THE BANKS, WORLD MANAGEMENT AND SOCIOCYBERNETICS (A paper prompted by events in Greece and chance encounters on YouTube)
© 2015
J. Raven, Doctor of Philosophy in Psychology
(Edinburgh, Scotland)
Prepare an article for publication: O.N. Yarygin (Togliatti State University, Russia)
Abstract. From a modern perspective it is obvious that, if the wind is crashing our boats against the rocks, there is no point in organizing mass demonstrations to "fight the wind". Nor is there any point in following the instructions of those who present themselves as having the power to intervene with the mystical forces which control human fate and sacrificing our children to the gods. Instead it is necessary to conceptualize "force" and show that it can be measured, mapped, and harnessed. By analogy, this article argues that there is little to be gained by organizing mass protests to fight the banks or following the instructions of the modern priests who claim to know how to intervene in the politico-economic system. Instead, it is necessary to conceptualize social forces and show how they can be mapped, measured, and harnessed.
Nevertheless, a great deal of information which was once believed to be merely opinion held by conspiracy theorists, and which greatly informs our understanding of how the politico-economic system works, has not only been verified but further elaborated. This article briefly summarizes a range of alarming but little-known facts about the workings of the "financial" system - and "debt" in particular. It then goes on to review a network of even deeper "conspiracy theories" about the workings of the US Federal Reserve Banks, the World Bank, and the UNITED STATES OF AMERICA, Inc. Even if only partly true, this information provides an important context for our attempts to push the actors who appear to control of events into the background and instead focus on conceptualizing, mapping, measuring, and finding ways of harnessing the social forces which overwhelmingly determine individual and societal behavior.
Keywords: banks, debt, Ponzi scheme, public management, sociocybernetics, governance, manifest vs. latent goals of systems, sociological functions of educational system, Occupy movement, organic management, senseless work, hierarchy, ownership of the world, fraud, usury, extortion, crisis management, Greek "debt", financial crisis, Council on Foreign Relations, New World Order.
УДК 338.45;332.01
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РЕГИОНА
© 2015
А.Н. Рехтета, преподаватель кафедры финансов и кредита
Николаевский национальный университет им. В.А. Сухомлинского, Николаев (Украина)
Аннотация. В статье исследованы механизмы формирования и реализации региональной структурно-инвестиционной стратегии экономического роста. Рассмотрен методический подход к повышению эффективности реализации инвестиционной политики региона. Рассмотрены современные источники, механизмы и инструменты финансирования инвестиций которые могут быть использованы украинскими регионами в процессе своего развития.
Ключевые слова: инвестиционный климат, уровень инвестиционной привлекательности региона, инвестиционный потенциала, инвестиционные региональные риски, инвестиционный потенциал хозяйствующего субъекта, инвестиционная емкость региона.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. По мнению экспертов, украинская экономика достигла предела роста в своем нынешнем состоянии. Для качественного прорыва необходимо дальнейшее развитие институци-альных реформ и резкое увеличение инвестиций для структурных преобразований в экономике.
При крайне низком уровне социального развития регионов, необходимость инвестиционных вложений в инфраструктуру и освоение территорий очевидна. Наличие в экономике значительного объема несвязанных финансовых средств подрывают экономическую стабильность и увеличивают риски коррупции. В этих условиях повышаются требования к качеству разработки программ социально-экономического развития регионов. Только эффективное взаимодействие органов власти региона и бизнеса обеспечит выявления «точек» роста на территории, обеспечивающих, в целом, повышение качества жизни населения.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Изучению и обобщению проблем региональной структурно-инвестиционной стратегии экономического роста посвящены фундаментальные исследования ученых-регионалистов, в частности глубиной и широтой охвата изучаемых проблем характеризуются научные работы А.Н. Алимова, А.И. Амоша, С.И. Бандура, П.П. Борщевского, В.М. Гейца, Б. Данилишина, М.И. Низменных, С.И. Дорогунцова, Л.М.
Зайцева, Т. Заяц, А.А. Епифанова, В.Ф. Евдокимова, И. Куценко, И.И. Лукинова, А.С. Лисецкий, Ю.П. Лебединского, Ю.В. Макогон, А. Мазура, В.К. Мамутова, В.Ф. Столярова, Л.П. Симоненко, А.П. Сологуб, М.И. Фащевский, В.И. Пилы, В.А. Поповкина, М.Ф. Тимчука, Л. Чернюк, М.Т. Чумаченко, В.Ф. Филипенко.
