УДК 001.895:37
ЭКОНОМИКА НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ - ОСНОВА ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ УНИВЕРСИТЕТСКИХ КОМПЛЕКСОВ
© Е.В. Букина1
Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Рассмотрена стадия экономического развития России, когда преобладает «эмбриональная фаза» пятого технологического уклада, а ее ключевыми факторами все еще являются факторы четвертого технологического уклада: автомобилестроение, цветная металлургия, газовая промышленность, телекоммуникации, широкое распространение компьютеров и программного обеспечения. Проанализированы приоритетные направления развития науки, технологий и техники в Российской Федерации, реализация которых требует централизации всех уровней образования и институтов, коммерциализации научных результатов. Представлены главные особенности нового технологического уклада. Рассмотрено содействие динамичному развитию научно-технологического комплекса страны и обеспечение его необходимыми человеческими ресурсами. Анализируется вовлеченность институтов и факультетов НИ ИрГТУ в деятельность по приоритетным направлениям развития. Табл. 2. Библиогр. 7 назв.
Ключевые слова: приоритетные направления развития; стадии развития; инновационная система; инновационная деятельность.
ECONOMY OF SCIENTIFIC KNOWLEDGE AS A BASIS FOR UNIVERSITY COMPLEX INNOVATIVE
DEVELOPMENT
E.V. Bukina
Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, Russia, 664074.
The paper discusses the stage of the economic development in Russia with the predominant "embryonic phase" of the fifth technological mode, though its key factors are still referred to the fourth technological mode: automobile industry, non-ferrous metallurgy, gas industry, telecommunications, a wide spread of computers and software. It analyzes the promising trends in the development of science, technology and engineering in the Russian Federation, whose implementation requires the centralization of all educational levels and institutions, as well as the commercialization of research results. The main features of a new technological mode are presented. The author discusses the promotion of the dynamic development of scientific and technological complex of the country and its provision with necessary human resources, and analyzes the involvement of institutes and faculties of the National Research Irkutsk Technical University in activities by priority development courses. 2 tables. 6 sources.
Key words: priority development courses; development stages; innovation system, innovation.
В последние годы все активнее обсуждается деятельность по реализации мер, направленных на развитие инновационного потенциала страны. Значение инноваций в экономике значительно возросло, и без их применения практически невозможно создать новый конкурентоспособный товар или услугу.
На сегодняшний день роль главного производственного ресурса в глобальном мире играют инновации и знания, представляющие собой реализацию результатов научной деятельности, а существующие социально-экономические системы трансформируются в экономику научных знаний. Это означает, что в отличие от традиционной экономики у новой экономики другой ресурс - научные знания.
Одной из первоочередных задач современной России является развитие среды, благоприятной для внедрения инноваций. Однако, если на федеральном уровне постоянно совершенствуются подходы, формы, способы и инструменты по созданию условий для осуществления инноваций, то на региональном
уровне эти процессы еще не вполне сформировались. В первую очередь, это связано с тем, что создание адекватной инновационной среды - процесс крайне сложный и длительный, требующий учета региональных особенностей.
Таким образом, необходимы дальнейшие исследования по развитию инновационной среды, обеспечивающей создание благоприятных условий для осуществления эффективных инноваций и, самое главное, ориентированной в приоритетах развития экономики на потребности социальных групп, что сделает инновационную сферу привлекательной. Однако Российская Федерация пока только объявила о необходимости скорейшего перехода на «инновационный путь развития» и на сегодня уровень затрат на науку и технологии остается гораздо ниже, чем в западных странах.
Тем не менее установлено, что в основе роста мировой экономики в последние десять лет лежат информационно-коммуникационные технологии, нано-
1Букина Екатерина Владимировна, аспирант, тел.: 89246041646, e-mail: [email protected] Bukina Ekaterina, Postgraduate, tel.: 89246041646, e-mail: [email protected]
технологии, биотехнологии, технологии изготовления новых материалов. На сегодняшний день их называют новыми технологиями, а воздействие, которое они оказывают на мировую хозяйственную структуру и научно-техническое развитие, действительно революционное по скорости обработки и распространения информации.
