VTTk" Ч 4 9 02021 Контент доступен по липеюни СС BY-NC 4.0
-'A14 JJ¿ IfcclMJ¿©jTíis is an open accessarticle under the CC BY-NC 4.0 license
DOI' 10 26140/anie-2021-1004-0053 iMiw (https://creativecommons.org/iicenses/by-nc/4.o/)
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЗЕМЕЛЬНО-ИМУЩЕСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА ГОРОДА ОМСКА
© Автор(ы) 2021 SPIN: 9157-5912 AuthorID: 242316 ORCID: 0000-0001-8662-4380
РОГАТНЕВ Юрий Михайлович, доктор экономических наук, профессор кафедры «Землеустройства» Омский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина (644008, Россия, Омск, улица Сибаковская, 4, e-mail: [email protected])
SPIN: 6504-3952 AuthorID: 1112213 ORCID: 0000-0001-8871-3045
ЭПРИКОВ Иван Аркадьевич, аспирант
Омский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина (644008, Россия, Омск, улица Сибаковская, 4, e-mail: [email protected]) Аннотация. В статье рассмотрены проблемы эффективного управления земельно-имущественным комплексом города, который рассматривается как ключевой компонент экономического развития на территории города. Земельно-имущественные отношения непосредственно затрагивают интересы страны, регионов, муниципальных образований, всех хозяйствующих субъектов и граждан. От эффективности управления земельно-имущественным комплексом во многом зависит уровень стабильности экономического и социального развития страны и каждого региона, уровень жизни населения. Формирование и развитие земельно-имущественного комплекса крупного города имеет приоритетное значение, поскольку он является основой экономического и территориального развития городского хозяйства в целом. В то же время земельно-имущественный комплекс - это большое число имущественных объектов, имеющих разнообразное социально-экономическое назначение и вызывающих разнообразные и зачастую противоположные земельно-имущественные отношения. Своевременное, оперативное, качественное управление земельно-имущественным комплексом не всегда реализуется на практике, что снижет экономический, инновационный и инвестиционный потенциал города. Экономический потенциал муниципального образования подразумевает ориентир экономики территорий, индустриальных сфер, предпринимательских возможностей реализовывать производственную и хозяйственную деятельность, направленную на продуцирование качественных средств для обеспечения жизнедеятельности населения и производственных инфраструктур. Управление земельно-имущественным комплексом осуществляется в целях повышения качества жизни населения, как наиболее важной социальной категории, которая характеризует структуру потребностей человека и возможности их удовлетворения.
Ключевые слова: земельно-имущественный комплекс, эффективное управление, экономическое и социальное развитие, потенциал территории города, налоговые и неналоговые доходы, расходы, бюджет города.
ECONOMIC PROBLEMS OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE LAND AND PROPERTY
COMPLEX OF THE CITY OF OMSK
© The Author(s) 2021
ROGATNEV Yuri Mikhailovich, Doctor of Economics, Professor of the Department of «Land Management» Omsk State Agrarian University named after P. A. Stolypin (644008, Russia, Omsk, Sibakovskaya street, 4, e-mail: [email protected]) EPRIKOV Ivan Arakadievich, post-graduate student Omsk State Agrarian University named after P. A. Stolypin (644008, Russia, Omsk, Sibakovskaya street, 4, e-mail: [email protected]) Abstract. The article deals with the problems of effective management of the land and property complex of the city, which is considered as a key component of economic development in the city. Land and property relations directly affect the interests of the country, regions, municipalities, all economic entities and citizens. The level of stability of the economic and social development of the country and each region, as well as the standard of living of the population, largely depends on the effectiveness of the management of the land and property complex. The formation and development of the land and property complex of a large city is of priority importance, since it is the basis for the economic and territorial development of the urban economy as a whole. At the same time, the land and property complex is a large number of property objects that have a diverse socio-economic purpose and cause various and often opposite land and property relations. Timely, efficient, high-quality management of the land and property complex is not always implemented in practice, which reduces the economic, innovative and investment potential of the city. The economic potential of a municipality implies a reference point for the economy of territories, industrial areas, and entrepreneurial opportunities to implement production and economic activities aimed at producing high-quality means to ensure the life of the population and production infrastructures. The management of the land and property complex is carried out in order to improve the quality of life of the population, as the most important social category that characterizes the structure of human needs and the ability to meet them.
Keywords: land and property complex, effective management, economic and social development, potential of the city territory, tax and non-tax revenues, expenditures, city budget.
