Вершинская О.Н., Галюжин А.Ю.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИНТЕРНЕТА
(Исследование проводилось при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект № 11-02-00288а0
Новые экономические возможности Интернета, отражает термин «Интернет-экономика». Это понятие легко вошло в жизнь, хотя вопрос о правомерности этого термина до конца еще не решен. Интернет-экономика — что это? Новая отрасль экономики или просто новое техническое средство для осуществления старых операций? Специалисты по ^ (информационным технологиям) счи-тают, что Интернет — это всего лишь техническое средство. Так, Андрей Колесников, директор Координационного центра национального домена сети Интернет пишет: «Если брать суммарную экономику страны, то все большие контракты — в Интернете. Разумеется, говорить о том, что это часть экономики, не стоит, так как это лишь вспомогательный инструмент» [1]. Существуют и другие мнения, исходя из которых можно заключить, что термин «Интернет-экономика» в зависимости от контекста и рассматриваемой ситуации означает: • использование возможностей Интернета в различных областях экономики или в какой-либо одной из них;
• совокупность отраслей или областей экономики, под влиянием Интернета в значительной степени изменивших и повысивших эффективность своего функционирования;
• мировую, национальную или менее масштабную экономику, под влиянием Интернета изменившую свое первоначальное состояние и повысившую эффективность экономических процессов;
• внутреннюю экономику сети Интернет, т.е. доходы, расходы, окупаемость, финансовое обеспечение функционирования сети;
• Интернет-экономика, кроме всего, — совокупность сфер деятельности, основными из которых на сегодня являются электронная коммерция, электронные платежи, контекстная реклама.
Если более конкретно говорить об экономических возможностях Интернета, то здесь нужно рассматривать, во-первых, влияние Интернета на характер и результаты использования Интернета в деятельности крупных экономических объектов,
126
таких как отрасль народного хозяйства, корпорация или национальная экономика в целом, а во-вторых, анализировать возможности и перспективы использования Интернета на микро-уровне: в образовании, в бизнесе и самозанятости.
Интернет как экономическая система
В современной философии экономика рассматривается как система общественных отношений, изучаемых с позиции понятия стоимости. Главная функция экономики состоит в том, чтобы постоянно создавать такие блага, которые необходимы для жизнедеятельности людей и без которых общество не сможет развиваться. Экономика помогает удовлетворить потребности человека в мире ограниченных ресурсов. Она рассматривается, как совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления [2].
Сама система общественных отношений с появлением Интернета претерпевает значительные изменения. Интернет помогает удовлетворить потребности человека в информации, т.е. в данном случае — в информации для управления экономикой. Поэтому представляется возможным рассматривать Интернет-экономику как новую информационно-обеспечивающую отрасль экономики.
Однако оставим этот вопрос открытым и посмотрим на проблему с другой стороны.
Дж. Кейнс [3] еще в 1960 годах говорил о постепенном усилении влияния идей. Сегодня главным средством труда и продуктом производства является информация. «90% стоимо-
сти любого конечного продукта в мире составляет ноу хау» [4. С. 27].
Роль человека в воспроизводственном процессе под влиянием научно-технического прогресса постоянно меняется. Были времена, когда качество продукции целиком определялось людьми, носителями профессиональных навыков и секретов.
Потом наступил этап, когда работник рассматривался как некий придаток машины.
Сейчас роль личности снова возрастает, увеличивается значимость человека в производстве благ. Круг областей, где навыки, умения и способности человека, прежде всего в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), играют решающую роль, постоянно расширяется. В Интернет-экономике участвуют люди, способные быть гибкими в плане постановки проблем, поиска необходимой информации, выработки решений и привлечения партнеров.
Индивид способен оказывать сильнейшее влияние на развитие экономики, и взрывной рост Инте-рент-экономики тому свидетельство.
Интернет в России
Эксперты авторитетной международной консалтинговой компании McKinsey во главе лауреатом Нобелевской премии по экономике Р. Со-лоу в результате глубокого анализа состояния и перспектив российской экономики пришли к неожиданному для них самих выводу: высокая инфляция, финансовые кризисы и экономическая нестабильность в России — факторы второстепенные и не играют решающей роли в сдерживании экономического роста. Сдерживающие факторы лежат не в экономиче-
127
ской, а в политической и социально-культурной сферах [6].
