Научная статья на тему 'Экономическому факультет МГУ имени М. В. Ломоносова 70 лет'

Экономическому факультет МГУ имени М. В. Ломоносова 70 лет Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
454
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ МГУ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ / КАФЕДРА / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ДВУХУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ / БАКАЛАВРИАТ / МАГИСТРАТУРА / НАУЧНАЯ РАБОТА / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / LOMONOSOV MSU FACULTY OF ECONOMICS / ECONOMIC THEORY / DEPARTMENT / EDUCATIONAL PROCESS / MODERNIZATION OF ECONOMIC EDUCATION / TWO-LEVEL SYSTEM OF TRAINING / UNDERGRADUATE SCHOOL / RESEARCH / INTERNATIONAL COOPERATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Колесов Василий Петрович

В статье дается краткий обзор развития экономического факультета МГУ в год его 70-летия. Выделены десятилетние отрезки этого развития и важнейшие вехи становления факультета в привязке к основным событиям в истории страны. Дана история создания кафедр, названы основатели и продолжатели ведущих научных школ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The 70th Anniversary of the Lomonosov MSU Faculty of Economics

The article provides a brief outline of the Lomonosov MSU faculty of economics history in the year of the faculty's 70th anniversary. The faculty's history has been rubricated onto roughly decade intervals determined by important developments at the faculty in compliance with major changes in our society. The article shows departments' creation background and recalls the founding scholars and their successors.

Текст научной работы на тему «Экономическому факультет МГУ имени М. В. Ломоносова 70 лет»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 6. ЭКОНОМИКА. 2011. № 3

В.П. Колесов1,

докт. экон. наук, профессор, декан экономического ф-та МГУ имени

М.В. Ломоносова

ЭКОНОМИЧЕСКОМУ ФАКУЛЬТЕТУ МГУ

имени М.В. ЛОМОНОСОВА 70 ЛЕТ

В статье дается краткий обзор развития экономического факультета МГУ в год его 70-летия. Выделены десятилетние отрезки этого развития и важнейшие вехи становления факультета в привязке к основным событиям в истории страны. Дана история создания кафедр, названы основатели и продолжатели ведущих научных школ.

Ключевые слова: экономический факультет МГУ, экономическая теория, кафедра, учебный процесс, модернизация экономического образования, двухуровневая система обучения, бакалавриат, магистратура, научная работа, международное сотрудничество.

The article provides a brief outline of the Lomonosov MSU faculty of economics history in the year of the faculty's 70th anniversary. The faculty's history has been rubricated onto roughly decade intervals determined by important developments at the faculty in compliance with major changes in our society. The article shows departments' creation background and recalls the founding scholars and their successors.

Key words: Lomonosov MSU faculty of economics, economic theory, department, educational process, modernization of economic education, two-level system of training, undergraduate school, graduate school, research, international cooperation.

В декабре 2011 г. исполняется 70 лет со дня создания экономического факультета в составе Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова (далее — МГУ). Возникновение факультета в декабре 1941 г. — труднейший для страны и столицы период — можно рассматривать как проявление величайшего оптимизма и веры в победу в Великой Отечественной войне и в лучшее послевоенное устройство страны. В МГУ к этому времени был накоплен почти полуторавековой опыт и сложились прочные традиции преподавания как общей экономической теории, так и прикладных и отраслевых экономических дисциплин.

Однако в силу сложных условий военного времени факультет начал функционировать как весьма скромное подразделение. В его составе было лишь 6 преподавателей, объединенных в одну кафедру — кафедру политической экономии, а студентов насчитывалось

1 Колесов Василий Петрович, тел.: +7 (495) 939-34-95; e-mail: [email protected]

всего 28 человек (по современным меркам — это одна академическая группа). Первым деканом стал видный экономист и общественный деятель — И.Д. Удальцов, кафедру возглавили ведущие ученые: сначала — С.Л. Выгодский (1941—1943), а затем — К.В. Островитянов (1943—1948). К концу 1940-х гг. ежегодный набор студентов составлял 50 человек, который лишь на рубеже 1950—1960-х гг. был удвоен и достиг 100 человек.

Каждый этап последующего развития факультета отражал противоречивый характер каждого десятилетнего отрезка времени второй половины ХХ в. и соответствующих им представлений о характере экономических и социальных проблем развития общества. Любая характеристика таких, в известной мере искусственных отрезков неизбежно носит субъективный характер, однако даже подобная нестрогая периодизация истории факультета позволяет лучше понять как саму историю в целом, так и смену научных и, неизбежно, идеологических представлений поколений людей — участников этой истории.

Первое послевоенное десятилетие (1950-е гг.) отмечено в истории факультета, как и всего научного экономического сообщества того времени, бурными экономическими дискуссиями о задачах дальнейшего восстановительного развития и природе социалистических производственных отношений в государственной и колхозной формах собственности. Наука и преподавание в эти годы не могли не нести на себе отпечаток сталинских установок, предполагающих экономическое развитие, которое мыслилось как наращивание индустриальной мощи страны и «укрепление колхозного строя», а также укрепление лагеря социализма в условиях начавшейся в то время холодной войны с западным миром. Перед экономической наукой ставилась задача обосновать и решить возникшие проблемы, а перед системой экономического образования — подготовить кадры для науки и управления.

