Национальные интересы: National Interests:
приоритеты и безопасность 9 (2016) 118-128 Priorities and Security
ISSN 2311-875X (Online) Экономическая политика государства
ISSN 2073-2872 (Print)
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СТАНОВЛЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ТУРИСТСКИХ ДЕСТИНАЦИЙ В РЕГИОНАХ РОССИИ
Алёна Александровна ПОНЕДЕЛЬНИК3, Дмитрий Александрович РУБАНМ
а студентка Высшей школы бизнеса, Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Российская Федерация [email protected]
ь кандидат геолого-минералогических наук, доцент Высшей школы бизнеса, Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Российская Федерация [email protected]
• Ответственный автор
История статьи:
Принята 27.04.2016 Принята в доработанном виде 31.05.2016 Одобрена 22.06.2016
УДК 332.1:338.48 JEL: F69, L83, R10
Ключевые слова:
международный туризм, региональная экономика, благосостояние, образ страны, многополярность
Аннотация
Предмет. Поток иностранных туристов в Россию достаточно велик, поэтому актуальной является оценка потенциала становления международных туристских дестинаций в отдельных субъектах Федерации.
Цели. Анализ экономических условий в тех регионах России, которые, привлекая большое количество иностранных туристов, уже начали становиться международными дестинациями. Методология. Проведен анализ статистических данных, который позволил выделить регионы, в которых поток иностранных туристов составляет 1% и более от общего потока зарубежных туристов. Проведено ранжирование субъектов РФ по ряду показателей, отражающих экономическое развитие, экономическое благополучие населения, а также инновационную активность.
Результаты. Установлено, что 12 российских регионов, в которых наблюдается значительное число иностранных туристов, характеризуются благоприятными экономическими условиями. Эти регионы располагаются во всех федеральных округах, кроме Северо-Кавказского. Выводы. В ряде регионов России уже сложились предпосылки для становления международных туристских дестинаций в связи с достаточным числом иностранных туристов и благоприятными экономическими условиями. Появление таких дестинаций важно не только для получения дополнительных доходов и увеличения конкурентоспособности отечественной индустрии туризма в мировом масштабе, но и для распространения позитивного образа регионов и страны в целом для привлечения иностранных инвестиций и достижения геополитических целей. Для становления международных дестинаций в регионах необходимо совершенствование государственных программ/стратегий, направленных на развитие туризма.
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2016
Одним из выражений процессов глобализации является рост индустрии туризма и гостеприимства во всем мире. В связи с этим развитие туризма в конкретной стране улучшает ее конкурентоспособность и усиливает позиции. Вопросы, связанные с экономикой туризма, являются предметом анализа большого числа опубликованных работ, а опыт соответствующих исследований обобщен в известной статье [1]. Тот факт, что развитие данной индустрии составляет несомненный приоритет для России, касающийся в том числе и ее экономического развития в кратко- и долгосрочной перспективах, отмечается в работах Т.Н. Григоренко, С.Н. Лобановой и др.1 [2-5]. Эти же специалисты обращают внимание и на ряд существенных трудностей на пути как текущего развития отечественной индустрии туризма и
1 Мануйло И.Ю. Анализ и прогноз динамики туристского потока в Россию // Научный альманах. 2015. № 9. С. 224-226.
гостеприимства, так и ее встраивания в мировую индустрию.
Согласно данным Всемирной туристской организации (специализированного агентства при ООН), число международных прибытий в Россию составляет порядка 30 млн в год, увеличившись за пять лет почти в 1,5 раза, что обеспечивает вхождение нашей страны в десятку основных мировых дестинаций (направлений) туризма2. Такие достижения показывают, что Россия уже реализует свой потенциал развития международного туризма. На качество соответствующих услуг ранее уже обращалось внимание в работе Л.И. Егоровой и Д.А. Захаровой [6]. Были также проанализированы состояние и перспективы развития гостиничного хозяйства, являющегося важнейшей инфраструктурной составляющей индустрии туризма
2 UNWTO Tourism Highlights. World Tourism Organization,
2015. 14 p.
и гостеприимства3 [7]. Ряд исследователей совершенно справедливо обращает внимание на
~ ~ 4
региональный аспект развития этой индустрии4 [8-10], что касается не только России, но и всех крупных по территории и численности населения, а также заметно дифференцированных (в природном, историко-культурном, социально-экономическом и т.д. отношении) стран. Так, А.А. Уткин указывает, что для стимулирования въездного туризма целесообразно использовать инновационные подходы [11]. В работах Е.О. Ушаковой показано, что для оценки потенциала дестинаций необходимо проведение комплексного анализа по множеству критериев, касающихся ресурсов и условий развития туристско-рекреационной деятельности [12, 13].
Целью настоящей работы является анализ экономических условий в тех регионах России, которые, привлекая большое количество иностранных туристов, уже начинают становиться международными дестинациями. Это - своего рода попытка увидеть Россию глазами иностранных туристов.
