Экономическое развитие Перу как ресурс интеграции. Исторический аспект
Николай Николаевич Горячев,
аспирант Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, Владивосток. E-mail: [email protected]
В статье рассмотрены исторические аспекты социально-экономического развития Республики Перу в последние 50 лет и выделены два этапа этого процесса. Первый (1968—2000 гг.) включает в себя социально-экономические преобразования, явившиеся впоследствии базой для второго этапа (с 2000 г. по настоящее время) — активного интеграционного взаимодействия Перу со странами АТР. Последовательно проанализированы экономические действия правительств Х. Веласко Альварадо, Ф. Моралеса Бермудеса, Ф. Белаунде Терри, А. Гарсии Переса и А. Фухимори на первом этапе и А. Толедо, А. Гарсии Переса и О. Умалы — на втором. Также рассмотрены причины проводимых реформ, закрепляющие их законодательные акты и основные достигнутые результаты. Указаны факторы, препятствующие проведению полноценной интеграционной политики на каждом из этапов. Обозначены цели участия Перу в интеграционных процессах в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Отмечены основные результаты интеграционного взаимодействия в виде соглашений о свободной торговле, заключённых Республикой с США и КНР. Сделан вывод о том, что успешной интеграции Перу в АТР способствовали проведённые реформы, выработка единой экономической политики независимо от идеологической ориентации правительства, закрепление основ интеграционной политики на законодательном уровне и благоприятная международная обстановка. Также показаны проблемы, мешающие углублению интеграционного взаимодействия Перу со странами АТР на современном этапе: сильное социальное расслоение, высокий уровень бедности, проблема наркоторговли.
Ключевые слова: Перу, интеграция, АТР, АТЭС, социально-экономическое развитие, исторические аспекты интеграции, Латинская Америка.
Economic development of Peru as an integration resource. Historical aspect. Nikolay Goryachev, Institute of History, Archaeology and Ethnography of the Peoples of the Far East FEB RAS, Vladivostok, Russia. E-mail: [email protected]
The paper analyzes historical aspects of social and economic development of Republic of Peru for the last 50 years; two stages of this process are identified. The first stage (1968—2000) includes social and economic transformations on which later the second stage was based (from 2000 until the present moment),
the stage of Peru's active integration and cooperation with countries of the Pacific Rim. Economic policies of the governments headed by J. Velasco Alvarado, F. Morales Bermudes, F. Belaunde Terry, A. Garcia Péres and A. Fujimori, at the first stage, and by A. Toledo, A. Garcia Péres and O. Umala, at the second stage, are analyzed in turn. Also the grounds of reforms made are reviewed, the regulatory acts legimitizing them and basic results achieved are enumerated. The factors preventing the governments from pursuing full-scale integration policy at each stage are studied. The objectives of Peru's participation in integration processes in the Pacific Rim are identified. The main results of integration and cooperation, free trade agreements made by the Republic with the USA and PRC, are mentioned. A conclusion is drawn that the reforms, developing a uniform economic policy regardless of the government's ideological orientation, legalization of integration policy basis and beneficial international climate favored successful integration of Peru into the Pacific Rim. In addition, the problems are mentioned preventing Peru from intensification of its integration and cooperation with Pacific Rim countries at the present stage: severe social stratification, high poverty rate and the drug trafficking problem.
Keywords: Peru, integration, Pacific Rim, APEC, social and economic development, historical aspects of integration, Latin America.
В последние десятилетия значительно возросла интеграционная активность стран АТР. После создания в 1989 г. первого транстихоокеанского проекта — Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) — к интеграционным процессам активно подключились и латиноамериканские страны. Одной из них стала Республика Перу, стремившаяся таким образом укрепить и диверсифицировать национальную экономику. В отечественной историографии советского периода эти вопросы (вопросы интеграционного сотрудничества со странами Азии) не получили должного освещения. Единственное исследование, которое касалось их, опиралось на традиционный для советской науки марксистко-ленинский подход, что не позволило проанализировать развитие экономики в контексте международных хозяйственных связей [1]. В настоящей статье мы попытаемся рассмотреть исторические особенности развития этой республики, в значительной степени определившие её интеграционный вектор.
После завершения Второй мировой войны Перу, как и многие другие страны региона, находилась в сильной политической и экономической зависимости от Соединённых Штатов. Стремление крупных перуанских промышленников получить доступ к североамериканскому рынку сырья и интерес находящейся у власти латифундистской олигархии к сотрудничеству с монополистическим капиталом в США во многом предопределяли проамериканскую ориентацию внешней политики. Также всё перечисленное позволяло Вашингтону оказывать существенное влияние на внутреннюю политику республики. Перуанским правительством в 60-е гг. XX в. предпринимались отдельные попытки расширить внешние связи, решить проблему эксплуатации нефтяных месторождений Талары американской компанией IPC. Был подпи-
сан т.н. Таларский акт, который обозначался как документ, окончательно решающий проблемы нефтедобычи в Ла Бреа и Париньяс. В нём содержались невыгодные для страны условия национализации собственности IPC (самое совершенное оборудование для нефтедобычи не подлежало национализации), а также существенные преференции для IPC в производстве нефтепродуктов (компания становилась основным производителем ГСМ на перуанском рынке на 80 лет). Таларский акт вызвал осуждение широких кругов общественности. В этих условиях в октябре 1968 г. произошёл военный переворот, в результате которого к власти в стране пришло военное правительство во главе с Хуаном Веласко Альварадо. Данное событие следует считать отправной точкой для первого этапа формирования современной интеграционной политики Перу.
