ФЁДОРОВ Михаил Васильевич
Доктор экономических наук, доктор геолого-минералогических наук, профессор, ректор
Уральский государственный экономический университет
620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 257-02-46 e-mail: [email protected]
КАНАйКИНА Ольга Викторовна
Аспирант кафедры ценных бумаг, корпоративных финансов и инвестиций
Уральский государственный экономический университет
620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 257-37-06 e-mail: [email protected]
ЛЕГОТИН Фёдор Яковлевич
Доктор экономических наук, профессор кафедры экономики предприятий
Уральский государственный экономический университет
620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной воли, 62/45 Контактные телефоны: (343) 221-17-88, 218-32-35 e-mail: [email protected]
Экономико-маркетинговая система оптимального управления предприятием1
Ключевые слова: предприятие акционерное; уравнение спроса; обратная связь; маркетинг; оптимальное управление; социально-экономическая концепция; бенчмаркинг; добавленная стоимость; целевая функция; эластичность; закон предложения.
Аннотация. Сформулирована экономико-маркетинговая система оптимального управления предприятием, которая относится к системам автоматизированного управления сложными объектами вероятностного типа с обратными связями. Социально-экономическая концепция маркетинга приведена авторами в системе равновесия законов спроса потребителей товаров и услуг и предложений товаропроизводителей.
Состав и структура парадигмы экономической концепции маркетинга в системе оптимального управления предприятием раскрывается нами через промышленное предприятие-объект как сложную систему вероятностного типа, которая включает следующие подсистемы:
1 Маркетинговая система оптимального управления (МСОУ) относится к единой системе автоматизированного управления (САУ) сложными объектами вероятностного типа с обратными связями и включает: а) операционную производственную подсистему, где обеспечивается прямая связь затрат на «входе» и добавленная стоимость на «выходе» объекта управления предприятием; б) подсистему стратегического маркетинга, которая обеспечивает в САУ отрицательную обратную связь как регулятор МСОУ; в) подсистему научно-технического и производственного развития предприятия «Бенчмаркинг», которая выполняет роль мультипликатора МСОУ: положительная обратная связь обеспечивает достижение целевой функции в рамках единой САУ сложными системами.
© Фёдоров М. В., Канайкина О. В., Леготин Ф. Я., 2009
1) объект управления (предприятие) - операционная производственная подсистема, трансформирующая материальные, трудовые, основные, финансовые и прочие затраты ограниченных ресурсов на «входе» в готовую продукцию, работы и услуги в рамках мониторинга стратегического маркетинга, обеспечивающего организационно-экономический сервис менеджменту для достижения целей на «выходе» [1]. В этом блоке приведена производственная функция постоянных О и переменных трудовых О и материальных О затрат на «входе» /{О , О , О }, передаточная функция производственной подсистемы
С(т о) =
1
п(т о)
ї(т о) = (1— )(1+г )(1+Д)
и ее выходные параметры добавленной стоимости 5 (рис. 1, центральный блок) [4];
2) подсистема управления МСОУ как подсистема мониторинга стратегического маркетинга, отвечающая за оптимальную концепцию «максимизации добавленной стоимости», направленную на выработку сбалансированных показателей и применение стратегических методов принятия решений (рис. 1, верхний блок). Подсистема обеспечивает в системе отрицательную обратную связь на основе стратегических оборотных затрат. Коэффициент отрицательной обратной связи равен:
с {т}=
1
3) определяющая подсистема научно-технического развития «Бенчмаркинг», генерирующая стратегию перспективного инновационного развития, механизмы и методы, направленные на повышение ценности и надежности хозяйственной деятельности предприятия (рис. 1, нижний блок). Подсистема обеспечивает в системе положительную обратную связь на основе амортизационного интегратора как наиболее весомой финансово-стратегической части добавленной стоимости и другие средства Б".
