Данная система критериев позволила определить наиболее приоритетные аналоги: Navision (Microsoft), 1С Комплексная Конфигурация (1С). По экономическому критерию предпочтение было отдано системе 1С.
Но, важно отметить, что только внедрение системы приоритетов позволило выбрать предпочтительные направления. И 1С и Microsoft очень крупные игроки российского рынка выбранного сегмента. На требуемую перспективу (5 лет — стандартный срок жизненного цикла информационной системы, срок моногамности платформы) не представляющие серьезных опасений относительно жизнестойкости решения в плане поддержки. Кроме того, вероятно, развитие и совершенствование систем будет происходить, а значит, выбранное направление флуктуации рынка позволит поддержать конкурентоспособную стратегию успеха!
ЛИТЕРАТУРА.
1. Лондон Дж., Лондон К. Управление информационными системами. СПб.: Питер, 2005.
2. Пол К. PHP обживает платформу Windows // Computerworld. 2006. № 46. http://www.osp.ru/text/ 302/3698795/
3. Прохоров А. Рынок информационных технологий 2003-2004: цифры, тенденции, прогнозы // Компьютер-Пресс.2004. № 1. http://compress.ru/Archive/CP/2004/1/31/
4. Прохоров А. Рынок информационных технологий 2004-2005: цифры, тенденции, прогнозы // Компьютер-Пресс. 2005. № 1. http://compress.ru/Archive/CP/2005/1/13/
5. Прохоров А. Рынок информационных технологий 2005-2006: цифры, тенденции, прогнозы // Компьютер-Пресс. 2006. № 1. http://compress.ru/Archive/CP/2006/1/1/
6. Саати Т.Л. Принятие решений: метод анализа иерархий. М.: Радио и связь. 1993.
7. Тоффлер Э. Шок будущего. М.: ACT, 2002.
8. Экономическая информатика: введение в экономический анализ информационных систем: Учеб- Г ник. М.: ИНФРА-М, 2005.
9. Sakaiya T. The Knowledge-value Resolution, or a History of Future. N.Y.-Tokyo, 1991; Сокр. русск. пер.: Сакайя Т. Стоимость, создаваемая знанием, или история будущего // Новая постиндустри- □ альная волна на Западе. М.: Academia, 1999. ^
ВЕСЕЛОВ Д.С.
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕКРЕАЦИОННОЙ ТЕРРИТОРИИ
CD S О
а.
ф
X
О О
Пространственная организация туристско-рекреационной сферы заметно отличается от мест, ®
наделенных другим функциональным профилем (промышленность, сельское хозяйство, транспорт ^
и т.д. ). Это обусловлено тем, что данная сфера имеет социальную ориентацию, целью которой - <
является предоставление разнообразных услуг населению в области туризма, отдыха, оздоровле- "
ния с учетом развития отраслей, обеспечивающих функционирование этих направлений. В соответ- ^
ствии с установившейся к настоящему времени ступенчатой иерархии рекреационного райониро- о
вания можно выделить [3]: т
- макрорайоны, которые занимают значительную площадь (например, Центральный, Северо- £ Западный, Черноморско-Азовский и т.п. ); £
- мезорайоны — рекреационные районы среднего рангового уровня и отличающиеся более 1 концентрированной рекреационной плотностью в отличие от макрорайонов (Московский, ¡3 Санкт-Петербургский, Сочинский и т.д. ); ®
- микрорайоны — пространственные подразделения низшего рангового порядка, в которые непосредственно входят отдельные рекреационные объекты. й
Условия и перспективы развития отдельных отраслей рекреационного хозяйства перечислен- 1
ных разноуровневых районов напрямую зависят от места, занимаемого ими в экономике региона. о
Это определяет внимание к ним со стороны административных органов власти, возможность привле- 9
О
чения инвестиций, установления особых условий управления. Туризм и санаторно-курортная сфера могут служить стимулятором для развития других отраслей экономики. Санаторно-курортный комплекс интегрирован более чем с тридцатью различными отраслями хозяйства.
