УДК 94
THE ECONOMIC DECLINE OF UR CITY AND ITS CONSEQUENCES ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УПАДОК г. УР (МЕСОПОТАМИЯ) И ЕГО
ПОСЛЕДСТВИЯ
К. Rokan
UniversityofAl-Qadissiya dr.mkrokan٠mail.com
Submission Date: 12.04.18 Аннотация
Данная статья посвяирена анализу предпосылок развития экономического кризиса, причин и последствий экономического города Ур, одного из
наиболее известных городов Месопотамии. Автор выделяет экономический ^а^тор как одну из важнейших особенностей развития данного шумерского города, в Ираке город и؛^е^е^с^т€^н как «Телль аль-Муккайар». в настоящее время с^с^^а^тк^и г^с^р^с^д^а Ур н^а^х^с^д^я^тс^я, н^а юге ^р^а^к^а н^а р^а^с^с^п^с^я^г^и^и 365 километров к к^г^с^-^е^с^с^тс^ку от столицы с^шр^с^г^ы,. Ур развивался на прютянии ряда
эпох. Во время правления многих царей, власть которых распространялась ^а обширные пространства, город б^1л центром в^л^а^с^^и в Шумере. в новошумерский период Ур с^та^л с^тс^л^иг^е^й огромной империи, включавшей в себя значительные территории, а власть его правителей распространялась и за пределы Месопотамии (2112-2004 гг. до Н.Э.).
Ключевые слова., экономический кризис, экономический упадок, Ур,
Месопотамия, Иббисуэн
Abstract
The city c^fU٣ Is c^c^n^؛؛i^d^؛^T^e^d to be c^n^ec^ft^^e most Important cities i^n Mesopotamia. In Iraq it is kn^c^wn as Thai Al-^u^^y^ar. The dynasty ruled oxer Mesopotamia and the life i^n the city flourished till the reign ^f the last king, Abi-Sin, when the economy
declined affecting the life ^f people. The revolts ^f a number ^f cities, as well as the Elamites and Amorites invasions followed, resulting in the fall ^f the city and the Third Dynasty.
^n the p^T^e^s^e^r^t research, we discuss the decline of the Ur’s economy, as well as other reasons, which resulted in the fall of the cityand the Third Dynasty. It was thecapital ^f the^reat stateduringthe r^e^i^g^n ^f the Third Dy^n^c^j^t^y of Ur (2112-2004 BC). Keywords: Ur, Mesopotamia, ؛؛r^؛^n Dynasty, history, economy
For itk, Rokan, M.K. (2018). Ekonomicheskii wpadok go٣oda ٧٣ mesopotamiia 1 ego posledstvba fTke economic decline ^٧٣ئ city a^d Its c^o^؛؛^٣e^q٣^e^٣^c^e^؛^]. Ewastan liable Stadies, ١ق pp. 120-129.
ВВЕДЕНИЕ
Экономический фактор был одним из важнейших особенностей развития шумерского города Ур (Месопотамия), приведших к кризису. Ухудшение политического положения и нашествие аморейских племен привело к тому, что они захватывали сельскохозяйственные угодья, отрезая коммуникации, ведущие к Уру [Дьяконова, 1983, C. 75]. Происходило засоление почв и поднятие уровня ила в реках Месопотамии. Все это естественно приводило к недостатку продовольствия, особенно зерна. Дефицит, в свою очередь, вызвал резкое повышение цен [Дьяконова, 1983, C. 311]. Клинописные тексты указывают, что недостаток пшеницы и повышение цен в шестьдесят раз по сравнению с обычным уровнем привели к голоду в Уре [Гоми, 1984, С. 211]. Основной целью данного исследования является анализ вопроса экономического упадка г. Ур, что привело в его гибели как крупного торгового центра. В ходе постановки цели нами выделены следующие задачи: 1) рассмотреть предпосылки развития экономического кризиса г. Ур; 2) анализировать основные причины экономического упадка г. Ур; 3) проанализировать последствия экономического упадка г. Ур.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Ур был огромным городом, имел форму неправильного овала, в длину - около 4-5 км, в ширину - около 1,5-2 км. Большую часть занимали сады и сельскохозяйственные угодья. Обитаемая площадь составляла 200 х 700 м. Город окружала огромная стена овальной формы, построенная из необожженного кирпича. Город был вытянут с северо-запада на юго-восток. [Ахмад, 1988. C. 151] и в древности находился поблизости от реки Евфрат [Дьяконов, 1990, С. 23].
