Научная статья на тему 'ЭКОНОМИКА XXI ВЕКА – ЭКОНОМИКА, ОСНОВАННАЯ НА ЗНАНИЯХ'

ЭКОНОМИКА XXI ВЕКА – ЭКОНОМИКА, ОСНОВАННАЯ НА ЗНАНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
134
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
экономика / знание / технологии / развития / концепция / economics / knowledge / technology / development / concept

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Акмаммедова О. A., Тедженов А., Сапаров Р.

Поиск новой научной парадигмы устройства мира, нуждающегося в глобализации знаний и научных достижений, стал предпосылкой возникновения следующей фазы развития человечества, связанной с появлением информационно-коммуникационных технологий, позволяющих совершенствовать процессы генерации знаний и использовать их в качестве основного ресурса экономического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ECONOMY OF THE XXI CENTURY IS A KNOWLEDGE–BASED ECONOMY

The search for a new scientific paradigm of the structure of the world in need of the globalization of knowledge and scientific achievements has become a prerequisite for the emergence of the next phase of human development associated with the emergence of information and communication technologies that allow improving the processes of knowledge generation and using them as the main resource of economic development.

Текст научной работы на тему «ЭКОНОМИКА XXI ВЕКА – ЭКОНОМИКА, ОСНОВАННАЯ НА ЗНАНИЯХ»

УДК 33

Акмаммедова O.A.

преподаватель

Туркменский государственный институт финансов (г. Ашхабад, Туркменистан)

Тедженов А.

студент

Туркменский государственный институт финансов (г. Ашхабад, Туркменистан)

Сапаров Р.

студент

Туркменский государственный институт финансов (г. Ашхабад, Туркменистан)

ЭКОНОМИКА XXI ВЕКА - ЭКОНОМИКА, ОСНОВАННАЯ НА ЗНАНИЯХ

Аннотация: поиск новой научной парадигмы устройства мира, нуждающегося в глобализации знаний и научных достижений, стал предпосылкой возникновения следующей фазы развития человечества, связанной с появлением информационно-коммуникационных технологий, позволяющих совершенствовать процессы генерации знаний и использовать их в качестве основного ресурса экономического развития.

Ключевые слова: экономика, знание, технологии, развития, концепция.

Активное формирование новой экономики осуществляется на протяжении последних двадцати лет с появления глобальных информационных сетей, средств коммуникаций и Интернета. Стратегическое развитие национального хозяйства различных стран, прежде всего, неразрывно связано с

формированием новых экономических отношений. Решить эту задачу можно только на основе глубокого теоретического осмысления содержания новой фазы экономического развития общества.

В настоящее время существует несколько теорий развития современного общества (рис.1):

Рисунок 1. Теорий развития современного общества

На основании их общности можно сделать вывод о том, что все они взаимосвязаны и представляют собой различные направления формирования парадигмы новой экономики. Отсюда следует, что при анализе современной экономики следует исходить не из разделения ее на отдельные составляющие по приоритету факторов производства, ресурсов, отдельных секторов или сфер деятельности, а из интеграции этих составляющих в единое целое, которое будет адекватно отражать все многообразие происходящих трансформаций. Другими словами, необходимо определить - на каких новых принципах развивается современная экономика и уже в соответствии с ними определить ее новое содержание.

Сегодня речь идет о формировании и развитии человеческого потенциала (капитала), который выходит на передний план в обеспечении социально-экономического прогресса в XXI веке. По данным Всемирного банка в 192 странах на долю человеческого капитала приходится в среднем 64% общего богатства, на долю физического капитала - 16%, на долю природного капитала - 20%. Масштабно и зримо труд во всех ипостасях своего существования и формах проявления выходит на передний план, что предполагает принципиально новое теоретическое обоснование современной парадигмы социально -

экономического развития. Определим сущность современной экономики следующим образом.

В ходе развития общественного производства знания в различных формах превращаются в системное и непрерывное явление, родовым признаком которого выступает фиксированная монополия на рентные факторы, а экономика, в общем объеме доходов которой определяющую роль начинает играть интеллектуальная рента, превращается в экономику, основанную на знаниях.

