Научная статья на тему 'Экономика северного измерения России: история становления нового научного направления'

Экономика северного измерения России: история становления нового научного направления Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
153
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
NORTH / RESOURCES / STRATEGIC INTERESTS / NORTHERN DIMENSION OF ECONOMY / SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT / INSTITUTE FOR ECONOMIC STUDIES

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Башмакова Елена Петровна

For Russia it is getting generally accepted that the North as a whole is a vitally important zone of the country, rich in natural resources, with a pronounced specificity of socio-economic development, especially unfavorable nature conditions, a typical set of climatic impacts on people, machinery and constructions. At the same time the North is a zone of strategic interests of Russia as economy of the North has been naturally intertwined with economy of the whole Russia, and for many years the North creates an economic basis for the country"s development. Therefore challenges of the North are national challenges, and the "northern dimension of the economy" for Russia is the most important strategic direction, vitally important for economic growth and development of Russia. The Institute for economic studies of the KSC of RAS has been established to study issues of socio-economic development of the North and Arctic. The Institute is the leader of the new research direction "economy of the northern dimension of Russia".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Башмакова Елена Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

For Russia it is getting generally accepted that the North as a whole is a vitally important zone of the country, rich in natural resources, with a pronounced specificity of socio-economic development, especially unfavorable nature conditions, a typical set of climatic impacts on people, machinery and constructions. At the same time the North is a zone of strategic interests of Russia as economy of the North has been naturally intertwined with economy of the whole Russia, and for many years the North creates an economic basis for the country"s development. Therefore challenges of the North are national challenges, and the "northern dimension of the economy" for Russia is the most important strategic direction, vitally important for economic growth and development of Russia. The Institute for economic studies of the KSC of RAS has been established to study issues of socio-economic development of the North and Arctic. The Institute is the leader of the new research direction "economy of the northern dimension of Russia".

Текст научной работы на тему «Экономика северного измерения России: история становления нового научного направления»

ТЕРРИТОРИЯ НАУКИ

УДК 332.122(470.1)

ЭКОНОМИКА СЕВЕРНОГО ИЗМЕРЕНИЯ РОССИИ: ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ НОВОГО НАУЧНОГО НАПРАВЛЕНИЯ

Е.П. Башмакова

Институт экономических проблем им. Г.П. Лузина КНЦ РАН

«...Россия - северная страна, поэтому особое измерение ее экономики - северное - существовало и будет существовать всегда. Экономика Севера органически переплетается с экономикой всей России, и на протяжении многих лет наш Север создает экономическую основу развития страны, отдавая значительно больше, чем получает. Именно поэтому проблемы Севера являются национальными проблемами, а северное измерение экономики для России является главнейшим стратегическим направлением, жизненно важным для экономического роста и развития России... »

Г. Лузин

Аннотация

Для России становится общепризнанным, что Север в целом - это жизненно важная экономическая зона страны, богатая природными ресурсами, с ярко выраженной спецификой социально-экономического развития, с особо неблагоприятными природными условиями, с характерным комплексом климатических воздействий на человека, технику и сооружения. В то же время он является зоной стратегических интересов России, так как его экономика органически переплетается с экономикой всей страны и на протяжении многих лет Север создает экономическую основу развития России. Поэтому проблемы Севера являются национальными проблемами, а «экономика северного измерения» для России - главнейшее стратегическое направление, жизненно важное для экономического роста и развития России. Именно для исследования проблем социально-экономического развития пространства Севера и Арктики был создан Институт экономических проблем КНЦ РАН, который является лидером в области нового научного направления -«экономика северного измерения России».

Ключевые слова:

Север, ресурсы, стратегические интересы, северное измерение экономики, социальноэкономическое развитие, Институт экономических проблем.

История развития экономических исследований на Мурманской земле тесно связана с историей освоения природных богатств Кольского полуострова. Первые работы по экономической оценке разработки полезных ископаемых появились в 1920-е годы. Это были работы специалистов, привлеченных акад. А.Е.Ферсманом.

В июне 1936 г., в связи с возрастающей потребностью в расширении экономических исследований, в структуре Кольской базы АН СССР появился экономико-географический отдел. С 1952 г. по 1965 г. в целях обеспечения комплексных исследований полезных ископаемых Кольского п-ова была сформирована группа экономики, затем лаборатория экономики редкометалльного сырья, лаборатория экономических исследований, которые входили в состав Геологического института, Института химии и технологии редких элементов и минерального сырья. В 1965 г. на базе лаборатории постановлением Президиума Кольского филиала Академии наук СССР образован Отдел экономических исследований.