В системных исследованиях, проводимых во всем мире, эксперты выделяют следующие глобальные тенденции научно-технологического развития [3]:
1. Усиление конвергенции технологий. Как считают европейские эксперты, окончательное формирование полного комплекса конвергентных технологий (на-но-био-инфо-когни), а также изменение на его базе траектории социально-экономического развития можно ожидать не ранее 2020 года.
2. Усиление диффузии современных высоких технологий в среднетехнологические секторы производственной сферы, такие как промышленность, транспорт и сельское хозяйство. В современных условиях и на перспективу широкое применение информационных и телекоммуникационных технологий сохраняет роль важнейшего фактора социального развития и экономического роста.
3. Растущее значение мульти- и междисципли-нарности научных исследований.
4. Увеличение воздействия новых технологий на управление и организационные формы бизнеса, стимулирующее развитие гибких сетевых структур.
Каждая из этих тенденций производит многообещающие новые технологии и в области науки, а эти технологии потенциально являются ответами на глобальные вызовы и формируют новый технологический образ мира. Современная мировая промышленность пытается перешагнуть из стадии пятого технологического уклада, который характеризуется достижениями в области межотраслевых и надотраслевых технологий: информационно-коммуникационных технологий, микроэлектроники, компьютерных технологий автоматизированного проектирования и инжиниринга, новых материалов и видов энергии, систем оптиковолоконной и космической связи, биотехнологий и т.д. - на новый, шестой, технологический уклад [1].
Сегодня можно с большой долей уверенности говорить о главных особенностях шестого технологического уклада, который основывается на доминировании мультидисциплинарных знаний и технологий, а ключевыми направлениями которого являются биотехнологии, основанные на достижениях молекулярной биологии и генной инженерии, нанотехнологии и наноматериалы, системы искусственного интеллекта и, конечно, глобальные информационные сети [1].
При смене укладов трансформируется не только технологическая структура экономики, но и её институциональная система, а также состав лидирующих фирм, стран и регионов. Для отстающих появляются возможности опережающего развития. Те, кто успевает раньше других освоить производства, составляющие новый технологический уклад, вырываются вперед.
Выход России из глобального кризиса также связан с обновлением и структурной перестройкой на базе нового технологического уклада, что предполагает резкое повышение инновационной и инвестиционной активности. Предпринимаемые в настоящее время стимулирующие меры общего характера дают лишь временные эффекты смягчения рецессии. Как только государство начинает сворачивать программы поддержки, возникает новая волна спада. Так будет продолжаться до возникновения устойчивых кластеров производств нового технологического уклада, которые выведут экономику на траекторию уверенного роста [6].
Академик РАН Сергей Юрьевич Глазьев считает, что структурная перестройка в ведущих странах продлится ещё от трех до пяти лет, после чего начнётся новая длинная волна экономического роста. При этом баланс негативных и позитивных эффектов будет определяться скоростью развития новых производств, компенсирующих сжатие устаревающей части экономики [6].
На данный момент роль государства в стимулировании обновления экономики незаменима - рыночные механизмы дают сбой, ввиду того что привычные направления инвестирования капитала перестают приносить прибыль и нарушается механизм его воспроизводства. Во время становления нового уклада создаются иные возможности для производства и потребления, а также повышается эффективность использования ресурсов. А для этого, в первую очередь, нужен мощный импульс со стороны государства.
Существенное отставание уровня технологического развития ключевых секторов экономики России от стран-лидеров обусловлено сложившейся системой воспроизводства технологической многоукладности нашей экономики с заметно выраженным преобладанием производств, относящихся к отсталым технологическим укладам. Многоукладный характер российский экономики, принципиально различающиеся технологический уровень и институциональные условия развития различных секторов исключают возможность определения единой, универсальной для всех секторов модели инновационного развития [4].
В соответствии с хорошо известной экономической теорией М. Портера выделяется четыре стадии развития, которым соответствуют свои факторы конкурентоспособности. Однако переход страны на четвертую стадию - «стадию, движимую богатством», считается началом упадка.
В табл. 1 представлена классификация стран (с примерами) по стадиям развития.
На данный момент в общей картине Россия закрепилась на второй стадии развития, еще не начав переход от «экономики, движимой инвестициями», к «экономике, движимой инновациями», и находится на стадии, движимой инвестициями. К сожалению, мировой экономический кризис 2008-2009 годов серьезно усложнил для России выход на траекторию инновационного развития [4].