Экономическое образование в эти годы, несмотря на жесткий идеологический прессинг, становилось системным и методически организованным. Именно в данное десятилетие сложился курс истории экономических учений. В его формировании большую роль сыграли исследования, обобщенные в многотомном труде «История русской экономической мысли» (1955) под редакцией А.И. Пашкова, который руководил кафедрой политической экономии с 1948 по 1957 г. Большей системности преподавания теории способствовало издание в 1954 г. Институтом экономики АН первого учебника «Политическая экономия». Системно мыслить будущим экономистам помогало и поставленное глубокое изучение «Капитала» К. Маркса. К середине 1950-х гг. на факультете были созданы кафедры статистики (1946 г., заведующий — профессор

Д.В. Савинский), истории народного хозяйства и экономических учений (1947 г., заведующий — профессор И.Д. Удальцов), учета и анализа хозяйственной деятельности (1949 г., заведующий — профессор С.К. Татур), экономики зарубежных стран (1953 г., заведующий — профессор В.П. Глушков), экономики сельского хозяйства (1954 г., заведующий — профессор М.М. Соколов), экономики промышленности (1954 г., заведующий — профессор Г.Д. Бакулев). В условиях складывавшейся консолидации экономической идеологии создание этих кафедр способствовало формированию глубокого понимания реальных экономических проблем, которые, впрочем, не всегда трактовались в русле идеального и идеологизированного представления о их природе.

В 1955 г. факультет возглавил профессор М.М. Соколов, которого сменил в 1959 г. профессор В.А. Жамин.

Десятилетие 1960-х гг. хронологически совпало со временем хрущевской оттепели в истории страны и стало периодом поиска путей совершенствования хозяйственной системы, которая начала проявлять первые признаки неэффективности. Хотя экономическая наука сохраняла идеологически воинственный дух, все чаще на первый план выходили вопросы регулирующей роли закона стоимости, товарности советской экономики в целом и сферы услуг, в частности обособленности и самостоятельности предприятий, ценообразования, социалистического соревнования (конкуренции) предприятий, стимулирования труда и др. Учеными факультета в этот период был подготовлен собственный двухтомный учебник по политической экономии под редакцией заведующего кафедрой политэкономии профессора Н.А. Цаголова (1957—1985). Отличительной чертой второго тома была попытка выстроить в систему законы и категории «социалистического способа производства». Также активизировались в эти годы исследования прикладных, отраслевых и региональных аспектов экономической теории. Свежей струей в экономической науке стали разработки, предпринимавшиеся в том числе и учеными факультета, по вопросам совершенствования механизма функционирования народного хозяйства страны, которые породили ряд предложений, известных под названием политически неприемлемой и нереализованной «косыгинской» реформы.

Прорывом в науке и экономическом образовании стало появление ветви экономико-математических методов анализа экономики. Благодаря универсальности и иммунитету математики к идеологическому влиянию это направление быстро стало весьма популярным и послужило мостиком, связывающим отечественную экономическую науку с основным потоком набиравшего в мире силу экономического знания. На факультете по инициативе профессо-

ра В.С. Немчинова была создана соответствующая кафедра (1962) и начата подготовка специалистов данного профиля. Позднее были созданы кафедры организации и планирования народного хозяйства (1963 г., заведующий — профессор Л.Я. Берри), экономики труда (1964 г., заведующий — профессор Л. А. Костин) и народонаселения (1967 г., заведующий — профессор Д.И. Валентей).

Период 1970-х гг. в истории экономического факультета также был ознаменован противоречием между развитием страны и экономической науки того времени. Отказ политических верхов от «косыгинской» реформы не мог заглушить критических выступлений в адрес сложившейся, как сейчас говорят, модели социалистического хозяйствования, а также предложений по ее совершенствованию. Ответом руководства партии на продолжающиеся расхождения идеологических догматов и реальности стало усиление идеологического давления на научные круги (реорганизация Института экономики, усиление партийного контроля в общественных науках и т.д.). С другой стороны, догматы, воплощенные в методы прямого директивного управления экономикой на всех уровнях, стали источником и причиной серьезных хозяйственных сбоев, невосприимчивости экономики к научно-техническому прогрессу. Экономика страны (кроме ВПК) не смогла подняться на уровень пятого технологического уклада. Скрывать растущее отставание от Запада стало невозможно, и оно компенсировалось многочисленными «судьбоносными» пленумами и съездами партии с их многословными и малосодержательными программными документами, в основе которых были пустые концептуальные подходы типа «развитого социализма». В условиях малодинамичной по темпам роста экономики, нехватки продовольствия и, с другой стороны, постоянно растущего числа разорительных проектов в области гонки вооружений руководство страны легко поддалось соблазну переключения на экспортные доходы от масштабной и во многом хищнической эксплуатации природных ресурсов. Вызванные этим переходом эффекты «голландской болезни» и сырьевой зависимости стране не удалось преодолеть до сих пор.

