Таким образом, в целом можно сделать вывод о том, что организация практико -ориентированной подготовки и повышения квалификации кадров для проведения крупномасштабных международных мероприятий требует осо-
бых, специфических подходов как к организации самого процесса подготовки к обучению, так и к использованию инновационных технологий обучения, в том числе за счет повышения роли активных средств обучения.
УДК 378.046.4
ЭКОНОМИЧЕСКИМ КРИЗИС КАК СТИМУЛ К РАЗВИТИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
I Л. В. Булатова, аспирант, [email protected],
I ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г.Москва
The author analyzes the development of further education during the economic crisis. The study considers new trends in supplementary professional education in the current economic situation. The article examines the market of educational services.
Рассматривается актуальность развития и совершенствования дополнительного профессионального образования в условиях экономического кризиса. Показаны новые направления развития дополнительного профессионального образования в современных условиях экономики. Дан анализ современного рынка дополнительных образовательных услуг.
Key words: complementary education for the services industry, training, retraining, economic crisis, training methods. Ключевые слова: дополнительные образовательные услуги для сферы сервиса, профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации, экономический кризис, технологии обучения.
Существенные изменения государственной политики в области образования, обострение конкуренции между вузами в связи с ужесточением требований к качеству подготовки специалистов, усугубляющиеся демографическим и экономическим кризисами, а также новые тенденции на рынке труда делают вопросы эффективного развития дополнительного профессионального образования приоритетными стратегическими задачами российского образования.
В рамках реализации Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года и Федеральной программы развития образования создаются многопрофильные учебно-научные комплексы, реализующие образовательные программы начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Такие университеты реализуют программы высшего профессионального образования, осуществляющие общую подготовку в лучших традициях классического об-
разовательного процесса, полностью соответствующую требованиям государственных образовательных стандартов, формируют и воспитывают гражданскую позицию выпускников. Построенная таким образом система профессионального образования, при всей ее многогранности и фундаментальности, представляется несколько консервативной, оторванной от практики и излишне академичной.
Поэтому в быстро меняющихся рыночных условиях высшее профессиональное образование не в силах успеть за потребностями бизнеса. Здесь, как и в экономике в целом, происходят определенные изменения: переход на многоуровневую систему подготовки, продолжающееся старение профессорско -преподавательского состава, отсутствие притока молодых преподавателей и сложность привлечения ведущих специалистов из промышленности создают дополнительные проблемы для обеспечения качественного учебного процесса, адекватного уровню последних технических и технологических достижений. Остает-
ся острой проблема доступа преподавателей и обучающихся к реальным системам и технологиям даже на уровне проведения производственных практик. А рыночные отношения, процессы реструктуризации, перевооружение и модернизация основного оборудования требуют высококвалифицированных специалистов, способных обеспечить надежное и качественное развитие экономики страны. Работодатели заинтересованы в квалифицированных кадрах, обладающих специальными знаниями и умениями и способными их реализовать в конкретной высокопрофессиональной деятельности, гарантирующими высокий уровень зарплаты и ясные перспективы профессионального роста для самих работников.
Снять остроту кадрового голода могут образовательные учреждения, а также соответствующие структуры системы дополнительного профессионального образования, реализующие программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации, способные быстро реагировать на запросы реального сектора экономики, который формирует в настоящее время спрос на образовательные услуги организаций дополнительного профессионального образования (ДПО). В данное время на территории РФ в системе ДПО функционируют более 2000 образовательных учреждений и структурных подразделений, где ежегодно проходят повышение квалификации и переподготовку более миллиона слушателей различных категорий. Контингент обучающихся составляют специалисты и руководители отраслей народного хозяйства, государственные служащие, незанятое население, уволенные военнослужащие и члены их семей, а также выпускники высших и средних профессиональных учебных заведений.
Основными целями системы ДПО являются:
• формирование, стимулирование, а также удовлетворение потребностей в повышении квалификации и профессиональной переподготовке кадров;
• обеспечение социальной защищенности, реабилитации и занятости специалистов;
• приведение квалификации кадрового потенциала специалистов к современному уровню [1].
