УДК 332.1 М.С. Арзуманян
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
ПРОИЗВОДСТВА ЗЕРНА
В статье рассматриваются новые экономические условия Красноярского края согласно Стратегии социально-экономического развития до 2020 года. Выделены стратегические направления во вновь образованных макрорайонах и конкурирующие преимущества каждого из них. Предложены пути улучшения положения зерновой отрасли в регионе.
Ключевые слова: экономические условия, макрорайон, производство зерна, стратегия, зерновая отрасль.
M.S. Arzumanyan
THE KRASNOYARSK TERRITORYECONOMIC CONDITIONS DEFINING THE TENDENCIES OF THE GRAIN PRODUCTIONDEVELOPMENT
The new economic conditions of the Krasnoyarsk Territory according to the Strategy of socio-economic development until 2020 are considered in the article. The strategic directionsin the newly formed macro-regions and the competitive advantages of each of them are singled out. The ways to improve the grain industry condition in the region are offered.
Key words: economic conditions, macro-region, grain production, strategy, grain industry.
Красноярский край является субъектом Российской Федерации с невысоким биоклиматическим потенциалом (БКП). По утверждённой дифференциации регионов [3, с. 80] он относится к экстремальной поч-венно-климатической зоне, поэтому эффективное ведение зернового хозяйства на данной территории является возможным в основном за счёт показателей трудо-, энерго-, фондо- и материалоёмкости.
Регион является крупнейшим производителем продовольствия на Востоке России, занимая 2-е место в Сибирском федеральном округе (СФО) по производству продукции сельского хозяйства. На долю агропромышленного комплекса (АПК) края, включающего сельское хозяйство и перерабатывающий сектор, приходится 8,9 % валового регионального продукта.
В специализации краевого АПК зерновое производство имеет федеральное значение, животноводство и птицеводство - региональное, остальные подотрасли имеют внутрикраевое значение. Агропромышленный комплекс играет и важную социальную роль, обеспечивая основную занятость населения в сельскохозяйственных районах края [5].
В крае доминирующее положение в структуре агропромышленного производства по объёму валовой продукции, численности занятых работников, стоимости основных производственных фондов занимает зерновая отрасль. Обеспечение потребностей населения в широком ассортименте хлебных продуктов, а также животноводства в кормах, в большей степени зависит от уровня и темпов производства зерна.
При полном использовании биоклиматического и экономического потенциала края в зерновом производстве поставки на продовольственный рынок стабильных объемов зерна твёрдой и мягкой пшеницы высокого качества позволят обеспечить устойчивое функционирование хозяйствующих субъектов при различной конъюнктуре рынка. Но для этого необходимо сохранить размеры посевных площадей, повысить урожайность и качество зерна.
Стратегия социально-экономического развития Красноярского края на период до 2020 года предусматривает в регионе проведение взвешенной экономической политики и при таком подходе можно достичь намеченных социальных, индустриальных и инновационных целей.
Красноярский край по природно-экономическим условиям ранее делился на 5 зон (Пригородная (Центральная), Ачинская лесостепная, Канская лесостепная, Южная лесостепная, Северная подтаёжная). Согласно Стратегии социально-экономического развития Красноярского края на период до 2020 года, с учетом масштаба территории, своеобразия природно-климатических условий, особенностей минерально-сырьевого
потенциала, исторически сложившейся специализации отдельных территорий, наличия внутрирайонных устойчивых и интенсивных хозяйственных и социальных связей территория Красноярского края дифференцирована на два широтных пояса (Северный и Южный), объединяющих в себе шесть крупных макрорайонов (Центральный, Западный, Восточный, Приангарский, Южный и Северный), в составе которых находится 44 муниципальных районов и 16 городов.
Детальное сравнение зональной административно-территориальной структуры с макрорегиональной представлено в табл. 1. По долгосрочному сценарию стратегии проведение пространственной политики, учитывающей специфику отдельного макрорайона, позволит сгладить асимметричность по уровню и качеству жизни населения районов (в 4-8 раз), преодолеть «автономизацию» территорий, имеющих конкурентные виды ресурсов, усилить их экономическое развитие (табл. 2).
