УДК 620.9:339.13
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ КРУПНЫХ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ И ЭНЕРГОСНАБЖАЮЩЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ КОНКУРЕНТНОГО ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО РЫНКА
Р.С.Калюжный1
Новосибирский государственный технический университет, 630092, г. Новосибирск, пр. Карла Маркса, 20
Появление электроэнергетического рынка требует создания эффективной системы взаимоотношений энергосбытовых компаний с потребителями. Рассмотрены экономические основы организации рынка, проведен анализ существующей системы ценообразования. Предложена модель дифференциации энергетической продукции , для конкретного потребителя приведены результаты расчета системы тарифов согласно предложенной модели. Ключевые слова: электроэнергетический рынок, энергосбытовая компания, ценообразование, модель дифференциации. Ил. 3. Табл. 2. Библиогр. 7 назв.
ECONOMICAL RELATIONS OF MAJOR INDUSTRIAL ENTERPRISES AND A POWER SUPPLY ORGANIZATION UNDER CONDITIONS OF THE COMPETITIVE MARKET OF ELECTRICAL POWER Kaluzhniy R.S.
Novosibirsk State Technical University 20 Carl Max Av., Novosibirsk,630092
The appearance of the market of electrical power requires creating of an efficient system of interrelations of energy sales companies and customers. The author considers economical foundations of the market organization, presents an analysis of the current price formation system. He offers a differentiation model of power engineering production, gives the results of rate system calculation according to the introduced model for a certain customer. Key Words: market of electrical power, energy sales company, price formation, differentiation model.
3 figures. 2 tables. 7 sources.
Последнее десятилетие характеризуется глобальными изменениями в сфере энергетической отрасли России. Стремительно протекающие процессы интеграции электроэнергетики в рыночную экономику привели к необходимости реорганизации всей системы отношений, связанных с производством, передачей, сбытом и потреблением электрической энергии в нашей стране [1,2]. Ключевыми направлениями реструктуризации энергетического рынка являются изменение формы собственности энергообъектов и создание конкуренции. Основными субъектами взаимоотношений до реформы выступали контролируемые государством вертикально-интегрированные энергетические компании (ВИК), осуществляющие электроснабжение конечных потребителей в пределах закрепленной за ними территории. Процесс реструктуризации характеризуется разделением ВИК по функциональному принципу - созданием независимых друг от друга генерирующих, сетевых и сбытовых компаний.
Концепция реформы предполагает создание двух уровней электроэнергетического рынка
- оптового и розничного. Субъектный состав оптового рынка: генерирующие компании, крупные потребители электрической энергии, гарантирующие поставщики, сетевые и энергосбытовые компании. Особое место среди них занимают энергосбытовая компания (ЭСК) и гарантирующий поставщик (ГП), которые наряду с деятельностью на оптовом рынке функционируют на рынке розничном. Функционально - это торгово-закупочные организации, которые для осуществления своей деятельности получают право выбора производителей, потребителей и трасс передачи.
Создаваемые в результате распаковки ВИК ГП и ЭСК с традиционными для отечественной электроэнергетики системами управления сталкиваются с новыми задачами в условиях конкурентного рынка. Возникает необходимость в организации новых сфер деятельности: маркетинга, инвестиционного и финансового менеджмента, управления персоналом, работы с общественностью. Ключевым фактором успеха таких организаций становится создание эффективной системы взаимоотношений с потребителями.
1 Калюжный Роман Сергеевич, аспирант, ведущий инженер-технолог ЗАО «Новосибирский Региональный Диспетчерский Центр», тел. 8-913-903-77-03, е-mail: [email protected]
Kaluzhniy Roman Sergeevich, a post graduate, a principal processing engineer of Close Corporation "Novosibirsk Regional Dispatcher Center". Tel. 8-913-903-77-03, е-mail: [email protected]
Этому вопросу посвящена данная статья.
Функционирование розничного рынка
Пример тарифного меню для одной из групп представлен в табл.1.