Тем не менее период «застоя» в экономике, затянувшийся до середины 1980-х гг., был отмечен на факультете большим количеством событий в научной жизни, в частности дискуссий, посвященных товарному производству в условиях плановой экономики, хозрасчету, стимулированию и внедрению рыночных начал. Успехи страны в космосе и развитии ВПК, урбанизация населения сделали необходимым и возможным (хотя плохо реализованным) переход страны ко всеобщему среднему образованию. В этих условиях выросла популярность экономического образования, что обусловило удвоение (до 200 человек) ежегодного набора студентов. В это

десятилетие факультет дважды поменял «квартиру», переехав в 1969/70-м учебном году в I учебный корпус, а в 1975 г. — во II корпус. Выросло и число кафедр. Появились кафедры управления производством (1971 г., заведующий — профессор Г.Х. Попов), экономики непроизводственной сферы (1971 г., заведующий — профессор М.В. Солодков), экономики природопользования (1979 г., заведующий — академик Т.С. Хачатуров). На многих кафедрах произошла смена поколений в руководстве, их возглавили известные ученые: А.Я. Боярский, Ф.Я. Полянский, А.Д. Шеремет, В.А. Жа-мин, М.С. Драгилев, А.Г. Омаровский, С.С. Шаталин, Е.И. Капустин. Руководство факультетом осуществляли деканы М.В. Солодков (1965—1977), Г.Х. Попов (1977—1980), В.Н. Черковец (1980—1987). Многие выпускники факультета получили в это время высшее научное признание, став академиками АН (С.А. Ситарян, С.С. Шаталин, А.А. Анчишкин).

Ярким периодом в жизни факультета, как и всего общества, стала вторая половина 1980-х гг., вошедшая в историю как эпоха «гласности» и «перестройки». В эти годы ускорился развал плановой экономики, чему способствовала неблагоприятная конъюнктура уже сложившейся сырьевой зависимости страны. В поисках путей выхода из крайне тяжелого состояния экономики в экономической политике были испробованы отброшенные ранее рецепты «косыгинских» реформ, однако они уже не смогли приостановить развал. Факультет активно участвовал во всех событиях экономической жизни данного периода. Особенно популярными в то время были научные споры о соотношении плана и рынка. В соответствии с потребностями нарождающихся элементов рыночного хозяйства на факультете была создана кафедра финансов (1989 г., заведующий — профессор В.И. Рыбин). Немногим ранее, в 1987 г., возникли кафедры крупнейших экономических институтов АН. Они были созданы в целях сближения с Академией наук, пополнения ее молодыми кадрами. На эти кафедры для чтения курсов (в основном это были специальные циклы для старшекурсников) приглашались ведущие исследователи институтов, а работу кафедр возглавляли директора (Л.И. Абалкин, Е.М. Примаков, В.Л. Макаров). Руководителями факультетских кафедр стали представители нового поколения: профессора В.В. Радаев, А.М. Емельянов, Г.А. Егиаза-рян, Б.П. Суворов, А.Г. Худокормов, Ю.Н. Иванов, Ю.М. Швырков, Е.Н. Жильцов, К.В. Папенов. На факультете активно велись поиски путей обновления содержания образования, которое должно было учесть новые реалии в экономике, возникшие вследствие неуклонного расширения рыночных начал. В это же время, ближе к концу периода, в стране развернулась дискуссия об отказе от узких специальностей в высшем образовании, в связи с чем на фа-

культете внимательно изучили зарубежный опыт двухуровнего образования. В 1987 г. факультет возглавил работу по координации методической деятельности экономических факультетов классических университетов в рамках Совета по экономике учебно-методического объединения классических университетов. Эта работа продолжается и по настоящее время.

Следующий десятилетний отрезок истории развития факультета приходится на 1990-е гг., насыщенные событиями трансформационного перехода страны к рыночной экономике, связанные с включением ее в процесс глобализации и с кардинальной перестройкой общественно-политического устройства. Отвергаемые на протяжении десятилетий, но неизбежно назревавшие перемены, по-видимому, обусловили тот факт, что политическое руководство выбрало радикальный путь шоковой рыночной трансформации и распахнутости национальной экономики в структуре мирового хозяйства. Распад Советского Союза, сокращение ВВП страны более чем на 40%, кризисное состояние денежного хозяйства, рост безработицы, падение жизненного уровня и обнищание больших масс людей, неупорядоченное и плохо регулируемое развитие частного предпринимательства на фоне развала государственной собственности, незащищенность таможенных и даже государственных границ, сепаратизм и расцвет организованной преступности — это лишь самые очевидные признаки негативного состояния страны и ее экономики в данный периода. Внимание к образованию в это время было минимальным, популярным было выражение «государство ушло из образования», вузы боролись как могли за выживание. В связи с увеличивающимся спросом на экономическое образование одним из способов приспособления вузов к рыночным условиям стало открытие платных непрофильных экономических факультетов. Этот же спрос породил десятки частных вузов. Экономическое образование оказалось в омуте некачественных образовательных программ, предлагаемых более чем 900 вузами, конкуренция со стороны которых была тем не менее реальным фактом. Экономический факультет МГУ должен был принять этот вызов, поэтому 1990-е гг. стали весьма динамичным периодом в истории факультета и вместили в себя необычайно много изменений.

