УДК 658.152/.153
А.Ю. ЛАПУХИНА
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА ТРУДА НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ
Ключевые слова: конкурентоспособность предприятия, капитал здоровья, эффективность труда.
Исследована проблема формирования и накопления капитала здоровья населения. Сделан вывод, что сохранение и улучшение здоровья нации позволяют формировать квалифицированную рабочую силу, повышать производительность труда и уровень конкурентоспособности предприятий.
A.Yu. LAPUHINA
ECONOMIC INFLUENCE OF HEALTH OF LABOUR MAN UPON COMPETITIVENESS OF ENTERPRISE
Key words: competitiveness of enterprise, health capital, the effectiveness of labour.
The problem of forming and accumulation of health capital of nation was analyzed. The conclusion, that maintenance and improving of health of nation allow to form qualified labour force, to increase the productivity of labour and the level of competitiveness of enterprise was made.
Капитал здоровья так же, как и капитал образования, является национальным достоянием. Существует прямая зависимость между здоровьем населения и экономическим благосостоянием общества. Недаром самые высокие показатели продолжительности жизни населения наблюдаются в наиболее развитых странах.
В современных условиях развития социально-экономических отношений в сфере формирования и накопления способностей квалифицированной рабочей силы роль государства становится особенно значимой. Мотивом такого положения служит несовершенство рынка, который не может обеспечить оптимальный объем вложений в человека. В работе Д. Блума, Д. Кеннинга рассмотрено влияние здоровья на ВВП на душу населения. Можно выделить следующие результаты этого исследования [4]:
- здоровые работники более производительны, чем работники, сопоставимые с ними во всех отношениях, кроме здоровья;
- влияние ожидаемой продолжительности жизни на решения о расходах и сбережениях на протяжении жизненного цикла. Для того, чтобы выход на пенсию для людей стал реальной перспективой, необходимо, чтобы коэффициенты смертности были достаточно низкими. Рост продолжительности жизни вызывает рост сбережений, который, в свою очередь, вызывает увеличение инвестиций и темпов экономического развития;
- иностранные инвесторы склонны избегать стран, рабочая сила которых страдает от тяжкого бремени болезней;
- содействие развитию образования. Более здоровые дети лучше посещают школу, у них выше уровень когнитивного развития. Большая продолжительность жизни может повышать стимулы к инвестициям в образование;
- рост продолжительности жизни на один год повышает устойчивый уровень ВВП на душу населения примерно на 4%;
- данные межстрановых регрессий темпов экономического роста свидетельствуют о том, что этот вклад весьма велик. Более того, выявлено, что исходное состояние здоровья населения является одним из наиболее надежных и мощных движущих сил экономического роста, наряду с такими точно установленными факторами, как уровень доходов на душу населения, географическое положение, институциональная среда, экономическая политика, уровень образования.
Цель государства должна быть направлена на активизацию формирования капитала здоровья через вложение в систему здравоохранения. Эти вложения должны быть направлены прежде всего на увеличение времени трудовой жизнедеятельности человека, что призвано увеличить общий объем трудоспособного времени, ускоряющего временной оборот совокупной рабочей силы. Система здравоохранения должна взять на себя комплексную функцию контроля за состоянием здоровья, разрабатывать мероприятия по сохранению и улучшению здоровья населения, чем будет способствовать укреплению капитала здоровья нации.
Во многих развитых странах государство тратит значительные средства на систему здравоохранения. Например, Норвегия тратит на финансирование национальной системы здравоохранения 6,3%, Япония - 6,7; Германия - 8,1; Франция и Канада - 8,5; Швеция - 9,4; США - свыше 12% [2].
Следует отметить, что государство помимо мер прямого участия в производстве капитала здоровья, имеет возможность использовать ряд рычагов воздействия на субъектов, совершающих инвестиции в человека труда. Такие меры условно можно разделить на принудительные и побудительные, причем последние при осуществлении государственной политики имеют значительный приоритет.
