УДК 332.144
ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТОВ ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА С УЧЕТОМ ПОДГОТОВКИ К ЗИМНЕЙ ОЛИМПИАДЕ 2014 г.
®2011 Плискачева Н.А., Рябошапко В.П., Кудинова Л.М., БуттС.В.
Кубанский государственный университет
В статье рассматриваются экономико-географические аспекты развития субъектов Южного федерального округа. Регион располагает значительным рекреационным потенциалом, имеющим международное значение. Затрагиваются проблемы и перспективы развития туристско-рекреационной сферы.
The article deals with the economic and geographic aspects of the development of the Southern Federal District regions. The region has considerable recreational potential of the international importance. The authors address the problems and prospects of the development of touristic and recreational sector.
Ключевые слова: регион, федеральный округ, туристско-рекреационная сфера, Олимпийские игры.
Keywords: region, Federal District, tourist and recreational area, the Olympic Games.
Г лавными особенностями Южного федерального округа являются: выдающееся в масштабах Евразии транспортногеографическое положение, обусловленное близостью Волго-Каспийского пути из Северной и Центральной Европы в страны Средней, Юго-Западной и Южной Азии, а также наличием Транссибирско-Черноморского пути, связывающего страны Азиатско-Тихоокеанского региона (Китай, Корея, Япония) со странами Средиземноморского бассейна. Уникальный транспортнотранзитный потенциал ЮФО должен стать важнейшим фактором развития данного макрорегиона; здесь наиболее
благоприятные для проживания, отдыха и сельского хозяйства условия и природно-ресурсный потенциал.
Социально-экономическая привлекательность ЮФО во многом связана с высокими показателями развития демографических и миграционных процессов. По плотности населения Южный федеральный округ занимает 3-е место среди федеральных округов страны (после Северо-Кавказского и Центрального), по динамике численности населения - 2-е место (после Северо-Кавказского федерального округа). По масштабам, уровню и темпам развития санаторно-курортной и туристической сфер ЮФО занимает ведущие позиции в России. Здесь располагается достаточно мощный агропромышленный потенциал, занимающий
ведущее положение в стране, особенно в области сельскохозяйственного
машиностроения, производства
минеральных удобрений, продукции пищевой промышленности. При этом наблюдается совершенствование отраслей экономики: по обороту малых предприятий товаропроизводящих производств на душу населения ЮФО занимает 3-е место (после Северо-Западного и Приволжского федеральных округов) [4].
В то же время последовательное развитие транспортно-энергетической инфраструктуры, в первую очередь международных транспортных коридоров, способно обеспечить интеграцию отдельных частей Южного федерального округа на основе взаимосвязанного, комплексного развития его территории с существенным социально-экономи-ческим эффектом.
В настоящее время ЮФО отличает
повышенный уровень инвестиционной
активности, который обусловлен в
существенной степени подготовкой к
проведению в 2014 году в г. Сочи XXII Олимпийских зимних игр и XI
Паралимпийских зимних игр, а также реализацией значимых инвестиционных
проектов в инфраструктурном секторе экономики и значительной интенсификацией в последние годы жилищного строительства. В структуре источников инвестиций в
экономику округа 31,8% составляют собственные средства предприятий и 68,2%
- привлеченные средства, в составе которых 23,2% - бюджетные средства (из них 16,2 %
- из федерального бюджета и 4,7% - из бюджетов субъектов Российской Федерации) и 8,7% - кредиты банков. В то же время доля Южного федерального округа в общероссийском объеме прямых иностранных инвестиций в 2009 году составила менее 2,5% [6].
В настоящий период экономика Южного федерального округа сохраняет сильные конкурентные позиции на общероссийском рынке по достаточно широкой номенклатуре промышленных товаров.
