ХАСАНОВА С.С.
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК РЕЗУЛЬТАТ ЭВОЛЮЦИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Система традиций, моральных и этических норм экономического поведения является продуктом эволюции человеческой цивилизации, на протяжении эволюции которой, каждому этапу ее развития соответствовали определенные нормы поведения. Моральные и этические нормы претерпевают изменения по мере эволюции этапов общественно - экономического развития. Эволюция традиций и нравственных правил играет важнейшую роль в определении норм поведения людей (например, племенной дух, коллективизм, противопоставление индивида группе и т.п.). Для того чтобы проследить этот момент, проведем небольшое эссе по экономической теории, прибегнув к помощи таблицы.
Таблица 1
Особенности экономического поведения в различных социально-экономических формациях
№ Социально-экономическая формация Особенности экономического поведения
1. Первобытнообщинный строй Коллективизм, подчинение вождю племени, внутриплеменное распределение прав и обязанностей. Развитие внутриплеменного и межплеменного обмена, который носил, как правило, коллективный характер. Индивидуального обмена не существует. Четкое соблюдение обычаев и общинность являются важнейшими элементами выживания.
2. Рабовладельческий строй Жестокая эксплуатация рабского труда. Полное равнодушие рабов к собственной выработке; отсутствие бережливости и уважения к собственности хозяев; никаких признаков альтруизма. Проявление рабами солидарности между собой.
3. Феодальный строй Жестокая эксплуатация формально свободных крестьян, в реальности находящихся в кабале феодала. Бескорыстие и альтруизм отсутствуют. Но, так как существует единоличная собственность крестьян и ремесленников на орудия труда и продукты частного хозяйства, основанного на личном труде, то существует заинтересованность непосредственного производителя в повышении производительности труда, бережливость и уважительное отношение к собственности, к орудию и продуктам труда. Проявление оппортунизма в виде порчи монеты и не добросовестного выполнения землевладельцами своих обязательств по договорам.
4. Капитализм Заметный прогресс в области образования, способствующий формированию благоприобретенных норм поведения (бережливость и честность). Сотрудничество здесь осуществляется группами интересов для свержения власти эксплуататоров.
5. Социализм Сильно развиты: патриотизм, альтруизм, отождествление себя с общественными и государственными целями, честность, добропорядочность, уважение к государственной и частной собственности, бережливость, ответственность. Везде на местах работы людей практикуется коллективное сотрудничество.
6. Переходная экономика Превалирует оппортунистическое поведение. Для его предотвращения при заключении сделок оговариваются все стороны договора и фиксируются в контракте. Альтруизм и сотрудничество как нормы поведения встречаются, но реже.
7. Традиционная экономика Основывается на общепринятых культурных и религиозных нормах. В такой системе крайне редки случаи оппортунизма, так как традиции, обычаи и религия учат честности, добропорядочности и жизни без обмана и лукавств.
Значит, при переходе от племенного и кочевого образа жизни к оседлому, с развитием углубляющегося разделения труда, появлением торговли возникает закрепление прав собственности за конкретными индивидами. Нравственные правила поведения претерпевают
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №2 Часть 2
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №2 Часть 2
изменения: к врожденным правилам морали, основанным на инстинктах (солидарность, альтруизм, групповое принятие решений), прибавляются благоприобретенные [2]. Хайек по этому поводу писал: «...Существуют благоприобретенные правила (бережливость, уважение к собственности, честность и т. д.), создавшие и поддерживающие расширенный порядок... Расширенный порядок зависит от этой морали, он и возник благодаря тому факту, что группы, следовавшие ее основным правилам, опережали другие по увеличению численности и богатства» [8, с. 123]. Современная цивилизация, основанная на экономическом и социальном обмене между людьми, правовых нормах, облегчающих обмен, является результатом эволюции таких «благоприобретенных» правил поведения. Эволюция традиций и нравственных правил занимает важнейшую роль в определении норм поведения людей.
Благодаря подобным традициям и нормам человеческого поведения, формировались цивилизации, отрицающие важность обмена, торговли, института частной собственности и индивидуализма в целом. Такие общества, по выражению Карла Поппера, являются «закрытыми» [4]. История дает немало примеров «закрытых» обществ или тоталитарных государств, основывающих свои экономические и социальные системы не на рыночном механизме и свободе, а на принуждении и следовании высшим целям и планам, которые ведомы только тирану, диктатору, вождю или какому-то другому верховному органу власти [2].
