ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 1 Часть 2
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ И ТЕНДЕНЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КАМБОДЖИ
ВОЛЬЧИК В.В.,
до кт ор эко н омических наук, профессор, Южный федеральный университет, e-mail: [email protected];
ШИРЯЕВ И.М.,
магистр экономики, аспирант, Южный федеральный университет, e-mail: [email protected]
В статье представлено исследование современного социально-экономического развития Камбоджи. Последовательно рассмотрены такие элементы социально-экономического развития, как экономический рост, изменение уровня свободы и качества институтов, изменение численности населения. Выявлены основные экономические проблемы, способные в дальнейшем воспрепятствовать успешному социальноэкономическому развитию страны.
Ключевые слова: социально-экономическое развитие; экономический рост; свобода; институты; численность населения; Камбоджа.
The article presents research of modern social and economic development of Cambodia. We consider sequentially elements of social and economic development: economic growth, change of degree of freedom and quality of institutions, population change. The paper reveals fundamental economic problems, which are capable in the future to block successful social and economic development of the country.
Keywords: social and economic development; economic growth; freedom; institutions; population; cambodia.
Коды классификатора JEL: 010, 047, 053.
Экономический рост является одним из важнейших составляющих успешного социально-экономического развития каждойстранымира.Вконтекстеисследованийперспективныхнаправленийсовременнойэкономическойтеории-экономики развития, мировой экономики, институциональной экономики - возникают задачи оценки показателей экономического роста, определения его факторов, т.е. причин экономического процветания богатых стран, изучения последствий, в том числе негативных, экономического роста, а также ограниченного и непретендующего на аподиктическую истинность прогнозирования экономического роста в будущем. Другие элементы социально-экономического развития - расширение или сокращение свободы, эволюция институтов, изменение уровня безопасности, демографические процессы - являются причинами или следствиями экономического роста, взаимосвязаны с ним.
К числу важнейших задач институционального подхода к исследованию проблем экономического развития относится определение причин экономического роста в развитых странах, в которых, как предполагается, имеются эффективные институты. Одновременно институциональная экономика выявляет причины, по которым развивающиеся страны оказываются неспособны последовать по пути развитых, переняв их институты. Однако не менее важна обратная задача -определение того, каким образом возможен экономический рост в развивающихся странах, не обладающих совершенными институтами. В этой связи большой интерес вызывает социально-экономическое развитие Камбоджи, в которой при чрезвычайной бедности основной массы населения наблюдается не только рост численности населения, но и высокие темпы экономического роста. При исследовании состояния и развития экономики какой-либо страны необходимо изучение конкретных фактов с учетом локальной специфики и исторических особенностей. «Функционирование экономической системы в целом, формирование институтов и деятельность отдельных хозяйствующих субъектов в конечном счете обусловлены индивидуальным человеческим поведением, принятием решений акторов о покупке, продаже, производстве, инвестировании, сбережении и т.д.» [3, С. 62]. Однако научный подход представляет собой некоторую абстракцию, и при исследовании макроэкономических явлений необходимо осуществлять типизацию повторяющихся взаимодействий акторов в процессе экономической деятельности. Таким образом, цель данной статьи состоит в том, чтобы, опираясь на статистические данные, исследовать экономический рост, институциональную эволюцию и динамику численности населения Камбоджи.
© В.В. Вольчик, И.М. Ширяев, 2012
Исходным пунктом исследования экономической динамики является определение статистического показателя, наилучшим образом отражающего уровень экономического развития страны. Несмотря на распространенность использования, абсолютный объем валового внутреннего продукта и темп его увеличения не являются адекватными показателями экономического роста. Имея некоторую научную ценность (сравнение «экономической мощи» разных стран) с точки зрения государственных экономистов, чиновников и политиков, данные показатели ничего не говорят о благосостоянии индивидов в рассматриваемой стране. Методологический индивидуализм заставляет обратиться к различным экономическим показателям «на душу населения». Такие показатели не учитывают экономического неравенства, имеющего место в стране (например, в 2007 г. индекс Джини в Камбодже составил 44,37 [21]). Однако экономическая теория не способна вывести приемлемую надындивидуальную функцию полезности доходов и определить наиболее предпочтительную степень экономического неравенства. Поэтому различные варианты показателя ВВП на душу населения остаются наилучшими индикаторами степени экономического развития страны, а также скорости и направления изменения этого развития (экономического роста или упадка).