Связь между экономическими условиями в регионах и развитием в них международного туризма может быть двоякой. С одной стороны, экономическая успешность конкретной
территории означает наличие достаточного количества средств для всестороннего развития и масштабных инвестиций, в том числе и в индустрию туризма и гостеприимства. Более того, успешная реализация различных проектов, предпринимательская активность, экономическое благополучие населения, благоприятный имидж региона, несомненно, должны способствовать большей удовлетворенности иностранных туристов. Причиной этому должны послужить более высокое качество и разнообразие оказываемых услуг, отсутствие или незначительный уровень социальных проблем (безработицы, преступности и т.д.), а также восприятия региона как успешного, преуспевающего, открытого и т.п.
3 Ефремова М.В., Чкалова О.В. Состояние региональных рынков гостиничных услуг в России // Экономический анализ: теория и практика. 2016. № 3. С. 30-43; Шерешева М.Ю., Полянская Е.Е. Развитие гостиничного бизнеса в регионах России // Финансы и кредит. 2016. № 2. С. 37-45.
4 Петрова Н.А. Создание макрорегионов как путь для развития туризма в России // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2013. № 1.
С. 207-211; Якунин П.Н. К вопросу об оптимизации туристских потоков в регионе // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2015. № 1. С. 47-57.
С другой стороны, становление дестинации международного туризма в регионе означает появление еще одного стимула для его развития, получения дополнительных доходов
в региональные и федеральный бюджеты, что в полной мере отвечает национальным интересам. Международный опыт показывает значимость такого рода стимулирования [14, 15], хотя известна и высокая сложность пространственного проявления эффекта от развития туризма [16]. Стоит также отметить, что рост популярности региона у иностранных туристов обеспечивает распространение информации о нем, узнаваемость его образа, а в случае позитивности последнего -приток инвестиций (в том числе в форме венчурного капитала). Формирование
инвестиционной привлекательности является важной задачей для России5, равно как и привлечение средств для финансирования инновационных разработок [17]. Это существенно, в частности, для решения столь амбициозных задач, как создание региональных деловых центров, имеющих международное значение6. Следовательно, нельзя пренебрегать ни одной возможностью увеличения притока инвестиций, тем более что международный туризм может сыграть в этом отношении заметную роль.
Вполне очевидно, что стимулирование социально-экономического развития региона за счет его превращения в международную туристскую дестинацию само по себе требует определенных ресурсов и возможно при определенных условиях. К числу последних относятся прежде всего положительная динамика экономического развития, рост благосостояния населения, усиление инновационной активности и т.д. Таким образом, речь идет о региональном развитии и повышении статуса территории как туристской дестинации, которые не только взаимосвязаны, но и усиливают друг друга. Все это указывает на исключительную актуальность оценки
экономических условий становления
международных туристских дестинаций в регионах России.
5 Орлова Е.Р., Фролова М.П., Бочарова И.Е. Анализ инвестиционной привлекательности секторов экономики
и регионов России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 35. С. 36-43; Зимин В.А. Инвестиционная привлекательность регионов // Известия Академии управления: теория, стратегии, инновации. 2013. № 1. С. 67-70.
6 Латушко Н.А., Свиридов О.Ю. Ресурсные
и институциональные предпосылки формирования регионального финансового центра на Юге России // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2013. № 1. С. 87-97.
Проведенный нами анализ основан на изучении статистических данных относительно туристских потоков и некоторых, представляющихся наиболее значимыми, показателей экономического развития российских регионов (табл. 1). В анализе используются данные за 2013 г., и сделано это по двум причинам. Во-первых, данный год предшествовал началу проявления кризисных явлений в отечественной экономике, способных «затушевать» истинное состояние как индустрии туризма и гостеприимства, так и экономической системы субъектов Федерации. Во-вторых, некоторые статистические данные (например, величина валового внутреннего продукта) доступны в настоящее время не позже, чем за указанный год. Экономическое пространство нашей страны предельно дифференцированно. В связи с этим важно понять, какую именно Россию в отношении экономических условий видят иностранные туристы. Для ответа на этот вопрос особое внимание обращалось на места, занимаемые наиболее посещаемыми
иностранными туристами регионами страны в общем перечне субъектов Федерации по всем показателям. Для этого потребовалось ранжировать все регионы страны по каждому показателю, что позволило обнаружить их относительную успешность в различных аспектах экономического развития. Ранжирование проводилось в автоматическом режиме программными средствами. При этом не учитывались данные по автономным округам, входящим в более крупные субъекты Федерации (во избежание двойного просчета ряда данных), а также по Республике Крым и Севастополю (по объективной невозможности получения для них соответствующих данных за 2013 г.).