Государство может влиять на доходы тех, кто осуществляет инвестиции, или на цену приобретения человека труда. К принудительным мерам, применяемым государством в сфере здравоохранения, относятся система обязательного медицинского страхования, обязательные медицинские мероприятия, связанные с профилактикой заболевания, улучшением условий труда и т.п. К побудительным мерам могут относиться льготные налоговые механизмы для предприятий, уделяющих внимание здоровью своих сотрудников, или, например, используемая в России система возмещения суммы затрат на лечение в виде возврата налога на доходы с физических лиц. Главная задача политики государства в сфере охраны здоровья - с помощью различных мер побудительного и принудительного характера создать условия для динамичного инвестирования в капитал здоровья, в здоровье нации.
В рыночной экономике практическое значение для определения приоритетных проблем охраны, поддержания и укрепления здоровья персонала имеет экономический аспект его оценки. Как уже отмечалось, экономический эффект от состояния здоровья населения проявляется в основном косвенно, посредством увеличения объема производства, через изменение важнейших макроэкономических показателей. При расчете экономических показателей здоровья большое теоретическое и практическое значение имеет методология, разработанная еще в 30-е годы XX в. академиком С.Г. Струмилиным. Она основана на определении вклада здравоохранения в изменение основных макроэкономических показателей. По его данным, на каждые 100 руб., затрачиваемых на здравоохранение, создается 220 руб. национального дохода. Сокращение смертности и повышение средней продолжительности жизни в бывшем СССР за 10 лет, по расчетам С.Г. Струмилина, составляли в ценах того времени не менее 10 млрд руб. - сумма, которая превышала бюджет здравоохранения.
Экономическая оценка здоровья производится также и с точки зрения получения экономического эффекта в результате проведенных мер, направленных на улучшение охраны здоровья (снижение заболеваемости с временной нетрудоспособностью, снижение интенсивности заболеваний, сохранение жизни ребенка, взрослого человека). Для этих целей рассчитываются следующие экономические показатели. Экономический эффект от снижения заболеваемости с временной нетрудоспособностью (Эвн) по отдельным регионам и в целом по стране вычисляется по формуле [4]:
Эвн = Уб - Ур,
где У = Сл + Сб + Дн - экономические потери от заболеваемости соответственно в базисном (Уб) и расчетном (Ур ) периодах; Сл - затраты на лечение больных; Сб - социальные пособия по болезни; Дн - недопроизведённый ВВП.
Таким образом, в структуре экономических потерь от заболеваемости отчетливо выделяются две ее главные составляющие: прямые расходы, связанные с оказанием медико-социальной (санитарной, медицинской, лекарственной, социальной и др.) помощи населению страны (включая социальное страхование и социальное обеспечение); непрямые экономические потери от недопроизводства ВВП.
Экономический эффект от снижения заболеваемости в пересчете на одного работающего (Э1^) и в целом по стране (Эвн) можно определить следующим образом:
Э1вн = С1л -8/к + (С1б + Д1) -8/р и Эвн = Э1вн • Р,
где С1л - стоимость лечения одного больного в течение одного календарного дня; Сб - среднедневное пособие по временной нетрудоспособности; Д1 - добавленная стоимость, создаваемая одним работником за один рабочий день; 51 - среднее сокращение периода временной нетрудоспособности (5 ^ - в рабочих днях, 5 ^ - в календарных днях); Р - общая численность работников, занятых в экономическом производстве страны.
Оценка финансовых результатов, полученных за счет снижения уровня инвалидности (Эц), проводится с использованием следующего соотношения:
Эи = Уб - Ур,
1111 где Уи = (Пи + С ли + С ки + Д и) • АТ и • И - потери от инвалидности соответственно в базисном Уб и расчетном У^ периодах; Пи - среднегодовой размер пенсии по инвалидности; С1ли - дополнительные затраты на лечебно-профилактическое обслуживание одного инвалида в течение года; С1ки - предусмотренные законодательством льготы и компенсации инвалидам (в денежном эквиваленте в среднем в год на одного инвалида); Д1и - среднегодовая недо-произведенная добавленная стоимость на один случай инвалидности; АТ1и -среднее число потерянных рабочих лет на один случай инвалидности; И - общее число инвалидов в стране.
Экономическая оценка здоровья производится также с точки зрения ущерба, который общество может понести в результате снижения здоровья. Следует отметить, что расчеты экономической оценки здоровья населения в ряде случаев очень приблизительны. Это связано с тем, что экономический эффект от уровня здоровья населения не всегда поддается количественному выражению и зависит от состояния самой экономики. При этом, несмотря на некоторые сложности, представляется необходимым вести активный поиск в области методологии и методов экономической оценки уровня здоровья населения. Всё это позволит определить реальное влияние уровня здоровья населения на решение важнейших социально-экономических проблем современного общества.