Таблица 1
Сравнительная характеристика природно-экономических зон и вновь образованных макрорайонов
Красноярского края
Сельскохозяйственная (природно-экономическая) зона**, структура Макрорегион* (эквивалентный соответствующей зоне), структура Административно-территориальные отличия (изменения), структура
Пригородная (Центральная): 6 муниципальных районов, 4 города Южный широтный пояс
Центральный: 5 муниципальных районов, 5 городов Балахтинский район теперь не относится к Центральной с.-х. зоне, ЗАТО п. Кедровый включён в Центральный макрорайон
Ачинская лесостепная: 10 муниципальных районов, 4 города Западный: 11 муниципальных районов, 4 города Балахтинский район включён в состав Западного макрорайона
Канская лесостепная: 11 муниципальных районов, 3 города Восточный: 11 муниципальных районов, 3 города Изменений нет
Южная лесостепная: 7 муниципальных районов, 1 город Южный: 7 муниципальных районов, 1 город Изменений нет
Северная подтаёжная: 4 муниципальных района, 2 города Северный широтный пояс
Приангарский: 7 муниципальных районов, 2 города В Приангарский макрорайон включены: 4 района Северной подтаёжной с.-х. зоны, Мотыгинский, Кежемский и Богучанский районы
Территория, не предназначенная для ведения сельского хозяйства Северный: 3 муниципальных района, 1 город Образованный макрорегион - аналог Северной группы районов
Всего
5 зон, 38 муниципальных районов, 14 городов 6 макрорайонов: 44 муниципальных района, 16 городов 8 муниципальных районов и 2 города территориально стали относиться к другим образованиям
* Согласно Стратегии социально-экономического развития Красноярского края на период до 2020 года. ** По данным [6].
Таблица 2
Экономические условия Красноярского края
Макрорайон* Состав и структура Экономические условия Стратегическое направление Конкурирующее преимущество
1 2 3 4 5
Северный широтный пояс
Северный 3 муниципальных района: Таймырский (Долгано-Ненецкий), Эвенкийский, Туру- ханский; 1 город: Норильск Экономика определяется обилием медно-никелевых и нефтегазовых месторождений Инвестиционные проекты Разработка месторождений Экстремальный туризм Ресурсы своей востребованностью на мировом рынке обеспечивают стабильность развития экономики страны и края
Приангарский 7 муниципальных районов: Кежемский, Богучан-ский, Казачинский, Пировский, Енисейский, Мотыгинский, Северо-Енисейский; 2 города: Енисейск, Лесосибирск Транспортная сеть не развита в широтном направлении Лесозаготовка Деревообработка Горнорудная промышленность Золотодобыча Наличие ресурсно-сырьевого потенциала федерального значения, включая руды черных, цветных и благородных металлов, нефть, уникальный по составу природный газ, лесосырье-вые ресурсы
Южный широтный пояс
Южный 7 муниципальных районов: Минусинский, Кура-гинский, Шушенский, Ермаковский, Красно-туранский, Идринский, Каратузский; 1 город: Минусинск Преимущественно аграрный тип хозяйствования, (доля сельского хозяйства в производстве продукции 2/3) Агропромышленный комплекс Этнический туризм и рекреация Благоприятные для проживания природно-климатические условия, высокая концентрация населения, достаточное количество людских ресурсов
Западный 11 муниципальных районов: Ачинский, Балахтин-ский, Боготольский, Большеулуйский, Ко-зульский, Новоселовский, Назаровский, Бири-люсский, Тюхтетский, Шарыповский, Ужур-ский; 4 города: Ачинск, Бо-готол, Назарово, Ша-рыпово Промышленный комплекс производит 3/4 продукции макрорайона, 1/4 приходится на продукцию сельского хозяйства Угледобыча Металлургическое производство Производство нефтепродуктов Энергетика Наличие уникальных запасов бурого угля. В аграрном секторе благоприятные при-родно-климатические и почвенные условия, следствием которых является высокий уровень естественного плодородия по зерновым культурам
Окончание табл. 2
1 2 3 4 5
Благоприятные при-
Центральный 5 муниципальных районов: Емельяновский, Березовский, Сухобу-зимский, Манский Большемуртинский; 5 городов: Красноярск, Дивногорск, Сосновоборск, ЗАТО г. Железногорск и Территория индустриального типа хозяйствования: доля промышленности составляет порядка 94 %, с ельского хозяйства 6 % Реализация инвестиционного проекта (ООО «КраМЗ») Производство строительных профилей (ОАО «Красмаш») Металлургия, энергетика, машиностроение, лесоперера-ботка родно-климатические условия, наличие трудовых ресурсов и высокая обеспеченность инфраструктурой: транспортной, энергетической и социальной.
