Научная статья на тему 'Экономика как объект философско-социологического анализа'

Экономика как объект философско-социологического анализа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
133
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯВЛЕНИЕ / PHENOMENON / СУЩНОСТЬ / ESSENCE / ПРОТИВОРЕЧИЕ / CONTRADICTION / СОБСТВЕННОСТЬ / OWNERSHIP / ДЕНЬГИ / MONEY / ОБЩЕСТВЕННЫЙ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ / PUBLIC AND PRIVATE ECONOMIC INTERESTS / ЗАКОНЫ ДИАЛЕКТИКИ / LAWS OF DIALECTICS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Павлов Виктор Алексеевич

В статье с использованием принципов диалектической логики исследуются сущность экономики и ее проявления в иерархии общественных отношений. Обосновывается авторское представление об основном противоречии и механизме развития рыночной экономики. Предлагается перейти от микрои макроэкономического подходов в экономической теории к воспроизводственному подходу, обеспечивающему рассмотрение хозяйственной жизни общества с учетом действия в ней всеобщих законов диалектики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Павлов Виктор Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Using the principles of dialectic logics the article analyzes the essence of economics and its place in the hierarchy of public relations. The article presents the author's idea about the key contradiction and the mechanism of developing market economy. It is proposed to pass from microand macro-economic approaches in economic theory to reproduction approach, which considers economic life of society with due regard to general laws of dialectics.

Текст научной работы на тему «Экономика как объект философско-социологического анализа»

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

Д-р экон. наук В. А. Павлов

ЭКОНОМИКА КАК ОБЪЕКТ ФИЛОСОФСКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

В статье с использованием принципов диалектической логики исследуются сущность экономики и ее проявления в иерархии общественных отношений. Обосновывается авторское представление об основном противоречии и механизме развития рыночной экономики. Предлагается перейти от микро- и макроэкономического подходов в экономической теории к воспроизводственному подходу, обеспечивающему рассмотрение хозяйственной жизни общества с учетом действия в ней всеобщих законов диалектики.

Ключевые слова и словосочетания: явление, сущность, противоречие, собственность, деньги, общественный и индивидуальный экономические интересы, законы диалектики.

Современной экономической теорией достаточно глубоко изучены причины возникновения, структура и основные элементы экономики (рыночной или смешанной). Но, с нашей точки зрения, остаются открытыми методологические вопросы о ее сущности и механизме развития, если не считать отдельных фрагментарных положений о них. Имеющиеся в литературе определения рыночной экономики характеризуют не ее сущность, а форму и содержание (все, что содержится в системе) системы хозяйствования, основанной на частной собственности. А ведь именно сущность - самое глубокое единство противоположных сторон начала экономического бытия, заключающее в себе его исходное, основное противоречие и источник развития, включает и поддерживает механизм непрерывного общественного воспроизводства со специфическим действием в нем диалектических законов.

Объект не может считаться всесторонне познанным без выяснения его сущности. Выражая различные стороны объекта (внешнюю, видимую, проявляющуюся в повседневной действительности, и внутреннюю, скрытую, недоступную чувственному восприятию), сущность и ее проявление непосредственно не совпадают. Вместе с тем «явление не показывает ничего такого, чего не было бы в сущности, и в сущности нет ничего такого, что не являлось бы»1.

Комплексное знание о сущности и явлении достигается благодаря анализу и синтезу. Цель анализа - отделение явлений от сущности и раскрытие последней. Синтез исходит из результатов анализа, представляющих собой те «кирпичики», из которых воспроизводится единый и цельный образ объекта исследования. На основе теоретического знания о сущности и эмпирического знания о явлениях создается система знаний об объекте, отражающая противоречия его сущности и явлений. В методологии научного познания сущности отправным пунктом выступает явление - некоторая внешняя определенность, которая уточняется, конкретизируется в процессе движения мысли к самой

1 Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук : в 3 т. - Т. 1. - М. : Мысль, 1974. - С. 307.

глубокой основе объекта. На этом пути диалектическое мышление должно последовательно фиксировать внутренние, скрытые от наблюдения противоречивые связи и отношения в содержании противоположных сторон объекта на разных абстрактных ступенях или уровнях его изучения. Отражая внутренние стороны объекта, его содержание в логических категориях, мышление движется от одной абстракции к другой. Диалектически противоречивый путь движения познания вглубь объекта от наиболее общих его проявлений к сущности выражается в противоположных категориях. Противоречие - это отношение отрицания между взаимопроникающими противоположностями, оно «есть корень всякого движения и жизненности»1. «Все вещи, - отмечал Гегель, - противоречивы в самих себе; и притом в том смысле, что это предложение выражает... истину и сущность вещей»2.

