8. Открытие выставки для посетителей после ее торжественного открытия для широкой публики.
9. Обеспечение рабочей программы выставки.
10. Официальное закрытие выставки.
11. Демонтаж выставочной экспозиции, организация обратной транспортировки экспонатов.
12. Подведение оргкомитетом итогов выставки с точки зрения достижения поставленных целей (количества посетителей, анализ результатов анкетирования, награждение участников и победителей различных:номинаций).
Так, в программе выставки туристских проектов выпускных квалификационных работ по результатам преддипломной практики в южноуральских вузах (г.Челябинск) ежегодно проводятся студенческие выставки «Туризм регионов», В программе выставки будущие специалисты туристской индустрии представляют Свои инновационные туристские продукты и услуги, разработанные во время преддипломной практики.
Выставка дает возможность реализовать свой проект в четырех номинациях: туристская привлекательность, сервис* экология туризма,
безопасность. Каждой номинации посвящается выставочный день, в течение которого в соответствии с указанными номинациями проходят программные мероприятия, включающие презентации студенческих разработок (выступает каждый дипломник), проведение круглых столов и обучающих семинаров по проблемам дня с приглашением ведущих специалистов по различным отраслям для студентов мллл-ших курсов с целью получения новых знаний. Во время проведения выставок проводятся различные мероприятия: открытие выставки сопровождается выступлением студенческой агитбригады или какого-либо творческого коллектива, презентации дипломных туров, семинары по безопасности и страхованию в туризме, семинары по гостиничному делу, презентация книг по историко-культурному наследию региона, круглые столы по экологии туризма и развитию туризма на территории национальных парков Челябинской области. Закрытие выставки сопровождается выступлением художественной самодеятельности студентов и награждением победителей в различных номинациях (лучший стендиСт, лучшая презентация, лучший маршрут, лучший стенд).
УДК 378
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ СФЕРЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ
Г,И. Илюхина, начальник Учебно-методического центра УМО по образованию в области сервиса и туризма,
ФГОУ ВПО Российский государственный университет сервиса и туризма, г. Москва
The author examines the trainingof'professionals with higher specialized education in a number of instruction areas and qualifications in the group called Sen’ice in the Federal Districts of the Russian Federation and the CIS countries. The article shows the new trends in this area.
Проведен анализ состояния подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием по направлениям подготовки и специальностям укрупненной группы Сфера обслуживания в Федеральных округах РФ и стран СНГ, обобщены новые тенденции.
Ключевые слова: УМО по образованию в области сервиса и туризма; высшее профессиональное образование; специалист, динамика и тенденции подготовки специалистов по укрупненной группе «Сфера обслуживания».
Перестройка социально-экономических отношений, переход России к инновационной экономике, интенсивный рост благосостояния граждан вызывают необходимость кардинальных перемен в области подготовки компетентных специалистов для всех отраслейнародного хозяйства. Решение этой проблемы требует от системы образования не столько прямого, детального и регламентирующего воздействия на процессы образования, сколько создания социально-экономических условий ддя обоснованного выбора обучающимся индивидуальной образовательной траектории, адекватной требованиям экономики, рынка труда, личности с учетом интеграции и вариативности образовательных программ.
Образование в последнее время приобретав ет наибольшую значимость в системе народнохозяйственного комплекса страны, оказывая ¡эффективное воздействие на все области жизнедеятельности общества. Расходы консолидированного бюджета РФ на образование в 2006 году были определены в сумме 1033,3 млрд руб., что составило 22,7% в общей сумме расходов или 2,8% в структуре ВВП по видам экономической, деятельности. [5] Система образования является сложным социально-экономическим и научно-техническим комплексом экономики и характеризуется в России на начало 2006/2007 учебного года следующими показателями по категориям образовательных учреждений:
• число общеобразовательных учреждений — 61042 единиц;
•численность учащихся в общеобразовательных учреждениях — 14798 тыс. чел,;
• число учреждений начального профессионального образования (НПО) — 3392 единиц;
•численность учащихся в учреждениях НПО — 703 тыс. чел.;
•число учреждений среднего профессионального Образования (СПО) — 2847 единиц;
• численность учащихся в учреждениях СПО — 2514 тыс. чел.;
•число учреждений высшего профессионального образования (ВПО) — 1090 единиц;
•численность учащихся в учреждениях ВПО — 7310 тыс. чел.;
• общая численность занятых в системе образования — 6014тыс. чел.:
• численность аспирантов (докторантов) — 4282 чел.[5, с. 130-135]
По данным переписи 2002 года, уровень образования населения на 1000 чел. в динамике 1989 и 2002 гг. составил 1о4.7'’/. Детализированная характеристика уровня образования по категориям образовательных программ представлена в табл. 1.