Сегодня ни один из хозяйствующих субъектов не может осуществлять свою деятельность без генерации и постоянного обновления, имеющегося у него массива знаний, и поэтому в практику прочно входит непрерывное образование, осуществляемое различными современными способами - дистанционно, интерактивно, виртуально. Объективны и закономерны процессы валоризации и реконфигурации знаний. Индивиды, имеющие высококвалифицированные знания, востребованные на различных рынках, становятся получателями нового вида дохода - интеллектуальной ренты.

Многие продвинутые фирмы, создают и тщательно защищают от потенциального вторжения контрагентов корпоративные знания, дающие при их умелом использовании неоспоримые конкурентные преимущества.

Страны, сумевшие органично вписать инновационные ресурсы и знания в экономическую модель своего развития, достигают значительных успехов на мировом рынке, становятся лидерами экспорта образовательных услуг, приносящих немалые доходы. Все это требует пересмотра направлений государственного регулирования, оптимизации саморегулирования и действия других институтов экономики, основанной на знаниях.

В современной экономике идут реальные процессы развития высоких технологий и роста отраслей информационного производства, что свидетельствует о ее качественном перерождении (рис.2):

^н Знания становятся наиболее существенным ресурсом производства;

Все большую т Роль первичного

независимость от сектора выполняет

труда получает индустрия высоких

производство; технологий.

Рисунок 2. Результаты развития высоких технологий

В структуре общественного богатства происходит увеличение доли его внеэкономической составляющей (образование, здоровье, экология, нация).

Повышение «качества» индивида становится равноценным процессу накопления общественного богатства. Поэтому рост производительности труда работников, оперирующих знаниями, становится одной из главных задач экономики знаний. Вместе с тем, процесс формирования экономики, основанной на знаниях, не лишен внутренних противоречий.

Одно из таких противоречий связано с тем, что, не исчерпав потенциала имеющихся традиционных ресурсов, субъекты национальной экономики не могут переходить к приоритетному использованию знаний как ресурса, поскольку для этого надо иметь высокий уровень развития техники, технологий и человеческого капитала. Экономика, основанная на знаниях - это закономерная и объективно обусловленная более высокая по сравнению с индустриальной фаза (стадия) развития общества. И перейти к этой стадии без должной экономической, механико-технологической базы не представляется возможным. Отсюда следует сделать вывод, что страны с низким уровнем экономического развития и, соответственно, неразвитым сектором знаний не в состоянии перейти к экономике, основанной на знаниях, и не могут поставить во главу своего экономического роста такой фактор, как знания.

Другое противоречие экономического роста связано с несоответствием уровня развития трудовых ресурсов и организации общества тому характеру экономики, который сформировался в современном мире. Прежде всего, это выражается в огромной нехватке квалифицированных специалистов на мировом рынке труда. Активные миграционные процессы, характерные для многих стран,

к сожалению, ее не решают. Эта проблема носит глобальный характер, и она присуща разным сферам деятельности - бизнесу, науке, образованию и т. п.

Еще одно противоречие связано с концентрацией в развитых странах большей части интеллектуального и технологического потенциала человечества. В них сосредоточиваются основные торговые обороты, замыкаются инвестиционные потоки из развивающихся стран в развитые регионы планеты. Это ведет к поляризации стран по уровню развития человеческого капитала, по его доли в общественном богатстве страны, их дифференциации по приоритетам экономического развития.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Иванченко, В. Информационные технологии и система управления // Экономист. - 2004.

2. Fabre, T. Eluson exclus: Comment la mondialisation coupe le monde en deux // Expansion. - P., 2000.

Akmammedova O.A.

Turkmen State Institute of Finance (Ashgabat, Turkmenistan)

Tejenov A.

Turkmen State Institute of Finance (Ashgabat, Turkmenistan)

Saparov R.

Turkmen State Institute of Finance (Ashgabat, Turkmenistan)

THE ECONOMY OF THE XXI CENTURY IS A KNOWLEDGE-BASED ECONOMY

Abstract: the search for a new scientific paradigm of the structure of the world in need of the globalization of knowledge and scientific achievements has become a prerequisite for the emergence of the next phase of human development associated with the emergence of information and communication technologies that allow improving the processes of knowledge generation and using them as the main resource of economic development.

Keywords: economics, knowledge, technology, development, concept.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.