Военное правительство начало радикальные реформы, направленные на изменение существующего экономического порядка. Главной целью являлась ликвидация зависимости, происходящей из экономических, финансовых и торговых отношений с развитыми странами. В течение четырёх лет после переворота национализировали все предприятия основных отраслей перуанской промышленности: нефтяной, рыболовной и горнорудной. Железные дороги, авиация и телекоммуникации (51% всех телеканалов, 25% радиостанций), большинство банков и страховых компаний, экспорт хлопка, сахара, табака и минералов также взяло под контроль государство. Для управления национализированной собственностью был организован ряд монопольных государственных компаний, предотвращающих любое частное вмешательство. На основе национализированных иностранных компаний в 1969 г. создаётся государственная нефтяная компания Petroperu, в апреле 1970 г. — государственное горнорудное предприятие Mineroperu, а в ноябре — государственное металлургическое объединение Siderperu, в ведение которого передавались производство, обработка и коммерческий сбыт стали. В 1971 г. за государством законодательно утверждается ведущая роль в освоении и переработке минеральных ресурсов, а также экспорте всей продукции горнорудного сектора. Для координации деятельности всех госпредприятий, а также смешанных и частных была учреждена Финансовая корпорация развития (COFIDE), обладавшая первоначальным капиталом в 15 млрд солей [15; 16; 17; 18; 19].
Проводя эти реформы, правительство Веласко Альварадо настаивало на том, что они по своей сути являются «мирной революцией», а действия военных направлены на справедливое распределение национальных богатств среди всех жителей страны. Также новое руководство стремилось к новым дипломатическим и экономическим контактам. В начале 1970-х гг. были установлены отношения с социалистическими странами — СССР, Чехословакией и КНР.
В это же время важным направлением в работе стало активное участие в андской субрегиональной интеграции. Установление тесных связей в рамках образующегося Андского сообщества наций являлось для правительства Веласко Альварадо одним из важнейших способов укрепления экономической самостоятельности и политической независимости и утверждения идеи совместного противостояния латиноамериканских государств давлению со стороны монополий. Согласно видению представителей вооружённых сил,
подобный результат мог быть достигнут только в случае объединения усилий по контролю за действиями иностранных компаний странами — участниками сообщества. Перу приняло самое активное участие в подготовке Картахенского соглашения 1969 г., образовании Андского сообщества и создании «Общего режима в отношении иностранного капитала, патентов, лицензий и прерогатив». В дальнейшем правительство Перу осталось наиболее последовательным сторонником общего режима в 1974 г. при осложнении отношений с Чили с приходом к власти Аугусто Пиночета.
Однако, несмотря на определённые экономические результаты реформ, такие как увеличение ВВП и рост экспорта и торгового баланса, правительство столкнулось с серьёзной оппозицией в лице правых кругов офицерства и с нежеланием олигархии подчиняться переменам. После прокатившихся по стране антиправительственных выступлений Хуан Веласко Альварадо, к тому времени уже имевший серьёзные проблемы со здоровьем, был вынужден покинуть свой пост. Новым президентом стал Франсиско Моралес Бермудес, который свернул программу социалистических преобразований. Под давлением монополий правительство начало выплачивать компенсации за экспроприированную собственность иностранных компаний, разрешило создавать банки с участием транснационального капитала, а также повысило процент прибыли, разрешённый к выводу из страны, с 14 до 20%. Зависимость от иностранного капитала сохранялась: государство стало его главным партнёром, а перуанские предприниматели — второстепенным участником.
Внешнеполитический курс государства в целом сохранился, однако правительство заявило, что главным приоритетом будет развитие отношений с соседними странами. Участие в Андском сообществе формально не изменилось: в 1976—1980 гг. Перу активно выступало за скорейшее создание программ совместного промышленного развития. Несмотря на ослабление антиимпериалистической направленности, правительство страны всё же являлось сторонником активного контроля за деятельностью иностранного капитала. Основной причиной этого было усиление местных предпринимательских кругов, которые видели в Андском сообществе инструмент для заключения более выгодных соглашений с США и другими развитыми государствами.
1980— 1990-е гг. во многих латиноамериканских странах стали переходными от авторитаризма к демократии. Не являлось исключением и Перу. В 1980 г. состоялись свободные выборы президента, на которых победил свергнутый в 1968 г. Фернандо Белаунде Терри. Правительство осуществило ряд реформ неоконсервативного толка: денационализацию предприятий, активное создание концессий, практически беспошлинный ввоз товаров народного потребления, а также возвращение национализированных СМИ прежним владельцам. Несмотря на некоторый экономический рост в 1982—1983 гг., в итоге такая политика привела к резкому возрастанию инфляции, увеличению бюджетного дефицита, снижению ВВП страны и росту внешнего долга. Падение цен на важнейшие экспортные товары Перу, огромные разрушения, связанные с природными катаклизмами 1983 г. (возвращение к побережью Перу тёплого течения «Эль Ниньо»), способствовали началу экономического кризиса.