Анализируя данные табл. 1, можно отметить значительный рост образованности населения России, в том числе:
• с высшим профессиональным образованием на 41,6%;
• с неполным высшим профессиональным образованием на 82,4%;
• со средним профессиональным образованием на 41,2%.
Одновременное снижение уровня численности населения с начальным профессиональным образованием на 2,3:3} свидетельствует
о повышении доли учащихся с высшим и неполным высшим, а также средним профессиональным образованием. Существенным позитивом является снижение на 84,6% лиц, не имеющих начального общего образования. Также отмечается перераспределение запросов
Таблица 1
Уровень образования населения на 1000 чел. в динамике 1989, 2002 гг.
Годы Имеющие образование Не
Профессиональное Общее имеющие НПО
ВПО неполное ВПО СПО НПО среднее (nOjTHOe) основное начальное
1989 113 17 192 130 179 175 129 65
2002 160 31 271 127 175 138 77 10
Темп роста, % 141,6 182,4 141,2 97,7 97,8 78,6 59,7 15,4
обучающихся в период довузовской профессиональной подготовки. Численность населения с начальным (общим) образованием снизилась на 40,3%, а с основным (общим) образованием — на 21,4%, что подтверждает существенный рост уровня образования населения на основе возрастающих потребностей граждан к повышению качества жизни.
Особое внимание необходимо обратить на рост численности населения с незаконченным высшим профессиональным образованием на 82,4®, т.к. Это свидетельствует, на наш взгляд, о недостаточной профессиональной ориентации молодежи, отсутствии должной информации о перечне направлений подготовки и специальностей, прямой заинтересованности работодателей в целенаправленной подготовке профессиональных кадров. В настоящее время это является существенным фактором, поскольку рынок труда в условиях интенсивно развивающейся экономики страны ощущает острую недостачу в профессиональных специалистах различного уровня образования и квалификации. Эффективному решению указанной проблемы призвано способствовать Двухуровневое образование, основным механизмом которого является удовлетворение потребностей экономики страны в высококвалифицированных специалистах.
Экспертами отмечается дисбаланс между предложением результата реализации образовательных услуг (выпускник вуза) и требованиями рынка труда, работодателя, экономики в целом, а порой и личностной мотивацией граждан. Указанная тенденция особенно явно прослеживается среди молодых специалистов в возрасте до 30 лет, при этом 95% из них мотивируют свое решение желанием сменить профессию на основе необоснованного выбора вуза или профиля образовательной программы.
Таким образом, в современных экономических условиях актуальность приобретает профессиональная ориентация и профилизация образовательной программы, что позволяет выпускникам и молодым специалистам адаптироваться на рынке труда. Возникает необходимость введения механизмов регулирования контингента обучающихся по образовательным программам, адекватным требованиям отечественного и международного рынка труда, Ведущим звеном могут стать действующие в настоящее время в России и на Международном уровне системы классификаций в образо-
вании, занятости, услуг, видов Экономической деятельности. Исследование их структур, содержания (они частично выполнены в данной работе), динамики и тенденций позволят выявить наиболее эффективно развивающиеся.
Примером может служить аналитическое исследование среднегодовой численности занятых в экономике по видам экономической Деятельности и оборот организаций по видам экономической деятельности (табл. 2 и 3).
Из данных таблицы видно, что с учетом индекса наиболее аффективно развивается деятельность по следующим экономическим группам:
• оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (140,6%);
• предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг (130,0Щ;
• рыболовство, рыбоводство (129,1®).;
• строительство (128,3%).
