Научная статья на тему 'Экономическое взаимодействие Евросоюза и Бразилии'

Экономическое взаимодействие Евросоюза и Бразилии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Современная Европа
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
Евросоюз / Латино-Карибская Америка / Бразилия / сотрудничество / инвестиции / торговля / экологическая повестка / European Union / Latin America and the Caribbean (LAC) / Brazil / cooperation / investment / trade / environmental agenda

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тайар Виолетта Макариосовна

В статье на основе прогнозов международных аналитических центров, изучения работ зарубежных и российских авторов прослеживаются особенности экономического взаимодействия Евросоюза и Бразилии. В статье рассмотрены такие вопросы, как эволюция стратегического партнерства ЕС с Бразилией, двусторонние торговые и инвестиционные связи, значение климатической повестки и энергетического перехода, а также предложен прогноз возможных траекторий сотрудничества ЕС с южноамериканским гигантом на краткосрочную и среднесрочную перспективу. Сделан вывод, что Евросоюзу в условиях нового цикла глобального миропорядка предстоит адаптироваться к усилению позиций глобального Юга, в котором Бразилия будет играть весомую роль. В статье показано, что страна сохраняет роль ключевого звена в европейском интеррегионализме и участвует во всех трех механизмах взаимодействия ЕС с Латинской Америкой: межрегиональном, субрегиональном и двустороннем. После периода стагнации европейско-латиноамериканского стратегического партнерства в третьем десятилетии XXI в. Евросоюз сделал ставку на Бразилию как основного южноамериканского партнера и посредника в осуществлении таких задач, как изменение климата и энергетический переход. Цель исследования – продемонстрировать на примере ЕС и Бразилии конфигурацию отношений старых и новых центров силы в современном контексте глобального миропорядка. По всей видимости, Евросоюз будет использовать перспективу ратификации торгового соглашения с Меркосур как элемент давления на Бразилию с целью исполнения ею экологических и климатических обязательств. Со своей стороны, Бразилия, скорее всего, сосредоточится на сотрудничестве по л

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economic Cooperation Between the European Union and Brazil

The article is based on forecasts of international think tanks and on the studies made by foreign and Russian authors. The features of economic interaction between the European Union and Brazil are traced and characterized. Such issues as the “EU's ‒ Brazil“ strategic partnership, bilateral trade and investment cooperation, the importance of the climate agenda and the energy transition are examined. As well, the author tries to foresee possible development options for the cooperation between the EU and the South American Giant in the short and medium term. It was concluded that, in the new context of the world order, the European Union has to adapt to the strengthening position of the Global South in which Brazil will play the weighty role. The article shows that Brazil retains its role as a key link in European inter-regionalism and participates in three mechanisms of EU interaction with Latin America: interregional, subregional and bilateral. After a period of stagnation in strategic EU‒LAC partnership, in the third decade of the XXI century the European Union focused on Brazil as its main South American partner and intermediary on such issues as climate change and energy transition. The study aims to show, using the example of the EU and Brazil, the configuration of relations between the former and new centers of power in the modern context of the global world order, characteristics of which is uncertainty and increased competition in access to critical natural resources and technologies. The European Union, probably, will use the future ratification of the trade agreement with Mercosur as an element of pressure on Brazil to fulfill its environmental and climate obligations. Brazil, in turn, more likely, will focus on South-South cooperation without entering into confrontation with the EU, being interested in obtaining investments and advanced technologies.

Текст научной работы на тему «Экономическое взаимодействие Евросоюза и Бразилии»

Современная Европа, 2024, № 6, с. 137-148

УДК 339.9, 327

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЕВРОСОЮЗА И БРАЗИЛИИ1

© 2024 ТАЙАР Виолетта Макариосовна

Кандидат экономических наук Заместитель директора Института Латинской Америки РАН 115035, Россия, Москва, ул. Б. Ордынка, д. 21/16 E-mail: [email protected]

Поступила в редакцию 19.08.2024 Принята к публикации 05.11.2024

Аннотация. В статье на основе прогнозов международных аналитических центров, изучения работ зарубежных и российских авторов прослеживаются особенности экономического взаимодействия Евросоюза и Бразилии. В статье рассмотрены такие вопросы, как эволюция стратегического партнерства ЕС с Бразилией, двусторонние торговые и инвестиционные связи, значение климатической повестки и энергетического перехода, а также предложен прогноз возможных траекторий сотрудничества ЕС с южноамериканским гигантом на краткосрочную и среднесрочную перспективу. Сделан вывод, что Евросоюзу в условиях нового цикла глобального миропорядка предстоит адаптироваться к усилению позиций глобального Юга, в котором Бразилия будет играть весомую роль. В статье показано, что страна сохраняет роль ключевого звена в европейском интеррегионализме и участвует во всех трех механизмах взаимодействия ЕС с Латинской Америкой: межрегиональном, субрегиональном и двустороннем. После периода стагнации европейско-латиноамериканского стратегического партнерства в третьем десятилетии XXI в. Евросоюз сделал ставку на Бразилию как основного южноамериканского партнера и посредника в осуществлении таких задач, как изменение климата и энергетический переход. Цель исследования - продемонстрировать на примере ЕС и Бразилии конфигурацию отношений старых и новых центров силы в современном контексте глобального миропорядка. По всей видимости, Евросоюз будет использовать перспективу ратификации торгового соглашения с Меркосур как элемент давления на Бразилию с целью исполнения ею экологических и климатических обязательств. Со своей стороны, Бразилия, скорее всего, сосредоточится на сотрудничестве по линии Юг - Юг без конфронтации с Евросоюзом, так как заинтересована в получении инвестиций и передовых технологий.

1 Статья подготовлена при поддержке гранта Министерства науки и высшего образования РФ на проведение крупных научных проектов по приоритетным направлениям научно-технологического развития № 075-15-2024-551 «Глобальные и региональные центры силы в формирующемся мироустройстве».