±Д5
П,
а
II. Подсистема МСОУ управления:
«Стратегический маркетинг»
коэффициент отрицательной обратной связи МСОУ
. «М .
і
®{ц} 1-5
№..
2Д..
ю.)
п
I. Производственная подсистема:
«Объект
управления»
передаточная функция МСОУ і
5(ц=) (1-ад+гХІ+А)
®=У+5 Л,
V, % П', П",Н)
III. Подсистема научно-технического развития:
«Бенчмаркинг»
коэффициент положительной обратной связи МСОУ
0(5,)-П’+Й = П'+РхеЧ>7|
___________I
5"
Рис. 1. Синтез экономико-маркетинговой системы оптимального управления предприятием
Соотношение объема продукции как функцию производственных затрат f {О , О , О } и добавленной стоимости S = Q х P - ХО , а также экономико-математи-
J с v т ^г т
ческую модель поэтапного превращения затрат в добавленную стоимость для оценки максимальной целевой функции можно отразить в формуле:
T
S(Qi ) = J f {(Пс,Wv,Wm)х(1 + К)х(1 + Д)-^Пт }dt ® maxS, г = 1,2,..., N.
t=0
Добавленная стоимость как целевая функция универсального типа сочетает в себе интересы государства (налоги), наемных работников и менеджеров (оплата труда), собственников (чистого дохода в виде амортизации и прибыли).
Структура предельной добавленной стоимости представляет собой меру прироста основного капитала - амортизации О , прироста переменного капитала на оплату труда О , прибыли при заданной рентабельности % и налога на добавленную стоимость (НДС) AS.
Экономико-маркетинговая система оптимального управления акционерным предприятием имеет, по нашему мнению, следующую глобальную целевую функцию - максимум добавленной стоимости предприятия S от производства и реализации Q продукции за период времени T
T
S(Q‘ )= J f {(W,Wv,Wm )х(1 + й)х(1 + Д)-^Пт }dt ® maxS, г = 1,2,..., N
t=0
и передаточную функцию системы [4]
W(m о) 1
G(m o)=
S(m o) (l-x )(l+r)(l+Д)
при условиях:
1) подсистема стратегического маркетинга «регулятор МСОУ» - отрицательная обратная связь1.
Маркетинговая целевая функция предприятия с учетом закона потребительского спроса определяет максимально возможный спрос Sd(Q) по формуле:
Ss(Qi) = S(Q0)x-jl + Лp xf + Лх+ ••• + Лх" xД^J® maxSd (Q(),
с передаточной функцией подсистемы [З; 4]
S {m}= 1
G {m}=
Q{m} l- X
Показатели и ограничения МСОУ предприятием:
а) находим эластичность спроса \р добавленной стоимости Б^Р) от N видов продукции предприятия Q., г = 1, 2, ..., N при собственной цене Р по формуле:
1 В САУ термин «управление» не относится к системе повеления, принуждения и насилия. Эту роль в подсистеме МСОУ выполняет регулятор обратной связи - фундаментальный принцип САУ, а именно отрицательная обратная связь (контур, по которому выходной параметр £ возвращается на «вход» МСОУ и вычитается из входного параметра).
Л p =-P xBSb(P) =- P xB(Ao - a x P )
S bp A - ax P bp ’
o
так как производная функция спроса добавленной стоимости Sd(P) по переменной цене P после преобразования равна угловому коэффициенту a (тангенсу угла наклона функции спроса AS от цены P);
B(A - ax P) в в в
--------і = — (A - a x P) = — (A )- —(a xP) = 0 - a xl = -a;
BP BP o BP o BP
то и эластичность спроса \p от цены P составит:
P a xP
Лр =---------------x(-a) =----------.
