УДК 338.43
И.С. ЗИНОВЬЕВА,
кандидат экономических наук, доцент
Воронежская государственная лесотехническая академия
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛЕСНОГО ФОНДА ТЕРРИТОРИИ
Статья посвящена изучению экономических проблем развития лесного фонда территории. Выявлена слабая развитость нормативно-правовой базы страны, множество экологических проблем лесопользования, являющихся прямым следствием недостатков в организационно-экономическом управлении лесным фондом страны. Обращено внимание на несоблюдение принципов эффективного управления лесами, высокую стоимость лесовосстановительных работ, а также на финансовые аспекты низкой эффективности развития лесного фонда России. Сделаны предложения по решению данных проблем.
Ключевые слова: лесной фонд; эффективность управления; экономические проблемы; структура лесного фонда; территория.
Несмотря на то, что экономические аспекты использования лесного фонда страны являются предметом исследования многих современных ученых, до сих пор не выработан единый подход к анализу этой составляющей управления природными ресурсами государства. На территории России существует большое количество экономических проблем развития лесного фонда, требующих своего анализа и разрешения.
В первую очередь, это неэкономические проблемы. Нельзя не согласиться с Г.А. Преш-киным, отмечающим, что вопрос оптимального использования природно-ресурсного потенциала лесов не может решаться без современной нормативной базы, которая в комплексе дает возможность объективно оценить ресурсный потенциал насаждений на лесных участках и достоверно интерпретировать динамику его изменения в процессе управления экологически устойчивым лесопользованием [1]. В частности, выделяются следующие недостатки нормативной базы использования лесного фонда страны [2]:
1. Реформа разделения функций государственного управления и хозяйственных функций на разных уровнях Государственной лесной службы Министерства природных ресурсов Российской Федерации находится только в начальной стадии.
2. Лесной кодекс Российской Федерации и иные нормативные акты, регулирующие лесные отношения, требуют дальнейшего совершенствования.
3. Существующая нормативная база лесного хозяйства и лесопользования в недостаточной степени учитывает особенности рыночной экономики в лесном секторе. Много «узких мест» отмечается в налоговом законодательстве, системе учета, транспортировке, аренды, финансировании и т.п.
Мы полагаем, что именно противоречивость соответствующей отрасли права и ее неразработанность приводят к незаконным действиям в отношении лесного фонда (неконтролируемая выработка), неэффективному использованию лесных ресурсов как конкретными арендаторами (гражданами и предприятиями), так и муниципальными образованиями. В частности, актуальной мерой могло бы стать введение санкций за неполное освоение холдингами выделенных лесных участков.
Кроме недостатков нормативной базы, в числе важнейших проблем развития лесного фонда России можно выделить экологическую проблему, проявляющуюся:
- в практике масштабных концентрированных сплошных рубок лесов;
- в накоплении спелой и перестойной древесины из-за значительного недоосвоения расчетной лесосеки;
- в увеличении количества лесных пожаров, а также поражения лесов вредителями;
- в недостаточном применении ландшафтного подхода при планировании и ведении лесного хозяйства;
- в загрязнении некоторых лесов промышленными отходами и радионуклидами [2].
Однако, как уже было указано выше, плохая экология лесов является скорее прямым следствием организационно-экономических и нормативно-правовых недостатков управления лесным фондом страны. По результатам деятельности Всемирного фонда дикой природы в России выработан ряд принципов эффективного управления данным фондом в долгосрочной перспективе [3]:
- объем рубки должен быть востребован рынком и не опускаться ниже критического уровня, обеспечивающего занятость постоянного населения лесных поселков и работу местной жизнеспособной (рентабельной) деревообработки;
- рентная стоимость эксплуатационных запасов не должна убывать;
- экологическая ценность лесов не должна опускаться ниже критического уровня;
- отбираемые в рубку выдела и применяемые способы рубок должны быть максимально доходны;
- лесной доход не должен убывать;
- необходимо применять такие способы рубки и воспроизводства леса, при которых расходы не превышают доходов;
- рентные поступления в местный бюджет должны увеличиваться.
