УДК 343.37
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНТЕРЕС КАК ОБЪЕКТ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ
ECONOMIC INTEREST AS SUBJECT OF CRIMINAL LAW-BASED SECURITY
И. А. НИКИТИНА (I. A. NIKITINA)
Рассматривается современное состояние системы общественных отношений в сфере экономических интересов, охрана которых обеспечивается нормами российского уголовного права.
Ключевые слова: конфликт экономических интересов; уголовно-правовая охрана экономических интересов.
In this article the author reviewed existed form of social relationships in sphere of economic interests, security of which is provided with legal norms of Russian criminal law.
Key words: variance of economic interest; criminal law-based security of economic interests.
Формирование в России новых экономических отношений сопровождается ростом преступности в сфере производства, распределения и обращения материальных благ. Вся современная отечественная преступность, так или иначе, приобретает экономическую направленность или детерминируется изменениями, происходящими в экономической системе.
В связи с переходом от государственной монополии на собственность к рыночной экономике, основанной на конкуренции независимых товаропроизводителей, существенно обострились противоречия и конфликты в обществе, связанные с переделом собственности и имущественным расслоением общества, произошел рост противоправных нарушений экономических интересов, часто переходящих грань уголовного закона. Наиболее остро это проявляется в сфере предпринимательских правоотношений.
По своей сути экономический интерес -это движущий мотив любой экономической деятельности, и, соответственно, обеспечение возможности его реализации обусловливает в значительной мере успешность экономического развития государства, в противном случае - ведет к возникновению экономических проблем и негативных тенденций как на стадии производства, так на стадиях обмена и потребления товаров, работ и услуг.
Реализация экономического интереса -это форма воплощения экономической инициативы в реальную экономику. Поэтому задача как законодателя, так и правоприменителя состоит в том, чтобы стимулировать и всячески поддерживать обоснованный правомерный экономический интерес, не сдерживать проявления экономической инициативы, что, безусловно, будет способствовать усилению национальной экономики и развитию экономических отношений в целом.
Возможность реализации экономического интереса и его охрана обеспечивается рядом отраслей права, в том числе и нормами уголовного права.
Особенность уголовно-правовых норм состоит в том, что они имеют достаточно высокую степень эффективности воздействия на лиц, посягающих на экономические интересы. Иными же нормами права достигается, прежде всего, цель обеспечения имущественной ответственности, т. е. ответственности гражданско-правовой, административной, финансовой.
Экономические интересы по своей природе и содержанию разнообразны и в своей совокупности и взаимодействии образуют систему экономических интересов современ ного российского общества. Экономические реформы, наличие различных форм собственности не могли не сказаться на системе экономических интересов. При этом экономические
© Никитина И. А., 2015
интересы участников экономических отношений зачастую не совпадают, а иногда наблюдается конфликт экономических интересов на различных уровнях при различных организационно-правовых формах предприятий [1].
Если подходить объективно, то практически каждый участник экономических отношений имеет свой непосредственный экономический интерес, эти интересы в зависимости от направленности и содержания можно привести в определенную систему:
• частные экономические интересы;
• корпоративные экономические интересы;
• экономические интересы государства как гаранта экономических и социальных прав и свобод общества и гражданина;
• экономические интересы государства как субъекта финансово-хозяйственной деятельности;
• транснациональные экономические интересы;
• экономические интересы иностранных юридических лиц и граждан.
Частные экономические интересы охраняются уголовным законом в силу того, что экономическая частная инициатива является неотъемлемым условием развития экономики страны. И, соответственно, независимо от того, юридическое это лицо или гражданин, незаконное ущемление частного экономического интереса неизбежно приведет к замедлению развития экономики, образованию и развитию негативных тенденций в сфере экономических отношений.
Корпоративные экономические интересы и их охрана уголовно-правовыми средствами обусловлены необходимостью развития предпринимательства в России и охраны законных прав и интересов предпринимателей.