A - a xP A - a x P
о о
Из уравнения эластичности спроса от цены определяем три состояния спроса: Xp = 1 - уравновешенный спрос; Xp > 1 - ускорение спроса; Хр < 1 - спад;
б) Ao Є Qo - const - неизменный спрос, начальное условие производства и продаж;
л BSe(P) B(Ao - ax P )
в) —в 4 = - производная функция спроса добавленной стоимости
BP BP
Sd(P) по переменной цене товара P;
г) Sd(P) = Ao - a x P - линейная функция спроса добавленной стоимости Sd по цене P (на практике функция спроса носит более сложный характер). Например, кроме собственной цены товара, на спрос влияют цены на идентичные товары конкурентов, однородные, альтернативные, взаимозависимые, взаимозаменяемые и другие товары. Спрос определяется также доходами потребителей и многими другими факторами, которые формируют спрос [1; 2; б; 7];
д) определяем эластичность спроса добавленной стоимости Х^' от затрат на рекламу % по формуле:
Лх '= xBSiX0 = X' xB(Ao + a 'xX') = a 'xX'
S(X') BX' Ao + a 'xX' BX' Ao + a 'xX'’
BS (X') B(Ao + a 'xX') где —^—^ = —-— - производная функция спроса добавленной стоимости
BX bx
Sd(%’) по переменной величине затрат на рекламу %';
е) влияние прочих факторов на спрос определяет служба маркетинга также через
показатели эластичности Лх x “гг. Таким образом, интегральная функция спроса добавленной стоимости Sd для нескольких переменных по собственной цене P, по затратам на рекламу %', по прочим факторам (цена товаров конкурента, доход потребителя и др.) принимает общий вид:
Sd (P х', х ")= Ao - a x P + a 'x X + a "x X ",
где a™, a" - угловые коэффициенты эластичности спроса от переменных %', £".
Поскольку эластичность спроса добавленной стоимости Sd(P) от N видов продукции
a x P
предприятия Q , г = 1, 2, ..., N при цене P составляет Лp =---------, то эластичность
Ao - a x P
от собственной цены товара для интегральной линейной функции Sd(P, £'') можно записать Ap {P,X',X''} =----------------------------------------------------------axP , а эластичность от затрат на рекламу
A.o — a XP + a xX + a XX
AX {P,X',X''}=----------axX—------— и т. д.;
Ao — a x P + ax X + a x X
2) подсистема НТР «Бенчмаркинг»: положительная обратная связь - усилитель функции предложений товаропроизводителя1:
Целевую функцию предприятия по максимизации добавленной стоимости с учетом законов и предложения товаропроизводителей Ss(Q.) и спроса потребителей Sd(Q) запишем в виде:
Ss(Q) = S(Q) x jl + Лp x^P- + xf x ^ +... + xs " xj ® max{Ss (Q )< Sd (Q()}, при условиях:
а) спрос опережает предложение: GB (Q. )> Gs (Q.)® maxSs (Q);
б) передаточная функция положительной обратной связи [4]:
р BF
G (S ")°П"+ J—=П"+ F x exp J
Bt
2xT
T +1
где Хр - эластичность предложения добавленной стоимости Б*(Р) через продукцию предприятия Б = fQ., откуда г = 1, 2, ..., N видов продукции от цены Р найдем по формуле:
х, = Р (Р) = Р уд(Во + р х р )
б ар во + р х р ар ’
так как производная функция предложения добавленной стоимости Б (Р) по переменной цене Р после преобразования равна:
дб (р) а (в + р х р ) а а а
-Йт2 = ° =м (Во + р хР) = —(Во) + —(рхР) = 0 + р х1 = р,
др ар ар ар ар
Р 0 хР
то эластичность предложения от цены составит Лр =--------------х 3 = ——------, откуда
Во + р х Р Во + р х Р
Лр = 1 - стабильное предложение добавленной стоимости; Лр <1 - спад производства; Лр > 1 - ускоренное развитие;
ДБ* (Р)
р = tg -д*- = —* - угловой коэффициент, производная функция предложения
добавленной стоимости Б (Р) по переменной собственной цене Р;
В = еот1 - начальное условие объема производства Q и продаж;
Б (Р) = В + в х Р - линейная функция предложения добавленной стоимости Б (Р) по переменной величине Р;
1 Генерирующая подсистема научно-технического и производственного развития МСОУ
действует как положительная обратная связь (контур, по которому выходной параметр Б" возвращается на «вход» системы и складывается с входным параметром), где реализуется парадигма МСОУ предприятия. Целевая функция получает ускорение и переходит на новую ступень экономического развития в режим повышенного гомеостатического уровня добавленной стоимости.