Задачи Отдела состояли в исследовании комплексных проблем развития производительных сил Кольского п-ова на основе хозяйственного освоения и рационального использования природных ресурсов.

С 1971 г. по 1980 г. была выполнена народнохозяйственная оценка природных ресурсов Европейского Севера, дан прогноз их промышленного освоения и развития производительных сил

регионов на период 1980-2000 гг. Работы по этим направлениям проводились в тесном содружестве и кооперации с отделами экономики Коми и Карельского филиалов АН СССР.

Период 1980-х гг. характеризовался расширением исследований по развитию производительных сил Европейского Севера. Совместно с отделами экономики Карельского и Коми филиалов АН СССР был выполнен широкий перечень работ по Комплексной программе научнотехнического прогресса Северного экономического района на 20-летний период. Одновременно проводились исследования по теоретическому обоснованию и определению эффективных путей развития Кольского горнопромышленного комплекса на основе рационального и комплексного использования минерально-сырьевого потенциала региона. На протяжении этих лет здесь работали интересные, неординарные люди, настоящие ученые, сформировавшие работоспособный коллектив, что позволило на базе Отдела экономических исследований создать в декабре 1986 г. Институт экономических проблем в соответствии с постановлением Совета министров СССР № 1226 «О комплексном использовании полезных ископаемых Кольского полуострова». Научное и научнометодическое руководство Институтом было возложено на Отделение экономики АН СССР.

Геннадий Павлович Лузин (д.э.н., проф., чл.-корр. РАН, депутат Государственной Думы РФ) -первый директор Института экономических проблем (1986-2000) - вписал славные страницы в развитие института. Благодаря научной эрудиции, личной активности, целеустремленности и ответственности Г.П. Лузин сформировал новое научное направление в отечественной науке -экономику "северного измерения", в рамках которого был подготовлен ряд фундаментальных работ и создана самостоятельная научная школа.

Возглавляемый Г.П. Лузиным ИЭП активно участвовал в разработке теоретических и прикладных исследований по проблемам экономической реформы в России, трансформации социальной и экономической политики в территориальных системах Севера, экономики рационального использования природных ресурсов Севера России и Арктики, в возрождении Северного морского пути, развитии международных научных связей с ближним и дальним зарубежьем.

Институт выполнял правительственные задания, связанные с районированием регионов Севера России по критерию дискомфортности, что явилось научной базой для формирования системы новых трудовых отношений, транспортного районирования и формирования системы бюджетных трансфертов.

На основе проведенных исследований был разработан, направлен в органы законодательной и исполнительной власти и принят целый ряд проектов важнейших федеральных законов: «Об основах государственного регулирования социально-экономического развития в переходный период в северных регионах РФ», «О районировании Севера России», «О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в условиях Крайнего Севера и приравненных к ним местностях». Все законопроекты предусматривали реализацию стратегии устойчивого развития Севера России, отражающую взаимосвязь экономики, социальных условий и экологической безопасности. Не будет преувеличением сказать, что в эти годы исследования, проводившиеся в Институте, заложили основу для важнейших институциональных преобразований на Севере. Расширился объект исследований: теперь это был весь Крайний Север страны, а сами исследования стали максимально практически направленными и приобрели характер, близкий к междисциплинарному.

Г.П. Лузин стоял у истоков формирования в г. Апатиты высших учебных заведений - Филиала Санкт-Петербургской инженерно-экономической академии, который он возглавлял со дня основания (в настоящее время - Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет) и Кольского филиала Петрозаводского государственного университета, где он был деканом экономического факультета. Это обеспечило возможность интеграции высшей школы и науки и подготовки специалистов, адаптированных к работе на Севере. Весомый вклад он внес и в подготовку научных кадров высшей квалификации, инициировав создание при ИЭП диссертационных советов по экономике Д200.12.01 и К200.12.02.

По инициативе Г.П. Лузина с 1998 г. выпускается научно-информационного журнала ИЭП -«Север и рынок: формирование экономического порядка».

XXI век институт встретил как коллектив высококвалифицированных специалистов, готовый решать все усложняющиеся задачи социально-экономического развития пространства Севера и Арктики России в условиях глобализации и интеграции в мировое хозяйство.