Таким образом, величина трансакционных издержек зависит не только от правовых норм, правил заключения сделок и прав собственности, но и от традиций и этических норм и поведения участников обмена. И необходимо учитывать и то обстоятельство, что даже в государствах с самой налаженной системой обеспечения правовых норм контроль со стороны права не сможет сдерживать трансакционные издержки на низком уровне, если в данном государстве для общества не существует моральных правил уважения прав собственности, честности и добросовестности в соблюдении контрактов, и пока населению не привьются новые этические правила, ситуация не изменится в сторону понижения издержек рыночных трансакций. Это четко прослеживается в условиях переходной экономики. При трансформационных процессах отношения между субъектами формирующегося рынка развиваются быстрее, чем создаются присущие рыночному порядку традиционные нормы поведения. Поэтому трансакционные издержки, даже при создании идеальной правовой системы, будут оставаться довольно высокими еще сравнительно длительное время, пока не привьются населению новые этические правила, характерные расширенному порядку.
Такой расклад в области рыночных трансакций характерен для экономик рыночного типа с социально-ориентируемым направлением. Что же происходит с трансакционными издержками в условиях централизованного планирования? На первый взгляд, в условиях командно-административного планирования рыночных трансакций не существует вообще, так как нет механизма рыночного обмена. Но на самом деле все намного сложнее, чем казалось бы на первый взгляд. В эпоху, когда дефицит наступал на бытовой покой в домах людей, у них ничего не оставалось, кроме как идти на крайние меры - меры, которые вылились в теневой рынок. На теневой рынок была вовлечена большая часть населения, так как дефицит затрагивал всех членов общества. И так как обмен происходил вне закона, на теневом рынке трансакционные издержки были очень высокими. Естественно, что у людей, тесно связанных с теневым рынком под воздействием обстоятельств формировались своеобразные идеологические нормы, регулирующие их поведение и позволяющие достигнуть успеха. «Эти нормы экономического поведения основывались на правовом нигилизме, поскольку в условиях реального социализма производство или торговля вне рамок государственных учреждений были вне закона» [6]. Но что происходит с трансакционными издержками после перехода экономики на рыночный путь развития? Как известно, «черный» рынок легализовался. А трансакционные издержки остаются на достаточно высоком уровне, в чем же причина? Дело в том, что в новых условиях агенты «черного» рынка не могут сразу адаптироваться к новым условиям в сторону изменения правил поведения, к которым они привыкли, и продолжают нарушать правовые нормы регулирования экономической деятельности. Подобное поведение является оппортунистическим и, следовательно, резко повышающим издержки функционирования хозяйственной системы.
Институты этики не являются продуктом целенаправленной деятельности индивида или группы индивидов. Они формируются в результате культурного эволюционного отбора. Индивиды, принимая решения в процессе хозяйственной деятельности, учитывают те ограничения, которые обусловливаются устоявшимися и принятыми как традиционные матрицами поведения. Игнорируя доминирующие в обществе этические нормы, индивиду трудно рассчитывать на успех своего дела [2]. Проиллюстрируем вышесказанное в виде таблицы.
Таблица 2
Смена формаций и культурный эволюционный отбор
Нормы поведения
№ п/п Общественно- политический строй Структура общества м и ■0 л Оппортунизм Коллективизация (сотрудничество) бережливость
1 2 3 4 5 6 7
1 Первобытный строй Вождь -племя + + +
2 Рабовладельческий строй Рабовладелец - раб. Права у рабовладельцев, а у раба только обязанности, полное подчинение хозяину. Общество имеет двухслоевую стратификацию: рабы - граждане. + + -
3 Феодализм Стратификация трехслоевая: духовенство, дворянство и податные сословия: купцы, ремесленники, крестьяне. Появляются первые школы, т.е. обучение постепенно занимает свое место в формировании личностей + + +
4 Капитализм Капиталисты и наемные работники. Основывается на частной собственности на средства производства и эксплуатации наемного труда капиталом. + + + +
5 Социализм Диктатура-рабочий класс, кооперированное крестьянство и интеллигенция. +++ + + + + +++
6 Переходная экон. Рыночные отношения. + ++ + +
7 Традиционная экономика Один человек управляет государством, следование традициям и обычаям в данном обществе укрепляет его положение. Общество основывается на традициях и обычаях. + + + + + ++
Обозначения: (-) - полное отсутствие данного аспекта поведения в данной экономической системе; (+) - слабое проявление данного аспекта поведения; (++) - более заметно проявление данного аспекта поведения; (+++) - сильное проявление.