xf - эластичность предложения добавленной стоимости S (P) через продукцию предприятия S = fQ , где i = 1, 2, ..., N видов продукции от амортизационного интегратора F, найдем по формуле:
Xf = F xBS (F) = F xd(C0 + 6 x F) = 6 x F
= S dF = Co + 6 xS dF = Co + 6 x F ’
dS(F) dC + 6 x F)
где —-— = - производная функция предложения добавленной стоимос-
dF dF
ти S (F) по переменной величине амортизационного интегратора F;
G (S>n''+/§ =П''+ F xexp J ||+-j;
Jt dt ^T +1
dS(n'') d(Co + pxn'')
—-—- = - производная функция предложения добавленной стои-
dn'' dn''
мости S (П'') по переменной величине чистой прибыли, направляемой на научно-техническое и производственное развитие предприятия П'';
формула эластичности предложения добавленной стоимости S (П'') по переменной величине чистой прибыли, направляемой на научно-техническое развитие предприятия П'' после дифференцирования, выглядит следующим образом:
,, П'' dS(n'') П'' d(Co + pxn'') p xn''
X = — x—-—- =------------------------------- =-----------,
S dn'' C + p xn'' dn'' C + p xn''
o' o'
Подсистема НТР «Бенчмаркинг» [4; 5] решает в МСОУ следующие концептуальные стратегии: стратегию повышения конкурентных преимуществ в техническом уровне производства за счет расширения и ускорения использования инновационной направленности бизнеса (применение прогрессивной техники и технологии, в том числе нанотехнологий; логистики; механизации, автоматизации и роботизации производственного процесса; модернизации, реконструкции и лизинга при обновлении технологического оборудования; применение компьютерных технологий; применение новых материалов, сырья, топлива, видов энергии, повышающих технический уровень производства); стратегию улучшения организации производства и труда; стратегию изменений структуры, номенклатуры и объема производства продукции; стратегии изменений условий использования природных ресурсов; отраслевые стратегические схемы анализа, планирования концентрации и кооперации, внереализационные и другие стратегии с целью повышения качества продукции (работ, услуг). Устойчивость любой управляемой МСОУ затрат обеспечивается замкнутостью производственных систем с заданной целью. В разомкнутых неуправляемых производственных системах неизбежен кризис, спад, рецессия, так как системе не свойственно целевое функционирование. Так, на рис. 2 приведена модель гомеостатического поведения добавленной стоимости предприятия S (T .
Кривая неизбежной рецессии в неуправляемой, разомкнутой системе - s(T )® min приведена на рис. 2а.
Устойчивый оптимум МСОУ предприятия достигается состоянием S"(T) (рис. 2б). Траектория поступательного расширенного экономического развития заложена не только в чистой прибыли, но и в составе и структуре основного капитала, т. е. в амортизационной и научно-технической политике предприятия, обеспечивающей устойчивое нециклическое развитие всей системы, которая и представляет третий блок в МСОУ предприятия. Именно стратегический бенчмаркинг стабилизирует выходные параметры S(T)= const ® max. Положительная обратная связь играет роль гомеостатического
регулятора, а амортизационный интегратор способен вывести систему на совершенно новую ступень экономического развития и не допустить ожидаемой рецессии.