Оценка степени экономического развития с помощью ВВП на душу населения в долларах США в текущих ценах не учитывает влияния разницы уровня цен в различных странах. Камбоджа (как и другие развивающиеся страны) всегда характеризовалась более низким сопоставимым уровнем цен, чем США, т.е. одни и те же товары в Камбодже в среднем стоят дешевле, чем в США [14]. Влияние данного факта на измерение уровня ВВП на душу населения заключается в том, что измеренный в соответствии с относительно более низкими внутренними ценами ВВП оказывается меньше, чем если бы уровень цен был более высок. В результате недооценивается степень экономического развития стран с более низкими в среднем ценами (как Камбоджа) и переоценивается степень экономического развития стран с более высокими в среднем ценами (как США). Чтобы решить данную проблему, для оценки степени экономического развития используется величина ВВП на душу населения по паритету покупательной способности. Изучение изменения валового внутреннего продукта на душу населения по ППС в текущих ценах в долларах США говорит о более высоком уровне экономического развития и более высоких темпах экономического роста [14, 18, 20], чем это следовало бы из изучения ВВП на душу населения без учета ППС.
Однако и показатель ВВП на душу населения по ППС в долларах США в текущих ценах несовершенен, так как не учитывает обесценения доллара США с течением времени. Доллар США является в настоящее время важнейшей денежной единицей и позволяет производить соизмерение дохода на различных территориях. Но соизмерение производных от цен показателей (например, ВВП на душу населения по ППС в долларах США в текущих ценах) во времени затруднено наличием инфляции. Данную проблему можно было бы решить путем выражения ВВП на душу населения по ППС в долларах США в ценах какого-то определенного года.
Пожалуй, наилучшим показателем экономического роста является ВВП на душу населения по ППС в долларах США в постоянных ценах. И данный показатель (в ценах 2005 г.) приведен на сайте Всемирного банка.
Рис. 1. ВВП на душу населения по ППС в Камбодже, в долларах США в постоянных ценах 2005 года (по данным Всемирного банка) [19]
Представление об уровне экономического развития Камбоджи будет без сомнения неполным, если не сравнить ее показатели с показателями других стран. Данные Всемирного банка показывают, что уровень экономического развития Камбоджи ниже, чем у соседних стран, таких как Вьетнам, Лаос и Таиланд, и намного ниже, чем в России [19].
Конечно, размер ВВП на душу населения даже со всеми проведенными корректировками неспособен полностью отразить уровень благосостояния в стране. Высокая степень дифференциации доходов, низкий уровень свободы и безопасности способны испортить картину устойчивого экономического роста.
Из анализа индекса экономической свободы, рассчитываемого Фондом «Наследие» (Heritage Foundation) и «Газетой Уолл-стрита» (Wall Street Journal), следует, что после падения уровня экономической свободы в 2003-2006 гг. Камбоджа принадлежит к группе в основном несвободных стран. Роста свободы практически не наблюдается. Однако в сравнении
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 1 Часть 2
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 1 Часть 2
с соседними странами и Россией текущий уровень экономической свободы в Камбодже достаточно высок [17]. С другой стороны, Freedom House в 2011 г. оценил уровень политических прав в Камбодже 6 баллами из 7, а уровень гражданских свобод - 5 баллами из 71, присвоив в итоге статус несвободной страны [10].
Уровень свободы в любой стране тесно связан с качеством существующих институтов. Институты дают сигналы о возможных, предпочтительных и нежелательных вариантах поведения [2, с. 18]. Ограничивая некоторые действия людей, они позволяют осуществить другие действия, которые были бы невозможны в случае отсутствия институтов. От качества институтов зависит, какие действия - разрушительные или увеличивающие благосостояние в обществе - становятся возможными и предпочтительными.
Исследователи Всемирного экономического форума подчеркивают значимость качества институтов для конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности страны. За последние годы эффективность институтов в Камбодже в среднем возросла: в 2008 г. Камбоджа оказалась на 103-м месте из 134 стран, набрав 3,4 балла из 7; в 2009 -на 92-м месте из 133, набрав 3,5 балла из 7; в 2010 - на 94-м месте из 139, набрав 3,6 балла из 7; в 2011 - на 79-м месте из 142, набрав 3,7 балла из 7. Из исследования Всемирного экономического форума также следует, что в настоящее время качество институтов в Камбодже выше, чем во Вьетнаме и России, но ниже, чем в Таиланде [25].