На факультете еще в самом начале десятилетия сложилось понимание того, что в обновлении нуждаются содержание экономического образования, его структурная организация, организация (технология) учебного процесса, материальная база и техническое оснащение (к концу десятилетия на факультете на студента приходилось чуть более 1 м2 площади). Эти четыре направления изменений и стали сутью последующей программы модернизации университетского экономического образования и легли в основу стратегии развития факультета на период до 2015 г.

Наиболее срочной задачей уже в начале 1990-х гг. стала задача обновления содержания образования. Сама профессия экономиста в очень короткое время кардинально изменилась. Переход к рыночной экономике потребовал отказа от прежних идеологических установок и канонов, связанных, как стало очевидным, с после-марксовым трактованием многих положений основателя марксизма и с многочисленными псевдомарксистскими «законами». Из программы исчезли ставшие к тому времени одиозными курсы «История КПСС», «Научный коммунизм» и «Политэкономия социализма». Однако быстро стало очевидным, что нельзя ограничиться обновлением (т.е. отказом от тем вроде ГМК или «Всеобщий кризис капитализма») основного курса политэкономии и что требуется переход от всей системы привычных базовых категорий и понятий этого основополагающего в прошлом курса на другую теоретическую платформу. Такой платформой мог стать лишь «мейнстрим» — некий устоявшийся на западе набор представлений из всех важнейших течений экономической мысли под названием «экономикс». Поделенный еще на западе на два самостоятельных курса микро-и макроэкономики, он и лег в основу общей теоретической подготовки экономистов. Принятая вначале некоторыми преподавателями в штыки из-за идеологических пристрастий эта общая экономическая теория довольно быстро была освоена и органично вписалась в учебные программы.

Другая проблема состояла в том, что появилось много новых требующих освоения дисциплин. Их оказалось гораздо больше, чем исключенных из учебного плана чисто идеологических курсов. Новые дисциплины, такие, как теория фирмы, теория финансов, корпоративные финансы, финансовые рынки, теория отраслевых рынков, международная экономика, маркетинг, институциональная экономика, проектный анализ, были быстро освоены и адаптированы к нашей реальности. Приложение к диплому выпускника факультета экономики МГУ по набору дисциплин стало мало чем отличаться от приложения, сопровождающего диплом выпускника любого западноевропейского или американского университета, как и каталоги учебных программ, которые с тех пор регулярно публикует факультет.

Но мало было освоить новые дисциплины, наработанные мировой экономической наукой за десятилетия застоя отечественной. Следовало обеспечить их соответствующее преподавание и изучение студентами. Для этого необходимо было по-новому структурировать знания и отказаться от старой технологии обучения, сфокусированной в учебном плане. В истории факультета никогда еще не отмечалось такого взрывного прироста дисциплин и их обновления, всем надо было найти место. Однако ни одна

из кафедр не хотела уступать свои часы под новые дисциплины, особенно если эти дисциплины относились к категории обязательных, фигурировавших на лицевой стороне учебного плана. К тому же, согласно этому плану, студенты уже имели максимальную нагрузку — 36 ч, а по некоторым специализациям (зарубежная экономика) — 40 ч. Исключать или даже сокращать одни дисциплины в пользу других означало бы лишить какую-то кафедру ресурсов и перспектив развития: все читаемые курсы были необходимы. В итоге наиболее разумным решением указанной выше проблемы стал переход на двухступенчатую систему подготовки, что позволило сохранить все кафедры. К подобному переходу страна готовилась еще в советское время, но его пришлось отложить почти на 20 лет (на период выживания вузов) из-за невнятных реформ высшего образования. Скорее всего, переход на новую систему подготовки специалистов затянулся бы и на больший срок, если бы не обязательства страны по присоединению к Болонскому процессу, с критикой которого («нас хотят оболонить») выступали сторонники сохранения моноподготовки узких специалистов, не понимая, что необходимость этого перехода назрела еще десять лет назад и вполне соответствовала внутренним потребностям развития страны.

Цели перехода факультета на двухуровневую систему подготовки были, конечно, более широкими, чем совершенствование образовательного поля для вмещения всех необходимых дисциплин. Задачу по увеличению количества дисциплин факультет решал как бы попутно, но основательно путем эшелонирования дисциплин по ступеням обучения и по степени глубины с разделением наиболее сложных предметов на вводный, промежуточный и продвинутый уровни. Так появилась возможность в пределах одного уровня создавать версии курсов для разных направлений подготовки. В результате образовательное поле факультета быстро росло и сегодня насчитывает более 300 курсов.

Решение о переходе на двухуровневую подготовку было принято ученым советом факультета весной 1991 г. с согласия ученого совета МГУ. В том же году началась практическая реализация системы двухуровневой подготовки путем набора первых студентов как на программу бакалавра, так и на программу магистра. В июне 1995 г. состоялся последний выпуск специалистов набора 1990 г. и первый выпуск бакалавров. Что касается магистратуры, то число магистерских программ уже к концу десятилетия достигло 17, что вывело факультет в этом отношении в число самых продвинутых в стране вузов.