Очевидно, что большинство из этих принципов в российских условиях не соблюдаются. При этом стоит подчеркнуть, что речь в данном случае идет как о законной, так и о незаконной рубке леса, хотя, конечно, наибольший вред лесному хозяйству страны наносит именно незаконная деятельность в сфере эксплуатации лесного фонда. В случае с законной деятельностью основной экономической проблемой предприятий данного сектора становятся затраты на восстановление лесов. При этом нарушители законодательства за счет снижения себестоимости вырубки получают значительные конкурентные преимущества, что ведет к еще большему ухудшению финансовой ситуации в отрасли.
Кроме того, из-за сплошных рубок и низкой товарности лесосечного фонда внутренний рынок круглого леса перенасыщен низкокачественной древесиной, что снижает цены на нее до минимума - ниже стоимости заготовки. В результате
дешевая цельная древесина в больших объемах используется в технологических целях, в то время как значительные ресурсы высококачественных отходов лесопиления, фанерного производства и деревообработки остаются невостребованными [4]. Это существенно снижает эффективность данного вида экономической деятельности в целом.
Еще одной экономической проблемой, влияющей на снижение доходов официальных пользователей лесного фонда, является высокая стоимость лесовосстановительных работ.
Хозяйственная деятельность с задействованием лесных ресурсов часто экономически неоправданна и нерентабельна до тех пор, пока она не связана с нарушением экологического законодательства и не предусматривает взвешенное использование природных богатств, а также действия по поддержанию их состава и количества. По мнению автора, противостоять данной тенденции можно с помощью разработки стратегий оптимизации для предприятий лесной промышленности, позволяющих повысить их конкурентоспособность без снижения уровня экологической сознательности и ответственности. Таким способом можно относительно «безболезненно» вписать нормы лесопользования в план и характер деятельности предприятий отрасли, что на сегодняшний момент практически неосуществимо, в частности, с помощью мер прямого регулирования и контроля.
Данные положения подтверждаются в работе Л.М. Чернякевича: курс на оптимизацию участия государства в ведении лесного хозяйства, реализованный, в частности, в виде требования осуществления работ по охране, защите, воспроизводству лесов лесопользователем (арендатором) за свой счет, непосредственно влияет на финансовые результаты деятельности арендатора по освоению лесного участка [5]. Как известно, основной задачей частного бизнеса является максимизация прибыли в долгосрочной перспективе без серьезных рисков. Затраты на охрану, защиту, воспроизводство лесов в этом случае могут стать препятствием при решении этой задачи и формировании инвестиционного капитала для последующего развития производственной базы арендатора.
Более того, по мнению В.Н. Петрова, реформа лесного хозяйства последних десяти лет на-
правлена не на повышение мотивации государственных и предпринимательских структур, а на смену собственности посредством приватизации бывшего госимущества, что не ведет к повышению эффективности работы лесопромышленного комплекса страны и устойчивому управлению лесами, а порождает на практике множество проблем [6]. Таким образом, можно отметить, что проблемы развития лесного фонда пока не разрешены.
Поэтому мы предлагаем выделить следующие основные направления решения этих проблем:
- совершенствование нормативной базы управления отношениями в лесном секторе, введение мер ответственности за недостаточное и неэффективное освоение выделенных и приватизированных участков лесного фонда;
- развитие внутреннего спроса на лесные ресурсы, не в последнюю очередь с применением инструментария государственного регулирования в части налогового и таможенного законодательства;
- повышение экономической эффективности работ по лесовосстановлению, главным образом с созданием и введением в хозяйственную деятельность предприятий соответствующих стратегий во избежание критического снижения рентабельности;
- развитие систем стратегического планирования развития лесного фонда страны.
Реализация предложенных путей решения позволит повысить эффективность экономической деятельности по поводу добычи и переработки древесины, а также создаст предпосылки для экологизации управления лесным фондом страны в целом.
Список литературы
1. Прешкин Г. А. Разработка концепции, методологии и методики определения региональных нормативов экономической оценки лесных ресурсов (на примере Уральского региона): автореф. дис. ... д-ра экон. наук. - Екатеринбург, 2011. - 47 с.
2. Беляков А.С. Сертификация лесного фонда и лесопромышленных предприятий в соответствии с международными стандартами // Использование и охрана природных ресурсов в России. - 2003. - № 6. - С. 16-20.
