Научная статья на тему 'Экономический анализ отдельных факторов, характерных при лизинге воздушного судна отечественного производства'

Экономический анализ отдельных факторов, характерных при лизинге воздушного судна отечественного производства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
103
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Захарова Елена Юрьевна

В статье приводится экономический анализ вариантов формирования схем возвратных платежей с учетом влияния факторов, характерных при приобретении воздушного судна отечественного производства: наличие госу-дарственных субсидий и отмена налога на имущество. Даны конкретные предложения по формированию схемы возвратных платежей для авиакомпании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ECONOMIC ANALYSIS OF SEPARATE FACTORS, CHARACTERISTIC AT LEASING THE AIR VESSEL OF THE DOMESTIC PRODUCTION

In clause the economic analysis of variants of formation of schemes of returnable payments in view of influence of factors, characteristic is resulted at purchase of an air vessel of a domestic production: presence of the state grants and a cancelling of the tax to property. Specific proposals on formation of the scheme of returnable payments for airline are

Текст научной работы на тему «Экономический анализ отдельных факторов, характерных при лизинге воздушного судна отечественного производства»

2006

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА серия Менеджмент, экономика, финансы

№104

УДК 336.01

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОТДЕЛЬНЫХ ФАКТОРОВ, ХАРАКТЕРНЫХ ПРИ ЛИЗИНГЕ ВОЗДУШНОГО СУДНА ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА

Е.Ю. ЗАХАРОВА

Статья представлена доктором экономических наук, профессором Репиной О.В.

В статье приводится экономический анализ вариантов формирования схем возвратных платежей с учетом влияния факторов, характерных при приобретении воздушного судна отечественного производства: наличие государственных субсидий и отмена налога на имущество. Даны конкретные предложения по формированию схемы возвратных платежей для авиакомпании.

В настоящее время лизинг демонстрирует впечатляющие темпы роста. В 2005 году объем российского рынка лизинга составил десять миллиардов долларов, выручка лизинговых компаний в совокупности составила четыре миллиарда долларов. Суммарная стоимость новых сделок выросла на 74% (в 2004 году - 67%), а выручки - на 76% (в 2004 году - на 58%). Темпы роста лизинга существенно превосходят темпы роста практически всех отдельных секторов финансовой системы России, а также экономики в целом. Растет не только объем лизинговых сделок в стоимостном выражении, но и их роль в создании ВВП. Если в 2001 году доля лизинга в ВВП составляла 0,5%, а в инвестициях в основные средства - 3%, то к 2005 году эти показатели составили 1,3 и 8,2% соответственно, увеличившись в 2,5 раза.

Отечественный рынок лизинга становится разнообразным по ассортименту услуг, предоставляемых лизинговыми компаниями. Если раньше большую долю занимал финансовый лизинг, то сейчас активно развивается и оперативный вид лизинга (4047 млн. руб. в 2005 году против 2104,3 млн. руб. в 2003 году). Такой вид лизинга распространен в отраслях, требующих высокотехнологичного оборудования в сельском хозяйстве, а также он пользуется популярностью при сезонной или краткосрочной потребности в транспортных средствах.

Сделки возвратного лизинга в 2005 году совершились на сумму 7 млрд. рублей. В таком виде лизинга заинтересованы компании, располагающие необходимым оборудованием, но испытывающие дефицит оборотных средств.

Анализируя объем сделок в стоимостном выражении по объектам лизинга (рис. 1), предоставленный Рослизингом, можно отметить, что его большая часть приходится на железнодорожный транспорт (28560 млн. руб.), пассажирский автотранспорт (18839 млн. руб.), грузовой автотранспорт (18508 млн. руб.). На долю авиатехники в 2005 году приходилось 2568 млн. руб., что сопоставимо со стоимостью двух самолетов типа Ил-96 (очевидно, при подготовке статистических данных Рослизингом имелся в виду контракт 2005 года между «Ильюшин Финанс Ко» и кубинской компанией Лу1а1шрог! Б.Л.).

Несмотря на значительный рост лизинга в целом по стране, его развитие в авиационном секторе остается в состоянии стагнации. Создание лизинговых авиационных компаний явилось существенным вкладом в перспективное развитие авиационного рынка. Однако низкий уровень первоначального капитала лизинговых компаний, высокая капиталоемкость приобретаемых воздушных судов, неразвитость системы страхования лизинговых операций не позволяют развернуть активную деятельность этих компаний на российском рынке. В этих условиях исключительно велика роль Г осударства в обеспечении и создании благоприятных условий для функционирования авиационного рынка лизинга. Предоставление государственных гарантий для

осуществления лизинговых операций позволяет снизить риски, которые берут на себя лизинговая компания и коммерческие банки, предоставляющие кредит под конкретные инвестиционные проекты.

