Научная статья на тему 'Экономико-математическое моделирование спроса сельского населения на услуги пассажирского автомобильного транспорта'

Экономико-математическое моделирование спроса сельского населения на услуги пассажирского автомобильного транспорта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
68
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПРОС / СЕЛЬСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ / УСЛУГИ ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА / ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОБСЛУЖИВАНИЯ / DEMAND / RURAL POPULATION / SERVICE IMPROVEMENT / PASSENGER TRANSPORT SERVICES / ECONOMIC AND MATHEMATICAL MODELING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Раджабов Р. К., Джалилов У. Д.

Статья посвящена экономико-математическому моделированию спроса сельского населения на услуги пассажирского транспорта и направлена на совершенствование транспортного обслуживания в сельской местности Республики Таджикистан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economic and mathematical modeling of demand for road passenger transport services among rural population

The article is devoted to economic and mathematical modeling of demand for passenger transport services among rural population and is aimed at improving passenger service in rural areas of the Republic of Tajikistan.

Текст научной работы на тему «Экономико-математическое моделирование спроса сельского населения на услуги пассажирского автомобильного транспорта»

Список литературы

1. О плане первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 г.: распоряжение Правительства РФ от 27.01.2015 г. № 98-р (с изм. и доп.). URL: http://base.garant.ru.

2. Глазьев С. Эволюция новой экономической системы // Российский экономический журнал. 2013. № 3. С. 3-37.

3. Гринспен Алан. Карта и территория. Риск, человеческая природа и проблемы прогнозирования. М.: Альпина Паблишер, 2014. 411 с.

4. Обухова Е. План без важных деталей // Эксперт. 2015. № 6. С. 45-46.

5. Переходная экономика: теоретические аспекты, российские проблемы, мировой опыт / отв. ред. В.А. Мартынов, В.С. Автономов, И.М. Осадчая. М.: Экономика. 2004. 719 с.

6. Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru.

7. Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования. URL: http:// www.forecfst.ru.

МАЛЮТИНА Людмила Станиславовна — кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики и налоговых систем. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: l.malyutina@bk.ru

MALYUTINA, Lyudmila Stanislavovna - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of World Economics and Taxes Systems. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: l.malyutina@bk.ru

УДК 338.47.656.072.05

ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ

СПРОСА СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ НА УСЛУГИ ПАССАЖИРСКОГО АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА

Р.К. Раджабов, У.Д. Джалилов

Статья посвящена экономико-математическому моделированию спроса сельского населения на услуги пассажирского транспорта и направлена на совершенствование транспортного обслуживания в сельской местности Республики Таджикистан.

Ключевые слова: спрос; сельское население; услуги пассажирского транспорта; экономико-математическое моделирование; совершенствование обслуживания.

R.K. Radzhabov, U.D. Dzhalilov. ECONOMIC AND MATHEMATICAL MODELING OF DEMAND FOR ROAD PASSENGER TRANSPORT SERVICES AMONG RURAL POPULATION

The article is devoted to economic and mathematical modeling of demand for passenger transport services among rural population and is aimed at improving passenger service in rural areas of the Republic of Tajikistan.

Keywords: demand; rural population; passenger transport services, economic and mathematical modeling; service improvement.

Переход экономики к рынку и развитие рыночных отношений в Республике Таджикистан неразрывно связаны с формированием и развитием различных рынков: рынка товаров и услуг, рынка транспортных услуг, рынка сельских пассажирских транспортных услуг, потребительского рынка и др., а также их инфраструктуры.