п. Кедровый Близость к восточным рынкам
Восточный 11 муниципальных районов: Абанский, Дзержинский, Илан-ский, Ирбейский, Кан-ский, Нижнеингаш-ский, Территория с индустриально-аграрным типом хозяйствования, представленным в Газохимическое производство в г. Канске, добыча и переработка медно-никелевых руд в Кингашском место- Расположение в зоне КАТЭКа, выгодное транспортное положение и соседство с активно развивающимися районами Нижнего При- ангарья, комплексное развитие восточных территорий с перспективой газификации населенных пунктов
Партизанский, Рыбинский, Саянский, Тасеевский, Уярский; 3 города: Бородино, Канск, Зеленогорск экономике приблизительно в равной степени рождении, создание металлургического производства в г. Зеленогорске
Проведение
пространственной
политики, учитыва-
ющей специфику Своеобразие при-
каждого макрорайо- родно-
на, асимметричности климатических усло-
по уровню и качеству вий, особенности
жизни населения минерально-
44 муниципальных района Высокие темпы районов (в 4-8 раз); сырьевого потенци-
Итого 6 макрорайонов экономического роста, опережаю- преодоление «авто-номизации» ала, исторически сложившаяся
16 городов щие среднероссийские территорий; искоренение противоречий в стратегических интересах территорий и бизнеса; преодоление затухания экономического развития в ряде территорий края специализация отдельных территорий, наличие внутрирайонных устойчивых и интенсивных хозяйственных и социальных связей
* Согласно Стратегии социально-экономического развития Красноярского края на период до 2020 года.
В зависимости от направлений развития государственное регулирование предложено дифференцировать на законодательно-нормативное, экономическое и административно-организационное [1, с. 4]. В современных условиях, в которых функционирует зерновое хозяйство края, трудно обеспечить переход к расширенному производству продукции. Основными причинами этому являются экономическая ситуация, низкий уровень государственной поддержки, устойчивый диспаритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию. Эти причины следует сгруппировать следующим образом:
• неблагоприятные условия в рамках региона для ведения зернового производства (высокий уровень инфляция, низкий уровень доступности кредитных средств);
• отсутствие рациональной долгосрочной государственной программы по стабилизации ситуации в зерновой отрасли, в т.ч. на рынке зерна;
• отсутствие в полной мере современных условий для эффективного ведения зернового хозяйства (низкий уровень сельскохозяйственной техники и квалифицированности работников);
• несовершенство законодательной базы, слабость исполнительной дисциплины;
• необоснованные действия, связанные с перемещением зерна по территории края.
Вместе с тем подчёркивается значимость не только активной государственной поддержки, но и мобилизации внутренних резервов непосредственно самих зернопроизводящих хозяйств для наращивания производства зерна с последующим переходом в «режим устойчивого развития зерновой отрасли» [4, с. 40].
Стратегия развития зернового подкомплекса как научно обоснованная система мероприятий, осуществление которых позволит увеличить производство зерна и повысить его эффективность, тесно связана с совершенствованием ценообразования на зерновую продукцию и зависит от выбранного направления (табл. 3).