Медицинское обруд. Лесозаготовительное оборуд. Авторемонтное и автосервисное оборуд.

Химическое оборудование Торговое оборудование Проч. строит.техника Нефтегазодобывающее оборуд.

Авиатехника Дорожностроительная техника Строительная техника Оборуд. для пищевой промышленности

Другое

Грузовой автотранспорт Железнодорожный транспорт

ю

>

а

X

с

г

90

з 232

□ 407

□ 490 541 612 1851 1945 □ 1295 =11687 =11821 =11902 =1 1913 =11982 =12378 =12568

-----1 2897

-----13091

14143

4833

5339

6084

6409

7332

I10464

I16508

18839

28560

5000

10000

15000

20000

25000

30000

0

Рис. 1. Стоимость лизинговых контрактов по объектам лизинга (источник: Рослизинг)

Важным шагом в решении проблем развития авиации явилось постановление Правительства РФ от 26 июня 2002 г. № 466 «О порядке возмещения российским авиакомпаниям части затрат на уплату лизинговых платежей за воздушные суда российского производства, получаемые ими от российских лизинговых компаний по договорам лизинга, а также части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в 2002 году в российских кредитных организациях на приобретение российских воздушных судов», где определен порядок возмещения российским авиакомпаниям части затрат на уплату по лизинговым платежам за воздушные суда российского производства. Субсидии по лизинговым платежам и субсидии по кредитам предоставляются за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели по разделу «Транспорт, связь и информатика».

Субсидии по лизинговым платежам предоставляются при условии уплаты организацией в полном объеме лизинговых платежей в период, предшествующий выплате субсидии. Субсидии по кредитам предоставляются при условии своевременной уплаты организацией начисленных банком процентов за пользование кредитом и погашения кредита в соответствии с графиком платежей.

Субсидия по лизинговым платежам предоставляется организации ежемесячно из расчета одной второй суммы возмещения организацией затрат лизинговой компании на уплату процентов по кредитам, привлекаемым лизинговой компанией для приобретения воздушного судна, и дохода лизинговой компании, являющихся частями лизингового платежа. Размер указанной субсидии не может превышать сумму, рассчитанную как произведение одной второй ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации на дату уплаты организацией последнего лизингового платежа, количества дней между двумя последними лизинговыми пла-

тежами и остаточной стоимости воздушного судна, разделенное на умноженное на сто процентов количество дней в году (рис. 2).

0 _ Доходы ЛК + Проценты за кредит ЛК Ь і _ 2"

ОстаточнаястоимостьВСX Ставка рефинансирования ЦБX Количестводней в периоде

365x100%

Размер субсидии = тіп Ь

2

Рис. 2. Модели расчета государственных субсидий, необходимых авиакомпании для реализации договора лизинга

В случае, если договор лизинга содержит денежные обязательства в иностранной валюте, субсидия по лизинговым платежам предоставляется организации ежемесячно из расчета одной второй суммы возмещения организацией затрат лизинговой компании на уплату процентов по кредитам, привлекаемым лизинговой компанией для приобретения воздушного судна, и дохода лизинговой компании, являющихся частями лизингового платежа и пересчитанных исходя из курса рубля к иностранной валюте, установленного Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты организацией последнего лизингового платежа. Размер предоставляемой субсидии не может превышать сумму, рассчитанную как произведение одной второй процентной ставки по кредиту в иностранной валюте, принятой для расчета максимального размера субсидии, количества дней между двумя последними лизинговыми платежами, остаточной стоимости воздушного судна и курса рубля к иностранной валюте, установленного Центральным банком Российской Федерации, разделенное на умноженное на сто процентов количество дней в году. Для расчета максимального размера субсидии по лизинговым платежам принимается процентная ставка в размере і2 процентов годовых.

Необходимо отметить, что в соответствии с п. 4 настоящего постановления на период 20042007 гг. ежегодный размер средств на возмещение российским авиакомпаниям части затрат не должны превышать 500 млн. рублей. По результатам расчетов определяется размер субсидии на каждый год.

Следует заметить и последние изменения в Налоговом кодексе РФ. В соответствие с изменениями Главы 40 НК РФ предмет лизинга, учитываемый на балансе лизингополучателя в составе счета 01 «Основные средства», облагается налогом на имущество. Если же предмет лизинга учитывается на балансе лизинговой компании, он отражается на счете 04 «Доходные вложения в материальные ценности» и не облагается этим налогом. Об этом сказано в письме ФНС России от 14.10.2004 № 21-4-05/447.

