Научная статья на тему 'Экономико-географический анализ концептуальных альтернатив развития игорных зон в Краснодарском крае'

Экономико-географический анализ концептуальных альтернатив развития игорных зон в Краснодарском крае Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
448
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИГОРНАЯ ЗОНА / ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА / ТУРИЗМ / ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / СОЦИАЛЬНОГЕОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / GAMBLING ZONE / SPECIAL ECONOMIC ZONE / TOURISM / ECONOMICAL GEOGRAPHICAL ANALYSIS / HUMAN GEOGRAPHICAL ANALYSIS

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Максимов Д. В., Евстафьев А. И., Чамоков Д. М.

Сбалансированное и устойчивое развитие экономики Краснодарского края предъявляет повышенные требования к системе управления туристской отраслью, в первуюочередь к качеству аналитической деятельности и планированию туризма. Эта проблема выводит на качественно новый уровень задачу оценки альтернатив развития игорных зон, которая связана с применением инструментария социально-экономической географии. Эмпирический анализ. На основе изучения большого числа публикаций, данных экономической статистики, результатов разработок авторов, в том числе с привлечением собственного опыта проектирования особой экономической зоны «Новая Анапа», и результатов работы консультационного агентства «McKinsey» проводится анализ финансовой реализуемости и социально-экономической целесообразности размещения игорных зон «Азов-Сити» в Щербиновском районе,«Золотые пески» в Анапском районе и «Имеретинская долина» в городе Сочи. Результаты. Выявлены экономико-географические характеристики размещения игорных зон, преимущества и недостатки существующих концепций их туристского развития. Получает оценку отрицательный вклад в сложившуюся ситуацию стратегической непоследовательности и непредсказуемости шагов, предпринимаемых государством. Выводы. Рассмотренные альтернативы не выдерживают ожиданий большинства заинтересованных субъектов: бизнеса в прибыльности планируемых капиталовложений, населения и власти в социальной направленности и ответственности предпринимателей, туристов в удобстве географического местоположения и качестве услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economic and Geographical Analysis of the Conceptual Alternatives for the Development of Gambling Zones in Krasnodar Region

Sustainable development of Krasnodar Region (Russion Federation) requires effective ruling system in tourist industry, primarily the quality analytical and tourism planning system. This problem links to the evaluation of alternatives of development of gambling zones which is associated with the usage of social geography tools. Empirical analysis. Analysis is based on a study of a large number of publications, economic statistics, ours works, including our own experience in designing special economic zone «The New Anapa» and the results of the work of consulting agency «McKinsey». It consists of the financial feasibility analysis and socio-economic feasibility analysis of placing gambling zone «The Azov-City» in Scherbinovskiy district, «The Golden Sands» in Anapa district and «The Imereti Valley» in Sochi. Results. We have identified economic and geographic characteristics of organization of gambling zones, also advantages and disadvantages of existing concepts of tourism development. We have negatively evaluated the strategic inconsistency and unpredictability of the steps taken by the State, that complicate the current situation. Conclusions. Alternatives do not match the expectations of the majority of stakeholders: business can’t get profitability of the planned investment, people and authorities can’t get the social directed and responsible business, tourists can’t get the convenience of geographical location and quality of services.

Текст научной работы на тему «Экономико-географический анализ концептуальных альтернатив развития игорных зон в Краснодарском крае»

УДК 658.21

ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ АЛЬТЕРНАТИВ РАЗВИТИЯ ИГОРНЫХ ЗОН В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ

Д. В. Максимов

кандидат географических наук, доцент кафедры международного туризма и менеджмента, Кубанский государственный университет, Краснодар E-mail: [email protected]

А. И. Евстафьев

кандидат экономических наук, начальник отдела маркетинга и коммерциализации объектов интеллектуальной собственности, Саратовский государственный технический университет им. Гагарина Ю. А. E-mail: [email protected]

Д. М. Чамоков

аспирант кафедры экономической, социальной и политической географии, Кубанский государственный университет, Краснодар E-mail: [email protected]

Введение. Сбалансированное и устойчивое развитие эконо- очередь к качеству аналитической деятельности и планиро-мики Краснодарского края предъявляет повышенные требо- ванию туризма. Эта проблема выводит на качественно новый вания к системе управления туристской отраслью, в первую уровень задачу оценки альтернатив развития игорных зон, ко-

торая связана с применением инструментария социально-экономической географии. Эмпирический анализ. На основе изучения большого числа публикаций, данных экономической статистики, результатов разработок авторов, в том числе с привлечением собственного опыта проектирования особой экономической зоны «Новая Анапа», и результатов работы консультационного агентства «МсЮпБеу» проводится анализ финансовой реализуемости и социально-экономической целесообразности размещения игорных зон «Азов-Сити» в Щербиновском районе, «Золотые пески» в Анапском районе и «Имеретинская долина» в городе Сочи. Результаты. Выявлены экономико-географические характеристики размещения игорных зон, преимущества и недостатки существующих концепций их туристского развития. Получает оценку отрицательный вклад в сложившуюся ситуацию стратегической непоследовательности и непредсказуемости шагов, предпринимаемых государством. Выводы. Рассмотренные альтернативы не выдерживают ожиданий большинства заинтересованных субъектов: бизнеса - в прибыльности планируемых капиталовложений, населения и власти - в социальной направленности и ответственности предпринимателей, туристов - в удобстве географического местоположения и качестве услуг

Ключевые слова: игорная зона, особая экономическая зона, туризм, экономико-географический анализ, социально-географический анализ.

