УДК 911.3(470)
А. А. Кисуркин, Т. Н. Плотникова, Т. Г. Краснова
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ КАК ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ НА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА*
Рассматриваются экономические ресурсы региона в качестве факторов развития. Приводится авторская классификация факторов, выполненная с позиций системного подхода с учетом целей социально-экономического развития региона.
Ключевые слова: социально-экономическое развитие региона, региональные экономические ресурсы, классификация региональных экономических ресурсов.
Развитие национальной экономики в значительной мере определяется ресурсными и институциональными условиями хозяйствования, входящих в ее состав региональных социально-экономических систем.
С началом экономических преобразований в РФ произошли коренные изменения в условиях развития российских регионов. Дифференциация социально-экономического развития регионов, прежде всего, связана с неоднородностью и различием экономических ресурсов регионов, что создает в условиях усиления глобальной конкуренции опасность снижения уровня социально-экономического развития не только отдельных регионов, но и страны в целом. Эта проблема может быть решена только при эффективном использовании ресурсов регионов.
Эффективное использование региональных ресурсов заложено в национальных и региональных программах развития. В общем случае под «развитием» обычно подразумевают любое прогрессивное изменение. Такой подход обеспечивает нацеливание всех поступательных действий социально-экономической политики государства на достижение регионами определенного уровня. Из года в год возникает не только межрегиональная, но и пространственная дифференциация муниципалитетов внутри региона, возникает проблема в виде социально-экономического расслоения. Даже в структуре округа наблюдается значительное различие социально-экономического развития регионов (таблица).
Лидирующее положение в рейтинге занимает Красноярский край: по двум основным критериям - ВРП на душу населения и уровню безработицы (6,5 %). Выделились и аутсайдеры почти по всем критериям развития - это Республика Тыва (занимает последнее место почти по всем рейтингам), Республика Бурятия (по уровню инвестиций), Республика Алтай (по ВРП на душу населения и по уровню безработицы). Возникает вопрос, какие факторы оказывают влияние на процесс дифференциации социальноэкономического развития. Все процессы, происходящие на уровне регионов, трактуются как многоэлементные со сложными взаимосвязями, что приводит к разнообразию территориальных сценариев развития.
Принципиально новым аспектом последних лет стало то, что федеральный центр потерял приоритетное право на программирование развития: появились программы регионального развития, программы развития ряда му-
ниципальных образований. Инициатива развития уходит от органов государственной власти к крупнейшим городам и финансово-промышленным группам. Теперь, оказавшись перед лицом необходимости конкурировать за привлечение на находящуюся в их юрисдикции территорию потоков капитала, акций и технологий, все уровни власти и местного самоуправления признают, что обязаны заниматься «комплексным социально-экономическим развитием» [1].
Данная функция не является новацией последних лет, она унаследована от Советского государства. Однако в Советском государстве развитие строилось на социально-технических нормативах, спускаемых сверху вниз всем органам власти и предприятиям. Теперь же на повестку дня вышел вопрос о разработке региональных и муниципальных программ развития - не спускаемых сверху, а выражающих собственную стратегию регионов и крупнейших городов в условиях «новой регионализации» [2].
Развитие необходимо рассматривать с позиции влияния факторов, так как все региональные социально-экономические процессы протекают под воздействием разнообразных факторов, как внешних, так и внутренних.
Знание этих факторов и умение управлять ими позволяет регулировать изменение показателей эффективности функционирования региональной системы в целом. В экономических региональных исследованиях под факторами понимают условия, необходимые для проведения данного процесса, а также причину этого процесса, определяющего его характер или одну из основных черт.
С другой стороны, результат воздействия одной или нескольких причин, выступающих в качестве объекта исследования, является результативным показателем. В зависимости от того, что является объектом исследования, один и тот же показатель может быть как результативным, так и факторным. Отбор факторов осуществляется на основе теоретических и практических знаний по исследуемой проблеме. С этой целью в работе выполнен анализ всех социально-экономических факторов функционирования региональной экономики. В результате хозяйственной деятельности на территории формируется экономическая среда, включающая участников создания совокупного регионального продукта, исходя из имеющегося социально-экономического потенциала, природных условий, потребностей общества.
* Печатается при поддержке Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России 2009-2013 гг. (Госконтракт № 02.740.11.05.85).
В соответствии с предложенным подходом произведена классификация факторов развития региональной экономики как социально-экономического комплекса территории. В качестве факторов выступают экономические ресурсы. Под экономическими ресурсами понимаются все виды региональных ресурсов, используемые в процессе производства. Это те блага, которые используются для производства других благ, поэтому их также называют факторами экономического роста.