Таблица 1
Классификация стран по стадиям развития_
Стадия развития, ВВП на душу населения (в дол. США) Примеры стран на этой стадии развития Важные условия конкурентоспособности
Стадия 1 (экономика, движимая факторами производства) Бангладеш, Боливия, Кения, Киргизия, Молдова, Пакистан, Вьетнам Ресурсы, рабочая сила, имитация полученных иностранных технологий
Переход от стадии 1 к стадии 2 Армения, Азербайджан, Индонезия, Иран, Украина
Стадия 2 (экономика, движимая инвестициями) Бразилия, Китай, Малайзия, Мексика, Россия, ЮАР, Турция Рост эффективности использования факторов производства; иностранные технологии, как правило, на поколение отстающие от мировых лидеров
Переход от стадии 2 к стадии 3 Чили, Хорватия, Эстония, Венгрия, Польша
Стадия 3 (экономика, движимая инновациями) Австралия, Чехия, Финляндия, Германия, Израиль, Япония, Республика Корея, Норвегия, Испания, Великобритания, США Создание собственных технологий и методов; конкурентность обусловлена уникальностью производимой продукции; возрастание значимости стратегии и целей
Однако, по мнению экспертов, Россия обладает большим потенциалом в сфере науки и технологий, но этот потенциал не реализуется в инновациях и росте благосостояния. Российская Федерация имеет все необходимое для конкуренции в инновациях и при условии выбора правильной стратегии и ее эффективной реализации может достичь в этом значительных успехов.
В связи с этим в России одним из важнейших факторов развития инновационной среды является определение целей и приоритетных направлений развития национальной науки и технологий. Так как круг разнообразных задач в сфере научно-технологического развития, требующих решения, чрезвычайно широк, а ресурсы российской экономики и научно-технического потенциала ограничены, проблема выбора приоритетов научно-технологического развития приобретает первоочередную значимость. Приоритеты выбираются с целью более эффективного распределения и расходования бюджетных средств, то есть только на самое важное. Приоритеты надо расставлять еще и потому, что поддерживать все исследования подряд просто невозможно.
Итак, стартом для определения ключевых приоритетов развития науки и технологий Российской Федерации стал «Перечень критических технологий развития науки, технологий и техники Российской Федерации», принятый 30 марта 2002 года. Критические технологии представляют собой совокупности технологических решений, которые формируют основы для дальнейшего развития различных технологических направлений, имея большой потенциальный круг инновационных приложений в различных отраслях экономики и в совокупности, привносят наибольший вклад в решение важнейших проблем реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники.
В табл. 2 приведен сравнительный перечень приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации с 2002 года по
настоящее время.
Первый Перечень приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации от 2002 года состоял из 9 пунктов, однако уже следующий Перечень от 2006 года уменьшился до 8. В Перечне приоритетных направлений развития науки, технологий и техники от 2011 года, содержащем 8 пунктов, некоторые из пунктов были обновлены. Так, например, пункт «Энергетика и энергоснабжение» изменен на «Энергоэффективность, энергоснабжение» и в него добавлена «Ядерная энергетика». Также из пункта «Транспортные, авиационные и космические системы» удалены «Авиационные системы».
На сегодня в России критическими проблемами инновационного развития экономики являются создание мотивов инновационного поведения всех субъектов экономики и углубление их кооперации с сектором исследований и разработок с уклоном на созданную и развивающуюся инновационную инфраструктуру и формирование инновационной среды как важнейшего условия осуществления эффективных инноваций.
Чтобы России совершить скачок в сторону современной инновационной экономики, необходимо серьезно модернизировать процесс взаимодействия бизнеса и образования, нужно не только повысить уровень квалификации участников инновационного процесса, но и практически с нуля выстроить систему компетенций у многих специалистов. В связи с этим сотрудничество бизнеса и образования является важным шагом на пути формирования в отечественном образовании современной среды квалифицированных и востребованных специалистов.
