Научная статья на тему 'Экономическое развитие стран СВА в условиях кризиса'

Экономическое развитие стран СВА в условиях кризиса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
204
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИЗИС / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ПРОГНОЗЫ / ПАКЕТ АНТИКРИЗИСНЫХ МЕР / ЯПОНИЯ / РЕСПУБЛИКА КОРЕЯ / КИТАЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Суслов Денис Владимирович

Рассмотрены проблемы экономического развития стран СВА в условиях мирового кризиса и меры правительств в рамках антикризисных пакетов. На основе анализа экономических прогнозов международных организаций представлены параметры развития их экономик в краткосрочном периоде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономическое развитие стран СВА в условиях кризиса»

Пространственная Экономика 2010. № 3. С. 140-154

УДК 339 Л. В. Суслов

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СТРАН СВА В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА ^^^Н

Рассмотрены проблемы экономического развития стран СБА в условиях мирового кризиса и меры правительств в рамках антикризисных пакетов. На основе анализа экономических прогнозов международных организаций представлены параметры развития их экономик в краткосрочном периоде.

Кризис, экономическое развитие, прогнозы, пакет антикризисных мер, Япония, Республика Корея, Китай.

ВВЕДЕНИЕ

Б 2008 г. экономики стран Босточной Азии подверглись влиянию самого мощного за последние 70 лет мирового кризиса. Главной реакцией стран региона на него стали корректировка национальных планов и программ, принятие антикризисных пакетов бюджетных и фискальных мер, а также осознание необходимости более тесного интеграционного объединения. Мировой финансовый кризис, начавшийся с обрушения ипотечного рынка в США и массовых банкротств американских банков, чрезвычайно быстро перерос в общеэкономический.

Глобальный экономический кризис привел к резкому замедлению общемировых темпов роста в 2008 г., а в 2009 г. они оказались отрицательными. Последствия начавшегося в США кризиса начали проявляться в странах Се-веро-Босточной Азии (СБА) с IV квартала 2008 г. (табл.1).

© Суслов Д. Б., 2010

Работа подготовлена при поддержке гранта РФФИ № 09-06-00309-а и программы Отделения общественных наук РАН, проект № 09-1-00Н-02.

Динамика темпов прироста реального* ВВП в 2007—2009 гг., %

Таблица 1

Страна 2007 2008 2009 Кварталы 2009 г.**

I II III IV

США 2,1 0,4 —2,4 —6,4 —0,7 2,2 5,6

ЕС 2,9 0,8 —4,2 —9,6 —0,9 1,1 0,5

Япония 2,3 —1,2 —5,2 —3,6 1,5 —0,1 0,9

Китай 13,0 9,6 8,7 6,2 7,9 9,1 10,7

Республика Корея 5,1 2,3 0,2 —4,3 —2,2 1,0 6,0

Монголия 10,2 8,9 —1,6

Тайвань 6,0 0,7 —1,9 —9,1 —6,9 —1,0 9,2

САР Гонконг 6,4 2,1 —2,7 —7,5 —3,7 —2,2 2,6

Примечание: * темпы прироста к предыдущему году в постоянных ценах; ** для США и ЕС квартальные темпы роста за 2009 г. пересчитаны в годовые, для стран Северо-Восточной Азии квартальные темпы за 2009 г. в сравнении с квартальными темпами за 2008 г. (сезонность устранена).

Источник: [13].

Так, средний прирост ВВП таких стран СВА, как Китай, САР Гонконг, Тайвань, Монголия и Республика Корея, снизился с 10,4% в 2007 г. до 6,6% в 2008 г. В самой развитой стране региона — Японии — прирост ВВП в 2,3% в 2007 г. уже по итогам 2008 г. обернулся спадом на 1,2%. В 2009 г. положительную динамику ВВП среди стран СВА сохранили лишь Китай и Республика Корея, а Японии вместе с другими странами пришлось столкнуться со снижением ВВП.

В наибольшей степени пострадали те экономики региона, темпы прироста которых находятся в значительной зависимости от внешней торговли, так как основным фактором их падения стало сокращение экспорта промышленной продукции, ключевыми потребителями которой являются развитые страны. Кризис отразился как на объемах экспорта, так и внутреннего спроса всех стран региона, экономической основой которого являются хозяйственные системы т. н. «большой тройки СВА» — Японии, Китая и Кореи. Влияние глобального кризиса на тенденции их экономического развития рассмотрим более подробно.