Таким образом, учитывая возможные субсидии и льготы, естественным образом можно предположить, что лизинговый платеж авиакомпании снизится при субсидиях государства (в случае если объектом лизинга является ВС отечественного производства) и при отсутствии налога на имущества у лизингодателя (если ВС состоит на балансе лизинговой компании).

Проведем сравнительные расчеты лизинговых платежей и экономической эффективности договоров лизинга для различных схем лизинговых платежей:

- аннутетов временной дискретности;

- аннутетов процентной дискретности;

- регрессивной схемы.

Возмещаемая стоимость ВС - 10800 тыс. долл. США; периодичность погашения - ежеквартальная; период лизинга - 4 года; проценты за кредит банка плюс маржа лизингодателя - 10 % годовых.

Для каждой из схем рассчитаем лизинговые платежи и показатели экономической эффективности при следующих условиях:

- в случае приобретения ВС без каких-либо льгот и субсидий (возможно при приобретении ВС со вторичного рынка, а также для приобретения ВС зарубежного производства)

- в случае предоставления государственных субсидий (данный вариант возможен только при приобретении ВС, тип которых предусматривает ФЦП «Модернизация транспортной системы России», подпрограмма «Г ражданская авиация»);

- в случае предоставления государственных субсидий и отмене налога на имущество (если ЛК учитывает ВС отечественного производства на балансе на счете 04 «Доходные вложения в материальные ценности»).

Результаты расчетов приведены на рис. 3, где представлена ЫРУ для различных схем лизинга. Из рис. 3 следует, что наибольшее значение ЫРУ = 4142, 26 тыс. долл. достигается при аннуитетах «временной дискретности», наличии государственных субсидий и отсутствии налога на имущество. Но в любом случае, этот рисунок иллюстрирует, что при прочих равных условиях, наибольшее значение ЫРУ достигается при формировании лизинговых платежей в виде аннуитетов «временной дискретности». Возникает вопрос об экономическом эффекте.

Врем Аннуитет Проценттн. Аннуитет Регрессивн. Схема

цМРУ(только ЛП) цИРУ(ЛП+ Гос. субсидия) пЫРУ(ЛП+ Гос. Субсидия-НИмущество)

Рис. 3. КРУ при аннуитетах и регрессивной схеме для различных вариантов погашения лизинговых платежей

На рис. 4 представлен экономический эффект - разница ЫРУ для всех схем. При применении в схеме формирования лизинговых платежей аннуитетов «временной дискретности» с учетом государственных субсидий и без налога на прибыль, вместо лизинговых платежей по регрессивной схеме, выплачиваемых в полном объеме, экономический эффект составит 205 дисконтированных долларов США.

В случае приобретения ВС по лизингу для авиакомпании наиболее экономически эффективным будет лизинг, в договоре которого предусматривается:

- погашение лизинговых платежей по аннуитетной схеме «временной дискретности»;

- наличие государственных субсидий. В этом случае часть лизингового платежа авиакомпании будет компенсироваться государством;

- заключение договора авиакомпании с той лизинговой компанией, которая учитывает ВС на счете 04 «Доходные вложения в материальные ценности», тогда в составе лизингового платежа не будет налога на имущество;

- выплата лизинговых платежей авиакомпанией с наибольшей частотой. В этом случае возможно максимальное снижение лизингового платежа (при непрерывном погашении) при минимальном сроке возврата инвестиций.

250,00

200,00

<

3

и

d 150,00 § d н

X

§

^ 100,00

50,00

0,00

■ Только ЛП ИЛП+ Гос. Субсидия ШЛП+Гос.субсидия-Налог на имущ.

Рис. 4. Экономический эффект - разница NPV для всех схем

THE ECONOMIC ANALYSIS OF SEPARATE FACTORS, CHARACTERISTIC AT LEASING THE

AIR VESSEL OF THE DOMESTIC PRODUCTION

Zaharova E. Ju.

In clause the economic analysis of variants of formation of schemes of returnable payments in view of influence of factors, characteristic is resulted at purchase of an air vessel of a domestic production: presence of the state grants and a cancelling of the tax to property. Specific proposals on formation of the scheme of returnable payments for airline are given.

Сведения об авторе

Захарова Елена Юрьевна, окончила МГТУ ГА (1997), кандидат экономических наук, доцент МГТУ ГА, автор 24 научных работ, область научных интересов - экономика, инвестиционное проектирование, управление авиатранспортными ресурсами.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.