Одновременно возникает необходимость
оценить, насколько эффективно обеспечены квалифицированными специалистами указанные сферы народного хозяйства. Анализ среднегодовой численности занятых в экономике по видам экономической Деятельности проводится на примере данных, приведенных в табл. 3. Данные таблицы свидетельствуют, что среднегодовая численность занятых в экономике за 2006 год в сравнении с данными 2005 гола, в целом по стране увеличилась на 100,3%. Однако потребность предприятий в специалистах, заявленная в службы занятости РФ на 2008 год, составляет 1122458 чел., что на 207055 чел. больше в сравнении с потребностью за 2007 год (915403 чел,). Тем не менее, в разрезе отдельного вида экономической деятельности среднегодовая численность занятых в экономике выглядит иным образом. В частности, по таким видам деятельности, как сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство; рыболовство, рыбоводство; добыча полезных ископаемых; обрабатывающие производства; транспорт и связь; здравоохранение и предоставление Социальных услуг наблюдается снижение занятых. Несмотря на это, данные виды экономической деятельности за Этот же анализируемый период имеют тенденцию роста.
Сравнивая данные табл. 2 и 3, можно отметить, Что индексы роста оборота организаций по видам экономической деятельности зна-
Таблица 2
Оборот по видам экономической деятельности (млрд руб.) [5, с. 37—391________
Вид экономической деятельности 2005 2006 Индекс к 2005
Всего в экономике 36459,5 46950,4 128,9
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 565,4 636,6 115,6
Рыболовство, рыбоводство 54,3 84,1 129,1
Добыча полезных ископаемых 3150,9 3679,5 115,4
Обрабатывающие производства 9777,5 11785,2 121,2
Производство и распределение энергии, газа и воды 1864,3 2440,8 126,2
Строительство 1535,2 2079,9 128,3
Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 14123,2 19616,6 140,6
Гостиницы и рестораны 182,6 222,7 127,1
Транспорт и связь 3055,1 3702,3 120,3
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 1527,3 1885,2 127,1
Государственное управление и обеспечение военной безопасности, обязательное социальное обеспечение 39,9 42,7 117,3
Образование 125,7 158,5 119,9
Здравоохранение и предоставление социальных услуг 126,4 156,1 121,9
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 298,5 414,0 130,0
Таблица 3
Среднегодовая численность занятых в экономике (тыс. чел.) [5, с. 92]
Вид экономической деятельности 2005 2006 Индекс к 2005
Всего в экономике 66792,0 67017,0 100,3
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 7381,0 7106,0 96,2
Рыболовство, рыбоводство 138,0 133 96,3
Добыча полезных ископаемых 1051,0 1036 98,5
Обрабатывающие производства 11506,0 11255 97,8
Производство и распределение энергии, газа и воды 1912,0 1917 100,3
Строительство 4916,0 5075 103,2
Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 11088,0 11315 102,1
Гостиницы и рестораны 1163,0 1183 101,7
Транспорт и связь 5869 5423 92,4
Финансовая деятельность 858 928 108,2
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 4879 4936 101,2
Государственное управление и обеспечение военной безопасности, обязательное социальное обеспечение 3458 3579 103,5
Образование 6039 6014 119,9
Здравоохранение и предоставление социальных услуг 4548 4603 99,6
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 2460 2492 101,3
чительно превышают индексы среднегодовой численности занятых по аналогичным видам экономической деятельности. Интенсивный рост экономического состояния страны (на начало 2008 г.) поставил перед учебными заведениями РФ и образованием в целом задачи совершенствования механизмов регулирования целенаправленной подготовки специалистов, адекватных потребностям экономики. Наиболее высокие индексы цен на потребительские товары и услуги наблюдаются по видам экономической деятельности, связанным с предоставлением персональных услуг, включая социальные, здравоохранения, операций с недвижимым имуществом и др.