К экономическим ресурсам относятся следующие:
- природные (земля, недра, лесные, биологические, климатические и рекреационные ресурсы);
- трудовые (люди, с их способностью производить товары и услуги);
- капитал (в форме денег, т. е. денежный капитал);
- предпринимательские способности (способности людей к организации производства товаров и услуг);
- знания, необходимые для хозяйственной жизни.
Каждый экономический ресурс формирует свой ресурсный рынок: рынок труда, рынок капитала и т. д., в свою очередь состоящего из множества рынков конкретного ресурса.
Учитывая, что экономические ресурсы - это совокупность материальных и нематериальных факторов и средств, обеспечивающих функционирование общественного производства, бесперебойный процесс общественного производства и воспроизводства, следует особенно тщательно подходить к их классификации. Функционирование региональной экономики предполагает использование экономических ресурсов. Ресурсы, вовлеченные в процесс воспроизводства, выполняют роль факторов производства и воспроизводства. В этом случае следует различать экономические ресурсы как функционирующие и потенциальные.
За основу классификации можно принять классификацию экономических благ [3]:
1. Долговременные - обладающие способностью возобновляться.
2. Недолговременные - полностью потребляемые.
3. Взаимозаменяемые (альтернативные).
4. Взаимодополняющие (комплиментарные).
5. Настоящие - находящиеся в непосредственном распоряжении экономического субъекта.
6. Будущие (потенциальные).
7. Прямые - непосредственно удовлетворяющие некоторую потребность.
8. Косвенные или производительные - удовлетворяющие какую-либо потребность как средство.
Все экономические ресурсы обладают полезностью, ограниченностью (редкостью), ресурсоемкостью.
Полезность ресурсов состоит в том, что с их помощью удовлетворяют потребность экономики. Редкость ресурсов обозначает, что они существуют в ограниченном количестве. Ограниченность ресурсов может происходить в силу естественных причин (редкости), общественных условий и по сравнению с безграничными потребностями функционирования экономики.
Ресурсоемкость указывает на факт использования факторов производства и процесс их создания. В зависимости от удельного веса затрат экономические ресурсы можно разделить на трудоемкие, капиталоемкие и материалоемкие.
Экономические ресурсы, созданные природой, называют свободными, так как они не требуют человеческого труда и средств, которые используются в процессе производства.
С точки зрения вещественного содержания экономические ресурсы делят на материальные и нематериальные. Нематериальные ресурсы представлены такими категориями, которые характеризуют качество и степень овладения каким-либо качеством.
С позиции социально-экономического развития общества экономические ресурсы можно классифицировать:
- на производственные;
- коммуникационные;
- информационно -распределительные;
- деловые;
- общественные;
- социальные (образование, здравоохранение и т. д.).
В зависимости от назначения экономические ресурсы делятся на потребительские (конечного потребления)
Рейтинги регионов в составе Сибирского федерального округа (2009 г.)
Регион Валовой региональный продукт на душу населения, руб. Рейтинг Индекс промышленного производства, % Рейтинг Инвестиции в основной капитал на душу населения, руб. Рейтинг
Сибирский федеральный округ 154 687 104,0 45 794
Республика Алтай 74 266 11 101,8 9 34 963 8
Республика Хакасия 114 126 8 107,6 2 24 773 9
Республика Тыва 63 686 12 91,8 12 10 426 12
Республика Хакасия 119 253 7 104,8 5 19 150 11
Алтайский край 88 935 10 103,7 6 22 237 10
Забайкальский край 101 052 9 102,2 8 42 099 7
Красноярский край 253 942 1 105,3 4 63 880 2
Иркутская область 160 523 3 106,0 3 51 007 4
Кемеровская область 157298 4 97,5 11 52 891 3
Новосибирская область 144 869 6 108,6 1 46 439 5
Омская область 149 273 5 103,4 7 42 197 6
Томская область 208 946 2 100,0 10 75 789 1
и производственные (воспроизводимые и многократного потребления).
Ученые-экономисты не выделяют четкой классификации экономических ресурсов, кроме общих блоков: природные, трудовые, производственные, предпринимательские способности, капитал. Это обстоятельство затрудняет исследования, касающиеся закономерностей и реакций социально-экономических систем на воздействие экономических ресурсов.