Следует признать, что развитие курортов определяется, в первую очередь результатами их работы, от которых зависит их бюджет, а следовательно, и возможность направления средств на развитие курортной инфраструктуры. Внимание к проблеме финансирования санаторно-курортной отрасли обусловлено, прежде всего, отсутствием единой политики в данной сфере, а также наличием множества децентрализованных источников, не позволяющих составить достоверно объективную картину.
В настоящее время потребность в средствах федерального бюджета санаторно-курортных учреждений определяется на основе фактически сложившихся данных за предшествующие планируемому периоду годы, а не на нормативной и методологической базах по формированию расходных статей, предусматривающих обоснованную потребность конкретного учреждения в этих средствах.
Следует отметить, что рекреационная емкость зависит в первую очередь от наличия природных рекреационных ресурсов, которые в условиях рыночной экономики приобретают экономическую сущность и могут рассматриваться как один из экономических факторов развития санаторно-курортной сферы.
Необходимым условием развития является и обеспечение финансирования. Как показывает практика, наиболее сложным вопросом развития любой из отраслей (а санаторно-курортная сфера не представляет собой исключения) является вопрос привлечения инвестиций.
Физические свойства рекреационных природных факторов, оказывающих влияние на развитие лечения и отдыха общеизвестны, но следует учитывать и то, что в условиях рыночных отношений природные факторы приобретают экономическое значение. Прежде всего, это относится к землям рекреационного назначения. Отсутствие цены на землю несовместимо с нормальной рыночной экономикой. С введением в действие Земельного кодекса Российской Федерации земля участвует в экономическом обороте, являясь объектом купли-продажи, аренды, доверительного управления и других сделок гражданского характера.
В соответствии с законодательством России, земли рекреационного назначения являются государственной собственностью и не подлежат приватизации; тем не менее, определение стоимости рекреационных земель является необходимым условием успешного развития курортных регионов. Прежде всего, это касается определения размера арендной платы за предоставление в пользование земельного участка рекреационного назначения. В Краснодарском крае, как и в Российской Федерации, существует два вида платы за землю — земельный налог и арендная плата; применительно к рекреационным территориям плата за землю может поступать только в виде арендных платежей.
Роль инструмента налогообложения и определения размера арендной платы за пользование землей, в условиях рыночной экономики, должен выполнять государственный земельный кадастр, в котором определяется стоимость каждого земельного участка. Однако работы по составлению кадастра практически еще не начались и в курортных районах Краснодарского края величина арендной платы за землю определяется, как правило, на основании дифференцированных временных ставок ежегодной арендной платы за землю, которые принимаются местными законодательными органами. При этом основными принципами определения величины арендной платы являются разбивка территории курортов на земельно-оценочные зоны и введение коэффициентов дифференцирования, зависящих от вида деятельности арендатора, а не от характеристик предоставляемого в пользование земельного участка. Стоимость земли, передаваемой в аренду, при этом не определяется и соответственно не учитывается. Такой подход не стимулирует развитие рекреации, а в отдельных случаях приводит и к значительным перекосам. Например, в г. Геленджике частные гостиницы уплачивают арендную плату по ставке, в пять раз превышающую ставку арендной платы установленную для санаториев, пансионатов, турбаз и кемпингов. И это при абсолютно аналогичных характеристиках арендуемых земельных участков. Следует отметить, что гражданское законодательство России предусматривает равные права и возможности при осуществлении предпринимательской деятельности всем субъектам бизнеса, независимо от организационно-правовой формы собственности и ведомственной принадлежности. Однако в данном случае, в результате несовершенства земельных отношений, этот принцип нарушается. Ежегодное изменение ставок арендной платы за землю отрицательно сказывается на притоке инвестиций в курортное строительство, так как инвестор теряет возможность планировать свои финансовые потоки.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что единственной исходной базой при определении величины арендной платы должна стать стоимость земельного участка, а именно кадастровая стоимость. В деловом обороте при определении стоимости земли принято использовать рыночную стоимость. При определении рыночной стоимости земли могут быть использованы методы доходности, полного возмещения затрат, остаточной стоимости. Рыночная стоимость земли, исчисленная различными методами, различна. Поэтому для определения величины арендной платы показатели рыночной стоимости использовать недопустимо.