С севера и запада Ур был окружен широким каналом, прокопанным на расстоянии 50 ярдов от восточной стены города. Таким образом, город с трех сторон был окружен водой и проникнуть в него можно было только с юга [Лиоед, 1980, С.114].
После смерти Шусуэна, четвёртого царя в III династии Ура, к власти пришел его малолетний сын Иббисуэн [Ру, 1983. C.75]. Его имя упоминается в
Шумерском царском списке, который указывает, что царь правил 24 года (20282004 гг. до н.э.). Во время его правления завершилась история III династии Ура, эпоха которой продолжалась около века (2112-2004 гг. до н.э.).
Во время своего восшествия на престол Иббисуэн был коронован в трех важнейших городах государства: в столице - Уре, в священном городе Ниппуре и в Уруке. Возможно, этим шагом он хотел подчеркнуть политическое единство государства в своем лице. Не исключено, что Иббисуэн таким образом пытался ответить на беды, свалившиеся на страну. Однако письменные источники подтверждают, что во время его восшествия на трон власть была единой [Хельмот, 2004. C. 98].
Как и его предшественники, свое правление Иббисуэн начал со строительства. Были возведены стены в Уре и Ниппуре. По-видимому, это были меры предосторожности [Якобсен, 1953, С. 41]. Также были организованы походы в ряд северных регионов [Багир, 1976, С. 393]. Клинописные тексты сообщают, что на третьем году своего правления Иббисуэн организовал военный поход на Симуррум, а на девятом году - в страну Аншан. На четырнадцатом году правления царь одержал победы над Сузами, Адамдуном и Аваном, захватив в плен их правителей [Дахир, 2007, С. 20]. Однако, несмотря на все военные успехи Иббисуэна, его государство вступило в период слабости и упадка, которые стали проявляться с первых лет его правления. Уже на втором году города и области, ранее подчинявшиеся Уру, стали объявлять о своей независимости [Крамер, С. 611]. Региональные правители отказались от официальных записей событий, создаваемых в Уре, и стали записывать только местные события. Это означает, что такие правители перестали признавать центральную власть [Бадж, 1925. С. 38]. Город Эшнуна в период правления в нем Атурии стал первым городом, провозгласившем свою независимость. Это случилось на втором году правления Иббисуэна [Эдзард, 1957, С. 45]. На третьем году примеру Эшнуны последовали Сузы, столица Элама [Ру, С. 240], на пятом году - Лагаш, на шестом - Умма, на девятом - Ниппур, священный город, источник легитимизации царской власти [Багир, 1976, С. 393]. С шестого года правления Иббисуэна правители этих городов договорились посылать жертвы в храм бога Луны Нанара. Клинописные тексты, написанные в последующие эпохи, упоминают о восстаниях жителей против центральной власти [Багир, 1976, С. 394].
Иббисуэну досталось внутренне ослабевшее государство, на которое еще отовсюду наседали враги. С востока опасность исходила от эламитов, которые
только и поджидали момента, чтобы обрушиться на Ур, с северо-запада нападали аморейские племена, нанося сильнейший удар по экономике государства. Все это усугублялось отделением многих городов и предательством правителей. И, несмотря на это, Иббисуэн смог удержаться у власти на протяжении 24 лет (2028-2004 гг. до н.э.).