Эти обстоятельства привели к росту социальной напряжённости и усилению позиций печально известной «Сендеро Луминосо». Она была осно-ванна Абимаэлем Гусманом в 1960 г. и обозначалась своим руководителем как коммунистическая организация маоистского толка. В 1980 г. «сендери-сты» являлись единственными «левыми», отказавшимися от участия в свободных выборах. Они перешли к активной вооружённой борьбе с правительством, желая установить «новую демократию». К 1984 г. в сельских районах организация набрала большую силу, вследствие чего крестьяне организовали антипартизанские патрули — «рондас». В стране фактически началась борьба между регулярными войсками и «рондас» с одной стороны и «сен-деристами» — с другой. Естественно, что в этих условиях правительство было в основном сосредоточено на попытках решения возникших внутренних проблем и преодоления внутриполитического кризиса. Президентские выборы 1985 г. ознаменовались первой в истории Перу победой кандидата от левоцентристской партии «АПРА» — Алана Гарсии Переса. Его предвыборная платформа акцентировала внимание на двух аспектах: справедливом распределении национального дохода и антиимпериалистической направленности внешней политики. Алан Гарсия был сторонником концепции «конструктивного антиимпериализма», которую в своё время разработал Айя де ла Тор-ре. В её основе лежало утверждение, что империализм в Латинской Америке является первым этапом капитализма и в этом случае играет прогрессивную роль (он стимулирует развитие), а иностранный капитал — это источник роста для экономики Перу на современном этапе. Таким образом, антиимпериализм к тому времени носил весьма неопределённый характер, являясь выражением надежды на благосклонность со стороны США [2].
Правительство Гарсии попыталось урегулировать вопрос внешнего долга, а также несколько ограничить присутствие иностранного капитала в стране, национализировав банки, однако существенных изменений добиться не удалось, а контакты с международными финансовыми институтами были испорчены. В период президентства Гарсии стала набирать силу вторая крупная ультралевая группировка — «Революционное движение имени Тупак Ама-ру». Организация состояла в основном из молодых людей, принадлежащих к среднему классу и не имевших шанса на стабильную жизнь в условиях постоянных кризисных явлений в экономике.
1980-е гг. стали временем нарастания кризиса. В этих условиях интеграционная политика Перу оказалась заморожена. Несмотря на некоторые экономические успехи в начале данного десятилетия, к президентским выборам 1990 г. страна подошла в состоянии практически полного коллапса. Леворадикальные группировки взяли под контроль значительную часть Перу, что не позволяло эффективно проводить реформы, а также развивать экономическое сотрудничество с другими государствами.
Заключением первого этапа стало десятилетнее правление Альберто Фухимори, который выиграл выборы 1990 г., проходившие в обстановке непреодолённого кризиса. Он начал проведение неолиберальных реформ, сводившихся к масштабной приватизации, считая политику своего предшественника Гарсии Переса ошибочной. Однако оппозиционные президенту партии «ФРЕДЕМО» и «АПРА» сохраняли большинство в парламенте, что мешало
реализовать выбранный курс. В 1992 г. парламент был распущен и переизбран, теперь уже с большинством президентской партии, что позволило Фу-химори провести серьёзные структурные реформы, в т.ч. конституционную.
Конституция 1993 г. гарантировала государственную защиту иностранным инвестициям и позволяла получить их приток практически во все сектора экономики. Ограничения касались банковского и оборонного секторов, для инвестирования в которые необходимо было одобрение правительства. Также, в соответствии с конституцией, иностранные инвесторы не могли приобретать контрольные пакеты акций СМИ. Ограничения касались месторождений полезных ископаемых и других натуральных ресурсов, однако концессионное участие в разработке поощрялось, а в отдельных случаях — в ограниченных областях с разрешения правительства и объединённого командования вооружённых сил предоставлялись существенные льготы и права. Важным моментом являлось и то, что конституция гарантировала свободное конвертирование валюты, а правительство Перу заявило о соблюдении международных стандартов при экспроприации собственности [10].
В дополнение к конституции были приняты отдельные законодательные акты, касающиеся прямых иностранных инвестиций: Закон о содействии иностранному инвестированию и Рамочный закон о росте частных инвестиций. Оба закрепил Верховный Декрет 162-92-EF в октябре 1992 г. Были приняты законы о содействии частным инвестициям в государственные предприятия и в общественную инфраструктуру, а также конкретные законы, касающиеся тех отраслей, на которые возлагались главные надежды в притоке иностранных инвестиций: добычи полезных ископаемых (в т.ч. нефти и газа) и энергетики. Данные меры обеспечили рост иностранных капиталовложений в важнейшие отрасли экономики [11; 12; 13; 14; 20].
Стремясь реализовать курс президента на ликвидацию последствий политики его предшественника, правительство Перу начало в 1991 г. обширную программу приватизации и поощряло участие в ней иностранного капитала. В итоге более двух третей государственных предприятий перешло в частные руки.