Университетский комплекс (УК), созданный на базе государственного университета федерального ведения, - это совокупность образовательных, научных, конструкторских, технологических, производственных, инновационных, социальных и иных структур, а также установленных тесных связей между ними, организованная с целью повышения роли университета в со-
Таблица 2
Приоритетные направления развития науки, технологий и техники в Российской Федерации
Перечень приоритетных направлений 2002 года Перечень приоритетных направлений 2006 года Перечень приоритетных направлений 2011 года
1 Производственные технологии Безопасность и противодействие терроризму Безопасность и противодействие терроризму
2 Технологии живых систем Живые системы Науки о жизни
3 Новые материалы и химические технологии Индустрия наносистем и материалы Индустрия наносистем
4 Информационно-телекоммуникационные технологии и электроника Информационно-телекоммуникационные системы Информационно-телекоммуникационные системы
5 Перспективные вооружения, военная и специальная техника Перспективные вооружения, военная и специальная техника Перспективные виды вооружения, военной и специальной техники
6 Экология и рациональное природопользование Рациональное природопользование Рациональное природопользование
7 Космические и авиационные технологии Транспортные, авиационные и космические системы Транспортные и космические системы
8 Энергосберегающие технологии Энергетика и энергосбережение Энергоэффективность, энергосбережение, ядерная энергетика
9 Новые транспортные технологии
циально-экономическом, технологическом, образовательном и культурном развитии города, региона, отраслей, ведомств страны, расширения сферы его деятельности, обеспечения привлечения инвестиций в университетский комплекс на основе реализации проектов в образовательной, научно-технической, производственной и инновационной областях [5].
Глобально конкурентоспособный и динамично развивающийся сектор генерации знаний является фундаментом инновационной экономики, одним из важнейших источников информации для инновационных решений во всех областях экономики. Важен не только и не столько размер этого сектора, сколько его качество и эффективность функционирования.
Стратегической задачей в части развития науки является возвращение России в число ведущих мировых научных держав, способных проводить прорывные фундаментальные и прикладные исследования по актуальным для мировой экономики и науки и приоритетным для России направлениям.
Эффективный сектор генерации знаний должен обладать способностью гибко реагировать на новые мировые тенденции и потребности национальной экономики и общества, обеспечивать тесное взаимодействие между сферой фундаментальных, прикладных исследований и сектором высшего образования, а также эффективно осуществлять коммерциализацию новых технологических решений.
Достижение глобальной конкурентоспособности научного комплекса требует решения целого ряда задач, в числе которых повышение качества кадрового потенциала, реструктуризация сети научных организаций, радикальное повышение эффективности расходования выделяемых на поддержку науки средств, наращивание исследовательского потенциала на ключевых направлениях, инвентаризация созданных компонентов национальной инновационной системы, развитие инструментов и механизмов координации и вза-
имодействия всех участников инновационного процесса [4].
В связи с реализацией государственных инновационных образовательных программ вузов, в 2009 году был проведен конкурсный отбор национальных исследовательских университетов (НИУ). Основной задачей НИУ является содействие динамичному развитию научно-технологического комплекса страны и обеспечение его необходимыми человеческими ресурсами, выход на мировой уровень образовательных организаций, способных взять на себя ответственность за сохранение и развитие кадрового потенциала науки, высоких технологий и профессионального образования, развитие и коммерциализацию в Российской Федерации высоких технологий.
Решение вышеуказанных задач невозможно без кардинального наращивания прикладных исследовательских компетенций ведущих вузов страны.
Основой для наращивания таких прикладных компетенций является устойчивое и расширяющееся взаимодействие вузов с фундаментальной наукой, повышение качества фундаментальных и поисковых работ, развитие взаимовыгодного сотрудничества с Российской академией наук и другими государственными академиями.
В 2010 году Иркутский государственный технический университет стал победителем второго конкурсного отбора программ развития университетов, в отношении которых устанавливалась категория «Национальный исследовательский университет». В связи с этим, Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 604 от 11.06.2010 года была утверждена Программа развития ГОУ ВПО «Иркутский государственный технический университет» на 2010-2019 годы.
Программа нацелена на обеспечение проведения исследований и эффективное осуществление интеграции образования, науки и инноваций, развитие
научных исследований по приоритетным направлениям университета в интересах региона и страны, достижение значимых результатов и подготовку конкурентоспособных специалистов.
Для осуществления поставленных задач институтом выделены 4 приоритетных направления развития [7]:
1. Высокоэффективные технологии недропользования.
2. Наукоемкие, высокоэффективные технологии производства машин и оборудования.
3. Наукоемкие системы жизнеобеспечения урбанизированных и малонаселенных территорий.