Аморейская проблема обострилась уже в эпоху Шульги. Эти племена постоянно вторгались в страну, угоняя скот и разоряя поля. Чтобы противостоять этим набегам, Шульги вынужден был построить вал длиной 63 километра. Во время правления его внука Шусуэна длина вала уже достигла 280 километров. Однако он не смог сдержать амореев [Хельмот, С. 99]. Новое нашествие амореев началось на пятом году правления Иббисуэна. Они смогли прорваться через вал и напасть на шумерские города, грабя и разрушая их. Другие города воспользовались ситуацией и отложились от центральной власти, которая проявила свою неспособность защититься от вторгнувшихся племен [Багир, с. 395]. Клинописные тексты указывают, что амореи обосновались в большинстве городов, ранее подчинявшихся III династии Ура, таких как Ниппур, Лагаш, Умма, Дурейхим и Эйсан [Эдзард, 1957, С. 45]. Иббисуэн направил к западным границам войско под командованием Ишбиэрры, которому были предоставлены широкие полномочия, чтобы изгнать амореев из страны. Ишбиэрра был очень хитрым и коварным человеком. Он чувствовал слабость центральной власти и стремился заручиться дружбой правителей окружающих городов, чтобы усилить свое влияние. Замыслив восстать против Иббисуэна, Ишбиэрра посвятил в свои планы нескольких своих командиров. Вскоре Иббисуэн потребовал от него купить много пшеницы, чтобы покончить с голодом, который изнурял страну и вызывал восстания. Царь не знал, что Ишбиэрра строит ему козни. До нас дошло письмо, которое последний написал своему повелителю. Ишбиэрра начал свое послание с известия о том, что он купил большое количество пшеницы (достаточное для прекращения голода). Однако из-за возросшей опасности со стороны амореев он боится, что они завладеют пшеницей. Поэтому Ишбиэрра направил ее в хранилища Иссина (где он был правителем; после падения Ура город стал столицей его царства). Чтобы отправить пшеницу в Ур и другие города Ишбиэрра попросил Иббисуэна отправить ему 600 кораблей и предоставить ему властные полномочия в местах их стоянок. Кроме того, полководец попросил царя не поддаваться эламитам, так как они слабы и у них недостаточно провизии. Напомнив еще раз о пшенице, которой достаточно,
чтобы кормить Шумер в течение пятнадцати лет, Ишбиэрра попросил назначить его правителем городов Иссин и Ниппур.
Ниже приводится текст письма Ишбиэрры Иббисуэну:
«Моему царю Иббисуэну. Вот то, что говорит твой слуга Ишбиэрра. Ты назначил меня ответственным в Иссине и Кизалу купить пшеницу. Однако цена за один курр достигла сикля... (вплоть до этого дня) я потратил талант серебра, чтобы купить пшеницу. Но сейчас я услышал известие, что враги Марту вошли в твою страну, поэтому доставил в Иссин 72000 курр пшеницы, доставил ее всю. Но сейчас Марту проникли в центр страны и овладели великими крепостями, одной за другой. Вся пшеница будет хорошо храниться. Если ты будешь нуждаться в пшенице, то я доставлю ее тебе. О мой царь! Эламиты ослабли в сражении, их пшеница. закончилась и не будет увеличена. Не соглашайся быть их рабом и не ходи позади них. У меня пшеница (которой хватит) на 15 лет, чтобы голод ушел из твоего дворца и городов. О мой царь! Облеки меня властью над городами Иссин и Ниппур» [Крамер, 1973, С. 481]. Царь Иббисуэн согласился с доводами Ишбиэрры и назначил его правителем городов Иссина и Ниппура. Полководец же прежде всего хотел гарантировать себе власть и только во вторую очередь доставлять пшеницу в Ур. Царь не раскрыл коварства Ишбиэрры. Последний же воспользовался слабостью своего повелителя и провозгласил себя царем, а Иссин - столицей своего государства. Не удовлетворившись этим, Ишбиэрра стремился захватить трон Иббисуэна. Об этом нам рассказывает письмо Пузур - Нимушды, правителя города Казаллу, царю Иббисуэну:
«Моему царю Иббисуэну. Вот то, что говорит твой слуга Пузур-Нимушда. Предо мной предстал посланник Ишбиэрры, (говоря), что царь Ишбиэрра отправил его со (следующим) посланием:
«Мой владыка Энлиль поручил мне заботиться о стране и приказал, чтобы я принес богине Нинсине города, военные лагеря по берегам рек Тигр и Евфрат, по берегам канала Нунси и канала Ми-Энлиль, земли страны Хамази до моря Маган, чтобы я сделал Иссин местом для правления Энлиля, дал городу великое имя, а также. Чтобы я заселил его города (города Шумера) людьми. Почему же ты сейчас противишься мне? Мне дано божественное имя Даган. У меня нет других намерений, кроме как принести благо Казаллу. Что же касается тех городов, дела которых мне поручил Энлиль, то в центре Иссина я буду строить. Я заставлю его отмечать их праздники. В Гибаре будут установлены мои статуи и мои эмблемы. Мой верховный жрец и моя верховная жрица в