На основе данных Всемирного экономического форума [25] можно сделать парадоксальный вывод: Камбоджа отличается большей степенью защиты прав собственности, более низким уровнем государственной поддержки ассоциированных с чиновниками предприятий, более низким уровнем государственного вмешательства в целом, большей успешностью легальных механизмов оспаривания правил регулирования, чем экономически более благополучные Вьетнам, Таиланд и Россия. С другой стороны, в Камбодже большее распространение имеет взяточничество. Исследователи Всемирного экономического форума отмечают, что высокий уровень коррупции является самой большой проблемой для бизнеса в Камбодже.
При социобиологическом подходе изменение численности населения может служить объективным и реалистичным обобщенным показателем социально-экономического развития. Под влиянием данного подхода в эволюционной экономике был сформулирован критерий отбора групп. В соответствии с данным критерием предполагается, что те группы или общества, которые в состоянии находить и способствовать распространению лучших форм социального и экономического сосуществования, также способны успешнее увеличиваться путем более высокой рождаемости или интеграции чужаков. Большее количество членов группы делает возможным последующее разделение труда и специализацию, так что эффект усиливает сам себя. Группы или общества, которые не могут сохранить свои спонтанно возникшие порядки от вредных влияний, напротив, будут сокращаться или даже полностью вымирать [26]. Данный подход сталкивается с проблемой, которая заключается в трудности определения границ группы и измерения ее численности. На практике это иллюстрируется возможностью оспаривания объективности и реалистичности показателя численности населения Камбоджи.
Изучение численности населения Камбоджи на основе данных МВФ поднимает вопрос о переписывании истории. Казалось бы, что является более объективным и постоянным параметром, чем численность населения определенной территории в определенном недавно прошедшем году. Оказывается, это не так, и в новых сборниках статистических данных производится корректировка численности населения в прошлом; в результате данные о численности населения в сборниках за разные годы оказываются различными. Так, например, численность населения Камбоджи в 1994 г. в сборнике МВФ за сентябрь 2006 г. [11] составила 9,954 млн, но в сборнике за апрель 2007 г. [12] и нескольких последующих сборниках данный показатель составил 10,876 млн, а начиная со сборника за апрель 2009 г. [13], указывается 11,161 млн.
Воспользуемся последним сборником [14], чтобы представить на диаграмме динамику численности населения Камбоджи по данным МВФ. Статистические данные МВФ по численности населения охватывают период с 1986 по 2008 гг. Статистические данные Всемирного банка по данному показателю охватывают период с 1960 по 2010 гг. Бюро переписи населения США приводит данные для Камбоджи с 1950 по 2011 гг. Кроме того, в 1998 и 2008 гг. в Камбодже проводились переписи населения, результаты которых представлены на сайте камбоджийского Национального института статистики. Сравним на одном графике, насколько различаются между собой все эти данные.
по данны м Б юро переписи населения США
поданным В оемирного банка
-х- поданным
Международного валютного фонда
-ж- поданным Национального института статистики
(Камбоджа)
Рис. 2. Численность населения Камбоджи, млн чел. (по данным Бюро переписи населения США, Всемирного банка, Международного валютного фонда и Национального института статистики) [14,15,16, 23, 24]
1 Подразумевается, что чем больше баллов, тем меньше свобода: у КНДР оба показателя по 7 баллов.
Имеются некоторые различия, однако в целом данные из этих источников близки друг к другу. Результаты переписей дают более низкое значение численности населения по сравнению с данными международных организаций. Разумно предположить, что некоторые жители могут быть не отражены в данных переписи, а иностранные организации стремятся компенсировать неполный охват переписями населения с помощью некоторого увеличения показателя численности. Тем не менее, различные источники подтверждают устойчивую тенденцию роста численности населения с начала 1980-х гг.
Однако можно наблюдать некоторое торможение темпов увеличения численности населения. В первую очередь это связано со снижением суммарного коэффициента рождаемости2, или коэффициента фертильности, или если переводить дословно «общего коэффициента плодовитости» (Total fertility rate) - отношения численности рождений к численности женщин.
Рис. 3. Суммарный коэффициент рождаемости в Камбодже (по данным Бюро переписи населения США,
Всемирного банка и Национального института статистики) [9, 22,24]
Большой интерес представляет определение перспектив экономического роста в Камбодже. Однако ввиду ограничений, характерных для институционального подхода [1, С. 131], вместо предсказания будущей ситуации целесообразно рассмотреть те проблемы, которые могут воспрепятствовать продолжению экономического роста.
