Научная статья на тему 'Экономика Туркменистана: итоги 2010 года'

Экономика Туркменистана: итоги 2010 года Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
661
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРКМЕНИСТАН / С. НИЯЗОВ / Г. БЕРДЫМУХАММЕДОВ / МАКРОЭКОНОМИКА / ВВП ТУРКМЕНИСТАНА / ЭНЕРГЕТИКА И ИНВЕСТИЦИИ / ПЕРСПЕКТИВЫ НОВЫХ ГАЗОПРОВОДОВ / "НАБУККО" / ТАПИ / ТУРКМЕНИСТАН — РОССИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Проклов Игорь

Для Туркменистана 2010 год в чем-то стал итоговым — он подводит черту под многими программами социально-экономического развития, принятыми 10 лет назад, еще при С. Ниязове. Заданные в этих программах показатели изначально вызывали у многих наблюдателей сомнения, так как были ориентированы исключительно на благоприятный ход событий. Например, согласно озвученным в 2001 году министром нефтегазовой промышленности и минеральных ресурсов К. Назаровым планам, Туркменистан должен был в 2010 году добывать 120 млрд куб. м газа и 48 млн т нефти, отправляя на экспорт 100 млрд куб. м газа и 33 млн т нефти. Реальные цифры оказались значительно скромнее, в первую очередь из-за неблагоприятной конъюнктуры в последние годы. Тем не менее подобные программы все же позволили сформулировать основные приоритеты и направления развития, заложив основу пусть не для столь стремительного, но все же стабильного роста. Хотя начавшийся в 2008 году мировой кризис напрямую не затронул финансовую систему Туркменистана и страна самостоятельно, без какой-либо внешней финансовой поддержки вышла из кризиса, все же туркменское руководство оказалось перед необходимостью коренным образом пересмотреть свои стратегические планы. В первую очередь это касается ориентиров в энергетической политике. Кризис наглядно продемонстрировал, что ориентация исключительно на экспорт энергоресурсов чревата серьезными экономическими рисками, не говоря о том, что ранее достигнутые соглашения и торжественно оформленные договоренности могут так и остаться на бумаге. Как известно, Туркменистан обладает значительными запасами природного газа, поэтому выбор руководства страны, сделавшего после обретения независимости главную ставку на топливно-энергетический комплекс как "локомотив" для всех остальных отраслей национального хозяйства, является вполне логичным и обоснованным. Однако со временем стало приходить осознание, что большие запасы природных ресурсов могут оказаться не только большой удачей, но и большим проклятием, главным образом для простого населения страны. Потенциальные прибыли от экспорта энергоносителей должны были сделать страну процветающей, а уровень жизни населения должен быть как минимум выше среднего. По мнению туркменских руководителей, достижению экономического благополучия препятствовало только несколько обстоятельств, и для их преодоления были мобилизованы все усилия как во внешней, так и во внутренней политике. Во-первых, необходимо было модернизировать существовавшие газои нефтедобывающие мощности, отремонтировать старые газопроводы и проложить новые пути доставки энергоносителей до потенциальных потребителей; во-вторых, необходимо было договориться с этими самими потребителями. Как показали события последних двух десятилетий, задача оказалась весьма непростой: платежеспособные потребители находятся далеко, а ближайшие соседи также не обделены энергетическими ресурсами и готовы при первом возможном случае составить конкуренцию. Туркменские руководители (ранее С. Ниязов, затем Г. Бердымухаммедов) прекрасно понимали и понимают, что в таких условиях только искусная многовекторная энергетическая политика и диверсификация экспорта позволят стране приблизиться к намеченным рубежам. Нельзя отрицать, что проводимая стратегия диверсификации стала приносить свои плоды и в следующем десятилетии поставленные задачи вполне могут быть осуществлены. Несмотря на конъюнктурный спад, многие мировые игроки рады были бы "застолбить" свои позиции в энергетике Туркменистана. При этом нежелание попасть в новые виды политической и экономической зависимости от более мощных игроков (хотя и не только оно) толкает порой руководство страны к весьма своеобразным формам организации общественной жизни и управления национальным хозяйством, часто подвергающимся критике со стороны мирового сообщества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономика Туркменистана: итоги 2010 года»

ЭКОНОМИКА ТУРКМЕНИСТАНА: ИТОГИ 2010 ГОДА

Игорь ПРОКЛОВ

кандидат экономических наук, научный сотрудник Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья Института востоковедения РАН (Москва, Россия)