Важным событием первого этапа интеграционной политики стало принятие страны в 1998 г. в АТЭС. Мероприятия по модернизации существенно укрепили экономику Перу, что позволило инициировать интеграционные процессы, направленные за пределы региона.
Одновременно Фухимори специальным законом легализовал деятельность «рондас» и начал проводить жёсткую политику борьбы с леворадикальными движениями, применяя и террор. Успехи в этом также способствовали экономическому подъёму.
Таким образом, первый этап формирования интеграционной политики Перу в основном характеризовался заложением основ для интеграционного взаимодействия:
1. Действия правительства Хуана Веласко Альварадо были направлены на реализацию самостоятельной политики государства путём национализации экономики, закреплённой на законодательном уровне. Этот подход определил позиции и деятельность Перу в возникшем Андском сообществе наций, однако проведение национализации не способствовало успешной реализации интеграционного потенциала.
2. Свёртывание социалистических преобразований Франсиско Морале-сом Бермудесом лишь отсрочило надвигающийся кризис, но его действия способствовали формированию нового слоя частного бизнеса, нацеленного на интеграционное взаимодействие как на источник выгодных инвестиций.
3. Правление Фернандо Белаунде Терри и Алана Гарсии Переса происходило в обстановке социально-экономического кризиса. Экономическая политика была в основном направлена на борьбу с ним (путём ревизии реформ Веласко Альварадо) и не способствовала реальному интеграционному взаимодействию.
4. Правление Альберто Фухимори принесло относительную стабильность и вызвало рост показателей экономики, несмотря на сохраняющиеся внутриполитический кризис и социальную нестабильность. Осуществление конституционной реформы и реализация экономических мер, закреплённых законодательно, позволили перейти к инициации межрегиональных интеграционных связей, особенно после вступления страны в АТЭС.
На рубеже XX—XXI вв. начался второй этап развития интеграционных связей Перу. Этому послужило воздействие сразу нескольких факторов.
Во-первых, со вступлением Республики в АТЭС появились новые условия для развития внешних связей.
Во-вторых, после событий 11 сентября 2001 г. произошла смена внешнеполитических приоритетов США. Ключевым направлением стал Ближний Восток, что дало странам АТР новые возможности для формирования внешней политики.
В-третьих, начало 2000-х гг. охарактеризовалось экономическим подъёмом Китая и успешным преодолением тихоокеанскими государствами последствий азиатского экономического кризиса 1998 г.
Четвёртым фактором стала стабилизация внутренней политики Перу, обусловленная приходом к власти правительства, заинтересованного во всестороннем развитии страны.
После ухода Альберто Фухимори с президентского поста из-за коррупционных скандалов конгресс назначил временного президента, в обязанности которого входили подготовка и проведение внеочередных свободных выборов. Им стал Валентин Паниагуа. Помимо подготовки выборов он предпринял важные шаги для преодоления политического кризиса: создал Правительство народного единства из умеренных политиков, а также уволил с государственной службы некоторых сторонников А. Фухимори.
В 2001 г. после избрания на пост президента Перу Алехандро Толедо внутриполитический кризис был преодолён. Это позволило разработать новые меры по укреплению достигнутых позиций в экономике. Власти приняли стратегический план развития внешней торговли (PENX), включавший в себя, помимо всего прочего, меры по достижению соглашений о свободной торговле и стратегическому партнёрству. Главная особенность PENX состояла в секторальном подходе в разработке планов экспорта с участием государственных структур и частных компаний. Также был сформулирован и стратегический план развития регионального экспорта (PERX), основной
целью которого объявлялось стремление к децентрализации экспортных поставок, а также к достижению региональной конкурентоспособности экспорта. Предусматривалась разработка мер по достижению наиболее выгодного сотрудничества с самыми перспективными странами-партнёрами. Основные усилия направили на достижение соглашений о свободной торговле с развитыми государствами [8; 28].
Правительство Толедо сфокусировалось на реализации «Соглашения о свободной торговле» (ССТ) с США, начав переговоры в 2004 г. Этому способствовало наличие Акта о торговых преференциях и борьбе с наркотиками в отношении Андского сообщества наций. Подготовка и подписание данного соглашения проходили на фоне новых президентских выборов, все участники которых позже выступили с его оценкой. Победивший в первом туре О. Ума-ла — кандидат от Перуанской Националистической Партии — посчитал документ направленным против суверенитета народа и призвал конгресс не ратифицировать его. Однако высшее руководство Перу и США оценило соглашение как справедливую историческую веху в отношениях двух стран [21; 27].
Помимо внутренних споров, подписание соглашения вызвало значительные внешнеполитические последствия: Венесуэла объявила о выходе из АСН в связи с подписанием Перу и Боливией ССТ с Соединёнными Штатами. Однако оставшиеся члены объединения заявили о намерении сохранить и укрепить позиции организации.
Следующий президент Перу — вновь избранный в 2006 г. Алан Гарсия Перес — столкнулся с негативными последствиями соглашения. Апристами было предложено ещё до его принятия увеличить компенсации местным фермерам, однако договор ратифицировали без этих решений. Правительство Гарсии объявило, что главными целями остаются устойчивое экономическое развитие, борьба с бедностью и создание рабочих мест. В итоге ССТ с США оценили как важный для всех перуанцев инструмент борьбы с бедностью [25; 26].