Развитию рынка ДПО способствовали быстрый экономический рост в стране, ускоренное развитие компаний в разных отраслях экономики, большое количество инвестиционных
проектов. Все это привело к острому дефициту квалифицированных кадров на рынке труда и требованиям к постоянному повышению квалификации. В 2009 году эксперты прогнозировали сохранение высоких темпов роста рынка дополнительного образования. Однако финансовый кризис конца 2008 года значительно скорректировал существовавшие прогнозы. Указанное влияние выразилось в сокращении спроса на дополнительные образовательные услуги (по оценке ряда экспертов, он снизился на 30%). В этом году традиционные заказчики на организацию курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки — органы государственной власти и местного самоуправления — заявили о существенном сокращении расходов на ДПО государственных и муниципальных служащих. Но опыт западных стран показывает, что даже в условиях экономической нестабильности люди не экономят на образовании. Они стремятся получать знания, стараются усовершенствовать свои навыки и вкладывают деньги в обучение. Если обратиться к опыту ведущих зарубежных бизнес -школ и вузов, то можно увидеть, что в период текущего мирового кризиса падения спроса на обучаемые программы не наблюдалось ни по долгосрочным, ни по краткосрочным программам. Индивидуальные потребители в условиях кризиса охотно платят за образование, видя в этом повышение своей компетентности и стоимости на рынке труда, а корпорации инвестируют деньги в обучение сотрудников, считая это залогом своего выживания в условиях экономического кризиса. Многим компаниям сейчас требуются специалисты по продажам, способные заключать сделки в условиях сократившегося спроса, а также директора по маркетингу, умеющие продвигать товары и услуги с минимальным бюджетом. Специалистам нужно уметь адаптироваться к новым экономическим условиям, а для этого необходимы по-настоящему профессиональные знания.
В этот период, когда очень быстро меняются условия ведения бизнеса, финансовые рынки подвержены высокой волатильности, а макроэкономические показатели нестабильны, особую актуальность приобретают краткосрочные программы повышения квалификации и переподготовки кадров. Основной целью таких программ является изучение последних изменений в законодательстве, освоение новых форм и методов ведения бизнеса, внедрение современных финансовых технологий,
позволяющих адаптироваться к новым складывающимся условиям и минимизировать негативные последствия кризиса. Положительной стороной этого направления является и то, что обучение не сковано жестко рамками государственных стандартов, поэтому у преподавателей больше свободы для проявления творчества. В основном используются активные методы: обучения. Программы профессиональной переподготовки предполагают практические занятия, тренинги, решения кейсов, проектные занятия. В процессе обучения слушатель знакомится с конкретными методиками и технологиями, проецируя их на свою деятельность, тем самым повышая эффективность своего профессионального уровня. Ценность программ заключается в адаптации под задачи слушателя, который получает методику и имеет возможность проверить на конкретной задаче ее эффективность. Слушатели программ моделируют вариант реализации конкретных проектов для своих компаний.
Кроме того, в новых условиях повышение спроса на подобные программы может произойти и еще по двум причинам. Во-первых, вводятся жесткие требования к ЕГЭ, и это может вызвать уменьшение числа абитуриентов, что в свою очередь увеличит приток слушателей на специальные программы для получения рабочих профессий. Во-вторых, кризис уменьшит возможности людей в получении заочного или второго высшего образования, а значит, краткосрочные программы и программы профессиональной переподготовки станут выходом из ситуации и будут иметь успех.
Под такими программами следует понимать курсы подготовки и переподготовки кадров, которые по стандартам Минобрнауки России рассчитаны как минимум на 500 учебных часов (от полугода до года). Сейчас работодателю трудно на долгий срок отпустить работника для профессиональной переподготовки, поэтому становится актуальным вопрос, как построить программы ДПО, чтобы они полностью удовлетворяли потребности и возможности работодателя и обучающегося. Одно из предложений, выдвинутое Департаментом государственной политики в сфере образования, заключается в том, чтобы построить программы на модульной основе (обучающийся в этом случае может получить, к примеру, один модуль дистанционно, другой очно, третий — заочно и т. д.). Как уже говорилось выше, слушатели нацелены на рассмотрение конкрет-
ных ситуаций, возникающих в их профессиональной деятельности, их мотивация существенно отличается от мотивации студентов, не говоря уже об уровне профессиональных знаний и жизненном опыте, которым обладают взрослые специалисты. Все это определяет необходимость широкого привлечения к преподавательской деятельности в ДПО квалифицированных специалистов из реального сектора экономики и непроизводственной сферы, работников органов управления различного уровня, руководителей предприятий и организаций. Развитие программ ДПО даст новые рабочие места как для преподавателей, так и для специалистов из бизнеса, что очень актуально в нынешней непростой ситуации и это еще один шаг вперед в развитии дополнительного профессионального образования. Выпускники таких программ получают право на ведение деятельности в новой профессиональной области, что особенно актуально сейчас, когда в условиях финансового кризиса многим приходится менять профиль работы или расширять свои знания и приобретать новые навыки для повышения эффективности труда. Кроме того, работодатели отдают предпочтение универсальным специалистам, обладающим знаниями и навыками в двух и более областях.