В результате проведенного анализа установлено, что в 12 субъектах Федерации доля потока иностранных туристов в общем их потоке в Россию составила 1% и более (табл. 2). При этом в совокупности на них пришлось более 80% (свыше 3,5 млн чел. в абсолютном выражении) общего потока в страну. Однако среди этих регионов очень большим числом иностранных туристов выделяются два - Москва и Санкт-Петербург; от них сильно отстают Московская область, Приморский край и Свердловская область (см. табл. 2). Приведенные 12 субъектов Федерации представляют все федеральные округа за исключением Северо-Кавказского.
Факторов зафиксированного пространственного распределения потока иностранных туристов в Россию несколько. Во-первых, Москва и Санкт-
Петербург являются всемирно известными историческими, культурными и деловыми центрами. Кроме того, именно они наиболее доступны в связи с наличием международных аэропортов, большого числа гостиниц и т. п. Во-вторых, среди популярных у иностранцев регионов немало таких, которые занимают приграничное положение. К числу таковых относятся, в частности, Приморский край и Калининградская область. В-третьих,
в приведенный перечень попал Краснодарский край, который выступает важной рекреационной дестинацией для российских туристов, а проведение зимних Олимпийских игр способствовало его всемирной известности. В-четвертых, среди обозначенных регионов есть места, широко известные своим богатым природным наследием (например, Иркутская область - озеро Байкал) или историко-культурными ресурсами (например, Республика Татарстан). Наконец, в-пятых, еще ряд регионов может привлекать (в том числе вследствие большей известности) иностранцев не только собственно туристским потенциалом, но и экономической активностью, промышленным и научным развитием и др. Это Калужская и Челябинская области, а также, вероятно, Самарская и Свердловская области.
Обращение к доле иностранных туристов от общего потока туристов в регион показывает, что среди 12 регионов есть сравнительно более и менее популярные у отечественных туристов (см. табл. 2). К числу первых относятся Республика Татарстан и Краснодарский край, к числу последних - Приморский край и Калининградская область. Что касается Москвы и Санкт-Петербурга, то более 1/3 направленных в них туристских потоков формируется за счет иностранцев, однако говорить об их недостаточной популярности среди российских граждан оснований нет.
По основным экономическим показателям наиболее популярные у иностранных туристов российские регионы сильно различаются, хотя стоит признать преобладание среди них именно успешных (табл. 3). По размеру валового регионального продукта большинство
приведенных регионов попадают в двадцатку наиболее значимых, а чуть более половины -в первую десятку. В совокупности все эти регионы создали в 2013 г. 45% суммарного ВРП страны, что составило 25 294 582,3 млн руб. Тем не менее почти все они характеризуются умеренным или сравнительно небольшим приростом ВРП;
исключение составляют Самарская область и Краснодарский край.
Что касается экономического благополучия населения, то ситуация оказывается несколько иной, хотя среди наиболее популярных у иностранных туристов регионов преобладают те, которые занимают верхние места в общенациональном перечне (табл. 4). Так, по валовому региональному доходу в подушевом исчислении и среднедушевым денежным доходам большинство приведенных субъектов Федерации демонстрируют достаточное благополучие. Это особенно характерно для Москвы, Санкт-Петербурга и Московской области. Сравнительно неблагоприятной можно признать ситуацию в Иркутской и Челябинской областях, однако даже они располагаются в средней части общенационального перечня. Также среди рассматриваемых регионов преобладают те, в которых динамика реальных доходов населения не отличается заметным ростом; исключение составляют Краснодарский край и - в несколько меньшей степени - Москва и Санкт-Петербург. Наконец, более половины рассматриваемых субъектов федерации характеризуются небольшой величиной уровня безработицы (см. табл. 4). Она является существенной проблемой только для Иркутской области и Приморского края, а также -несколько меньше - для Краснодарского края, Иркутской и Челябинской областей.
Инновационная активность в регионах со значительным количеством иностранных туристов различна (табл. 5). В большинстве из них она достаточно высока и, более того, имеет тенденцию к быстрому росту. Шесть из 10 наиболее инновационно ориентированных регионов (Москва, Санкт-Петербург, Республика Татарстан, Краснодарский край, Самарская и Московская области) оказываются в числе активно посещаемых иностранцами. Только в двух субъектах Федерации (Иркутской и Самарской областях) отмечается снижение инновационной активности, но лишь в одном из них (Иркутская область) она при этом невелика в абсолютном выражении.
В целом результаты проведенного анализа показывают, что российские регионы, в которые направлены значительные потоки иностранных туристов, весьма успешны по показателям экономического развития, благополучия населения, а также инновационной деятельности. Судя по их характеристикам, они обладают достаточным объемом средств для инвестирования
в индустрию туризма и гостеприимства. Их экономическая успешность должна
способствовать как удовлетворенности туристов от посещения, так и последующему формированию и распространению позитивного образа данных регионов, что также важно для привлечения инвестиций.
