УДК 338.001.36(470.2+57) © Т.П. Кожина © А.А. Шабунова © В.Р. Шухатович
Экономическое положение и социальное самочувствие населения регионов Северо-Западного федерального округа РФ
и Республики Беларусь*
В статье представлены данные исследования экономического положения и социального самочувствия населения регионов СЗФО и Республики Беларусь, проведённого ИСЭРТ РАН и Институтом социологии НАН РБ в 2009 г. Проводится сравнительный анализ отношения населения к политической ситуации и экономическому положению страны и регионов, оценки актуальных общественных проблем, отражения последствий финансово-экономического кризиса на благосостоянии семей, уровня протестных настроений. Россия, Беларусь, регионы, социальное самочувствие, экономическое положение населения, актуальные общественные проблемы, последствия финансово-экономического кризиса для населения.
Россия, Беларусь, регионы, социальное самочувствие, экономическое положение населения, актуальные общественные проблемы, последствия финансово-экономического кризиса для населения.
Татьяна Павловна КОЖИНА
младший научный сотрудник Института социально-экономического
развития территорий РАН
Александра Анатольевна ШАБУНОВА
кандидат экономических наук, доцент, зав. отделом ИСЭРТ РАН [email protected]
Виолетта Руслановна ШУХАТОВИЧ
кандидат социологических наук, старший научный сотрудник Института социологии НАН Беларуси Violetta [email protected]
Народы России и Беларуси связаны многовековой общей историей. В составе единого государства они находились как в Российской империи, так и в СССР После распада Советского Союза в конце 1991 г. были образованы независимые государства
Российская Федерация и Республика Беларусь. Спустя 5 лет в целях объединения гуманитарного, экономического и военного пространства было организовано Сообщество Белоруссии и России. Тесная интеграция в политической, экономической и
* Работа выполнена по гранту №09-03-00857а /Б «Мониторинг экономического положения и социального самочувствия регионов Северо-Западного округа и Беларуси».
социальной сферах в дальнейшем (2000 г.) привела к образованию Союзного государства России и Белоруссии — конфедеративного союза Российской Федерации и Республики Беларусь с поэтапно организуемым единым политическим, экономическим, военным, таможенным, валютным, юридическим, гуманитарным, культурным пространством.
Важную роль в развитии торгово-экономических отношений Беларуси и России играет сотрудничество на региональном уровне, которое постоянно развивается. Если в 1990-е гг. Республика Беларусь имела устойчивые экономические связи только с несколькими регионами России (Москва, Краснодарский край, Московская, Тюменская и Волгоградская области), то в первое десятилетие XXI века соглашения и протоколы в торгово-экономической сфере, в области науки, образования и культуры были подписаны с 80 российскими регионами, в том числе со всеми регионами Северо-Западного федерального округа.
Постсоветский период развития государств характеризуется определёнными различиями. Так, по оценкам экспертов, в отличие от России, Беларусь не проводила масштабной приватизации, но государственные предприятия там постепенно коммерциализировались. Белорусские власти сделали акцент на сохранении контроля над крупным бизнесом и патернализме в отношении населения, в результате чего, с одной стороны, не было создано по-настоящему эффективной экономики, с другой — население не испытало «шоковой терапии» в той степени, как это было в России. Повышенное внимание к вопросам социальной защиты населения в Беларуси в значительной мере было обусловлено необходимостью преодоления последствий аварии на Чернобыльской АЭС, произошедшей в мае 1986 года. Беларусь стремится поддерживать многие хозяйственные
связи с российскими предприятиями, располагая в то же время экономической самостоятельностью, собственной системой налогов. Ей удалось сохранить значительный промышленный экспорт в Россию на протяжении всего переходного периода. Во многом за счёт дешёвого российского сырья Беларусь могла себе позволить не идти на риски, связанные с развитием, сохраняя как социальную, так и экономическую стабильность. В Беларуси даже не было экономического спада 1998 — 1999 гг., а после 2000 г. начался непрерывный подъем, замедлившийся только в связи с мировым экономическим кризисом. В России социально-политические реалии 1990-х гг., а также последствия мирового финансово-экономического кризиса имели более ярко выраженные социальные последствия [4].
