Экономика и менеджмент предприятия
УДК 338.4
Моттаева А.Б.
Экономико-организационные аспекты формирования
стратегии развития промышленного предприятия
Очевидно, что каждое предприятие должно разрабатывать ту стратегию, которая поможет ему выжить и эффективно развиваться в условиях быстро меняющейся внешней среды. В современной России скорость изменений настолько велика, что традиционные методы разработок не всегда им соответствуют. Нужны приемы, которые дают возможность сформировать более гибкую стратегию, позволяющую предприятию приспосабливаться к существующим и будущим изменениям.
В этой связи приобретает большую актуальность выбор стратегии развития на основе внедрения инноваций. По словам Е. Е. Макаровой, она направлена на обеспечение стратегической позиции, которая должна обеспечить длительную жизнеспособность предприятий в изменяющихся условиях [7]. В подтверждение этому Д. Б. Лебединская, там же, подчеркивает, что для экономики России инновации как мощный фактор выхода страны из экономического кризиса играют жизненно важную роль. Инновационная деятельность, призванная обеспечить устойчивое функционирование предприятия, должна занимать ведущее место в системе стратегических направлений развития.
Представляется интересным мнение Б. Санто [6], который отмечает, что термин «стратегия» претерпевает сегодня обесценивание; его употребляют и те, кто измеряет развитие прибылью и властью, имея в виду перераспределение согласно преобладающим ценностям, а не согласно закономерностям развития. С его точки зрения только правильная стратегия безостановочного инновационного продвижения вперед имеет шансы удержать и может улучшить позиции предприятия и его страны.
Анализ зарубежных публикаций показал, что понятие «инновационная стратегия», на-
пример на Западе, практически отсутствует. В отечественной экономической литературе выделяют стратегию экономическую и инновационную, при этом, как полагают В.М. Аньшин и А. А. Дагаев, экономическая стратегия - это комплексный процесс, состоящий из отдельных подсистем. Таким образом, по мнению указанных авторов, инновационная стратегия может быть определена как часть общей социально-экономической стратегии (рис. 1), поскольку она, с одной стороны, призвана регулировать функционирование инновационной сферы, т. е. относится к горизонтальной составляющей социально-экономической стратегии, с другой -включает отдельные экономико-мотивационные элементы (например, налоговое регулирование инновационной деятельности).
При этом инновационная стратегия предполагает реализацию стратегических установок на уровне национальной экономики, региональном уровне и уровне отдельных предприятий и организаций [6].
На наш взгляд, под стратегией развития на основе внедрения инноваций следует понимать генеральный план действий обоснованного экономического поведения, позволяющий в единое целое увязать цели предприятия и пути их достижения, при этом средствами достижения целей служат как интенсивное развитие всех элементов производственно-хозяйственной системы предприятия на основе распределения ограниченных ресурсов организации предельно эффективным образом, так и их инновационное развитие. Первое обеспечивает постепенное наращивание ограниченных ресурсов и их сохранение, второе дает возможность резко повысить их уровень, преодолеть накапливающийся технологический разрыв, приобрести новое качество ресурсного потенциала.
X
I
1
^^^"Макроуровень"^^^^Региональный уровень~^^~"Микроуровень"^^^ х__ А_ А _
Рис. 1. Уровни социально-экономической стратегии
Причем здесь правомерно утверждение Д. Б. Лебединской о том, что в настоящее время на большинстве промышленных предприятий инновационной стратегии не уделяют должного внимания. Тем не менее мировой исторический опыт неопровержимо доказывает, что эффективное и устойчивое развитие предприятия достигается за счет использования в хозяйственной деятельности открытий, изобретений, инноваций, обеспечивающих стратегические конкурентные преимущества и вместе с тем рост эффективности деятельности организаций. Исходя из анализа литературных источников [4, 5], сегодня принято говорить о четырех видах такой стратегии развития.
Кроме того, с нашей точки зрения, в современных условиях необходимо использовать понятие «экономический рост», и в этой связи правомерна стратегия экономического роста, соответствующая стратегии развития предприятия. Она должна учитывать не только производственные задачи, но и быть ориентированной на социальную направленность, целью которой является непосредственное удовлетворение общественных потребностей в продуктах, услугах, процессах более высокого качественного уровня, при этом обеспечивая экологическую безопасность региона. Все это требует активной инновационной деятельности.