Агропромышленный комплекс округа обеспечивает 12,5% общего по стране объема производства мяса и мясопродуктов, почти 11% яиц и цельномолочной продукции, около 12% животного масла, 46% растительного масла, 33% сахара-песка. Существенное развитие в округе получила легкая промышленность, ориентированная в значительной степени на поставки в другие регионы страны. На территории Южного федерального округа производится десятая часть всех трикотажных изделий Российской Федерации и 28% обуви.
По отдельным товарным группам
устойчивые конкурентные позиции в
Южном федеральном округе сохраняют металлургический и машиностроительный комплексы. Предприятия округа производят 21% общероссийского объема стальных труб, 13% металлорежущих станков, почти 19% тракторов, 9% экскаваторов, около 7% легковых автомобилей [2]. Транспортно-логи-стическая инфраструктура округа, без инновационной модернизации и
значительных инвестиций не сможет
обеспечить в перспективе необходимый
уровень транспортной доступности и качество услуг, тем самым будет
сдерживаться реализация транзитного
потенциала территории и развитие транспортно-логистических технологий,
снижаться пространственная мобильность, а также развитие таких отраслей специализации, как агропромышленный комплекс и возможности роста уровня и качества жизни населения [4].
Для снятия инфраструктурных ограничений целесообразно обеспечить комплексное развитие опорной транспортной сети федерального значения, развитие
существующих и формирование новых международных транспортных коридоров, создание современной логистической инфраструктуры.
При полноценном использовании объективных конкурентных преимуществ туристско-рекреационного комплекса Южного федерального округа необходимо сконцентрировать организационные,
интеллектуальные и материальные средства на следующих приоритетных стратегических направлениях:
- развитие институциональной среды и институциональной инфраструктуры,
включая механизмы стимулирования и согласования интересов, что предполагает совершенствование нормативной правовой базы, налоговой системы, кредитной политики, а также межведомственную и межрегиональную координацию
туристического бизнеса;
- обновление инфраструктуры и обеспечение ее эффективной загрузки после проведения в г. Сочи XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр, то есть в период после 2014 года;
- подготовка высококвалифицированных кадров;
- диверсификация туристического бизнеса, включая разработку новых эксклюзивных маршрутов и турпродуктов под узнаваемыми в мире брендами (например, территория исторической реконструкции "Сарай-Бату -столица Золотой Орды", территория экологического и культурно-познавательного туризма "Парк рыбного периода" и зона лечебно-оздоровительного туризма на территории озера Баскунчак в Астраханской области;
- развитие межрегионального и международного сотрудничества в области морского туризма и рекреации;
- создание туристско-рекреацион-ных кластеров, поскольку привлекательные
туристические зоны различных категорий встречаются в округе повсеместно.
После проведения в г. Сочи XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года Южный федеральный округ унаследует значительное количество спортивных объектов и сооружений, что обеспечит соответствие его горноклиматических курортов мировым стандартам.
ЮФО обладает также значительными ресурсами для развития бальнеологии. В настоящее время этот ресурс используется эффективно. Создаваемый гостиничный фонд в сочетании с природными зонами может дать возможность для круглогодичного лечения и будет служить одним из факторов выравнивания сезонного колебания потока туристов.
В целях устойчивого роста туристско-рекреационного комплекса в регионе необходимо обеспечить активное развитие как минимум 5 туристических кластеров:
- пляжный туризм (Черноморское побережье Кавказа, Приазовье, Северо-Западная часть Каспийского побережья, Черноморское
побережье);
- горный туризм (Красная Поляна, Лагонаки);
- оздоровительный туризм (Горячий Ключ, Хадыженск, Лабинск);
- экологический туризм (дельта р. Волги, г. Майкоп);
- культурно-познавательный туризм (гг. Краснодар, Ростов-на-Дону, Волгоград, Астрахань, Туапсе, Сочи, Майкоп, Элиста).
Кроме того, значительные перспективы устойчивого развития туризма в Ростовской области открываются с созданием 2 туристско-рекреационных кластеров:
"Всплеск" и "Донской" [4].