Причины взрывного роста российской Интернет-экономики носят не чисто технологический характер, а объясняются во многом российскими экономико-культурно-психологическими особенностями. Их три: российская ментальность; привычный рентный способ ведения хозяйства; появившаяся возможность быть хозяином.
Научного ответа на вопрос, какими факторами определяется экономическое поведение людей, не существует. Чем обусловлено то, что богатая ресурсами и имеющая высокий образовательный уровень населения страна не может обеспечить эффективное социально-экономическое развитие?
Одна из возможных причин — социокультурная специфика России, особенности психологии и менталитета ее населения [7].
Экономическое поведение россиян с точки зрения его социокультурных особенностей после С. Булгакова [8] и П. Сорокина [9] изучалось очень мало. Само понятие реальности и повседневности в сознании российских людей отличается от западного, и хотя сейчас идет постепенное сближение, происходит оно очень медленно и неравномерно. Удивительно современно звучат слова П.Я. Чаадаева о том, что в России «ни у кого нет определенного круга действий, нет ни на что добрых навыков, ни для чего твердых правил <...> ничего устойчивого, ничего постоянного, все живут без убеждений, без правил даже и в повседневных мелочах <...> Прежние идеи выметаются новыми, потому что последние не вырастают из первых, а появляются откуда-то извне...»[10. С. 19-20].
Широкое распространение ИКТ и рыночные отношения постепенно корректируют эти негативные черты. Более того, недостаточная организованность и иррациональность не столь фатальны в информационном обществе, для которого характерны процессы постоянного обновления и переоценки ценностей.
Особенности российской мен-тальности и есть первая причина успеха Интернет-экономики. Собственность on-line — это некая промежуточная зона между жесткой собственностью off-line и фантазией, воображением. А российская менталь-ность и есть промежуточная зона между жесткой действительностью и воображением [11.
Нравственный опыт в России также своеобразен. Так, социологические опросы, проведенные еще в 2005 году [4], показывают, что 68% населения считают приватизацию грабежом, а новых собственников - ворами и грабителями, но 63% хотят и готовы стать собственниками.
Распространение ИКТ постепенно стабилизирует и организует разрушенные при переходе к рыночным отношениям информационные потоки, и развитие Интернет-экономики -одно из проявлений этого.
Вторая причина успеха — привычный характер ведения хозяйства. Российская экономика всегда была основана на природной ренте. К окультуриванию земли не приучены самим способом земледелия, вели подсечное земледелие: два года на одном участке, и переход на другой. Нефть и газ добываем, один источник истощился, переходим на другой.
Рентный способ ведения хозяйства сохраняется до сих пор. Рента дает «непрерывный денежный доход» [12. С. 23]. Мы «не бьемся» над каждым
128
клочком земли, над каждой скважиной. Россия страна большая, где много земли и много полезных ископаемых. Отсюда особый образ жизни и особая трудовая этика, отличающаяся от других стран, где всего этого мало. Инновационный тип развития сформировался в странах, бедных ресурсами, дефицит ресурсов стимулирует предприимчивость и рачительность. Россия избалована природными ресурсами. Мы проедаем природную ренту, и ее легкие деньги не дают стимула экономической модернизации [4].
Интернет — это новая «скважина» для российской экономики. С ее открытием труд в виртуальном пространстве становится большой ценностью, а люди, переходящие на самообеспечение, не рассчитывают на государство, а решают свои проблемы сами. В Интернет-экономике нет у властей возможности произвольно распоряжаться ресурсами. Это — самоорганизующаяся система, что дает надежду на позитивное развитие.
В своей книге о природе экономической теории Й. Шумпетер [13] называет экономику наукой об оптимальном использовании ресурсов. Новая технология часто позволяет предпринимателю создавать те же продукты, что и у конкурентов, но с меньшими затратами. Таким образом, предприниматель получает своего рода «ренту», равную разнице в издержках. С одной стороны, в Интернет-экономике происходит то же самое, но с другой —с гораздо большей, скоростью получения доходов, со значительно меньшими издержками.