Научные достижения ученых имеют большое значение. Однако, проблема управления региональным развитием требует дальнейшего исследования, так как в корне изменились внутренние и внешние условия функционирования региональных систем, приобретает новое значение и трансформируется управления региональным развитием, ориентируясь на обеспечение комплексности и экономической эффективности.
Формирование целей статьи (постановка задания). Основной целью статьи является исследования механизмов формирования и реализации региональной структурно-инвестиционной стратегии экономического роста.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. В экономической системе устойчивого развития Украины ведущая и важнейшая роль принадлежит регионам. Эта роль реализуется через функции организации воспроизводства качественных ресурсов методами обустройства территории и развития инфраструктуры. В настоящее время сформировалось два подхода к решению проблем развития экономики региона - экономико-географический и воспроизводственный. Первый подход является традиционным, развит экономистами-географами и получил наиболее широкое распространение.
Экономико-географический подход основана на экономико-географическом и административно- территориальном делении территории стран, которое сложилось в практике планирования и управления национальной экономикой.
С позиций воспроизводственного подхода регион может рассматриваться как выделившаяся в процессе общественного разделения труда территориально-производственная совокупность субъектов регионального хозяйства, которая характеризуется общностью и специфическим характером воспроизводственного процесса, высокой степенью тесноты экономических интересов и связей, формирующих хозяйственный механизм. Актуализация вопросов исследования воспроизводственной специфики территории обусловлена, прежде всего, сложившимися и нарастающими процессами регионализации экономики, а также учетом специфики социально-экономического развития регионов Украины.
Таким образом, процесс регионального воспроизводства реализуется посредством хозяйственных связей региона как внутренних, так и внешних. Воспроизводственный подход предполагает комплексный анализ и управление структурными связями и отношениями в экономике региона включая воспроизводство человеческого капитала, денежных, финансовых, природных и информационных ресурсов, услуг отраслей региональной производственной и, в первую очередь, социальной инфраструктуры, обеспечиваемых посредством региональных рынков, формирующих в настоящее время большую часть хозяйственных связей между субъектами регионального воспроизводства.
Регион как территориально локализованная воспроизводственная система имеет ярко выраженную социальную направленность целей, их объективную приближенность к интересам проживающего на этой территории населения. Развитие экономики региона - первооснова формирования и повышения жизненного уровня населения, проживающего на его территории.
Экономическая стратегия устойчивого регионального развития заключается в максимальном использовании благоприятного и минимизации негативного воздействия природно-географических, территориальных факторов и социально-исторических условий на его функционировании.
Рано или поздно невосполнимые ресурсы будут исчерпаны и возникнут проблемы структурных реформ экономики региона. Следовательно, поиск и развитие потенциальных «точек роста» должны целенаправленно осуществляться в период активной эксплуатации природных ресурсов.
Для повышения конкурентоспособности региона необходима разработка механизма интеграций хозяйствующих субъектов региона в те или иные структуры транснациональных корпораций с целью повышения производительности труда, что обеспечит реальное ускорение социально- экономического развития территории. Эта экономическая политика, в большей степени относится к предприятиям, обслуживающих инвестиционный рынок региона (технологии по глубокой переработки сырья, буровое оборудование, станки и т.п.)
Состояние производственной деятельности аграрно-промышленного региона связано, с одной стороны, с экономическими характеристиками природных ресурсов, а с другой стороны, с уровнем инвестиционной деятельности в регионе.
Сохранение занятости в основном производстве, как одного из факторов стабильности в регионе, и объемов капиталовложений произойдет даже в случае существенного сокращения объемов производства - из-за роста стоимости объемов работ, связанных с переработкой, транспортировкой и реализацией продукции.
Очень важным аспектом конкурентоспособности региона является обеспечение диверсификации производ-
ства, которая зависит от современных технологий, глубины переработки и т. п.
Реализация указанных направлений экономической политики в развитии региона позволит, с высокой степенью вероятности, увеличить занятость населения и объем инвестиций даже при уменьшении абсолютных объемов производства продукции. Для этого, с помощью экспертов, должен быть создан комплекс производств для устойчивого развития региона.