Развитие транспортной инфраструктуры
Южного федерального округа будет
обеспечиваться выполнением программных мероприятий по модернизации и развитию аэропортовых комплексов, транспортных узлов, участков автомобильных и железных дорог и объектов на них, а также
инфраструктуры внутренних водных путей, что позволит повысить уровень интеграции округа в единое экономическое пространство России и обеспечить его подключение к глобальной транспортной системе. В настоящее время ЮФО является энерго дефицитным регионом. Его энергетические системы устарели, основное оборудование характеризуется высокой степенью износа.
Стратегической целью развития
энергетического комплекса округа на период до 2020 года будет являться преодоление дефицита электроэнергии путем
дальнейшего развития, обеспечения
надежности и устойчивости
функционирования регионального
энергетического комплекса. Формирование рациональной структуры генерирующих
мощностей в регионе предполагается
обеспечить за счет расширения,
модернизации и нового строительства 32 объектов.
Наиболее важными этапами сетевого сектора являются:
- модернизация электросетевого комплекса на основе новых технологий;
- повышение эффективности и инвестиционной привлекательности
энергокомпаний, осуществление полного
комплекса производственно-технологичес-ких операций по передаче электроэнергии по распределительным сетям в необходимом объеме с обеспечением высокой надежности и качества [7].
Темпы роста производства в последнее десятилетие превышали среднероссийские. Рост валового регионального продукта составил в округе в 2009 году 165,7% по отношению к 2000 году, рост
промышленного производства - 153,4%
(средние по стране показатели составляли соответственно 159,2% и 135%) [6].
Важнейший внешний вызов - динамичное развитие соседних стран Черноморского бассейна (прежде всего Турции) и риски экономического отставания округа от соседних стран и регионов-лидеров. В условиях нарастающей глобализации указанные обстоятельства могут
способствовать оттеснению южного региона страны на второстепенные позиции в экономическом пространстве
Причерноморья.
Другой серьезный вызов связан с необходимостью радикальной модернизации в ЮФО аграрно-индустриаль-ного хозяйства, которое характеризуется низкой (даже по российским меркам) производительностью труда, слабой восприимчивостью к инновациям. По многим объективным причинам
постиндустриальная трансформация
экономики может столкнуться здесь с рядом специфических трудностей и, возможно, ее осуществление будет проходить в Южном федеральном округе медленнее, чем в других федеральных округах России.
Главный геополитический риск (наиболее существенная внешняя угроза безопасности) связан с близостью зон потенциальных конфликтов в Кавказском макрорегионе.
Важнейшая внутренняя угроза состоит в утрате былой привлекательности и
престижности южнороссийских регионов для проживания. В новых условиях развития многие южнороссийские курорты оказались неконкурентоспособными, проигрывают по соотношению цены и качества зарубежным аналогам. Объективное позитивное действие природных факторов может быть нейтрализовано и даже аннулировано негативным состоянием социальной, досуговой и транспортной инфраструктуры.
Другая угроза заключается в продолжающемся оттоке профессиональных кадров из регионов ЮФО. На фоне уменьшения трудоресурсного потенциала во многих соседних российских регионах и в государствах - участниках СНГ это может усилить кадровый дефицит на юге России и затруднить реализацию крупных проектов общероссийского масштаба на территории округа.
Еще одна угроза связана с неблагоприятной для местной экономики демографической структурой населения - удельный вес детей и пенсионеров постоянно возрастает на фоне снижающейся доли трудоспособного населения. При более высокой, чем в России в целом, средней продолжительности жизни населения ЮФО это означает постоянный рост демографической нагрузки на трудовые ресурсы, производительность труда которого невысока. Уникальную возможность для развития территорий ЮФО дает подготовка и проведение XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи. Для обеспечения максимального позитивного эффекта от зимней Олимпиады региону необходимо трансформировать задачу создания конкурентоспособного всесезонного горного курорта мирового уровня в Краснодарском крае в сверхзадачу превращения Олимпийских игр-2014 в катализатор постиндустриальной
трансформации и инновационной диверсификации экономики всего региона [8].