Третья причина взрывного роста Интернет-экономики — в Интернете все сами себе хозяева, нет зависимости от государства. И это новое для нас: на протяжении российской исто-
рии не собственность порождала власть, а власть была источником собственности. Экономика создает условия реального движения общества, смысл которого в человеке, именно человек является источником, средством и результатом общественного развития. И один из возможных ответов на известный вопрос «почему мы такие бедные, если мы такие умные?» — потому, что не были никогда хозяевами [5]. А в Интернете все — в некотором смысле хозяева. Привлекательность сети как раз в том, что каждый создает свою зону, в которой в которой действует самостоятельно.
Сейчас системы владения собственностью проходят через период изменений, и они носят кардинальный характер. Появляются системы временного владения. Мы сможем, и уже можем, жить в одном месте, а работать или учиться в другом. Виртуальная реальность становится всеобъемлющей [14].
Темпы роста российского Интернета
Отечественная Интернет-экономика удивляет аналитиков. Рост на десятки процентов в год выглядит «фантастическим».
Прогноз экспертов Рунета на 2012 г. определяет ее рост на 33%. Таких темпов не наблюдается ни в одном секторе российской экономики и, если они сохранятся, то к 2020 г. на Интернет-отрасль будет приходиться более половины российской экономики [15].
Конкурентоспособность российских Интернет-компаний и Интернет-сервисов неуклонно растет, на сегодняшний день по версии Google Рос-
129
сия входит в 5 приоритетных рынков [16].
Интернет сегодня является локомотивом развития инновационной экономики и обеспечивает появление не только новых игроков на существующих рынках, но и новых рынков в целом.
Подробный обзор on-line рынка России впервые был сделан в 2012 г. Российской Ассоциацией Электронных коммуникаций и Высшей школой экономики [16].
Проведенное исследование «Экономика Рунета» показывает, что российские и западные эксперты сходятся в том, что Рунет — самая быстро растущая площадка Европы. По данным этого исследования в середине 2012 г. Интернет-экономика России занимала 1% от ВВП России, по прогнозам экспертов к концу 2012 г. показатель достигнет 1,5%. Объем рынка в 2011 г. оценивался в 554 млрд. руб., по итогам 2012 г. прогнозировался рост порядка 30%, что составляет 718 млрд. руб. Такие темпы опережают прогнозы по экономике России в целом [16].
Самыми крупными сегментами Интернет-экономики остаются электронная коммерция, электронные платежи, контекстная реклама.
Эксперты в 2012 г. прогнозировали рост рынков видеорекламы (159%), что связано с развитием Ин-
тернет-телевидения и SAAS решений (146%) в связи с низким порогом входа на рынок. Средние темпы роста прогнозируются в сферах предоставления услуг хостинга (121%), контента и Интернет-игры (127%), поисковой оптимизации (119%).
Новые сегменты в Интернет-индустрии Рунета появляются в России почти одновременно с остальными странами, это рынки видеорекламы, SAAS решений и др. (табл. 1). Также активно предпринимаются попытки выхода за пределы России и СНГ. Среди положительных тенденций развития Интернет-экономики Рунета эксперты отмечают консолидацию «игроков» на рынке, выход оффлайнового бизнеса в сеть и курс на саморегулирование в пределах отрасли, включающий активную работу в рамках объединений.
Главными достижениями основных игроков Интернет-индустрии является постоянное увеличение пользователей сети Интернет.
Четверть всех пользователей социальных сетей в России предпочитает Facebook, «ВКонтакте» — посещаемость достигла 40 миллионов человек в сутки. Yandex возглавил список самых посещаемых ресурсов в Рунете, на втором месте — Mail.ru.
В среднем, пользователи Рунета проводят в Сети 112 минут в день [17].