ВВЕДЕНИЕ
Города занимают важное место в процессе территориального развития российской экономики и организации комфортных условий для жизни населения. Город является высокоорганизованной природно-тех-ногенной системой. Город - это населенный пункт, жители которого в основном не заняты в сфере сельского хозяйства. Основной характеристикой города является профессия его жителей. Доля городских земель составляет около 1% от общей территории РФ.
При этом городские земли является основой не менее 2/3 всех земельных платежей, что предопределяет их ключевое значение в системе управления земельными ресурсами.
Качество и уровень эффективности управления земельно-имущественным комплексом (далее - ЗИК) в крупнейших городах либо создают условия для роста благосостояния жителей, либо ведут к масштабным экологическим и социально-экономическим проблемам. Решение задачи роста эффективности использо-
Азимут научных исследований: экономика и управление.
2021. Т.10 №4(37)p-ISSN: 2309-1762; в-КВЫ: 2712-8482
РОГАТНЕВ Юрий Михайлович и другие ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ...
вания ЗИК в качестве основного фактора стабильного развития крупнейшего города является составной частью целей городского управления.
Понятию «земельно-имущественный комплекс» не уделено внимание в законодательстве, что оставляет поле для дискуссий среди российских исследователей. Тематике земельно-имущественных комплексов, а также земельным взаимоотношениям посвящены исследования Беленького В.Р. [1], Варламова А.А. [2], Гальченко С.А. [3], Гербеевой Л.Ю. [4], Засядь-Волк
B.В. [5,6], Кравцова В.И. [7], Кухтина П.В. [8,9], Рогат-нева Ю.М. [10-13], Сай С.И. [14], Хаметова Т.И. [15,16] и др.
Так, в работе Л.Ю. Гербеевой, в качестве ЗИК рассматривается система, состоящая из недвижимой вещи (земельный ресурс) и совокупности как материальных, так и нематериальных активов. Вышеуказанное сочетание, согласно автору, ведет к сложностям регулирования формирования и развития ЗИК в качестве независимого объекта.
В работе В.Р. Беленького обозначено мнение, что ЗИК следует рассматривать в разных формах, а именно: как земельный участок, не имеющий построек на своей территории, как земельный участок, на котором размещена недвижимость различного типа, состава и разной степени строительной готовности. Аналогичное мнение относительно сущности термина ЗИК высказал В.В. Засядь-Волк. Автором в качестве ЗИК понимается совокупность земельных участков в рамках установленных границ и принадлежащие им объекты недвижимости.
Рассматривая понятие ЗИК, П.В. Кухтин определяет два основных компонента ЗИК - земля и имущество. По мнению автора «земля» является не просто определенным земельным участком, а совокупностью социально-экономических отношений по поводу «земли» в масштабах государства. Также понятие «имущество» включено П.В. Кухтиным в число социально-политических категорий, определяющих объем как имущественных прав, так и обязанностей относительно недвижимых объектов.
Достаточно простое, краткое определение ЗИК, без рассмотрения отдельных компонентов, предложил
C.И. Сай: «ЗИК - совокупность объектов недвижимости, объединенных одной территорией».
В работах Ю.М. Рогатнева ЗИК рассмотрен в качестве системы не только материальных элементов, но и многообразия земельно-имущественных отношений. Согласно Ю.М. Рогатневу, земельно-имущественные отношения играют ключевую роль в определении ЗИК в составе общества, функционирования производства и существования природного комплекса. Этим обусловлены экологическая и социально-экономическая направленности ЗИК. В общем земельно-имущественные отношения создают основу правового режима использования ЗИК.
МЕТОДОЛОГИЯ
Целью статьи является выявление экономических проблем, препятствующих росту эффективности управления ЗИК.
Управление ЗИК является сложноорганизованной системой, которая формируется различными действиями и средствами.
Существуют разные методы воплощения управленческих решений, из которых выделим следующие:
1. Административно-правовой метод предполагает реализацию государством управленческих функций посредством совершенствования законодательства.
2. Экономический метод основан на разработке экономических стимулов и критериев качества, обеспечивающих продвижение государственной политики в сфере земельно-имущественных отношений.
В качестве ключевого критерия эффективности управления ЗИК определен объем доходов от управле-
ния ЗИК и его доля в структуре бюджета города.
От качества земельного участка, выраженного в его кадастровой стоимости, зависит размер налоговой базы земельного налога. Земельный налог обусловлен рядом количественных и качественных свойств земельного участка: природное качество земельного участка, общая площадь, расположение, градостроительная ценность, социально-культурный и экономический потенциал территории.