ЯПОНИЯ

Японию поразил не только и не столько глобальный финансовый кризис, сколько последовавший за ним глобальный экономический кризис [2; 3; 4; 5; 10]. Падение ВВП Японии по итогам 2009 г. на 5,2% стало одним из худших показателей среди развитых стран мира.

Спад в экономиках основных стран-импортеров японской продукции вызвал резкое сокращение спроса на главные статьи японского экспорта — автомобили, потребительские товары длительного пользования и инвестиционные товары и соответственно снижение их производства. Так, в 2008 г. 17,5% экспорта из Японии направлялось в США, 21% — в Китай, 28% — в страны Азии и 14% — в страны Евросоюза. Японский экспорт почти на 70% состоит из продукции машиностроения. На внешний рынок экспортировалось до 30% всей продукции японского машиностроения. Например, объем экспорта в январе 2009 г. был на 47% меньше, чем годом ранее.

Ревальвация иены стала дополнительным барьером для японского экспорта. Она началась в марте 2008 г., когда финансовые учреждения многих стран раскрутили спекуляции на разнице процентных ставок по иеновым активам1 сначала с долларом, а затем и с евро, пользуясь тем, что стоимость заимствования в Японии была близка к нулю. Курс иены к доллару поднялся со 106 иен за доллар в конце 2008 г. до 95 в июле — сентябре и 83—89 в ноябре 2009 г. Японские экспортеры начали перевод расчетов из долларов в иены, юани и другие валюты. За первое полугодие 2009 г. доля торгового оборота, обслуживаемого иеной, поднялась до 24,6% по импорту и до 40,2% по экспорту.

Потеря зарубежных рынков обернулась глубоким спадом для японской промышленности. Индекс промышленного производства начал свое падение в ноябре 2008 г. и снизился до 69,5% в феврале 2009 г. Бедущие электромашиностроительные компании и предприятия пищевой промышленности закрывали свои производства. Автомобильные гиганты останавливали конвейеры, чтобы распродать запасы.

Резкое падение экспорта в IV квартале 2008 г. явилось основным фактором снижения ББП, а в уже в I квартале 2009 г. спад на 70% был обусловлен сокращением спроса на внутреннем рынке. Капиталовложения (четверть внутреннего спроса) в I квартале 2009 г. были на 25% и во II — на 22% ниже, чем год назад, а потребительские расходы (около 60% внутреннего спроса) — на 2,9% ниже.

Прирост ББП во II квартале 2009 г. свидетельствовал том, что восстановление начинается. Дно кризиса было пройдено благодаря оживлению внешнего спроса, прежде всего, на китайском рынке. Так, при общем снижении экспортных поставок из Японии в 2009 г. на 4,4% объемы экспорта в Китай выросли на 11%.

При этом возобновление роста инвестиционного спроса еще не наблюдается. Объем продаж крупных компаний в конце III квартала 2009 г. был на 23% ниже, чем год назад, и уровень прибылей, от которого зависят капитало-

1 Yen carry trade.

вложения, был ниже на 42%. Крупные убытки понесли гиганты электротехнической, электронной и автомобильной промышленности, которые ожидают восстановления докризисного уровня прибылей только в 2011 г.

Социальные последствия промышленного спада начали проявляться в

I полугодии 2009 г. Хотя уровень безработицы скромен по международным стандартам, но очень высок по японским меркам: 5,5% в июле и 5,3% в сентябре 2009 г.

Главным образом потеряли работу временные работники и нанятые на неполный рабочий день. Это около трети всех работающих по найму и две трети уволенных. Массовым увольнениям компании предпочитают сокращение зарплат и премиальных выплат. Средний уровень заработной платы медленно, но неуклонно снижался начиная с лета 2007 г. и в конце II квартала 2009 г. был на 6,2% ниже, чем годом ранее.

Падение уровня оптовых цен было не только следствием низкого спроса, но и результатом ревальвации иены, в силу которой цены на импортные товары на внутреннем рынке страны упали на 33%. За ценами оптового рынка следуют розничные цены, которые, в свою очередь, испытывают еще и давление падающего потребительского спроса. В конце I полугодия 2009 г. объем потребительских расходов населения был на 3,3% ниже, чем годом ранее. Розничные цены в сентябре 2009 г. (за исключением цен на свежие продукты) были на 2,4% ниже, чем в сентябре 2008 г. Японская экономика опять столкнулась с дефляционным давлением, которое страна переживала в 1998—2002 гг.