4. Индустрия наносистем и материалов.
Стоит отметить, что по выделенным приоритетным направлениям задействованы 10 институтов и факультетов НИ ИрГТУ.
Возвращаясь к «Докладу о конкуренции России, 2011» , в котором рассмотрен анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз для развития инновационной системы России, можно отметить несколько пунктов. В данном анализе одной из слабых сторон эксперты выделяют «ухудшение ситуации в секторе образования».
Затраты на образование в России в отношении к ВВП сегодня являются невысокими. Несмотря на то что за 2000-2006 гг. государственные расходы на образование были увеличены на 0,9 % ВВП, сегодня их доля в экономике составляет менее 4 % - меньше, чем в Турции и Бразилии, не говоря уже о развитых странах. Россия действительно сдает позиции в сфере школьного образования [2].
По данным международного исследования качества подготовки школьников, наши школьники занимают нижние половины рейтингов по всем сферам знаний. Например, по уровню знаний в сфере математики и других точных наук российские школьники занимают 37-38 позиции в рейтинге из 65 стран, а по умению давать научные объяснения различным явлениям - входят лишь в четвертую десятку. Однако наши школьники могли бы наверстать недополученные знания и навыки на следующих этапах образования. На данный момент возможность участвовать нашим студентам в научных исследованиях и использовать полученные знания на практике предоставляется в ограниченном числе российских вузов.
Однако НИ ИрГТУ обладает огромным потенциалом и возможностями по решению данных проблем. В НИ ИрГТУ есть факультет среднепрофессионального образования, в состав которого входят машиностроительный колледж, геологоразведочный техникум и химико-технологический техникум. И исходя из данных табл. 3, на данный момент они не задействованы в деятельности по ПНР. У обучающихся данного факультета есть огромный потенциал уже на начальных
этапах профессионального образования внести вклад в ПНР, а также приобрести опыт, навыки и знания, которые они смогут развивать на следующих этапах образования.
Также, анализируя «Доклад о конкуренции России, 2011», необходимо выделить еще одну слабую сторону России - «барьеры в сфере охраны и защиты интеллектуальной собственности».
Само по себе законодательство в области интеллектуальной собственности в России не имеет существенных недостатков. Проблемы лежат в сфере толкования и применения этого законодательства [2]. В анализе описана проблема низкой юридической грамотности исследователей и управленческого персонала в сфере охраны и защиты интеллектуальной собственности, в том числе и потому, что само законодательство является достаточно сложным для понимания. Квалифицированных же специалистов в этой сфере (например, компетентных патентоведов) просто не хватает, а еще одной значительной проблемой является общая неэффективность работы судебной системы, в том числе и по вопросам охраны и защиты интеллектуальной собственности.
В составе Института экономики, управления и права НИ ИрГТУ есть кафедры, не задействованные в деятельности по ПНР, например, такие, как кафедра государственно-правовых дисциплин и кафедра уголовно-правовых дисциплин. А ведь у этих кафедр есть огромный потенциал изучения и практического применения знаний и возможностей для подготовки квалифицированных специалистов по решению проблем дефицитных звеньев в юридической сфере. Ведь есть возможности практического применения и изучения юридической грамотности на примерах инновационной деятельности НИ ИрГТУ, в том числе и по приоритетным направлениям, а для будущих специалистов -приобретение навыков в юридической сфере охраны и защиты интеллектуальной собственности, которые так необходимы на данном этапе развития России.
Разные направления инновационной политики приводят к различным результатам для экономики и общества, причем эти результаты могут быть разнесены во времени, например, эффективная технологическая политика может дать отдачу в краткосрочной и среднесрочной перспективе, фокус на коммерциализацию и развитие инновационных малых и средних предприятий - не ранее чем в среднесрочной перспективе, политика в области научных исследований -только в средне- и долгосрочной перспективе. Как подсказывает международный опыт стран по развитию инновационных систем, опережающего и устойчивого развития НИС можно добиться только при условии адекватного внимания ко всем ключевым компонентам инновационной политики [2].
Библиографический список
1. Глазьев С.Ю. Стратегия опережающего развития России в условиях глобального кризиса: монография. М.: Экономика, 2010. 256 с.
2. Доклад Всемирного Экономического Форума «Конкурентоспособность России, 2011».