При этом численность студентов высшего профессионального образования по укрупненной группе направлений подготовки (специальностей) «Сфера обслуживания» в сравнении с общей численностью студентов Российской Федерации в динамике за последние 5 дет имеет тенденции значительного роста
(393,3%), что свидетельствует о востребованности в регионах страны. Численность студентов государственных и муниципальных вузов, в т.ч. обучающихся по направлениям подготовки и специальностям укрупненной группы «Сфера обслуживания», в динамике 1997—2004 гг, представлена в табл. 4 . [6, с. 388—392]
Данные табл. 4 свидетельствуют о значительном росте удельного веса численности студентов, обучающихся по направлениям и специальностям в области сферы обслуживания в общей численности студентов РФ с 0,6 в 1997/1998 учебном году до 1,28 в 2003/2004. Несомненный интерес представляют результаты сравнительного анализа численности студентов вузов, обучающихся по направлениям подготовки и специальностям укрупненной группы «Сфера обслуживания», с применением базисных и цепных индексов, что позволяет Детализировано сравнить и оценить тенденции в динамике за 7 лет (табл. 5) .[6, с. 388—392]
Таблица 4
Численность студентов государственных и муниципальных вузов, в т.ч. по укрупненной группе «Сфера обслуживания»
Учебный год 1997/ 1998 1998/ 1999 1999/ 2000 2000/ 2001 2001/ 2002 2002/ 2003 2003/ 2004
Всего (тыс. Чел,) 3046489 3347220 3720184 4270751 4797417 5228678 5596172
В тл. «Сфера обслуживания» 18241 25073 33896 44256 55256 64858 71747
Удельный вес 0,60 0,75 0,91 1,04 1,15 1,24 1,28
Таблица 5
Сравнительный анализа численности студентов высших учебных заведений, в т.ч. укрупненной группы «Сфера обслуживания»
Учебный год 1997/ 1998 1998/ 1999 1999/ 2000 2000/ 2001 2001/ 2002 2002/ 2003 2003/ 2004
Всего (тыс. чел.) 3046489 3347220 3720184 4270751 4797417 5228678 5596172
В т.ч. «Сфера обслуживания» 18241 25073 33896 44256 ,55256 64858 71747
Темп роста (%), индекс изменения численности студентов РФ
базисный 100 109,9 122,1 140,2 157,5 171,6 183,7
цепной 100 109,9 111,1 114,8 112,3 109,0 107,1
Темп роста (%), индекс изменения численности студентов РФ по укрупненной группе «Сфера обслуживания»
базисный 100 137,5 185,8 242,6 302,9 335,6 393,3
цепной 100 137,5 135,2 130,6 124,9 117,4 110,6
Данные сравнительного анализа индексов изменения численности студентов РФ по укрупненной группе «Сфера обслуживания» с применением базисных и цепных индексов свидетельствуют о значительном росте. Темп роста численности студентов, обучающихся по направлениям подготовки и специальностям ВПО сферы обслуживания, с 137,5% в 1998/1999 учебном году увеличился на 255,8% в 2003/2004 учебном году и составил 393,3%. При этом динамика изменения данных индикаторных показателей с применением цепных индексов свидетельствует о снижении темпов роста численности обучающихся последующего года к предыдущему: с 137,5% в 1998/1999 учебном году до 110,6% в 2003/2004 учебном году. Тем не менее, это на 0,5% выше в сравнении с темпом роста численности всех студентов высшего профессионального образования в РФ.
Динамика численности студентов негосударственных вузов по укрупненной группе
«Сфера обслуживания» с 1997 по 2004 гг. представлена в табл. 6. [6, с. 388—392]
Трендовый анализ данных табл. 5 и 6 свидетельствует о тенденции роста численности обучающихся по направлениям подготовки и специальностям укрупненной группе «Сфера обслуживания» государственных и муниципальных вузов, а также негосударственных. При этом результаты сравнительного анализа показывают, что численность студентов государственных и муниципальных вузов в 2003/2004 учебном году возросла в сравнении с 1997/1998 учебным годом в 3,94 раза, в негосударственных вузах в 14,96 раз, что свидетельствует об устойчивом спросе со стороны граждан на освоение образовательных программ высшего профессионального образования по направлениям подготовки и специальностям в области сферы обслуживания. Это привело к тому, что в составе УМО по образованию в области сервиса и туризма по состоянию на
Таблица 6
Анализ численности студентов негосударственных вузов по укрупненной группе «Сфера обслуживания»
Учебный год 1997/ 1998 1998/ 1999 1999/ 2000 2000/ 2001 2001/ 2002 2002/ 2003 2003/ 2004
Всего (тыс. чел.) 201829 250725 344885 470590 629526 718819 859541
В т.ч. «Сфера обслуживания» 564 672 864 1758 2610 5244 8435
Удельный вес 0,29 0,27 0,25 0,37 0,42 0,73 0,98
Таблица 7
Число вузов, реализующих ООП в федеральных округах РФ и странах СНГ (по состоянию на 1 сентября 2008 г.)