Значение формирования и развития рынка сельских пассажирских транспортных услуг для Республики Таджикистан трудно переоценить, так как в сельской местности страны

проживают более 70% населения, и они нуждаются в качественном оказании этих услуг. Формирование и развитие рынка сельских пассажирских транспортных услуг в Таджикистане сталкивается с большими и серьезными проблемами. К их числу следует отнести: неопределенность финансового положения транспортных предприятий, сложность территориально-географического положения районов страны, невозможность прогнозировать деятельность транспортных предприятий на

78

Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2016. № 1(23)

длительную перспективу, создание новых высокоэффективных предприятий, транспортной сети и др. Решение этих проблем прежде всего связано с определением потребности сельского населения в услугах пассажирского транспорта. Эта задача в основном решается на основе разработки и реализации экономико-математических моделей (далее - ЭММ).

ЭММ для определения потребности сельского населения в услугах пассажирского транспорта является основным этапом разрабатываемой методики повышения эффективности транспортного обслуживания сельского населения региона.

Реализация ЭММ на примере конкретного региона прежде всего предусматривает выбор и обоснование объекта исследования. Для этого на основе результатов работ [5; 6], анализа системы расселения, плотности и людности населенных пунктов сельской местности страны, а также изучения характера производимой продукции различными регионами, степени их социально-экономического развития было условно выделено три группы регионов (областей): А - регион с преобладающим развитием сельскохозяйственного производства; Б - регион с преобладающим развитием промышленного производства; В - регион с преобладающим развитием туризма и массового отдыха.

В Республике Таджикистан важное место занимают регионы группы А. Они характеризуются сравнительно слабым социально-экономическим развитием, и автомобильный транспорт в них является наиболее целесообразным, а в некоторых случаях - даже единственно приемлемым средством передвижения.

На основе этого можно утверждать, что пассажирский автомобильный транспорт для Республики Таджикистан на сегодняшний день является тем основным звеном, за которое нужно взяться, чтобы создавать необходимые условия для социально-экономического развития регионов страны.

Экономико-математическое моделирование потребности сельского населения в услугах автобусных перевозок позволяет получить новую информацию по проведению исследуемого процесса в будущем, который невозможно получить по результатам натурных экспериментов.

Натурные эксперименты нежелательны из-за того, что пассажирский транспорт имеет дело с живыми людьми, а действие случайных факторов искажает влияние на результат анализируемого показателя.

Непосредственное изучение спроса на пассажирские перевозки затруднено в силу того, что имеющаяся статистика отражает лишь

фактические объемы перевезенных пассажиров, которые могут в значительной степени отличаться в меньшую сторону от действительного спроса.

Пассажиропотоки на сельских маршрутах изменяются под влиянием различных факторов, выявить и измерить которые не всегда представляется возможным. Учитывая, что в настоящее время отсутствует единая методика по определению потребности населения в услугах сельского пассажирского транспорта, нами предложена методика, в которой на основании изучения тенденции и закономерностей формирования потребности населения в перевозках рассчитывается реальная их потребность в автобусных перевозках пассажиров.

На первой стадии исследования были выбраны факторы, которые, на наш взгляд, оказывают влияние на потребности населения в услугах сельских автобусных сообщениях (табл. 1).

Уровень подвижности зависит от совокупности разнообразных факторов, взаимосвязанных между собой и действующих в комплексе в различных направлениях. Сложность и многофакторность задачи определяют необходимость использования для ее решения математических методов моделирования и электронно-вычислительной техники. Совокупное влияние нижеуказанных факторов (табл. 1) на спрос населения в услугах автобусных перевозок можно установить с помощью многофакторного корреляционно-регрессионного анализа. Метод корреляционного анализа позволяет количественно оценивать связь между основными факторами и изучаемыми явлениями [2; 4; 6]. Предварительный графический анализ показал, что связь между подвижностью У и факторами (х1, х2, ... х), влияющими на ее формирование, может быть представлена линейной зависимостью [3].

В качестве объекта исследования нами было выбрано 4 крупных региона республики: Согдийская, Хатлонская, Горно-Бадахшанская автономная область (ГБАО) и районы республиканского подчинения,

Чтобы построить многофакторную регрессионную модель результативного признака подвижности населения, предварительно необходимо отобрать факторные признаки в модель.