Введение

Для Туркменистана 2010 год в чем-то стал итоговым — он подводит черту под многими программами социально-экономического развития, принятыми 10 лет назад, еще при С. Ниязо-ве1. Заданные в этих программах показатели изначально вызывали у многих наблюдателей сомнения, так как были ориентированы исключительно на благоприятный ход событий. Например, согласно озвученным в 2001 году министром нефтегазовой промышленности и минеральных ресурсов К. Назаровым планам, Туркменистан должен был в 2010 году добывать 120 млрд куб. м газа и 48 млн т нефти, отправляя на экспорт 100 млрд куб. м газа и 33 млн т нефти. Реальные цифры оказались значительно скромнее, в первую очередь из-за неблагоприят-

1 Стратегия социально-экономических преобразований в Туркменистане на период до 2010 года; Программы развития нефтегазовой промышленности Туркменистана на период с 2000 по 2010 год; Программа развития текстильной отрасли до 2010 года; Программа развития хлопкоочистительной промышленности до 2010 года и т.д.

ной конъюнктуры в последние годы. Тем не менее подобные программы все же позволили сформулировать основные приоритеты и направления развития, заложив основу пусть не для столь стремительного, но все же стабильного роста.

Хотя начавшийся в 2008 году мировой кризис напрямую не затронул финансовую систему Туркменистана и страна самостоятельно, без какой-либо внешней финансовой поддержки вышла из кризиса, все же туркменское руководство оказалось перед необходимостью коренным образом пересмотреть свои стратегические планы. В первую очередь это касается ориентиров в энергетической политике. Кризис наглядно продемонстрировал, что ориентация исключительно на экспорт энергоресурсов чревата серьезными экономическими рисками, не говоря о том, что ранее достигнутые соглашения и торжественно оформленные договоренности могут так и остаться на бумаге.

Как известно, Туркменистан обладает значительными запасами природного газа, поэтому выбор руководства страны, сде-

лавшего после обретения независимости главную ставку на топливно-энергетический комплекс как «локомотив» для всех остальных отраслей национального хозяйства, является вполне логичным и обоснованным. Однако со временем стало приходить осознание, что большие запасы природных ресурсов могут оказаться не только большой удачей, но и большим проклятием, главным образом для простого населения страны.

Потенциальные прибыли от экспорта энергоносителей должны были сделать страну процветающей, а уровень жизни населения должен быть как минимум выше среднего. По мнению туркменских руководителей, достижению экономического благополучия препятствовало только несколько обстоятельств, и для их преодоления были мобилизованы все усилия как во внешней, так и во внутренней политике. Во-первых, необходимо было модернизировать существовавшие газо- и нефтедобывающие мощности, отремонтировать старые газопроводы и проложить новые пути доставки энергоносителей до потенциальных потребителей; во-вторых, необходимо было договориться с этими самими потребителями. Как показали события

последних двух десятилетий, задача оказалась весьма непростой: платежеспособные потребители находятся далеко, а ближайшие соседи также не обделены энергетическими ресурсами и готовы при первом возможном случае составить конкуренцию. Туркменские руководители (ранее С. Ниязов, затем Г. Бердымухаммедов) прекрасно понимали и понимают, что в таких условиях только искусная многовекторная энергетическая политика и диверсификация экспорта позволят стране приблизиться к намеченным рубежам. Нельзя отрицать, что проводимая стратегия диверсификации стала приносить свои плоды и в следующем десятилетии поставленные задачи вполне могут быть осуществлены.

Несмотря на конъюнктурный спад, многие мировые игроки рады были бы «застолбить» свои позиции в энергетике Туркменистана. При этом нежелание попасть в новые виды политической и экономической зависимости от более мощных игроков (хотя и не только оно) толкает порой руководство страны к весьма своеобразным формам организации общественной жизни и управления национальным хозяйством, часто подвергающимся критике со стороны мирового сообщества.

Макроэкономика

В 2010 году, как и прежде, наблюдался высокий рост внутреннего валового продукта (ВВП), составивший, по официальным данным, 9,2%. Озвучивая эту цифру при подведении итогов года, президент страны Г. Бердымухаммедов отметил, что активно проводимая политика диверсификации экономики, диверсификации рынков поставок энергоресурсов позитивно повлияла на развитие экономики в целом. Увеличились иностранные инвестиции. Инфляция снизилась до 0,1%. В стране поддерживается стабильный обменный курс.