Одновременно с этим руководство республики пристально следило за внешнеэкономической активностью соседних стран, особое внимание обращая на Китай. В 2006 г. начались консультации по вопросам подготовки соглашения о свободной торговле, при этом отмечалось: Перу имеет схожую с КНР структуру торговли, что должно положительно сказаться на углублении экономического сотрудничества. Произошедшее увеличение товарооборота между странами, интерес перуанского правительства к привлечению инвестиций и достижениям Китая в технологической сфере стимулировали изучение опыта взаимодействия КНР и других стран региона, в частности Мексики и Чили [9].
Стороны стремились завершить работу над соглашением к саммиту АТЭС 2008 г. в Лиме, однако, несмотря на все усилия, было подписано только соглашение о стратегическом партнёрстве. Реальное подписание ССТ с Китаем состоялось на следующем саммите АТЭС — в Пекине в 2009 г. [23; 24].
Заключение ССТ обеспечило резкий рост товарооборота. По данным Центрального банка Перу, в 1998 г. на долю КНР приходилось лишь 2,5% всей перуанской торговли (десятое место по объёму), а в 2008 г. этот показатель стал 12,7% (второе место). Принятие соглашения о свободной торговле увеличило товарооборот почти на 50% за год. Если в 2002 г. объём перуанского импорта в торговле с Китаем составлял 260,49 млн долл. США, а экспорта —
599 млн долл., то в 2009 г. — уже 3,458 млрд и 4,098 млрд долл. соответственно, практически сравнявшись с показателями торговли Перу и США [3; 4; 5].
Тенденция к росту товарооборота сохранилась и после президентских выборов 2011 г., на которых победил левый кандидат Ольянта Умала. В 2012 г. КНР заняла лидирующее положение в сфере перуанской внешней торговли (17,5%), впервые обогнав США, в то же время лидировал Азиатский регион, занявший 30% данной сферы экономики. В итоге по показателям импорта и экспорта Республика Перу стала вторым импортёром КНР и третьим экспортёром среди государств Латинской Америки и Карибского бассейна [6; 7; 22].
В целом, второй этап формирования интеграционной политики, продолжающийся и по сей день, характеризуется следующим:
1. Несмотря на различную политическую ориентацию руководителей Перу, в стране проводится последовательная единая линия экономической политики.
2. Важным фактором являются либерализация внешней торговли и заключение соглашений о свободной торговле с ведущими партнёрами.
3. В немалой степени укреплению международных связей способствовала благоприятная международная обстановка.
На данном этапе перуанское правительство стремится к привлечению инвестиций в инфраструктурные проекты, чтобы ускорить модернизацию существующей и построение новой публичной инфраструктуры. Однако к 2012 г. не удалось решить основные проблемы, стоящие перед страной: высокий уровень бедности, рост наркобизнеса и неразвитость социальной и промышленной инфраструктур. Несмотря на позитивные экономические результаты, социальное расслоение до сих пор остаётся высоким, а уровень бедности, хотя и снизился, всё ещё достигает 25%. Также не удаётся снизить количество плантаций коки, используемых для производства наркотиков. Ввиду этого правительство сделало ставку на дополнительный приток иностранных инвестиций для решения внутренних проблем и укрепления экономического потенциала страны.
Таким образом, можно говорить, что достижения первого этапа заложили фундамент для получения реальных результатов на втором. Несмотря на различные взгляды руководителей на осуществление экономической политики государства, закрепление проводимых мероприятий на законодательном уровне позволило добиться существенных результатов. Так, правительству А. Фухимори, несмотря на пересмотр основ экономической политики и — главное — приватизацию предприятий государственного сектора, национализированных правительством Веласко Альварадо, благодаря проведению конституционной реформы и разработке законодательных мер поощрения инвестиций удалось осуществить приватизацию под контролем государства, всё же ограничив экспансию иностранного капитала в важнейшие сектора экономики. Последовавший рост инвестиций и увеличение товарооборота сделали возможным проведение более успешной социальной политики, направленной на помощь наименее обеспеченным слоям населения. Всё это привело к успешной интеграции Перу в Андское сообщество наций на первом этапе и к успешному взаимодействию со странами АТР в рамках АТЭС на втором.
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ:
1. Перу: социально-экономическое и политическое развитие (1968—1980) / отв. ред. Ю.А. Зубрицкий. М.: Наука, 1982. 297 с.
2. Янчук И.И. Коминтерн и АПРА. К истории становления идеологии и организационных форм революционного национализма в Латинской Америке. Документы и комментарии // Латиноамериканский исторический альманах. 2007. № 7. С. 157—169.
3. Central Reserve Bank of Peru. Annual Report 1998 // BCRP.GOB.PE: официальный сайт Центрального Резервного Банка Перу. URL: http://www.bcrp.gob.pe/ publications/annual-report/annual-report-1998.html (дата обращения: 15.03.2014).
4. Central Reserve Bank of Peru. Annual Report 2002 // BCRP.GOB.PE: официальный сайт Центрального Резервного Банка Перу. URL: http://www.bcrp.gob.pe/ publications/annual-report/annual-report-2002.html (дата обращения: 15.03.2014).