Здоровье сегодня переходит из разряда факторов, определяющих благосостояние каждого гражданина, в разряд условий, необходимых для полноценного и конкурентного развития предприятий и государства в целом. В связи с этим в области здравоохранения принята программа, которая совместно с вопросами образования входит в рамки национальных проектов, которые являются первым шагом на пути решения накопившихся в здравоохранении проблем, количественного и качественного развития этой сферы до уровня, при котором российское здравоохранение будет реально способно сохранять здоровье нации.
По данным ВОЗ, в 1991 г. общие подушевые затраты на здравоохранение составляли в России около 350 долл., в 2000 г. - 240 долл.; по данным независимых экспертов, в 2004 г. - 140 долл., в 2005 г. - 170, в 2006 г. - 190, в 2007 г. -240 долл. В европейских странах подушевой норматив по сравнению с 1991 г. увеличился в 1,5-2 раза, в России темп его роста значительно ниже. Если за необходимый уровень принять объём финансирования здравоохранения, сопоставимый с таковым в странах Восточной Европы и Балтии (не менее 6% ВВП), то в 2005 г. недофинансирование отрасли составило 340 млрд руб. (около 30% потребности), в 2006 г. этот показатель увеличился до 370 млрд руб. (около 30% потребности), а в 2007 г. - до 500 млрд руб. (также около 30% потребности).
Объем средств, предусмотренных на приоритетный проект «Здоровье», составляет 13% необходимых для ликвидации недофинансирования отрасли, или 0,26% ВВП (в то время как недофинансирование здравоохранения составляет, как минимум, 2% ВВП).
С. Глазьев считает, что масштаб приоритетных проектов ничтожно мал и является «каплей в море» по сравнению с той потребностью, которая существует. Сумма же всех ассигнований на национальные проекты составляет десятую часть от профицита бюджета, т.е. позитивное влияние национальных проектов на социально-экономическое развитие десятикратно меньше негативного влияния бюджетной политики в целом. Государство изымает 1,7 трлн руб. налогоплательщиков из экономики. В совокупности объем Стабилизационного фонда достигает суммы более 4 трлн руб., поэтому на фоне такого колоссального изъятия денег из экономики национальные проекты незаметны. Происходят сокращение конечного спроса и, самое главное, недофинансирование тех же направлений социальной сферы. В той мере, в которой правительство декларирует профицит - 6% от ВВП, примерно на столько же недофинансируется социальная сфера, если исходить из мировых стандартов.
Тем не менее реализация приоритетного национального проекта «Здоровье» уже принесла свои результаты. По прогнозу Министерства здравоохранения и социального развития, к 2012 г. показатель смертности в России будет равняться показателю рождаемости, т.е. убыль населения прекратится. В 2006 г. смертность в России составила 15,3 человека на 1 тыс., в 2007 г. - 14,7; а к 2010 г., согласно прогнозам, этот показатель будет равен 12-13 на 1 тыс. человек. Данная динамика является положительной, и не в последнюю очередь, в этом сыграло роль развитие высокотехнологичной медицинской помощи. В 2005 г. высокотехнологичная помощь была оказана 60 тыс. пациентам, а в 2006-2007 гг.
- уже более чем 300 тыс. При этом 20% операций было проведено детям, т.е. помощь получили 29% маленьких россиян [3].
На 2008-2009 гг. было запланировано расширение проекта, которое коснется мероприятий, направленных на снижение смертности населения РФ от управляемых причин и сохранение трудового потенциала страны. К числу основных мероприятий относятся: совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях, что помогает ежегодно сокращать смертность в результате ДТП на 2700 случаев, а также снизить инвалидность до уровня 8 тыс. случаев в год; совершенствование медицинской помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями обеспечит снижение смертности от этого заболевания в 1,3 раза (с 325 до 250 случаев на 100 тыс. населения); развитие новых высоких медицинских технологий на базе федеральных медицинских учреждений, а также медицинских учреждений, находящихся в ведении субъектов РФ и муниципальных образо-
ваний, что позволит повысить уровень обеспеченности высокотехнологичными видами медицинской помощи до 70% потребности. Общий объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации дополнительных мероприятий, на 2008-2009 гг. составит 20,9 млрд руб.