Северо-Западный регион РФ находится в территориальной близости с Республикой Беларусь (Псковская область имеет с ней общую границу протяжённостью 305 км), что обусловило традиции их тесного сотрудничества в социально-экономической и культурной сферах. Основанием для такого взаимодействия служат и общее прошлое, сходство социально-культурных традиций, в том числе и языковая общность. Наконец, сохраняются и родственные, и дружеские связи населения.
В свете особенностей постсоветского развития представляется интересным и полезным исследование влияния современных социально-экономических и политических процессов, происходящих в разных странах, на материальное благополучие, уровень и качество жизни, социальное настроение людей. Такую информацию можно получить путём социологических измерений.
Исследуя динамику социального восприятия населением социально-экономических и политических процессов, Институт социально-экономического
Рисунок 1 (1 - 2). Насколько Вы сегодня удовлетворены положением дел..? (в % от числа опрошенных)
50 1 40 -30 -20 -10 -
0
16,9
27,9
1. В стране
45,6 45,6
36,6
21,4
Полностью, в основном Удовлетворен частично Полностью, в основном удовлетворен не удовлетворен
□ СЗФО
□ Беларусь
0,9
5,1
І I
Нет ответа
2. В регионе
50 1
40 -30 -20 -10 -
0
41,5
44,1
42,5
23,4
15,3
п
25,6
0,7
6,9
ш
Полностью, в основном Удовлетворен частично Полностью, в основном удовлетворен не удовлетворен
□ СЗФО
□ Беларусь
Нет ответа
развития территорий РАН с 2005 г. проводит опросы населения в 10 регионах Северо-Западного федерального округа России. В апреле — мае 2009 г. исследование было проведено параллельно с Республикой Беларусь по сходной методике благодаря сотрудничеству с Институтом социологии Национальной академии наук Беларуси1 и поддержке РГНФ.
В 2009 году население Республики Беларусь составляло 9671,9 тыс. человек, СЗФО — 13462,3 тыс. человек. В состав
1 Было опрошено 5100 человек в 9 регионах СЗФО (по 500 человек в каждом) и 1500 человек в Вологодской области. В Белоруссии — 2068 человек. Репрезентативность выборки обеспечивается соблюдением пропорций между городским и сельским населением; пропорций между жителями населённых пунктов различных типов (сельские населённые пункты, малые и средние города); половозрастной структуры взрослого населения.
Метод опроса — анкетирование по месту жительства респондентов. Ошибка выборки не превышает 3%.
СЗФО входят 10 регионов, в состав Беларуси — 7 (рис. 1). Наиболее многочисленные города — Санкт-Петербург (4581,8 тыс. человек) и Минск (1829,1 тыс. человек) [1].
Оценивая своё отношение к положению дел в стране, население двух стран чаще всего выбирает нейтральную позицию — «удовлетворён частично» (по 46%; рис. 1). Вместе с тем для СЗФО более характерны негативные суждения (37% против 21%), а для Белоруссии — позитивные (соответственно 28 и 17%). Ситуация в регионе проживания оценивается несколько более критично: доля негативных суждений достигает в СЗФО 43%, в Белоруссии 26%.
Степень удовлетворённости положением дел связана с восприятием тех вызовов, с которыми приходится сталкиваться жителям обеих стран в постсоветский период.
Определился ряд наиболее острых и актуальных для них проблем современной жизни (т. е. они вошли в первую десятку проблем для той и другой стороны; табл. 1). Это инфляция, низкий уровень жизни, безработица, низкая доступность жилья, резкое расслоение населения по доходам, рост алкоголизма, коррупция. В то же время наблюдаются определённые различия в степени значимости этих проблем для населения обеих стран. Так, согласно полученным данным, в Беларуси первостепенной проблемой выступает алкоголизация населения (62%), отодвинув, хотя и немного, инфляцию (61%).