Экономические интересы государства как гаранта экономических и социальных прав и свобод общества и гражданина обеспечиваются, прежде всего, нормами международного публичного права, Конституцией РФ и другими законами. В этом случае государство от имени общества в целом определяет, какие виды экономических интересов являются общественно-полезными и охраняемыми и какие деяния представляют повышенную опасность, и закрепляет систему правовых мер охраны общественно-полезных экономических интересов.
Так, в частности, еще на Венском конгрессе 1815 г. был принят первый акт об отмене работорговли. Впоследствии в ООН данная проблема стала вновь предметом рассмотрения. В этой связи в 1956 г. на Женевской конференции была принята Дополнительная конвенция об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством.
Представляется вполне оправданным закрепление в действующем уголовном законодательстве норм, предусматривающих ответственность за торговлю людьми (ст. 1271 УК РФ) и использование рабского труда (ст. 1272 УК РФ), поскольку данная проблема приобрела действительную актуальность. Поэтому введение в соответствии с нормами международного права специальных уголовноправовых норм, предусматривающих уголовную ответственность за подобные общественно опасные деяния, приобрело реальную необходимость.
На уголовную политику государства оказывает влияние общественное мнение, сложившееся внутри государства, а также экономическая необходимость охраны уголовноправовыми средствами законных прав и интересов участников экономической деятельности. Примером может служить введение новых составов, предусматривающих уголовную ответственность за производство, приобретение, хранение, перевозку или сбыт немаркированных товаров и продукции (ст. 1711 УК РФ), за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления (ст. 1741 УК РФ), за злостное уклонение от предоставления инвестору или контролирующему органу информации, определенной законодательством РФ о ценных бумагах (ст. 1851 УК РФ), за неисполнение обязанностей налогового агента (ст. 1991 УК РФ) и за сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов (ст. 1992 УК РФ) и др. [2].
Охрана экономических интересов государства как субъекта финансово-хозяйственной деятельности обусловлена прежде всего общественными и государственными интересами. Зачастую, нарушенный экономический интерес государства ведет к уменьшению до-
ходов, получаемых государством, например, неисполнение налоговых обязательств. Это, в свою очередь, сказывается на доходной части бюджета, приводит к отсутствию достаточных финансовых средств для обеспечения деятельности государства и выполнения социально-государственных программ.
Необходимость обеспечения транснациональных экономических интересов объясняется прежде всего экономическим интересом самого государства. Так, в частности, обязательным условием принятия России во Всемирную торговую организацию (ВТО) является приведение в соответствие российского законодательства, в том числе и уголовного, с нормами международного права, а также совместимость этих норм с нормами законодательства стран - участников ВТО.
Экономические интересы иностранных юридических лиц и граждан по общему смыслу российского законодательства обеспечиваются действующим уголовным законодательством на равных условиях с российскими предпринимателями. Вместе с тем специальный субъект экономической деятельности, т. е. иностранный элемент, предполагает наличие ограничений в сфере предпринимательской деятельности данной категории лиц, соответственно, в случае нарушения специальным субъектом данного запрета к нему может применяться и уголовная ответственность.
Действующее российское законодательство на основе международных соглашений предусматривает получение специального разрешения (лицензии) на ведение строительных работ, разработку и добычу природных ресурсов и т. д. Соответственно, занятие такими видами деятельности без разрешения может квалифицироваться как незаконное предпринимательство (ст. 171 УК РФ).
Наряду с этим, российское законодательство содержит специальные правовые нормы, гарантирующие законные экономические права и интересы иностранных юридических и физических лиц на территории РФ, например, Закон РФ от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ (ред. от 5 мая 2014 г.) «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».
На примере этой системы можно обозначить схему существующих конфликтов экономических интересов между различными субъектами экономических отношений.
Под конфликтом экономических интересов понимается столкновение интересов различных субъектов экономических отношений в процессе достижения полезного результата.
По субъектному составу экономического конфликта они могут быть двухсторонними и многосторонними. При этом участники конфликта могут быть представлены в различных вариациях, например, государство и предприятие по поводу исполнения налоговых обязательств, фирма и частный предприниматель по поводу неисполнения обязательств по договору, работодатель и работник в связи с задержкой оплаты труда и т. д.