Поэтому чтобы выполнить научную классификацию экономических ресурсов, можно использовать системный подход и с его помощью выделить элементы экономических ресурсов региона в общей региональной социальноэкономической системе [4]. Исследование сущности региональной социально-экономической системы приводит к необходимости уточнения фундаментального понятия «система» с позиции региональных экономических ресурсов. Так, Н. Н. Моисеев называет «системой» любую совокупность взаимодействующих элементов. Очевидно, что данная трактовка формально позволяет конкретизировать понятие через перечисление его свойств [5]:
- в основе системы лежит материальный продукт (эко -номический ресурс);
- все системы ориентированы на человека, а поэтому они оказываются взаимосвязанными;
- каждая система состоит из ряда специфических элементов, но работа их подчинена единым, глобальным целям;
- системе присуще свойство развиваться, адаптироваться путем создания новых связей.
В процессе хозяйственной деятельности региона функционируют все элементы социально-экономической системы. Экономическая система есть совокупность взаимосвязанных и определенным образом упорядоченных элементов экономики. Учитывая тождественность определения системы и элементов, ее составляющих, можно дать следующее определение. Региональная социальноэкономическая система есть совокупность взаимосвязанных и определенным образом упорядоченных экономических ресурсов как факторов развития самой системы. В данном определении подчеркивается обязательное наличие нескольких структурных элементов в системе, возникающие связи и отношения между элементами, которые при любых комбинациях факторов предполагают способность системы сохранять тождество самой себе при различных изменениях. Классификация экономических ресурсов определяется многообразием их свойств. Целесообразно сосредоточить внимание на экономические ресурсы с точки зрения их структуры и функциональных особенностей, при этом следует учитывать возможность кумулятивного взаимодействия элементов на региональную систему и, наоборот, с точки зрения процесса детерминации социально-экономических потребностей.
Детерминация общественных потребностей находит конкретное выражение в следующем:
1) форме и мере общественного богатства;
2) производстве; происходит структурный сдвиг в сторону социокультурной среды;
3) производительных силах общества;
4) инновационных видах продукции;
5) труде как творческой деятельности.
Все это говорит о том, что характеристики современной региональной экономической системы во многом выходят за пределы узкоэкономического измерения. С точки зрения возрастания сложности экономической системы целесообразно предложить следующую классификацию экономических ресурсов системы:
- изменяющиеся, ресурсы, находящиеся в постоянном движении;
- развивающиеся, процессы взаимосвязей ресурсов способствуют переходу количественных изменений (роста) в качественные преобразования (непосредственное развитие);
- адаптивные, сохраняющие свои свойства при условии оптимального состояния с возможным изменением среды в соответствии с внешними и внутренними условиями функционирования региональных систем;
- самоорганизующиеся, сохраняющие свою устойчивость (равновесие) в социально-экономических процессах.
Суммарные экономические ресурсы характеризуются наличием причинно-следственных связей между собой (рис. 1).
Только комплексный учет факторов влияния и особенностей их воздействия будут способствовать решению основной стратегической задачи региона - всестороннему развитию региональной социально-экономической системы.
Как и всякая социально-экономическая система, региональное образование имеет внутреннюю и внешнюю среду, которые взаимодействуют. Эти связи могут быть как прямого, так и косвенного воздействия. Для качественной характеристики и оценки динамики изменения внутренней среды достаточно проанализировать группы факторов, характеризующих производственно-ресурсный, кадровый, инновационный потенциал территории; муниципальный бюджет и пр.
В зарубежной теории и практике в настоящее время принят несколько иной стандартный набор факторов. В первую очередь различают две большие группы факторов: так называемые жесткие и мягкие [6].
Под жесткими понимаются количественно измеряемые факторы:
- ориентированные на ресурсы (земля, рабочая сила, капитал);
- ориентированные на производство и сбыт продукции (близость партнеров по кооперации, инфраструктура, структура населения и потребления);
- установленные государством (налоги, субсидии и программы поддержки).
Если между отечественными и жесткими факторами еще можно провести параллели, то мягкие факторы пока не учитываются. Они касаются количественно трудноиз-меряемых категорий: уровня развития социальной среды населенного пункта, «дружественности» его экономики, стабильности политической ситуации и так называемого общественного климата, качества системы образования и уровня подготовки кадров и пр. Эти факторы являются достаточно значимыми в современных условиях, и необходимо учитывать их влияние на социаль-
но-экономическое развитие муниципальных образований.
Все влияющие факторы предлагается разделить на управляемые, неуправляемые и зависимые. Управляемыми можно считать те факторы, на которые региональные власти могут прямо воздействовать. Неуправляемые факторы, напротив, не зависят от деятельности местных вла-
стей, или воздействие на них со стороны органов власти крайне незначительно.