После трагической гибели Г.П. Лузина в 2000 г. директором Института стал д.э.н., проф. В.С. Селин. Под его руководством с 2001 по 2005 гг. получили дальнейшее развитие фундаментальные исследования и прикладные разработки по развитию регионов Севера и Арктики. Был получен ряд

важных научных результатов, значительная часть которых была включена в годовые отчеты о деятельности РАН:

• разработаны стратегические направления социально-экономической политики на Северо-Западе России и в Мурманской области, использованные при подготовке «Основных положений стратегии экономического развития Мурманской области на период до 2015 года»;

• модифицирована методика районирования (зонирования) Севера России по комплексному критерию дискомфортности условий жизнедеятельности человека, включающего учет природноклиматических, экономико-географических, социально-экономических и медицинских факторов. Работа проводилась по заданию Министерства экономического развития и торговли РФ совместно с НИИ труда Министерства труда и социальной защиты и Института географии РАН;

• обоснована необходимость разработки стратегий формирования социального капитала на региональном и местном уровнях. Данные исследования выполнялись в сотрудничестве с исследовательскими организациями Дании, Норвегии, Фарерских островов в рамках международной исследовательской программы «Управление социальными трансформациями» (MOST), выполняемой под эгидой ЮНЕСКО;

• разработаны предложения в Концепцию государственной поддержки экономического и социального развития районов Севера и Арктики, основанные на результатах исследований по рациональному природопользованию и устойчивому развитию, предложены формы поддержки научно-технической и инновационной деятельности, механизмы охраны окружающей природной среды, направления совершенствования бюджетного процесса и налогообложения;

• разработаны методические подходы к прогнозированию технологического развития экономики Севера и организационно-экономические основы создания национального резерва стратегических материалов в Мурманской области;

• в рамках совместных исследований с Научным советом РАН по вопросам регионального развития и Институтом социально-экономических и энергетических проблем Севера Коми НЦ УрО РАН обоснована необходимость новой парадигмы развития Севера - переход «от освоения к обживанию территории», от принципа использования природных и человеческих ресурсов к принципу их системного воспроизводства.

С 2001 г. в память о Г.П. Лузине в институте раз в два года проводятся «Лузинские чтения». Тематика конференций охватывает широкий круг вопросов, включая стратегию экологически сбалансированного освоения ресурсов Арктики и арктических морей, анализ актуальных социальноэкономических проблем развития регионов Севера в условиях глобальных изменений в мире и в России, обобщение международного и национального опыта рационального природопользования, формирование социальной, инновационной и финансовой политики северных регионов и муниципалитетов. В 2006 г. ИЭП присвоено имя Г.П. Лузина, что явилось справедливым признанием его роли в создании института, а также его значения как государственного деятеля и талантливого ученого-исследователя, сумевшего создать новое научное направление, основать научную школу, сформировать условия успешной интеграции высшей школы и науки, обеспечить подготовку специалистов высшей квалификации.

С 2006 г. Институт возглавляет д.э.н., проф. Ф.Д. Ларичкин. Основные научные результаты деятельности института в период 2006-2009 гг. также неоднократно включались в отчеты РАН как важнейшие теоретические и прикладные достижения и заключались в следующем:

• обоснована необходимость формирования рациональной экологически сбалансированной системы недропользования на основе комплексного освоения и использования совокупности ресурсов недр и повышения глубины их переработки;

• выявлено объективное нарастание геоэкономических и геополитических противоречий в Западной Арктике, связанное, с одной стороны, с ее ресурсным потенциалом и транспортным значением, а с другой - с отсутствием признанной мировым сообществом и нормативно оформленной демаркацией морских пространств;

• обоснованы принципы и методы государственного регулирования в сфере промышленного рыболовства, сформулированы цели и разработана модель согласования и координации экономической морской деятельности субъектов рыбного хозяйства в условиях развития государственного регулирования;

• разработаны концептуальные основы управления социальными трансформациями на региональном уровне в условиях глобализации, включающие обоснование новой парадигмы «регион

как социум-участник глобализации», принципов, методов и инструментов ее реализации в практике регионального управления;

• обоснована возможность и целесообразность формирования высокотехнологичных транспортно-логистических кластеров и особых экономических зон на базе освоения нефтегазовых ресурсов Арктического шельфа и развития транспортного комплекса Европейского Севера;

• разработаны Концепция и Стратегия социально ориентированного инновационного развития Мурманской области до 2025 г. Впервые для Севера России определено, что генеральной целью Стратегии является развитие человеческого потенциала и повышение качества жизни населения области на основе ее инновационного, устойчивого социального, экономического и экологически сбалансированного развития, обеспечивающего статус области как конкурентоспособного региона, опорного центра России на Европейском Севере и в Арктике.