присутствии Энлиля в храме (Икур) и в присутствии (Наны) в Икишнугале.. .будут возносить свои молитвы. Почему же ты... на которого ты полагаешься из его страны? Я построю стену Иссина и назову ее Идилияшуну». И произошло в точности, как он сказал: он построил стену Иссина и назвал ее Идилияшуну, овладел Ниппуром и поставил в нем стражу. Он объявил обо всех делах: о том, что он овладел Ниппуром, захватил в плен Зинуму, правителя Субиры, разграбил Хамази, вернул на свои места Нарахи, правителя Эшнуны, Шуанлиля, правителя Киша, и Бузуртуту, правителя Бадзиабы. Ишбиэрра остался во главе своих сил, овладел берегами Тигра и Евфрата, каналами Нунми и Мианлиль и вошел в Идильмалги... [Когда] Гирубубу, правитель Гиркала, сопротивлялся, отрезал Ишбиэрра. и захватил его. Он наводит на меня сильнейший ужас. Он обратил свой взор на меня. Пусть мой царь знает, что нет у меня союзника, и никто не выступит на моей стороне. С момента, как он уведомил меня.. только лишь пленник» [Крамер, 1973, С. 482]. РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате заговора Ишбиэрры государство Ур распалось на две части. Иббисуэн продолжал править городом Уром и прилегающими территориями в течение тринадцати или четырнадцати лет после восстания Ишбиэрры. Последний смог распространить свою власть вдоль течения Тигра и Евфрата от города Хамази на северо-востоке до Персидского залива на юге. Бывший полководец пленил лояльных Иббисуэну правителей и вернул на свои места тех, кого царь сместил со своих должностей из-за их предательства. Таким образом, Шумер оказался под властью двух царей: Иббисуэна, правившего меньшей частью страны из своей столицы - города Ура, и Ишбиэрры, правившего остальной частью страны. Его столица находилась в Иссине [Крамер, 1973, с. 92-94].
Горечь и слабость Иббисуэна видны в его ответе Пузур-Нимушде. Несмотря на то, что последний был на грани предательства, так как не помог лояльным Иббисуэну правителям, хотя и имел для этого силы, царь Ура не мог уже ничего сделать, кроме как умолять оставшихся верными ему правителей. Ишбиэрра, по словам Иббисуэна, не происходит от шумерского семени, он не сможет реализовать свое желание и править Шумером. Эламиты, продолжал царь, будут разбиты, так как Энлиль вывел амореев из их страны, и они нанесут эламитам поражение и захватят в плен Ишбиэрру.
Ниже приводится текст ответного письма Иббисуэна Пузур-Нимушде, правителю города Казуллу:
«Пузур-Нимушде, правителю города Казуллу. Вот то, что говорит твой царь Иббисуэн.
После того, как я выбрал тебе войска... и отдал их под твое командование как правителю Казуллу, не стали ли они, как и в моем положении, славой для тебя? Зачем ты посылаешь мне подобные послания: Ишбиэрра обратил свой взор на меня, я не приду, пока он не оставит меня. Как получилось, что ты не знаешь, когда Ишбиэрра вернется в (эту) страну? Почему ты не отправил, как того требовал Гирубубу, правитель Гиркала, войска, которые я тебе предоставил прежде, (чем он вернулся)? Как получилось, что ты опоздал с возвращением.? Энлиль ниспослал на Шумер зло, его враги вступают в страну. Сейчас Энлиль дал царскую власть ничтожному человеку - Ишбиэрре, который даже не из семени Шумера. Посмотри, Шумер унижен в собрании богов. Отец Энлиль, чьи приказания. приказал следующее: (Те, кто совершает зло, всегда были в Уре. Ишбиэрра, мариец, разрушит основы и разделит страну Шумер) и (также), когда я назначил правителей во многие города, эти города перешли к Ишбиэрре в соответствии с волей Энлиля (даже после того, как ты подчинишься, как. город, врагу, ты станешь слугой ему, но Ишбиэрра не знает). Но сейчас я обращаю сюда свой взор, чтобы оживить приятное слово и положить предел заблуждениям, чтобы они закончились. среди жителей. Ты не отступаешься и не противишься мне. Его рука не получит города, не станет мариец, как он того хочет, правителем города. Ведь Энлиль возбудил Марту и вывел из их страны. Они ударят по эламитам и пленят Ишбиэрру, вернув страну в ее (прежнее) состояние. Ее сила станет известна повсюду. Это горькое дело, но.) [Крамер, 1973, С. 483].