По признаку легитимности конфликты экономических интересов могут быть легитимны (законны), как изначально, так и в процессе разрешения, и нелегитимны (противоправны).
Противоправность экономического интереса выражается только в процессе его реализации. Сам же экономический интерес как модель противоправного поведения без выполнения объективной стороны признаками противоправности по общему правилу обладать не будет.
С учетом общественных отношений, которым причиняется вред при незаконной реализации экономических интересов, можно выделить противоправные интересы, нарушающие общественные отношения, охраняемые нормами: уголовного права, гражданского права, земельного права, экологического права, административного права и др.
При этом один и тот же экономический интерес может одновременно находиться под охраной различных отраслей права. Особую актуальность представляют противоправные деяния по реализации экономических интересов, содержащие признаки преступления.
В зависимости от объекта преступного посягательства и нарушенного экономического интереса все экономические преступления можно разделить на следующие группы:
1. Преступления против собственности как экономической основы жизнедеятельности человека и предпринимательской деятельности.
2. Преступления, совершаемые путем воспрепятствования законной предпринимательской деятельности и деятельности иных субъектов экономических отношений.
3. Преступления, нарушающие экономический интерес государства и общества.
4. Преступления, причиняющие ущерб коммерческим и иным организациям со стороны их работников.
Первая группа преступлений, направленных против собственности как экономической основы жизнедеятельности человека и предпринимательской деятельности, в свою очередь, подразделяется на две подгруппы в зависимости от функционального назначения объектов собственности. В первом случае речь идет об объектах собственности, которые служат удовлетворению личных потребностей человека. Статус этого имущества на момент противоправного изъятия определен как вещь личного пользования, т. е. она не находится в коммерческом обороте, как правило, не приносит прибыли от ее использования и служит удовлетворению физиологических и социальных потребностей собственника (например, при тайном хищении имущества собственника (ст. 158 УК РФ), грабеже (ст. 161 УК РФ), разбое (ст. 162 УК РФ) и т. д.).
Посредством противоправного изъятия собственности происходит незаконное (преступное) перераспределение дохода. В результате преступления, изъяв собственность, преступник получает стоимость, которая не эквивалентна его фактическим затратам. В этом случае им не осуществляются затраты по созданию новой вещи либо по приобретению уже созданной вещи. Одновременно законный собственник лишается стоимости противоправно изъятой собственности. Таким образом, с одной стороны, лицо, совершившее противоправное деяние, приобретает выигрышное экономическое положение, а с другой стороны, лицо, у которого изъято имущество, теряет часть собственности, свой экономический потенциал, а следовательно, конкурентность и жизнеспособность в экономической сфере.
Во втором случае речь идет о преступном посягательстве на собственность как на объект коммерческого оборота и основу экономической деятельности собственника вещи. Например, при незаконном получении кредита (ст.176 УК РФ) происходит преступное посягательство на право собственности кредитора на имущество, переданное в кредит на основании ничтожного (мнимого)
кредитного договора. При ничтожной сделке кредитор сохраняет право собственности на переданное в кредит имущество. У него не возникает в этом случае обязанности передавать имущество в кредит.
Вторая группа преступлений характеризуется противоправным посягательством на законную предпринимательскую деятельность с целью создания дополнительных преимуществ и приоритетов в сфере экономической деятельности. Так, в частности, в результате противоправного деяния может быть, допустим, подорвана деловая репутация конкурента на рынке одноименных товаров, работ и услуг [3].
В других случаях используются личные связи, а также действия, направленные на ограничение конкуренции и создание монополий на определенном рынке товаров, работ и услуг.
Реализуя свой преступный интерес, виновный умышленно причиняет вред не только конкретным предприятиям и фирмам, но и всей системе экономических отношений. Например, в случае недопущения, ограничения или устранения конкуренции (ст. 178 УК РФ) затрагиваются как интересы экономической деятельности в сфере распределения материальных благ, исключающие монополизацию цен и недопущение, ограничение или устранение конкуренции, так и интересы, складывающиеся по поводу осуществления основанной на законе предпринимательской деятельности и обеспечивающие добросовестность конкуренции.