Положение банков в Японии устойчивее, чем в США и странах Евросоюза. На внутреннем рынке не наблюдается сильного кредитного сжатия, но крупнейшие банки резко сократили кредитование иностранных финансовых учреждений. Банковский сектор избежал серьезных проблем, так как еще в 1997—2002 гг. правительство Японии провело расчистку балансов банков от «плохих долгов», ввело жесткие правила классификации активов по степени риска и поставило этот сектор под плотный надзор мегарегулятора финансовых рынков — Агентства финансовых услуг, непосредственно подчиненного премьер-министру.

Но в условиях мирового кризиса проблема «плохих долгов» появилась снова. С одной стороны, три крупнейших банковских холдинга Японии впервые столкнулись с невозвратом кредитов от своих заемщиков из США и Европы.

У региональных и местных банков выросли «плохие долги» средних и мелких предприятий. После десятилетней паузы ожил рынок продажи «плохих долгов» и впервые в экономической истории Японии появились массовые неплатежи по ипотечным кредитам. Такие кредиты составляют почти четверть от всех выданных в стране.

Восстановление экономической конъюнктуры в Японии началось не только благодаря оживлению экспорта, но также и мерам, принятым правительством для расширения спроса на внутреннем рынке. Правительство приняло один за другим пакеты бюджетных и фискальных стимулов для поддержания внутреннего спроса, увеличивая при этом государственный долг (табл. 2).

Структура расходов в антикризисных пакетах Японии

Таблица 2

Мера Объем, % ВВП

Всего — 132,2 трлн иен 13,5

Новые дополнительные расходы бюджета 1,9

Капитализация публичных финансовых институтов 0,4

Расходы по обслуживанию долга 0,0

Налоговые льготы 0,2

Финансовые меры 11,0

гарантии по кредитам 3,0

поддержка банков 7,3

прочие меры 0,8

Источники: [8; 10].

Эти пакеты были проведены через парламент как дополнительные бюджеты 2008 и 2009 гг. либо включены в основной бюджет на 2009/10 финансовый год.

В первых двух пакетах (11,5 и 26,9 трлн иен соответственно) львиная доля средств пошла на помощь малым и средним предприятиям в виде гарантий по банковским кредитам. Это очень важная социальная мера, так как на данной категории предприятий работает 70% занятых по найму.

Во второй пакет наряду с другими мерами была включена программа денежных вознаграждений — раздача «живых денег» населению на общую сумму в 2 трлн иен (200 млрд долл.) по 12 тыс. иен. Японцы моложе 18 и старше 65 лет получили еще по 8 тыс. иен. Эта программа стоила 0,15% ВВП и была реализована весной 2009 г.

В третий пакет (37 трлн иен) были включены разнообразные меры для поддержки внутреннего рынка.

В четвертый пакет (56,8 трлн иен) были включены бюджетные расходы на инфраструктурное строительство (шоссе, мосты и путепроводы, школьные здания и пр.). В 2009 финансовом году объем контрактов на общественные работы был увеличен на 20% для немедленного создания рабочих мест и спроса на товары и услуги.

Кроме пакетов бюджетных расходов были приняты и другие меры. Чтобы увеличить приток ликвидности на рынок ценных бумаг, были освобождены от налога дивиденды, переводимые в Японию зарубежными филиалами компаний. В октябре 2008 г. правительство облегчило корпорациям процедуру выкупа собственных акций на рынке. Налоги на реализованную курсовую прибыль и дивиденды были уменьшены наполовину.

Банк Японии поддерживал финансовый сектор нелимитированной покупкой акций, корпоративных облигаций и даже векселей из банковских портфелей. Кроме того, банк принимал эти ценные бумаги в залог под свои кредиты сроком на три месяца по льготной ставке в 0,1%, такой же, как базовая ставка «овернайт» на межбанковском рынке.

Итоги второй половины 2009 г. показывают, что восстановление экономики Японии пошло не хуже, а, пожалуй, даже лучше, чем в США и странах Евросоюза. Например, прирост реального ВВП Японии в годовом исчислении за II квартал 2009 г. составил 6%, в III квартале практически не изменился (—0,6%), а в IV квартале прирост составил 3,8%. Ожидается, что в 2010— 2011 гг. прирост ВВП будет на уровне 1,5% в год (табл. 3).

Показатели развития Японии в 2010—2011 гг.