Эламиты внимательно следили за тем, что происходит в стране. На двадцать четвертом году правления Иббисуэна они заключили союз с субарийскими (су) племенами с гор Загроса на севере Элама и уничтожили город Ур. Захватчики ничего не оставили в нем, разрушили стены города, его дворцы и храмы, оставляя трупы жителей на улицах и площадях, пожары уничтожили хранилища и рынки. Все священное было осквернено, с особым остервенением они обрушились на храм Эйкашаркаль. Иббисуэна эламиты взяли в плен и увели с собой в Элам. В городе был оставлен гарнизон, который Ишбиэрра через шесть или семь лет смог изгнать, став правителем Шумера и Аккада [Крамер, 1973, С. 483].
Трагедия Ура и то, что учинили в нем эламиты и их союзники субарийцы -разрушения и кровавая расправа над жителями - ранее не имели аналогов в
истории Месопотамии и надолго остались в памяти людей. Поэты Месопотамии описали эту трагедию, посвятив поэмы и элегии тому, что случилось с Уром и его народом. Обнаружено множество глиняных табличек с этими жалобными песнями. Важнейшая из них - «Плач по Шумеру и Аккаду», в котором описывается уничтожение Шумера и Аккада, в том числе и Ура, падение III династии под ударами эламитов и субарийцев, а также «Плач по Уру», написание которого относят к Старовавилонскому периоду, то есть к началу II тыс. до н.э. Полный текст этого произведения состоит из 22 полных или частично сохранившихся табличек и содержит около 436 двустиший, собранных в одиннадцать частей разного объема. Этот Плач описывает горестные события, случившиеся с Уром, а на сороковой строке поэт оплакивает сам город:
Горький плач У1^о тебесегодня, город.
Город Ур, который уничтожит. Горький плач по немусегодня.
Останется по тебе плачболи. Будет горевать твойплачуций господин. Повелитель, чей д^с^м б^1л уничтожен,разделяет скорбь со своим городом. Плачет город, и плачет е^м^е^с^тес ним его владыгка, чья с^тр^с^г^а уничтожена. И вместес ним по его городу плачет Нингаль. (кир, и. С. 213)
«Плач по Уру» описыгвает, что произоило с городом:
О горе'. Царь Шумера покинулдворег.
Отправился Иббисуэн в страну Элам,
В далекиеобласти, кгранидам Анииана,
Какбудто быон у^^г^г^а, покидаюирая своегнездо,
Какчужеземегу для которого нет возвратана свою родину. Оэль-Асо&д,2002.
C. 30.)
ВЫВОДЫ
Таким образом, Ур перестал быть столицей Шумера, рухнуло его господство над Месопотамией, и закончилась эпоха III династии Ура, правившей около ста с лишним лет (2112-2004 гг. до н.э.) в результате вторжения аморейских племен и захвата ими значительной части страны, осады эламитами города Ура и голода, вызванной недостатком пшеницы.
С его падением опускается завеса мрака над шумерами, и они исчезают из политической жизни страны. Однако шумерский язык остался языком науки, поэзии и литературы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Budge, E. A. Wallis. (1925). Babylonian life and history. Ams Pr Inc. 296 p.
2. Edzard, D.O. (1957). Die "zweite Zwischenzeit" Babyloniens.Wiesbaden: Harrassowitz.
3. Gomi, G. (1984). On the Critical Economic Situation at Ur Early in the Reign of Ibbisin. Journal of Cuneiform (JCS), 36 (2), pp. 211-242.