Институт является соисполнителем трех программ Президиума РАН:

• комплексной программы фундаментальных исследований Президиума РАН «Прогноз технологического развития экономики России с учетом новых мировых интеграционных процессов» (20042009 гг.);

• программы Президиума РАН № 24 «Фундаментальные проблемы пространственного развития Российской Федерации: междисциплинарный синтез» (2009-2011 гг.), проект 11.5.2. «Значение северных и арктических регионов в новых геоэкономических и геополитических условиях развития России»;

• программы Президиума РАН «Поддержка молодых ученых»:

а) подпрограмма «Организация и финансирование работ молодых ученых Российской академии наук по приоритетным направлениям фундаментальных исследований» (2006-2009 гг.);

б) подпрограмма «Привлечение талантливой молодежи и организация научных школ РАН для молодых ученых» (2005-2009 гг.)1.

Институт принимал участие в выполнении программы фундаментальных исследований Отделения общественных наук РАН «Россия в глобализирующемся мире» (2003-2006 гг.), выполнял научно-исследовательские работы с ведущими предприятиями Мурманской области, по заказу правительств Мурманской и Вологодской областей, с Комитетом по делам Севера и малочисленных народов Севера Совета Федерации, администрациями муниципальных образований области, с институтами Санкт-Петербурга, Республики Карелия и другими научными, проектными и промышленными предприятиями России. Сотрудниками института получено 17 грантов РФФИ и РГНФ на выполнение научных исследований за 2001-2009 гг.

В 2009 г. институт выиграл грант Президента РФ МД-1681.2009.6 «Сценарии развития Севера».

Институт является постоянным участником региональных целевых научно-технических программ, в рамках которых выполнено более 15 проектов, организовано 8 конференций и проведено 2 «Школы молодых ученых». Дальнейшее развитие получило международное научно-техническое сотрудничество: участие в более чем 15 международных программах и исследовательских проектах по двусторонним соглашениям с научными организациями ближнего и дальнего зарубежья.

Институт выполняет задания инновационного блока Комплексной программы научных исследований Президиума РАН «Прогноз технологического развития экономики России с учетом новых мировых интеграционных процессов (содержательные, экономические и институциональные аспекты)», в рамках которой выполнено четыре раздела в 2005-2008 гг.

Подготовка специалистов высшей квалификации ведется отделом аспирантуры и диссертационным советом, действующими в Институте. В 2000 г. диссертационный совет успешно прошел перерегистрацию и включен в базовую сеть диссертационных советов РФ. Ныне действующему диссертационному совету разрешено принимать к защите диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук по специальности 08.00.05 - «Экономика и управление народным хозяйством (региональная экономика)»; «Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами (промышленность)».

Для реализации программы «Интеграция науки и высшей школы» в 2001 г. при институте совместно с Филиалом Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета

1 В рамках реализации подпрограммы проведено четыре аспирантско-студенческих конференции и две «Школы молодых ученых».

(СПбГИЭУ) создан научно-образовательный центр (НОЦ). Он является координирующим органом по сотрудничеству с вузами и подготовке высококвалифицированных кадров.

Выделение финансовых средств для НОЦ в рамках программы Президиума РАН «Поддержка молодых ученых» позволило активизировать участие студентов, аспирантов и молодых ученых в научных исследованиях, повысить уровень обеспеченности молодых специалистов современной техникой, привлекать студентов к научно-исследовательской и преподавательской работе, предоставлять возможность молодым ученым и аспирантам участвовать в российских и международных конференциях, семинарах, форумах, научных школах.

Направления научных исследований Института соответствуют п. 75 «Проблемы и механизмы обеспечения экономической, социальной и экологической безопасности Российской Федерации» и п. 76 «Научные основы региональной политики и устойчивое развитие регионов и городов» Программы фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2008-2012 гг., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 27 февраля 2008 г. № 233-р, и Плану фундаментальных исследований Российской академии наук на период до 2025 г. (подраздел «Экономические науки»).

Сегодня профиль деятельности института связан с внедрением организационноуправленческих инноваций в практику деятельности государственных и муниципальных органов власти, что выражается в подготовке предложений, рекомендаций, законодательных инициатив, а также участием в инновационных программах.

Различные периоды развития регионов Севера и Арктики и изменения, с ними связанные, отражались или прогнозировались в научных трудах института. В рамках исследований определялись цели и задачи развития северных и арктических территорий РФ для каждого периода, предлагались методы, механизмы и инструменты для решения имеющихся и возникающих проблем и достижения поставленных целей. Значительная часть разработок института была положена в основу принятых и действующих до настоящего времени законодательных актов РФ, стратегических документов федерального и регионального уровней.

Основным полигоном для апробации и практических приложений исследований являются Российская Арктика, Мурманская область, а также муниципальные образования северных территорий РФ.