Ключевые слова: Евросоюз, Латино-Карибская Америка, Бразилия, сотрудничество, инвестиции, торговля, экологическая повестка DOI: 10.31857/S0201708324060123

Международная система находится на этапе трансформации. В новом контексте глобального миропорядка представляется актуальным изучить динамику выстраивания нового баланса сил и интересов по линии Север - Юг между ведущими глобальными и региональными центрами силы - Евросоюзом и Бразилией. Для EC движение к поли-центричному миропорядку выступает вызовом, а для южноамериканской страны - возможностью. В то время как Евросоюз едва справляется с кризисными явлениями в ев-розоне (где средние темпы роста упали с 3,4% в 2022 г. до 0,4% в 2023 г.)1, Бразилия показывает рост экономики (2,9% в 2022 и 2023 гг.), а также усиливает влияние в регионе и за его пределами. На слабые стороны ЕС, проблемы, противоречия и современные тенденции в объединении указывают исследования ученых Института Европы РАН [Ба-жан, 2023]. Такие процессы, как деглобализация, стагнация и рецессия, эскалация противоречий центров силы, создают неблагоприятный экономический фон для стран - членов Евросоюза в краткосрочной перспективе и заставляют искать пути решения проблем на внешних рынках [Громыко, 2023]. Коллективный Запад рассматривает сохранение и расширение позиций на глобальном Юге в качестве условия экономического выживания [Яковлев, 2023]. Этим объясняется усиление внимания Брюсселя к странам латиноамериканского региона, где Бразилия играет весомую роль в качестве нового центра силы и претендует на роль державы, активно участвующей в глобальной повестке дня.

Изучение связей Евросоюза и Бразилии целесообразно проводить с использованием методологии интеррегионализма. Европейский интеррегионализм многоуровневый и реализуется с помощью диалога регионов в режиме саммитов ЕС с Сообществом стран Латинской Америки и Карибского бассейна (СЕЛАК, исп. Comunidad de Estados Latinoamericanos y Caribeños, CELAC), соглашений ЕС с субрегиональными объединениями (в т. ч. с Меркосур), а также на основе двусторонних экономических связей и договоренностей [Тайар, 2024: 60]. Бразилия выступает в качестве стратегического партнера и переговорщика во всех трех механизмах. В теоретических разработках зарубежных авторов также подтверждается подход к изучению взаимодействия ЕС и Бразилии с учетом трех уровней институционального взаимодействия: межрегионального, субрегионального и двустороннего [Gratius, 2018].

В российской научной литературе представлены исследования, в которых рассмотрены процесс становления стратегического партнерства Бразилии и ЕС, основные направления взаимодействия и программы сотрудничества [Борзова, 2013], инвестиционное сотрудничество [Ольховская, 2024]. Среди зарубежных исследований определенный вклад в проблематику вносят работы экспертов Барселонского центра по международным отношениям (Barcelona Centre for International Affairs, CIDOB) [Ayuso, Gratius, 2024], бразильского аналитического центра «Фонд Жетулиу Варгаса» (Fundaçao Getulio Vargas, FGV) [Di Lodovico, 2024], Экономической комиссии ООН для Латинской Америки и Карибского бассейна (ЭКЛАК, исп. Comisión Económica para América Latina y el Caribe, CEPAL) [CEPAL, 2024; CEPAL 2023a, b]. Актуальность ста-

1 Expansión. PIB de la Zona Euro. URL: https://datosmacro.expansion.com/pib/zona-euro (дата обращения: 06.06.2024).

тьи заключается в анализе экономического взаимодействия ведущих глобальных и региональных акторов на примере ЕС и Бразилии. Новизна исследования связана с выявлением тенденций и перспектив формирующейся конфигурации отношений между ними.

Эволюция стратегического партнерства ЕС и Бразилии

История развития дипломатических отношений Бразилии и Европейского Экономического Сообщества (ЕЭС), в основе которых лежала идея альтернативы отношениям с США, началась в 1960 г., когда они были установлены. В 1987 г. запущен формат двустороннего диалога, а ЕЭС выступило главным торговым партнером Бразилии. После расширения интеграционного объединения в 1986 г., страна стала рассматривать ЕЭС как ориентир для построения южноамериканской региональной интеграции. В начале 1990-х гг. были установлены институциональные двусторонние отношения, включая рамочное соглашение о сотрудничестве. С 1990-х гг. внешняя политика Бразилии стала преследовать две цели: усиление роли страны в качестве игрока на международной арене и достижение регионального лидерства в Латино-Карибской Америке (ЛКА). В ХХ в. Бразилия стала активным участником международных организаций, стремясь к региональной и глобальной интеграции [Sariava, 2012]. После создания Меркосур в 1991 г. Бразилия начала фокусироваться на межрегиональном сотрудничестве. Переговоры ЕС - Меркосур стартовали в 1999 г., но были приостановлены в 2004 г. из-за разногласий по вопросам либерализации торговли. Поскольку переговоры не приводили к ожидаемым результатам, Евросоюз предложил изменить парадигму отношений и перейти к стратегическому партнерству с Бразилией в 2007 г., которое стало развиваться через дипломатию на высшем уровне. Так, в июле 2007 г. состоялся первый саммит ЕС - Бразилия, заложивший основу дальнейшего сотрудничества [Бор-зова, 2013]. Приоритетными темами стали климат и устойчивое развитие, борьба с бедностью, стабильность и процветание латиноамериканского региона, а также проблематика интеграции Меркосур. Впоследствии к ним добавились такие сферы, как права человека, культура, образование и наука, транспортные коммуникации. Несмотря на интерес обеих сторон, к концу первого десятилетия XXI в. в политическом взаимодействии произошел застой. Сотрудничество Евросоюза с Бразилией оказалось менее успешным, чем ожидалось: отношения не вышли за рамки формальной дипломатии саммитов и межправительственной координации. Одна из причин, по которой ЕС перешел от межрегионализма к двустороннему подходу, - риск потерять Бразилию из-за конкуренции с США и Китаем.