Таблица 3

Показатель Прогноз МВФ Прогноз ЖЕР Прогноз ОЭСР*

2010 2011 2010 2011 2010 2011

Темпы прироста ВВП (%) 1,9 2,0 1,5 1,6 1,8 2,0

Уровень инфляции (%) —1,4 —0,5 —0,6 0,2 —0,9 —0,5

Темпы прироста экспорта (%) 15,6 9,9 10,8 6,2

Темпы прироста импорта (%) 7,9 6,7 5,9 6,9

Торговый баланс (млрд долл.) 3 —1

Текущий платежный баланс (млрд долл.) 149,7 131,1 146 148

Текущий платежный баланс (%ВВП) 2,8 2,4 2,8 3,8 2,8 2,8

Дефицит госбюджета (%ВВП) —9,8 —9,1 —9,2 —9,3 —8,2 —9,4

Примечание. * ВВП в рыночных ценах. Источники: [8; 10; 13; 14].

КИТАЙ

В наименьшей степени кризис затронул Китай, темпы прироста экономики которого замедлились, но находятся в области высоких значений. Прирост ВВП Китая сократился с 13% в 2007 г. до 9% в 2008 г. В 2009 г. Китай смог сохранить динамику развития, и темпы прироста ВВП оказались примерно на том же уровне, что и годом ранее (8,6%). Меньшей восприим-

чивости экономики Китая к глобальному кризису способствовал целый ряд факторов [3; 9].

Во-первых, финансовая система Китая в значительной степени защищена от внешних воздействий, китайские банки практически не принимали участия в высокорискованных операциях с американскими и европейскими банками и имели очень высокий запас прочности.

Во-вторых, уже в середине 2000-х гг. внутренний спрос стал основным локомотивом развития китайской экономики, что и показал 2009 г. Этот процесс определялся ростом ВВП Китая, доходов населения и высоким уровнем инвестиций. При этом своевременное принятие антикризисного пакета мер уже в 2009 г. способствовало поступательному расширению внутреннего спроса, что и обеспечило положительные темпы прироста экономики в целом.

В-третьих, основу экспорта Китая составляют промышленные товары потребительского назначения, которые можно было реализовать на внутреннем рынке. Кроме этого была укреплена банковская система и тем самым обеспечено бесперебойное финансирование развития экономики, простимулирован внутренний спрос (как потребительский, так и производственный), что способствовало реализации значительной части экспортной продукции внутри Китая.

Таким образом, с одной стороны, правительство предприняло шаги по стимулированию спроса, а с другой стороны, экономика Китая оказалась способной ответить на этот спрос, что и обеспечивает высокие темпы прироста экономики даже в кризисный период благодаря реализации широкомасштабных мер денежного и бюджетного стимулирования. Их безотлагательная реализация способствовала преодолению негативных тенденций в экономике, которые были вызваны мировой рецессией. После II квартала 2009 г. прирост китайского ВВП составлял 8,7%, что все же меньше, чем в 2003—2007 гг. и в соответствующем периоде 2008 г. (9,6%).

Восстановление экономики стало возможным благодаря росту внутреннего спроса, обеспеченного реализацией пакета стимулирующих мер, в основном на инфраструктурные объекты. Рост инвестиций компенсировал существенное сокращение экспорта. Если посмотреть на структуру темпа прироста ВВП Китая (который составил 8,7% в 2009 г.), то 92% (8 п. п.) его приходилось на прирост инвестиций, доля которых в ВВП в 2009 г. составила 46%.

По итогам 2009 г. темп прироста промышленного производства, на которое приходится 60% ВВП, составил 9,5%. В первичном и третичном секторах прирост был меньше — 4,2 и 8,9% соответственно.

Инвестиции в основные фонды увеличились в 2009 г. более чем на 30% по сравнению с 26% в 2008 г. В соответствии с приоритетами пакета стимули-

рующих мер инвестиции в первичный сектор возросли почти наполовину, а в третичный сектор — на 33%. Инвестиции в промышленность увеличились на 27%, однако темп прироста жилищного строительства немного снизился и составил 17,2%.

Потребление, как личное, так и государственное, в отличие от инвестиций, не играло лидирующей роли в восстановлении экономики в 2009 г. Розничные продажи возросли на 16,2%. Меры правительства по стимулированию спроса на автомобили привели к тому, что было реализовано 13,6 млн штук, что превратило Китай в крупнейший автомобильный рынок мира. На росте потребления также положительно сказалось увеличение денежных доходов населения — на 9,8% в городах и на 8,5% в сельской местности.