5. Central Reserve Bank of Peru. Annual Report 2009 // BCRP.GOB.PE: официальный сайт Центрального Резервного Банка Перу. URL: http://www.bcrp.gob.pe/ publications/annual-report/annual-report-2009.html (дата обращения: 15.03.2014).
6. Central Reserve Bank of Peru. Annual Report 2012 // BCRP.GOB.PE: официальный сайт Центрального Резервного Банка Перу. URL: http://www.bcrp.gob.pe/ publications/annual-report/annual-report-2012.html (дата обращения: 15.03.2014).
7. Foreign direct investment in Latin America and the Caribbean: report 2010 // CEPAL. ORG: официальный сайт Экономической комиссии ООН для Латинской Америки и Карибского бассейна. URL: http://www.cepal.org/en/publications/foreign-direct-investment-latin-america-and-caribbean-report-2010 (дата обращения: 15.06.2014).
8. Araoz M. Plan Estratégico Nacional Exportador = План развития национального экспорта // WWW.CAMARALIMA.ORG.PE: официальный сайт Торгово-промышленной палаты г. Лима. URL: http://200.37.9.27/CCLWeb/Publico/eventos/descargas/ MercedesAraoz-PlanNacionalExportacion.pdf (дата обращения: 10.11.2014).
9. China y Perú iniciarán conversaciones hacia el TLC = Китай и Перу начнут переговоры, на которых обсудят возможность подписания соглашения о свободной торговле // INFOLATAM.COM: новостной портал «Инфолатам». URL: http://www. infolatam.com/2007/03/20/china-y-peru-iniciaran-conversaciones-hacia-el-tlc/ (дата обращения: 20.05.2015).
10. Constitución Política del Perú de 1993 = Политическая конституция Перу 1993 г. // WWW.TC.GOB.PE: официальный сайт Конституционного Суда Перу. URL: http:// www.tc.gob.pe/constitucion.pdf (дата обращения: 12.03.2014).
11. Decreto Legislativo № 662 = Законодательный декрет № 662 // WWW.LEYES. CONGRESO.GOB.PE: электронный архив законодательных документов Перу. URL: http://www.leyes.congreso.gob.pe/Documentos/DecretosLegislativos/00662. pdf (дата обращения: 13.03.2014).
12. Decreto Legislativo № 674 = Законодательный декрет № 674 // WWW.LEYES. CONGRESO.GOB.PE: электронный архив законодательных документов Перу. URL: http://www.leyes.congreso.gob.pe/Documentos/DecretosLegislativos/00674. pdf (дата обращения: 13.03.2014).
13. Decreto Legislativo № 757 = Законодательный декрет № 757 // WWW.LEYES. CONGRESO.GOB.PE: электронный архив законодательных документов Перу. URL: http://www.leyes.congreso.gob.pe/Documentos/DecretosLegislativos/00757. pdf (дата обращения: 13.03.2014).
14. Decreto Legislativo № 758 = Законодательный декрет № 758 // WWW.LEYES. CONGRESO.GOB.PE: электронный архив законодательных документов Перу.
URL: http://www.leyes.congreso.gob.pe/Documentos/DecretosLegislativos/00758. pdf (дата обращения: 13.03.2014).
15. Decreto Ley № 17753 = Подзаконный акт № 17753 // JUSTIA.COM: сайт о законодательстве. URL: http://peru.justia.com/federales/decretos-leyes/17753-jul-24- 1969/gdoc/ (дата обращения: 28.04.2015).
16. Decreto Ley № 18225 = Подзаконный акт № 18225 // JUSTIA.COM: сайт о законодательстве. URL: http://peru.justia.com/federales/decretos-leyes/18225-apr-14-1970/gdoc/ (дата обращения: 28.04.2015).
17. Decreto Ley № 18807 = Подзаконный акт № 18807 // JUSTIA.COM: сайт о законодательстве. URL: http://peru.justia.com/federales/decretos-leyes/18807-mar- 18-1971/gdoc/ (дата обращения: 28.04.2015).
18. Decreto Ley № 19034 = Подзаконный акт № 19034 // JUSTIA.COM: сайт о законодательстве. URL: http://peru.justia.com/federales/decretos-leyes/19034-nov-16-1971/gdoc/ (дата обращения: 28.04.2015).
19. Decreto Ley № 20056 = Подзаконный акт № 20056 // JUSTIA.COM: сайт о законодательстве. URL: http://peru.justia.com/federales/decretos-leyes/20056-jun-12-1973/gdoc/ (дата обращения: 28.04.2015).
20. Decreto Supremo 162-92-EF = Верховный декрет 162-92-EF // SICE.OAS.ORG: информационная система по внешней торговле стран ОАГ. URL: http://www.sice.oas. org/investment/NatLeg/Per/Per16292.asp (дата обращения: 13.03.2014).
21. EEUU y Peru firman el TLC a pesar de la incertidumbre politica = США и Перу подписали соглашение о свободной торговле, несмотря на политическую неопределённость // INFOLATAM.COM: новостной портал «Инфолатам». URL: http:// www.infolatam.com/2006/04/13/eeuu-y-peru-firman-el-tlc-a-pesar-de-la-incertidumbre-politica/ (дата обращения: 28.04.2015).