Официальная точка зрения на экономический прогресс страны тоже весьма оптимистична. «Если в целом говорить о положительных сдвигах в государстве, то здесь можно привести один интересный и наглядный факт. Если, например, ранее доля сельского хозяйства в валовом внутреннем продукте у нас составляла почти 40%, то сегодня она сократилась до 10%, уменьшилась в четыре раза, зато почти в три раза выросла доля промышленности и строительства, которая составляет сегодня почти 60% валового внутреннего продукта», — отметил Бердымухаммедов2.

2 См.: [http://www.regnum.rU/news/polit/1348500.html#ixzz15yiuI145].

Наблюдатели миссии Международного валютного фонда также прогнозировали рост реального ВВП Туркменистана в 2010 году не ниже 8,1%. По их мнению, позитивное влияние на экономическую ситуацию в Туркменистане в условиях глобального финансового кризиса оказало создание Стабилизационного фонда, сформированного за счет профицита государственного бюджета прошлых лет. Объем фонда в настоящее время составляет свыше 16% ВВП.

Оценивая поступающую из Туркменистана информацию, трудно не согласиться, что за последние годы в стране произошли определенные изменения к лучшему. Страна превратилась в большую стройку. Если при Ниязове строительство шло на десятки миллионов, то сейчас речь идет о сотнях миллионов долларов. Тем не менее экономика Туркменистана по-прежнему является закрытой и непростой для понимания. Официальная статистика весьма отрывочна и непрозрачна, при этом часто пестрит ненужной информацией. Большинство макроэкономических показателей даются в относительном выражении и в процентах. В бюджете страны указаны только общие цифры доходной и расходной части.

Таблица

Макроэкономические показатели

^ Показатели 2010 год Темпы роста, %

Темпы роста валового внутреннего продукта в сопоставимых ценах, % нет данных 109,2

Сводный индекс потребительских цен (декабрь 2010 г. к декабрю 2009 г.), % нет данных 104,77

Инвестиции в основной капитал, млн манатов 28 465,3 114,1

Внешнеторговый оборот, млн долл. 17 882,8 97,6

Экспорт 9 679,2 103,8

Импорт 8 203,6 91,2

Сальдо внешней торговли, млн долл. 1 475,6 нет данных

Среднемесячная заработная плата, манатов 707,5 112,1

Исполнение государственного бюджета за 2010 год В % к установленному заданию

Доходы 125,1

Расходы 92,2

И с т о ч н и к: Сайт Государственного комитета Туркменистана по статистике. ^

В 2010 году ВВП в расчете на душу населения Т уркменистана в пересчете на паритет покупательной способности (ППС), согласно данным Доклада о развитии человека ПРООН (2009—2010 гг.), составил 7 052 долл. Согласно индексу развития человеческого потенциала, Туркменистан возглавляет группу стран со среднем уровнем развития человеческого потенциала (Туркменистан занял 87 место, Китай — 89, Беларусь, Россия и

Украина — в списке стран с высоким уровнем человеческого развития: соответственно 61, 65 и 69 места, Албания — 64 место)3.

По-прежнему ряд потребительских товаров и услуг в Туркменистане предоставляются гражданам по установленным нормам бесплатно. К ним относятся газ, электричество, вода, пищевая соль, бензин, дизельное топливо. На остальные товары и услуги, включая и сверхлимитное потребление электричества и газа, регулируемые цены уже более 10 лет держатся на одном уровне. Исключение составляют цены на сверхлимитное (более 120 литров в месяц) потребление бензина и дизтоплива, а также тарифы на общественный транспорт (в том числе внутренние пассажирские авиаперевозки), которые несколько возросли, но остаются относительно низкими. Однако, по многочисленным отзывам западных экспертов, уровень жизни населения остается весьма низким, хотя по сравнению с другими центральноазиатскими странами (Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан) туркмены живут лучше.