3. Починков С. Экономические проблемы устойчивого управления лесами в России // Устойчивое лесопользование. - 2004. - № 2 (4). - С. 40-48.
4. Починков С. Лесной доход России. - 2011. - URL: http://www.forest.ru/rus/problems/control/dokhod.html
5. Чернякевич Л. М. Экономический механизм и методы государственного регулирования в управлении лесным хозяйством. - URL: http://csfm.marstu. net/elearning/Chernyakevich/text/chapter3_3.html
6. Петров В.Н. Основные проблемы реформирования лесных отношений. - 2011. - URL: http://www.woodbusiness. ru/ files/28022011113439.rtf
7. Безрукова Т.Л., Попкова Е.Г., Волосатова УА. Экологический маркетинг в контексте экономики природопользования / под ред. проф. Е.Г. Попковой. - М.: ИТД «КноРус», 2009. - 236 с.
В редакцию материал поступил 02.03.12
Информация об авторе
Зиновьева Ирина Станиславовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и финансов, Воронежская государственная лесотехническая академия
Адрес: 394087, г. Воронеж, ул. Тимирязева, 8, тел.: (473) 225-39-03 E-mail: [email protected]
I.S. ZINOV'EVA,
PhD (Economics), Associate Professor
Voronezh State Academy for Forest Technologies
ECONOMIC ISSUES OF DEVELOPMENT OF THE FOREST RESOURCES OF A TERRITORY
The article is devoted to the study of economic issues of development of the forest resources of a territory. The author reveals the low development of the normative-legal base of the country and numerous ecological problems of forest utilization which
directly result from the drawbacks in organizational-economic management of the country's forest resources. The author pays attention to the non-observation of the principles of efficient management of forests, the high cost of regeneration felling, and the financial aspects of the low efficiency of the Russian forest resources development. Measures to solve the problems are proposed.
Key words: forest resources; management efficiency; economic problems; structure of forest resources; territory.
References
1. Preshkin G.A. Razrabotka kontseptsii, metodologii i metodiki opredeleniya regional'nykh normativov ekonomicheskoi otsenki lesnykh resursov (na primere Ural'skogo regiona) (Elaboration of the concept, methodology and technique of determining the regional norms of economic estimation of forest resources (by example of Ural region)). Yekaterinburg, 2011, 47 p.
2. Belyakov A.S. Sertifikatsiya lesnogo fonda i lesopromyshlennykh predpriyatii v sootvetstvii s mezhdunarodnymi standartami (Utilization and protection of natural resources in Russia), Ispol'zovanie i okhranaprirodnykh resursov vRossii, 2003, No. 6, pp. 16-20.
3. Pochinkov S. Ekonomicheskie problemy ustoichivogo upravleniya lesami v Rossii, Ustoichivoe lesopol'zovanie, 2004, No. 2 (4), pp. 40-48.
4. Pochinkov S. Lesnoi dokhod Rossii (Forest income of Russia), 2011, available at: www.forest.ru/rus/problems/control/ dokhod.html
5. Chernyakevich L.M. Ekonomicheskii mekhanizm i metodygosudarstvennogo regulirovaniya v upravlenii lesnym khozyaistvom (Economic mechanism and techniques of state regulation in forest management), available at: http://csfm.marstu.net/elearning/ Chernyakevich/text/chapter3_3.html
6. Petrov V.N. Osnovnye problemy reformirovaniya lesnykh otnoshenii (Main problems of forest relations reforming), 2011, available at:www.woodbusiness.ru/_files/28022011113439.rtf
7. Bezrukova T.L., Popkova E.G., Volosatova U.A. Ekologicheskii marketing v kontekste ekonomikiprirodopol'zovaniya (Ecological marketing in the context of economy of nature exploitation). Moscow: ITD «KnoRus», 2009, 236 p.
Information about the author
Zinov'eva Irina Stanislavovna, PhD (Economics), Associate Professor of the Chair of Economics and Finance, Voronezh State Academy for Forest Technologies
Address: 8 Timiryazeva Str., Voronezh 394087, tel.: (473) 225-39-03
E-mail: [email protected] -