22. La República Popular China y América Latina y el Caribe: hacia una relación estratégica = Китайская Народная республика и страны Латинской Америки и Карибского бассейна: на пути к стратегическому партнерству // WWW.CEPAL.ORG/ES: официальный сайт Экономической комиссии ООН для стран Латинской Америки и Карибского бассейна. URL: http://www.cepal.org/es/publicaciones/2956-la-republica-popular-china-y-america-latina-y-el-caribe-hacia-una-relacion (дата обращения: 15.06.2014).
23. Perú: China acelerará negociación del TLC para firmarlo en noviembre = Перу: Китай ускорит переговоры по соглашению о свободной торговле, чтобы подписать его в ноябре // INFOLATAM.COM: новостной портал «Инфолатам». URL: http:// www.infolatam.com/2008/06/02/peru-china-acelerara-negociacion-del-tlc-para-firmarlo-en-noviembre/ (дата обращения: 28.04.2015).
24. Perú/China: Asociación Estratégica sin TLC = Перу/Китай: стратегическое партнёрство без соглашения о свободной торговле // INFOLATAM.COM: новостной портал «Инфолатам». URL: http://www.infolatam.com/2008/11/20/peru-china-asociacion-estrategica-sin-tlc/ (дата обращения: 28.04.2015).
25. Perú: el TLC es clave contra la pobreza, dice Alan García = Перу: по словам Алана Гарсиа, соглашение «О свободной торговле» станет решением проблемы бедности // INFOLATAM.COM: Новостной портал «Инфолатам». URL: http://www. infolatam.com/2007/01/04/peru-el-tlc-es-clave-contra-la-pobreza-dice-alan-garcia (дата обращения: 28.04.2015).
26. Perú: García promete una major redistribución de la riqueza = Перу: Гарсия обещает улучшить систему распределения богатства // INFOLATAM.COM: новостной портал «Инфолатам». URL: http://www.infolatam.com/2008/07/28/ peru-garcia-promete-una-mejor-redistribucion-de-la-riqueza (дата обращения: 28.04.2015).
27. Perú ve complicado el debate del TLC en el Congreso de EEUU = Перу считает, что дебаты на Конгрессе США о соглашении о свободной торговле осложнились // INFOLATAM.COM: новостной портал «Инфолатам». URL: http://www.infolatam. com/2006/06/08/peru-ve-complicado-el-debate-del-tlc-en-el-congreso-de-eeuu (дата обращения: 28.04.2015).
28. Plan Estratégico Nacional Exportador — PENX = План развития национального экспорта — PENX // MINCETUR.GOB.PE: официальный сайт Министерства внешней торговли и туризма Перу. URL: http://www.mincetur.gob.pe/comercio/OTROS/ penx/index.htm (дата обращения: 20.06.2014).
REFERENCES:
1. Peru: social'no-jekonomicheskoe i politicheskoe razvitie (1968—1980) [Peru: social, economic and political development (1968—1980)]. Moscow, Nauka Publ., 1982, 297 p. (In Russ.)
2. Yanchuk I.I. Kominterni APRA. K istorii stanovlenija ideologii i organizacionnyh form revoljucionnogo nacionalizma v Latinskoj Amerike. Dokumenty i kommentarii [Communist International and American People's Revolutionary Alliance. On history of development of ideology and organization forms of revolutionary nationalism in Latin America. Documents and comments]. Latinoamericanskiy istoricheskiy al'manah, 2007, no. 7, pp. 159—167. (In Russ.)
3. Central Reserve Bank of Peru. Annual Report 1998. Available at: http://www.bcrp. gob.pe/publications/annual-report/annual-report-1998.html (accessed 15.03.2014). (In Eng.)
4. Central Reserve Bank of Peru. Annual Report 2002. Available at: http://www.bcrp. gob.pe/publications/annual-report/annual-report-2002.html (accessed 15.03.2014). (In Eng.)
5. Central Reserve Bank of Peru. Annual Report 2009. Available at: http://www.bcrp. gob.pe/publications/annual-report/annual-report-2009.html (accessed 15.03.2014). (In Eng.)
6. Central Reserve Bank of Peru. Annual Report 2012. Available at: http://www.bcrp. gob.pe/publications/annual-report/annual-report-2012.html (accessed 15.03.2014). (In Eng.)
7. Foreign direct investment in Latin America and the Caribbean: report 2010. Available at: http://www.cepal.org/en/publications/foreign-direct-investment-latin-amer-ica-and-caribbean-report-2010 (accessed 15.06.2014). (In Eng.)
8. Araoz M. Plan hestratejko nasional" heksportador [National export development plan]. Available at: http://200.379.27/CCLWeb/Publico/eventos/descargas/Mer-cedesAraoz-PlanNacionalExportacion.pdf (accessed 10.05.2015). (In Esp.)
9. China i Peru inisiaran konversasiones asija jel' TLC [China and Peru to begin negotiations on possible signing the Free Trade Agreement]. Available at: http://www.in-folatam.com/2007/03/20/china-y-peru-iniciaran-conversaciones-hacia-el-tlc/ (accessed 28.04.2015). (In Esp.)