Значит, в ходе нашего путешествия по истории экономики, выявляется процесс культурной эволюции. Человек является продуктом человеческой цивилизации и модель поведения, которую он выберет, является прямым результатом, полученным в посредстве давления идеологической компоненты, проводимой в том или ином сообществе, регионе. Т.е. человек, его взгляды, вкусы, поведение и образование беспрерывно меняются в зависимости от норм, принятых в том времени и месте, в котором находится данный индивид. Существующие моральные - этические нормы, принятые на данный момент в данном обществе кодексы поведения влияют на человека на подсознательном уровне, направляя человеческое поведение в сторону культурного подъема. Обладая различными способами восприятия (менталитетом) экономических явлений, индивиды в схожих экономических ситуациях принимают различные решения. «Мысленные конструкции игроков, заданные сложностью окружающего мира, ограниченной информационной обратной связью с результатами деятельности, унаследованными культурными традициями, определяют их восприятие» [2].
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №2 Часть 2
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №2 Часть 2
Уровень культуры в данном обществе оказывает серьезное воздействие на принятие той или иной поведенческой модели человеком. Культура - это сфера духовной жизни людей, включающая в себя моральные нормы, «человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственного и эстетического развития, мировоззрение, способы и формы общения людей). Иначе ее можно трактовать как «передачу, путем обучения и имитации, от одного поколения к другому знаний, ценностей и других факторов, влияющих на поведение» [9]. В основе развития материальной и духовной культуры, находящихся в органическом единстве, лежит развитие материального производства. Каждая общественно - экономическая формация характеризуется определенным типом культуры, который меняется с переходом от одной формации к другой, при этом наследуется все ценное в культуре прошлого» [5]. Среди географических факторов, подтверждающих вышесказанное, можно выделить принадлежность к той или иной национальности. «Так, по мнению Книса, для англичан характерны: расчетливый эгоизм, национальная гордость, чувство сословной принадлежности, мужество, необходимое для самоуправления. Французам присуще стремление к равенству, наслаждениям и новшествам, хороший вкус. Немцы отличаются обдуманностью действий, прилежанием, гуманизмом и чувством справедливости. Находится, что сказать и об итальянцах, голландцах, испанцах. Что же касается исторических факторов, то под ними понимается одновременно накопленная сумма средств производства и уровень культуры в обществе» [1]. Здесь же можно заметить, что для чеченцев характерны твердость, упорство, оптимизм, уважение к старшим, следование своему слову. Такой расклад можно обрастить немного внешним обликом, который благодаря вышеперечисленным чертам предполагает, что чеченцы верны своему слову, а привитое чувство уважения к старшим и лицам той же национальности приносит плоды в виде неэгоистического поведения, уступок, что значительно снижает трансакционные издержки и облегчает сам процесс экономического взаимодействия.
В довершении не мешает показать процесс эволюции религии, так как она оказывает определенное воздействие на поведение индивидов. Религия в первобытных обществах является жизнеопределяющим видом деятельности. Она была, как известно, той «материнской» формой духовной деятельности, в лоне которой развивались искусство, наука, экономика и политика. Доминируя на первобытной стадии социальной эволюции (так называемый «первобытный синкретизм»), религия переходит в цивилизационную макростадию, хотя здесь уже развивались качественно отличные от нее формы рациональной духовной деятельности. Последние в принципе не могут не только возникнуть, но и развиться в свое «самостное» качество без веры (т.е. собственно религии) [7]. В первобытном, рабовладельческом и феодальном обществе религия превалировала над экономикой, политикой, наукой и искусством. А начиная с капитализма, религиозные институты отстраняются от государственного управления и от управления различными видами духовной деятельности. Уместно будет заметить, что часто упоминаемая в научной литературе «восточная специфика», характерная для ряда стран догоняющего типа развития, в большинстве случаев связана с тем, что в этих странах религиозные институты так и не «отдали» в «нужный» исторический момент своей власти над институтами рациональной духовной деятельности. Естественно, что говоря об «отстранении» религиозных институтов, следует иметь в виду лишь изъятие у них «ведущих» функций, освобождение гражданского общества и государства от тотального контроля со стороны религии (современная политология называет претензию на такой контроль «фундаментализмом»). Конечно, и речи быть не может об уничтожении религии; она лишь видоизменяется, сохраняя свои социальные психорегулятивные функции [7, гл. 2]. В СССР и других социалистических странах пропаганда атеизма (безбожие, отрицание существования Бога и связанное с этим отрицание религии) является составной частью коммунистического воспитания трудящихся [5].