4. Jacobsen, Th. (1953). The reign of Ibbi-Suen. Journal of Cuneiform studies,7 ,pp. 36-47.
5. Kramer, S.N. (1967). The Death of Ur-Nammu and his Descent to the Netherworld. Journal of Cuneiform Studies, 21, pp. 104-122.
6. Kramer, S.N. The Deluge. Ancient Near Eastern Texts Relating to the Old Testament.
7. Эль-Асоад Х.Б. Плач литературы в Месопотамии / Х.Б. эль-Асоад. Маосил, 2002. 30 c.
8. Ахмад С.С. Царские и военные города / С.С. Ахмад. Багдад, 1988. Т.1. С. 151.
9. Багир Т. Введение в историю древних цивилизаций: в 2- х томах. Т. 1 / Т. Багир. Багдад, 1976. 393 с.
10. Города государства Шумер //История древнего мира. Ранняя древность / под ред. И.М. Дьяконова. Наука: Главная редакция восточной литературы издательства, 1989. 470 с.
11. Дахир И.С. Изучение клинописных текстов III династии Ура / И.С. Дахир. Багдад, 2007. 20 с.
12. Дьяконов И.М. Люди города Ура / И.М. Дьяконов. Москва: Главная редакция восточной литературы, 1990. 107 с.
13. Крамер, С. Н. Эльсумарион / С. Н. Крамер; пер. Д-р Файсала эль-Ваили. Кувейт, 1973.
14. Лиоед, С. Памятники Месопотамии / С. Лиоед; пер. С.С. Ахмад. Багдад, 1980.
15. Ру, Г. Древний Ирак / Г. Ру; пер. Хусаина Алоана Хусаина. Багдад, 1983.
16. Хельмот, У. Шумерские люди ранней истории / У. Хельмот; пер. Хабиб, Х. Багдад, 2004.
BIBLIOGRAPHIC REFERENCES
I. Budge, E. A. W. (1925). Babylonian life and history. Ams Pr Inc. 296 p.
1 Edzard, D o 1957ا'). Die "ztite Awischenzeit" BabyloniensWTesbaden'. Harrassowitz.
3. Gomi, G. (1984). On the Critical Economic Situation at Ur early in the Reign of Ibbisin. Journal of Cuneiform (JCS), 36 (2), pp. 211-242.
4. Jacobsen, Th. (1953). The reign of Ibbi-Suen. Journal of Cuneiform studies,! ,pp. 36-47.
5. Kramer, S. N. (1967). The Death of Ur-Nammu and his Descent to the Netherworld. Journal of Cuneiform Studies, 21, pp. 104-122.
6. Kramer, 8K. The Deluge. Ancient Near Eastern Texts Relating to the Old Testament.
7. El-Asaad, H.B. (2002). Lament literature in Mesopotamia. Mosel. 30 p.
8. Ahmad, S.S. (1988). Royal and military cities. Baghdad. Vol.1. P. 151.
9. Bagfr, T. (1976١). Introduction to the history o؛ ancient civilizations. Baghdad. 393 p.
10. Cities of Sumer. (1989). In I. M. Diakonov (Eds.), In History of the ancient world. Early antiquity (pp.57-72). Nauka: Main edition of Oriental literature publishing house.
II. Dahifr,I.ا2) .<؟\ The study of texts of the III dynasty ^^Ur. Baghdad. 20 p.
12. Diakonov, I.M. (1990). The people of the Ur ci^. Moscow: Main edition of East literature. 107 p.
13. Kramer, S.N. (1973). Alamarin (Dr. Faysal El-Waily Trans.). Kuwait. 1ALioud, 9\) .<؟f). The Monuments of Mesopotamia (؟>. Ahmad Tram.١ Baghdad.
15. Roux, G. (1983). Ancient Iraq (A.H. Hussain Trans.). Baghdad.
16. Helmot, W. (2004). Sumerian people of the early history (H. Habib Trans.). Baghdad.
Injfof٠ntionabout theauthor
Assistant Processor Dr. K. Rokan
University ofAl-Qadissiya Republic of Iraq dr.mkrokan@gmail.com
ا'ا ال '|| ٠ III
ИНСТИТУТ международных отношении
UNIVERSUM+
ЦЕНТР
развития
компетенции