Положительные темпы прироста экспорта были отмечены лишь в декабре 2009 г. В целом за 2009 г. экспорт товаров сократился на 16,1% (в долл.), а импорт — на 11,2%, при этом профицит торгового баланса составил 111 млрд долл.

Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) сокращались первые семь месяцев 2009 г., затем их рост возобновился. В целом за 2009 г. ПИИ сократились на 17% и составили 90 млрд долл. Положительное сальдо внешней торговли и поступления ПИИ, а также операции на биржах увеличили золотовалютные резервы КНР до 2,4 трлн долл. к концу 2009 г.

Ключевым элементом стимулирующих мер являлось предоставление кредитов государственными банками под инфраструктурные проекты. Объем выданных банковских кредитов увеличился до 9,6 трлн юаней (29% ВВП), что превышает более чем в два раза соответствующий показатель 2008 г. Около 25% кредитных ресурсов было направлено в строительство аэропортов, железных дорог, городской транспортной инфраструктуры и 15% — на строительство жилья. Большую же часть новых кредитов получили государственные предприятия.

В 2009 г. инфляция значительно снизилась вследствие снижения мировых цен на нефть и сырьевые товары, высокого урожая в Китае и перепроизводства в некоторых отраслях промышленности. Индекс потребительских цен на протяжении первых десяти месяцев 2009 г. сокращался, увеличившись лишь в ноябре и декабре в связи с ростом цен на продукты питания и жилье.

Пакет бюджетных стимулирующих мер составляет 4 трлн юаней (12,7% ВВП КНР за 2008 г.). Реализуется с ноября 2008 г. в течение двух лет. В данном пакете доля расходов на инфраструктурное строительство в марте 2009 г. снизилась с 45 до 38%, а по статьям социального развития (здравоохранение и образование) увеличилась с 1 до 4% (табл. 4).

Структура расходов в пакете антикризисных мер Китая

Таблица 4

Мера Объем, трлн юаней Доля, %

Всего 4 100

Строительство железных дорог, автотрасс, аэропортов и сетей электроснабжения 1,8 45

Восстановление районов, серьезно пострадавших от землетрясения 1 25

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Создание инфраструктурных объектов и улучшение благосостояния в деревнях 0,37 9

Реализация проектов по охране окружающей среды 0,35 9

Строительство доступного жилья 0,28 7

Наращивание инновационного потенциала и реструктуризация производства 0,16 4

Улучшение ситуации в области здравоохранения, образования и культуры 0,04 1

Источник: [9].

Принимая во внимание то обстоятельство, что Китай имеет низкий уровень госдолга (около 30% от ВВП), а также незначительный дефицит бюджета, увеличение долговых обязательств государства в связи с существенным увеличением бюджетных расходов является управляемым.

В 2010 г. предполагается выпуск облигаций на покрытие 25% расходов на стимулирование экономики, а остальная часть расходов возлагается на государственные банки и местные власти. Около половины статей данного пакета были профинансированы в конце 2008 г. и в 2009 г., остальная часть приходится на 2010 г. Общие бюджетные расходы возросли более чем на 21% в 2009 г., в то время как доходы — на 12%. Бюджетный дефицит стал равен 2,8% ВВП.

Показатели развития китайской экономики за I квартал 2010 г. показывают, что она снова набирает докризисные темпы роста. Прирост ВВП в годовом исчислении почти 12%. Так, в I квартале 2010 г. по сравнению с 2009 г. инвестиции в основные фонды увеличились на 25,6%, розничные продажи — на 17,9%, экспорт — на 31%. Промышленный выпуск вырос на 19,6%, а объем вновь выданных кредитов составил 2,6 трлн юаней (30% от намеченных на 2010 г. 7,5 трлн юаней). Прирост потребительских цен составил 2,2%.

В соответствии с прогнозами, в 2010 г. прирост инвестиций в основные фонды должен составить 25%, а после реализации пакета стимулирующих мер прирост данного показателя в 2011 г. планируется в 18%. Частное потребление должно в 2010 г. увеличиться на 12% по сравнению с 9% в 2009 г., что будет связано с ростом доходов и увеличением доверия потребителей.

Двенадцатый пятилетний план развития КНР (2011—2015 гг.), положения которого вступят в силу в марте 2011 г., содержит ряд установок, одной из которых является создание условий для существенного увеличения объемов личного потребления в национальной экономике, т. е. измениться должна структура источников экономического роста [1]. Планируется, что увеличение государственных расходов на здравоохранение, образование и пенсионные пособия сгенерирует рост потребления.