Что касается сельского хозяйства, то прошедший год власти расценивают как самый удачный со времени обретения независимости в 1991 году. В 2010 году впервые за много лет собрано около 1,4 млн т пшеницы (при плане 1,6 млн) и 1,3 млн т хлопка; причем урожай хлопка, как сообщил Г. Бердымухаммедов, «значительно превышает потребности промышленных предприятий страны». Официальные власти рассматривают высокий урожай как закономерный итог реформ, проводимых в агропромышленном комплексе страны: повышения закупочной цены на производимую дехканскими хозяйствами продукцию, предоставления им более выгодных кредитов, улучшения инфраструктуры. Тем не менее об устойчивой тенденции повышения урожайности говорить пока рано. По различным оценкам, потребность Туркменистана в зерне оценивается в 2 млн т, поэтому страна будет вынуждена по-прежнему импортировать пшеницу. Что касается хлопковой отрасли, то руководство страны поставило перед местными текстильщиками задачу в будущем полностью перерабатывать весь производимый в стране хлопок. По официальным данным, в развитие этой отрасли государством вложено более 1 млрд долл., из них 300 млн составляют иностранные (в основном турецкие) инвестиции. Правительство Туркменистана к 2020 году планирует довести объем инвестиций в отрасль до 2 млрд долл. Следует добавить, что цена на хлопок на бирже в Нью-Йорке в ноябре 2010 года достигала рекордной отметки в 1,3863 долл. за фунт (около 3 049 долл. за тонну).

С 1 января минимальная зарплата в Туркменистане составила 598 манатов (ок. 205 долл.), а размер трудовой пенсии — от 120 до 532 манатов (50—180 долл.). Вместе с тем наблюдается рост цен на продукты питания, а также увеличение тарифов на услуги населению.

Энергетика и инвестиции

Однако многие наблюдатели не так оптимистичны в оценке экономической ситуации в стране. Сжатие мировых рынков энергоносителей в результате кризиса 2008 года сильно ударило по государственному бюджету и поставило под угрозу ряд амбициозных проектов. По данным «Газпрома», российский газовый холдинг в 2010 году закупил в Туркменистане лишь 10 млрд куб. м газа вместо предусмотренных контрактом 30 млрд куб. м, что, несомненно, негативно сказалось на валютных поступлениях. По разным данным, в 2010 году было добыто около 40—45 млрд куб. м газа и свыше 10 млн т нефти4. Несомненно, что дальнейшие перспективы роста будут связаны с пересмотром экспортных контрактов.

3 См.: [www.undp.org/publications/hdr2010/en/HDR_2010_EN_Complete.pdfl.

4 См.: [www.oilnews.com.ua/news/article6630.html].

Как известно, главным богатством страны являются огромные запасы газа. По данным компании «Бритиш петролеум», Туркменистан занимает 4 место по доказанным запасам природного газа (8,1 трлн куб. м)5. Разведанные запасы, по официальным туркменским данным, составляют 24,6 трлн куб. м. Именно вокруг них и разворачиваются основные перипетии внутренней и внешней политики страны. В первую очередь это касается поисков и диверсификации потребителей и маршрутов поставок энергоносителей за пределы страны.

Важным событием явилось начало поставок газа в Китай в 2009 году: завершение строительства первой очереди газопровода стало для Туркменистана прорывом в преодолении абсолютной зависимости от России и было объявлено большим благом для все более остро нуждающегося в энергоресурсах Китая. Однако ожидания оказались преждевременными и пока не оправдали надежд туркменской стороны на существенное пополнение государственной и «окологосударственной» казны. В 2010 году в Китай было поставлено не более 5 млрд куб. м газа; дальнейший рост поставок также будет происходить очень плавно. Но очевидно, что Китай изначально не собирался платить высокую цену за туркменский газ. Конкретные пункты газовых контрактов остаются секретом, но, по неофициальным данным, российская цена за кубометр газа приблизительно на 60—80 долл. выше китайской. При этом из поставок в Поднебесную Туркменистан будет оплачивать многомиллиардные кредиты, ранее полученные от Китая: видимо, туркменское руководство начинает осознавать крепость дружеской китайской руки, предпочитающей крепко схватить партнера за горло. Визит Бердымухаммедова в Китай в преддверии открытия Шанхайской выставки не принес роста экспортных поставок газа в ближайшей перспективе; при этом китайская сторона не торопится также выделять новые кредиты. Тем не менее стороны подтвердили заинтересованность в стратегическом партнерстве. Так, в июне в ходе визита члена Постоянного комитета Политбюро ЦК КПК Хэ Гоцяна в Ашхабад стороны договорились о строительстве второй нитки газопровода Туркменистан — Китай, что позволит в перспективе увеличить поставки туркменского природного газа в КНР сверх ранее обговоренных 40 млрд куб. м. В сентябре состоялся запуск в эксплуатацию газокомпрессорной станции «Багтыярлык», которая должна стать важной частью газотранспортной системы в Китай.

