Научная статья на тему 'Экономико-правовые аспекты функционирования естественных монополий'

Экономико-правовые аспекты функционирования естественных монополий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
538
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономико-правовые аспекты функционирования естественных монополий»

Абдулхаков А. Р.

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ

6.15. ЭКОНОМИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ

Абдулхаков А. Р., аспирант

Казанский государственый университет, г. Казань

Перейти на Главное МЕНЮ

Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

Произошедшие в России в последние годы экономические и социальные реформы привели к существенному изменению механизмов регулирования хозяйственных и социальных процессов. Это повлекло за собой изменение и гражданско-правового регулирования деятельности предприятий, которые в большинстве своем перешли в индивидуально-частную и корпоративную формы собственности.

Важную роль в развитии современной экономической системы играют отрасли инфраструктуры, которые служат звеном между производственной сферой, сферой услуг и потребителями, а также отдаленными территориями и экономическими центрами. Основную часть отраслей инфраструктуры составляют естественные монополии. Они формируются в тех сферах, где функционирование нескольких компаний невозможно по причинам резкого снижения экономической эффективности производства в отрасли вследствие роста производственных затрат, себестоимости изготавливаемой продукции и предоставляемых услуг.

Отношение к естественным монополиям достаточно противоречиво. Это связано с тем, что, с одной стороны, их обвиняют в непрерывном повышении цен и тарифов, с другой стороны, естественные монополии рассматриваются как существенные элементы стабильной и конкурентоспособной экономики.

Конкурентный рынок, по мнению многих ученых, считается наиболее эффективной формой организации экономики. Однако в силу большого числа разнородных социально-экономических факторов совершенная конкуренция не является естественным состоянием рынков. Более того, функционирование ряда отраслей общественного производства на конкурентной основе невозможно или неэффективно, то есть естественной для них становится высокая степень монополизации.

Субъекты естественных монополий могут использовать свое монопольное положение в ущерб другим участникам хозяйственного оборота и конечным потребителям. Особенность производства в сферах деятельности естественных монополистов состоит в том, что вопросы ущемления прав потребителей и сознательного сокращения объемов производства в целях повышения цен в принципе невозможно решить путем разукрупнения предприятий в целях демонополизации и создания конкурентной среды. Причина такого положения определяется тем, что искусственное разделение крупных производителей на отдельные самостоятельные предприятия-товаропроизводители для создания условий конкуренции в этих отраслях приводит к значительному росту общих производственных издержек, превышающих экономические выгоды и преиму-

щества конкурентного механизма1. Следует отметить, что товары и услуги, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем величина спроса на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем величина спроса на другие виды товаров.

Следовательно, реформирование естественных монополий путем их расчленения может оказаться экономически неэффективным и, следовательно, нецелесообразным. В процессе реструктуризации естественных монополий можно демонополизировать лишь те составляющие их деятельности, которые не носят явно выраженного монопольного характера. Это касается, в частности, реформирования РАО ЕЭС, отделения от него генерирующих мощностей, продукция которых может быть демонополизирована.

Регулирование деятельности естественных монополий в России является важной и неотъемлемой частью государственной политики в области гражданских правоотношений. Основной задачей государства в гражданско-правовом регулировании монополизма в сфере деятельности естественных монополий становится разработка комплекса норм (правил), не допускающих ущемления интересов потребителей их продукции и услуг, контроль за их ценами и затратами, экономической обоснованностью величины последних, отслеживании действий в области инвестиционной политики предприятий - естественных монополистов.

В связи с этим в законодательстве специально предусмотрены антимонопольные правила для организаций - собственников систем газо-, энергоснабжения и других. Для данных организаций оговариваются особые требования, препятствующие совершению действий, ущемляющих интересы потребителей их продукции и услуг. Среди подобных ограничений называется запрет на навязывание контрагентам условий договоров, не относящихся к предмету данных договоров; также выделяется включение в договоры условий, которые ставят одного потребителя в неравное положение по сравнению с другими потребителями; и т.д. Особое внимание уделяется нарушению установленного нормативными актами порядка ценообразования и необоснованному отказу от заключения договоров с отдельными потребителями при наличии ресурсов газа и возможностей его транспортировки.

Вышеназванные организации (субъекты естественных монополий) по характеру своего правового положения обязаны осуществлять свою деятельность (например, подачу электрической и тепловой энергии, транспортировку газа) в отношении каждого, кто к ним обратится, в соответствии со ст. 8 Закона «О естественных монополиях» (от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ), при наличии возможности ее осуществления.