Сначала рассмотрим некоторые распространенные заблуждения. По мнению такого автора, как Сум Санниситх, в число основных направлений социально-демографической политики в Камбодже должны входить: «формирование условий, позволяющих в большей степени сочетать сельскохозяйственный, ремесленный и торговый бизнес, что в состоянии без резкого увеличения инвестиционных вливаний оживить хозяйственную жизнь страны и частично поднять жизненный уровень населения; (...) поощрение провинциальных администраций за проведение курса, направленного на претворение в жизнь мер по закреплению коренного населения путем создания дополнительных рабочих мест и развития хозяйственной инфраструктуры в целях стимулирования расширенного товарного производства» [7]. То есть фактически утверждается, что государство должно поддерживать традиционные отрасли, не стремясь к развитию передовых, основанных на инновациях и зарубежных инвестициях. Двусмысленность понятия «закрепление населения» (подразумевается какое-либо ограничение свободы?) в еще большей степени делает наглядным плохое качество данных рекомендаций.
Альтернативный подход представлен в работах Гнела Ратха. По его мнению, государственное регулирование в Камбодже должно быть направлено «на создание благоприятного климата для привлечения прямых иностранных инвестиций» [4, С. 152]. Несомненно, достижение равноправия между иностранными и местными инвесторами, запрет на экспроприацию, национализацию, конфискацию и отчуждение иностранных инвестиций, и некоторые другие меры, направленные на повышение инвестиционной привлекательности Камбоджи, являются правильными. Но инвестиции представляют собой разновидность затрат ресурсов. Следовательно, увеличение инвестиций нельзя оценивать только положительно, не учитывая другие экономические факторы. Также необходимо учитывать, что величина и структура инвестиций во многом определяются не количеством ресурсов, а эффективностью институтов [8, С. 80]. Более того, «особые привилегированные условия» и «специальные побудительные механизмы» [4, С. 154], обеспечивающие государственную поддержку избранным предприятиям, будут всегда способствовать только коррупции, но не нормальному экономическому росту.
В целом, при низком уровне экономического развития и наличии ресурсов, институты среднего качества предоставляют некоторые возможности для дальнейшего экономического роста. Основной проблемой в Камбодже является в целом недостаточный уровень свободы. Другой важной проблемой является коррупция. Очень важно правильно понять причины данного явления и отказаться от популярных и кажущихся легкими способов борьбы с ним. Ни создание специального ведомства, которое должно выявлять коррупционеров, ни ужесточение наказаний,
2 Общепринятое название в отечественной статистике. См. [6, ^ 109].
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 1 Часть 2
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 1 Часть 2
не способны уменьшить коррупцию без уменьшения свободы. Возможно стоит подойти с другой стороны и вынести оплачиваемые взятками решения за пределы компетенции государственных ведомств. Учитывая печальные последствия военных действий в прошлом веке и недавних вооруженных конфликтов [5], важнейшей задачей государственной политики в Камбодже должно быть предотвращение конфликтов с другими странами и внутри страны. Другой задачей государственной политики должно быть повышение степени защищенности прав собственности широких слоев населения.
Проведенное исследование позволяет уточнить, как соотносятся некоторые экономические категории. В первую очередь следует придать конкретное значение понятию социально-экономического развития. Понятие социальноэкономического развития включает в себя как непосредственно экономическое развитие, так и некоторые общественные изменения (изменение уровня свободы, эволюция институтов, изменение численности населения и др.), которые непосредственно связаны с экономическим развитием. Изменение уровня экономического развития рассматривается как экономический рост или упадок в зависимости от направления изменения. Степень экономического развития большинства стран, как правило, положительно связана с уровнем свободы и качеством институтов. Подобное однозначное суждение относительно связи экономического развития с изменением численности населения (которое является другой важной составляющей социально-экономического развития) невозможно. Из идентификации уровня экономического развития как ВВП на душу населения следует априорное суждение, что чем больше при прочих равных условиях (в первую очередь при неизменном размере самого ВВП) численность населения на определенной территории, тем меньше на этой территории ВВП на душу населения и ниже уровень экономического развития. Однако изучение фактических данных показывает, что «прочие равные условия» могут не выполняться, и при росте численности населения возрастает уровень экономического развития, что требует дальнейшего подробного исследования институциональной структуры экономики.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вольчик В.В. Институционализм: вторичность нового мифа? (возможности и пределы институциональной экономики) // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2003. Т. 1. № 1. С. 126-134.
2. Вольчик В.В. Институты, экономическая координация и неявное знание // TERRA ECONOMICUS. 2011. Т. 9. № 2. С. 17-22.