При Луле да Силве (2003-2010) и во время президентства Дилмы Руссеффа (2011-2016) сотрудничество Юг - Юг заменило традиционную идентичность страны как союзника Запада. На первый план вышла новая парадигма: Бразилия - ведущий голос глобального Юга, мягко уравновешивающий влияние США и ЕС через альтернативные союзы и независимую внешнюю политику. Представление о стране как о формирующейся региональной и глобальной державе укрепилось благодаря активной роли в БРИКС и тесному сотрудничеству с Китаем ^гайш, 2018]. Встречи на высшем уровне и совместные планы действий не привели к прогрессу в политическом диалоге с Евросоюзом. Самые большие расхождения касались нежелания европейской стороны открывать рынок ЕС для ввоза по сниженным тарифам дешевой латиноамериканской сельскохозяйственной продукции и неготовности к либерализации секторов промыш-

ленности, услуг и государственных закупок с южноамериканской стороны [Reis da Silva, Volpato, 2022]. Однако положительным опытом стало техническое сотрудничество в области науки, техники и инноваций, которое впоследствии стало осуществляться в рамках таких программ, как «Горизонт 2020» (Horizon 2020) и «Горизонт Европа» (Horizon Europe).

Внешняя политика президента М. Темера (2016-2018) была направлена на поддержание отношений с западными странами. Ее неолиберальный характер сыграл решающую роль в возобновлении торговых переговоров Меркосур и ЕС. Произошел переход от политики, ориентированной на БРИКС, к более традиционной направленности на интеграцию с Западом [Gratius, 2018]. В июне 2019 г. стороны пришли к подписанию соглашения ЕС - Меркосур, что выступало одной из первоначальных целей стратегического партнерства Бразилии с Евросоюзом.

Администрация Жаира Болсонару (2019-2022) усилила либеральные экономические ориентиры, но регресс внутренней политики в отношении экологических вопросов негативно сказался на отношениях с ЕС [Themoteo, 2021]. Правительство выступало против многосторонности и поддерживало действия по обезлесению Амазонии, противоречащие экологическим позициям Евросоюза. В результате европейские правительства открыто выступили против ратификации соглашения. При этом ЕС придерживался принципа, что соглашения должны основываться на стратегических целях, а не зависеть от текущего правительства.

Третий мандат Лулы да Силвы (1 января 2023 г. - н. в.) ознаменовал новый этап в современной истории Бразилии - «левый поворот 2.0.» [Окунева, 2024: 8]. С момента возвращения на пост президента приоритетами стали региональная внешняя политика и восстановление доверия латиноамериканских партнеров и международных организаций. В 2023 г. Лула да Силва принял участие в саммите СЕЛАК, совершил зарубежные поездки в страны ЕС - Испанию и Португалию (апрель), во Францию и Италию (июнь), Бельгию (в июле на саммит ЕС - СЕЛАК). В мае 2023 г. состоялся восьмой саммит Бразилия - ЕС в рамках возобновленного стратегического партнерства после девятилетнего перерыва1.

Президент Бразилии выражал надежду, что соглашение ЕС - Меркосур будет ратифицировано сторонами во второй половине 2023 г. после саммита ЕС - СЕЛАК во время председательства Испании в Совете ЕС и в период председательства Бразилии в Меркосур, однако это не произошло. В декабре 2023 г. депутаты Европарламента из Австрии, ФРГ, Бельгии и Франции подписали документ, в котором изложили претензии к проекту главным образом в экологическом разделе. Кроме того, новый президент Аргентины Ха-вьер Милей (2023 - н. в.) выступил против соглашения из-за европейских экологических требований. Блокирование торговых переговоров с ЕС может усилить внутреннюю напряженность в отношениях членов Меркосур, которые готовы начать двусторонние переговоры с Брюсселем, если не будет достигнут прогресс на субрегиональном уровне. ЕС будет усиливать давление на правительство Бразилии с целью обеспечения выполнения климатических обязательств и улучшения деловой среды в стране [Thudium, 2021].

Поскольку все парламенты 27 стран-членов должны ратифицировать соглашение, негативная позиция отдельных государств (в особенности Франции) приводит к возник-

1 Brazil: VIII. High-Level Political Dialogue with EU took place in Brasilia. European Union. External Action. https://www.eeas.europa.eu/eeas. (дата обращения: 07.07.2024).

новению противоречивых тенденций [Sanahuja, Rodríguez, 2024]. При этом премьер-министр Испании Педро Санчес и канцлер Германии Олаф Шольц выступают за ратификацию договора и настаивают на продолжение переговоров с Меркосур.

Бразилия в краткосрочной перспективе будет сталкиваться со сложной международной конъюнктурой, осложняющей отношения по линии Север - Юг: с одной стороны -это растущее соперничество Китая и США, с другой - конфронтация Запада и России. При этом в ряде вопросов глобальной повестки Бразилия придерживается позиций глобального Юга, не совпадающих с позициями коллективного Запада.

Двусторонние экономические связи

В основе отношений Бразилии с ЕС лежат в том числе торгово-экономические, финансовые и инвестиционные интересы. По масштабам сотрудничества Евросоюз входит в число крупнейших партнеров страны наряду с США и Китаем. Традиционно отдельные страны Европы имеют тесные двусторонние торгово-экономические связи с Бразилией (в частности, Португалия и Германия). В 2022 г. на Китай приходилась почти четверть объема внешней торговли Бразилии, в то время как на долю ЕС -16%, США - 15%. Асси-метричная зависимость от КНР зачастую приводит к понижению стоимости экспорта Бразилии в случаях сокращения китайского спроса или снижения рыночных цен на сырьевую продукцию.