Оживление же мировой торговли вызовет увеличение экспорта в 2010 г. на 13%, а в 2011 г. — на 13,5%. В соответствии с прогнозом Азиатского банка развития (АБР), прирост импорта составит 13,5% в 2010 г. и 15% в 2011 г., что будет вызвано ростом внутреннего спроса и увеличением мировых цен на нефть и сырьевые товары. Сальдо торгового баланса будет расти умереннее, чем внутреннее потребление.

В соответствии с прогнозом АБР, прирост ВВП в 2010 г. составит 9,6%, причем в первой половине года китайская экономика будет расти быстрее; а в 2011 г. — 9,1%. В дальнейшем высокие темпы роста китайской экономики будут в основном генерироваться чистым экспортом и потреблением [6]. Прирост потребительских цен составит 3,6% в 2010 г. и 3,2% в 2011 г. (табл. 5).

Показатели развития Китая в 2010—2011 гг.

Таблица 5

Показатель Прогноз МВФ Прогноз МБ Прогноз АБР Прогноз ОЭСР

2010 2011 2010 2011 2010 2011 2010 2011

Темпы прироста ВВП, % 10,0 9,9 9,5 9,6 9,1 10,2 9,3

Уровень инфляции, % 3,1 2,4 3,7 3,6 3,2 0,1 1,0

Темпы прироста экспорта, % 14,7 12,7 13,5 12,3 13,6

Темпы прироста импорта, % 16,4 13,5 15,0 14,7 12,6

Торговый баланс, млрд долл. 210,2 273,3 293,9 209,7 247,4

Текущий платежный баланс, млрд долл. 334,7 390,9 304,0 324,9 353,6 276,4 323,9

Текущий платежный баланс, % ВВП 6,2 6,5 5,5 5,7 5,3 5,4 5,9

Дефицит госбюджета, % ВВП —3,5 —0,9 —0,3

Источники: [6; 8; 9; 12; 13].

РЕСПУБЛИКА КОРЕЯ

Наиболее низкий со времени Азиатского кризиса1997—1998 гг. рост ВВП во второй половине 2008 г. продемонстрировала и Республика Корея. Причина этого все та же — снижение экспортного спроса со стороны США и

европейских стран, а также уровня внутреннего потребления. Прирост ВВП уже по итогам 2008 г. сократился до 2,5% (по сравнению с 5% в 2007 г.), а в 2009 г. был зафиксирован символический прирост в 0,2%. Относительно крупные масштабы экономики Республики Корея и высокий уровень дохода на душу населения обеспечивают достаточный, по сравнению с другими азиатскими странами, уровень внутреннего спроса. Однако, несмотря на это преимущество, экономика страны подверглась негативному влиянию внешних факторов, о чем свидетельствует ее высокая зависимость от изменений на внешних рынках [11].

В связи с этим власти страны вынуждены использовать бюджетные рычаги для обеспечения макроэкономической стабильности. Для этого был принят антикризисный пакет мер бюджетного стимулирования объемом 35,6 трлн вон (4% ВВП). Он включает в себя 15,6 трлн вон бюджетных расходов и снижение налогов размером 20 трлн вон. Кроме того, увеличение государственных инвестиций в инфраструктурные проекты также стимулировало совокупный спрос. Таким образом, опыт Республики Корея также показывает, что роль государственных расходов в нейтрализации негативного влияния внешних факторов достаточно высока.

В результате этого в течение 2009 г. Республика Корея продемонстрировала один из наиболее быстрых темпов восстановления среди стран ОЭСР, вызванный увеличением бюджетных расходов и ростом экспорта. Экономика страны в значительной степени восстановилась после одного из наиболее резких снижений объемов производства в мире в IV квартале 2008 г., сопровождавшегося беспрецедентным падением экспорта (около 11%).

В течение первых трех кварталов 2009 г. экспорт Республики Корея, несмотря на снижение объемов мировой торговли, демонстрировал двузначные темпы прироста. Этому способствовало заметное снижение курса воны, который упал к марту 2009 г. на 35% по сравнению с уровнем 2008 г.

Дополнительные бюджетные расходы позволили увеличить инвестиции в строительство, в то время как трансферты домохозяйствам поддержали внутреннее потребление, несмотря на растущую безработицу. Снижение налогов также увеличило частное потребление в первой половине 2009 г. Увеличение производственных запасов внесло значительный позитивный вклад в экономический рост во второй половине года, компенсируя негативное влияние снижения их объема в первой половине 2009 г.