В то же время процветание региона зависит от того, насколько развита в нем инфраструктура. В условиях перспективных объемов основных производств главным фактором устойчивого экономического развития становится степень развитости всей региональной инфраструктуры. Это дает основание по-новому взглянуть на роль так называемых вспомогательных производств, оценить их как важный фактор экономического развития.
Программа социально-экономического роста региона ориентирована на разработку и реализацию комплекса мер, которые соответственно должна принять администрация региона совместно со всей системой законодательства и хозяйствующими субъектами для устойчивого развития экономики, укрепления его налоговой базы, повышения уровня занятости и качества жизни населения [1].
В настоящее время структурные реформы с целью повышения конкурентоспособности региона осуществляются в рамках реформирования бюджетного процесса, региональных программ, а также приоритетных национальных проектах.
Продолжающийся рост дифференциации в доходах населения страны, отсутствие ясной политики по преодолению демографических вызовов, неоднородность экономического пространства страны предполагает выявление «полюсов роста и центров роста» для каждого региона.
Изучение факторов регионализации достижения экономикой региона необходимого уровня требует исследования его как целостной системы, стохастические процессы которой развиваются не только во времени, но и в пространстве. Объем выделяемых финансовых средств в реализации президентских приоритетных проектов крайне мал. Необходимо консолидация финансовых средств из государственного, регионального и местных бюджетов в их контексте с целью эффективного использования. При этом искусственное закрепление денежных средств, для их целевого использования представляется сомнительным.
Обязательно должны финансироваться расходы по увеличению зарплаты населению в рамках этих программ, другие же траты должны быть оптимальным образом распределены в среднесрочной перспективе реформирования бюджетного процесса территории с учетом конкретных социально-экономических проблем региона.
В условиях задержки финансирования национальных проектов увеличивается влияние фактора неопределенности в их реализации, а полученное оптимальное распределение совокупных ресурсов выполнения этих проектов на длительный период снижает фактор системной коррупции на наличие которого указывают эксперты [2].
Методический подход в обосновании выбора и реализации инвестиционной политики на региональном уровне состоит в последовательном выполнении следующих этапов (рис. 1).
1. Выявления приоритетов в социально-экономическом развитии региона методом экспертного опроса. Значительные структурные диспропорции развития регионов, отсутствие системы сопоставимых показателей (индикаторов) их развития в зависимости от параметров внешней и внутренней среды; преобладание качественных параметров в оценке уровня их развития; учет динамики развития сред и т. п. - формализация этих процессов крайне затруднена, а привлечение экспертов позволит выявить приоритетные (значимые) направления развития.
Рисунок 1 - Методический подход повышения эффективности реализации инвестиционной политики региона
2. Второй этап связан с разработкой комплекса взаимосвязанных экономико-математических моделей с целью эффективных затрат на выбранные приоритетные инфраструктурные региональные программы. Переход к среднесрочному бюджетному планированию требует адекватного описания вероятностных социально-экономических процессов. Учет факторов неопределенности и всевозможных рисков возможен путем многовариантных расчетов для разработки обоснованной стратегии развития региона. Применение моделей динамического программирования, игровых моделей позволит в большей мере на наш взгляд, учесть взаимодействие многообразных разнонаправленных, разноэффективных параметров регионального развития с целью достижения гарантированного результата, обеспечивающего устойчивое развитие территории.
Практическая реализация моделей динамического программирования крайне затруднена. В первую очередь необходимо использование значительных массивов статистической информации, характеризующей социально-экономические процессы на региональном уровне, обеспечение которой носит неудовлетворительный характер из-за ее недостоверности и неполноты. Получение качественной статистической информации о социально-экономической ситуации в регионе до сих пор является фактором препятствующим проведению адекватных экономических расчетов.
Решение проблем экономического и социального развития регионов сводится, прежде всего, к привлечению масштабных инвестиций. Учитывая серьезное технологическое отставание экономики по целому ряду позиций и направлений, в Украины крайне актуально применение современных механизмов финансирования инвестиций, которые могли бы принести за собой новые и новейшие технологии, современные методы управления.