АУЧТ)
Подсистема развития «Бенчмаркинг» _
стратегических затрат MCOy:+S" S(T) = const —> max
б) бенчмаркинг стратегических затрат / развития S"
а) ..................................
/ ^O-n'.ff^Fxexp/^) /
‘ S(T) —> min
Т, лет
Рис. 2. Модель гомеостатического поведения добавленной стоимости S (T):
а) рецессия в неуправляемой, разомкнутой системе - S (T)® min;
б) МСОУ предприятия с обратными связями S (T)= const ® max
Условие оптимальности основано на применении индекса ускорителя амортизационного капитала [4, 8]. Экспоненциальный амортизационный ускоритель имеет вид:
exp J (Ft) =
2xT
1 +1 T + 1 T
2
ECi '
10~
Е Ci xT
г+-
t G T; t = 1,2,..., T;i = 1, 2, ...,10,
где expJ(Ft) - экспоненциальный амортизационный ускоритель в обороте t G T;
t G T, t = 1, 2,..., T - средневзвешенный оборот амортизируемого капитала, лет;
i = 1, 2, ..., 0 - порядковые номера групп основных средств согласно Закону
«О налоге на прибыль организаций» (гл. 25 Ч. II НК РФ);
C. - среднегодовая стоимость амортизируемых основных средств
i-й группы;
T. - срок жизни техники i-й группы согласно учетной политике
фирмы, лет.
Преобразованный амортизационный интегратор с экспоненциальным ускорителем в развернутом виде принимает вид:
/ ddF=F x expJ (Ft )=F x expJ\T+1
2xE C[
C+ x tl + C+ x t2 +-----------+ C+о x tlo C x t[a + C2 xt[ +-+ C^ x t[
= exp
Е Ci xT
i=1____________
10
Е Ci
+1
c Or
где I
J r)t
t Є T, t ^ T, i = 1, 2,..., 10,
- амортизационный интегратор, млн р. в год;
=1
=1
=1
t еТ, t = 1, 2,..., Т - средневзвешенный оборот амортизируемого капитала, лет; ехр/(^) > 1,0 - экспоненциальный амортизационный ускоритель в обороте
t еТ.
На рис. 3 показан амортизационный интегратор с экспоненциальным ускорителем при заданных Р1 = 100 млн р. и Т = 2; 3; 4; 5; 10; 20 и 40 лет жизни техники.
250 п
200-
150-
100 -
50-
190
160 .......... х
150
195
181 166
1зз
У*'
100
Экспоненциальный ускоритель: /у = 44,86^п(ж) + 99,909 R2 = 0,9918
10
Рис. 3. Экспоненциальный амортизационный интегратор-ускоритель
T dF r J2XTN
J ~^ = F x exp J| r |, млн р.
T +1
Исследование устойчивости и надежности МСОУ предприятием. «Леверидж-надежность»: критерий оптимальности экономической системы МСОУ. Надежность системы МСОУ можно измерить степенью производственного леверидже Нг Он показывает уровень реакции чистого дохода на изменение прибыли. Введем понятие производственного леверидже, оценивающего финансовую устойчивость Н£, равного отношению
прироста выручки А© к выручке пороговой ©о Е£ = “©©х 100%. В менеджменте считается, что система будет иметь нормальную устойчивость при соблюдении условия:
„ ©-©„
©
: 100 > (25 - 30)%.
Если неравенство переписать в равенство, то нормальной общепризнанной устойчивости в 25% соответствует условие:
„ ©-©„
©
© ©о
: 100 = 25%, откуда = 0,75; ©=—- = 1,33x©0.
© 0,75 о
Чем выше эффект производственного рычага, тем выше риск ЭС попасть в экономический кризис - рецессию. Эффект также можно рассчитать через соотношение доходов и прибылей по формулам:
Y
Пусть доля переменных оборотных затрат У в выручке © равна ?= — тогда © - У =
©’
= П + ^ = 1 - £. Так как Б = © х (1 - £), то, разделив обе части равенства на Б, получим:
1=© >(1
0
4
6
Передаточную функцию системы обозначим как С (ц} = ©(^), где ц - показатель
Б (я)
оценки состояния экономической системы и коэффициент обратной связи от выручки к добавленной стоимости, равный С (я) = ©(Я) = —1—.