Введение

Туристская отрасль играет исключительно важную роль в хозяйственной системе Краснодарского края. Ярче всего это проявляется при сравнении территорий с различным уровнем освоения рекреационного потенциала. В них не совпадают продолжительность производственных и торговых циклов, ритмичность, сезонность хозяйства, различается трудовая миграция, по-разному работают транспортные и инфраструктурные объекты. Эти различия, закрепленные многолетней практикой, постепенно формируют самобытные предпринимательские культуры, выделяющиеся преобладанием тех или иных инвестиционных стратегий, своеобразным характером ведения конкурентной борьбы, строительной активностью. Удачное туристское освоение территории, вписывающееся в окружающий экономико-географический ландшафт, превращает ее в точку роста, генерирующую поступательное вовлечение прилегающих территорий в хозяйственный оборот. Вот почему взаимное расположение районов с различным уровнем освоения рекреационных ресурсов решающим образом сказывается на динамике социально-экономического развития всего региона. В данном вопросе критическую значимость приобретает рациональный выбор между концептуальными альтернативами развития туризма на заданных территориях. Анализ должен включать экономические, экономико-географические, социальные, политические

аспекты, что требует обращения к методологии общественно-географического подхода.

Практика регулирования туристской отрасли в Краснодарском крае последних 15 лет показала, что общественно-географический анализ при планировании развития туризма в должном виде не проводится. Это имеет ряд последствий: постепенное усиление хаотиза-ции региональных хозяйственных процессов, учащение коллапсов транспортной системы, возникновение ранее не существовавшей отрицательной конкуренции между территориями, неограниченное повышение рисков капиталовложений, в первую очередь капиталовложений в земельные активы и недвижимость [1], низкую прогнозируемость бизнес-активности [2]. Здесь сказываются неадекватные сложившемуся рынку методы сбора информации, слабая туристская статистика, недостаточный учет косвенных эффектов реализации инвестиционных проектов. Однако управляемость процессов экономического развития в целом не утрачивается благодаря общей предсказуемости функционирования территорий со сложившимся туристским освоением - так называемых территорий зрелого туризма.

Наибольшую трудность последних 5-7 лет в контексте данной проблемы приобретает планирование развития «территорий нового туризма», а также территорий переориентируемого и бурно развивающегося туризма. Сюда входит половина административных районов Черноморского побережья, треть побережья Азовского моря и ряд горнолыжных курортов. Как покажет дальнейшее изложение, острую полемику в этой связи вызывает вопрос размещения и выбора концепции игорной зоны. Данная статья открывает цикл авторских работ, посвященных детальному разбору данного вопроса с применением общественно-географического аналитического аппарата. Первоочередным нам представляется общий экономико-географический анализ концептуальных альтернатив развития этих зон в Краснодарском крае.

Эмпирический анализ

Краснодарский край - один из немногих субъектов, который на протяжении практически всего постсоветского периода развития России проводит взвешенную экономическую и инвестиционную политику. Положительные сдвиги в реструктуризации экономики (несмотря на множество проблем в начале 90-х гг. прошлого столетия): низкая безработица, более высокие по сравнению со среднероссийскими показателями темпы экономического развития - позволили Краснодарскому краю стать

одним из наиболее инвестиционно привлекательных, наряду с добывающими, регионов страны. «Локомотивами» экономики являются тесно связанные между собой агропромышленный, строительный, транспортный и рекреационный комплексы края.

Туристско-рекреационный комплекс (ТРК) края, базирующийся на уникальных для России рекреационных ресурсах, включает мощные номерной фонд и инфраструктуру. За истекший двадцатилетний период произошли серьезные структурные сдвиги в части размещения отдыхающих: если в начале 1990-х гг. большая часть туристов направлялась в коллективные и специализированные средства размещения, то сегодня основной поток рекреантов приходится на индивидуальные средства размещения (более 60%). Причем даже вновь построенные средства размещения используют старые, возведенные еще в послевоенное время, практически полностью изношенные коммуникации и инфраструктурные объекты. Не изменился существенно и уровень обслуживания туристов персоналом, несмотря на интенсивно культивируемый в регионе зарубежный опыт.