По итогам 2023 г. Бразилия направила в ЕС 13,6% от объема своего экспорта, в то время как импорт из Евросоюза составил 19% от общего объема ввезенной в страну продукции. За пятилетний период (2019-2023 гг.) бразильский экспорт в ЕС увеличился на 64,6%, а ввоз товаров из ЕС возрос на 33,5%. Пиковый рост товарооборота пришелся на 2022 г., когда он превысил 90 млрд евро (Табл. 1). Первые пять позиций в экспорте Бразилии в Евросоюз по итогам 2023 г. заняли сырьевая и сельскохозяйственная продукция: минеральное топливо (24,2%), жмых (11,6), руды (9,6), кофе и чай (7,5), масличные семена и зерно (6,5). В импорте из ЕС лидируют следующие поставки: механическое оборудование (21), фармацевтическая продукция (13,8), автотранспортные средства и запчасти (8,7), электрические машины и оборудование (6,2).

Таблица 1

Торговля товарами между Бразилией и ЕС (2019-2023 гг.), млрд евро

Показатели торговли 2019 2020 2021 2022 2023

Экспорт в ЕС 27,1 25,0 33,0 49,9 44,6

Импорт из ЕС 32,2 27,7 33,8 42,7 43,0

Сальдо -5,1 -2,7 -0,8 7,2 1,6

Товарооборот 59,3 52,7 66,8 92,6 87,6

Составлено по: Eurostat. Extra-EU trade by partner. URL:

https://ec.europa.eu/eurostat/databrowser/view/ext_lt_maineu_custom_13691867/default/tabl

e?lang=en (дата обращения 10.09.2024).

На Бразилию приходится значительная часть прямых иностранных инвестиций (ПИИ): в 2022 г. на нее пришлось 55% инвестиционных потоков, поступивших в южноамериканский регион, или 91,5 млрд долл. [CEPAL, 2023Ь]. В Бразилии наибольшая

доля европейских ПИИ традиционно поступала в обрабатывающую промышленность [Канунников, 2015: 151]. В 2022 г. основные источники - Нидерланды (25% в объеме ПИИ), США (25), Франция (8), Испания (6). При этом ведущими конечными контролерами иностранного капитала в Бразилии являлись США (191,6 млрд долл.), Испания (47,9) и Франция (37,9) [CEPAL, 2023b: 58]. В 2022 г. испанская компания «Аена» (Ae-na) совершила сделку на 471 млн долл. и получила контроль над 11 аэропортами в Бразилии [CEPAL, 2023b: 37].

После двух лет постепенного восстановления уровня ПИИ в 2023 г. приток иностранного капитала в Бразилию снизился на 14% [CEPAL, 2024]. Это объясняется падением двух компонентов ПИИ: объема межфирменных кредитов (-48%) и взносов капитала (-14%), что свидетельствует о снижении тенденции долгосрочного инвестирования в условиях глобальной неопределенности. Несмотря на падение притока ПИИ, бразильские активы продолжают привлекать интерес международных инвесторов. В 2023 г. Бразилия заняла пятое место в мире как место приложения иностранного капитала после США, Китая, Сингапура и Гонконга [CEPAL, 2024: 53].

На бразильские активы в 2023 г. пришлось 11 из 20 сделок по слиянию и поглощению в ЛКА. Крупнейшая из них - покупка португальской материнской компанией «Энержиас де Португал» (Energías de Portugal) почти за 4 млрд долл. активов энергоснабжающей компании «Э-дэ-пэ Бразил» (EDP Brasil). Второй крупной сделкой стало приобретение французской компанией «Лореаль» (L 'Oreal) 100% производственных активов бразильской компании «Эмейс холдинге» (Emeis Holdings) на сумму 2,5 млрд долл. [CEPAL, 2024: 33]. На бразильском рынке активно действуют инвесторы из Германии: в 2023 г. сделку на сумму 1,5 млрд долл. совершила страховая компания «Таланкс» (Talanx), действующая в сфере торговли. Немецкая компания «А-эм-эг литиум» (AMG Lithium) в 2018 г. вышла на бразильский рынок лития, управляя рудником Мибра (Mibra) в штате Минас-Жерайс и заводом по обогащению лития. Она рассчитывает стать самым дешевым производителем литиевого концентрата на мировом рынке и ведущим поставщиком на рынке аккумуляторных батарей в Европе1.

Среди секторов с самой высокой стоимостью инвестиций в новые проекты, объявленные Евросоюзом в Бразилии, выделяются металлургия, коммуникации, зеленая энергетика, автомобильная индустрия [Ольховская, 2024]. Важно подчеркнуть, что в третьем десятилетии XXI в. торгово-экономическое и инвестиционное сотрудничество ЕС и Бразилии приобрело форму устойчивых связей, которые отвечают прагматичным интересам двух сторон. Вероятно, Брюссель будет рассматривать страну в качестве потенциального партнера в рамках зеленого перехода.

Климатическая повестка и энергетический переход

Как отмечается в коллективной монографии Института Европы РАН, место экологической повестки заняла повестка климатическая, которая стала абсолютной доминантой в политике, экономике и обществе при жестком подавлении иных мнений по этому вопросу [Бажан, 2023]. Как отмечено в декларации саммита ЕС - СЕЛАК в 2023 г., точка наибольшего притяжения Евросоюза и ЛКА лежит в вопросах преодоления неблагопри-

1 AMG Lithium. URL: https://amglithium.com/solutions/resources (дата обращения: 24.07.2024).

Современная Европа, 2024, № 6

ятных последствий изменения климата и ухудшения состояния окружающей среды1. Бразилия и ЕС сотрудничают в области устойчивого развития и изменения климата, они объединили усилия для успешного проведения конференции в Париже и принятия климатических обязательств до 2030 г. [Gratius, 2018].