Таким образом, на экономическое поведение индивида воздействуют особенности социально-экономического строя и политического аппарата. А его религиозный, морально-этический багаж находится в прямой зависимости от идеологии, проводимой в данном государстве.
ЛИТЕРАТУРА
1. Автономов В.С.: Человек в зеркале экономической теории (Очерк истории западной экономической мысли).
2. Вольчик В.В. Курс лекций по институциональной экономике. Р- н/Д: Изд-во Рост. Ун-та, 2000 - с. 90.
3. Норт Д. Институциональные изменения: рамки анализа // Вопросы экономики. 1997. № 3. с. 16.
4. Поппер, Карл. Открытое общество и его враги. М., 1992.
5. Прохоров А.М. Советский энциклопедический словарь. 2-е изд. М., 1983.
6. Уильямсон О.И.: Поведенческие предпосылки современного экономического анализа// THESIS. Т. 1. Вып. 3. 1993.
7. Фигатнер Ю.Ю., Перепелкин Л.С. Эволюция макроинститутов государства и гражданского общества: методология и теория социальной эволюции. М., 1996.
8. Хайек Ф.А. Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма. М., 92, стр. 123.
9. Эндельгарт М.А. Прогресс как эволюция жестокости. СПб.,1989.
10. Onyeiwu S., Jones R./ Журнал Социо-экономики 32 (2003) 233 - 248.
КОРОЛЮК Е.В.
ИНСТИТУТЫ КАК ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО РЫНКА
Опыт реформирования экономики в ХХ веке (в том числе и опыт российских рыночных преобразований) наглядно продемонстрировал, что любое игнорирование роли институциональных изменений или несовместимость последних со структурными и организационными мерами по перестройке экономических процессов изначально обрекают реформы на неудачу [2, с. 7].
Новая институциональная теория не только уточнила и сузила базовое понятие института, но и структурировала его. В частности, О. Иншаков и Д. Фролов выделяют понятие институции. На наш взгляд, речь идет не о терминологических тонкостях, а о самом существе проблемы - о методологии исследования [2, с.15]. Институции фиксируют общественные формы типизации функций хозяйственных субъектов. Такие формы определяют статусы и конкретные роли субъектов в системе общественного производства и образуют функциональную структуру общества.
Институциям О. Иншаков и Д. Фролов противопоставляют организации - социальные формы, структуры, возникающие между экономическими субъектами на основе их связей в процессе производства. Организации в отличие от институции формируют элементную структуру общества. При этом институции и организации четко связаны друг с другом - каждая организация обеспечивает соответствующую ей институцию.
По существу, институция фиксирует повторяющиеся, типичные, то есть воспроизводимые в принципе действия. Как социальная форма институция есть функциональное отношение или отношение функций людей в процессе воспроизводства их жизни. Такая общая форма конкретна по своему смыслу; она способствует пониманию связи и сцепления постоянно воспроизводимых и общественно значимых действий. Другими словами, институция определяет образ жизни и дает возможность сопоставления, сравнения собственного действия с действием другого субъекта.
Вводя человека в статус исполнителя особого социально значимого типа действия, институция обусловливает его принадлежность к некоторой общности, участники которой равны по своим функциональным свойствам. Институция и организация как две противоположные стороны соединяются (синтезируются) в форме института. Последний обеспечивает связи между однородными по своим функциональным свойствам субъектам и тем самым гарантирует воспроизводство институции как некоторой целостной системы социально признанной и необходимой деятельности. Таким образом, институт выступает как функциональная организация, обеспечивающая осуществление конкретной системы однородных институций [2, с. 527, 530].
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №2 Часть 2