На сегодняшний день государственное регулирование естественных монополий является одним из главных факторов, обеспечивающих нормальное функционирование экономики. Вместе с тем, чрезмерно жесткое применение методов регулирования может привести к

1 См.: Нельговский И. Е. Экономические основы понятия естественной монополии // Право и жизнь. 2002. № 50.

БИЗНЕС В ЗАКОНЕ

1’ 2008

дисбалансу сформировавшихся рыночных отношений и ущемлению интересов крупных организаций2.

В экономической науке доказано, что государственное регулирование цен естественных монополий в виде установления предельного уровня цен на их продукцию и услуги приводит к тому, что для увеличения объемов своей прибыли они начинают вести себя аналогично предприятиям, действующим в конкурентных условиях, то есть достигают увеличения прибыли не за счет ущемления интересов и прав потребителей, а на основе роста использования ресурсов и наращивания объемов выпуска продукции. При снижении предельной цены ниже реальных экономических затрат естественная монополия не только теряет выгоды своего положения, но может стать убыточной. В этом случае она продолжает действовать, расходуя свои основные средства и сокращая объем своего капитала, стремясь впоследствии уйти из убыточной отрасли. Поэтому установленный государством уровень цены должен покрывать нормативные затраты предприятия - естественного монополиста - и обеспечивать возможность накопления финансовых ресурсов для его инвестиционной деятельности как условия расширения и совершенствования его деятельности.

Снижение цены ниже этого уровня допустимо в редких случаях кризисных ситуаций, когда перед государством стоит задача облегчить тяжелое положение потребителей, обеспечив им поставку товаров ниже их реальной стоимости, поддерживая их в финансовом отношении за счет накопленных ресурсов предприятий - естественных монополистов. Эта временная мера, которая использовалась на первых этапах реформы в России, не может применяться в сбалансированной экономике, нацеленной на устойчивый рост.

Одна из основных проблем, связанных с административным контролем за ценами и издержками предприятий, установлением предельных уровней цен или наценок на продукцию и услуги естественных монополий, состоит в обоснованности расчетов, лежащих в основе нормативных затрат3. Монополистам выгодно включать в состав издержек непрофильные расходы,

увеличивая себестоимость производства продукции и оказания услуг, что позволяет им требовать роста цен и тарифов, аргументируя это необходимостью покрытия растущих затрат. Важной задачей правового регулирования деятельности субъектов естественных монополий становится определение критериев отнесения затрат к нормативной себестоимости.

Контроль со стороны государства в виде ценового регулирования, осуществляемого путем определения цен или их предельного уровня, определения потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и т.д. также является немаловажным фактором влияния на деятельность субъектов естественных монополий.

В процессе радикальных экономических преобразований в результате воздействия многочисленных внутренних и внешних факторов, таких как приватизация государственного имущества, либерализация цен, открытие внутреннего рынка для международной конкуренции, осуществление процедур банкротства и санации убыточных предприятий и других, происходит кардинальное изменение структуры товарных рынков, характера и уровня монополизации российской экономики. От функционирования естественных монополий зависит не только бесперебойная работа всех без исключения субъектов рыночных отношений, но и надежное обеспечение потребителей социально значимыми товарами и услугами.

С одной стороны, их нельзя ликвидировать, не разрушив окончательно инфраструктуру производства, а с другой, - невмешательство в их деятельность со стороны государства значительно ослабляет позиции потребителей на рынке промышленных услуг4.

Назначение государственно-правового регулирования - соблюсти, а при необходимости уравновесить баланс их интересов. Законодательство должно обеспечить, с одной стороны, реальную доступность реализуемых субъектами естественных монополий товаров для потребителей, а с другой - эффективное, безубыточное, прибыльное функционирование самих субъектов естественных монополий.

Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

2 См.: Тотьев К. Ю. Конкурентное право (правовое регулирование конкуренции). М., 2000. С. 283.

3 См.: Нельговский И. Е. Правовые основы понятия естест-

венной монополии. // Право и жизнь. 2002. № 52.

4 См.: Калинникова Е. Естественные монополии в экономике России: проблемы, противоречия и первые итоги // Экономический журнал Высшей школы экономики. 1998. № 4. Т.2, С. 516-535.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.