Бразильская экономика специализируется на экспорте сырья и товаров, конкурентоспособность которых основана на использовании природных ресурсов. Переход к зеленой экономике направлен как на обеспечение роста экономической активности в краткосрочной перспективе, так и на расширение производственного потенциала в секторах с высокой добавленной стоимостью, основанных на инновациях. Для этого необходимы изменения в нормативно-правовой базе, а также обеспечение стабильных источников долгосрочного финансирования [Themoteo, 2021].

К примеру, инициатива ЕС «Глобальные врата» (Global Gateway, GG), запущенная в 2021 г. включает программу «Амазония +», направленную на снижение выбросов CO2, адаптацию к последствиям изменения климата, сокращение обезлесения, деградации лесов и улучшение биоразнообразия. В сфере инфраструктуры и транспорта в Бразилии инициатива GG включает строительство тоннелей, инфраструктуры порта Печем и модернизацию систем водоснабжения в штате Санта-Катарина2.

Европейский инвестиционный банк сотрудничает с Бразильским государственным банком развития, Банком развития штата Минас-Жерайс, компанией «Неоэнержиа» (Neoenergia; один из крупнейших энергораспределителей в Бразилии), банком «Сан-тандер Бразил» (Santander Brazil) и банком «Банко кооперативо сикреди» (Banco Cooperativo Sicredi). ЕС потенциально может инвестировать в производство экологически чистого водорода и развитие новых энергетических установок, что имеет большие перспективы для Бразилии, где в структуре производства электроэнергии преобладают возобновляемые источники [Di Lodovico, 2024].

При этом на практике подтверждается тезис о том, что страны ЕС предпочитают строить отношения с ЛКА избирательно. Так, в январе 2023 г. канцлер ФРГ Олаф Шольц совершил четырехдневное турне в регион с целью обсудить в Бразилии (а также в Аргентине и Чили) двустороннее взаимодействие в условиях энергетического перехода3. Речь идет о сотрудничестве в отношении основных сырьевых товаров (например, лития) и в области возобновляемых источников энергии, включая зеленый водород4. Как подчеркнул О. Шольц, в Бразилии работает тысяча немецко-бразильских предприятий, закладывающих основу для расширения взаимоотношений в будущем5. Берлин намерен помочь президенту Луле да Силве восстановить ущерб, нанесенный Ж. Болсонару вы-

1 Declatarion of the EU-CELAC Summit 2023. URL: https://data.consilium.europa.eu/doc/document/ST-12000-2023-INIT/en/pdf (дата обращения: 27.07.2024).

2 Global Gateway in Latin America and the Caribbean. European Commission. URL: https://international-partnerships.ec.europa.eu/policies/global-gateway/initiatives-region/initiatives-latin-america-and-caribbean_en?page=1 (дата обращения: 30.06.2024).

3 Wie China, nur netter und respektvoller. Süddeutsche Zeitung. 30.01.23. URL:https://www.sueddeutsche.de/politik/scholz-suedamerika-energiewende-ziele-reise-1.5741590?reduced=true (дата обращения: 29.06.2024).

4 Dausend P. Der Versuch einer Zeitenwende. Zeit Online. 29.01.23. URL:https://www.zeit.de/politik/ausland/2023-01/olaf-scholz-lateinamerika-reise-argentinien-brasilien-chile-rohstoffe-ukraine (дата обращения: 29.06.2024).

5 Further development of excellent relations with Latin America. Bundesregierung. 31.01.23. URL: https://www.bundesregierung.de/breg-en/news/scholz-in-latin-america-2161914 (дата обращения: 30.06.2024).

рубкой тропических лесов. С этой целью разморожены 35 млн евро для национального фонда Бразилии «Амазон» (Amazon)1.

Кроме того, президент Франции Э. Макрон и Лула да Силве в марте 2024 г. объявили о плане инвестировать 1 млрд евро в защиту тропических лесов (включая часть лесов во Французской Гвиане) в течение следующих четырех лет при сотрудничестве государственных бразильских банков и французского инвестиционного агентства2.

В марте 2024 г. Лула да Силве встретился с премьер-министром Испании Педро Санче-сом в ходе официального визита в Бразилию. Было подписано четыре меморандума по укреплению двустороннего сотрудничества в области науки, технологий, инноваций, в сфере здравоохранения, спутниковой связи и государственного управления3.

В перспективе Бразилия и ЕС будут играть ключевую роль в формировании глобальной повестки дня и использовать влияние в своих регионах для решения глобальных проблем, таких как изменение климата и энергетический переход. Реализация совместных инициатив в третьих странах может способствовать преодолению противоречий Севера и Юга [Grevi, 2013]. Несмотря на то что Бразилия и Евросоюз являются естественными партнерами в ориентации на устойчивое развитие, существуют нормативные расхождения в интерпретации норм и правил в этой сфере [Guimaraes, Piefer, 2017]. В значительной мере это касается регуляторных механизмов, связанных с землепользованием и лесным хозяйством в Бразилии, а также участия в системе международной торговли выбросами [Oliveira et al., 2019].