Стратегической целью является
превращение ЮФО в прогнозном периоде в одного из российских лидеров инновационного развития, в оплот стабильности и конструктивного российского влияния в Кавказском макрорегионе, Черноморском и Каспийском бассейнах, что предполагает:
- создание главной продовольственной базы страны на основе формирования национального мегакластера
агропромышленного комплекса,
включающего весь комплекс производств и инновационных центров, обеспечивающих его эффективное функционирование "от поля до продукта";
- реализацию транзитного потенциала округа путем развития международных транспортных коридоров;
- развитие многофункционального рекреационного комплекса международного масштаба и всех уровней ценовой доступности; инновационную
модернизацию, развитие и создание новых промышленных районов и кластеров на территории округа.
Одновременная реализация этих
взаимосвязанных направлений
стратегического развития Южного федерального округа обеспечит: социальноэкономическую и транспортную интеграцию азово-черноморской и волжско-каспийской частей федерального округа; растущую социальную, рекреационную и
инвестиционную привлекательность, а тем самым высокую занятость населения округа, рост уровня и качества жизни; эффективное встраивание округа в систему российской и мировой экономики и мирового рынка, что существенно повысит его социальную и геополитическую роль в масштабе Евразии.
Стратегия развития ЮФО направлена на достижение главной цели - существенное и постоянное повышение уровня и качества жизни населения, прежде всего на основе эффективного использования природноресурсного, транспортно-географического и социально-демографического потенциала путем реализации сценария устойчивого инновационного развития.
Дальнейшее развитие округа сопряжено с формированием эффективной экономики и комфортной социальной сферы на южных рубежах России, сопоставимых по
важнейшим индикаторам с ближайшими соседями в Средиземноморье и с Турцией.
Решение стратегических задач развития предполагает:
- существенный рост производительности труда за счет инновационного развития экономики округа, основанного на новейших технологиях, новых социальных институтах, передовом мировом знании;
- активизацию экономических возможностей округа за счет модернизации старых и создания новых экономических кластеров и промышленных районов и преодоления инфраструктурных ограничений;
- развитие человеческого потенциала за счет гармонизации межэтнических и
межконфессиональных отношений,
совершенствования системы обучения и переобучения, эффективной модернизации отраслей социальной сферы, формирования и обустройства новых крупных городских агломераций, повышения социальной мобильности и создания новых объектов инновационной инфраструктуры мирового уровня;
- эффективное использование природноресурсного потенциала и защиту окружающей природной среды,
нейтрализацию негативного воздействия водного дефицита и возможных климатических изменений на экономику и социальную сферу округа [3].
Примечание
1. Беликов М. Ю. Города-курорты Краснодарского края: проблемы отраслевой и структурной перестройки в условиях перехода к рынку. Краснодар, 1994. 2. Битюков М. А., Анисимов В. И., Сычев С. Л. Рекреационные ресурсы Северного Кавказа: Учеб. пособие. Сочи, 2009. 330 с. 3. Бутт С. В., Беликов М. Ю., Рябошапко В. П., Скрипниченко И. А., Коркина Д. В. Подготовка к зимней олимпиаде 2014 г. и развитие спорта на юге России // Рациональное природопользование: управление человеческими и природными ресурсами в контексте устойчивого развития: Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2009. 180 с. 4. Будко И. И.Транспортное обслуживание туризма. Учеб. пособие. М. : Март, 2006. 336 с. 5. Николаенко Д. В. Рекреационная география: Учеб. пособие М.: ВЛАДОС, 2001. 288 с. 6. Регионы России. Социально-экономические показатели 2010. Статистический сборник. Росстат. М., 2010. 7. Рябошапко В. П. Географические факторы рекреационного районирования России // Географические исследования Краснодарского края. Сб. науч. трудов. Вып. 6. Краснодар, 2011.
Статья поступила в редакцию 04.09.2011 г.