В качестве объекта нашего рассмотрения выступает экономика. Значит, для познания ее сущности в первую очередь нужно абстрагироваться от самых поверхностных экономических, товарно-денежных отношений между людьми как производителями и потребителями. То есть надо отвлечься от многомиллиардных разнообразных сделок купли-продажи товаров и услуг в сфере обмена с его противоположными сторонами спроса и предложения и мысленно пойти вглубь экономики по соответствующим уровням ее абстракций. В качестве первого уровня абстрагирования (рисунок) выступает взаимодействие однопорядковых и противоположных по своему содержанию товарного и денежного секторов экономики - ее сущность первого порядка.

Товарный сектор - это совокупность институциональных единиц или хозяйствующих субъектов как производителей - всех домохозяйств, фирм, госпредприятий и заграницы, создающих и предлагающих в данное время потребителям те или иные материальные ценности и нефинансовые услуги.

Денежный сектор - это та же совокупность домохозяйств, фирм, госпредприятий и заграницы, в другое время предъявляющих в роли потребителей спрос на необходимые им блага.

Вторым уровнем абстрагирования от экономических явлений, очевидно, является рефлексивное взаимодействие между хозяйствующими субъектами в сферах производства и потребления:

- в роли производителей посредством использования факторов производства (таких, как труд, капитал, земля, предпринимательские способности, информация) хозяйствующие субъекты осуществляют свой общественный интерес - создают необходимые потребителям блага, стремясь к минимизации своих затрат и получению максимальной прибыли;

- в роли потребителей посредством использования платежных средств (денег, акций, облигаций и других ценных бумаг) те же участники общественного воспроизводства, но в другое время осуществляют свой индивидуальный интерес - покупают товары и услуги для удовлетворения личных потребностей, стремясь минимизировать свои расходы и максимизировать получаемую полезность, осуществляя при этом сбережения.

1 Гегель Г. В. Ф. Наука логики : в 3 т. - Т. 2. - М. : Мысль, 1971. - С. 65.

2 Гегель Г. В. Ф. Соч. : в 14 т. - Т. V. - М. : Соцэкгиз, 1937. - С. 519.

Р Е А ЛЬ НА Я Э К О Н О МИ КА

Г о с у д а р с т в о

Предложение

отчуждение -продажа товаро

Спрос:

отчуждение денег

г

Товарный сектор

\ )

с

Производство

)

ч

ВРЕМЕННОЙ _

ЛАГ*

/ л

Денежный сектор

к

( \

Потребление

ч У

Сбережения

Владелец платежных средств

Б С Т В Е Н Н О С

Н Н О С Г

I I

t ЧЕЛОВЕК

Общест - | Индиви-венный I дуальный интерес

I I I

Общественное разделение труда

Н Е Э К О Н О М И К А

Существование первобытных общин - племен

*Временной лаг означает разрыв во времени между действиями человека в ролях производителя и потребителя._

Рис. Структурно-логическая схема общественного воспроизводства

Что же выступает движущими силами (источниками) указанного поведения потребителей и производителей? Отвечая на этот вопрос, мы в своем анализе должны углубиться до третьего уровня абстрагирования. Он представляет собой социально-экономические отношения между людьми по поводу присвоения (отчуждения), с одной стороны, факторов производства (ресурсов), а с другой - платежных средств, в первую очередь денег. А это есть отношения собственности. При развитых общественных отношениях, когда в жизни общества определяющее значение приобретают государство и право, собственность на те или иные объекты и право собственности в принципе сливаются1.

Чувство «собственности врождено человеческой природе (курсив наш. -В. П.). С развитием человека развивается в нем привязанность к собственности; чем развитее общество, тем больше оно требует гарантии собственности. Первая собственность человека - его способности, вторая - результат действия способностей, т. е. труд, третья - результат труда, т. е. капитал»2 в натурально-вещественной и денежной формах.