Федеральный округ РФ и страны СНГ Число вузов Сервис Социальнокультурный сервис и туризм Домове- дение Туризм
Центральный ФО РФ 109 26 81 11 28
Северо-Западный ФО РФ 37 14 30 2 10
Приволжский ФО РФ 50 22 34 12 И
Южный ФО РФ 59 18 49 4 19
Уральский ФО РФ 30 10 24 4 13
Сибирский ФО РФ 58 11 47 10 6
Дальневосточный ФО РФ 23 4 15 5 5
Страны СНГ 5 2 4 0 0
Всего 371 107 284 48 92
1 сентября 2008 г. более 370 вузов РФ и стран СНГ реализуют образовательные программы подготовки 'бакалавров, дипломированных специалистов и магистров в области сервиса и туризма (табл. 7).
Приведенные в табл.* 7 сведения, наглядно демонстрируют, что наиболее востребованы вузами в регионах РФ направления подготовки и специальности ВПО «Сервис», «Социальнокультурный сервис и туризм», «Туризм», что подтверждает развитие территорий по данным экономическим видам деятельности. В частности, по направлению «Сервис» наибольшее число вузов реализуют ООП в Центральном и Приволжском ФО РФ; по специальности «Социально-культурный сервис и туризм» — в Центральном, Южном, Сибирском ФО РФ; по специальности «Домоведение» — в Центральном, Приволжском и Сибирском ФО РФ; по направлению «Туризм» — в Центральном, Южном и Уральском ФО РФ.
Однако наибольшая численность обучающихся осуществляется по направлениям и специальностям сервиса и туризма, в то время как со стороны абитуриентов ООП подготовки специалистов в области домоведения востребованы в меньшей мере. Лишь 48 вузов осуществляют подготовку кадров по аналогичной специальности. При этом интерес представляют сведения о состоянии подготовки специалистов по направлению подготовки и специальности «Туризм», которые введены лишь в 2006 году. Тем не менее, как показывает
опыт УМО по образованию в области сервиса и туризма, число вузов, представляющих документы на право ведения образовательной деятельности по образовательным программ данного направления подготовки и специальности достаточно высок. Абсолютное значение вузов по состоянию на 1 июня 2008 г. приближается к 100. В связи с принятием Правительством РФ постановлений о двухуровневой подготовке высшего профессионального образования, большее число вузов заявляют к введению образовательные Программы бакалавриата.
При этом структура вузов, входящих в состав УМО и осуществляющих подготовку7 выпускников по направлениям подготовки и специальностям в области сервиса и туризма в Федеральных округах РФ и странах СНГ, в динамике 2005 и 2008 гг. распределяется следующим образом (табл. 8) . Данные табл. 8 свидетельствуют о значительном увеличении числа высших учебных заведений, реализующих образовательные программы по направлениям подготовки и специальностям укрупненной группы «Сфера обслуживания». На значение данных показателей немаловажное значение оказывает влияние выпуск обучающихся. Сведения об обучающихся в вузах РФ по индикаторам «прием», «контингент», «выпуск» по направлениям и специальностям укрупненной группы «Сфера обслуживания» (по состоянию на июнь 2006 года) представлен в табл. 9.