Вышеотмеченные недостатки не могли не привлекать внимание руководства региона, понимавшего, что резерв потока отечественных туристов исчерпан, и видевшего направление развития ТРК края в привлечении зарубежных туристов (в первую очередь европейских, дальневосточных, американских), способных пополнить экономику региона валютной выручкой. Но на протяжении последнего десятилетия количество иностранных туристов в крае составляет в среднем порядка 30-35 тыс. чел., что составляет только 0,2% всего туристского потока, существенно не меняясь [3, с. 121]. Причина заключается не только в негативном имидже России и опасности военно-политических конфликтов на Кавказе, но и в низком уровне сервиса, кроющемся, как уже отмечалось, в устаревших основных фондах, низких стандартах обслуживания туристов, отсутствии системы сертификации средств размещения.

Выход из сложившейся ситуации руководством Краснодарского края был найден 2005 г. в привлечении одного из самых известных консалтинговых агентств в мире - компании МсКп-8еу - для разработки Стратегии развития туризма в Краснодарском крае. Надо отдать должное зарубежному партнеру: ставка была сделана на имиджевые проекты мирового масштаба, способные привлечь не только огромные инвестиции, но и лучших рестораторов, хотельеров и проч. Появление в крае таких «провайдеров» лучших мировых брендов должно сломать, по замыслу

авторов Стратегии, стереотипы в отношении России и привлечь массового иностранного туриста.

Конечно, рынок черноморского туризма перенасыщен однотипным предложением (курорты Болгарии, Турции, Грузии, Украины), тем более что конкуренцию составляют и курорты Средиземного моря. Но в том-то и «изюминка» Стратегии, в которой предложены имиджевые проекты поистине планетарного масштаба, какие еще не реализовывались в Черноморском регионе. Локация «якорных» проектов представлена следующими центрами российского черноморского побережья:

- Сочи как элитный горно-морской курорт, центр бизнеса и фестивалей (зимние Олимпийские игры, чемпионат мира по футболу, этап Формулы-1), элитное казино под управлением ведущего оператора из Лас-Вегаса («Европейский Лас-Вегас»), марина, брендовые отели (курорт) типа «Кемпински»;

- Анапа как центр оздоровительного семейного отдыха «турецкого типа» - строительство 5-звездочной марины (пристани для яхт) в Утрише, масштабный парк развлечений «Ну, погоди!» уровня, близкого к Диснейленду, под управлением западных менеджеров, 4-звездочная гостиница (курорт) под управлением ведущей мировой сети, например «Аккор» в районе Благовещенской косы;

- Геленджик как светский центр - 5-звез-дочный курорт, состоящий из вилл для гостей уровня Fortune 500;

- Туапсе позиционируется как район общедоступного отдыха на море с горной составляющей.

Данные предложения подкрепляются созданием и кардинальной реконструкцией транспортной и коммунальной инфраструктуры (расширение аэропортов в Адлере, Анапе, строительство аэропорта в Геленджике, строительство и реконструкция автодорожной сети края с созданием ряда платных участков и пр.)

Туризму на Азовском побережье традиционно уделялось значительно меньше внимания в инвестиционных планах правительства Краснодарского края, что полностью оправдано уровнем его развития в этой части края. Здесь расположены курортные центры краевого (Ейск, Темрюк и Приморско-Ахтарск) и местного (Глафировка, Шабельское и др.) значения. В 2013 г. была скорректирована Инвестиционная стратегия Краснодарского края до 2020 г., в которой сохраняется сложившееся «соотношение сил» между черноморским и азовским побережьями [4].

Хотя в конце 2000-х гг. был предложен план строительства игровой зоны «Азов-сити»

мирового уровня, который мог поменять, хоть и несущественно, направление и интенсивность туристских потоков, перебросив часть рекре-антов на Азовское побережье в Щербиновский район Краснодарского края и Азовский район Ростовской области, отметим, что такие планы МсК^еу&Сошрапу не рассматривались.

Здесь можно выделить как положительные, так и отрицательные моменты, которые существенным образом повлияют на решение поставленной задачи. В географо-экономическом плане Щербиновский район как нельзя лучше подходит для развития зоны: он является одним из самых отсталых в Краснодарском крае, где высока доля безработных, а уровень жизни населения и собственных доходов бюджета значительно ниже среднего краевого уровня. Условия развития растениеводства в районе с учетом почв и агроклиматических условий существенно хуже, чем в соседних районах. Кроме того, требует защиты и укрепления береговая полоса, подверженная ветровой и водной эрозии. Весомым положительным фактором, по мнению общественности, является удаленность игровой зоны от крупных и средних населенных пунктов. Данное условие отражено и в федеральном законодательстве [5]. Обусловлено это было тем, как подчеркивал ранее губернатор Краснодарского края на открытии 1 июля 2009 г. первого казино, что «игорный бизнес порочен и надо гнать его подальше в поля от населенных пунктов» [6].