Таблица 1
Структура тарифного меню
По диапазонам напряжения По зонам суток
Тарифная группа 1 Ед. изм. ВН СН-1 СН-11 НН Ночная зона Полупиковая зона Пиковая зона
Одноставочный тариф руб/МВтч XXX XXX XXX XXX XXX XXX XXX
Двухставочный тариф
- ставка за энергию руб/МВтч XXX XXX XXX XXX XXX XXX XXX
- ставка за мощность руб/МВт в мес XXX XXX XXX XXX XXX XXX XXX
Организационной основой розничного рынка являются двусторонние договоры между энергоснабжающими организациями и продавцами. Типовой договор представляет собой нормативный документ, определяющий взаимные обязательства и ответственность сторон. В договоре энергоснабжения определяются такие принципиальные моменты, как права и обязанности сторон, порядок согласования договорного объема потребления, тарифы, порядок авансирования, порядок компенсации стоимости отклонений фактического объема потребления от договорного, порядок оплаты и др.
В соответствии с Правилами розничного рынка [2] в течение переходного периода в общем случае стоимость покупки электроэнергии конечным потребителем определяется как
Э ■ Т ■ а + Э ■Ц ■ (1 - а), (1) где Э - объем покупаемой потребителем электрической энергии; а - доля покупки ЭСК по регулируемым ценам на оптовом рынке; Ц - нерегулируемый тариф, устанавливаемый ЭСК в рамках предельных уровней нерегулируемых цен; Т - регулируемый местным органом исполнительной власти тариф.
Порядок определения регулируемых тарифов регламентируется Методическими указаниями [3], в соответствии с которыми осуществляется формирование тарифного меню, включающего установление для каждой группы потребителей одновременно трех типов тарифов -одноставочного, двухставочного и зонного, -дифференцированных по уровням напряжения в точке подключения потребителя к внешней сети: высокое (110 кВ и выше), среднее первое (35 кВ), среднее второе (1 до 20 кВ) и низкое (0,4 кВ и ниже). Одноставочный тариф устанавливается в виде одной ставки тарифа, включающей в себя полную стоимость покупки одного кВт-ч; двухставочный тариф - в виде двух ставок, включающих в себя ставку платы за покупку 1 кВт-ч электрической энергии и ставку за 1 кВт электрической мощности; зонный тариф устанавливает дифференциацию стоимости покупки 1 кВт-ч по недельным или суточным зонам графика электрической нагрузки. Методические указания [3] выделяют следующие группы потребителей: базовые, население и приравненные к ним потребители, прочие потребители.
Проведенный анализ структуры тарифов 40 региональных энергетических рынков [6] показал, что 65% энергокомпаний практически полностью придерживаются Методических указаний, не прибегая к маркетинговым исследованиям при формировании собственной товарно-ценовой политики. По результатам проведенного анализа были сделаны следующие выводы:
1. Отсутствие обоснованных принципов и критериев определения характеристик потребителей.
2. Отсутствие географических переменных. Цены на товар не учитывают реальных затрат, связанных с составом и характеристиками генерирующих мощностей - налицо перекрестное субсидирование.
3. Не учитывается разнообразие промышленных потребителей, которые существенно отличаются режимом электропотребления и, соответственно, по-разному влияют на затраты энергокомпании.
4. Не учитываются факторы социальной значимости объектов энергоснабжения (учреждения здравоохранения, образования).
5. Не учитываются требования к надежности и качеству электроснабжения, параметрические факторы мощности и др.
Из вышесказанного видно, что в реализованном на сегодняшний момент региональном рынке ЭСК выполняют в основном расчетно-кассовые функции. Функция маркетинга, хотя и существует, но сведена к минимуму. Ее содержание состоит в выявлении состава потребителей на монопольном рынке с целью обеспечения технологического управления энергетическим производством, а также для целей ценовой дискриминации. В условиях конкурентного рынка эта функция приобретает иной смысл. В этом случае маркетинг выступает основным инструментом конкурентной борьбы и обеспечения конкурентных преимуществ между сбытовыми компаниями в пределах регионального рынка.
В настоящее время электроэнергетический рынок переживает переходный период, когда, с одной стороны, законодательно провозглашена конкуренция между его субъектами, разрабатываются и внедряются различные механизмы конкурентного рынка, а с другой - энергокомпании, исторически наделенные монопольной властью, навязывают конечным потребителям свои