Основные личные проблемы населения обеих стран во многом являются сходными. На первом месте стоит инфляция, которая, тем не менее, значительно острее воспринимается жителями Северо-Запада России (55%), чем Белоруссии (39%). Примерно каждого третьего-четвёртого беспокоят низкий уровень жизни, низкая
доступность жилья. Более четверти населения СЗФО и каждый пятый в Белоруссии отмечает низкое качество здравоохранения.
В целом жителями Беларуси актуальность проблем на государственном уровне оценивается выше, чем актуальность проблем на личном уровне, в то время как жителями регионов Северо-Запада России выше оценивается актуальность проблем на личном уровне, на уровне семьи.
В свете факторов социального расслоения, которое ощущают как актуальную проблему современной жизни 23% жителей СЗФО и 40% населения Беларуси, важно проследить, с каким социальным слоем по совокупности позиций (доход, профессия, уважение окружающих, образ жизни) они ассоциируют себя в месте своего проживания и в стране в целом. Выяснилось, что свою принадлежность к слоям выше среднего ощущают примерно равные категории населения двух стран: 7 — 9% в своём
Таблица 1. Наиболее острые проблемы современной жизни (в % от числа опрошенных)
Проблема СЗФО Беларусь
На уровне страны
Инфляция (постоянный рост цен) 54,7 (1) 61,0 (2)
Низкий уровень жизни 47,5 (2) 48,4 (3)
Безработица 43,3 (3) 40,5 (6)
Развал экономики, остановка предприятий 28,0 (4) 27,7 (12)
Низкая доступность жилья 27,2 (5) 41,9 (4)
Социальная незащищенность граждан 24,2 (6) 31,1 (11)
Резкое расслоение населения по доходам 23,3 (7) 40,0 (7)
Рост алкоголизма 22,4 (8) 62,3 (1)
Высокий уровень преступности 22,2 (9) 27,4 (14)
Коррупция, взяточничество 21,1 (10) 37,9 (10)
На личном и семейном уровне
Инфляция (постоянный рост цен) 55,3 (1) 38,6 (1)
Низкий уровень жизни 34,8 (2) 30,1 (2)
Низкая доступность жилья 33,6 (3) 23,5 (3)
Низкое качество здравоохранения 29,1 (4) 20,7 (4)
Безработица 26,1 (5) 9,5 (10)
Социальная незащищенность граждан 23,3 (6) 14,6 (5)
Плохая экология 21,5 (7) 12,8 (6)
Развал экономики, остановка предприятий 13,9 (8) 5,8 (14)
Резкое расслоение населения по доходам 12,4 (9) 10,8 (7)
Задержки денежных выплат 11,4 (10) 10,0 (9)
Таблица 2. К какому социальному слою Вы себя относите? (в % от числа опрошенных)
Социальный слой СЗФО Беларусь
В городе (селе) В стране В городе (селе) В стране
Верхний слой 1,8 7,9 1,2 4,6 1,3 6,7 0,8 3,7
Слой выше среднего 6,1 3,4 5,4 2,9
Средний слой 46,1 31,8 57,4 44,7
Слой ниже среднего 24,9 33,7 30,5 46,4 18,8 23,7 24,4 32,8
Нижний слой 8,8 15,9 4,9 8,4
Затрудняюсь ответить 12,3 17,2 12,2 18,8
городе (селе) и 4 — 5% в стране (табл. 2). В то же время, несмотря на менее острое ощущение социального расслоения как государственной проблемы, жители СЗФО чаще, чем белорусы, указывают на свою принадлежность к слоям ниже среднего (34% против 24% в своём населённом пункте и 46% против 33% в своей стране). В том числе обращает на себя внимание значительно превосходящая доля представителей нижнего слоя в СЗФО — в 1,8 — 1,9 раза. Соответственно менее представительным здесь оказывается средний слой: 46% против 57% в городе/селе и 32% против 45% в стране.