Таблица 8
Число (и структу ра) вузов по федеральным округам РФ и странам СНГ в составе УМО (данные УМО по образованию в области сервиса и ту ризма по состоянию на 1 сентября 2008 года)
Федеральный округ РФ и страны СНГ 2005 г. 2008 г. Изменение
абсолютное значение удельный вес, % абсолютное значение удельный вес, %■ абсолютное. значение темп роста, %
Центральный ФО РФ 69 25.7 105 29.4 + 36 151.1
Северо-Западный ФО РФ 31 ll.fi 37 9.9 +6 114.2
Приволжский ФО РФ 31 11.6 50 13.5 +19 161.3
Южный ФО РФ 52 19.4 59 15.9 +7 113.5
Уральский ФО РФ 26 9.7 30 8.1 +4 115.4
Сибирский ФО РФ 38 14.2 58 15.6 +20 152.6
Дальневосточный ФО РФ 18 6.7 23 6.2 +5 127.8
Страны СНГ ФО РФ 3: 1.1 5 1.4 +32 166.6
Всего: 268 100 371 100 + 103 138,4
Таким образом, можно утверждать, что наибольшее число обучающихся (удельный вес 70,7%) и выпускников (удельный вес 75,1Йг) наблюдается по специальности «Социальнокультурный сервис и туризм». При этом наблюдается также тенденция роста этих показателей по специальности «Сервис» (24,4% обучающихся и 21,8% выпускников). Наименьший удельный вес подготовки специалистов приходится на специальность «Домоведение», однако это не снижает значимость подготовки кадров в области домоведения, т.к. существенные изменения в социально-экономическом состоянии страны и экономики в целом, направленные на обеспечение качества жизни граждан, приведут
к увеличению спроса на выпускников данной квалификации, повысив тем самым контингент обучающихся.
Таким образом, проведенный анализ и на его основе оценка тенденций подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием по укрупненной группе «Сфера обслуживания», адекватной обороту по видам экономической Деятельности и развитию народно-хозяйственного комплекса в целом можно рассматривать как одно из звеньев механизма регулирования обеспечения потребности рынка труда в кадрах востребованной квалификации.
Таблица 9
Сведения о численности обучающихся в вузах РФ по направлениям подготовки и специальностям укрупненной группы «Сфера обслуживания»
Код, уровень Наименование специальности Всего
Прием Контингент Выпуск
абсолютное значение удельный вес, м абсолютное значение удельный вес, % абсолютное ¡значение
Всего 17000 100 66440 100 6285
100101.65 Сервис 4189 24,6 16216 24,4 1373
100103.65 Социальнокультурный сервис и туризм 12419 68,9 46893 70,7 4722
100110.65 Домоведение 777 4,6 2982 4,3 190
100200.62 Туризм: 97 0,6 119 0,2 0
100200.65 Туризм 218 1,3 284 0,4 0
Литература
1. Ананьева Т.Н. Подготовка кадров для сферы сервиса/ Сборник Региональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы образовательного и гуманитарного сервиса» (23 апреля 2008 г.), Институт сервиса (г. Москва) (филиал) ФГОУВПО «РГУТиС»). М., 2008. 80 с.
2. Ананьева Т.Н., Илюхина Г.И. Концептуальные основы подготовки компетентных кадров для сферы обслуживания. Инновационные технологии в подготовке кадров для обслуживания Олимпиады «Сочи-2014».: Материалы Международной научно-практической конференции. Ростов н/Д: ИИО ПИ ЮФО, 2008.
3. Васильев В.Н., Гуртов В.А. и др. РыноктрудаирынокобразовательныхуслугвсубъектахРФ. М.: Техносфера, 2006.680с.
4. Илюхина Г.И. Тенденции и перспективы развития образования в области сервиса в современных экономических условиях. Сборник Региональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы образовательного и гуманитарного сервиса» (23 апреля 2008 года), Институт сервиса (г. Москва) (филиал ФГОУВПО «РГУТиС»). М., 2008. 80 с.
5. Россия в цифрах: 2007. Краткий статистический сборник. М.: Росстат, 2007.
6. Образование в РФ: 2006. Статистический ежегодник. М: ГУ-ВНГЭ, 2006. 528 с.