Таблица 1
Рынки Рунета Объем рынков, млрд. руб. 2011 г. Прогноз темпов роста на 2012 год (%)
Онлайн-ритейл 309,40 127
Электронные платежи 116,7 132
Контекстная реклама 24,24 139
Медийная реклама 15,8 133
Обзор сегментов Интернет-рынка в России
130
Рынки Рунета Объем рынков, млрд. руб. 2011 г. Прогноз темпов роста на 2012 год (%)
Веб-разработки 9,83 127
Поисковая оптимизация 8,56 119
Контент и игры 8,24 127
Хостинг и домены 5,32 121
SMM 2,98 140
SAAS-решения 1,89 146
Видеореклама 0,8 159
Источник: РАЭК, ВШЭ исследование «Экономика Рунета 2011-2012»
Так, по данным Фонда общественного мнения месячная аудитория Интернета летом 2012 года составила
59,4 млн. человек. [18]. Динамика численности пользователей Интернета в России представлена на рис. 1.
Месячная аудитория, % - факт Месячная аудитория, % - прогноз
is 20
66,6
si г
44,8 44, в
1111
52,6
60
Лета2003 Лета2004 Лето2005 Лето2006 Лею2007 Лет2008 Лето2Э09 Лето2010 Лето2011 Лето2012 Пего2013 Лето2014
■ Месячная аудитория, млн. чел. TJ Месячная аудитория, млн. чел. - прогноз
i-i Меомгая аудитория, млн. чел - прогноз 594 ео,1
52,0 51,7 _ Г--43,7 11 j ■
36,8
-aiiiiilllili
67,9
74,7
Лето 2003 Лето 2004 Лето 2005 Лето 2006 Лето 2007 Лето 2008 Лето200Э Пето 2010 Лето 2011 Пето 2012 Лето 2013 Лето 2014
Источник: данные Фонда Общественных мнений [18].
Рис.1. Динамика пользователей Интернета в России (млн. чел.)
Разные источники дают разные данные. Так, по данным исследовательской компании TNS Web Index динамика проникновения Интернета стремительно растет.
Летом 2012 года рост по России в целом составил 66,6%, по Москве 70,6 % [19].
Рост числа пользователей мобильным Интернетом
Одной из важных позитивных тенденции является рост пользователей мобильного Интернета. Так, по данным TNS Web Index летом 2012 года аудитория мобильного Интер-
131
нета в России достигла 14 млн. человек, или 22% населения РФ (рис.2).
Стремительное увеличение количества пользователей мобильного Интернета обусловлено целым рядом обстоятельств: появлением малогабаритных и мощных смартфонов, падением стоимости использования мобильного Интернета, появлением удобных программ и сервисов, адаптированных для пользователей мобильного Интернета.
Динамика показателей, представленных на рис. 1-3, свидетельствует, что в Рунете созданы все усло-
вия для бурного роста Интернет-экономики в ближайшее время. Это подтверждают и прогнозы исследования транснациональной консалтинговой компании The Boston Consulting Group (BCG) Boston Consulting Group и Google, «Россия онлайн: Влияние Интернета на российскую экономику», проведенного в 2009 г. [19]. По данным этого исследования к 2015 г. доля Интернет-экономики России составит 2,6% от ВВП (64,8 млрд. долл. США) [20]. Рост Интернет-экономики прогнозируется в размере 30% в год.
■ Москва
мРоссия 100 000+
ЯчцЧМ Ив»1« Ячв'07 И-» VI 1'.:: Июп'М Яна U k.:n 'С-J Am'1D ИипЮ 1 Ипл'11 ИчГ12 Ини|'12 Сен 12
Источник: УИ TNS Web index, 20М-2012, Monthly Reach % or населения 12+лет
fcTNS .'О'. -
Рис. 2. Динамика распространения Интернета, млн. человек [19]
Россия, города 100 QQQ+, 12 лет и старше
Рис. 3. Аудитория мобильного Интернета в России в 2008-2009 г., % от населения 12+ лет [19]
132
Основные характеристики и факторы роста Интернет-экономики в России:
• рост потребления на 33%;
• рост частных инвестиций на 17%;
• государственные затраты на 25%;
• рост инфраструктуры за счет частных инвестиций (не только телекоммуникационных компаний) и государственных вложений;
• расширение географии проникновения Интернета;
• рост числа игроков на рынке электронной коммерции;
• рост уверенности потребителей в безопасности электронной коммерции;
• более высокая информированность компаний о возможностях Интернета.