Подчеркнем важность второй стороны собственнических отношений, недооцениваемой современной экономической теорией. На ее страницы с большим трудом пробивается мысль о том, что «если вообще человечество совершенствуется», то это происходит по причине действия побудительных сил и «настроя не производителя, а потребителя»3. Именно они, собственники денег , представляющие вторую сторону товарно-денежных отношений, диктуют собственникам ресурсов, производителям, кто из них, чем и в каком количестве должен владеть, для того чтобы удовлетворять потребительский спрос.

Своими интересами, мотивами и действиями потребители негласно «наделяют правом управления» производственными ресурсами «тех, кто знает, как их эффективно использовать» в целях наилучшего удовлетворения общественных потребностей, иначе - банкротство. То есть производители фактически «являются уполномоченными потребителей, принуждаемыми наилучшим образом служить»5 им.

А что же находится ниже отношений собственности, ассоциируемых с личностным мироощущением людей, выражаемым понятиями «Я», «Мое - не мое», «Наше - чужое» и пр., закрепляемых юридически? Очевидно, личности отдельно взятого человека и всех вместе людей, занятых общественно полезной деятельностью, с их индивидуальными и общественными интересами,

1 См.: Алексеев С. С. Право собственности. Проблемы теории. - 3-е изд. - М. : Норма, 2008. -С. 47.

2 Краткий курс политической экономии : пособие для слушающих лекции по этому предмету. -СПб., 1865. - С. 55-56.

3 Бастиа Фр. Экономические гармонии. Избранное. - М. : Эксмо, 2007. - С. 285.

4 Деньги и ценные бумаги с древних времен стали «всеобщим товаром» во всех областях жизнедеятельности человека и объектом собственности (Алексеев С. С. Право собственности. Проблемы теории. - 3-е изд. - С. 60). Таковыми они считаются и сегодня. См.: Гражданский кодекс РФ (части первая, вторая, третья, четвертая). Ст. 130.

5 Мизес Л. Человеческая деятельность. Трактат по экономической теории. - Челябинск : Социум, 2008. - С. 641.

объективно порождаемыми двойственной природой человека как наделенного сознанием индивидуально-общественного существа.

Таким образом, мы подошли к четвертому, последнему уровню абстрагирования от внешних проявлений экономики, означающему ее самую глубокую основу или сущность. Ею оказывается не что иное, как двойственный характер человека - представителя «ассоциированного человечества», или двойственная природа «ассоциированного человечества» как «расширенной индивидуальности»1 с их указанными интересами - стимулами деятельности. В сущности человека заключается наиболее глубокое, а значит, основное и исходное противоречие общественного воспроизводства, последовательное разрешение которого является источником экономического развития.

После того как сущность выявлена, познанию предстоит движение от нее к явлениям, которые становятся более понятными и объяснимыми. Например, сегодня мы можем с уверенностью утверждать, что товарно-денежные отношения между людьми в обмене результатами их деятельности отражают глубинную естественную природу и интер есы человека. Поэтому марксистско-ленинский лозунг об отмирании в будущем товарно-денежных отношений абсурден и губителен для человечества, ведь с ними отомрут и человеческая личность - сущность этих отношений (сущность является, а явление существенно), собственность и стимулы к производству и потреблению. Это подтверждает истину о том, что содержание понятия «явление» в его категориальном значении может быть всесторонне понято только в связи с выявлением содержания категории «сущность» в процессе развертывания позна-ния2 снизу вверх.

Теперь мы можем более четко проследить, как экономические интересы человека в его двуедином качестве с двумя очень разными аспектами прокладывают себе путь к поверхности воспроизводства - товарно-денежным, социально-экономическим отношениям. Это происходит в результате разрешения основного противоречия - между индивидуальным и общественным интер е-сами человека (4-й уровень абстрагирования) путем снятия производных от него противоречий между присвоением (отчуждением) платежных средств и факторов производства (3-й уровень); потреблением и производством (2-й уровень); денежным и товарным секторами экономики (1-й уровень), закономерно приводящего к товарно-денежному обмену, торговле. Имея в виду данный аспект, А. Смит писал: «Как только повсеместно устанавливается разделение труда (см. нижнюю часть рисунка), каждый человек живет обменом или становится в известной мере торговцем, а само общество превращается, так сказать, в торговый союз»3.

Ниже экономической реальности, возникшей в результате раздвоения одного-единственного родоплеменного стимула к выживанию дикого доисторического предшественника человека на два вида интересов человека в р е-зультате общественного разделения труда и появления товарно-денежного обмена (обмен - главный признак цивилизации, общества), находится не-

1 Бастиа Фр. Экономические гармонии. Избранное. - С. 284.