Возможно, на характер суждений повлияли различия в социально-демографической структуре населения СЗФО и Беларуси, в частности то обстоятельство, что в Беларуси выше доля сельского населения (31% против 24% в СЗФО), среди которого процессы расслоения менее выражены. Кроме того, примерно для каждого пятого-шестого с той и другой стороны соотнесение себя с каким-либо социальным слоем является затруднительным.
Доли лиц, отмечающих свою принадлежность к социальным слоям выше среднего в месте своего проживания, соотносятся с удельным весом тех, кто даёт положительную оценку благосостоянию своей семьи: соответственно 7 — 8% и 9 — 12% (см. табл. 2; рис. 2). Со стороны населения СЗФО отмечается более высокий уровень негативных суждений, в то время как жители Беларуси чаще дают неопределённые ответы.
В оценке экономического положения страны удельный вес нейтральных суждений также одинаков (по 47%), а негативные в СЗФО встречаются в полтора раза чаще (38% против 26%).
Позитивная оценка материального положения семьи и достаточно высокие отзывы о покупательной способности доходов встречаются примерно у десятой части населения с обеих сторон. Значительно чаще люди отмечают, что они в состоянии покупать только необходимые продукты питания и одежду, но испытывают трудности в совершении крупных покупок (по 43%). Доля лиц с низкой покупательной способностью доходов в регионах Северо-Запада достигает 40% (против 34% в Беларуси). В то же время в Беларуси чаще отмечается отказ от ответа (15% против 8% в СЗФО).
Наблюдаются определённые корреляции в оценке покупательной способности доходов и определении своей принадлежности к людям того или иного достатка. Так, удельный вес «бедных», «нищих» (в СЗФО — 41%, в Белоруссии — 30%) сопоставим с долей тех, кому «денег хватает в лучшем случае на еду» (40 и 34% соответственно). К людям «среднего достатка», которые представлены в равных долях (по 49%), очевидно, причисляют себя те, чьи доходы позволяют приобретать необходимые товары, и часть тех, для кого недоступна покупка автомобиля. Вероятно, понятие «средний достаток» скорее ассоциируется у жителей обеих стран с возможностью удовлетворения насущных потребностей, чем с зажиточностью, возможно,
Рисунок 2 (1 - 2). Как бы Вы оценили..? (в % от числа опрошенных)
50 1
40 -30 -20 -10 -0
7,6 10,3
пП
1. Экономическое положение страны
46,5 46,9
37,5
25,6
8,4
гп
17,1
п
Хорошее
Среднее
Плохое, очень плохое Затрудняюсь ответить
2. Экономическое положение семьи
60
40
20
12,4
8,9
Пгл
49,4 48,!
33,9
29,7
4,3
I-----------1
12,6
Ш
Хорошее
Среднее
Плохое, очень плохое Затрудняюсь ответить
□ СЗФО
Беларусь_______|
0
формируется на основе сравнения собственного материального положения с достатком окружающих.
Важным фактором, характеризующим социальное самочувствие населения, является характер прогнозов, связанных с перспективами развития личного благосостояния и страны в целом. В этом плане в СЗФО преобладают пессимистические ожидания (50 — 56%; рис. 3), в Беларуси — неопределённые (46 — 47%). Тем не менее доля тех, кто надеется на улучшение ситуации, в СЗФО выше — 21 - 22% против 17 - 18%. В Беларуси ожидания развития личного благосостояния практически полностью согласуются с предполагаемым направлением развития экономики страны. В то же время жители СЗФО чаще допускают вероятность негативного развития ситуации в стране (56%), чем в своей семье (50%).