В мае 2023 г. ЕС сделал важный шаг вперед в экологической повестке, опубликовав правила, связанные с обезлесением (European Union Deforestation-Free Regulation, EUDR)4. Принятый закон направлен на запрет импорта и торговли внутри интеграционного объединения продуктами, полученными из товаров (крупного рогатого скота, сои, масличной пальмы, кофе, какао, древесины и каучука), происходящих после 31 декабря 2020 г. из обезлесенных районов. Требования к импорту бразильских товаров вступят в силу с 30 декабря 2024 г. По оценкам экспертов, поскольку Евросоюз является важным торговым партнером Бразилии, EUDR окажет значительное влияние на бразильский агробизнес. ЕС выступает важным пунктом назначения экспорта бразильского кофе, соевых бобов, мяса крупного рогатого скота, древесины, какао и каучука. Это означает, что продукты в Бразилии должны производиться, храниться, перерабатываться и транспортироваться c учетом прозрачности в товарных цепочках. Система мониторинга, отслеживания товарных цепочек и сертификация могут привести к повышению производственных затрат и лягут чрезмерным и непропорциональным бременем на мелких производителей. При этом, учитывая соответствие внедряемой экологической политикой Бразилии

1 Seibert E. Warum Scholz nach Südamerika reist. Tagesschau. 28.01.23. URL: https://www.tagesschau.de/inland/innenpolitik/scholz-suedamerika-101.html (дата обращения: 29.06.2024).

2 The presidents of France and Brazil meet and announce a $1.1 billion investment plan for the Amazon. URL: https://apnews.com/article/lula-macron-brazil-amazon-investment-9c938a9164baa7b01dbd69002bb76798 (дата обращения: 05.07.2024).

3 Las claves de la visita de Pedro Sánchez a Brasil y Chile. URL: https://actualidad.rt.com/actualidad/501400-claves-visita-pedro-sanchez-brasil-chile (дата обращения: 07.07.2014).

4 Lopes C.L., Chiavari J., Segovia M.E. Brazilian Environmental Policies and the New European Union Regulation for Deforestation-Free Products: Opportunities and Challenges. Climate Policy Initiative. 03.10.2023. URL: https://www.climatepolicyinitiative.org/publication/brazilian-environmental-policies-and-the-new-european-union-regulation-for-deforestation-free-products-opportunities-and-challenges/ (дата обращения: 06.07.2024).

и EUDR, это регулирование можно рассматривать как возможность для устойчивого производства бразильского сельского хозяйства, чтобы получить большую долю на европейском рынке. С этой целью Бразилиа необходимо продвигать эффективное внедрение новых нормативов, расширять политику борьбы с обезлесением и совершенствовать национальные системы мониторинга и отслеживания товарных логистических цепочек.

Выводы

Бразилия интегрирована в три механизма взаимодействия ЕС с ЛКА: межрегиональный, субрегиональный и двусторонний. Торгово-экономическое и политическое сотрудничество страны и интеграционного объединения одновременно строилось в рамках многостороннего формата и в режиме двусторонних связей с отдельными европейскими странами. Ратификация соглашения Меркосур и ЕС может способствовать укреплению сотрудничества на субрегиональном уровне. Однако отсутствие конкретных результатов, узловые проблемы и препятствия на этом пути отложили на неопределенный срок ратификацию договора. На этом фоне, вероятнее всего, Бразилия будет укреплять сотрудничество по линии Юг - Юг с Китаем и в формате расширенного состава БРИКС, что бросает вызов Западу и ЕС. Таким образом, старая трансатлантическая ось в период правления Лулы да Силве, вероятнее всего, будет отходить на второй план. Однако прагматизм президента Бразилии в отношениях с Западом позволит избежать прямой конфронтации. Скорее всего, Бразилия будет позиционировать себя на региональных и международных форумах как предсказуемый и важный партнер, а саммит глав государств Группы 20 в ноябре 2024 г. в Рио-де-Жанейро позволит это продемонстрировать. Стратегическое партнерство Бразилии и ЕС выступает важным инструментом для обсуждения таких тем, как климатическая повестка и энергетический переход. Однако дальнейшее блокирование со стороны Брюсселя соглашения с Меркосур подорвет доверие к объединению как к стратегическому партнеру. Без договора, скорее всего, связи Бразилии будут смещаться в пользу глобального Юга. В этих условиях стране в среднесрочной перспективе придется приспосабливаться к многополярному миру и признать усиление голоса и представительства на международной арене стран глобального Юга, которые зачастую не готовы слепо следовать в фарватере коллективного Запада в вопросах, связанных с глобальной повесткой дня.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Бажан А.И. (отв. ред.) (2023) Новые явления в экономике Европы. ИЕ РАН, Москва. 198 с. Б01: http://dx.doi.Org/10.15211/герог!72023_404

Борзова А. Ю. (2013) Развитие стратегического партнерства между Бразилией и Европейским Союзом. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. №. 4. С. 47-57.

Громыко Ал.А. (отв. ред.) (2023) Европа в глобальной пересборке. ИЕ РАН, Весь мир, Москва. 508 с.

Канунников А.А. (2015) Европа-Латинская Америка: диалог длиною в пять веков. Фонд «Социальная экология», Москва. 234 с.

Ольховская В.С. (2024) Инвестиционное сотрудничество Бразилии и ЕС: роль и влияние на экономическое развитие. Проблемы национальной стратегии. № 3. С. 162-181. DOI: 10.52311/2079-3359_2024_3_162

Окунева Л.С. (2024) «Лула 3.0.»: проблемы, противоречия и вызовы внутриполитического сценария. Латинская Америка. № 4. С. 7-25. БО!: 10.31857/Б0044748Х24040013

Тайар В.М. (2024) Механизмы сотрудничества Евросоюза со странами Латинской Америки: вызовы и перспективы. Проблемы национальной стратегии. № 1. С. 58-79. DOI: 10.52311/2079-3359_2024_1_58 Яковлев П.П. (2023) Расширение БРИКС и новый этап борьбы глобальных альтернатив. Перспективы. Электронный журнал. № 4. С. 7-20. DOI: 10.32726/2411-3417-2023-4-7-20

Ayuso A., Gratius S. (2024) El proyecto internacional del Brasil de Lula: un juego de equilibrios entre el Sur Global y el Norte Atlántico. CIDOB notes internacionals 301. Barcelona, Spain. 6 p. DOI: https://doi.org/10.24241/NotesInt.2024/301/es

CEPAL (2024) La Inversión Extranjera Directa en América Latina y el Caribe. (LC/PUB.2024/8-P). Santiago, Chile. 189 p. URL: https://www.cepal.org/es/publicaciones/80564-la-inversion-extranjera-directa-america-latina-caribe-2024 (дата обращения: 10.08.2024).