2 См.: Кириллов В. И. Логика познания сущности. - М. : Высшая школа, 1980. - С. 26.

3 Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. - М. : Эксмо, 2007. - С. 82.

экономика1 доцивилизационных первобытных образований. Поэтому есть все основания утверждать, что двойственная природа человека имеет началом общественное разделение труда; ее продолжением является собственность на производственные ресурсы и деньги, а утверждением - участие человека в производстве и потреблении; завершение человека вместе с разрешением основного и неосновных экономических противоречий, являющихся «внутренними пружинами»2 развития общественного воспроизводства, происходит в сфере обмена, когда в моменты продажи и купли благ воссоединяются и переходят (быстрым или медленным скачком) в свою противоположность его общественный и индивидуальный интересы как производителя и потребителя. Постоянное, хотя и прерываемое временными лагами между продажей своих товаров и куплей созданных другими благ действие разноплановых интересов человека на рассмотренных уровнях абстрагирования представляет собой бесконечное разрешение и воспроизведение противоречий между сущностью и явлениями хозяйственной жизни на новых этапах ее развития.

Ключевое значение в этих процессах имеет «кровь экономики» - деньги, выступающие носителями и выразителями социально-экономических интересов человека. Без денег немыслимо3 нормальное развитие общества, поскольку только они с их двойственной сущностью обеспечивают человеческую жизнь: общественный интерес человека реализуется в продаже результатов своего труда за деньги; индивидуальный интерес человека удовлетворяется в покупке за свои деньги необходимых ему благ.

Уяснение данной проблемы позволяет акцентировать внимание на механизме экономического развития общества, под которым мы понимаем совокупность разнообразных элементов, отношений и институтов, благодаря которым осуществляются воспроизводственные процессы. Этот механизм обеспечивает разрешение противоречий на всех рассмотренных уровнях экономики в соответствии со спецификой действия в ней диалектических законов, отвечающих на вопросы: почему развивается экономика; каким образом она развивается; куда, по какому пути идет экономическое развитие? Данные законы органически взаимосвязаны и представляют собой одно целое, характеризуя с разных точек зрения развитие экономики. Без преувеличения можно сказать, что законы диалектики в сфере хозяйствования действуют как законы осуществления и развития экономических интересов человека и общества.

Действие закона единства и борьбы противоположностей нужно рассматривать с двух сторон. Если подходить к человеку как к производителю, то в этой ситуации его общественный интерес преобладает над индивидуальным и завершает свое действие в момент отчуждения (продажи) продуктов труда и получения за них денег; в этот момент человек из роли производителя перехо-

1 См.: Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, Х^ХШП вв. : в 3 т. -Т. 2. Игры обмена. - 2-е изд. / пер. с фр. Л. Е. Куббеля. - М. : Весь Мир, 2007. - С. 2, 6, 33.

2 Экономическая теория : учебник для вузов. - 4-е изд. / под ред. А. И. Добрынина, Л. С. Тара-севича. - СПб. : Питер, 2010. - С. 30.

3 Фантасмагории Маркса, Ульянова-Ленина и сторонников их идей об отмирании товарно-денежных отношений, как и по поводу уничтожения частной собственности и разделения труда, находятся за пределами здравого смысла, не имеют никакого отношения к научной мысли и исторически подтвердили свою практическую несостоятельность.

дит в роль потребителя. Если подходить к человеку как к потребителю, то ситуация меняется на прямо противоположную: индивидуальный интерес оказывается преобладающим над общественным, и после отчуждения денег и присвоения необходимых ему товаров и услуг человек как потребитель переходит в роль производителя в новом воспроизводственном цикле. Действие закона завершено и в этот же момент начато снова.

Двойственная природа человека реализуется и согласно закону взаимного перехода количественных изменений в качественные. Данный закон проявляется в тех или иных количественных изменениях параметров общественного интереса отдельного человека и взятых всех вместе экономических субъектов (допустим, их личного и совокупного доходов), приводящих к качественным изменениям индивидуальных интересов (например, потребительских предпочтений и характера совокупного спроса). Изменения последних, в свою очередь, вызовут во втором воспроизводственном цикле количественные изменения в общественных интересах, которые затем вновь повлияют на качественные характеристики индивидуальных интересов, и т. д.