В условиях экономического кризиса прогнозируется значительное сокращение числа рабочих мест и, как следствие, на рынке труда появится достаточное количество нетрудоустроенных специалистов. Общее число безработных, по данным Росстата, в феврале составило 6,4 млн чел. Значит уже сейчас надо задуматься о том, что через 2—3 года страна столкнется с принципиально новым рынком труда как по структуре занятых, так и по качеству рабочих мест. При разработке и реализации антикризисных мер необходимо уже сейчас ориентироваться на то, что в условиях кризиса неизбежно произойдет замена неэффективных технологий на более современные.
Все вышесказанное означает, что уже сейчас для решения проблемы занятости населения необходимо осуществить следующие мероприятия:
1) выявить новые сегменты рынка труда, обладающие потенциалом роста, и заранее создать условия для подготовки специалистов и иных категорий работников для таких рынков;
2) сформировать программы профессиональной подготовки и переподготовки, ориен-
тированные на получение работником новых компетенций, направленных на повышение производительности труда в его сфере деятельности.
С точки зрения трудоустройства и дальнейшей стабильной профессиональной деятельности перспективными являются подготовка и переподготовка кадров:
• в сфере услуг, как в бизнесе, так и социальной сфере (в здравоохранении, образовании, культуре);
• по направлениям инфраструктурного менеджмента в части эксплуатации объектов инфраструктуры (жилых домов и производственных зданий, торговых комплексов, аэропортов);
• в области производственного инжиниринга и инжиниринга инноваций, включая работы по проектированию и пуску различных объектов, внедрению и продвижению на рынке различных инновационных решений;
• в области информационных технологий, где речь также может идти о создании информационных систем управления предприятием.
Сфера услуг является составной частью народнохозяйственного комплекса, участвует в общей системе экономических отношений и занимает значительный сектор рыночных отношений. Большая часть персонала сервисных организаций, фирм трудится в так называемой «контактной» зоне. Поэтому в очень большой степени от квалификации этого персонала зависит эффективность работы организации, а значит и его дальнейшее развитие, что немаловажно при нынешней ситуации в экономике страны. В связи с этим постоянно повышаются требования к уровню подготовки и переподготовки специалистов сферы сервиса, которые должны владеть профессиональными знаниями, навыками организационноуправленческой деятельности, этикой делового общения и т.д. Совершенствование образовательных программ и реализация новых программ по переподготовке кадров, учитывающих специфику развития сферы услуг, способствует укреплению отечественных предприятий сферы услуг путем обучения их руководителей и специалистов, передачи им современных знаний, методик и передовых технологий.
Правительство РФ подготовило программу поддержки студентов, заканчивающих вузы в период экономического кризиса. План тру-
доустройства молодых специалистов, подготовленный Министерством образования и науки РФ, предполагает возможность переподготовки тех, кто не смог найти себе работу, «по более дефицитным специальностям», это еще одно из направлений развития ДПО.
С учётом изменений на рынке труда, Минобрнауки России начало разработку комплексной программы, нацеленной на переобучение лиц, ищущих работу, которая будет включать:
• организацию разработки и закупки на конкурсной основе широкого спектра программ дополнительного профессионального образования и переподготовки, ориентированных на новые рынки труда,
• обучение работников, находящихся под угрозой высвобождения или самостоятельно ищущих работу, выпускников образовательных учреждений профессионального образования.
Анализ рынка труда показывает, что государству нужны профессионалы среднего и нижнего звена, поэтому «белым воротничкам» придется переквалифицироваться в «синие». По оценке Минобрнауки России, в ближайшем будущем счет переквалифицированных специалистов пойдет на сотни тысяч, включая тех, кого отправит на переобучение и переквалификацию сам работодатель. Самыми перспективными для получения новой специальности, по мнению министра образования, будут сфера услуг, технологические направления для наукоемкой промышленности, военно-промышленный комплекс.
Еще одним из эффективных направлений развития дополнительного профессионального образования является подготовка кадров для посткризисной экономики России, в том числе и обучение по программам ДПО за счет госбюджета.
Министерством образования и науки РФ сейчас разрабатывается специальная программа, которая позволит в случае ее одобрения правительством дать возможность людям, которые изъявили желание обучаться по программам ДПО, получить такое образование за государственный счет.
Как уже говорилось, сейчас за ДПО платит не государство, а работодатель либо сам обучающийся. И власти отдают себе отчет, что в условиях кризиса достаточно большое количество людей не смогут себе это позволить. Министерство образования и науки РФ счи-
тает, что работники, готовые обучаться, чтобы остаться в своей отрасли после преодоления финансово -экономического кризиса, должны получить поддержку государства, поэтому все разрабатываемые министерством программы должны быть нацелены на посткризисное развитие экономики.
В посткризисный период даже те традиционные отрасли экономики, которые сейчас есть, к прежним показаниям занятости не вернутся. Это связано с тем, что произойдет техническое перевооружение, которое будет сопряжено с повышением производительности труда. Следовательно, работников потребуется меньше.