Кадастровая стоимость рекреационных земель должна учитывать, кроме непосредственно цены земли, такие факторы, как климат, красота ландшафта, удаленность от моря и другие. Кадастровая стоимость земельных участков, как и рыночная, не является постоянной величиной и может изменяться в результате колебаний спроса или, например, с повышением стоимости соседних участков, произошедшей в результате улучшений, произведенных их арендаторами. В этом случае целесообразно предоставление льгот по арендной плате тем арендаторам, в результате чьих действий возросла стоимость соседних участков. Это позволит стимулировать предпринимателей вкладывать средства не только в развитие собственной организации, но и в развитие общекурортной инфраструктуры.
Краснодарский край, как один из наиболее привлекательных регионов России, обладает высоким инвестиционным потенциалом и по оценке экспертов в рейтинге российских регионов занимает седьмое место. При этом по объему привлекаемых инвестиций край на протяжении последних лет занимает в Российской Федерации третье место после Москвы и Санкт-Петербурга. Объемы вложенных прямых иностранных инвестиций в кубанскую экономику составляют 11 процентов от всех инвестиций в Россию. Это 2-й показатель после Москвы [4].
В крае приняты Законы «О государственном стимулировании инвестиционной деятельности в Краснодарском крае», «О государственной поддержке лизинговой деятельности в Краснодарском крае», «Об инвестиционном налоговом кредите», которые способствуют созданию благоприятных условий для инвесторов [5].
Для улучшения взаимодействия властных структур и деловых кругов в крае создан совет по инвестициям, работает агентство экономического развития. Администрация края выработала четкую стратегию перспективного развития Кубани, повышения ее инвестиционного потенциала, чему во многом способствует проведение ежегодного «Южного экономического форума» в г. Сочи. Данный форум имеет самый высокий международный уровень наряду с Московским и Санкт-Петербургским.
Инвестиционная привлекательность края обусловлена не только государственной поддержкой, но и другими факторами — выгодное геополитическое расположение; прямой выход к международным морским путям через восемь портов на южных рубежах страны; три крупных аэропорта; одна из лучших в России сеть автомобильных дорог; благоприятные природно-климатические условия, способствующие развитию индустрии туризма и отдыха.
В мировом инвестиционном рейтинге привлекательность вложений в курортное хозяйство и туризм занимает восьмое место. Это очень высокий показатель, если учесть, что первые места занимают такие отрасли, как добыча и переработка нефти и газа, производство цветных металлов, развитие телекоммуникаций, финансовой сферы и жилищно-коммунального хозяйства [1].
Развитие курортов края осуществляется в соответствии с проектами районных планировок и Генеральными планами развития городов, которые были доработаны в 2000-2003 гг. Новое курортное строительство должно осуществляться в соответствии с этими проектами и при разработке инвестиционных предложений должны учитываться указанные Генпланы и схемы планировок. Это позволит не только избежать хаотичной застройки курортных территорий и добиться наиболее целесообразного использования природных рекреационных ресурсов, но и предоставить потенциальным инвесторам гарантии того, что требования к выбранному инвестиционному проекту не будут изменены. Заинтересованы в привлечении инвестиций для развития санаторно-курортной сферы и районы, расположенные на азовском побережье и в горной части края.
При этом следует отметить, что в значительных финансовых вложениях нуждается инфраструктура курортных городов и районов и, прежде всего, коммунальное хозяйство. Существующие системы водоснабжения и водоотведения в большинстве курортных районов не в состоянии обеспечить водой и принять стоки уже существующих организаций, не говоря уже о вновь вводимых в эксплу-
атацию. Таким образом, строительство туристско-рекреационных предприятий должно осуществляться после того, как развитие коммунального хозяйства сможет обеспечить их нормальное и экологически безопасное функционирование.