Правонарушения в сфере финансовой и банковской деятельности представляют серьезную угрозу экономическим интересам всего общества. Они причиняют ущерб гражданам, коммерческим структурам, государству, разрушают финансовую систему, способствуют расслоению общества.
Эти преступления совершают предприниматели, а также разного рода мошенники, действующие под видом предпринимателей. В незаконных финансовых операциях нередко участвуют работники банков, которые выдают за взятки крупные кредиты, обналичивают безналичные денежные средства либо участвуют в незаконных финансовых операциях, направленных на хищение денежных средств.
Значительный ущерб наносится неправомерными действиями должностных лиц органов управления, не по назначению использующих бюджетные средства, выделенные регионам в виде целевых кредитов [4].
Преступные махинации сегодняшних предпринимателей связаны прежде всего с незаконным получением, в том числе и на льготных условиях, кредитов и их невозвращением.
Незаконное получение кредитов осуществляется путем совершения следующих противоправных действий:
- создаются лжефирмы, чаще всего на подставных лиц, исключительно с целью получить кредит и присвоить его;
- при заключении кредитных договоров изготавливаются подложные документы, создающие видимость финансовой состоятельности (в частности, представляются ложные балансы), недостоверные бизнес-планы и технико-экономические обоснования предстоящих инвестиций за счет кредитных средств;
- представляются подложные документы на право получения кредита на льготных условиях по заниженной процентной ставке;
- представляются в обеспечение возвратности кредита подложные или полученные неправомерным путем гарантийные письма от имени солидных государственных или коммерческих структур;
- подкупаются банковские работники, чтобы склонить их к выдаче кредитов с нарушениями экономических нормативов, требований обеспечения возвратности кредита и т. д.
Использование подобных противоправных приемов позволяет преступникам не возвращать в установленный срок полученные кредиты, присваивать их либо, необоснованно пользуясь льготами, получать незаконный доход.
Третья группа преступлений в силу экономических последствий представляет наибольшую общественную опасность, поскольку преступник посягает прежде всего на публичную основу экономической системы, в результате чего происходит причинение вреда как экономическим интересам государства, так и экономическим интересам общества в целом [5].
Вместе с тем в силу специфики ряда преступлений этой категории необходимо провести разграничение как по объекту пре-
ступного посягательства, так и по экономическим последствиям от совершенного преступления.
В соответствии с Конституцией РФ го -сударство гарантирует охрану законных прав и интересов граждан и юридических лиц. В связи с этим законодатель определяет как уголовно наказуемые деяния те виды посягательств в сфере экономической деятельности, которые причиняют вред гражданам и юридическом лицам (ст. 174, 1741 УК РФ и т. п.).
К этой же группе преступлений относятся преступления, посягающие на интересы государства и общества в целом. В этом случае законодатель выделяет группу преступлений, в результате которых причиняется ущерб культурно-историческому и археологическому достоянию РФ, а также конкурентоспособности вооружения (ст. 189, 190 УК РФ).
Помимо экономического ущерба государство и российское общество в этом случае несут убытки (потери) иного характера, которые выражаются в утрате уникальных произведений искусства, которые невосполнимы, а также в снижении обороноспособности и, следовательно, безопасности страны в целом и др.
Преступления в экономической сфере, совершаемые против государства и общества, настолько многочисленны, что в одних случаях посягают на монополию государства (например, нарушение правил сдачи драгоценных металлов и драгоценных камней (ст. 192 УК РФ)), а в других случаях причиняют ущерб казне, т. е. бюджету, из средств которого финансируется ряд социальных программ (например, при уклонении от уплаты таможенных платежей (ст. 194 УК РФ), от уплаты налогов (ст. 198, 199 УК РФ) и др.).
Следует отметить, что законодатель не случайно поместил в гл. 22 УК РФ «Преступления в сфере экономической деятельности» все вышеперечисленные преступления. Объясняется это тем, что приоритет охраняемых законных интересов остается за экономическими интересами.