Таблица 3
Стратегия развития зернового подкомплекса
Направления Мероприятия Условия (ограничения)
Устранение диспаритета цен Определение соотношений между стоимостями валовой продукции зерна и средств, услуг производства для зерновой отрасли Необходимо государственное регулирование
Снижение себестоимости Увеличение урожайности зерновых культур, углубление специализации, уровень интенсивности производства, повышение концентрации производства, внедрение прогрессивных форм организации труда, совершенствование управленческого и оперативного учёта на предприятии Необходимо финансово-устойчивое состояние или льготное кредитование со стороны государства
Совершенствование механизма проведения интервенционных закупок Цены закупки зерна должны быть установлены государством сверх рыночных цен, осуществление фьючерских и форвардных сделок с зерном (гарантии государства о закупках в будущем) Невозможность без долгосрочной государственной политики вмешательство в рыночные структуры
Уровень экономической эффективности производства зерновых культур напрямую зависит от природных и экономических условий региона. Наибольшая эффективность производства зерна достигнута в
Ачинской лесостепной зоне, что объясняется высоким баллом бонитета чернозёмных почв, богатых гумусом. Наименьшая эффективность характерна для Северной подтаёжной зоны края.
Чтобы повысить эффективность производства зерна, сделав его конкурентоспособным по издержкам и ценам, рекомендуется, прежде всего, модернизировать машинно-тракторный парк зернового хозяйства с дальнейшим улучшением использования материально-технических ресурсов. Так, к примеру, использование интенсивных технологий позволяет получать по 7-9 кг зерна на каждый затраченный 1 кг моторного топлива, или 1 кг минеральный удобрений, против 2-3 кг зерна, получаемого при экстенсивном производстве [2, с. 63].
Переход к рынку внёс существенные изменения в отношения между зернопроизводящими организациями и организациями-владельцами зернохранилищ. Произошло это после приватизации элеваторов по сушке и хранению зерна.
В современных условиях заготовители значительно увеличили плату за приём, подработку и хранение зерна, чем это было во время командной экономики. А большинство организаций, производящих зерно, не имеют собственных элеваторов и зернохранилищ, а это вынуждает их продавать произведённую продукцию заготовительным организациям по сравнительно невысоким ценам.
Наиболее логичным явилось рассмотрение вопроса о необходимости наличия у зернопроизводящих предприятий собственных объектов для обработки и хранения зерна, что в условиях дефицита денежных средств маловероятно. Поэтому остаётся второй путь - рациональное использование уже имеющихся элеваторов и зернохранилищ.
Для зернового хозяйства Красноярского края, который осуществляет регулярные поставки зерна в соседние регионы России и ряд зарубежных стран, актуальна разработка стратегических направлений, которые позволили бы улучшить сбыт зерновой продукции. К ним следует отнести:
- развитие инфраструктуры рынка зерна посредством создания различных форм оптовой торговли
зерна;
- создание объединений (производственно-сбытовых, торгово-сбытовых кооперативов, союзов, товариществ), исключающих появление посреднических структур на рынке зерна;
- совершенствование системы рациональных перевозок зерна посредством контроля по планированию и управлению технологических процедур.
Литература
1. Быков Г.Е., Быков В.Г., Осипов А.Н. Об экономических методах государственного регулирования производства зерна в Российской Федерации // Аграрная Россия. - 2006. - № 3. - С. 4-6.
2. Дементьева Ю. Развитие адаптивной интенсификации зернового хозяйства // Междунар. с.-х. журн. -2007. - № 4. - С. 62-65.
3. Колесняк А.А. Продовольственное обеспечение регионов с экстремальными природными условиями: дис. ... д-ра экон. наук. - М., 2005. - 260 с.
4. Кузнецова Э., Балабекова Ш. Развитие научно-технического прогресса в зерновом производстве // Междунар. с.-х. журн. - 2007. - № 4. - С. 40.
5. Стратегия социально-экономического развития Красноярского края на период до 2020 года: прил. к проекту решения Красноярского городского Совета депутатов. - Красноярск, 2012.
6. Хозяйственно-отраслевая специализация растениеводства и животноводства Красноярского края: рекомендации / КНИИСХ. - Красноярск, 2003.