Аналогично налоговой базой налога на имущество физических лиц является кадастровая стоимость имущества физических лиц, а именно: жилые дома (квартиры и комнаты), дачи, гаражи.
Вышеуказанные налоги являются прямыми местными налогами и непосредственно зависят от качества ЗИК. Таким образом, рост кадастровой стоимости земельно-имущественного комплекса приводит к росту налоговых доходов местного бюджета.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Анализом объема доходов и расходов, связанных с управлением ЗИК и его доли в структуре бюджета города Омска установлено следующее.
Общая сумма поступлений налоговых и неналоговых доходов в бюджет города Омска на 2020 год составила 10 715 390 410,47 руб. Информация о поступлении земельного налога, налога на имущество физических лиц, доходов в виде арендной платы за земельные участки, имущество представлена в таблице 1.
Таблица 1 - Доходы бюджета г. Омска по некоторым видам налогов
Наименование доходов бюджетов Сумма, руб. Доля в доходах бюджета, %
Налог на имущество физических лиц 233 728 000,00 2,18
Земельный налог 772 087 000,00 7,21
Аренда государственного и муниципального имущества 734 158 257,04 6,85
Аренда государственных и муниципальных земельных участков 331 370 653,31 3,09
Итого доходы от ЗИК 2 071 343 910,35 19,33
ВСЕГО НАЛОГОВЫЕ И НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ 10 715 390 410,47
* по данным Администрации г. Омска Таким образом, бюджет города Омска получил 2 071 343 910,35 руб. за счет управления ЗИК, что составляет 19,33% от общей суммы доходов бюджета города.
Рассмотрим вышеуказанные показатели за 20172019 годы в таблице 2.
Таблица 2 - Динамика доходов бюджета г. Омска по некоторым видам налогов
2017 2018 2019
Наименование доходов бюджетов Сумма, руб. Доля в доходах бюджета, % Сумма, руб. Доля в доходах бюджета, % Сумма, руб. Доля в доходах бюджета, %
Налог на имущество физических лиц 182 423 055,07 2,21 204 651 767,61 2,32 235 657 510,78 2,33
Земельный налог 881 216 247,22 10,66 801 656 751,94 9,10 773 884 510,85 7,64
Аренда государственного и муниципального имущества 1 348 006 653,72 16,31 1 046 586 949,54 11,88 671 812 051,33 6,63
Аренда государственных и муниципальных земельных участков 204 430 513,58 2,02
Итого доходы от ЗИК 2 411 645 956,01 29,18 2 052 895 469,09 23,31 1 885 784 586,54 18,62
ВСЕГО НАЛОГОВЫЕ И НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ 8 265 433 683,44 8 806 415 523,39 10 128 168 119,59
* по данным Администрации г. Омска В период с 2017 по 2020 годы наблюдается тенденция к росту общей суммы поступлений налоговых и неналоговых доходов в бюджет города Омска, что соответствует общероссийским темпам роста доходов бюджета.
При этом доходы за счет управления ЗИК не только не демонстрировали соразмерного роста, а, наоборот, снижались с 2017 по 2019 годы (рисунок 1).
12 000 000 000,00 -10000 000 000,00 -8 000 000000,00 -6 000 000000,00 -4000 000000,00 -2 000 000000,00 -
— Всего доходы -Доходы ЗИ К
35,00% 30,00% 25,00% 20,00% 15,00% 10,00% 5,00% 0,00%
—Доля ЗИ К в доходах бюджета
Наименование кодов классификации расходов бюджетов Код целевой статьи Исполнено за 2020 год, ру6. Доля в расходах бюджета за 2020 год, %
Подпрограмма «Обеспечение деятельности по эффективному использованию имущества, находящегося в распоряжении муниципального образования город Омск» 09 1 00 00000 203 678 533,30 0,85
Подпрограмма «Развитие градостроительной, архитектурной и землеустроительной деятельности на территории города Омска» 13 3 00 00000 184 032 094,66 0,77
Итого расходы, связанные с ЗИК 387 710 627,96 1,62
Всего расходов: 23 869 631 819,53
Рисунок 1 - Динамика доходов за счет управления ЗИК в бюджете г. Омска в руб. (по данным Администрации г. Омска)
Доля ЗИК в доходах бюджета города Омска в период с 2017 по 2019 годы имела тенденцию к снижению. Незначительный рост зафиксирован лишь в 2020 году (рисунок 2).