В странах с развитой рыночной экономикой привлечение инвестиций в развитие той или иной отрасли осуществляется, в большинстве случаев, путем выпуска и реализации ценных бумаг — акций и облигаций. Основной проблемой привлечения инвестиций в российскую экономику является состояние фондового рынка Российской Федерации. В нашей стране к фондовому рынку в результате деятельности финансовых пирамид сформировано стойкое недоверие у населения и предпринимателей. В России не получила значительного развития акционерная форма собственности, что объясняется несовершенством российских законов и жесткими антимонопольными требованиями. И, тем не менее, именно развитие фондового рынка может обеспечить увеличение притока инвестиций в экономику страны и Кубани.
Непосредственными участниками фондового рынка должны стать и коммунальные организации. В настоящее время коммунальные предприятия существуют в основном в виде муниципальных унитарных предприятий. Это объясняется тем, что население и некоторые другие потребители коммунальных услуг еще не перешли на стопроцентную оплату коммунальных услуг и коммунальные службы дотируются муниципальными органами. С завершением перехода на стопроцентную оплату услуг целесообразно провести разгосударствление коммунальных организаций, с преобразованием их в акционерные общества. Это сделает возможным привлечение инвестиций в развитие ^ коммунального хозяйства из различных источников. В развитых странах акции коммунальных орга-¡5 низаций относятся к разряду «голубых фишек», то есть к ценным бумагам, отличающимся высшей
степенью надежности. Акции таких компаний на рынке всегда востребованы. 1 Особый интерес в этом отношении вызывает появление в Российской Федерации такого мощ-
ного инвестора как Пенсионный фонд. С выделением накопительной части пенсии часть пенсион-^ ных отчислений работающих граждан должна инвестироваться в различные отрасли экономики. Эта ^ часть весьма значительна, только по Краснодарскому краю отчисления, направляемые на накопи-□ тельную часть пенсии, в ближайшие годы будут составлять около пяти миллиардов рублей в год. В ^ дальнейшем, по мере выхода на пенсию лиц пожилого возраста, не производящих такие отчисления, эта сумма будет возрастать. Представляется целесообразным создание в Краснодарском крае с управляющей компании, основной целью которой будет инвестирование пенсионных средств в раз-ф витие коммунальных предприятий. Подобное использование пенсионных накоплений позволит га-
0 рантировать сохранность средств граждан, обеспечить устойчивое, бесперебойное развитие комму-ф нального хозяйства и, в какой-то мере, преодолеть недоверие граждан к фондовому рынку. В свою
1 очередь, развитие коммунального хозяйства курортных районов повысит инвестиционную привле-о кательность санаторно-курортной сферы.
о Нужно обратить внимание и на другого крупного отечественного инвестора — страховые орга-ф низации. С принятием закона об обязательном страховании автогражданской ответственности страхо-5 вые взносы, собираемые страховыми компаниями, увеличились многократно. Значительная часть этих о средств также может инвестироваться в различные отрасли, в том числе и в развитие рекреации. ^ Еще одним из источников инвестиций должны стать свободные денежные средства граждан. В настоящее врем на рублевых и валютных счетах граждан в финансовых организациях Краснодарского края размещено более 30 миллиардов рублей. При этом вложения граждан в ценные бумаги ^ весьма незначительны. В условиях нормально действующего фондового рынка, как правило, около о 20% свободных денежных средств граждане вкладывают в приобретение акций и других ценных
0 бумаг различных предприятий. Это позволяет предположить, что с развитием фондового рынка около ^ 6 миллиардов рублей денежных средств граждан может быть инвестировано в экономику Кубани.
