Научная статья на тему 'Экономическое обоснование сценариев перехода к клиентоориентированной технологии кросс-продаж транспортно-логистических услуг'

Экономическое обоснование сценариев перехода к клиентоориентированной технологии кросс-продаж транспортно-логистических услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
110
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНОЛОГИСТИЧЕСКИЕ УСЛУГИ / TRANSPORTATION AND LOGISTICS SERVICES / ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ / RAIL TRANSPORT / ТРАНСПОРТНЫЙ ХОЛДИНГ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ / ECONOMIC CRITERIA / TRANSPORT GROUP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мурев Дмитрий Иовчович, Ефимова Ольга Владимировна

Необходимость формирования новой линейки комплексных интегрированных транспортнологистических услуг предоставляемых клиентам компании требует формализации моделей кросс-продаж и выработки экономических критериев их выбора. Создание адекватной экономической среды для формирования кросс-продаж транспортно-логистических услуг направлено на повышение эффективности деятельности железнодорожного транспорта с позиций повышения качества транспортного обслуживания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мурев Дмитрий Иовчович, Ефимова Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The need for the formation of a new line of integrated comprehensive transport and logistic services rendered to customers requires the formalization of models of cross-selling and develop economic criteria for their selection. The creation of adequate economic environment for the formation of the cross-selling of transport and logistic services aimed at improving the efficiency of rail transport operations from the standpoint of improving the quality of transport service.

Текст научной работы на тему «Экономическое обоснование сценариев перехода к клиентоориентированной технологии кросс-продаж транспортно-логистических услуг»

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ СЦЕНАРИЕВ ПЕРЕХОДА К КЛИЕНТООРИЕНТИРОВАННОЙ ТЕХНОЛОГИИ КРОСС-ПРОДАЖ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ

Мурев Дмитрий Иовчович,

соискатель МГУПС (МИИТ), г. Москва

Ефимова Ольга Владимировна,

д.э.н., проф. МГУПС (МИИТ) г.Москва

АННОТАЦИЯ

Необходимость формирования новой линейки комплексных интегрированных транспортно- логистических услуг предоставляемых клиентам компании требует формализации моделей кросс-продаж и выработки экономических критериев их выбора. Создание адекватной экономической среды для формирования кросс-продаж транспортно-логистических услуг направлено на повышение эффективности деятельности железнодорожного транспорта с позиций повышения качества транспортного обслуживания.

ABSTRACT

The need for the formation of a new line of integrated comprehensive transport and logi^ic services rendered to cu^omers requires the formalization of models of cross-selling and develop economic criteria for their selection. The creation of adequate economic environment for the formation of the cross-selling of transport and logi^ic services aimed at improving the efficiency of rail transport operations from the Sandpoint of improving the quality of transport service.

Ключевые слова: Транспортно- логистические услуги, железнодорожный транспорт, транспортный холдинг, экономические критерии

Keywords: Transportation and logi^ics services, rail transport, transport group, economic criteria

Непрерывный поиск новых возможностей для увеличения продаж и снижения издержек — необходимое условие эффективного бизнеса и актуальное направление совершенствования модели бизнес-отношений с клиентами Холдинга «Российские железные дорог» в условиях бюджетных ограничений. Кросс-продажи или перекрестные продажи — как раз одна из таких возможностей и современных технологий, направленная на формирование новой линейки комплексных интегрированных транспортно- логистических услуг предоставляемых клиентам компании.

Совпадение ценностей и надежности партнеров с целевой аудиторией — ключевой фактор увеличения продаж всех участников соглашений о перекрестных продажах. Отсутствие конкуренции между партнерами, пересечение целевой аудитории и совместный рекламный бюджет позволяет увеличить продажи и снизить издержки всех участников этой модели бизнес-отношений. Помимо этого кросс-продажи повышают лояльность клиентов за счет предоставления сопутствующего сервиса по принципу одного окна.

Технология кросс-продаж на рынке может быть применена при оказании транспортно-логистических услуг, оказываемых ОАО «РЖД», ОТЛК, «РЖД Логистика», Gefco, включает полное комплексное логистическое обслуживание промышленных предприятий-логистика сырья и готовой продукции, перевозки грузов по железной дороге «под ключ» по России и СНГ (в т.ч. негабаритных, режимных, мелких и сборных грузов). Кроме того, технологии кросс-продаж охватывают услуги с высокой добавленной ценностью и включают международные авто и ж.д. перевозки грузов, а также международные авиа и морские перевозки, услуги в портах, представление интересов клиента в таможенных и налоговых органах, таможенное оформление, страхование грузов, автоэкспетирование и др. Линейка услуг компаний операторов подвижного состава ОАО «Тройка», ОАО «Трансконтейнер», ОАО «Рейл-ТрансАвто»

как элемента комплексной транспортной услуги реализуемой по технологии кросс-продаж, обеспечивает предоставление подвижного состава под перевозку, информационное сопровождение перевозок, включая контроль за движением груза на всех этапах перевозки, предоставление экспедиторских услуг. Важными элементами в цепи товародвижения являются терминально-складские услуги, предлагаемые компанией ОАО «РЖД», а также морские перевозки и стивидорские услуги.

Предлагается формировать сценарии перехода к кли-ентоориентированной технологии кросс-продаж транспор-тно-логистических услуг на основе базовых подходов:

• Приоритетность корпоративной оценки эффективности предлагаемых клиенту комплексных услуг над оценкой локальной эффективности элементов логистической цепи добавления ценности клиенту.