Большинство факторов, однако, сочетают в себе характеристики и управляемых, и неуправляемых факторов, и могут быть отнесены к промежуточной группе зависимых факторов. Классификация факторов по уровню управляемости представлена на рис. 2.
Наука
Инновации
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ
Производит-
ели
Потребители
Воздушный и водный бассейны
Полезные
ископаемые
Флора
Знания Трудовые Естественно- Капитал
ресурсы _ природные
ресурсы
Образование Управленцы Земельные Финансовые
- ресурсы ресурсы
Кредитно-
банковские
ресурсы
Фонды
Предпринима-
тельские
ресурсы
Человеческие
ресурсы
Квалификац -ионные ресурсы
Инновацион-
ные
ресурсы
Фауна
Климат (температура, освещенность, влажность и т. д.)
Рис. 1. Структура экономических ресурсов
Рис. 2. Классификация факторов, влияющих на ситуацию в региональном образовании (в зависимости от возможности воздействия на них региональных и муниципальных образований)
Предложенная классификация содержит новый подход к группировке факторных признаков, в качестве которых выступают региональные экономические ресурсы. Это дает обоснованную систему показателей (факторов), позволяющую оценить реакцию региональных социально-экономических систем на изменение условий хозяйствования, что является весьма актуальным для стратегического планирования и прогнозирования.
Факторы, согласно разработанной классификации выстроены таким образом, что их группировка является целевой. Поэтому при разработке стратегических планов можно будет выбирать факторы влияния по степени их важности и целеполагания. Такой метод позволит избежать лишних операций при планировании и повысить качество стратегического прогнозирования.
Библиографические ссылки
1. Богуславский А. П. Проблемы стратегического планирования социально-экономического развития городов // Рынок ценных бумаг. 2003. N° 15 (246). С. 68-69.
2. Гранберг А. Г. Основы региональной экономики : учебник для вузов. М. : ВУ ВШЭ, 2000.
3. Симагин Ю. А. Территориальная организация населения и хозяйства. М. : Кнорус, 2007.
4. Новоселов А. С. Региональные рынки : учебник. М. : Инфра-М, 1999.
5. Теоретико-методологические аспекты разработки программ социально-экономического развития муниципальных образований / Е. А. Федорова [ и др.] ; под общ. ред. Е. А. Федоровой. Тула : Изд-во ТулГУ, 2008.
6. Лебедева Г. В., Пригула О. Д., Фетисова Г. В. Статистический факторный анализ в экономике : учеб. пособие / НовГУ им. Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 2002.
A. A. Kisurkin, T. N. Plotnikova, T. G. Krasnova
ECONOMIC RESOURCES AS FACTORS INFLUENCING SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF A REGION
We consider the economic resources of the region to be factors of development. The author’s classification offactors, carried out from a perspective of system approach with the account of socio-economic development of the region.
Keywords: socio-economic development of region, regional economic resources, classification of regional economic resources.
© Кисуркин А. А., Плотникова Т. Н., Краснова Т. Г., 2010
УДК 339.137.22
Е. А. Калашникова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ НА РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ГОРОДА КРАСНОЯРСКА И КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Рассмотрена конкурентоспособность высших учебных заведений на рынке образовательных услуг Красноярского края, дается понятие «высшее профессиональное образование». Обоснована актуальность проблемы, показаны общие подходы и условия исследования конкурентоспособности высших учебных заведений, выделены основные факторы для оценки конкурентоспособности.
Ключевые слова: конкурентоспособность, высшее учебное заведение, образование, услуги, факторы конкурентоспособности.
В условиях современных тенденций развития российского высшего образования, а также мировой тенденции глобализации особую важность и актуальность приобретают вопросы конкурентоспособности высшего образования и конкурентоспособности высших учебных заведений, имеющие определяющее значение для успешного развития России. Маркетинг в сфере высшего образования постепенно приобретает самостоятельное значение, нуждается в дальнейшей проработке научно-категориального аппарата, выявления специфических черт и
тенденций маркетинговой деятельности, присущих высшему учебному заведению как субъекту рынка образовательных услуг и рынка труда. Все большую значимость приобретают вопросы адаптации вуза к рыночным условиям хозяйствования, повышения его конкурентоспособности и формирования эффективного маркетинга образовательных услуг. Способы повышения конкурентоспособности высших учебных заведений и методология оценки их конкурентоспособности разработаны недостаточно, так как в различных научных трудах, посвя-
іЗЗ