Влияние Интернет-экономики на ВВП России
Исследования, проведенные в сфере влияния Интернета на ВВП показывают, что его воздействие ощутимое [16, 20].
Согласно стандартному определению ВВП по методу затрат, вклад Интернета в экономику России состоит из 4-х компонент: потребление населением, инвестиции, государственные затраты и чистый экспорт. Как отмечено выше, это и есть основные факторы роста Интернет-экономики.
Потребление населением включает в себя:
• расходы населения на товары и услуги, приобретенные посредством Интернет в основном в сфере B2C (от англ. Business to Consumer — бизнес для потребителя);
• расходы пользователей на оплату доступа и стоимость устройств доступа в Интернет (компьютеры, мобильные телефоны, сети и др.). Данный элемент отражает важность Интернета как канала продаж. Большая часть оплаты товаров, конечно, осуществляется в среде оффлайн, однако сам поиск, выбор и заказ товара происходят в Интернете.
К инвестициям в Интернет-экономику относят капитальные инвестиции телекоммуникационных компаний, связанные с Интернетом, а также инвестиции других частных компаний, которые связаны с Интернетом (например, покупка оборудования для доступа в Интернет).
К государственным затратам относят средства, выделяемые правительством на развитие государственных Интернет-сервисов и приобретение оборудования для доступа в Интернет в госучреждениях; на развитие информационно-коммуникационных технологий, непосредственно связанных с Интернетом.
Чистый экспорт включает в себя стоимость товаров, купленных населением за рубежом через Интернет, а также экспорт информационно-коммуникационных товаров и услуг, связанных с Интернетом (например, компьютеры и телефоны).
Судя по данным исследования компанни The Boston Consulting Group, наибольший вклад Интернет-экономики в ВВП России в 2009 г. вносило население, на втором месте — инвестиции частных компаний, на третьем — государственные затраты [20].
133
Преимущества ведения бизнеса в Интернете
Предшественницами глобальной сетевой среды были внутрифирменные и корпоративные информационные сети, создаваемые в результате встраивания информационных технологий в процесс функционирования организаций. Бум создания корпоративных информационных систем пришелся на 1980-е годы. Тогда же западные исследователи экономической эффективности внедрения информационных технологий обнаружили «парадокс производительности» [21, раздел «Productivity paradox», С. 22], означающий, что в результате этих внедрений производительность на объекте возрастает очень незначительно.
Новые исследования, проведенные в 1996-97 гг. дали объяснение этому парадоксу: эффект от внедрения проявляется в большей степени в другом качестве, например, в увеличении потребительской ценности производимого продукта, в ускоренном развитии организации и т.п.
Удачное использование информационных технологий превращает организацию в сетевую структуру, что дает ей новое качество, прямо не сопоставимое с ее предшествующей традиционной формой существования. Главный выигрыш от этого состоит в улучшении использования всех ресурсов организации, повышении ее гибкости и адаптивности к внешним и внутренним проблемам, повышение качества принимаемых решений и, как следствие, — более высокая конкурентоспособность [20].
Сегодня Интернет занимает все более прочные позиции в предпринимательской деятельности. Пять лет назад дистрибьюторов, исполь-
зующих Интернет в сетевом бизнесе, можно было насчитать всего несколько десятков. Сейчас картина изменилась кардинальным образом. В настоящее время созданы технические условия для формирования и расширения масштабов экономики в Интернете, обеспечивающие развитие и распространение Интернет-технологий.
Наиболее применяемые виды Интернет-технологий включают средства оперативного обмена и распространения информации (текстовая, звуковая, видео и т.п. электронная почта и основанные на ней групповые дискуссионные форумы), а также средства создания и поддержания информационных ресурсов (вебстраниц) в сети Интернет. Эти базовые технологии постоянно развиваются, а снижение цен на их приобретение и использование повышает доступность Интернет-технологий.
В процессе формирования экономики в Сети происходит модификация традиционных организаций в сетевые структуры. Компании, фирмы и, во все большей степени, другие организации и институты объединяются в сети разной конфигурации, структура которых знаменует собой отход от традиционных различий между крупными корпорациями и малым бизнесом, охватывая секторы и экономические группы, организованные по территориальному принципу.