Специфика Института заключается в комплексном междисциплинарном характере проводимых исследований, которые направлены на изучение фундаментальных основ устойчивого социального, экономического, экологического и инновационного развития регионов Севера и Арктики России и на решение проблем этого важнейшего для страны мегарегиона. Такая специализация определяет уникальность ИЭП КНЦ РАН среди других научных учреждений Отделения общественных наук РАН.

Результаты выполнения фундаментальных исследований по экономике «северного измерения», а также разработка практических рекомендаций государственным и муниципальным органам управления позволили институту занять лидирующие позиции в научных исследованиях и разработках на Российском Севере и Арктике.

В 2009 г. разработана Стратегия развития Института до 2025 г., в которой обоснованы цели и задачи перспективных исследований. При этом учитывались как достижения прошлых лет, так и особенности исследований предстоящего периода, заключающиеся в следующем:

1. Изменение значения пространства Севера и арктических районов для современной России, которое обусловлено тем, что, с одной стороны, это обширная экономически, социально и экологически важная часть территории страны с экстремальными условиями жизнедеятельности и ярко выраженной спецификой социально-экономического развития. С другой стороны, этот мегарегион является зоной стратегических интересов России, так как обладает уникальным геополитическим, природно-ресурсным и социально-экономическим потенциалом.

2. Природные ресурсы Севера и Арктики играют ключевую роль в удовлетворении потребностей экономики страны во многих стратегически важных видах сырья и топлива, которые не имеют альтернативы их получения в других регионах. Достаточно развитые в отдельных регионах Севера производственные комплексы и инфраструктура (транспортные коммуникации, энергетические сети, газо- и нефтепроводы, телекоммуникации), включая наличие открытых для мирового океана морских портов (в западной части - незамерзающих), трансграничных транспортных коридоров, позволяют активно участвовать в национальном и мировом экономическом процессах.

3. Энергетические ресурсы Севера и Арктики России и транспортный потенциал региона, в частности Северный морской путь, могут при эффективном их использовании и развитии обеспечить повышение роли и статуса Российского Севера как на национальном пространстве, так и на международной арене и стать одним из инструментов системной модернизации экономики страны, а также упрочения ее положения на международной арене. Это особенно важно в условиях усиления процесса глобализации и необходимости встраивания России в новую геоэкономическую модель мирового развития как полноценного глобального игрока.

4. Обострившаяся в последнее время борьба за ресурсы мировой Арктики, наличие значительного числа нерешенных проблем правового и политического характера, существенно влияющих на экономические процессы на Севере и в Арктике, повышают значение данного мегарегиона как для Российской Федерации, так и для мирового сообщества.

5. Территории Севера и Арктики России обладают значительным человеческим потенциалом, адаптированным к жизни и работе в экстремальных условиях Севера. Наличие квалифицированных трудовых ресурсов, высокообразованных инженерно-технических, научных и преподавательских кадров вместе с уникальными природными ресурсами, развитым индустриальным комплексом и значительным культурным потенциалом, обогащенным этнокультурным достоянием коренных народов Севера, создают необходимые предпосылки для устойчивого развития северных и арктических территорий страны.

6. Особой чертой Российского Севера, отличающей его от остальных приполярных регионов мира, является то, что при населении около 8% от общей численности населения страны, он производит более 15% валового внутреннего продукта и дает более 50% валютных поступлений РФ.

7. Несмотря на значение Севера и Арктики для страны и мирового сообщества, эта часть территории России остается остропроблемной зоной, это обусловлено:

а) сложностью и неоднородностью социально-экономической ситуации в этих регионах;

б) отсутствием научно обоснованной, системной и дифференцированной федеральной политики в отношении Севера России, которая неадекватна значительной и все возрастающей роли Севера в развитии страны и не учитывает в достаточной степени специфику и интересы северных регионов;

в) недостаточно тщательно проработанной, базирующейся на научной основе социальноэкономической политикой северных регионов, отсутствием во многих случаях активной позиции регионов по четкому формулированию и отстаиванию интересов населения северных территорий.

8. Нестабильность мировой и российской социально-экономической ситуации, вызванная финансово-экономическим мировым кризисом, оказывает значительное негативное воздействие на регионы Севера России.

Все вышеперечисленное делает необходимым усиление теоретических и практических исследований территорий Севера и Арктики России, в которых Институт должен сохранить и укрепить свои лидирующие позиции для научного обоснования устойчивого пространственного развития Севера и Арктики в новых геополитических и геоэкономических условиях.

Сведения об авторе

Башмакова Елена Петровна - к.э.н., ученый секретарь института, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.