Следует отметить и то, что рекреационная нагрузка на курортные местности черноморского побережья находится на предельно высоком уровне, т. е. дальнейшее увеличение потоков рекреантов может привести к необратимым последствиям для фауны и флоры этого района, разрушению природных объектов. Так, предельно допустимые нагрузки на пляжи (1 чел. на 1 м2 пляжной территории) превышены в среднем в 2,7 раза, а в некоторых местах - в 5 раз. Поэтому переориентация туристских потоков в условиях их увеличения является необходимым требованием сохранения природных рекреационных ресурсов.

Пожалуй, это все положительные стороны, говорящие «за» открытие зоны в Щербиновском и Азовском районах.

К отрицательным, осложняющим развитие игорной зоны в установленные сроки и снижающим рентабельность инвестиций, эксперты относят следующие факторы:

- удаленность зоны от основных рекреационных «раскрученных» территорий (не случайно МсЮшеу определило эту зону в Сочи - «город-праздник»);

- отсутствие необходимой инфраструктуры, что предполагает крупные инвестиции в ее создание практически «с нуля».

Приведем в связи с этим цитату экс-губернатора штата Невада (административный центр - Лас-Вегас) Боба Миллера, говорящего об игорных зонах на территории Краснодарского края: «Непонятно, кто будет гарантировать спрос на услуги игорного бизнеса в этих зонах. В четырех часах езды на машине от Лас-Вегаса проживает 38 млн жителей. 85% игроков и туристов Лас-Вегаса - это американцы, 50% которых приезжают именно на машинах. В России же до законодательных ограничений около 45% выручки всех игорных заведений приходилось на Москву. Сложно рассчитывать и на то, что в российские зоны поедут из близлежащих стран. Например, от Краснодарского края недалеко до Грузии и Турции, где хорошо развита игорная и туристическая индустрия» [7].

Что касается инфраструктуры зоны, то, по оценкам самого правительства Краснодарского края, для ее создания потребуется не менее 350 млрд руб. частных инвестиций [8].

Кстати, такая инфраструктура в более-менее необходимом объеме создана в олимпийской столице, что потребовало инвестиции в размере - по нашим скромным подсчетам - триллиона рублей. Это также говорит о том, что зону целесообразнее создавать в Сочи. Такой шаг поможет использовать в максимально возможном объеме бывшие олимпийские объекты (гостиничный фонд, спортивные сооружения и пр.), что позволит содержать эти объекты и поддерживать их в надлежащем состоянии. По нашей оценке, для этого необходима среднегодовая загрузка отелей на уровне около 50-60%.

Несмотря на то, что в инфраструктуру «Азов-сити» было вложено со стороны Краснодарского края 400 млн бюджетных рублей, а запущенные в 2009 г. два казино достигли плановых показателей загрузки и посещаемости (сегодня они уже окупили свои инвестиции - прошло всего 4,5 года, об успешности функционирования казино заявил РИА Новости гендиректор компании-инвестора ООО «Роял Тайм» Рашид Таймасов: «Меньше чем за два года мы окупим вложенные инвестиции, а вложили мы порядка 400 миллионов рублей») [9], Администрация Краснодарского края в 2010 г. лоббирует в Государственной думе и Совете Федерации поправки в законодательные акты касательно местоположения зоны «Азов-сити». В результате борьбы с Ростовской областью ростовская часть игровой зоны закрывается, а краснодарская расширяется за счет участка у ст. Благовещенской (783 га). Игорная зона

«Золотые пески», по задумке проектировщиков, должна стать не только столицей азарта, казино и игровых автоматов, но и «центром семейного туризма». Ожидается, что ежегодно комплекс будут посещать миллионы туристов из России и других стран. По подсчетам экспертов, уже в первый год работы игровые доходы казино составят более 200 млн долл. США, а через 30 лет превысят миллиард долларов. На развитие инфраструктуры планируется выделить, по словам главы Анапы Т. Евсиковой, из бюджета Краснодарского края 4 млрд рублей [10].

Как анонсирует новый проект Александр Ткачев, который взял его под личный патронат, «Золотые пески» станут столицей отдыха России, которая «займет почетное место на карте мировых, наиболее прогрессивных мест мирового туризма и развлечений» [11]. «Но жизнь показывает, что для того, чтобы вернуть государству поступления налогов, нужно разместить ее [зону] в месте, позволяющем привлечь туда людей, - более транспортно доступном, более хорошо организованном», - сказал ныне почивший А. Починок [12]. «И мы поставили амбициозную задачу. Мы хотим построить не просто резервацию для игроков, а новый, качественный, безопасный курорт семейного типа. Все будет делаться исходя из этой концепции», - сказал А. Агафонов [13]. По прогнозам, благодаря развитию новой игорной зоны, поток туристов в Краснодарский край может вырасти с 15 млн чел. в 2013 г. до 25 млн чел. в 2040 г. Судя по предпринимаемым властями Краснодарского края действиям, игорный бизнес через год существования зоны перестал быть «порочным». По-видимому, жажда бюджетных поступлений (а может, и коррупционная составляющая) поборола здравый смысл: «Золотые пески», «Азов-сити» «засыпали» детскую Анапу.