Наименование кодов классификации расходов бюджетов Код целевой статьи Исполнено за 2017 год, руб. Доля в расходах бюджета за 2017 год, % Исполнено за 2018 год, руб. Доля в расходах бюджета за 2018 год, % Исполнено за 2019 год, руб. Доля в расходах бюджета за 2019 год, %
Подпрограмма «Обеспечение деятельности по эффективному использ ованию имущества, находящегося в распоряжении муниципального образования город Омск» 09 1 00 00000 193 632 768,91 1,18 185 273 880,62 1,01 204 934 176,58 0,87
Подпрограмма «Развитие градостроитель-ной, архитектурной и землеустроительной деятельности на территории города Омска» 13 3 00 00000 0,00 0,00 0,00 0,00 97 342 045,51 0,41
Итого расходы, связанные с ЗИК 193 632 768,91 1,18 185 273 880,62 1,01 302 276 222,09 1,28
Всего расходов: 16 433 580 245,70 18 414 545 565,73 23 661 680 989,38
Рисунок 2 - Динамика изменения доли ЗИК в доходах бюджета г. Омска в % (по данным Администрации г.
Омска)
Таким образом, снижение значения ЗИК в доходах бюджета города Омска как в процентном, так и в абсолютном значениях свидетельствует о наличии проблем, препятствующих эффективному использованию ЗИК.
Также рассмотрим расходы бюджета города Омска, связанные с управлением ЗИК. Общая сумма расходов бюджета города Омска в 2020 год составила 23 869 631 819,53 руб. Расходы по подпрограммам, связанным с ЗИК, представлены в таблице 3.
Таблица 3 - Расходы бюджета г. Омска на управление ЗИК
* по данным Администрации г. Омска
В рамках вышеуказанных подпрограмм реализована система взаимосвязанных по срокам проведения этапов мероприятий в целях решения вопросов, связанных с обеспечением градостроительного развития территории города Омска, использованием имущества, созданием объектов недвижимости и регистрацией права собственности города на них.
Предусмотренное вышеуказанными подпрограммами финансирование израсходовано на следующий ряд мероприятий:
- установление прав и регулирование взаимодействий в отношении государственной и муниципальной собственности;
- обеспечение функционирования имущества, находящегося в городском распоряжении;
- приобретение имущества в муниципальную собственность;
- подготовка градостроительной документации;
- подготовка документов территориального планирования;
- подготовка документов градостроительного зонирования;
- предоставление земельных участков для осуществления инвестиций на конкурсной основе;
- обеспечение проведения рыночной оценки земельных участков;
- проведение комплексных кадастровых работ;
- осуществление функций руководства и управления в сфере градостроительства и землеустройства.
В период с 2017 по 2020 годы наблюдается тенденция к росту общей суммы расходов бюджета города Омска, что в целом соответствует расходам по управлению ЗИК (рисунок 3).
* по данным Администрации г. Омска Таким образом, бюджет города Омска израсходовал 387 710 627,96 руб. на мероприятия по управлению ЗИК, что составляет 1,62% от общей суммы расходов бюджета города.
Рассмотрим вышеуказанные показатели за 20172019 годы в таблице 4.
Таблица 1 - Динамика расходов бюджета г. Омска на управление ЗИК
Рисунок 3 - Динамика расходов по управлению ЗИК в бюджете г. Омска в руб. (* по данным Администрации г. Омска)
Доля ЗИК в расходах бюджета города Омска незначительно снизилась в 2018 году. В 2019, 2020 годах доля ЗИК в расходах бюджета города имела тенденцию к росту (рисунок 4).
Азимут научных исследований: экономика и управление.
2021. Т.10 №4(37) р-^Ы: 2309-1762; в-^Ы: 2712-8482
РОГАТНЕВ Юрий Михайлович и другие ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ...
1,80% 1,60% -1,40% 1,20% -1,00% -0,80% -0,60% -0,40% -0,20% -0,00% -
—Доля ЗИК в расходах бюджета
Рисунок 4 - Динамика изменения доли ЗИК в расходах бюджета г. Омска в % (по данным Администрации г.
Омска)
Следует отметить введение в 2019 году подпрограммы «Развитие градостроительной, архитектурной и землеустроительной деятельности на территории города Омска» в бюджет города, что является позитивным фактором, демонстрирующим внимание городских властей к вопросам управления ЗИК.