Восстановление экономики также было достигнуто при помощи мер, направленных на борьбу с нестабильностью на финансовом рынке, вызвавшей значительный отток капитала, в свою очередь ставший причиной падения стоимости активов и снижения валютного курса. Рекапитализация за счет государственных средств усилила банковскую систему. Правительство со-

здало фонд размером 40 трлн вон (3,8% ВВП) для выкупа «плохих долгов» и проблемных активов компаний, находящихся в процессе реструктуризации. Снижение процентной ставки с 5,5% в августе 2008 г. до 2% в феврале

2009 г. сопровождалось значительным расширением объема предоставления ликвидных средств. Хотя эффект от использования бюджетных стимулов в

2010 г. будет снижаться, ожидается, что дальнейшему приросту ВВП на 4—5% как в 2010 г., так и в 2011 г. поможет рост объемов экспорта, сопровождающийся восстановлением внутреннего спроса и заметным снижением безработицы (табл. 6). По мере стабилизации экономики рост государственных расходов, скорее всего, замедлится в соответствии со среднесрочным бюджетным планом, так как необходимо вернуть бюджет в сбалансированное состояние. Прекратится и использование других экстренных мер, таких как расширение поддержки малых и средних предприятий. Для поддержания стабильного экономического роста в среднесрочной перспективе необходимы структурные реформы, направленные на повышение производительности труда, особенно в секторе услуг.

Показатели развития Республики Корея в 2010—2011 гг.

Таблица 6

Показатель Прогноз МВФ Прогноз АБР Прогноз ОЭСР*

2010 2011 2010 2011 2010 2011

Темпы прироста ВВП, % 4,5 5,0 5,2 4,6 4,4 4,2

Уровень инфляции, % 2,9 3,0 3,0 3,0 2,8 3,0

Темпы прироста экспорта, % 12,0 11,0 13,4 12,9

Темпы прироста импорта, % 20,0 12,0 15,1 12,5

Торговый баланс, млрд долл. 37,5 37,8

Текущий платежный баланс, млрд долл. 15,9 24,0 15 11,0

Текущий платежный баланс, % ВВП 1,6 2,2 1,5 1,0 1,3 1,0

Профицит госбюджета, % ВВП 1,9 0,98 0,4 1,1

Примечание. * ВВП в рыночных ценах. Источники: [6; 8; 11; 13].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Хотя происходящие в мировой экономике (прежде всего в США и ЕС) кризисные явления затронули страны «большой тройки СВА», негативные последствия для каждой из них заметно различались по своей глубине.

Так, если резкое снижение внешнего спроса на продукцию Японии и Рес-

публики Корея и последовавший за ним спад промышленного производства стали причинами отрицательной динамики ключевых макроэкономических показателей этих стран в первой половине 2009 г., то наличие в Китае значительного потенциала роста внутреннего спроса, который был использован при реализации пакета антикризисных мер, позволило достичь положительных темпов роста экономики. В результате Китай «отделался» лишь некоторым снижением положительного сальдо торгового баланса и замедлением темпов прироста ВВП. Учитывая то, что снижение темпов прироста ВВП Китая до 8% в год в целях борьбы с перегревом экономики уже на протяжении нескольких лет являлось одной из целей экономической политики, а также объемы нового инфраструктурного строительства в целях поддержания отечественного производства, можно сделать вывод о том, что мировой кризис позволил Китаю заложить новую основу для дальнейшего стабильного развития не только собственной экономики, но экономик стран — основных экономических партнеров Китая в СВА.

В отличие от серии региональных кризисов 1990—2000-х гг., которые в целом, скорее, носили локальный характер, нынешний мировой кризис не только затронул экономику, но и обозначил проблемы сложившейся модели развития мирового хозяйства.

Оценка влияния мирового кризиса на страны СВА и Восточной Азии в общем в конце 2008 г. и в 2009 г., а также анализ их антикризисных программ позволяют сделать следующие выводы.

1. Общим моментом в антикризисных программах стран является преимущественное выделение финансовых ресурсов на поддержку реального сектора экономики, сдерживание инфляции, реформирование банковского сектора с целью избавления от «плохих кредитов» в проблемных банках. Острой проблемой для всех стран стало сдерживание оттока капитала в результате обрушения фондовых рынков и кризиса в структурообразующих отраслях экономики.