С целью отбора факторов, включаемых в разрабатываемые модели, нами рассчитаны коэффициенты парной корреляции между показателем подвижности населения и факторами, влияющими на спрос населения на услуги сельских автобусных сообщений. Из моделей исключили те факторы, в которых коэффи-

Таблица 1

Факторы, влияющие на спрос населения в услугах сельских автобусных сообщений

Показатели Ед. изм. Условное обозначение

Среднемесячная заработная плата сельского работника сомони Х,

Доля сельского населения в районе (регионе) % Х,

Среднегодовая валовая продукция одного хозяйства тыс. сомони Хз

Объем бытовых услуг на душу сельского населения сомони х.

Количество предприятий быта на один сельский населенный пункт ед. Х5

Количество предприятий розничной торговли на один сельский населенный пункт ед. Х6

Количество автолавок и палаток в райцентре ед. Х7

Объем товарооборота на душу сельского населения сомони Х8

Количество отделений связи на один сельский населенный пункт ед. Х9

Объем продукции связи на душу сельского жителя сомони Х,0

Число врачей на один сельский населенный пункт чел. Х,,

Среднее количество посещения амбулаторно-поликлинических учреждений одним сельским жителем ед. Х12

Среднее количество больничных коек в сельской местности на 1000 сельских жителей ед. Х,з

Плотность сети автомобильных дорог км/км2 Х,4

Среднее количество культурных учреждений на один сельский населенный пункт ед. Х,5

Среднее количество участников художественной самодеятельности одного клуба ед. Х16

Среднее количество книг одной сельской библиотеки тыс. экз. Х,7

Количество общеобразовательных школ (лицеев) на один сельский населенный пункт ед. Х18

Среднее количество обучающихся в одной сельской школе (лицее) чел. Х,9

Количество обучающихся в средне-специальных учебных заведениях чел. Х20

Среднее количество детей на одно дошкольное учреждение чел. Х21

Количество дошкольных учреждений на один сельский населенный пункт ед. Х22

Количество промышленных предприятий и объединений на один центр тяготения ед. Х23

Плотность размещения сельских населенных пунктов ед./ тыс. км2 Х24

Плотность центра тяготения ед./ тыс. км2 Х25

Средний размер сельских населенных пунктов чел. Х^б

Удельный вес сельских жителей старше трудоспособного возраста % Х27

Удельный вес инженерно-технических работников в общем количестве работников сельского хозяйства % Х28

Средний размер приусадебного участка одного сельского жителя га Х29

Удельный вес ведомственного транспорта в районе (регионе) % Х30

Количество транспорта индивидуального пользования на тысячу сельских жителей ед. Х31

Число прибывших в сельский населенный пункт жителей тыс. чел. Х32

Число выбывших из сельского населенного пункта жителей тыс. чел. Хзз

циент парной корреляции менее 0,3 (слабая связь). В результате для дальнейшего анализа и экономико-математического моделирования отобраны только 5 факторов. Результаты отбора представлены в табл. 2.

Экспериментальные расчеты производятся по стандартной программе regre 2.8. Результаты экономико-математического моделирования определения потребности сельского населения

в Республике Таджикистан представлены в табл. 3.

Как видно из табл. 3, проверка нулевой гипотезы с помощью случайной величины F, имеющей распределение Фишера-Снедекора ^ , > F ), а также значения коэффициентов

4 набл крит^' т т

множественной детерминации показывают, что полученные многофакторные регрессионные модели значимы.

80

Вестник Российского университета кооперации. 2016. № 1(23)

Таблица 3

Результаты экономико-математического моделирования определения потребности сельского населения в Республике Таджикистан

Таблица 2

Перечень факторов после второй стадии отбора

Показатели Ед. изм. Условное обозначение

Среднемесячная заработная плата сельского работника сомони x,

Объем товарооборота на душу сельского населения сомони X8

Плотность сети автомобильных дорог км/км2 X,4

Плотность центра тяготения ед./ тыс. км2 X.