Большинство новых дисциплин и курсов были сформированы профессорами и преподавателями уже существовавших кафедр, часть которых поменяла или уточнила свои названия, и во главе

которых появились новые руководители: профессора О.С. Вихан-ский, М.В. Грачева, В.А. Ионцев, Н.П. Иващенко, А.А. Пороховский. Однако жизнь потребовала от факультета создания новых кафедр, таких, как экономика труда, занятость и социально-трудовые отношения (1992 г., заведующий — профессор Р.П. Колосова), экономическая информатика (1994 г., заведующий — профессор М.И. Лугачев), управление рисками и страхования (1995 г., заведующий — профессор И.Б. Котлобовский).

Обновлению содержания экономического образования на факультете в 1990-е гг. значительно помогло международное сотрудничество с зарубежными вузами. Именно в эти годы на факультете было реализовано несколько крупных проектов с участием зарубежных партнеров. Так, в рамках проекта TEMPUS факультетом совместно с Университетом Сорбонна Париж I, Лондонской школой экономики и Тилбургским университетом (Голландия) в течение 6 лет проводилась реструктуризация экономического образования и его совершенствование, в том числе путем стажировок в названных вузах преподавателей и студентов. В рамках другого проекта TEMPUS была разработана и осуществлена программа подготовки магистров демографии. В рамках программы ТАСИС факультетом совместно с Европейским комитетом по образованию осуществлялся проект по развитию образования в области страхования. В рамках совместного проекта с Программой развития ПРООН факультетом начато углубленное изучение и преподавание концепции человеческого развития, готовятся различные учебники и учебные пособия, ежегодные национальные доклады и доклады ряда субъектов РФ по человеческому развитию, проводятся обучающие семинары для преподавателей региональных вузов и вузов стран СНГ. Были подготовлены и реализованы и другие двухсторонние и многосторонние проекты. Весьма полезным было так же сотрудничество с американскими университетами (университетами Ассоциации штата Нью-Йорк, Бостонским, Джоржтаунским университетами и др.).

В ходе работы над обновлением содержания экономического образования факультету приходилось решать много методических проблем: разграничения областей и уровней знания между бакалавриатом и магистратурой, адаптации новых, заимствованных дисциплин к отечественной быстро меняющейся реальности, обеспечения системности и целостности изучения курса экономической теории, соотношения фундаментальности и специализации подготовки, математической подготовки и др. Именно начиная с этого периода сложилась практика ежегодных собраний профессорско-преподавательского состава в начале учебного года и ежемесячных педагогических чтений, что позволяет и в настоящее время держать на хорошем уровне градус внимания к методическому

обеспечению учебного процесса. Следует особо отметить, что в эти годы в ходе обновления учебного процесса факультету удалось избежать следующих крайностей:

— возврат к прежним видоизмененным идеологическим ценностям,

— возврат к радикализму и безоговорочному восприятию (как, скажем, в РЭШ) рыночных представлений и трактовок, собранных и предложенных, например, некоторыми профессорами Лондонской школы экономики в документе под названием «Белая книга».

В 1990-е гг. факультет сделал значительный шаг вперед по улучшению технического оснащения учебного процесса. Были созданы учебная (6 компьютерных классов на 110 рабочих мест) и кафедральная компьютерные сети (на 220 пользователей), ресурсы которых позволили установить разнообразные прикладные программы для обучения и работы, запущен сайт факультета. Многие кафедры и подразделения факультета стали активно использовать ресурсы Интернета для учебной и научной работы, каждому преподавателю была предоставлена возможность получения персонального «ящика» электронной почты на сервере факультета. Обучение студентов компьютерной грамотности стало частью их профессиональной подготовки.

Наряду с тем, что факультет на протяжении указанного выше десятилетия являлся центром обновления содержания образования, он также оставался и крупным исследовательским центром. Ежегодно проводились десятки крупных конференций, семинаров и круглых столов по злободневным и непростым проблемам того периода, было опубликовано около четырех десятков монографий и учебников, сотни статей. Факультет также принимал участие в грантах, в выполнении заказных работ, экспертизе и разработке проектов законодательных и нормативных документов. Такая деятельность была органически связана с учебной работой.

Проведенная в эти годы модернизация образования позволила факультету расширить подготовку кадров. Так, в последнем для обозначенного десятилетия 2000-м г. и факультет покинули более 600 обладателей дипломов различного уровня, а прием на все уровни, включая аспирантуру, составил более 1000 человек. Кроме того, было развернуто 12 программ дополнительного образования, в том числе программа МВА. По численности обучающихся факультет стал крупнейшим в МГУ. Высокий конкурс неизменно подтверждал завоеванный факультетом авторитет.

Процесс проходивших на факультете преобразований, конечно, не был гладким и ровным, существовали и противоречия, и попытки остановить начавшиеся изменения. Об этом свидетельствуют,

например, проводившиеся еще долгое время встречи оставшихся верными партии сотрудников, или их стремление провести через процедуру избрания в деканы факультета кандидатуру последнего (в 1991 г.) секретаря парткома факультета, или, как представляется, не случайный пожар 1998 г., из-за которого на полгода была выведена из строя почти половина помещений; или заказная проверка Счетной палаты — института, разительно отличающегося от того, чем он является сейчас. Все это, впрочем, не выглядело чем-то необычным для того времени, когда круто менялись судьбы страны и ее людей.