2. Новой тенденцией в развитии глобального кризиса 2008—2009 гг., в отличие от Азиатского регионального 1997—1998 гг., когда страны боролись с кризисом и его последствиями в одиночку, полагаясь на финансовую помощь МВФ, и, по существу, не проводили структурной модернизации своих экономик, является стремление к ускорению консолидации стран региона в поисках коллективной защиты своих финансовых систем и национальных валют.

Одной из форм защиты в 1990-х гг. стали межстрановые соглашения о валютных свопах между 10 странами-членами АСЕАН с участием КНР, Японии и Республики Кореи. Это т. н. региональная валютная схема «Инициатива Чанг-маи», которая давала возможность быстрого доступа к валютным ре-

сурсам в случае возникновения кризисных ситуаций и, следовательно, защиты национальных валют от резкого колебания их курсов на мировом финансовом рынке. Суть своповых операций состоит в том, что страны-участницы соглашений о валютных свопах принимают на себя обязательства предоставлять друг другу часть своих резервов в твердой валюте в случае, если национальные валюты окажутся подвергнуты спекулятивной атаке. В 1990-х гг., по существу, не было принято предложение Японии об учреждении Азиатского валютного фонда и о создании единой региональной резервной валюты на основе японской иены, а также формирования регионального режима валютных курсов.

3. Уровень экономической и политической интеграции в восточноази-атском регионе не позволяет перейти к более тесной финансовой интеграции, тем более что для организации финансового союза АСЕАН+3 (Япония, Китай, Республика Корея) требовалось более 700 млрд долл. из валютных резервов этих стран, где преобладающие позиции занимал американский доллар. На начало 2000-х гг. в структуре валютных резервов стран Восточной Азии 60% приходилось на доллар США, 5% — на японскую иену, 10% — на евро. Поэтому естественно, что падение курса доллара на мировых рынках в течение 2008 г. оказало крайне негативное влияние на объем валютных резервов стран региона. В декабре 2008 г. Китай, Япония и Республика Корея решили учредить региональный валютный резервный фонд в объеме 80 млрд долл. США, а в марте 2009 г. во время очередного саммита АСЕАН в Таиланде планка резервного фонда была поднята до 120 млрд долл., причем 80% от общей суммы вносит «большая тройка» СВА, 20% — страны-члены АСЕАН.

О стремлении не допустить развития финансового кризиса в своем регионе свидетельствует также готовность Японии и Китая взять на себя четвертую часть от 1,1 трлн долл. т. н. «Фонда большой двадцатки», что было заявлено ими на саммите 0-20 в апреле 2009 г. Хотя на этом антикризисном саммите не обсуждался вопрос о новой коллективной резервной валюте (наряду или вместо американского доллара), тем не менее, продвигаясь к созданию Вос-точноазиатского сообщества к 2015 г. в формате 16 стран (10 членов АСЕАН, Китай, Республика Корея, Япония, Австралия, Новая Зеландия, Индия) и к Азиатской зоне свободной торговли, страны региона будут вынуждены реформировать свои финансовые институты и создать единую азиатскую резервную валюту типа евро, но поэтапно и постепенно, как это было сделано в свое время странами Европейского союза.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бергер Я. М. Экономическая стратегия Китая. М.: ИД ФОРУМ, 2009.

2. Мировой кризис и Япония / Под ред. Э. В. Молодяковой. М.: АИРО-XXI, 2009.

3. Россия и мир: 2010. Экономика и внешняя политика. Ежегодный прогноз. М.: ИМЭМО РАН, 2009.

4. Япония наших дней. № 1. 2009. М.: ИДВ РАН, 2009.

5. Япония в Азиатско-Тихоокеанском регионе: политические, экономические и социально-культурные аспекты. М.: Вост. лит., 2009.

6. Asian development outlook 2010. Mandaluyong City, Philippines: Asian Development Bank, 2010.

7. OECD Economic Outlook № 85, OECD, June, 2009.

8. OECD Economic Outlook № 86, OECD, November, 2009.

9. OECD Economic Surveys: China. Volume 2010/6, OECD, February 2010.

10. OECD Economic Surveys: Japan. Volume 2009/18, OECD, September 2009.

11. OECD Economic Surveys: Korea. Volume 2010/12, OECD, June 2010.

12. World Bank East Asia and Pacific Economic Update 2010, Volume I, Emerging Stronger from the Crisis. World Bank, 2010.

13. World Economic Outlook Database, IMF, April 2010.

14. World Economics Prospects, Oxford Economics, March 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.