Не поддержали законопроект представители фракций ЛДПР и «Справедливой России», полагая, что новый участок игорной зоны все же находится слишком близко к детскому курорту в Анапе. На наш взгляд, весьма справедливая аргументация: высоким показателям эффективности проекта сопутствуют, как показывает практика зарубежных (и отечественных) казино, такие негативные общественные явления, как наркотики, пьянство, проституция, криминал. Здесь неуместны заявления типа: «В СССР секса нет». Нам представляется необходимым привлечь внимание уполномоченного по правам ребенка для того, чтобы определить целесообразность создания игорной зоны вблизи детского курорта, а также Общественного экологического совета, чтобы оценить негативное воздействие на экологию Благовещенской косы, известной своими лечебными песчаными пляжами.

В настоящее время появилась еще одна альтернатива анапским «Золотым пескам» -игорная зона в Крыму. Власти России рассматривают возможность организации игровой зоны в Крыму, чтобы в большей степени изолировать полуостров от государственных надбавок, как сообщает Bloomberg. Возможность создания дохода от игрового бизнеса обсуждалась в правительстве 21 марта 2014 г. на совещании под руководством вице-премьера Дмитрия Козака, уполномоченного по Крыму [14].

Как заявил ранее глава Минфина Антон Си-луанов, в 2014 г. ожидается дефицит бюджета в размере 55 млрд рублей, который Россия должна покрыть. По подсчетам правительства, на содержание Крыма и Севастополя уйдет от 100 до 130 млрд рублей. При повышении пенсий и зарплат до уровня, соответствующего российскому, размер необходимой помощи для полуострова может подняться до 260 млрд рублей.

Игорному бизнесу на полуострове отводится роль особой прибыльной зоны, из которой компаниям-резидентам полагаются налоговые льготы. По указанию премьер-министра Дмитрия Медведева министерства должны будут подготовить предложения по Крыму и передать их правительственным органам на рассмотрение, как сообщает пресс-секретарь главы кабинета министров Наталья Тимакова [15].

До того, как начал действовать закон о запрете игорного бизнеса на Украине (1 июля 2009 г.), Крым являлся главнейшим центром азартной индустрии. На территории полуострова легально функционировали 283 игорных объекта. Самые прибыльные казино, под названиями «Ялта» и «Ореанда», находились в Ялте и Севастополе.

Результаты

Таким образом, можно провести обобщение по различным вариантам развития игорной зоны в Краснодарском крае (таблица).

Игорная зона «Золотые пески» развивается на месте бывшей Особой экономической зоны туристско-рекреационного типа «Новая Анапа». Сама по себе замена одной зоны на другую была бы ничем не привлекательным явлением, если бы не следующее обстоятельство. Дело в том, что для реализации такого рода масштабных проектов, призванных привлечь крупных брендовых зарубежных инвесторов, необходимо соблюдение ряда условий, одним из которых является последовательность шагов и действий властей, вселяющих уверенность в долгосрочной и стабильной стратегии развития проектов. Для этого и разрабатываются стратегии, даются гарантии резидентам зон различного типа.

В этом заключается и основная проблема. Авторы данной статьи в 2008-2009 гг. были привлечены в качестве разработчиков инвестиционных проектов по строительству коммуникаций, гольф-клуба, марины, коттеджного поселка, спортивного комплекса для резидента ОЭЗ ТРТ «Новая Анапа». Проекты были созданы на основании генерального плана зоны, разработанной ОАО «Гипрогор», прошли экспертизу

«Крайинвестбанка», Минэкономразвития РФ: была потрачена масса времени и средств, задействованы серьезные административные ресурсы. В результате же закрытия ОЭЗ и перенесения на ее место игровой зоны, что повлекло и смену резидентов (административный ресурс краевых властей оказался сильнее), зарубежные инвесторы отказались от дальнейшего сотрудничества с российскими властями.