CEPAL (2023a) Oportunidades para la inversión y la colaboración entre América Latina y el Caribe y la Unión Europea (LC/TS.2023/78). Santiago, Chile. 83 p. URL: https://www.cepal.org/es/publicaciones/48984-oportunidades-la-inversion-la-colaboracion-america-latina-caribe-la-union (дата обращения: 15.07.2024).

CEPAL (2023b) La Inversión Extranjera Directa en América Latina y el Caribe. Santiago, Chile. 213 p. URL: https://www.cepal.org/es/publicaciones/48978-la-inversion-extranjera-directa-america-latina-caribe-2023 (дата обращения: 20.07.2024).

Di Lodovico F. (2024) The Global Gateway initiative within the context of Brazil-EU relations. FGV Europe.. 33 p. URL: https://www.fgveurope.de/wp-content/uploads/2024/06/Ludovico_The-Global-Gateway-initiative-within-the-context-of-Brazil-EU-relationsPoverty_End_Version.pdf

Gratius S. (2018) Brazil and the European Union: from liberal inter-regionalism to realist bilateralism. Revista Brasileira de Política Internacional. Vol. 61 (1). 21 p. DOI: https://doi.org/10.1590/0034-7329201800103

Grevi G. (2013) The EU and Brazil: Partnering in an uncertain world? CEPS Working Document. No. 382. 15 p. URL: https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=2272020 (дата обращения: 20.07.2024).

Guimaraes C., Piefer N. (2017) Brazil: (Future) green energy power and strategic partner for the EU? Comparative European Politics. Vol. 15. P. 23-44.

Oliveira T. D., Gurgel A. C., Tonry S. (2019). International market mechanisms under the Paris Agreement: A cooperation between Brazil and Europe. Energy policy. Vol. 129. P. 397-409.

Reis da Silva A.L., Volpato V. (2022) The role of the European Union in the Brazilian foreign policy: an analysis of the Brazil-European Union Strategic Partnership. Revista Sul-Americana de Ciencia Política. Vol. 8. No. 1. e21382. P. 1-25. DOI:10.15210/rsulacp.v8i1.21382

Sanahuja J.A., Rodríguez J.D. (2024) Unión Europea y Mercosur: cuatro nudos y un desenlace? Nueva Sociedad. No. 311. URL: https://nuso.org/articulo/311-UE-y-mercosur-cuatro-nudos-un-desenlace/ (дата обращения: 15.06.2024).

Sariava M. G. (2012) Brazil's strategies and partnerships: The place of the European union. Perspectives: Review of International Affairs. No. 2. P. 45-62. URL: https://www.ceeol.com/search/article-detail?id=235173 (дата обращения: 25.06.2024).

Themoteo R.J. (ed.) (2021) Reavivando e reforgando os diálogos entre Brasil e Europa = Reviving and strengthening Brazil-Europe dialogues. Konrad Adenauer Stiftung, Rio de Janeiro, Brazil. 248 p.

Thudium G., Geiger L.M., Castillo M., Sapper S. (2021) Décadas em processo: o acordo UE-MERCOSUL. Revista de la Secretaría del Tribunal Permanente de Revisión. Vol. 9. No. 17. P. 220-233.

Economic Cooperation Between the European Union and Brazil1

V.M. Tayar

Candidate of Sciences (Economics) Deputy Director of Institute ofLatin America, Russian Academy of Sciences 21/16, Bolshaya Ordynka Street, Moscow, Russia, 115035 E-mail: [email protected]

1 This article was prepared with the support of a grant from the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation for major scientific projects in priority areas of scientific and technological development No. 075-15-2024-551 "Global and regional centers of power in the emerging world order".

Abstract. The article is based on forecasts of international think tanks and on the studies made by foreign and Russian authors. The features of economic interaction between the European Union and Brazil are traced and characterized. Such issues as the "EU's - Brazil" strategic partnership, bilateral trade and investment cooperation, the importance of the climate agenda and the energy transition are examined. As well, the author tries to foresee possible development options for the cooperation between the EU and the South American Giant in the short and medium term. It was concluded that, in the new context of the world order, the European Union has to adapt to the strengthening position of the Global South in which Brazil will play the weighty role. The article shows that Brazil retains its role as a key link in European inter-regionalism and participates in three mechanisms of EU interaction with Latin America: interregional, subregional and bilateral. After a period of stagnation in strategic EU-LAC partnership, in the third decade of the XXI century the European Union focused on Brazil as its main South American partner and intermediary on such issues as climate change and energy transition. The study aims to show, using the example of the EU and Brazil, the configuration of relations between the former and new centers of power in the modern context of the global world order, characteristics of which is uncertainty and increased competition in access to critical natural resources and technologies. The European Union, probably, will use the future ratification of the trade agreement with Mercosur as an element of pressure on Brazil to fulfill its environmental and climate obligations. Brazil, in turn, more likely, will focus on South-South cooperation without entering into confrontation with the EU, being interested in obtaining investments and advanced technologies.