Закон отрицания отрицания применительно к развитию экономики, если исходить из стороны производителя, сначала проявляет свое действие в отрицании индивидуального интереса общественным. Далее с переходом производителя в роль потребителя индивидуальный интерес оказывается преобладающим над общественным интересом. С началом же второго цикла общественного воспроизводства, когда человек как потребитель снова пер еходит в роль производителя, общественный интерес вновь оказывается преобладающим. Это и есть отрицание отрицания, т. е. первоначальной победы общественного интереса над индивидуальным, затем отрицание победы индивидуального интереса над общественным и, наконец, отрицание этого отрицания -победы общественного интереса над индивидуальным с новым переходом человека в роль производителя, но уже с обновленным и более богатым, чем ранее, общественным интересом. Действие закона отрицания отрицания будет разворачиваться противоположным образом, если при его рассмотрении исходить из стороны потребителя.

Таково наше общее представление о механизме развития экономики как разрешении противоречий двойственной природы человека. Думается, оно позволяет по-новому взглянуть на парадигму современной экономической теории, или экономикса, использующего при изучении хозяйственной практики две логики - микро- и макрологику (что нетождественно одной двусторонней логике), которые «рассекают» ее на две несопоставимые части. Поэтому, поддерживая давно высказываемое в научной литературе мнение о необходимости смены данной парадигмы, приведем и свои аргументы в его пользу.

Во-первых, парадигма экономикса не учитывает внутренних «пружин» развития общественного воспроизводства, пронизывающих снизу вверх (от сущности человека до ее проявления в обмене) противоречий, разрешение которых является источником развития экономики как единой сферы общественной жизни.

Во-вторых, микро- и макроступени анализа экономики, будучи оторванными друг от друга, и по отдельности не раскрывают динамики всего общественного воспроизводства, и вместе не «сливаются» для решения этой задачи.

Следовательно, они не отражают полноценного действия в экономике всеобщих диалектических законов, манипулируя в основном лишь «полумеханическими» законами спроса и предложения на поверхности экономической реальности. А это, в-третьих, весьма прозрачно указывает на врожденную и «неизлечимую болезнь» нынешней экономической теории: ее неспособность адекватно реальности освещать общественное воспроизводство с воспроизводством самого человека от его начала до завершения. Экономикс не показывает, что деятельность человека в роли производителя одновременно происходит в рамках фирмы и всего национального производства (левая сторона рисунка), а в роли потребителя одновременно происходит в рамках домохозяйства и всей сферы потребления (правая сторона рисунка).

Таким образом, парадигма экономикса с его двумя субъективными микро- и макроподходами изначально не отражает единой объективной логики социально-экономического развития общества с его противоречиями и диалектическими законами. Отсюда, на наш взгляд, давно назревший отказ от нынешней парадигмы экономической теории неизбежен. Содержание же экономикса вполне достойно для его трансформации в методологически обновленную теорию об общественном воспроизводстве. Теории именно с такой парадигмой посвятили свои труды А. Смит, А. Шторх, А. Бутовский, Дж. С. Милль, К. Менгер, И. Горлов, Н. Бунге, А. Антонович, А. Маршалл, М. Туган-Барановский и другие выдающиеся деятели экономической науки, без которых «перезагрузка» неоклассического экономикса вряд ли возможна. То есть содержание обновленной на основе воспроизводственной парадигмы экономической теории может быть наполнено фундаментальными идеями, положениями и концепциями экономикса, которые будут представлены уже в новом ракурсе.

Естественно, понадобятся немалые усилия для творческого перенесения из микро-и макроэкономик их важнейших аспектов в центральные разделы новой теории об общественном воспроизводстве. И эта работа будет не возвращением назад, а движением вперед, «став на плечи предшественников», как говорил Ж. Б. Сей, «чтобы охватить взглядом как можно более широкий горизонт»1 науки.

Список литературы

1. Бастиа Фр. Экономические гармонии. Избранное. - М. : Эксмо,

2007.

2. Вахтомин Н. К. Генезис научного знания. - М. : Наука, 1973.

3. Гегель Г. В. Ф. Соч. : в 14 т. - М.; Л. : Соцэкгиз, 1929-1959.

4. Кириллов В. И. Логика познания сущности. - М. : Высшая школа,

1980.

5. Павлов В. А. О некоторых представлениях экономической реальности // Вестник Российской экономической академии имени Г. В. Плеханова. -2009. - № 2 (26).

1 Цит. по: Бастиа Фр. Экономические гармонии. Избранное. - С. 150.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.