Сравнительный анализ различных вариантов развития игорной зоны в Краснодарском крае

Показатели «Азов-Сити», Щербиновский район «Золотые пески», Анапский район «Имеретинская долина», город Сочи

Площадь, га 1000 783 нет данных

Проектируемая вместимость, тыс. коек 20 17,5 (к 2040 г.) 43

Достигнутая вместимость, тыс. коек 0,2 нет данных 43

Год открытия зоны 2009 2013-2017 2015*

Численность персонала, тыс. чел. 25 25* 30*

Планируемые частные инвестиции, млрд руб. 28 (1 этап) 350 (всего) 16,2 (1 этап) нет данных

Фактические частные инвестиции, млрд руб. 1,4 нет данных 1000*

Площадь казино, кв. м 6 800 17 000 нет данных

Планируемые государственные инвестиции, млрд руб. 1 4 нет данных

Ежегодный доход после выхода на проектную мощность, млн руб. 10 000 (через 20 лет) 15 000 (через 20 лет) 40 680 (к 2040 г.) нет данных

Реальный ежегодный доход Краснодарского края, млн руб. 105 (до 2014 г.) 150 (с 2014 г.) 115** нет данных

Срок окупаемости, лет 30 (7-10*) 9-10 (первая очередь) 2-3

Расстояние до крупного города, км 50 (Ейск) 45 (Анапа) нет данных

Расстояние до (км): Краснодара Ростова Москвы 190 80 1 200 150 420 1 500 340 710 1 750

Наличие инфраструктуры: коммунальной транспортной нет нет нет нет есть есть

Международный аэропорт нет есть есть

Тип курорта сегодня Пляжный, «просто и дешево» Детский, семейный, пляжный, спортивный, лечебный Событийный, спортивный, пляжный, лечебный

Экологические риски минимальные высокие минимальные

Уровень курорта сегодня местный федеральный федеральный

- отмеченные данные рассчитаны по оценке авторов; ** - платежи в бюджет за аренду участка пло-

Примечание. * щадью 240 га.

Были нарушены одни из важнейших факторов успеха реализации крупных проектов: принцип прозрачности сделок, верность обозначенным гарантиям, последовательность участия государства. Имидж России и Краснодарского края в инвестиционном поле был, несомненно, подорван. Несмотря на явные ошибки в реали-

зации проекта, неопределенность не только не исчезает, но и, наоборот, растет, что затягивает его реализацию (начало функционирования зоны планировалось в 2013 г.).

Так, ведя мониторинг высказываний чиновников высшего ранга относительно путей развития игровой зоны, можно отметить, что

подавляющее большинство экспертов скептически относятся к реализации планов развития зоны в Анапе и склоняются к тому, что в итоге зона будет перенесена в Сочи. Все чаще можно услышать: «Игорной зоны "Золотые пески" нет и не будет». «Я думаю, что властям быстро стало очевидно, что та инфраструктура, которая сейчас создается в Сочи под Олимпийские игры, после Олимпиады не сможет быть полностью загружена, если там не будет создан курорт мирового уровня. Создание игорной зоны - оптимальное решение для привлечения туда огромной массы туристов и финансовой поддержки созданной в Сочи инфраструктуры за счет налоговых поступлений от казино», - считает эксперт Николай Оганезов [16].

В то же время президент РСПП Александр Шохин предложил создавать российские оффшоры в Калининграде, Сочи и на Дальнем Востоке (Сахалин или Владивосток). По его мнению, их география ориентирована на разные потоки клиентов. В ходе разъяснений А. Шохин заметил: «В дальнейшем и в Сочи, скорее всего, будет приниматься решение о создании особой экономической зоны, особой туристической зоны, особой игорной зоны. Ее придется переносить туда из Анапы» [16].

Подчеркнем еще раз, что важнейшим условием успешной реализации проектов, как отмечается во всех стратегиях, служат следующие предпосылки, которые организуются государственными органами власти и управления:

- прозрачность принятия решений, административная поддержка инвесторов при решении различных вопросов;

- налоговые льготы разного наполнения и сочетания;

- инфраструктурная поддержка с участием мировых брендов или государственных и частных отечественных монополий, известных на Западе.

Сегодня, конечно, существует небольшое политическое ограничение, отрицательно сказывающееся на принятии решения о создании зоны в Крыму, - это санкции европейских стран и США против присоединения Республики Крым к России. В их перечне, несомненно, будут следующие: посещение гражданами этих стран Крыма только через пограничный контроль и визовую службу Украины, а также запрет на инвестиции в Крым со стороны иностранных инвесторов.

Выводы

Таким образом, можно зафиксировать ключевые особенности, общие для всех существующих альтернатив развития игорных зон в Краснодарском крае: низкая ожидаемая при-

быльность планируемых капиталовложений, сомнительная социальная направленность и ответственность бизнеса, не соответствующее ценам качество туристских услуг, неудачное для туристов географическое местоположение зон. Полученные результаты говорят о том, что перспективы развития игорного бизнеса в Щер-биновском и Анапском районах Краснодарского края находятся в полной неопределенности в современных условиях, а основная причина заключается в отсутствии у органов федерального и регионального уровней власти единой концепции развития этого бизнеса. Данный проект является теперь одним из вариантов развития игорного бизнеса в России и явно уступает по значимости Сочинскому (экономически обоснованному) и Крымскому (политически обоснованному и экономически важному), что в ближайшем будущем отрицательно скажется на планах по его реализации.