Преобладание негативных прогнозов относительно развития благосостояния семьи зафиксировано в реалиях продолжающегося мирового финансового кризиса, в связи с чем важно исследовать, каким образом и в какой степени последствия кризиса отразились на жизни людей. Результаты мониторинга показали, что жители Северо-Запада России больше пострадали от кризиса, чем жители Белоруссии (табл. 3). Они в большей степени ощутили инфляцию (84% против 76%), уменьшение (45% против 33%) и задержки (32% против 16%) заработной платы и социальных выплат. Значительно чаще они отмечали и такие наиболее серьёзные последствия кризиса, как сокращение работающих (25% против 9%) и закрытие предприятий (13 и 4%).
Рисунок 3 (1-2). Что, по Вашему мнению, ожидается в экономическом положении страны / Вашей семьи? (в % от числа опрошенных)
1. Экономическое положение страны
□ СЗФО □ Беларусь
60 і
40 -
20 -
2. Экономическое положение семьи
50,4
35,6
46,8
22,7
По
27
□
Улучшение ситуации
Ухудшение ситуации
Затрудняюсь ответить
□ СЗФО □ Беларусь
0
Таблица 3. Доля населения области, ощутившего на себе и членах своей семьи последствия кризиса (в % от числа опрошенных)
Последствия СЗФО Беларусь
Увеличение цен на потребительские товары и услуги 84,4 76,4
Уменьшение (урезание) заработной платы и социальных выплат 44,5 33,3
Обесценивание рублевых сбережений 27,9 30,6
Задержки заработной платы и социальных выплат 31,5 16,2
Сокращение, увольнение с предприятия 25,2 9,1
Закрытие, приостановка предприятия 13,2 4,2
Большинство населения с той и другой стороны отмечало ухудшение своего материального положения вследствие кризиса, однако чаще всего — в СЗФО (62% против 56%; рис. 4). Кроме того, почти каждый десятый в Беларуси наблюдал позитивные изменения, в России же такая категория практически отсутствует (1%).
В условиях кризиса особую значимость приобретают оценки населением степени
готовности принять сложившуюся ситуацию. Уровень «запаса терпения» (т. е. доля лиц, отмечающих позиции «все не так плохо и можно жить», «жить трудно, но можно и терпеть») в обеих рассматриваемых категориях практически совпадает (76 — 78%; рис. 5). Вместе с тем категория тех, кто не готов далее терпеть бедственное положение, на Северо-Западе России составила 14% против 8% в Беларуси. Хотя в регионах
Рисунок 4. Как Вы считаете, Ваше (Вашей семьи) материальное положение вследствие кризиса улучшилось, ухудшилось или не изменилось? (в % от числа опрошенных)
80
60
40
20
1,1
9,3
п
29,2
24
ПГ_
61,7
56,3
10,4
■—|Г~1
Улучшилось
Не изменилось
Ухудшилось
□ СЗФО
□ Беларусь
Затрудняюсь ответить
8
0
Северо-Запада группа населения, которая оценила экономическое положение семьи как «очень плохое» (11%), была больше, чем в Беларуси (6%).
Более часто отмечаемая в СЗФО позиция «терпеть наше бедственное положение уже невозможно» (14% против 8%), а также пессимистические настроения относительно ближайших изменений в материальном положении семьи (50% против 36% в Беларуси) соотносятся с уровнем про-тестных настроений: жители Северо-Запада России значительно чаще допускают возможность массовых акций протеста и потенциальную вероятность личного в них участия (в 5 раз; рис. 6).