Таким образом, экономические условия становления нескольких международных туристских дестинаций в регионах России представляются достаточно благоприятными. Более того, следует признать весьма удачным для страны тот факт, что иностранные туристы массово видят именно экономически успешные субъекты Федерации. Это, несомненно, должно способствовать формированию позитивного образа страны в целом, что предельно важно для поддержки ее глобальной конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности. Иными словами, международный туризм выступает в данном случае в качестве своего рода «канала» активного продвижения информации о России. В глазах мировой общественности позитивный образ Республики Татарстан или Краснодарского края должен экстраполироваться на страну в целом. В свою очередь, позитивный образ страны является дополнительным стимулом для привлечения инвестиций и определенной гарантией для зарубежных предпринимателей и транснациональных компаний, столь важной для налаживания долгосрочного сотрудничества, которое должно способствовать более тесной интеграции России в мировую экономическую систему. Безусловно, такой образ важен и с геополитической точки зрения. Воспринимаемая и транслируемая иностранными туристами успешность отечественной экономики формирует представления, существенные для подкрепления идеи о многополярном мире [18-21] с Россией в качестве одного из важнейших «полюсов».
Практическая значимость полученных результатов анализа состоит в следующем. Прежде всего речь должна идти о корректировке государственных программ (стратегий), направленных на развитие туризма, о чем уже говорилось ранее [2]. В России четко выделяются 12 регионов, которые обладают достаточным потенциалом для того, чтобы стать полноценными международными туристскими дестинациями. Представляется вполне логичным, во-первых, четко обозначить в государственных программах (стратегиях) развитие таких дестинаций в качестве одного из важнейших приоритетов, во-вторых, установить целевые
показатели для таких регионов и, в-третьих, определить условия поддержки (финансовой и административной) соответствующих субъектов Федерации. Определение приоритета в данном случае будет означать, что в программах (стратегиях) будут поставлены задачи, которые должны решаться посредством становления международных туристских дестинаций в регионах России. К таковым относятся рост экономической эффективности индустрии туризма и гостеприимства и приобретение дополнительных конкурентных преимуществ для успешного позиционирования на мировом рынке соответствующих услуг, а также распространение позитивного образа регионов и страны в целом для привлечения иностранных инвестиций
и достижения геополитических целей.
В качестве целевых показателей логично использовать те, которые характеризуют размер потока иностранных туристов в регион. Это -число международных прибытий и численность иностранных граждан, размещенных в коллективных средствах размещения (гостиницах, хостелах и т.д.). В дополнение к этому представляется необходимым фиксировать также соотношения разнообразия имеющихся в наличии и фактически оказанных им услуг, прямой доход от развития индустрии туризма и гостеприимства, а также удовлетворенность иностранных туристов от посещения региона и качество сформировавшегося у них образа региона и страны в целом. Последние два показателя предполагают организацию и проведение соответствующего социологического мониторинга. Важно отметить, что образ региона, формирующийся у иностранных туристов, может существенно отличаться от желаемого. В связи с этим в программах (стратегиях) необходимо наравне с целевыми показателями указывать, каким должен быть этот образ, а также - какими средствами можно добиться его формирования в сознании иностранных туристов. Безусловно, благоприятные экономические условия в регионе способствуют его формированию сами по себе. Однако логично изначально разрабатывать туристский продукт таким образом, чтобы акцентировать внимание туристов на этих условиях. Например, успехи в экономическом развитии, рост благополучия населения, интенсификация инновационной активности могут подчеркиваться в рекламной туристской продукции, в продвижении дестинации в электронном пространстве, при проведении экскурсий и т.д.
Что касается методов поддержки становления международных туристских дестинаций в регионах России, то таковая должна быть прежде всего адресной, то есть касаться именно тех регионов, которые уже обладают достаточным для достижения столь амбициозной цели потенциалом. Поддержка может проявляться в трех основных формах. Во-первых, это прямое финансирование проектов, касающихся развития международного туризма. Во-вторых, стимулирование дальнейшего экономического развития региона, в том числе для увеличения его дестинационного потенциала. И, наконец, в-третьих, это регулирование процессов развития индустрии туризма и гостеприимства для предельно эффективного использования сложившихся в регионах благоприятных условий.
В настоящей работе удалось выявить 12 субъектов Федерации, в которые направлены значительные потоки иностранных туристов, а также установить, что в них сложились благоприятные экономические условия. При этом важно обратить внимание на три существенных обстоятельства. Проведенный анализ показывает, что некоторые из этих регионов все-таки имеют определенные трудности в развитии. Это касается, в частности, Приморского края и отчасти Калининградской и Иркутской областей, которые по ряду показателей хотя и не относятся к числу «отстающих», но и не входят в число явно успешных (см. табл. 3-5). Кроме того, в России имеются регионы с благоприятными экономическими условиями, однако не привлекающие большого числа иностранных туристов. Это в первую очередь Тюменская область, Республика Башкортостан и некоторые регионы Дальнего Востока. И, наконец, на некоторых, больших по размеру, территориях с богатым природным и историко-культурным наследием «точек роста» международного туризма не обнаружено вовсе. Это касается прежде всего Северо-Кавказского федерального округа, ни один из регионов которого не входит в число наиболее привлекательных для иностранных туристов. Перечисленные обстоятельства также должны найти отражение в государственных программах (стратегиях).