Проведенный анализ позволил выявить множество преимуществ ведения бизнеса в Интернете, содействующих модификации традиционных организаций в сетевые структуры:
• использование веб-сайта экономит значительную часть времени,
избавляя организацию от прове-
134
дения «очной презентации», позволяет автоматизировать большую часть рутинной бизнес-деятельности, касающуюся ответов клиентам;
процесс обучения дистрибьюторов становится проще. При помощи «закрытого доступа», чатов, электронной почты или дискуссионных форумов легче общаться с членами организации, проживающими в различных часовых поясах;
Интернет-технологии решают проблемы пересылки информации, связанные с почтовыми расходами и временем; посредством Интернета гораздо проще своевременно информировать о новых возможностях и продуктах потенциальных клиентов. Для этого необходимо использовать автоматизированную систему онлайн информирования;
Интернет, по сравнению с другими медийными средствами, такими как радио, телевидение и печатные издания, позволяет легко выходить на различные целевые аудитории, управляя рекламным процессом; возможность онлайн-мероприя-тий (видеосвязь, конференции, брифинги и другие) «стирает» территориальные границы. Они не требуют аренды помещения, расходов на кейтеринг (устройство выездных мероприятий общественного питания), телефонные переговоры и т.д. В большинстве случаев они не заменяют «живого» контакта, а лишь его дополняют;
упрощается процесс поиска новых сотрудников. В Сети сущест-
вует множество актуальных, ежеминутно пополняющихся баз соискателей, где можно просмотреть резюме, сделать сравнение и даже устроить между ними конкурс на выполнение определенных заданий, по результатам которого выбрать себе нового работника;
правильно оформленный вебсайт способен позитивно расположить аудиторию к организации, не выдавая эмоциональных и внешних минусов членов организации, ведущих переговоры лично;
легкий доступ к Интернету создает возможность отслеживания мнений клиентов о деятельности организации;
существует возможность быстрого выявления конкурентов, использование информации о них в целях улучшения собственной организации;
веб-сайт открывает большую возможность изучения потребностей целевых аудиторий путем проведения опросов, или изучив спрос на выбранные ими товары или услуги;
при помощи установленного на сайте «счетчика посещений» можно легко узнать количество людей, посетивших сайт организации, с каких ресурсов и по каким веб-ссылкам они перешли на сайт, и какие страницы оказались самыми просматриваемыми. Также можно установить временной пик активности пользователей и применить все эти данные в дальнейшем ведении бизнеса; в зависимости от сферы деятельности организации бизнес можно вести только через Интернет, ни-
135
когда не встречаясь с клиентом лично. Примером служит покупка товара или оплата услуги через Интернет. В настоящее время способы оплаты доступны большинству пользователей — банковские карты, электронные деньги, платежные системы;
• неотъемлемым преимуществом является экономия на аренде помещения предполагаемого офиса компании. Работник может вести деятельность в домашних условиях. Именно это является огромным преимуществом для людей с ограниченными возможностями, студентов, домохозяек и других групп людей, которые физически не всегда могут присутствовать в офисе компании;
• существует возможность представления налоговой и другой отчетности через Сеть в соответствующие органы управления. Также можно подать заявление о регистрации организации в государственных структурах, а также получить консультацию по данному вопросу. Примером может стать портал государственных услуг gosuslugi.ru;
• новые технологии позволяют совершить полный процесс сделки, включая коммерческий запрос, оферту, закупочный ордер и выставление счета, что сокращает затраты и время;
• создание веб-сайта не требует больших финансовых вложений. В Сети существует множество различных бесплатных или недорогих программ, с помощью которых можно создать веб-сайт с нуля. Многие бизнес-порталы предоставляют услуги для своих участников по созданию сайтов
из готовых шаблонов, и это стоит достаточно недорого;
• благодаря Интернету открывается возможность выхода организации на глобальный уровень бизнеса с минимальными инвестиционными вложениями.