Реализация приоритетных проектов ведет к повышению уровня человека труда России, что является главным условием становления ее в качестве конкурентоспособной державы и устойчивого экономического роста, основанного на инновационных факторах.
Мы считаем, недостаточное внимание уделяется вопросам охраны окружающей среды. В последние десятилетия человечество осознанно подошло к мысли о том, что в мире, где окружающая среда ухудшается, невозможно здоровое общество и экономика. Проблемы охраны и защиты окружающей среды в настоящее время выходят на первый план, и их невозможно более игнорировать. Опасность исходит не только от возможного загрязнения окружающей среды и связанных с этим потенциальных последствий, она существует и в отношении эксплуатационного персонала на предприятиях, а также населения, проживающего в непосредственной близости от этих предприятий.
Отечественные и зарубежные экономисты считают, что затраты на экологическую защиту тесно связаны с состоянием здоровья населения и продолжительностью жизни, их также можно отнести к вложениям в человека труда. Неблагоприятное воздействие экологии привело к возникновению и развитию в тяжелых формах различного рода заболеваний, приводящих к резкому ухудшению состояния здоровья населения. Мы считаем, что нужно предусмотреть меры ограничения воздействия на окружающую среду, индивидуально устанавливаемые для каждого предприятия; а также платежи за негативное воздействие на окружающую среду, стимулирующие решение предприятиями экологических проблем.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод:
- капитал здоровья - основной элемент формирования человека труда, важнейший воспроизводственный ресурс и фактор потенциального экономического роста. Сохранение и улучшение здоровья позволяют формировать квалифицированную рабочую силу, повышать производительность труда, поднимать уровень конкурентоспособности и способствует ускорению темпов экономического роста и накоплению национального богатства;
- хорошее здоровье от природы и приобретенные качества являются полноправными элементами капитала здоровья;
- капитал здоровья является источником доходов, выраженных не только в денежной форме, но и как психологический выигрыш, моральное удовлетворение, экономия времени, повышение социального престижа;
- состояние здоровья нынешнего поколения людей в значительной степени определяет качество капитала здоровья нации в будущем;
- в современных условиях неудовлетворительное состояние здоровья не способствует полной реализации приобретенной людьми способности трудиться;
- затраты на формирование и охрану капитала здоровья нации являются производительными и оказывают непосредственное влияние на повышение конкурентоспособности предприятия, а следовательно, и на экономический рост страны в целом.
Для решения задачи повышения уровня здоровья необходимо участие всех заинтересованных сторон: самих собственников капитала здоровья, работодателей и государства. Приоритетную роль в формировании и накоплении капитала здоровья населения страны должно играть государство путем созда-
ния условий для улучшения состояния здоровья: нужно поэтапно увеличивать расходы на здравоохранение до 6% ВВП, усилить эффективность управления отраслью на всех уровнях (федеральном, региональном, муниципальном). Управление на всех уровнях власти должно строиться исходя из принципов современного управления. Необходима целевая направленность всех мероприятий на преодоление отрицательной динамики здоровья населения РФ и достижение показателей здоровья, сопоставимых с уровнем развитых стран.
Литература
1. Добрынин А.И. Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования / А.И. Добрынин, С.А. Дятлов, Е.Д. Цыренова. СПб.: Наука, 1999.
2. Курманова Л.В. Опыт зарубежных стран в развитии здравоохранения в условиях рынка (проблемы финансирования) / Л.В. Курманова // Проблемы управления здравоохранением. 2002. № 2.
3. Национальные приоритетные проекты [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.rost.ru, свободный.
4. Bloom D.E. The Effect of Health on Economic Growth: A Production Function Approach / D.E. Bloom, D. Canning and J. Sevilla // World Development. 2004. Vol. 32. January. P. 1-13.
ЛАПУХИНА АННА ЮРЬЕВНА - аспирант кафедры актуальных проблем экономической теории, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).
LAPUHINA ANNA YUREVNA - post-graduate student, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.