В этой связи введем понятие «стратегия развития предприятия при активной инновационной деятельности». Данное понятие включает набор целевых установок и соответствующих им направлений деятельности, позволяющих на основе имеющихся ресурсов предприятия вести поиск новых возможностей их использования, разработку новых проектов, связанных с внедрением результатов инновационной деятельности, обеспечивающих конкурентные преимущества и укрепление финансового положения предприятия за счет информационного, технологического, а также экономического обновления.
Дополняя это определение, подчеркнем, что данная стратегия должна исходить из понимания целостности материально-вещественных, социально-психологических, социально-экономических, денежно-финансовых, технологических и других процессов, составляющих общественное воспроизводство. Выделение какого-то одного регулятора (скажем, монетарного) в качестве определяющего - неправомерно и неплодотворно.
По нашему мнению, целесообразно более подробно рассмотреть структурную схему стратегии развития предприятия при активной инновационной деятельности (рис. 2).
Финансовая
Кадровая
Инновационная
Инвестиционная
Производственная
а я и
к т
и т я и
и р
л п
о д
с е р п
Мис сия пр едприятия
> | Цели (задачи)
Информация и прогнозирование влияния внешних факторов
Политическая ситуация
Состояние экономики
Социально-демографические
Правовое обеспечение
Технико-технологический уровень развития
Таможенное регулирование
Экологические и природно-географические условия
Состояние региональной инфраструктуры
Уровень образования
Состояние и конкурентные условия отраслей
Инвестиционная привлекательность региона
Уровень инфляции и безработицы в регионе
Рынка сбыта
Особенности отраслевой конкуренция
Развитие рынка потребителей
Ресурсное обеспечение
Наличие товаров-заменителей
Отдаленность поставщиков
_&_
Анализ портфеля структурных подр азделений
Функциональные области
Маркетинг
Производство
НИОКР
Менеджмент
Правовое обеспечение
Финансы
Персонал
Организация снабжения
Внутренние факторы
Управление
I
Программное обеспечение
Стратегическая ситуация предприятия
Технология
Продукт
Паттерн-разработки инновационного проекта
Активная инновационная деятельность
Оптимизация управления ИД
Постановка бизнес-задач ИД
Корректировка функциональных направлений инновационной деятельности
Регламентация программы работы с учето м стратегических решений в ббластг т[неовациоешой деятельности
Разработка организационно-технических
мероприятий по подразделениям
-
Регламентированная последовательность действий по подразделениям с учетом внешних условий
а в
о р
рт С
аект
е
о роп
р
ая
н в
вират ера
п
О
Рис. 2. Содержание стратегии развития предприятий при активной инновационной деятельности
Как отмечают Ю. П. Анисимов, В. Б. Арте-менко, О. А. Зайцева [2, 3], не существует стратегии, единой для всех предприятий; каждое обладает своими особенностями, поэтому процесс ее выработки уникален. Он зависит от позиций на рынке, динамики развития, потенциала, поведения конкурентов, характеристик производимого
товара, состояния экономики, культурной среды и еще многих факторов.
С нашей точки зрения, основополагающим моментом стратегического управления является миссия организации. Для отечественных предприятий такая характеристика принципиально нова, для фирм же промышленно развитых стран
данный раздел стратегического плана обязателен и разрабатывается детально [3].
По нашему мнению, миссия должна отражать общественное предназначение предприятия, перечень принципов и конкурентных преимуществ, сущность и основные направления деятельности, которые обеспечивают взаимоотношения предприятия с акционерами, поставщиками и потребителями продукции и услуг, обществом и другими субъектами рыночных отношений.
С учетом миссии формулируются генеральная и конкретные цели организации - общие и специфические, которые определяют, какие результаты и когда должны быть достигнуты, однако практически не показывают, каким образом они будут получены. На этом этапе целесообразно построить определенную иерархию в виде разнообразных целей, выделив три общих уровня, а при необходимости и подуровни, построив дерево целей. Вершину пирамиды, первый уровень, определяет главная цель, которая оказывает воздействие на направление развития предприятия, при этом в ее основе, по мнению ряда авторов, лежит достижение максимальной прибыли [1]. На втором уровне следует разграничить краткосрочные и долгосрочные цели, очерчивающие планы деятельности отдельных подразделений. Систему основных программных действий внутри каждого подразделения и их внутренних структур следует раскрыть на третьем уровне дерева целей.