Количество транспорта индивидуального пользования на тысячу сельских жителей ед. X31

Наименование регионов Экономико-математические модели и оценка их достоверности

Согдийская область У = S09,0 - 0,009348 X, - 2б,44 X + 341,4 X + 11,б7 X, - 0,б997 X,. 1 у 8 у 14 у 2S у 31 R2 = 0,80489б; F _ = 24,Шб; F (0,01; S; S) = 10,97; F R > F 7 набл ' 7 крит v ' 7 7 ' J? набл крит

Хатлонская область У = 404,8 - 0,0470S X, - 21,3 X + 12,08 X + 12,11 X, + S,382 X„. y y 1 Q 14 y 2S y 31 R2 = 0,9992б0; F _ = 13б3.3; F (0,01; S; S) = 10,97; F > F набл крит набл крит

Районы республиканского подчинения У = 24S6 + 0,076Si X, - 27,41 X + 1214 X - 4SS,4 X, - 1б,2б X„. y 1 y 8 14 y 2S y 31 R2 =0,996S83; F _ = 291,22; F (0,01; S; S) = 10,97; F R > F набл крит набл крит

ГБАО У = 610,1 + 0,0691 X, + 162,S X- 2224 X - S13,S X, + 20,19 X„. 1 y 8 14 y 2S y 31 R2 =0,999930; F _ = 297,9; F (0,01; S; S) = 10,97; F R > F набл крит набл крит

Источник: расчеты авторов

В целом, полученные результаты позволяют разработать основные направления улучшения транспортного обслуживания сельского населения в регионах Республики Таджикистан, что способствует повышению уровня жизни населения, ее мобильности и обеспечению экономического роста в стране.

Список литературы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Егорова Н.Е., Мудинов А.С. Система моделей прогнозирования спроса на продукцию сферы услуг. М.: ЦЭМИ РАН, 2000. 147 с.

2. Математика для экономистов: в 6-ти т. / под ред. А.Ф. Тарасюка. М.: ИНФРА-М, 2000. 298 с.

3. Мхитарян В.С., Миронкина Ю.Н., Астафьева Е.В. Корреляционный и регрессионный

анализ с использованием ППП MICROSOFT EXCEL: учеб. пособие. М: Изд-во МЭСИ, 2008. 68 с.

4. Раджабов Р.К., Джалилов У.Д. Выбор направлений совершенствования транспортного обслуживания сельского населения в Республике Таджикистан // Вестник ТТУ им. акад. М.С. Оси-ми. 2015. № 3 (31). С. 155-161.

5. Раджабов Р.К., Хамроев Ф.М., Пулато-ва Ш.Б. Экономико-математическое моделирование развития и размещения регионального транс-портно-дорожного комплекса // Вестник ТТУ им. акад. М.С. Осими. 2015. № 3. С. 62-65.

6. Сангинов О.К. Пассажирский автомобильный транспорт и социально-экономическое развитие горных регионов. Душанбе: Ирфон, 1999. 70 с.

РАДЖАБОВ Раджаб Кучакович - доктор экономических наук, профессор, проректор по науке. Таджикский государственный университет коммерции. Республика Таджикистан. Душанбе. E-mail: drrajab@mail.ru

ДЖАЛИЛОВ Умар Джамилович - соискатель кафедры менеджмента и экономики труда. Таджикский государственный университет коммерции. Республика Таджикистан. Душанбе. E-mail: umar.dtt.2002@bk.ru

RADZHABOV, Rajab Kuchakovich - Doctor of Economic Sciences, Professor, Vice-Rector for Science. Tajik State University of Commerce. Republic of Tajikistan. Dushanbe. E-mail: drrajab@ mail.ru

DZHALILOV, Umar Dzhamilovich - Researcher of the Department of Management and Labor Economics. Tajik State University of Commerce. Republic of Tajikistan. Dushanbe. E-mail: umar. dtt.2002@bk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.