Б (я) 1--
Известно, что экономический метод оценки нормативов оборотных затрат основывается на средних остатках предшествующего периода, показателях роста производства в планируемом периоде, учитывается также намечаемое относительное ускорение оборачиваемости
- - Ц + Д« \л Ф2 -Ф1
-2 =-1 х^-------2 х{1------2-1
«1 1 Ф1
где -1, -2 - общий норматив оборотных затрат, установленный в предшествующем (1) и плановом (2) периодах, тыс. р.;
01, П2 - товарная продукция в отчетном периоде (1) и плане (2) в оценке по производственной себестоимости, тыс. р.;
АП2 - прирост товарной продукции в плановом периоде в оценке по производ-
ственной себестоимости, тыс. р.
Ф1, Ф2 - фондоотдача или коэффициент оборачиваемости оборотных средств в отчетном периоде (1) или плановом (2), обороты.
Предложим для более точного определения норматива на плановый период подразделять все нормативы (средние остатки) по отдельным элементам на две группы:
1) статьи затрат, находящиеся в прямой зависимости от объема производства продукции (работ, услуг). Например, сырье, материалы, комплектующие, готовая продукция, тара, упаковка и пр. - - . В свою очередь, норматив -п по прямым затратам следует откорректировать на величину изменения незавершенного производства как управлю-щее воздействие ±Д-;
2) косвенные статьи затрат, размер которых не находится в прямой зависимости от объема производства. Например, запасные части, приборы, инструменты и прочее обозначим как условно-постоянную часть оборотных средств - -к. Для второй группы планирования нормативов следует учитывать действующий недостаток оборотных средств за ряд последних периодов. Исходя из предложенного деления на две группы
-1 = -п +-к, плановый норматив -2 находим по формуле:
I Ф
1 УV 1
1 —
тыс. р.,
где Ф2 - прирост оборотов в плановом периоде против базисного.
Оценка планового норматива оборотных средств модернизированным способом с учетом прироста товарной продукции, ускорения (замедления) оборачиваемости оборотных средств, а также с учетом коэффициента-дефлятора принимает следующий вид:
-2 = {(-п + Д-) х ^1 + Д^) + -к } х ^ 1 - ДФ^^ х 1п ,
где 1п - базисный интегральный индекс инфляции за период (месяц, квартал, год), отражающий отношение среднего уровня цен в конце п-го периода к среднему уровню цен в начале периода t0 = 1, определяется произведением цепных дефляторов по периодам 1п = 10 х 11 х... х 1п;
Влияние уровня инфляции на реальные нормативы оборотных средств может быть отражено в самих нормативах несколькими способами [5].
Заменяя выручку выражением © = Qx (1 + r )x (1 + A), получим:
Q(1 + r)(1 + A) = - 1
Б 1 --
откуда находим передаточную функцию всей производственной системы, где «входом» является себестоимость продукции О к выходной величине добавленной стоимости Б, т. е. функция
С (я ">=«ТТ ■
Б (я °)
где ц ° - показатель оценки состояния экономической системы от нулевого состояния производственной подсистемы.