Социально-экономическое развитие страны напрямую зависит от эффективности работы государственных и общественных институтов и от уровня доверия к ним со стороны населения. Международные сопоставления в этом плане приобретают особую значимость. Сходство позиций населения обеих стран проявилось в практически одинаковом и существенно более высоком по отношению к другим структурам уровне доверия к первому лицу государства (63 — 65%; табл. 4). Однако в целом жители Республики Беларусь отличаются большей степенью доверия к институтам государственной власти: от 47 до 43% населения доверяет милиции, судебным
Рисунок 5. Какое из приведённых высказываний наиболее соответствует сложившейся ситуации? (в % от числа опрошенных)
Рисунок 6. Доля населения, допускающего вероятность массовых протестных выступлений против роста цен и низкого уровня жизни в месте проживания и возможность своего участия в них (в % от числа опрошенных)
40 1 30 -20 -10 -0
35,4
37,9
6,9
7,4
Могут состояться
□ СЗФО
Допускаю свое участие
□ Беларусь |
органам, органам безопасности, Совету Министров РБ, местным органам власти. В то же время в СЗФО «второй уровень» доверия зафиксирован в пределах от 35 до 32% к таким органам власти, как ФСБ, суд, Правительство РФ. Доверие к местным органам власти и милиции испытывает менее 30% населения.
Менее всего в обеих странах доверяют средствам массовой информации и общественно-политическим структурам. Так, доверие к СМИ испытывает 28% населения СЗФО (5-е место) и 30% населения Беларуси (8-е место), к профсоюзам — 25 — 26% (8 — 9-е места), политическим партиям — 13 — 15% (10-е место).
Таким образом, исследование показало, что жителей регионов Северо-Запада России и Республики Беларусь в большинстве
своём волнуют одни и те же проблемы — инфляции, низкого уровня жизни, недоступности жилья, качества здравоохранения. При этом чаще всего экономическая и политическая ситуации в стране, а также уровень личного благосостояния оцениваются нейтрально. Около половины населения с той и другой стороны ощущает себя людьми среднего достатка. Вместе с тем негативные оценки практически по всем позициям чаще характерны для жителей Северо-Запада России. Соответственно здесь более высокий удельный вес тех, для кого «терпеть бедственное положение невозможно» и кто высказывает потенциальную готовность к участию в акциях протеста.
В условиях кризиса многие жители СЗФО и Беларуси готовы искать дополни-
Таблица 4. Уровень доверия к действующим в стране государственным и общественным институтам (в % от числа опрошенных)
Полностью / в основном доверяю СЗФО Беларусь
Президенту РФ / Президенту РБ 62,5 (1) 65,0 (1)
ФСБ / органам безопасности 35,4 (2) 45,6 (4)
Суду, судебным органам 33,1 (3) 45,8 (3)
Правительству РФ / Совету Министров РБ 32,4 (4) 44,6 (5)
СМИ 28,1 (5) 29,5 (8)
Руководству региона, местным органам власти 27,5 (6) 43,3 (6)
Милиции 27,1 (7) 46,9 (2)
Профсоюзам 25,3 (8) 26,1 (9)
Банкам, предпринимателям, частному бизнесу 18,2 (9) 34,3 (7)
Политическим партиям, движениям 14,9 (10) 12,5 (10)
тельные источники дохода. Однако, в отличие от белорусов, жители российских северо-западных регионов реже проявляют готовность экономить, зато чаще затрудняются определить свои возможные действия или отказываются что-либо предпринимать. И те, и другие более всего склонны доверять главе государства, но уровень доверия к другим органам власти у жителей Белоруссии значительно выше.
Проведение совместных исследований социальных настроений жителей регионов СЗФО и Республики Беларусь помогает
понять ситуацию с точки зрения населения, проживающего на соответствующих территориях, и скорректировать шаги по дальнейшему её развитию. Подобная работа представляется полезной не только в плане научного поиска, но и для практической деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, использующих результаты исследований. В каком направлении будет развиваться ситуация в дальнейшем, покажут следующие этапы исследования, ближайший из которых состоится в 2010 г
Литература
1. Беларусь в цифрах: статистический справочник. — Минск, 2009.
2. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www.gks.ru
3. Социально-экономические показатели по странам СНГ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/doclad/aug/pril/9.pdf
4. Григорьев, Л. Белоруссия: нефтяной «тигр» в Европе [Электронный ресурс] / Л. Григорьев, С. Агибалов. — Режим доступа: http://www.vedomosti.m/newspaper/article.shtml?2007/01/11/118680