Обеспечение притока капитала в конкурентоспособные отрасли экономики позволит регионам совершить качественный скачок в своем развитии[3].
При рассмотрении современных источников, механизмов и инструментов финансирования инвестиций которые могут быть использованы украинскими регионами в процессе своего развития, необходимо уточнить основные взаимосвязи между ними (рис. 2). В соответствии со схемой можно выделить ряд следующих основных механизмов финансирования инвестиций:
1. механизмы самофинансирования (использование прибыли или амортизации);
2. механизмы бессрочного финансирования (эмиссия дополнительных выпусков акций или их оформление в депозитарные расписки);
3. механизмы долгового финансирования с использованием ценных бумаг (применение таких инструментов, как облигации, векселя, залоговые свидетельства);
4. механизмы банковского кредитования (инвестиционное кредитование, проектное финансирование);
5. механизм финансового лизинга;
6. механизмы государственного финансирования (использование инструментов бюджетного кредита или инвестиционного налогового кредита).
Предложенная схема наглядно демонстрирует, что структура источников финансирования и действующие механизмы финансирования инвестиций предопределяют выбор инструментов финансирования инвестиций. Источники, механизмы и инструменты финансирования инвестиций определяют особенности инвестиционного процесса для конкретного предприятия. Выбор предприятием финансовых инструментов привлечения инвестиций предопределяет выбор источника и механизма финансирования инвестиций.
Рисунок 2 - Система механизмов финансирования инвестиций
В качестве важнейшей задачи для национальной экономики, учитывая зарубежный опыт, является необходимость перехода с механизма самофинансирования в пользу внешних механизмов финансирования инвестиций - через банковское кредитование или рынок ценных бумаг.
Экономическое развитие территории влияет на изменение характеристик текущего состояния различных участвующих сторон: населения региона, частного бизнеса, региональной финансовой системы, региональных органов государственной власти. В этой связи важно рассматривать любые происходящие в экономике региона процессы в контексте интересов всех сторон. Таким образом, комплексный подход является базовым при выборе объекта финансирования инвестиций [4].
Оценка инвестиционной привлекательности территории является неотъемлемой составляющей при принятии любого инвестиционного решения. От этой оценки зависят не только действия инвестора, но и экономические последствия, как для самого инвестора, так и для региона и страны в целом [5-11].
В этой связи возникла необходимость проанализировать содержание понятия «инвестиционный климат», во-первых, как важнейшего фактора, влияющего на эффективность регионального развития (прямое влияние на валовый объем инвестиций), а во-вторых, не менее значимого фактора при выборе субъектами хозяйствования тех или иных механизмов финансирования инвестиций (опосредованное влияние через оптимизацию структуры инвестиций).
Инвестиционный климат территории (страны, региона) определен как характеристика ее привлекательности с точки зрения оценки потенциального результата инвестирования. Инвестиционный климат определяется на основе анализа и сопоставления экономических, социальных, политических, правовых, организационных и других факторов, действующих на данной территории [12].
Инвестиционная привлекательность региона определяется как система различных объективных признаков, средств, возможностей, обусловливающих в сово-
купности потенциальный платежеспособный спрос на инвестиции. При этом уровень инвестиционной привлекательности региона состоит из двух компонентов -уровня инвестиционного потенциала и инвестиционных региональных рисков.
Для решения теоретических задач необходимо сопоставить инвестиционный спрос и инвестиционное предложение.
Инвестиционный спрос характеризует уровень регионального инвестиционного потенциала. В рамках распространенного ресурсного подхода под инвестиционным потенциалом хозяйствующего субъекта (страны, региона, отрасли, компании), понимается максимально возможная совокупность всех собственных ресурсов, ранее созданных обществом или подготовленных для вовлечения в хозяйственный оборот в рамках инвестиционных программ и проектов.
Объем инвестиционного предложения рассматривается нами через оценку инвестиционной емкости региона. Инвестиционная емкость определена нами как сумма объективных предпосылок для инвестиций, зависящая от наличия сфер и объектов инвестирования. Это показатель физической возможности и готовности субъектов хозяйствования региона воспринять инвестиции, выражающий потребное количество инвестиционных ресурсов для реализации инвестиционных проектов, либо целевых региональных инвестиционных программ.