Важнейшей задачей является оптимизация экономической среды в регионах, уже привлекающих большое число иностранных туристов, но не являющихся успешными по основным показателям. Необходимо также стимулирование роста международной туристской привлекательности субъектов Федерации с благоприятными для развития индустрии
туризма и гостеприимства экономическими условиями. В интересах государства обеспечить равномерное по территории страны распространение международных туристских дестинаций (по крайней мере, по одной на каждый федеральный округ), однако таким образом, чтобы при этом не допустить нарушения принципа адресности, отмеченного выше.
На основании проведенного исследования могут быть сделаны следующие общие выводы. Во-первых, в нескольких регионах России уже сложились предпосылки для становления международных туристских дестинаций в связи с достаточным числом иностранных туристов
Таблица 1
Основные показатели, анализируемые в настоящей работе
Table 1
Main indicators analyzed in this work
Показатель Обозначение и единица измерения Источник данных
Численность иностранных граждан, размещенных в коллективных средствах размещения региона (число иностранных туристов в регионе) ИТр, тыс. чел. Ростуризм
Численность иностранных граждан, размещенных в коллективных средствах размещения страны (число иностранных туристов в стране) ИТс, тыс. чел.
Численность российских граждан, размещенных в коллективных средствах размещения региона (число российских туристов в регионе) РТр, тыс. чел.
Доля иностранных туристов региона в общем потоке иностранных туристов в Россию ИТр/ИТс, % Рассчитано авторами на основе данных Ростуризма
Доля иностранных туристов от общего потока туристов в регион Итр/(ИТр + РТр), %
Валовой региональный продукт ВРП, млн руб. Росстат
Валовой региональный продукт на душу населения ВРПд, руб.
Среднедушевой денежный доход населения региона ДД, руб.
Динамика реальных доходов населения по отношению к предыдущему году ДРД, %
Уровень безработицы УБ, %
Изменение валового регионального продукта в сравнении с предыдущим годом (прирост валового регионального продукта) иВРП, % Рассчитано авторами на основе данных Росстата
Доля валового регионального продукта в суммарном валовом региональном продукте страны уВРП, %
Инновационная активность ИА, усл. ед. НАИРИТ
Изменение инновационной активности в сравнении с предыдущим годом (в абсолютном выражении) иИА, усл. ед. Рассчитано авторами на основе данных НАИРИТ
Источник: составлено авторами Source: Authoring
и благоприятными экономическими условиями. Во-вторых, появление таких дестинаций важно не только для получения дополнительных доходов и увеличения конкурентоспособности отечественной индустрии туризма
и гостеприимства в мировом масштабе, но также и для распространения позитивного образа регионов и страны в целом для привлечения иностранных инвестиций и достижения геополитических целей. В-третьих, для становления международных дестинаций в регионах России необходимо совершенствование государственных программ (стратегий), направленных на развитие туризма, относительно чего в настоящей работе дается ряд рекомендаций.
Таблица 2
Поток иностранных туристов в наиболее посещаемые ими российские регионы в 2013 г.
Table 2
Foreign tourists flow to the most visited Russian regions in 2013
Регион ФО Итр, тыс. чел. Итр/Итс, % Итр/(ИТр + РТр), % Место в России по ИТр
Москва Ц 1 822,8 41 33,9 1-е
Санкт-Петербург СЗ 1 046,9 23,6 36,7 2-е
Московская область Ц 169,6 3,8 6,1 3-е
Приморский край Д 118,3 2,7 19,2 4-е
Свердловская область У 92 2,1 8 5-е
Краснодарский край Ю 77,3 1,7 3 6-е
Калужская область Ц 59,4 1,3 15,7 7-е
Республика Татарстан П 57,9 1,3 4,4 8-е
Самарская область П 54,9 1,2 7,9 9-е
Иркутская область С 52,1 1,2 8,8 10-е
Калининградская область СЗ 51,1 1,2 17,7 11-е
Челябинская область У 42,3 1 5,7 12-е
Примечание. ФО - федеральный округ; здесь и далее используются следующие аббревиатуры: Д - Дальневосточный, Ц - Центральный, С - Сибирский, СЗ - Северо-Западный, СК - Северо-Кавказский, У - Уральский, Ю - Южный. Источник: составлено авторами по данным Ростуризма
Note. ФО - Federal District; the following abbreviations are used: Д - Far Eastern, Ц - Central, С - Siberian, СЗ - Northwestern, СК - North Caucasian, У - Ural, Ю - Southern. Source: Authoring, on the Rosturizm data
Таблица 3
Основные экономические показатели наиболее посещаемых иностранными туристами российских регионов в 2013 г.