Резюмируя вышеизложенное, мы считаем, что процесс целеполагания имеет двойственное значение, т. е. включат как количественную, так и качественную составляющую: нужно не только устанавливать управленческие ориентиры, такие, как «увеличение прибыли на 10%», «снижение себестоимости на 15%», «увеличение объема производства и продаж на 10%», но и определять, за счет повышения эффективности каких ресурсов можно этого достичь. При этом следует учитывать, что в силу ограниченности внутренних ресурсов предприятия необходимо в первую очередь реализовывать те цели, которые обеспечивают максимально продуктивное использование этих ресурсов и достижение конкурентных преимуществ.
Кроме того, разрабатывая дерево целей, необходимо учитывать влияние политики предприятия, которая выражается в наборе правил, определяющих границы действий организации, а
также способствующих разрешению конфликтов между конкретными подразделениями организации.
По нашему мнению, важное значение в содержании стратегии развития имеет изучение факторов, которые в наибольшей степени влияют на эффективность ведения деятельности с учетом особенностей отдельного предприятия, а также позволяют получать всестороннюю информацию о показателях работы организации, ее стратегических и тактических возможностях, в сопоставлении с возможностями и угрозами внешней среды.
Стратегия развития при активной инновационной деятельности должна учитывать четыре уровня факторов:
- макроокружение (среда косвенного воздействия) - анализируются законы и проблемы экономики страны в целом (общественное богатство, принципы налогообложения, темпы роста национального дохода, рост доходов населения и т. д.);
- мезоокружение (среда косвенного воздействия) - целесообразно изучать крупные подсистемы народного хозяйствования (например, отрасли, промышленные или территориальные комплексы);
- микроокружение - анализируются факторы деловой среды (взаимоотношения с потребителями и поставщиками, относительная доля рынка, наличие и особенности конкурентов и т. д.);
- внутренние - позволяют более детально проанализировать работу предприятия, выявить существующие недостатки, способны определить дальнейшие стратегические действия внутри каждого подразделения.
Можно согласиться с мнением некоторых исследователей, что основная часть ошибок при разработке стратегии связана с неточным определением и оценкой влияния внешней среды. Это усиливает значимость данных условий и обусловливает необходимость постоянного отслеживания и анализа их состояния и динамики изменений. Поэтому каждый фактор внешней среды предприятия должен быть объектом анализа и мониторинга.
Таким образом, анализ внешних и внутренних факторов позволяет сформулировать общую стратегическую ситуацию, которая включает как положительные возможности в деятельности
организации в виде выявленных резервов производства, так и возможные отрицательные последствия отдельных факторов.
Итак, содержание стратегии предусматривает разработку плана, интегрирующего поставленные цели организации, ее политику, внутренние возможности, сильные и слабые стороны, а также потенциальные внешние угрозы в некий согласованный инновационный проект: продукт - процесс - технология. Это позволяет упорядочивать ресурсы и принимать решение об эффективном их размещении между регламентированными этапами создания и развития нового проекта, корректировать их распределение при изменении внешних и внутренних условий функционирования организации.
Исходя из этого, следует оптимизировать управление данным проектом, разграничивать функции и полномочия в каждом подразделении, занимающимся его реализацией. Наряду с этим разрабатываются бизнес-задачи инновационной деятельности, т. е. предполагаемые действия предприятия на конкретном рынке с учетом особенностей выводимого проекта. Они представляют набор действий, направленных на расширение доли рынка и соответственно объема продаж, завоевание конкурентных преимуществ и, как следствие, на наращивание прибыли.
Одним из основных составляющих элементов содержания стратегии развития при активной инновационной деятельности является корректировка функциональных направлений деятельности: управление, ассортиментная политика, ценовая ориентация, оптимизация сбыта, особенности продвижения продукции (работ, услуг) на рынке, использование информационных технологий и т. д. Данная корректировка способствует достижению поставленных бизнес-задач и представляет собой этап перехода от уровня стратегического планирования к оперативным планам по подразделениям.