На всемирной выставке «ЭКСПО-2010» в Шанхае (КНР) Туркменистан представил большую и разноплановую экспозицию. Наряду с коврами, книгами и видеороликами о Туркменистане основу экспозиции составили стенды государственных компаний нефтегазового сектора. Свои достижения продемонстрировали Министерство текстильной промышленности, Министерство здравоохранения, Государственный комитет по туризму и спорту, ашхабадский Дом моделей.

Несмотря на газовые перипетии, интерес к Туркменистану растет не только у крупных международных компаний, но и у фирм поменьше. Отчасти он обусловлен тем, что Туркменистан смог пережить финансовый кризис без внешней помощи. Так, 1 февраля в столице Объединенных Арабских Эмиратов открылся Международный инвестиционный форум Туркменистана и выставка туркменских товаров. Подобное мероприятие с целью широкой пропаганды своих экономических достижений Туркменистан проводил впервые. С туркменской стороны в форуме приняли участие члены правительства, многие другие руководители высокого уровня и топ-менеджеры. Согласно официальному сообщению, главная задача первого инвестиционного форума Туркменистана за рубежом — привлечь зарубежные инвестиции и повысить экспортный потенциал таких отраслей, как нефтегазовый сектор, энергетика, текстильная промышленность, транспорт, телекоммуникации, строительство, агропромышленный комплекс и водное хозяйство.

5 См.: ВР St.at.ist.ical Review, 2010.

С 17 по 19 ноября в ашхабадском Выставочном комплексе проводилась 15-я международная выставка «Нефть и газ Туркменистана—2010», в которой наряду с государственными концернами, такими как «Туркменгаз», «Туркменнебит», «Туркменхимия», Государственной корпорацией «Туркменгеология», Туркменбашинским комплексом нефтеперерабатывающих заводов, приняли участие более 160 иностранных участников, в том числе компании «Petronas», «Dragon Oil», «Wintershall», «Bentec», «Газпром», «ТМК», «Стройтрансгаз», «Татнефть», «Интегра», «Komatsu LTD», «Technip» и др.

Перспективы новых газопроводов

Вслед за выставкой в Ашхабаде состоялась международная конференция «Нефтегазовая промышленность Туркменистана: сегодняшний день, перспективы развития и международное сотрудничество», собравшая порядка 700 делегатов, в том числе многих ответственных чиновников из Европы, стран Ближнего Востока, а также глав ведущих зарубежных нефтегазовых компаний.

Несомненно, главной темой этого международного форума стал вопрос о дальнейшей диверсификации поставок туркменских энергоносителей. С приходом Г. Бердымухаммедо-ва туркменская сторона, основываясь на новых данных геологоразведки, активизировала свою деятельность в этом направлении, проводя весьма жесткую и прагматичную политику. Помимо уже существующих маршрутов в Россию, Китай и Иран Туркменистан активно зондирует возможности поставок газа в рамках проектов «Набукко» и ТАПИ.

Выступивший на конференции вице-премьер туркменского правительства Б. Ход-жамухаммедов, отвечающий за топливно-энергетический комплекс, заявил, что страна готова ежегодно поставлять в Европу 40 млрд куб. м газа (помимо поставок в Россию, Китай и Иран)6. О том, что ЕС рассматривает Туркменистан как надежного нового потенциального поставщика энергоресурсов, заявил на конференции представитель ЕС посол Н. Жустен. По его словам, ЕС понимает, что Туркменистан может стать основным поставщиком газа для Евросоюза и европейские компании готовы покупать газ на границе Туркменистана и организовать его транспортировку на европейские рынки. Он также подчеркнул, что в случае успешного развития энергетического сотрудничества между ЕС и Туркменистаном последний получит «зрелый, привлекательный и растущий энергетический рынок для своего газа». В то же время другой представитель Евросоюза, председатель рабочей группы по газу Европейской группы регламентирования по электричеству и газу Вальтер Болтц, заявил: Евросоюз рассчитывает, что Туркменистан возьмет на себя четкие обязательства по поставке необходимых объемов газа до того, как Европа начнет создавать инфраструктуру для его транспортировки. Он подчеркнул, что Туркменистану, который уже заключил контракты на поставку газа в Россию, Иран и Китай, следует гарантировать поставку тех объемов газа, в которых заинтересована Европа7.

Несмотря на скептическое отношение многих экспертов, в первую очередь российских, к перспективам «Набукко», особенно на фоне договоренностей с Россией о строительстве Прикаспийского газопровода, в среднесрочной перспективе этот проект вполне может обрести реальное воплощение. В отличие от России, которая зарабатывала исклю-

6 См.: [http://www.regnum.ru/news/polit/1355719.html].