3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года // Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р. - http://www.ifap.ru/ofdocs/rus/ rus006.pdf
4. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года // Распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р -http://government.ru/gov/results/17449/
5. Шукшунов В.Е. Концепция университетских образовательных округов и университетских комплексов [Электронный ресурс] // Академия наук высшей школы России (АН ВШ
РФ), 2001 // http://ucp.mrsu.ru/stat/uni_obraz_okruga.htm
6. Глазьев С.Ю. Только государство обеспечит нужную для технологического прорыва концентрацию ресурсов [Электронный ресурс] // Ежедневная электронная газета «Файл-РФ» 01.03.2012 // http://file-rf.ru/analitics/510
7. Сайт НИ ИрГТУ - http://www.istu.edu
УДК 332.14
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА В РАМКАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ
© Н.А. Воробьева1
Дальневосточный федеральный университет,
Школа экономики и менеджмента,
690950, Россия, г. Владивосток, ул. Суханова, 8.
Приведены результаты исследования в области оценки эффективности промышленности Дальневосточного федерального округа (ДФО) на основании авторской методики количественного и качественного анализа. На первом этапе анализа оценивается степень концентрации промышленности в региональном разрезе страны после расчета индекса Херфиндаля-Хиршмана за определенное количество лет. Затем проводится группирование отраслей ДФО на основе расчетных показателей (коэффициента локализации промышленности). На втором этапе осуществляется качественный анализ состояния промышленности ДФО. Проанализировано место округа среди разработанного российским правительством перечня системообразующих предприятий РФ. Табл. 7. Библиогр. 4 назв.
Ключевые слова: методика оценки эффективности промышленности; отрасли специализации региона; промышленная политика; индекс Херфиндаля-Хиршмана; коэффициент локализации промышленности; перечень системообразующих предприятий; ДФО.
ASSESSMENT OF FAR EASTERN FEDERAL DISTRICT INDUSTRY WITHIN THE FRAMEWORK OF STATE INDUSTRIAL POLICY N.A. Vorobyova
Far Eastern Federal University, School of Economics and Management, 8 Sukhanov St., Vladivostok, Russia, 690950.
The paper presents study results on assessing the efficiency of the Far Eastern Federal District (FEFD) industry based on the author's methods of quantitative and qualitative analysis. The first stage of the analysis is devoted to the evaluation of the industry concentration degree in the regional context of the country after calculating the Herfindahl-Hirschman index for a specified number of years with the following grouping of FEFD industries on the basis of estimate indicators (coefficient of industry localization). The qualitative analysis of FEFD industry condition is performed at the second stage. The authors analyze the place of the okrug among the list of Russian strategic enterprises developed by the Russian government. 7 tables. 4 sources.
Key words: methods to assess industry efficiency; branches of regional specialization; industrial policy; Herfindahl-Hirschman index; coefficient of industry localization; list of strategic enterprises; Far Eastern Federal District (FEFD).
Для создания механизма эффективной промышленной политики необходимо, прежде всего, провести анализ состояния промышленности регионов России. Основываясь на разработанной автором методике оценки эффективности промышленности регионов, был проведен анализ промышленности Дальневосточного федерального округа (ДВФО), содержащий две компоненты - количественную и качественную.
На первом этапе был осуществлен количественный анализ, где с помощью индекса Херфиндаля -Хиршмана (IHH) оценивалась степень монополизации отраслей промышленности регионов за 10 лет - с
2000 по 2009 гг. Для наглядности динамики были взяты показатели за 2000, 2006 и 2009 гг. (2000 г. - действие старой системы ОКОН, 2006 г. - введение новой системы ОКВЭД, 2009 г. - внесение последних изменений в ОКВЭД). Индекс Херфиндаля - Хиршмана, рассчитываемый как сумма квадратов рыночных долей (в процентах) всех субъектов рынка в общем его объеме, позволил определить регионы с высокой, умеренной концентрацией промышленности, а также регионы, имеющие неконцентрированный рынок (табл. 1).
В 2000 г. по всем федеральным округам России,
1 Воробьева Наталья Александровна, старший преподаватель кафедры мировой экономики, тел.: 79242326708, e-mail: [email protected]
Vorobyova Natalya, Senior Lecturer of the Department of World Economy, tel.: 79242326708, e-mail: [email protected]