Интересным в истории факультета стало и последнее десятилетие — первые 10 лет нового века. Страна выправилась после кризиса 1998 г. и сразу же стала наращивать темпы восстановления и развития. Этот период вошел в историю страны как период относительно благополучного развития, который был прерван кризисом 2008—2009 гг. Среди положительных моментов данного периода можно отметить рост уровня жизни и доходов, оживление бизнеса, избавление от долгов, стабилизация политической жизни, укрепление государственности и институционального устройства, постепенное включение институтов рынка в хозяйственную жизнь и др. Но он вместил в себя и много негативного: рост бюрократии и перерождение молодой рыночной экономики в государственный капитализм худшего типа с коррупцией, зажимом бизнеса (в том числе малого и среднего) усилением социального неравенства, неэффективностью управления, расцветом рейдерства и чиновничьего вымогательства, неумением создать климат для отечественных и зарубежных инвесторов и т.д. Кризис обнажил все риски сырьевой модели развития и ее исчерпанность. Актуальным стал вопрос о модернизации экономики и социальной жизни, который и сегодня воспринимается неоднозначно разными слоями общества и требует значительного времени для решения.

Для высшего образования наступило время увеличения внимания государства к его нуждам (правда, не всегда рационального: неоднозначные ЕГЭ, новые стандарты и др.) и заметного роста финансирования (впрочем, недолгого). В таких условиях перед факультетом встала задача сохранения и закрепления итогов модернизации содержания образования и двухуровневой системы подготовки кадров, а также продвижения вперед в двух других областях — обновлении организации учебного процесса и улучшении материально-технической базы.

Что касается учебного процесса, то главной экспериментальной площадкой здесь стала магистратура. Выбор принципа междисцип-линарности требовал отладки взаимодействия всего административного контура (зам. декана, руководители программ, управление

сервисом) с кафедрами и смежными подразделениями деканата. Больших усилий требовало повсеместное введение балльно-рей-тинговой системы оценки знаний студентов. Необходимо было найти оптимальное соотношение между видами учебных занятий, включая контактные часы, и самостоятельной работой студентов в структуре кредитной единицы, добиться реального превращения научного семинара в стержень всей магистерской программы, повсеместного использования виртуальной обучающей среды (on-econ) в качестве средства коммуникации со студентами и информативного отражения хода учебного процесса. Для решения указанных проблем требовалась постоянная поддержка креативности руководителей программ, стимулирование преподавательского состава, в связи с чем были созданы методический отдел магистратуры, система взаимодействия с Ассоциацией независимых аналитических центров, программа для on-econ, система научных семинаров, которые стали системообразующими для каждой магистерской программы, отработана система анкетирования студентов и преподавателей, налажено более широкое взаимодействие с фирмами-работодателями. При активном участии факультета и на предложенных им принципах создавались стандарты магистерских программ по экономике и менеджменту, а также стандарты магистерских программ МГУ. На основе стандартов были также разработаны обновленные образовательные программы.

Значительные изменения произошли и на уровне бакалавриата. Основные направления изменений: переход на новые стандарты (также разработанные при активном участии факультета), введение балльно-рейтинговой системы, переход на on-econ, расширение связей с практикой через программы партнерства с корпорациями. В ходе работы над новой основной образовательной программой (ООП), соответствующей стандарту III поколения, удалось сократить на 10 курсов предлагаемое на уровне бакалавриата число дисциплин. Таким образом, бакалавр экономики за 4 года должен изучить 35 обязательных дисциплин и 15 дисциплин по выбору. Значительная работа проведена по устранению повторов и дублированию тем в разных курсах. Все изменения накануне их введения проходили обсуждение на педагогических чтениях.

Важным направлением совершенствования учебного процесса было в этом десятилетии повышение квалификации профессорско-преподавательского состава. В частности, преподавателям предлагались программы повышения компьютерной грамотности и обучения навыкам коммуникации со студентами, подготовки и использования презентаций в PowerPoint. Для данных целей всем преподавателям в порядке спонсорской помощи компанией Acer были выданы ноутбуки (250 шт.). Предлагались также программы

улучшения знания иностранных языков, в первую очередь английского. Благодаря займу Мирового банка, предоставленному Правительству страны на льготных условиях и при условии софи-нансирования специально для совершенствования экономического образования, факультет получил средства, эквивалентные примерно 2,5 млн долл., и, таким образом, возможность закупить различное оборудование и отправить десятки преподавателей (примерно 150 выездов) в зарубежные университеты примерно 15-ти стран. При финансовой поддержке этого проекта в канун 250-летия МГУ на факультете была опубликована серия из 60 учебников.