Keywords: European Union, Latin America and the Caribbean (LAC), Brazil, cooperation, investment, trade, environmental agenda DOI: 10.31857/S0201708324060123

REFERENCES

Ayuso A., Gratius S. (2024) El proyecto internacional del Brasil de Lula: un juego de equilibrios entre el Sur Global y el Norte Atlántico, CIDOB notes internacionals 301, Barcelona, Spain. DOI: https://doi.org/10.24241/NotesInt.2024/301/es

Bazhan A.I. (ed.) (2023) Novye javlenija v jekonomike Evropy [New phenomena in the European economy], IE RAN, Moscow, Russia. DOI: http://dx.doi.org/10.15211/report72023_404 (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Borzova A. Ju. (2013) Razvitie strategicheskogo partnerstva mezhdu Braziliej i Evropejskim Sojuzom [Development of a strategic partnership between Brazil and the European Union], Vestnik Rossijskogo uni-versiteta druzhby narodov. Serija: Mezhdunarodnye otnoshenija, 4, pp. 47-57. (In Russian).

CEPAL (2024) La Inversión Extranjera Directa en América Latina y el Caribe. (LC/PUB.2024/8-P), Santiago, Chile. URL: https://www.cepal.org/es/publicaciones/80564-la-inversion-extranjera-directa-america-latina-caribe-2024 (accessed: 10.08.2024).

CEPAL (2023a) Oportunidades para la inversión y la colaboración entre América Latina y el Caribe y la Unión Europea (LC/TS.2023/78), Santiago, Chile. URL: https://www.cepal.org/es/publicaciones/48984-oportunidades-la-inversion-la-colaboracion-america-latina-caribe-la-union (accessed: 15.07.2024).

CEPAL (2023b) La Inversión Extranjera Directa en América Latina y el Caribe, Santiago, Chile. URL: https://www.cepal.org/es/publicaciones/48978-la-inversion-extranjera-directa-america-latina-caribe-2023 (accessed: 20.07.2024).

Di Lodovico F. (2024) The Global Gateway initiative within the context of Brazil-EU relations, FGV Europe. URL: https://www.fgveurope.de/wp-content/uploads/2024/06/Ludovico_The-Global-Gateway-initiative-within-the-context-of-Brazil-EU-relationsPoverty_End_Version.pdf (accessed: 23.07.2024).

Gratius S. (2018) Brazil and the European Union: from liberal inter-regionalism to realist bilateralism, Revista Brasileira de Política Internacional, 61(1). DOI: https://doi.org/10.1590/0034-7329201800103 (accessed: 27.07.2024).

Grevi G. (2013) The EU and Brazil: Partnering in an uncertain world? CEPS Working Document, 382. URL: https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=2272020 (accessed: 20.07.2024).

Gromyko Al.A. (ed.) (2023) Evropa v global'noj peresborke [Europe in global reassembly], IE RAN; Ves' mir, Moscow, Russia. (In Russian).

Guimaraes C., Piefer N. (2017) Brazil: (Future) green energy power and strategic partner for the EU?, Comparative European Politics, 15, pp. 23-44.

Kanunnikov A.A. (2015) Evropa-Latinskaja Amerika: dialog dlinoju v pjat' vekov. [Europe-Latin America: A Five-Century Dialogue], Fond «Social'naja jekologija», Moscow, Russia. (In Russian).

Okuneva L.S. (2024) "Lula 3.0.": problemy, protivorechija i vyzovy vnutripoliticheskogo scenarija ["Lula 3.0.: problems, contradictions and challenges of the internal political scenario], Latinskaja Amerika, 4, pp. 7-25. DOI: 10.31857/S0044748X24040013 (In Russian).

Ol'hovskaja V.S. (2024) Investicionnoe sotrudnichestvo Brazilii i ES: rol' i vlijanie na jekonomicheskoe razvitie [Brazil-EU Investment Cooperation: Role and Impact on Economic Development], Problemy nacional'noj strategii, 3, pp. 162-181. DOI: 10.52311/2079-3359_2024_3_162 (In Russian).

Oliveira T. D., Gurgel A. C., Tonry S. (2019) International market mechanisms under the Paris Agreement: A cooperation between Brazil and Europe, Energy policy, 129, pp. 397-409.

Reis da Silva A.L., Volpato V. (2022) The role of the European Union in the Brazilian foreign policy: an analysis of the Brazil-European Union Strategic Partnership. Revista Sul-Americana de Ciência Política, 8(1), e21382, pp. 1-25. DOI: 10.15210/rsulacp.v8i1.21382

Sanahuja J.A., Rodríguez J.D. (2024) Unión Europea y Mercosur: cuatro nudos y un desenlace?, Nueva Sociedad, 311, mayo-junio 2024. URL: https://nuso.org/articulo/311-UE-y-mercosur-cuatro-nudos-un-desenlace/ (accessed: 15.06.2024).

Sariava M. G. (2012) Brazil's strategies and partnerships: The place of the European union. Perspectives: Review of International Affairs, 2, pp. 45-62. URL: https://www.ceeol.com/search/article-detail?id=235173 (accessed: 25.06.2024).

Tayar V.M. (2024) Mehanizmy sotrudnichestva Evrosojuza so stranami Latinskoj Ameriki: vyzovy i per-spektivy [Mechanisms of cooperation between the European Union and Latin American countries: challenges and prospects], Problemy nacional'noj strategii, 1, pp. 58-79. DOI: 10.52311/2079-3359_2024_1_58 (In Russian).

Themoteo R.J. (ed.) (2021) Reavivando e reforçando os diálogos entre Brasil e Europa = Reviving and strengthening Brazil-Europe dialogues, Konrad Adenauer Stiftung, Rio de Janeiro, Brazil.

Thudium G., Geiger L.M., Castillo M., Sapper S. (2021) Décadas em processo: o acordo UE-MERCOSUL, Revista de la Secretaría del Tribunal Permanente de Revisión, 9(17), pp. 220-233.

Yakovlev P.P. (2023) Rasshirenie BRIKS i novyj jetap bor'by global'nyh al'ternativ [BRICS expansion and a new stage in the fight against global alternatives], Perspektivy. Jelektronnyj zhurnal, 4, pp. 7-20.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.