7 См.: [http://www.k2kapital.com/news/421280/].

чительно на последующей перепродаже туркменского газа, в лице ЕС Туркменистан получит реального потребителя, который также стремится уменьшить свою зависимость от поставок газа из России.

Осознавая подобные перспективы, Туркменистан в 2010 году на собственные средства приступил к реализации проекта магистрального транстуркменского газопровода «Восток — Запад» мощностью 30 млрд куб. м для доставки газа с восточных месторождений в западном направлении. После реализации этого проекта (предполагается, что срок строительства составит около 5 лет) Туркменистан получит возможность в зависимости от потребностей гибко перемещать дополнительные объемы углеводородного сырья как в западном, так и восточном направлении по территории страны.

Что касается возможных препятствий для реализации планов «Набукко» из-за неурегулированного статуса Каспия, то туркменский лидер заявил на третьем саммите прикаспийских государств в ноябре 2010 года в Баку, что Транскаспийский трубопровод может быть построен при согласии его страны и Азербайджана без учета газовых интересов других прибрежных стран — России, Ирана и Казахстана8. По вопросу сырьевой базы для проекта газопровода «Набукко», туркменский вице-премьер сказал: «Уже в 2011 году Туркменистану необходим рынок для газа, добываемого малайзийской компанией «Петронас» на морском блоке, в объеме пяти миллиардов кубометров»9.

В 2010 году при активном содействии туркменской стороны в ускоренном темпе прорабатывались вопросы, связанные со строительством газопровода Туркменистан — Афганистан — Пакистан — Индия (ТАПИ). В течение года, в основном с августа по декабрь, состоялось несколько заседаний Технической рабочей группы по проекту газопровода, в которых участвовали ведущие специалисты всех стран — участниц этого транснационального проекта, а также представители Азиатского банка развития.

Сторонам удалось выйти на согласование основных технических и коммерческих параметров будущего газопровода и условий поставок природного газа, приступить к подготовке окончательного варианта межправительственного соглашения о строительстве газопровода ТАПИ. Возобновление интереса к данному проекту не в последнюю очередь связано с примерно 10%-м ежегодным ростом потребностей в энергоресурсах в Индии и Пакистане.

В ходе работы над соглашением пакистанская сторона провела презентацию по вопросам обеспечения безопасности газопровода на территории, по которой пройдет трасса будущей магистрали. В свою очередь, туркменская сторона представила потенциальным покупателям информацию относительно ресурсной базы для газопровода.

Как известно, Азиатский банк развития в 2005 году профинансировал разработку ТЭО этого проекта, стоимость которого оценивается в 7,6 млрд долл. В соответствии с проектом протяженность газопровода составит 1 730 км от точки поставки газа в Туркменистане (месторождение Довлетабад) до населенного пункта Фазилка в Индии на границе с Пакистаном. Мощность трубопровода будет составлять около 33 млрд куб. м газа в год, из которых по 14 млрд будут получать Пакистан и Индия, а 5 млрд пойдут на нужды Афганистана. Если строительство начнется в 2011 году, «труба» может быть готова к концу 2015 года.

13 декабря в Ашхабаде состоялась встреча руководителей стран — участниц проекта, в ходе которой президенты Туркменистана, Афганистана, Пакистана и министр Индии подписали межправительственное соглашение о строительстве Трансафганского газопровода (ТАПИ). Рамочное соглашение о газопроводе между правительствами Турк-

8 См.: [http://belarus.regnum.ru/news/1356421.html]; Россия на постсоветском пространстве: Итоги 2010 года [http://kavkaz.ge/2010/12/21/regnum-rossiya-na-postsovetskom-prostranstve-itogi-2010-goda/], 21 декабря 2010.

9 См.: [http://www.regnum.ru/news/polit/1355719.html].

менистана, Афганистана, Пакистана и Индии подписали отраслевые министры четырех стран. Тогда же было согласовано, что в первой половине 2011 года будут подготовлены и подписаны оставшиеся документы. Главным вопросом, как всегда, является цена за поставляемый газ.

Несмотря на всю политическую и экономическую значимость этого проекта, возможность его практической реализации вызывает у многих экспертов обоснованные сомнения: маршрут проходит через взрывоопасные районы на границе Афганистана и Пакистана. Нет точных дат начала реализации проекта, не определены размеры транзитных ставок, но главными остаются два вопроса: кто и в каком объеме будет финансировать проект, а также кто и как сможет гарантировать безопасность «трубы», тем более что строительство обещает быть крайне трудным. Вполне вероятно, что консорциуму придется договариваться с талибами, отдавая часть доходов племенным лидерам, которые возьмут на себя охрану трубопровода на своих участках.