3. ВольчикВ.В., Зотова Т.А. Экономическое поведение в контексте эволюции институтов // TERRA ECONOMICUS. 2010. Т. 8. № 4. С. 62-67.
4. Гнел Ратха. Механизм государственного регулирования процесса привлечения прямых иностранных инвестиций в Камбоджу // ТЕRRА ECONOMICUS. 2011. Т. 9. № 1. Ч. 2. С. 152-155.
5. Между Таиландом и Камбоджей вновь вспыхнул вооруженный конфликт // РБК daily. 26.04.2011. Режим доступа: http:// www.rbcdaily.ru/2011/04/26/world/562949980150556.
6. Российский статистический ежегодник. М.: Росстат, 2010.
7. Сум Санниситх. Отношение населения Камбоджи к современному демографическому и экономическому развитию страны. Дис. канд. экон. наук: 08.00.05, 08.00.14. Москва, 2003.
8. Ширяев И.М. Величина и структура инвестиций: институциональный анализ // Экономика организации: альтернативные пути исследований. Сборник статей / Под ред. В.В. Вольчика. Ростов н/Д: Изд-во «Содействие - XXI век», 2008.
9. CAMInfo Online. Режим доступа: http://nd.nis.gov.kh/caminfo/.
10. Freedom House. Country Report, Cambodia (2011). Режим доступа: http://freedomhouse.org/template.cfm?page=22&year=201 1&country=8009.
11. International Monetary Fund. World Economic Outlook Database, September 2006. Режим доступа: http://www.imf.org/external/ pubs/ft/weo/2006/02/data/weorept.aspx.
12. International Monetary Fund. World Economic Outlook Database, April 2007. Режим доступа: http://www.imf.org/external/pubs/ ft/weo/2007/01/data/weorept.aspx.
13. International Monetary Fund. World Economic Outlook Database, April 2009. Режим доступа: http://www.imf.org/external/pubs/ ft/weo/2009/01/weodata/weorept.aspx.
14. International Monetary Fund. World Economic Outlook Database, September 2011. Режим доступа: http://www.imf.org/external/ pubs/ft/weo/2011/02/weodata/weorept.aspx.
15. National Institute of Statistics. General Population Census 1998. Режим доступа: http://celade.cepal.org/khmnis/census/ khm1998/.
16. National Institute of Statistics. General Population Census 2008. Режим доступа: http://celade.cepal.org/khmnis/census/ khm2008/.
17. The Heritage Foundation, Wall Street Journal. Index of Economic Freedom. Режим доступа: http://www.heritage.org/Index/ Explore.aspx?view=by-region-country-year.
18. The World Bank Group. GDP per capita (current US$). Режим доступа: http://api.worldbank.org/datafiles/NY.GDP.PCAP.CD_ Indicator_MetaData_en_EXCEL.xls.
19. The World Bank Group. GDP per capita, PPP (constant 2005 international $). Режим доступа: http://api.worldbank.org/datafiles/ NY.GDP.PCAP.PP.KD_Indicator_MetaData_en_EXCEL.xls.
20. The World Bank Group. GDP per capita, PPP (current international $). Режим доступа: http://api.worldbank.org/datafiles/NY.GDP. PCAP.PP.CD_Indicator_MetaData_en_EXCEL.xls.
21. The World Bank Group. GINI index. Режим доступа: http://data.worldbank.org/indicator/SI.POV.GINI.
22. The World Bank. Fertility rate, total (births per woman). Режим доступа: http://api.worldbank.org/datafiles/SP.DYN.TFRT.IN_ Indicator_MetaData_en_EXCEL.xls.
23. The World Bank. Population, total. Режим доступа: http://api.worldbank.org/datafiles/SP.POP.TOTL_Indicator_MetaData_en_ EXCEL.xls.
24. U.S. Census Bureau. International Data Base. Режим доступа: http://www.census.gov/population/international/data/idb/ country.php.
25. World Economic Forum. The Global Competitiveness Report 2011-2012. Режим доступа: http://www3.weforum.org/docs/WEF_ GCR_Report_2011-12.pdf.
26. Wrobel R.M. Grundlagen einer evolutorischen Theorie der institutionellen Entwicklung // Majandusarengu institutsionaalsed tegurid / JUri Sepp & Raigo Emits (ed.). University of Tartu. Faculty of Economics and Business Administration. 2006. Ed. 1. Vol. 26. № 26.
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 1 Часть 2