Список литературы

1. Евстафьев А. И., Максимов Д. В. Анализ организации жилищной застройки и рынка жилья города на основе пространственно-параметрического моделирования // Изв. вузов «Северо-Кавказский регион». Ростов н/Д, 2010. № 5. С. 112-118.

2. Евстафьев А. И., Перетрухин А. О. Стратегии инвестирования в недвижимость на внутреннем и иностранном рынках // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2013. Т. 13, вып. 3(2). C. 412-420.

3. Краснодарский край. Статистический ежегодник 2012 / Территориальный орган ФСГС по Краснодарскому краю. Краснодар, 2013. 254 с.

4. О стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2020 года : закон Краснодарского края от 29.04.2008 г. № 1465-КЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

5. О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации : федер. закон от 29.12.2006 г. № 244-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

6. Для чего «Роял Тайм» покупал землю в «Азов-Сити»? // БИЗНЕС Online. URL: http://www.business-gazeta.ru/article/27979/ (дата обращения: 01.02.2014).

7. Никто из топ-менеджеров крупнейших компаний Лас-Вегаса даже не назовет ни одну из российских зон // РБК daily. URL: http://rbcdaily.ru/ media/562949979044395 (дата обращения: 01.02.2014).

8. Курортная инфраструктура Азов-Сити потребует 350 млрд рублей инвестиций // РИА Новости. URL: http://geobases.ru/real_estate/Kurortnaya_infrastruk-tura_Azov-Siti_potrebuet_350_mlrd_151 (дата обращения: 01.02.2014).

9. Первое российское казино в «Азов-Сити» окупится менее чем за два года, считает инвестор // РИА Новости. URL: http://ug.ria.ru/economy/20100904/82024758. html (дата обращения: 01.02.2014).

10. Власти Кубани планируют вложить в инфраструктуру игорной зоны близ Анапы до 4 млрд руб. // РИА Новости. URL: http://ug.ria.ru/economy/20120605/82272052. html (дата обращения: 01.02.2014).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. На Черном море построят русский Лас-Вегас // Лайф-ньюс. URL: http://newsland.com/news/detail/id/560204/ (дата обращения: 01.02.2014).

12. Госдума в I чтении лишила Ростовскую область игорной зоны // РИА Новости. URL: http://ug.ria.ru/ economy/20101019/82047798.html (дата обращения: 01.02.2014).

13. Казино «Ширли-мырли» // Интернет- дневник Краснодарского края. URL: http://www.livekuban.ru/ node/200159 (дата обращения: 01.02.2014).

14. Власти Крыма не возражают против создания игорной зоны на полуострове // РИА Новости. URL: http:// ria.ru/economy/20140327/1001323161.html (дата обращения: 05.03.2014).

15. Игорный бизнес в Крыму - для пополнения «казны» // ЖУРНАЛ ИТЕРАНЕТ. URL: http://iteranet. ru/it-novosti/2014/03/31/igornyj-biznes-v-krymu-dlya-popolneniya-kazny/ (дата обращения: 05.03.2014).

16. Титаренко Г. Недетские игры на детском курорте // ВК Пресс. URL: http://www.vkpress.ru/vkinfo/ nedetskie-igry-na-detskom-kurorte/?id=54162 (дата обращения: 05.03.2014).

Economic and Geographical Analysis of the Conceptual Alternatives for the Development of Gambling Zones in Krasnodar Region

D. V. Maksimov

Kuban State University,

149, Stavropolskaya, Krasnodar, 350040, Russia E-mail: [email protected]

A. I. Evstafiev

Yuri Gagarin State Technical University of Saratov, 77, Politechnicheskaya, Saratov, 410054, Russia E-mail: [email protected]

D. M. Chamokov

Kuban State University,

149, Stavropolskaya, Krasnodar, 350040, Russia E-mail: [email protected]

Introduction. Sustainable development of Krasnodar Region (Russion Federation) requires effective ruling system in tourist industry, primarily the quality analytical and tourism planning system. This problem links to the evaluation of alternatives of development of gambling zones which is associated with the usage of social geography tools. Empirical analysis. Analysis is based on a study of a large number of publications, economic statistics, ours works, including our own experience in designing special economic zone «The New Anapa» and the results of the work of consulting agency «McKinsey». It consists of the financial feasibility analysis and socio-economic feasibility analysis of placing gambling zone «The Azov-City» in Scherbinovskiy district, «The Golden Sands» in Anapa district and «The Imereti Valley» in Sochi. Results. We have identified economic and geographic characteristics of organization of gambling zones, also advantages and disadvantages of existing concepts of tourism development. We have negatively evaluated the strategic inconsistency and unpredictability of the steps taken by the State, that complicate the current situation. Conclusions. Alternatives do not match the expectations of the majority of stakeholders: business can't get profitability of the planned investment, people and authorities can't get the social directed and responsible business, tourists can't get the convenience of geographical location and quality of services.