1 В начале июля 2006 года вступил в силу закон «О внесении изменений в Федеральный закон ф «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», предусматривающий создание особых
со
экономических зон (ОЭЗ) нового типа — туристско-рекреационных. Инициатором принятия данно-| го закона является Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ). Компаниям и част? ным инвесторам, осуществляющим деятельность на территории ОЭЗ, будут предоставлены существен-I ные налоговые льготы, при этом в ОЭЗ существенно ограничены возможности государственного кон-^ троля над соблюдением природоохранного законодательства. Закон предусматривает возможность создания таких зон на землях особо охраняемых территорий. К сожалению, экологическая обще-
ственность не сразу обратила внимание на угрозу особо охраняемым природным территориям, которую несет принятие этого закона. Сегодня, когда туристско-рекреационные особые экономические зоны вот-вот будут созданы, такая опасность стала очевидной. В конце октября 2006г. конкурсная комиссия при МЭРТ отобрала 7 приоритетных регионов для создания особых экономических зон курортно-рекреационного типа. Среди них: Иркутская область, Бурятия, Алтайский край, Республика Алтай, Ставропольский край, Калининградская область и Краснодарский край Последний является наиболее приоритетным в данном списке.
Учитывая то, что реализация настоящего проекта будет осуществляться на конкурсной основе, инвестиционные условия каждой ОЭЗ будут существенно отличаться друг от друга. Это обусловлено различными стартовыми возможностями, и в первую очередь уровнем развития экономической основы.
Всего в Краснодарском крае планируется создать пять ОЭЗ курортно-рекреационного типа:1) «Благовещенская» (Анапа) 2)«Высокий берег» (Анапа) 3) «Криница — Архипо-Осиповка» (Геленджик) 4) «Агрия» (Туапсинский район) 5) «Малый Ахун» (Сочи).
Интенсивное освоение данных территорий будет сопровождаться усилением экологического давления на местные экосистемы. Наиболее серьезный ущерб может принести создание ОЭЗ «Криница — Архипо-Осиповка и «Благовещенская». Большую часть территории, отведенной под строительство ОЭЗ между поселками Криница и Архипо-Осиповка, занимают два памятника природы Краснодарского края — Урочище сосны крымской «Архипо-Осиповское» и «Беттинский бор сосны крымской».
Вместе с тем в разрабатываемом законе о туристско-рекреационных зонах исключено внимание к побережью Азовского моря, которое менее загружено и располагает рядом благоприятных возможностей для развития рекреационной сферы. Особо следует отметить преобладание высококачественных песчано-ракушечных пляжей, большое количество солнечных дней (особенно в Тем-рюкском районе) и более быстрое формирование высоких морских температур в начале купального сезона. Кроме того, здесь сконцентрирован значительный социальный, производственный и демографический потенциал.
Однако число туристско-курортных учреждений в Приазовье заметно уступает Причерноморской зоне. Если из общего числа санаториев, пансионатов и домов отдыха, имеющихся в Краснодарском крае, на Черноморском побережье насчитывается их около 300, то на Азовском побережье — менее 10 [2].
На основании проведенного анализа можно установить, что экономический потенциал рекреационных районов зависит от следующих факторов:
- наличия государственных и региональных интересов в развитии туриндустрии данной местности;
- оценки значимости и уровня освоенности рекреационных ресурсов в составе экономического профиля;
- обеспеченности квалифицированными кадрами и специалистами туристско-рекреационного профиля;
- уровня разработанности перспективных проектов, направленных на оптимизацию качества обслуживания;
- степени привлекательности рекреационной территории для частных инвестиций;
- степени развития смежных отраслей экономики, способствующих, оптимизации индустрии туризма и гостеприимства.
В заключение следует отметить, что, что районы с развитой рекреационной сферой обладают сравнительно высоким экономическим потенциалом ввиду того, что туризм обладает мультипликативным эффектом, способствует развитию большого количества смежных отраслей и занятости населения.
ЛИТЕРАТУРА.
1. Александрова А. Ю. Международный туризм. М., 2001.
2. Курортно-туристский комплекс Краснодарского края. Статистический сборник. Краснодар, 2006.
3. Мироненко Н.С., Твердохлебов И.Т. Рекреационная география. М., 1981.
4. Районы и города Краснодарского края. Статистический сборник. Краснодар, 2006.
5. www.forumkuban.ru