В то же время те работники, которые потребуются, должны будут обладать новыми квалификациями. Подготовить к таким переменам и дать эту новую квалификацию и предстоит
системе дополнительного профессионального образования.
В связи с вышеизложенным в условиях кризиса одним из условий развития ДПО является умение гибко реагировать на изменение экономической ситуации и вместе с этим перестраивать портфель образовательных программ в соответствии с запросами основных потребителей.
Кризис — это мощный толчок к дальнейшему развитию ДПО. Кризис заставляет обратить внимание на слабые стороны, проанализировать сложившуюся ситуацию и наметить пути стабилизации и развития. И в первую очередь, это возможность проанализировать эффективность деятельности, провести оптимизацию ресурсов и подняться на более высокий уровень профессионализма.
Литература
1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // http://www.edu.ru/db/mo/ Data/d_02/393.html.
2. Федеральная целевая программа развития образования на 2006—2010 годы. Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005 года № 803 // см.: http://www.mon.gov.ru/dok/ ргау/оЬг/2048/; http://www.fcpro.ru/.
3. Денисова И.А., Лазарева О. В., Цухло С. В. Найм или переобучение: опыт российских предприятий // Модернизация экономики и государство /Отв. ред. Е.Г. Ясин. М.: Изд. Дом ГУ-ВШЭ, 2007. С. 201—215.
4. Лобашов В. Д. Методологические аспекты организации дополнительного образования // Журнал «Дополнительное образование». 2008. № 8. С. 16—20.
5. Матвеева Т. В. Современное состояние и направления инновационного развития дополнительного профессионального образования // Журнал «Региональная экономика: теория и практика». 2007. № 17 (56). С. 23.
УДК 339.1
МАРКЕТИНГ
ОРИЕНТАЦИЯ НА ПОТРЕБИТЕЛЯ: ЭВОЛЮЦИЯ В РАМКАХ МАРКЕТИНГОВЫХ КОНЦЕПЦИЙ
О. И. Вапнярская,
кандидат экономических наук, доцент, [email protected],
ФГОУВПО «Российский государственный университет сервиса», г. Москва
The development of marketing changes its initial objectives and instruments. This modification results in the focus on the marketing of a product. The author shows the transition from the study of the consumer needs to promotion as a new center of attention.
Развитие маркетинга трансформирует его исходные цели и инструменты, что смещает фокус на развитие системы сбыта продукции. В статье показан процесс отказа маркетинга от изучения потребителя, его нужд и потребностей и переход к превалированию комплекса продвижения и сбыта.
Key Words: marketing, research, conception, promotion, consumer.
Ключевые слова: маркетинг, исследование, концепция, продвижение, потребитель.
Эволюция концепции маркетинга породила множество дискуссий о сущности маркетинга, его предназначении, роли в управлении. Разработанные концепции традиционно группируют в следующие совокупности [2, 22]:
• понятийные концепции маркетинга отражают его сущность как философии управления и предпринимательства;
• концепции маркетинга в зависимости от состояния спроса выражают специфику содержания маркетинговых инструментов и мероприятий в ответ на определенную ситуацию на рынке;
• прикладные концепции маркетинга показывают его специфику в зависимости от области и сферы деятельности, где он применяется;
• управленческие концепции маркетинга представляют маркетинг как основу или идеологию менеджмента;
• инструментальные концепции маркетинга, которые представляют его в роли инструмента организации обмена и коммуникаций между продавцами и покупателями, инструмента обеспечения эффективности обменных процессов в рыночной экономике.
Такое множество взглядов на сущность маркетинга показывает, что в современной
науке и практике не выработан единый подход к определению места маркетинга в управлении, его роли в менеджменте. Во многом эта ситуация обусловлена множественностью стратегических ориентаций самого маркетинга. Однако в этом множестве маркетинг зачастую утрачивает свое исходное предназначение инструмента удовлетворения нужд индивидуума.
В 1984 году Ф. Котлер сформулировал следующее определение: «Маркетинг — вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена» [13]. Это наиболее широкая трактовка маркетинга, представляющая обширное поле деятельности как в области исследований потребностей индивидуума, так и для непосредственного продвижения продукции с целью повышения эффективности сбыта.
Работа Ф. Котлера, ставшая первой переведённой на русский язык специализированной монографией «Основы маркетинга» Ф. Кот-лера, уже содержит определенные противоречия. Автор приводит ряд определений. Например, определение П. Друкера, в котором цель маркетинга трактовалась как необходимость «так хорошо познать и понять клиента, что товар или услуга будут точно подходить последнему и продавать себя сами». Здесь сделан яв-