Тогда коэффициент обратной связи всей производственной системы от себестоимости к добавленной стоимости будет равен:
С (ц °) = «(я^ _-------1--------;
Б (ц°) (1 --)(1 +0С1 + Д)
а Б = © х (1 - 9, то степень производственного леверидже можно оценить по формулам:
а) при норме устойчивости Н£ = 25%:
„ _©-У_ ©-У = Т+П = ©х(1 --) = Б =
^ П ©-Y-Т ©-Y-T ©-©xI^ x(1 -I) S-S0
_ 1,33x©о x(1 -I) _ 1,33x©о x(14)^4,04,
1,33 x©0 x (1 -|) -0o x (1 -|) 0,33 x©0 x (1 -|)
где АП, A© - изменение прибыли и выручки соответственно, %;
Y, ^ - прямые и накладные затраты соответственно;
б) при увеличении устойчивости до 30% SL снижается до HL ~ 3,333;
в) при снижении устойчивости до 20% HL = 5,0 и т. д.
Достаточно устойчивое финансовое состояние находится при HL < 4,04.
Отклонение от нормы приведет к большему риску падения прибыли и скорейшему банкротству при снижении реализации товаров и услуг.
Степень финансового леверидже Нр можно измерить экономической добавленной стоимостью EVA1, которая может находиться по экспертной оценке в соотношении 2 : 3, т. е. расходы по обслуживанию долга Д не должны превышать 0,6 доли после налоговой прибыли, откуда:
П-Н П-0,2 xn 0,8 xn
“ p _----------_-----------------------------_----------------= 2,5,
p (П-Н)-Д (П-0,2 xn)-0,6 x (П-0,2 xn) 0,8 xn-0,48 xn
где Д = 0,6 x (П - 0,2 x П) - долг ЭС;
0,2 - ставка налога в доле прибыли.
Интегральный критерий «леверидж-надежность» HLxp определим формулой:
„ „ _ S x (П-Н)
(S - ^ )x (П-H-Д )
:4,04 x 2,5 «10,01.
L
P
1 EVA (Economic Value Added, ЭДС) - показатель рентабельности, измеряется разностью между чистой после вычета налогов прибылью и средневзвешенными затратами на капитал. Не учитывает амортизационную политику, отложенные налоги, сомнительные резервы на погашение безнадежных долгов и пр.
Вывод: экономическая система имеет статус партнера с высокой ценностью и надежностью при интегральной оценке HL xp = 10,01. Представляет интерес сравнение показателей интегрального леверидже в МСОУ, равного 10,01 ед., с показателем 10 ед. для оценки процветающей ЭС, используемой олимпийской моделью для оценки финансовой устойчивости акционерной компании.
Показатель Olympic Model ОМ (сумма темпов роста выручки и прибыли минус разность темпов выручки и прибыли) оценивается формулой ОМ = (А© + АП) - (А© - АП).
Если Ом < 10, то отмечается высокое качество акций компании; если Ом приближается к 1,0, то это плохой знак для инвестора [6]. Совпадающие параметры оценки устойчивости, определенные двумя способами, следует считать не случайными, а оптимальными.
Источники
1. Годин А. М. Маркетинг : учебник. 7-е изд., перераб. и доп. М. : Дашков и К°, 2009.
2. Лагоша Б. А. Оптимальное управление в экономике : учеб. пособие. М. : Финансы и статистика, 2003.
3. Левинсон Дж. К. Партизанский маркетинг: простые способы получения больших прибылей при малых затратах / пер. с англ. О. А. Ивановой, А. И. Мороза. М. : ЭКСМО, 2009.
4. Леготин Ф. Я. Стратегический бенчмаркинг добавленной стоимости в экономико-кибернетической системе затрат // Организатор производства. Экономика и финансы. 2007. № 3.
5. Леготин Ф. Я. Экономико-кибернетическая природа затрат. Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2008.
6. Патрушева Е. Г. Методические основы формирования системы показателей инвестиционной привлекательности компаний // Экономический вестник. 1999. № 1.
7. Просветов Г. И. Экономика предприятия: Задачи и решения : учеб.-практ. пособие. М. : Альфа-Пресс, 2009.
8. Ширенбек Х. Экономика предприятия / пер. с нем. под ред. И. П. Бойко, С. В. Вал-дайцева, К. Рихтера. СПб. : Питер, 2007.