Анализ влияния ЗИК на доходную и расходную части бюджета приводит к выводу о существовании проблем в управлении ЗИК, необходимости их детального рассмотрения и разработки рекомендаций по повышению эффективности и качества управления ЗИК.
Эффективное и качественное управление ЗИК предопределяет экономическое и социальное развитие государства и каждого отдельного региона, также в городском землепользовании сохраняются проблемы, препятствующие решению ряда практических вопросов по эффективному и качественному использованию земельных ресурсов.
Обозначим ряд проблем на отдельных городских земельных участках:
1. Проблема точечной застройки в изначально густонаселенных районах крупных городов, под которой понимается возведение новых объектов, не заложенных ранее в градостроительные документе,, в уже сформированном жилом квартале.
Вследствие проведения точечной застройки на территорию района ложится более высокая нагрузка: нежелательное антропогенное давление отмечается как в период возведения объектов, так и в период их постоянной эксплуатации. Возведение новых объектов в уже сформированном районе создает неудобства местным жителям по причине работы строительной техники, которая является источником лишнего шума и приводит к дополнительному загрязнению воздуха выхлопными газами. В ходе эксплуатации построенных объектов точечной застройки обостряется проблема роста загруженности транспортной инфраструктуры, снижается количество доступных территорий для стоянки, которые не способны принять избыточное количество машин. Чрезмерный рост дорожного трафика создает повышенный уровень шума и дополнительный объем атмосферных выбросов. Также подвергается дополнительной нагрузке сеть инженерных и бытовых коммуникаций, что повышает риск аварийных ситуаций в снабжении населения водой, теплом, газом, электричеством.
2. Проблема размещения промышленных объектов в черте города, что препятствует раскрытию потенциала развития находящихся под ними территорий.
Проблема размещения промышленных объектов в черте города возникла ввиду того, что изначально находящиеся на окраинах города промышленные предприятия в ходе расширения и развития города оказались внутри селитебной застройки. Местоположение промышленных объектов мешает обеспечению связи между центральной частью города и его окраинами, создает повышенный уровень загруженности транспортной и инженерной инфраструктуры, наносит ущерб экологии города и, как следствие, препятствует развитию города.
3. Проблема индивидуальной жилой застройки.
Аналогично промышленным предприятиям частный
сектор, изначально находящийся на окраинах, в ходе расширения и развития города оказался в центральном
районе. Данные территории отличаются низким уровнем инженерного-бытового благоустройства: не обеспечены централизованным или газовым отоплением, отсутствуют как горячее, так и холодное водоснабжение, не проложена канализация, не подведены телефон и интернет, отсутствуют асфальтированные дороги.
4. Проблема сокращения доступности рекреационных территорий для населения крупных городов.
Основная сложность в расширении доступности рекреационных территорий для населения крупных городов связана с недостатком государственного финансирования и зачастую меньшей инвестиционной привлекательностью рекреационных территорий относительно жилой застройки или общественно-деловых зон.
ОБСУЖДЕНИЕ
Сравнение полученных в ходе настоящего исследования результатов с результатами в исследованиях Антипина И.А., Власовой Н.Ю. [17], Лопарева А.А. [18] в части динамики изменения доходной и расходной части бюджетов крупных городов демонстрирует схожие тенденции и позволяет рассматривать полученные результаты в контексте общероссийских трендов.
Также ряд проблем, обозначенных в настоящем исследовании, во многом пересекается с проблемами, определенными в работах Акиншиной А.В. [19], Андросов А.Н. [20], Бабуна Р.В. [21], Рогатнева Ю.М.
Таким образом, вышеуказанные проблемы ЗИК города носят глобальный характер и требуют системных решений.
ВЫВОДЫ
Таким образом, земельно-имущественный комплекс города - сложное системное многоуровневое понятие. Существуют разные виды ЗИК в зависимости от масштабов ЗИК и от роли земельного участка в составе ЗИК, определяемой функциональным назначением объектов капитального строительства.
Проведенное исследование продемонстрировало влияние ЗИК на доходную и расходную части бюджета города Омска. Динамика изменения доходной и расходной части бюджета города Омска и доли ЗИК в ней приводит к выводу о существовании проблем в управлении ЗИК, необходимости их детального рассмотрения и разработки рекомендаций по повышению эффективности управления ЗИК.
Эффективное управление ЗИК города благоприятствует повышению качества жизни людей и создает условия экономического развития на территории города. В то же время для раскрытия потенциала ЗИК следует решить ряд проблем, препятствующих решению ряда практических вопросов по эффективному и качественному использованию земельных ресурсов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Беленький В.Р. Рыночная цена земельно-имущественных объектов (комплексов) [Текст] /Под. ред. проф. Беленького В.Р. М.: Былина. — 2001.—218 с.