В четвертую группу преступлений входят преступления, которые совершаются, как правило, самими работниками субъекта хозяйственной деятельности и причиняют ущерб законным интересам собственника либо иным лицам. В частности, ст. 201-204 УК РФ предполагают недобросовестность
работника, который в результате злоупотребления полномочиями либо в результате коммерческого подкупа причиняет своими действиями материальный ущерб собственнику.
В связи с тем, что в настоящее время достаточно широкое распространение получили такие виды коммерческой деятельности, как частная охранная или детективная деятельность, частная нотариальная и аудиторская деятельность, законодатель предусматривает уголовную ответственность за преступления в этой сфере в целях охраны законных прав и интересов лиц, которые являются клиентами частных нотариусов, частных аудиторов, частных охранников и детективов.
В вышерассмотренных случаях предметом уголовно-правовой охраны является экономический интерес, прежде всего в сфере экономической и предпринимательской деятельности.
Вместе с тем уголовный закон обеспечивает охрану экономического интереса общества и в широком смысле. При этом под экономическим интересом общества в широком смысле нами понимается не только интерес в сфере хозяйственной деятельности, но и экономический интерес в целом.
Например, в гл. 22 УК РФ, предусматривающую ответственность за нарушение экономических интересов участников экономической деятельности, не входят преступления против личности, хотя опосредованно преступления против личности, несомненно, сказываются на экономических отношениях. Например, ст. 105 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за умышленное причинение смерти другому человеку. В данной ситуации сказывается приоритет ценности жизни человека над экономическими ценностями. Если посмотреть объективно, то зачастую жизни лишается не только человек, но и участник экономических отношений, т. е. он выбывает из сферы экономических отношений, что не может не сказаться на экономике в целом. Например, умышленное лишение жизни трудоспособного человека. В этом случае государство и общество в целом несут прямой экономический ущерб в виде недополученного общественно-полезного продукта, который мог бы произвести данный человек. Следует также к экономическому ущербу отнести и те затраты государства и общества, которые они понесли в свя-
зи с профессиональной подготовкой данного человека, с общеобразовательной подготовкой как обязательным условием получения квалификации данного специалиста.
Помимо прямого экономического ущерба государство и общество несут и косвенный экономический ущерб. К ущербу подобного характера можно отнести потери государства и общества в сфере воспроизводства рабочей силы, т. е. потенциальных участников экономических отношений.
В частности, в связи с гибелью, допустим, главы семейства несовершеннолетние дети, находившиеся на его иждивении, недополучат ту часть дохода, которую они получили бы при жизни убитого. Соответственно, их экономические возможности, уровень жизни снизятся. В конечном итоге, это может сказаться на уровне их образования, квалификации, что неизбежно скажется как на их личном экономическом потенциале, так и на экономическом потенциале государства и общества в целом.
Развитие уголовного законодательства, защищающего экономические интересы, неразрывно связано с уровнем развития экономических отношений. Уголовный закон должен обеспечивать охрану экономических интересов и не препятствовать развитию экономических отношений, а также способствовать реализации экономической инициативы в сфере экономической деятельности. 1 2 3 4 5
1. См.: Свирчевская Е. П. Некоторые дискуссионные вопросы экономических интересов // Труды Волго-Вятской академии государственной службы. - Н. Новгород, 1996. - С. 47.
2. Скобликов П. А. Кредитные преступления // Юрист. - 2009. - № 29. - С. 107.
3. Лукашов А. И. Преступления против порядка осуществления экономической деятельности: уголовно-правовая характеристика и вопросы квалификации. - Минск, 2002. - 150 с.
4. Устинова С. В. Преступления, посягающие на свободу экономической деятельности (уголовно-правовой и криминологический аспекты) : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. -Н. Новгород : НА МВД РФ, 2002. - 34 с.
5. Лопашенко Н. А. Современные разновидности российской и мировой преступности: состояние, тенденции, возможности и перспективы противодействия : сборник научных трудов / под ред. д-ра юрид. наук. проф. Н. А. Лопашенко. - Саратов, 2005. - С. 41-47.