• Осуществление кросс- продажи услуг с высокой добавленной стоимостью через сбытовую сеть ЦФТО в целях устранения внутри холдинговой конкуренции в регионах с потенциальной клиентской базой.

• Создание адекватной экономической среды для формирования кросс-продаж транспортно-логистических услуг

• Необходимость формирования системы учета объёмов транспортно- логистических услуг либо на едином доходном счете компании либо на счетах участников ( аналогично и для учета расходов)

• Необходимость учета объёмов транспортно- логистических услуг как в натуральной, так и в стоимостной форме в соответствии с ПБУ и учетной политикой компании.

Создание экономической и организационной среды для формирования кросс-продаж транспортно-логистических услуг предусматривает выбор модели ценообразования, обеспечивающей целесообразность участия в этой технологии различных участников и создание нормативно- правовой базы формирования и учета комплексных транспор-

тно- логистических услуг в моделях кросс-продаж ( в том числе типовых соглашений между участниками, агентских договоров, форм отчетности и т. п.).

Принятие решения о выборе модели ценообразования на услугу в модели кросс продаж [1] может определяться на основе суммы издержек каждого участника комплексной услуги, включая определенный уровень рентабельности или на основе конкурентных рыночных цен в совокупности покрывающих издержки компании и целевую прибыль.

Стоимость услуги для клиента-грузоотправителя или грузовладельца может предлагаться в трех вариантах:

1. Стоимость услуги для клиента равна сумме стоимости услуг всех участников кросс-соглашения плюс бонус за комплексность обслуживания —« стоимость+».

2. Стоимость услуги для клиента равна сумме стоимости услуг всех участников кросс-соглашения- «схема с погла-щением агентского вознаграждения».

3. Стоимость услуги для клиента равна сумме стоимости услуг всех участников кросс - соглашения минус скидка -«стоимость - ».

Преимущества первого варианта (рис.1) для всех участников кросс-соглашения очевидны и выражаются в возможности получить дополнительную выручку.

Рисунок 1. Модель ценообразования транспортно-логистических услуг с уплатой агентского процента.

При этом распределение бонуса по участникам соглашения зависит от принципов взаимодействия: «модель агента» и «модель исполнителя». «Агент-участник» находит и рекомендует клиентам подразделение транспортно-логи-стического бизнес-блока Холдинга «Российские железные дороги», оказывающее дополняющую услугу на более привлекательном уровне, чем конкуренты. Цель деятельности

«агента-участника»- наращивание ценности услуги участника за счет комплексного предложения, поэтому в этом случае он получает агентский процент по всей сделке.

Второй вариант формирования стоимости услуги для клиента (рис.2) предполагает суммирование стоимости всех элементов транспортно-логистических услуг в рамках соглашения о кросс-продажах.

Рисунок .2. Модель ценообразования с поглощением агентского процента.

Каждый участник соглашения, получая дополнительные объемы работ от агента (одного из участников) согласен на уменьшение рентабельности своих услуг по сравнению с самостоятельной локальной продажей части услуги. В этой схеме «агент» за формирования и реализацию комплексной услуги получает дополнительный бонус в виде процента от стоимости агентских услуг. Уменьшение ценовой надбавки услуг для других участников рассчитывается пропорционально стоимости услуги участника в объеме комплексной транспортно-логистической услуги-объекте кросс-продаж.

При той же цене комплексной услуги для клиента агентское вознаграждение формируется за счет снижения цены услуги других участников кросс-соглашения, выгода для этих участников связана с дополнительным объемом работ, генерированных «агентом».

г 1 Г П Л и /

При реализации кросс-соглашения по модели «Исполнитель» один из участников полностью обеспечивает выполнение транспортно-логистической услуги, привлекая ДЗО компании и, проводя самостоятельные переговоры относительно размера стоимости транспортно-логистической услуги, формирует выручку по всему объему работ. Вознаграждение для исполнителя при первом и втором варианте ценообразования зависят от эффективности его переговоров.

Третий вариант ценообразования «стоимость - » связана с привлечением клиентов за счет предоставления ему скидки на комплексную услугу, которую обеспечивают все участники кросс-продажи, соглашаясь на более низкую рентабельность по сравнению с локальными предложениями на отдельный вид работ (рис. 3).

Стоимость услуги для

клиента Выручка от реализации услуги

Затраты, относимые на услуги участника _Л

Стоимость услуги участника 1

Прибыль 1

Затраты, относимые на услуги участника

N_л

Прибыль1

ч_/

| Прибыль2 Ч_/

Стоимость услуги участника 2

Стоимость услуги участника ...

Г

Доля скидки

Рисунок 3. Модель ценообразования кросс-продаж со скидкой.

Скидка по участникам кросс-соглашения распределяется пропорционально драйверу, которым может быть объем работ каждого участника.

Рассмотренные модели организации кросс-продаж и подходы к ценообразованию на комплексную транспор-тно-логистическую услугу позволят сформировать и вывести на транспортный рынок ценностные и продуктовые предложения Холдинга ОАО «РЖД», которые повысят конкурентоспособность компании и увеличат долю транспор-тно-логистических услуг в выручке компании. Применение этих моделей помимо финансовых преимуществ и роста

прибыльности, уменьшает внутрихолдинговую конкуренцию, обеспечивая нацеленность субъектов транспортно-ло-гистического бизнес-блока на реализацию стратегических целей компании.

Список литературы:.

1. Ефимова О.В. Методы обоснования управленческих решений при внедрении новых информационных технологий. Научная монография./ Е.Б. Бабошин, Ефимова О.В., М. МИИТ,2009.- 56 с. УДК 338.27:656.07, Б-56 Тираж 500 экз

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.