В этой связи приобретает актуальность разработка пошаговой последовательности действий, т. е. формирование программы работы. Она включает стратегические решения в области инновационной деятельности, определяющие общее направление развития предприятия перед лицом прогнозируемых, непредсказуемых, а также и вообще неизвестных на данный момент событий. Именно они определяют виды и объем привлекаемых для решения задач ресурсов и
принципиальные паттерны их аллокации. Таким образом, с учетом стратегических решений программа позволяет ответить на вопрос, каким образом могут быть реализованы разработанные организацией инновационные проекты в определяемых ее политикой рамках. Она обеспечивает гарантии правильного использования ресурсов с учетом разработанного плана, а также позволяет отслеживать динамику развития проекта в избранном направлении с учетом воздействия внешних факторов.
Резюмируя вышеизложенное, считаем целесообразным представить наглядно влияние активной инновационной деятельности на экономический рост предприятия (см. рис. 3).
На основании приведенной схемы можно сделать вывод, что потребность в товаре либо технологии на рынке создает необходимую инновационную стратегию, объединяющую производственные, экономические, маркетинговые возможности организации, благодаря чему предприятие разрабатывает технологическую обоснованную программу выпуска нового продукта с отличительными особенностями. Однако только с учетом отношения покупателей к товарам, активности конкурентов, социально-политических групп, а также возможностей организации, консолидированных общей инновационной стратегией, можно создать позицию конкурентного успеха фирмы в производстве и коммерческой реализации товара, что в свою очередь обеспечит экономический рост предприятия.
Таким образом, начало процесса формирования конкурентного успеха фирмы при выведении на рынок нового продукта лежит в пересечении множеств маркетинговых и научно-технических решений. Наличие совместимых потребностей определенных рыночных сегментов и технологических возможностей их обеспечения создает фундамент инновационной стратегии.
Однако данная стратегия может не привести к экономическому росту предприятия, способствующему качественному преобразованию производственно-технической, финансово-экономической, инновационной и инвестиционной деятельности, если у организации отсутствуют возможности для организации производства с издержками, позволяющими использовать на рынке цены, совместимые с покупательной способностью населения, а также отвечающие отличительным особенностям продукта.
Активная инновационная деятельность
i
[ Продукт
Потребность в продукте
_j Технология
■I
Товар (услуга) с отличительными особенностями
ИННОВАЦИОННО ОБОСНОВАННАЯ СТРАТЕГИЯ-t
Потребитель ] [ Организация процесса производства ]~ > Ресурсы |
Формирование себестоимости
Определите цены спроса
-6
ЭКОНОМИЧЕСКИ НЕОБХОДИМАЯ СТРАТЕГИЯ _t_
С
Процесс реализации
J
Анализ спроса товара на рынке
- Определение цены предложения _ Политика ценообразования
КОНКУРЕНТНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ НА РЫНКЕ
Динамика спроса рынка ^ Интенсивность
конкуренции
-[ Конкуренты ]
[ [ Модернизация продукта ]-►(Расширение ассортимента
Экономический рост предприятия -
t? ъ
Производственно-техническая деятельность
Инвестиционная деятельность
Инновационная деятельность
Финансово-экономическая деятельность
Рис. 3. Инновации как фактор экономического развития предприятия
Таким образом, первостепенное значение приобретает анализ внутренних и внешних показателей деятельности предприятия, как с экономической, так и с производственной и науч-
но-технической точек зрения, с целью оценки стратегии его развития, необходимой для моделирования при активной инновационной деятельности.
список литературы
1. Гришин А.Г., Медников М.Д. Принципы построения диверсифицированных стратегий маркетинга предприятия: Тез. докл. науч.-практ. семинара. СПб.: Изд-во СПбГТУ, 1996.
2. Гитман Л. Дж., Джонк М.Д. Основы инвестирования: Пер. с англ. М.: Дело, 1997. 1008 с.,
3. Глухов В. В. Менеджмент: Учебник. СПб.: Спец. лит., 1999. 700 с.
4. Карлоф Б. Деловая стратегия: Пер. с англ. /
Науч. ред. и авт. послесл. В. А. Приписнов. М.: Экономика, 1991. 239 с.,
5. Классики менеджмента / Под ред. М. Уорне-ра; Пер. с англ. под ред. Ю. Н. Каптуренского. СПб.: Питер, 2001. 1168 с.
6. Уотермен Р. Фактор обновления: как сохраняют конкурентоспособность лучшие компании. М.: Прогресс, 1998.
7. URL: www.rbc.ru (Сайт Росбизнесконсалтинг).