10. Konstitusion Politika del' Peru de 1993 [Political constitution of Peru, 1993]. Available at: http://www.tc.gob.pe/constitucion.pdf (accessed 12.03.2014). (In Esp.)
11. Dekreto Lehislativo № 662 [Legislative decree № 662]. Available at: http://www. leyes.congreso.gob.pe/Documentos/DecretosLegislativos/00662.pdf (accessed 13.03.2014). (In Esp.)
12. Dekreto Lehislativo № 674 [Legislative decree № 674]. Available at: http://www. leyes.congreso.gob.pe/Documentos/DecretosLegislativos/00674.pdf (accessed 13.03.2014). (In Esp.)
13. Dekreto Lehislativo № 757 [Legislative decree № 757]. Available at: http://www. leyes.congreso.gob.pe/Documentos/DecretosLegislativos/00757.pdf (accessed 13.03.2014). (In Esp.)
14. Dekreto Lehislativo № 758 [Legislative decree № 758]. Available at: http://www. leyes.congreso.gob.pe/Documentos/DecretosLegislativos/00758.pdf (accessed 13.03.2014). (In Esp.)
15. Dekreto Lej № 17753 [By-law № 17753]. Available at: http://peru.justia.com/federa-les/decretos-leyes/17753-jul-24-1969/gdoc/ (accessed 28.04.2015). (In Esp.)
16. Dekreto Lej № 18225 [By-law № 18225]. Available at: http://peru.justia.com/federa-les/decretos-leyes/18225-apr-14- 1970/gdoc/ (accessed 28.04.2015). (In Esp.)
17. Dekreto Lej № 18807 [By-law № 18807]. Available at: http://peru.justia.com/federa-les/decretos-leyes/18807-mar- 18-1971/gdoc/ (accessed 28.04.2015). (In Esp.)
18. Dekreto Lej № 19034 [By-law № 19034]. Available at: http://peru.justia.com/federa-les/decretos-leyes/19034-nov- 16-1971/gdoc/ (accessed 28.04.2015). (In Esp.)
19. Dekreto Lej № 20056 [By-law № 20056]. Available at: http://peru.justia.com/federa-les/decretos-leyes/20056-jun- 12-1973/gdoc/ (accessed 28.04.2015). (In Esp.)
20. Dekreto Supremo 162-92-EF [Supreme decree 162-92-EF]. Available at: http:// www.sice.oas.org/investment/NatLeg/Per/Per16292.asp (accessed 13.03.2014). (In Esp.)
21. EEUU i Peru firman jel' TLC a pesar de la insertidumbre politika [USA and Peru signed the Free Trade Agreement in spite of political uncertainty]. Available at: http:// www.infolatam.com/2006/04/13/eeuu-y-peru-firman-el-tlc-a-pesar-de-la-incerti-dumbre-politica/ (accessed 28.04.2015). (In Esp.)
22. La Republika Popular China i Amerika Latina i jel' Karibe: asija una relasion jes-tratehika [People's Republic of China and Latin American and Caribbean countries: on the way towards strategic partnership]. Available at: http://www.cepal.org/es/ publicaciones/2956-la-republica-popular-china-y-america-latina-y-el-caribe-hacia-una-relacion (accessed 15.06.2014). (In Esp.)
23. Peru: China aselerara negosiasion del' TLC para firmarlo jen nov'embre [Peru: China to accelerate negotiations on the Free Trade Agreement so as to sign in it November]. Available at: http://www.infolatam.com/2008/06/02/peru-china-acelerara-negociacion-del-tlc-para-firmarlo-en-noviembre/ (accessed 28.04.2015). (In Esp.)
24. Peru/China: Asosiasion Jestratehika sin TLC [Peru/China: strategic partnership without the Free Trade Agreement]. Available at: http://www.infolatam.com/2008/11/20/ peru-china-asociacion-estrategica-sin-tlc/ (accessed 28.04.2015). (In Esp.)
25. Peru: jel' TLC jes klave kontra la pobresa, dise Alan Garsia (Garsija) [Peru: according to Alan García, the Free Trade Agreement will be a solution to the poverty problem]. Available at: http://www.infolatam.com/2007/01/04/peru-el-tlc-es-clave-contra-la-pobreza-dice-alan-garcia/ (accessed 28.04.2015). (In Esp.)
26. Peru: Garsia (Garsija) promote una mahor redistribusion de la rikesa [Peru: García promises to improve the wealth distribution system]. Available at: http://www.info-latam.com/2008/07/28/peru-garcia-promete-una-mejor-redistribucion-de-la-rique-za/ (accessed 28.04.2015). (In Esp.)
27. Peru ve komplikado jel' debate del' TLC jen jel' Kongreso de EEUU [Peru believes that debates on the FREE TRADE AGREEMENT in the US Congress got complicated]. Available at: http://www.infolatam.com/2006/06/08/peru-ve-complicado-el-debate-del-tlc-en-el-congreso-de-eeuu/ (accessed 28.04.2015). (In Esp.)
28. Plan Jestratehiko Nasional' Jeksportador — PENX [National export development plan — PENX]. Available at: http://www.mincetur.gob.pe/comercio/OTROS/penx/index. htm (accessed 20.06.2014). (In Esp.)