Тем не менее проект несет положительный потенциал для всего региона. Прокладка газопровода по территории Афганистана может стать важным фактором укрепления внутриафганского диалога и послужит росту доверия между всеми сторонами, а также поможет экономическому подъему страны и ее вовлеченности в международное сотрудничество.

Поддержку проекту оказывает и Вашингтон, о чем в ноябре на конференции в Ашхабаде заявила помощник госсекретаря США по Центральной Азии Сьюзан Эллиот. «Проекту предстоит проделать большой путь, но выгода от него может оказаться огромной. Он внесет вклад в развитие Афганистана, даст необходимые энергоресурсы для растущих экономик Пакистана и Индии»10.

Другой причиной поддержки США является заинтересованность в том, чтобы свой энергетический голод Исламабад и Дели удовлетворяли за счет туркменского газа, а не иранского. Тегеран уже несколько лет лоббирует проект газопровода Иран — Пакистан — Индия. Хотя Россия в проекте не участвует, его реализация играет на руку Москве. Приоритетная реализация ТАПИ может отвлечь ресурсы и снизить желание Ашхабада подключиться к проекту Транскаспийского газопровода, который позволит транспортировать туркменский газ в Европу в обход РФ. Успехи ТАПИ не могут не радовать Москву. Однако слова вице-премьера РФ Игоря Сечина о том, что «Газпром» готов участвовать в ТАПИ «и как подрядчик, и как проектирующая компания, и как участник консорциума», вызвали бурную ответную реакцию туркменского МИДа. Ашхабад распространил заявление о том, что «участие компаний других государств, не являющихся участниками проекта,— прерогатива стран, вовлеченных в проект»11.

Также на позитивной волне продолжилось сотрудничество в газовой сфере с Ираном. 28 ноября в городе Серахс на юго-востоке Ирана состоялась церемония ввода в строй иранской ветки газопровода, по которой будет транспортироваться туркменский газ. Ветка газопровода Хангеран — Сангбаст была построена для присоединения к газопроводу Довлетабат — Серахс — Хангеран, введенного в строй в январе 2010 года. Это уже вторая магистраль, по которой туркменский газ поставляется в Иран. Первый газопровод (Корпедже — Курт-Куи) был введен в строй еще в 1996 году на западе Туркменистана. Оба газопровода способны увеличить ежегодные поставки газа в Иран до

20 млрд куб. м в год. Министерство нефтяной промышленности Ирана в апреле 2010 года сообщало, что до конца 2010 года суточный объем импорта туркменского газа увеличится с 32 млн куб. м до 40 млн куб. м12.

10 См.: [http://www.rosbalt.ru/2010/12/13/800006.html].

11 См.: [http://www.turkmenistan.ru/ru/articles/35358.html].

12 См.: [http://www.capital.trendaz.com], 27 ноября 2010.

Туркменистан — Россия

В отношениях с Россией в 2010 году, как и прежде, главными оставались вопросы топливно-энергетического комплекса. 9 января возобновились поставки туркменского газа в Россию, однако объем поставок, как отмечалось выше, составил всего 10 млрд куб. м, — в 3—4 раза меньше, чем в предыдущие годы. По неофициальной информации, среднегодовая цена туркменского газа для «Газпрома» составляет 200—250 долл. за тысячу кубометров. Хотя в ходе многочисленных встреч официальные лица России и Туркменистана выражали приверженность ранее достигнутым договоренностям о сотрудничестве в топливно-энергетической сфере, Россия ясно дала понять, что из-за сложившейся конъюнктуры на западном рынке газа надеяться на увеличение объемов импорта не приходится. В прямой зависимости от европейской газовой конъюнктуры оказалась и судьба Прикаспийского газопровода, реализацию которого стороны договорились отложить.

Российская сторона в позитивном тоне заявляет о дальнейшей активизации торговых отношений. В частности, в Москве и Ашхабаде созданы российско-туркменский и туркмено-российский торговые дома, в течение года активно работали туркмено-российский и российско-туркменский деловые советы. В 2010 году продолжила работу российско-туркменская комиссия по экономическому сотрудничеству. С российской стороны комиссией руководит первый вице-премьер РФ Виктор Зубков, с туркменской — заместитель председателя Кабинета министров — министр иностранных дел Туркменистана — Рашид Мередов.