Инвестиционная емкость может рассматриваться на разных уровнях и определяться с различной степенью достоверности. Следует рассматривать уровень конкретных инвестиционных проектов; уровень совокупности инвестиционных проектов; уровень скрытой инвестиционной емкости, которую можно учесть, исходя из двух предпосылок: принципиальных возможностей повсеместного вложения инвестиционных ресурсов и непрерывного существования потенциальных объектов инвестирования.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Методологические проблемы расчета институциональной (социальной)
эффективности в условиях экономической трансформации предполагают необходимость выполнения исследований. Это относится и к отсутствию единого подхода к ее расчету, невозможности, в полном объеме, применения индикаторов, рекомендованных в методологии устойчивого развития, из-за значительного различия в уровнях социально-экономического развития страны, регионов и т. д. В этой связи, под социально-экономической эффективностью региональных инвестиционных программ следует понимать социально-экономические последствия их осуществления на территории, которые выражаются в создании новых или в повышении эффективности уже существующих услуг, представленных населению, а также развитии ее инфраструктуры, обеспечивающей качество их жизни, улучшения экологической обстановки.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Тронд, Моэ. Чего не хватает Украине, чтобы быть привлекательной инвестиционно [Текст] / Моэ Тронд // Ukrainian Business Resource [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http: //www.ukrstat.gov.ua.
2. Касич, А.О. Розвиток швестицшно-шновацшних про-цеав в Украш: джерела,оцшка,перспективи [Текст] : монография / А.О. Касич ; Кременчуцьк. держ. политех. ун-т iм. М.Остроградського. - Кременчук : Кременчуцька мюька друкарня, 2008. - 406 с.
3. Нужний, К. М. Сутшсть та структурш елементи еко-номiчного потенщалу шдприемства [Електронний ресурс]. Режим доступу: http://www.rusnauka.com.
4. Бланк, И. А. Инвестиционный менеджмент [Текст] / И. А. Бланк. - Киев : ИТЕМ Лтд,Юнайтед Лондон Трейд Лимитед, 1995, - 448 с.
5. Ткаченко Ю.В., Ящук Д.Л. Сбалансированная систе-
ма показателей как методический базис оценивания инвестиционной привлекательности акционерных обществ // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2013. № 2 (13). С. 53-56.
6. Шнайдер В.В. Особенности механизма формирования инвестиционной привлекательности хозяйствующего субъекта // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2013. № 4. С. 38-40.
7. Никифорова Е.В., Шнайдер О.В. Бухгалтерская финансовая отчетность как основной источник информации инвестиционной привлекательности // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2013. № 2 (13). С. 48-50.
8. Чарушина Е.И. Оценка привлекательности территории // Вестник НГИЭИ. 2014. № 3 (34). С. 99-109.
9. Синявин В.Ю., Янина Т.Ф., Кулаженкова А.В. Факторный анализ в исследовании проблемы повышения экономической эффективности и инвестиционной привлекательности хозяйствующих субъектов // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. Т. 1. № 11 (15). С. 249-254.
10. Шнайдер В.В. Условия инвестиционной привлекательности как фактор финансово-хозяйственного благополучия // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2013. № 2 (13). С. 58-61.
11. Наговицына Э.В. Проблемы инвестиционной привлекательности АПК // Вестник НГИЭИ. 2014. № 5 (36). С. 121-125.
12. Гаврилюк, О.В. 1нвестицшний iмiдж та швестицшна привабливють Украни [Текст]/ О. В. Гаврилюк // Фшанси Украни. - 2008. - № 2 (147). - С. 68-81.
FEASIBILITY STUDY OF INVESTMENT POLICY OF THE REGION
© 2015
A.N. Rehteta, lecturer of chair of finance and credit
Nikolaev National University named after V.A. Sukhomlinsky, Nikolaev (Ukraine)
Abstract. In the article, the mechanisms of formation and implementation of regional structural investment growth strategy were studied. The methodological approach to improve the efficiency of the investment policy of the region was reviewed. The modern sources, mechanisms and instruments of investment financing that can be used by Ukrainian regions in their development process were reviewed.
Keywords: the company's investment potential, investment resources energy company, investment potential, investment attractiveness, investment climate, investment environment, investment policy.