2. Варламов А.А. Современные проблемы землепользования // Современные проблемы эффективного землепользования: сборник научных трудов. М.: ГУЗ, 2016. С. 3-17.
3. Варламов А.А., Гальченко С.А. Методология оценки эффективного управления устойчивым землепользованием // Аграрная Россия. 2017. № 12. С. 43-48
4. Гербеева Л.Ю. Методология развития, функционирования и управления земельно-имущественным комплексом региона // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2010. - № 13. - С. 12-18.
5. Засядь-Волк В.В., Смирнова Е.А. Кадастровая стоимость земельных участков как один из факторов земельных отношений территории // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Естественные науки. 2016. № 18 (239). С. 142-147.
6. Засядь-Волк В.В. Актуальные вопросы управления земельно-имущественными комплексами // Геодезия, картография, геоинформатика и кадастры. Наука и образование. Сборник материалов III всероссийской научно-практической конференции. 2019. С. 514-517.
7. Кравцов В.И. Земельно-имущественный комплекс как территориально-организованная экономическая система // Вестник Оренбургского государственного университета. 2006. № 8 (58). С. 135-140.
8. Кухтин П.В. Формирование основных компонентов государ-
ственной стратегии управления земельными ресурсами // Гуманитарные и общественные науки в XXI веке: проблемы и основные направления их решения. Материалы международной научно-практической конференции. 2016. С. 11-15.
9. Кухтин П.В., Вышегуров М.Х. Теоретические основы управления земельными ресурсами // Европейско-азиатское пространство. Инновации в экономике, науке и образовании. Материалы международной научно-практической конференции студентов, магистрантов и аспирантов. 2019. С. 43-53.
10. Рогатнев Ю.М. Система управления земельными ресурсами в условиях рыночной экономики России // Геодезия, землеустройство и кадастры: вчера, сегодня, завтра. Сборник материалов международной научно-практической конференции, посвященной 95-летию землеустроительного факультета Омского ГАУ. 2017. С. 144-151.
11. Рогатнев Ю.М. Новый этап развития землепользования и земельных отношений в пореформенный период // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2017. № 8 (151). С. 5-12.
12. Рогатнев Ю.М. Совершенствование системы управления земельными ресурсами - необходимое условие устойчивого развития рыночной экономики // Тенденции и проблемы развития земельного законодательства. Материалы к Парламентским слушаниям Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и к Столыпинским чтениям в Государственном университете по землеустройству 19 апреля 2018 года. 2018. С. 198-203.
13. Рогатнев Ю.М. Современные проблемы управления земельно-имущественным комплексом города //Актуальные вопросы землепользования и управления недвижимостью. Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием). 2019. С. 53-62.
14. Сай С.И. Земли промышленности. проблемы эффективного управления земельными ресурсами промышленных предприятий // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2004. № 6 (33). С. 61-67.
15. Хаметов Т.И. Управление земельно-имущественным комплексом // Учебное пособие по направлению подготовки 21.03.02 «Землеустройство и кадастры»/Пенза, 2017.
16. Хаметов Т.И., Клушина Е.С. Управление земельно-имущественным комплексом муниципальных образований // Управление земельно-имущественными отношениями. Сборник научных трудов XII Международной научно-практической конференции. 2016. С. 371-375.
17. Власова Н.Ю., Антипин И.А. Земельно-имущественный комплекс как значимый фактор поступательного развития крупнейшего города // Известия Уральского государственного экономического университета. 2009. № 1 (23). С. 67-73.
18. Лопарев А.А. «Цифровая территория»: современный подход к управлению городским земельно-имущественным комплексом // Журнал Бюджет. 2020. № 11 (215). С. 58-61.
19. Акиншина А.В. Проблемы совершенствования управления земельно-имущественным комплексом на этапах строительства и эксплуатации // Наука и образование в жизни современного общества. сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 18 частях. 2013. С. 12-14.
20. Андросов А.Н. Проблемы управления земельно-имущественным комплексом // Недвижимость: экономика, управление. 2010. № 1-2. С. 41-44.
21. Бабун Р.В. Современные проблемы управления земельно-имущественными комплексами муниципальных образований // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2013. № 9 (144). С. 34-38.
Статья поступила в редакцию 06.07.2021 Статья принята к публикации 27.11.2021