В 2010 году в Туркменистане шла реализация более чем 120 совместных проектов и контрактов на сумму порядка 1 млрд долл., в том числе при участии таких российских компаний, как «Силовые машины», «КАМАЗ», «Итера», «Мобильные телесистемы». Всего на туркменском рынке действуют 138 предприятий с участием российского капитала. 2 ноября в рамках заседания Межправительственной российско-туркменской комиссии по экономическому сотрудничеству были подписаны документы, которые позволят запустить на полную мощность международное железнодорожно-паромное сообщение между портами Махачкала и Туркменбаши13. Стороны рассмотрели возможность организации поставок в Туркменистан сельскохозяйственной техники с привлечением потенциала российской компании «Росагролизинг». В. Зубков дал высокую оценку динамике сотрудничества в области образования и науки. В 2010 году увеличено с 275 до 317 количество стипендий, выделяемых Туркменистану для обучения в российских вузах. В ходе работы комиссии стороны договорились о развитии туристических связей между странами, что, возможно, повлечет за собой смягчение жесткого визового режима.

Тем не менее, хотя за последние годы наметилась позитивная тенденция в развитии двусторонних торгово-экономических, гуманитарных и культурных связей между двумя странами, наблюдатели отмечают признаки сворачивания сотрудничества. Снижение экспорта российского газа в Европу и, как следствие, ухудшение финансового состояния российских энергетических компаний (того же «Газпрома»), прекращение закупок газа в Туркменистане, а также его активные действия по диверсификации внешних связей — все это в конечном счете определяет хрупкость российских позиций в Туркменистане. В этой связи следует особо отметить ситуацию с компанией МТС.

21 декабря туркменская сторона отозвала лицензию у российского сотового оператора МТС, который пять лет успешно работал на территории страны. Клиентами МТС в Туркменистане были более двух миллионов человек. Причиной такого шага, по неофициальным данным, стало желание туркменской стороны получить большую долю в бизнесе

13 См.: [http://правительство.рф/docs/12817/].

(51% акций) и пересмотреть условия перераспределения прибыли. До этого управление полностью было сосредоточено в руках компании MTC-BCTI (Barash Communications), хотя в состав совета управляющих входил и представитель туркменской стороны. При этом прибыль делилась не по соотношению долей собственников, а по отдельному соглашению, по которому туркменская сторона получала 30—40%.

Помимо MTC в Туркменистане работает национальный провайдер «Алтын Асыр», число абонентов которого составляет около двух десятков тысяч в силу плохого качества связи и неразвитости комплекса предоставляемых услуг. Прекращение деятельности сотового оператора в преддверии Нового года стало неприятным сюрпризом для многих жителей страны, спровоцировав ажиотажные очереди в офисах «Алтын Асыр». Однако национальный сотовый оператор не предоставляет услуги общения с внешним миром. Пользователи «Алтын Асыр» могут отправлять и получать sms-сообщения только внутри сети, международные sms-сообщения и звонки не принимаются. Невозможно позвонить или отправить сообщение за пределы Туркменистана: у компании нет договора о роуминге ни с одной другой сотовой компанией в мире.

Заключение

Ситуация с российской компанией MTC весьма показательна для инвестиционного климата в стране, характеризующегося отсутствием четких правил и высокими рисками.

Как и во времена С. Ниязова, руководство очень избирательно подходит к выбору партнеров. При этом личные договоренности с высокопоставленными чиновниками являются непременным условием ведения бизнеса в стране. Это связано в первую очередь с тем, что основные секторы экономики, промышленности, строительства и сельского хозяйства остаются под строгим государственным контролем. Согласно популярному на Западе индексу экономической свободы, который был подготовлен Фондом «Наследие» и «Уолл-стрит джорнал», Туркменистан занял 171 место из 179 стран и признан «преимущественно несвободным»14.

2010 год, ставший итоговым годом первого десятилетия XXI века, в целом прошел для Туркменистана успешно. Однако энергетическая направленность экономики и зависимость от конъюнктурных колебаний делают общую социально-экономическую ситуацию очень уязвимой и требуют от руководства страны постоянных усилий, направленных на поиск новых подходов в быстро меняющемся энергетическом диалоге. В таких условиях туркменскому руководству предстоит настойчиво отстаивать свои национальные интересы, адаптируясь к новым вызовам.

14 См.: [http://gtmarket.ru/news/state/2010/01/21/2487].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.