• самое большое и актуальное в наши дни преимущество онлайн-бизнеса заключается в том, что он доступен 24 часа в сутки из любой точки света как для организации, так и для клиентов. Фактическое местонахождение компании не имеет особого значения, так как контроль за осуществлением и проведением сделки осуществляется посредством Интернета.
Перечень этих преимуществ постоянно увеличивается в связи с появлением все новых сервисов, облегчающих ведение бизнеса в сети. В электронной торговле могут возникнуть проблемы, так как спрос на нее больше, чем возможности инфраструктуры.
Логистика и доставка остаются главным сдерживающим фактором ее развития.
В целом же эксперты ожидают, что к 2020 г. Интернет будет обслуживать более половины российской экономики [16].
Природная и трудовая ренты пополнились новой — сетевой рентой. И эта ситуация требует новых институтов, регулирующих информационно-коммуникационную активность, а также неких новых нравственных и правовых рамок и гарантий. Принятый у нас технологический подход к проблеме информатизации, сосредоточенность исключительно на инфраструктурных вопросах плохо отражает смысл и цели социально-экономического развития.
136
Нужны и другие (междисциплинарный, экономико-культурно-исторический, гуманитарный) пути осмысления действительности, кото-
рый позволят увидеть место человека в мире, искать и находить закономерности, устанавливать социальный порядок.
Литература
1. Литовко Н. Экономика Рунета: основные тренды и тенденции. — Режим доступа: http://www.vesti.ru/doc.html?id=965088&cid=6)
2. http://school.bakai.ru/?id=ecnin01
3. КейнсДж. Общая теория занятости, процента и денег. — М., 2007
4. Тульчинский Г.Л. Бизнес в России. Проблема социального признания и уважения. Вершина. — М.4 СПб, 2006.
5. Тульчинский Г.Л. Человеческий капитал и сетевая рента. // Социальный капитал современного общества: Материалы Всероссийской научной конференции 25-26 октября 2012 года. — СПб: Скифия-принт, 2012.
6. Коммерсант. — 1999. — №191. — С. В.
7. Вершинская О.Н. Культурно-информационный фактор социально-экономического развития \\ Экономика и математические методы. — 1993. — Т. 29. — Вып. 4.
8. Булгаков С.Н. Экономика и культура // Материалы международной конференции (Москва, 11-13 окт. 1994 г.). — М.: ИСЭПН РАН, 1995.
9. Сорокин Питирим А. Главные тенденции нашего времени. — М.: Наука, 1997.
10. Чаадаев П.Я. Философские письма. Сочинения. — М.: Правда, 19В9.
11. Вершинская О.Н. Российский менталитет и информационное общество \\ Международное сотрудничество (ICSE). — 1997. —№ 1.
12. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. — М.: Русский язык, 19В0.
13. Schumpeter J.A. The theory of Economic Development Cambridge, Mass: Harvard Univ. Press, 1949.
14. Больц Норберт. Азбука медиа. — М.: Европа, 2011.
15. ИТАР-ТАСС. — Режим доступа: http://www.lenizdat.ru/a0/ru/pm1/c-1107821-0.html
16. Презентация исследования «Экономика Рунета 2011-2012» в РИА Новости. — Режим доступа: http://rocid.ru/research2012/
17. http://www.vesti.ru/doc.html?id=965088&cid=6
18. Фонд Общественное Мнение. Исследование «Интернет в России», лето 2012, 1В +
19. УИ TNS Web Index, 2006-2012 Monthly Reach.
20. Исследование Boston Consulting Group и Google. Россия онлайн: Влияние Интернета на российскую экономику. — Режим доступа: http://gtmarket.ru/files/news/boston-consulting-group-russia-online-may-2011.pdf
21. Паринов С.И., Яковлева Т.И. Экономика 21 века на базе Интернет-технологий, // Информационные системы в экономике: Учебник / Под ред. В.В. Дика. — М.: Финансы и статистика, 2007.
22. Erik Brynjolfsson, Shinkyu Yang. Information Technology and Productivity: A Review of the Literature, February 1996, MIT Sloan School of Management — Cambridge, Massachusetts. — Режим доступа: http://ccs.mit.edu/CCSWP202/index.html
137