В указанное десятилетие на факультете также создавались отвечающие потребностям теории и практики новые подразделения: кафедра институциональной экономики (2001 г., заведующий — профессор А.А. Аузан) и лаборатория институционального анализа (переименована в 2002 г., заведующий — профессор В. Л. Там-бовцев), кафедра маркетинга (2007 г., заведующий — профессор В.В. Герасименко), в кафедру инновационной экономики (и соответствующую лабораторию) преобразована кафедра экономики предпринимательства (2007 г., заведующая — профессор Н.П. Иващен-ко). В состав факультета влилась обслуживавшая его ранее кафедра английского языка (2009 г., заведующий — профессор Н.В. Кулик). Были созданы также лаборатория информационно-аналитический ресурсов (2010 г., заведующая — доцент А.В. Богомолова) и лаборатория международных стандартов учета и отчетности (2010 г., заведующая — доцент, доктор экономических наук О.В. Соловьева).

Результатом всех этих мер стало заметное усовершенствование учебного процесса, которое происходило как за счет расширения образовательного поля — увеличения числа новых дисциплин, так и через внедрение информационных и телекоммуникационных технологий. Сегодняшний студент имеет возможность, зайдя на электронную страницу любого курса, получить доступ к размещенным там теоретическим материалам, просмотреть статьи, ссылки на Интернет-ресурсы, выполнить задания преподавателя и напрямую пообщаться с ним. Автоматизированная система управления учебным процессом дает возможность всем участникам посмотреть свое личное расписание, изменения в расписании, количество накопленных баллов и рейтинг. Ознакомившись с программой курса, студент может записаться на дисциплины по выбору или на факультатив. С домашнего компьютера, из компьютерного класса в часы для самостоятельной работы, с ноутбука через ^!^ьсистему в любом помещении факультета или с автоматизированного рабочего места (70 единиц) в читальном зале студент получает доступ к любому электронному ресурсу факультета в рамках обширной институциональной подписки.

Что касается материально-технической базы факультета (4 направления стратегии модернизации образования), то и в этой области последнее десятилетие отмечено огромными изменениями. По инициативе факультета и при значительном его финансовом участии в начале десятилетия было начато строительство собственного здания. В 2008 г., закончив I очередь строительства, факультет переехал в новый корпус, более просторный и удобный для научной и учебной работы. Дорогостоящие работы по техническому оснащению продолжаются. К сожалению, из-за недостаточного и неровного финансирования строительство вместо 2 лет растянулось на 10. Тем не менее предусмотренные на 2011 и 2012 гг. бюджетные ассигнования все же позволят завершить стройку во второй половине 2012 г.

Минувшие десятилетия отмечены активной и масштабной научно-исследовательской деятельностью факультета. Только в последний год этого десятилетия исследования проводились по 5 направлениям и охватывали 35 тем, которые представлены ниже.

1. Развитие экономической теории на основе системного анализа и формирование российской модели инновационной экономики.

1.1. Методологические принципы и системный анализ в современной экономической теории.

1.2. Методологические, теоретические и практические проблемы формирования и развития российской экономической модели.

1.3. Соотношение форм собственности в современной России как предпосылка формирования инновационной экономики.

1.4. Государственное управление и методы регулирования социальных и экономических процессов в условиях инновационной экономики.

1.5. Моделирование экономических процессов в условиях инновационного пути развития России.

1.6. Развитие финансовой системы России и направления повышения рыночной стоимости бизнеса в условиях инновационной экономики.

1.7. Методология внедрения системы национальных счетов в статистическую практику России в 2008 г.

1.8. Формирование и развитие российского страхового рынка и интеграция его в мировую экономику.

1.9. Управление рисками: микро и макроаспекты.

1.10. Факторы развития инновационной рыночной экономики в Российской Федерации.

1.11. Государственное регулирование развития агропродоволь-ственных рынков.

1.12. Оценка экономической эффективности информационных систем с точки зрения развития инновационной экономики.

1.13. Реформирование бухгалтерского учета, аудита и бухгалтерского образования в соответствии с международными стандартами в условиях перехода к инновационной экономике.

1.14. Эколого-экономические проблемы рационального природопользования и охраны окружающей среды России.

1.15. Развитие рынков, конкурентоспособность и маркетинговые стратегии предпринимательства.

1.16. Разработка методологии анализа и классификации статистических данных и текстов с помощью создаваемой онтологии «Государственное управление».

2. Исторические и философские аспекты экономической теории.

2.1. Философско-хозяйственное постижение исторической и современной реальности.

2.2. Основные этапы экономической истории России и зарубежья.

2.3. Факторы и механизм эволюции мировой экономической теории.

3. Институциональная организация экономических систем.

3.1. Российская фирма в национальной инновационной системе.

3.2. Инновационная деятельность и предпринимательство.

3.3. Развитие методологии институционального анализа экономики.

3.4. Сравнительный анализ дискретных институциональных альтернатив.

3.5. История управленческой мысли и менеджмента.

4. Развитие человеческого потенциала и социальная политика России.

4.1. Рынок труда и социально-трудовые отношения в инновационной экономике.

4.2. Государственные и рыночные механизмы регулирования социальной сферы.

4.3. Инновационное развитие сферы услуг.

4.4. Методология экономического анализа развития образования в Российской Федерации на пути становления экономики знаний.

4.5. Демографическое развитие как составной элемент стратегии социально-экономического развития России.

4.6. Население и миграция в России.

4.7.Теоретические и практические аспекты языка для специальных целей (LSP): экономика и бизнес.

5. Глобализация мирового хозяйства и Россия.