Table 3
Major economic indicators of the Russian regions most visited by foreign tourists in 2013
Регион ВРП, млн руб. Место в стране по ВРП иВРП Место в стране по иВРП уВРП, % Место в стране по уВРП
Москва 11 632 506,4 1-е 9,1 36-е 21,5 1-е
Санкт-Петербург 2 496 549,1 4-е 9,5 33-е 4,6 4-е
Московская область 2 551 284,2 3-е 8,2 44-е 4,7 3-е
Приморский край 575 615,4 23-е 3,3 70-е 1,1 23-е
Свердловская область 1 586 228,7 6-е 6,8 55-е 2,6 6-е
Краснодарский край 1 617 875,9 5-е 10,6 22-е 3 5-е
Калужская область 293 433,8 42-е 2,9 74-е 0,5 42-е
Республика Татарстан 1 547 151,7 7-е 7,7 51-е 2,9 7-е
Самарская область 1 040 713,5 10-е 11 21-е 1,9 10-е
Иркутская область 796 587 16-е 7,9 47-е 1,5 16-е
Калининградская область 277 362,6 45-е 4,5 64-е 0,5 45-е
Челябинская область 879 274 14-е 4,4 65-е 1,6 14-е
Источник: составлено авторами по данным Росстата Source: Authoring, based on the Rosstat data
Таблица 4
Основные показатели экономического благополучия населения наиболее посещаемых иностранными туристами российских регионов в 2013 г.
Table 4
Major indicators of economic well-being of the population of the Russian regions most visited by foreign tourists in 2013
Регион ВРПд, руб. Место в России по ВРПд ДД руб. Место в России по ДД ДРД, % Место в России по ДРД УБ, % Место в России по УБ
Москва 965 842,7 3-е 54 869 1-е 106,2 16-е 1,7 79-е
Санкт-Петербург 491 449,4 8-е 31 407 10-е 107,6 10-е 1,4 80-е
Московская область 359 799,4 18-е 32 739 8-е 101,6 67-е 2,8 78-е
Приморский край 296 267,8 27-е 24 343 22-е 105,3 27-е 7,1 24-е
Свердловская область 367 331,1 17-е 31 013 13-е 103,7 46-е 5,9 37-е
Краснодарский край 301 486,1 26-е 25 777 18-е 112,4 2-е 6,1 31-е
Калужская область 291 955 28-е 23 182 25-е 103,6 48-е 4,5 65-е
Республика Татарстан 403 941,9 12-е 26 161 16-е 102,5 58-е 4 72-е
Самарская область 323 983,9 23-е 28 865 14-е 102,4 60-е 3,2 76-е
Иркутская область 329 142,7 22-е 19 425 52-е 102,2 61-е 8,3 11-е
Калининградская область 289 235,4 29-е 20 642 39-е 100 76-е 5,6 46-е
Челябинская область 252 109,8 42-е 21 888 29-е 104,6 36-е 6 34-е
Источник: составлено авторами по данным Росстата Source: Authoring, based on the Rosstat data
Таблица 5
Основные показатели инновационной активности в наиболее посещаемых иностранными туристами российских регионах в 2013 г.
Table 5
Major indicators of innovation activity in the Russian regions most visited by foreign tourists in 2013
Регион ИА, Место в России по иИА, Место в России по
усл. ед. ИА % иИА
Москва 0,8426 1-е 0,0087 9-е
Санкт-Петербург 0,4054 2-е 0,0265 4-е
Московская область 0,1468 7-е 0,0393 2-е
Приморский край 0,0171 48-е -0,0038 65-е
Свердловская область 0,0691 19-е 0,022 5-е
Краснодарский край 0,2934 4-е 0,2389 1-е
Калужская область 0,0598 21-е 0,004 19-е
Республика Татарстан 0,3411 3-е 0,3028 22-е
Самарская область 0,1991 6-е -0,0113 75-е
Иркутская область 0,0227 40-е 0,0042 17-е
Калининградская область 0,0417 27-е 0,0081 11-е
Челябинская область 0,1031 12-е 0,0267 3-е
Источник: составлено авторами по данным НАИРИТ Source: Authoring, based on the NAIRIT data
Список литературы
1. Song H., Dwyer L., Li G., Cao Z. Tourism Economics Research: A review and assessment // Annals of Tourism Research. 2012. № 39. P. 1653-1682.
2. Григоренко Т.Н., Казьмина Л.Н. Приоритеты в области развития внутреннего и въездного туризма в России // Вестник Национальной академии туризма. 2015. № 4. С. 14-16.
3. Лобанова С.Н. Особенности современного этапа развития туризма в России // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. 2013. № 2. С. 92-94.