Key words: gambling zone, special economic zone, tourism, economical geographical analysis, human geographical analysis.

References

1. Evstafiev A. I., Maksimov D. V. Analiz organizatsii zhilishchnoy zastroyki i rynka zhilya goroda na osnove prostranstvenno-parametricheskogo modelirovaniya [Special Parametric Modeling in Studies above Activity of City's Development and State of City's Housing Market]. Izvestiya vuzov «Severo-Kavkazskiy region», Rostov-na-Donu, 2010, no. 5, pp. 112-118.

2. Evstafev A. I., Peretrukhin A. O. Strategii investirova-nia v nedvigimost na vnutrennem i inostrannom rinke [Strategy of investing in real estate in the domestic and foreign markets]. Izv. Saratov Univ. New. Ser. Ser. Economics. Management. Law. 2013. Vol. 13, iss. 3(2), pp. 412-420.

3. Krasnodarskiy region. Statisticheskiy ezhegodnik 2012 [Krasnodar region. Statistical Yearbook 2012]. Krasnodar, 2013. 254 p.

4. O strategii socialno-economicheskogo razvitiya Krasno-darskogo kraya do 2020 goda (About's strategy of socioeconomic development of Krasnodar Region 2020. Law of Krasnodar Region № 1465-RL of 29.04.2008). ATP «Consultant» (electronic resource).

5. O gosudarstvennom regulirovanii deyatelnosti po organizacii i provedeniyu azartnih igr (About state regulation of the organization and conduct of gambling. Federal Law № 244-FL of 29.12.2006). ATP «Consultant» (electronic resource).

6. Dlya chego «Royal Time» pokupal zemlyu v «Azov-City»? (Why did «Royal Time» buy land in «Azov-

City»?). BUSINESS Online. Available at: http://www. business-gazeta.ru/article/27979/ (accessed 01 February 2014).

7. Nikto iz top menedgerov krupnih kompaniy iz Las Vegasa dage ne nazovet ni odnoy rossiyskoy zoni (No one of the top managers of the largest companies in Las Vegas can not name any of the Russian zone). RBC daily. Available at: http://rbcdaily.ru/me-dia/562949979044395 (accessed 1 February 2014).

8. Kurortnaya infrastruktura Azov-Sity potrebuet 350 mlrd rubley investiciy (Tourist infrastructure of Azov-City will require 350 billion rubles of investments). RIA Novosti. Available at: http://geobases.ru/real_estate/ Kurortnaya_infrastruktura_Azov-Siti_potrebuet_350_ mlrd_151 (accessed 1 February 2014).

9. Pervoe rossiyskoe kazino v Azov-Sity okupitsya menee chem za dva goda (First Russian casino in «Azov-City» will pay back in less than two years, according to the investor). RIA Novosti. Available at: http://ug.ria.ru/ economy/20100904/82024758.html (accessed 1 February 2014).

10. Vlasti Kubani planiruyut vlogit v infrastrukturu igor-noy zoni vozle Anapi 4 mlrd rubley (Kuban authorities plan to invest in the infrastructure of a gambling zone near Anapa 4 million rubles). RIA Novosti. Available at: http://ug.ria.ru/economy/20120605/82272052.html (accessed 1 February 2014).

11. Na Chernom more postroyat russkiy Las Vegas (There will be built Russian Las Vegas on the Black Sea). Lifenews. Available at: http://newsland.com/news/detail/ id/560204/ (accessed 1 February 2014).

12. Gosduma lishila Rostovskuyu oblast igornoy zoni (The State Duma stripped the Rostov region of gambling zone). RIA Novosti. Available at: http://ug.ria.ru/econ-omy/20101019/82047798.html (accessed 1 February 2014).

13. Kazino «Shirli Myrli» (Casinos «Shirley Myrli»). Web diary of Krasnodar region. Available at: http:// www.livekuban.ru/node/200159 (accessed 1 February 2014).

14. Vlasti Kryma ne vozrazhayut protiv sozdaniya igornoy zony (Crimean authorities are not opposed to a gaming zone on the peninsula). RIA Novosti. Available at: http:// ria.ru/economy/20140327/1001323161.html (accessed 5 March 2014).

15. Igorniy bizness v Krymu - dlya popolneniya «kazny» (Gambling in Crimea - to replenish the «treasury»). JOURNAL ITERANET. Available at: http://iteranet.ru/ it-novosti/2014/03/31/igornyj-biznes-v-krymu-dlya-popolneniya-kazny/ (accessed 5 March 2014).

16. Titarenko G. Nedetskie igry na detskom kurorte (Adult games on children's resort). VC Press. Available at: http://www.vkpress.ru/vkinfo/nedetskie-igry-na-dets-kom-kurorte/?id=54162 (accessed 5 March 2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.