5.1. Глобализация мирового хозяйства и ее влияние на социально-экономическое развитие стран и регионов мира.

5.2. Национальные инновационные системы в зарубежных странах и России.

5.3. Партнерство государства и бизнеса в зарубежных странах и России.

5.4. Присоединение России к ВТО: интеграция в мировую торговую систему и национальные интересы России.

По итогам работы в этом году опубликовано 37 монографий и сборников, 75 учебников и учебных пособий и несколько сот научных статей. Десять авторов имеют значимый индекс цитирования по Российскому индексу научного цитирования — от 8 до 60 (в среднем индекс у них составляет — 31,53).

Основная часть научно-исследовательских работ носит теоретический характер, и результаты их широко используются при подготовке учебников и учебных пособий, при разработке новых курсов и учебных программ. Наряду с ними большое значение имеют прикладные разработки, осуществляемые за счет договоров и контрактов на выполнение прикладных экономических исследований. Результаты и тех и других исследований используются в практике подготовки проектов законодательных документов, региональных и федеральных программ в различных областях социально-экономического развития. В 2010 г. проведено три десятка конференций, в том числе 5 международных, круглых столов, семинаров и научных дискуссий, защищено 56 кандидатских и 15 докторских диссертаций.

На факультете уделяется большое внимание публикациям научных сотрудников, преподавателей, аспирантов и студентов. Регулярно выходят в свет сборники статей, тезисов и материалов конференций и круглых столов. В последние годы издаются сборники работ студентов магистерских программ. Факультетом издаются журналы «Вестник МГУ. Серия 6. Экономика», «Экономический альманах», «Философия хозяйства», информационный бюллетень по проблемам страхового образования Newsletter на русском и английском языках. С 2010 г. начат выпуск электронного журнала факультета.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К началу текущего года факультет насчитывал в своем составе 41 структурное подразделение, в том числе 20 факультетских кафедр и 3 академические, 11 научно-исследовательских лабораторий (из них 5 являются межкафедральными, а 6 входят в состав кафедр) и 7 учебно-вспомогательных лабораторий. На факультете работали 664 сотрудника, из которых 64 — совместители. В структуре персо-

нала насчитывалось 252 человека профессорско-преподавательского состава, 117 научных сотрудников и 247 человек научно-, учебно-вспомогательного и административного персонала. Возрастную структуру штатного персонала характеризует наличие 179 человек (29%) в возрасте до 35 лет и 87 человек (14%) в возрасте 65 лет и старше.

На факультете действует программа партнерских отношений с крупными фирмами, охватывающая более 70 компаний, с которыми заключены соглашения о сотрудничестве. Это сотрудничество включает в себя участие партнеров в учебных программах, стажировки студентов и трудоустройство выпускников, стипендии студентам, спонсорскую помощь в оснащении факультета и др. В деканате осуществляет свою деятельность созданный в этом десятилетии отдел по содействию трудоустройству выпускников и связям с ними. При его активном участии 2 раза в год проводится мероприятие «Дни карьеры», в котором принимают участие 30— 40 компаний.

У факультета сложились обширные международные связи. Имеющиеся контакты более чем с 60 университетами, закрепленные договорами о сотрудничестве, позволили с некоторыми из них создать программы студенческих обменов, а с тремя — программы двойных дипломов. Регулярно проводятся летние школы, где преподавание ведется на английском языке. На факультете читают лекции и ведут мастер-классы зарубежные профессора, а представители экономического факультета ежегодно (по 15—20 человек) командируются для проведения занятий в зарубежных университетах. Среди других факультетов МГУ экономический факультет имеет самое большое число иностранных студентов и аспирантов — порядка 200 человек ежегодно.

В ходе осуществления своей научно-образовательной деятельности факультет, конечно, сталкивается с новыми проблемами и вызовами. К числу таких проблем относятся нежелание части преподавателей участвовать в индивидуальной работе со студентами, в научных исследованиях, ориентированных на задачи учебного процесса, неумение эффективно использовать возможности новых технологий, в частности виртуальной среды. Существует проблема регулярного повышения квалификации преподавателей и обновления педагогического состава. Не на всех кафедрах успешно решается задача повышения уровня исследований и, следовательно, качества образования. В постоянном совершенствовании нуждается материально-техническая база, которая по ряду направлений еще отстает от запросов научно-педагогического сообщества. Кроме того, факультет недостаточно активно позиционирует себя в средствах массовой коммуникации.

На устранение недочетов и развитие сильных сторон факультета направлена Стратегия развития факультета (далее Стратегия). В 2005 г. она была разработана и утверждена как программный документ на период до 2015 г., который подкрепляется ежегодными программами по его реализации. В 2010 г. после утверждения Программы развития МГУ на период до 2020 г. Стратегия также была обновлена с охватом периода до 2020 г. Из 10 приоритетных направлений этой Стратегии факультет сейчас участвует в четырех.

В целом факультет в год своего 70-летия ведет активную многообразную учебную работу, осуществляет фундаментальные и прикладные исследования, активно участвует в международной деятельности, решая при этом вопросы ресурсного и материального обеспечения главных видов деятельности. Все это позволяет с оптимизмом смотреть в будущее.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.