4. Матюнин В.М. Актуальные вопросы развития туризма в России и регионах // Российское предпринимательство. 2013. № 9. С. 126-132.
5. Симонян Г.А., Сарян А.А. Системные проблемы туризма в России и возможные пути их решения // Современная научная мысль. 2013. № 2. С. 141-147.
6. Егорова Л.И., Захарова Д.А. Российский туристский продукт на международном рынке: состояние и перспективы // Теория и практика общественного развития. 2013. № 5. С. 237-240.
7. Гонтарева Е. Ф., Рубан Д.А. Развитие гостиничного хозяйства в России: пространственная динамика основных параметров // Вестник УрФУ. Сер. Экономика и управление. 2016. № 1. С. 8-29.
8. Агамирова Е.В., Агамирова Е.В. Создание искусственной мотивации для формирования клиентских потоков в туристские регионы // Вестник Ассоциации ВУЗов туризма и сервиса. 2015. № 1. С. 60-68.
9. Илькевич С.В., Сахарчук Е.С. Экономические аспекты устойчивого развития туризма в регионах Российской Федерации // Вестник Ассоциации ВУЗов туризма и сервиса. 2014. № 2. С. 4-17.
10. Yang Z., Cai J. Do Regional Factors Matter? Determinants of Hotel Industry Performance in China // Tourism Management. 2016. № 52. P. 242-253. doi: 10.1016/j.tourman.2015.06.024
11. Уткин А.А. Инновационные подходы к организации въездного туризма в России // Российский внешнеэкономический вестник. 2013. № 7. С. 112-119.
12. Ушакова Е.О. Особенности оценки ресурсов территории для развития туристской области // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. № 2-7. С. 259-264.
13. Ушакова Е.О., Вдовин С.А. Определение туристской привлекательности региона по величине потенциала ресурсов развития туризма // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 1. С. 297. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=12214
14. Kim H., Kim B.-G., Laesser C. Economic Impacts of the Hotel Industry: An input-output analysis // Tourism Review. 2015. Vol. 70. Iss. 2.
15. Uysal M., Sirgy M.J., Woo E., Kim H. Quality of Life (QOL) and Well-Being Research in Tourism // Tourism Management. 2016. № 53. P. 244-261.
16. Yang Y., Fik T. Spatial Effects in Regional Tourism Growth // Annals of Tourism Research. 2014. № 46. P. 144-162.
17. Севастьянова И.Г., Докшина М.А. О механизмах поддержки инновационной деятельности в условиях модернизации российской экономики // Фундаментальные исследования. 2016. № 2-1. С. 202-205.
18. Архипов А.Ю., Елецкий А.Н. Многополярность глобальной экономики // Российский экономический журнал. 2014. № 3. С. 42-53.
19. Скородумова О.Б. Постглобализация как новая модель формирования многополярного мира // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2016. № 4-1. С. 158-162.
20. Carmona R. The Return of Geopolitics: The ascension of BRICS // Austral: Brazilian Journal of Strategy and International Relations. 2014. Vol. 3, Iss. 6. P. 37-72.
21. Kellogg P. Contours of a Multipolar Century // Rethinking Marxism. 2015. Vol. 27(4). P. 558-570.
ISSN 2311-875X (Online) Economic Policy of the State
ISSN 2073-2872 (Print)
ECONOMIC CONDITIONS FOR INTERNATIONAL TOURIST DESTINATIONS FORMATION IN RUSSIAN REGIONS
Alena A. PONEDEL'NIKa, Dmitrii A. RUBAN"^
a Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russian Federation [email protected]
b Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russian Federation [email protected]
• Corresponding author
Article history: Abstract
Received 27 April 2016 Subject The article addresses the potential assessment for formation of international tourist
Received in revised form destinations in certain subjects of the Russian Federation.
31 May 2016 Objectives The objective of the study is to analyze economic conditions in those regions of Russia,
Accepted 22 June 2016 which attract significant number of foreign tourists and become international destinations.
Methods We reviewed statistical data to distinguish regions with over 1% of foreign tourists of the JEL classification: F69, L83, R10 total flow, ranked the subjects of the Russian Federation by a number of indicators reflecting
material well-being of the population and innovation activity.
Results Twelve Russian regions, which attract significant flows of foreign tourists, are characterized by favorable economic conditions. As a rule, they are distinguished by significant gross regional product (in absolute figures and per capita), high household income, remarkable innovation activity, etc. These regions are located in all Federal Districts, except for the North-Caucasian one. Conclusions Some regions of Russia have conditions for international tourist destinations formation owing to high number of foreign tourists and favorable economic environment. These destinations are important not only for generating additional income and enhancing the competitiveness of the Keywords: international tourism, domestic tourism industry, but also for attracting foreign investment and achieving geopolitical regional economy, well-being, goals. To develop international destinations in regions, it is necessary to perfect State programs and country image, multipolarity strategies aimed at tourism development. The paper includes relevant recommendations.
© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2016
References
1. Song H., Dwyer L., Li G., Cao Z. Tourism Economics Research: A review and assessment. Annals of Tourism Research, 2012, vol. 39(3), pp. 1653-1682.
2. Grigorenko T.N., Kaz'mina L.N. [Priorities in developing the domestic and international tourism in Russia].
Vestnik Natsional'noy akademii turizma = Vestnik of National Tourism Academy, 2015, no. 4, pp. 14-16. (In Russ.)
3. Lobanova S.N. [Features of the modern stage of tourism development in Russia]. Fundamental'nye i prikladnye issledovaniya kooperativnogo sektora ekonomiki = Fundamental and Applied Studies of Cooperative Sector of Economy, 2013, no. 2, pp. 92-94. (In Russ.)
4. Matyunin V.M. [Urgent issues of tourism development in Russia and its regions]. Rossiiskoe predprinimatel'stvo = Russian Journal of Entrepreneurship, 2013, no. 9, pp. 126-132. (In Russ.)
5. Simonyan G.A., Saryan A.A. [System-related problems of tourism in Russia and possible solutions].
Sovremennaya nauchnaya mysl' = Modern Scientific Thought, 2013, no. 2, pp. 141-147. (In Russ.)
6. Egorova L.I., Zakharova D.A. [Russian tourism product in the international market: Status and perspectives]. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya = Theory and Practice of Social Development, 2013, no. 5, pp. 237-240. (In Russ.)
7. Gontareva E.F., Ruban D.A. [Developing the hotel industry in Russia: Spatial dynamics of major parameters]. Vestnik UrFU. Ser. ekonomika i upravlenie = Bulletin of Ural Federal University. Ser. Economics and Management, 2016, no. 1, pp. 8-29. (In Russ.)
8. Agamirova E.V., Agamirova E.V. [Creating artificial motivation for forming client flows in tourism regions]. Vestnik Assotsiatsii VUZov turizma i servisa = Universities for Tourism and Service Association Bulletin, 2015, no. 1, pp. 60-68. (In Russ.)
9. Il'kevich S.V., Sakharchuk E.S. [Economic aspects of sustainable tourism development in regions of the Russian Federation]. Vestnik Assotsiatsii VUZov turizma i servisa = Universities for Tourism and Service Association Bulletin, 2014, no. 2, pp. 4-17. (In Russ.)
10. Yang Z., Cai J. Do Regional Factors Matter? Determinants of Hotel Industry Performance in China. Tourism Management, 2016, vol. 52, pp. 242-253. doi: 10.1016/j.tourman.2015.06.024
11. Utkin A.A. [Innovative approaches to organization of inbound tourism in Russia]. Rossiiskii vneshneekonomicheskii vestnik = Russian Foreign Economic Journal, 2013, no. 7, pp. 112-119. (In Russ.)
12. Ushakova E.O. [Specifics of assessing the territory resources for tourism development]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Kemerovo State University, 2015, no. 2-7, pp. 259-264. (In Russ.)
13. Ushakova E.O., Vdovin S.A. [Determining the region's attractiveness for tourists by its resource potential for tourism development]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, 2014, no. 1, pp. 297. (In Russ.) Available at: http://science-education.ru/ru/article/view?id=12214
14. Kim H., Kim B.-G., Laesser C. Economic Impacts of the Hotel Industry: An input-output analysis. Tourism Review, 2015, vol. 70, iss. 2.
15. Uysal M., Sirgy M.J., Woo E., Kim H. Quality of Life (QOL) and Well-Being Research in Tourism.
Tourism Management, 2016, vol. 53, pp. 244-261.
16. Yang Y., Fik T. Spatial Effects in Regional Tourism Growth. Annals of Tourism Research, 2014, vol. 46, pp. 144-162.
17. Sevast'yanova I.G., Dokshina M.A. [On mechanisms of support to innovation activity under Russian economy modernization]. Fundamental'nye issledovaniya = Fundamental Research, 2016, no. 2-1, pp. 202-205. (In Russ.)
18. Arkhipov A.Yu., Eletskii A.N. [Multipolarity of the global economy]. Rossiiskii ekonomicheskii zhurnal = Russian Economics Journal, 2014, no. 3, pp. 42-53. (In Russ.)
19. Skorodumova O.B. [Postglobalization as a new model of the multipolar world formation]. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki = Historical, Philosophical, Political and Law Sciences, Culturology and Study of Art. Issues of Theory and Practice, 2016, no. 4-1, pp. 158-162. (In Russ.)
20. Carmona R. The Return of Geopolitics: The ascension of BRICS. Austral: Brazilian Journal of Strategy and International Relations, 2014, vol. 3, iss. 6, pp. 37-72.
21. Kellogg P. Contours of a Multipolar Century. Rethinking Marxism, 2015, vol. 27(4), pp. 558-570.