканапат» (Ереван) Л.Г. Мелик-Шахназаряна, сделавшего доклад на тему «ЕврАзЭС как этап восстановления полити-

ческого и экономического влияния России на постсоветском пространстве». На взгляд автора доклада, Армения, несмотря на относительно небольшие размеры ее территории и экономики, играет весьма важную роль в устроении новой конфигурации отношений на Кавказе и является надежным союзником России. В то же время, несмотря на ряд позитивных изменений во взаимоотношениях между двумя странами, включая присоединение Армении к ЕврАзЭС, продолжают сохраняться негативные тенденции в осуществлении экономико-политического сотрудничества. В частности, Россия продолжает отказываться признавать присоединение Нагорного Карабаха, способствует установлению монопольно высоких цен на российский газ; по существу, создает препятствия для инвестирования в реальный сектор экономики Армении. Очевидно, необходима политическая воля обеих сторон для решения данных проблем.

В своем докладе на тему «Стратегии социо-хозяйственного развития и взаимодействия стран на постсоветском пространстве: реальные приоритеты, препятствия, противоречия» кандидат экономических наук, президент КРОБФ «Научно-образовательные инициативы Кубани» В.В. Сорокожердьев остановился на проблематике системного реформирования и взаимодействия государств на постсоветском пространстве. При этом процесс интеграции необходимо рассматривать шире, чем сам Евразийский экономический союз, который продолжает расширяться и с начала 2014 г. будет также включать Республику Армения.

В условиях применяемых западными странами санкций нет альтернативы проведению модернизации национальных экономик и углублению их интеграции. За это время создан Таможенный союз, практически завершается формирование единого экономического пространства. Но, тем не менее, пока еще не в полной мере реализован потенциал экономической интеграции.

Необходимо формирование общей стратегии развития не только в смысле договорно-правовой базы и стимулирования взаимной торговли, но и в отношении реализации общих приоритетов развития промышленности, сельского хозяйства, создания совместных высокотехнологичных производств. Именно в этом - главный плюс экономической интеграции.

Доклад кандидата экономических наук, доцента, заведующего кафедрой политической экономии Дагестанского государственного университета Н.С. Аскерова на тему «Неформальный механизм регулирования общественных от-

348

ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2015 • № 1 (51)

ношений на Северном Кавказе» был посвящен анализу депрессивных и кризисных территорий.

По мнению автора доклада, к депрессивным регионам следует относить территории, которые в прошлом были развитыми, но в настоящее время отличаются более низкими показателями социально-экономического развития, чем в среднем по стране.

В качестве главного автор делает вывод о том, что система экономических отношений рассматриваемой территории нуждается в проведении тщательных исследований сообществом экономистов, маркетологов, правоведов, философов, историков, этнологов и представителей других наук; результатом данного взаимодействия должны стать: 1) диагностика политических, правовых, нравственных, религиозных, этнических, иных проблем и 2) разработка систематизированной государственной программы вывода территории из состояния кризиса.

Кандидат юридических наук, доцент РАНХ и ГС Ростовского института - филиала при Президенте РФ С.Е. Хейгетова посвятила свой доклад рассмотрению актуальных законодательных аспектов развития транспортного комплекса России. На взгляд автора, наиболее важной

и реально достижимой на практике задачей оптимизации транспортного законодательства в настоящее время является устранение коллизий между нормами транспортных уставов и кодексов, различных федеральных законов в сфере транспорта и нормами гражданского законодательства. Следует сделать акцент на дальнейшем совершенствовании различных аспектов правовой регламентации перевозочной деятельности на каждом виде транспорта в отдельности с учетом специфики деятельности, а не на механическом укрупнении правового регулирования общественных отношений по перевозке. Также необходимо установление четкого разграничения нормотворческой компетенции между Российской Федерацией, ее субъектами и местным самоуправлением в регулировании перевозок пассажиров.

По итогам конференции организована подготовка к опубликованию сборника статей по основным направлениям работы конференции, где размещены материалы, представленные ее участниками. Для подтверждения практической апробации представленных на конференции результатов научных исследований ее участникам были выданы соответствующие свидетельства.

349

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.