Economic crimes in the area of the food security in Russia Bujanskij S.1, Chupilina T.2 Экономические преступления в сфере обеспечения продовольственной
безопасности России Буянский С. Г.1, Чупилина Т. С.2
'Буянский Станислав Геннадьевич /Bujanskij Stanislav - кандидат юридических наук, заместитель заведующего кафедрой;
2Чупилина Татьяна Сергеевна / Chupilina Tatiana — студент, факультет анализа рисков и экономической безопасности, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва
Аннотация: цель данной статьи - исследовать состояние продовольственной политики в России и выявить факторы, оказывающие влияние на неё, определить наиболее типичные экономические преступления в данной сфере.
Abstract: the main purpose of article is to explore the condition of the food policy in Russia, identify factors, which influence on it and to determine the most typical economic crimes in this area.
Ключевые слова: экономические преступления, продовольственная политика, социально-экономические изменения, уголовная ответственность, правовая система, государственный контроль. Keywords: economic crime, food policy, social-economic developments, criminal liability, the legal system, government control.
Продовольственная безопасность представляет собой необходимый элемент для полноценного существования любой страны. Достаточный уровень продовольственной безопасности отражает обеспечение всех социальных групп населения на территории государства возможностью физического и экономического получения неопасной, доступной в необходимом количественном и качественном отношении пище для достаточно активной и здоровой жизни. Продовольственная безопасность представляет собой условие национальной безопасности и суверенитета государства, является важнейшей составляющей демографической политики, а также гарантирует социальное спокойствие [1]. В качестве её основных характеристик следует выделить: доступность необходимых продовольственных товаров; уровень и качество доступного населению питания; независимость продовольственной сферы от импорта; наличие устойчивой системы обеспечения продовольствием; уровень НИОКР и производственный потенциал агропромышленного сектора на территории страны и наличие стратегических запасов продовольствия.
В связи с обострением международных экономических отношений в настоящее время существующий ряд угроз, оказывающих влияние на продовольственную безопасность России, увеличился. К основным внутренним угрозам успешного проведения продовольственной политики относят:
• низкий реальный доход населения и высокую степень его закредитованности;
• концентрацию власти производства в руках крупных предприятий.
• увеличение имущественного социального расслоения и рост безработицы;
• низкую конкурентоспособность сельскохозяйственных и промышленных товаров;
• изменение структуры рынка в связи с введением санкций;
• неразвитость инфраструктуры продовольственного сектора;
• зависимость агропродовольственного рынка от рынка энергоресурсов.
Говоря о внешних угрозах, стоит упомянуть:
• внешнеэкономические связи с другими государствами, ограничения из-за введенных экономических санкций;
• нестабильность мировой экономики и возникновение связанных с ней рисков;
• наличие на рынках других стран широкого спектра товаров и услуг и высокую импортную зависимость от них;
• динамику изменений цен на необходимые товары в мире;
• сокращение числа запасов продовольствия на мировом рынке;
• рост цен на энергоресурсы.
Крайняя нестабильность в социально-экономическом и политическом развитии России объясняет необходимость контроля над осуществлением успешной продовольственной политики, а, значит, усиленной уголовно-правовой защиты. Существует ряд обстоятельств, из-за которых постоянное вмешательство в правовую систему страны и её изменение необходимо:
1. В современном обществе происходит изменение ориентиров в процессах производства и потребления. Ведущими факторами мировой истории становятся процессы, связанные с продовольствием: добыча, изготовление и распределение продуктов в условиях развития торговли. В связи с этим возникают новые преступления, направленные на причинение вреда участникам этих процессов.
2. Формальное и нормативное несоблюдение правил и требований, установленных относительно качества и безопасного производства пищевых продуктов, наличие трудностей и непонимания, возникающих из-за перераспределения ответственности между федеральными органами и органами субъектов. Более того, многие производители располагают полномочиями в установлении некоторых стандартов организаций, что не всегда соответствует общим стандартам.
3. Объективный рост масштабов возникающих опасностей для населения, связанных с наличием на рынке вредных для здоровья товаров.
Говоря о необходимости правового вмешательства в сферу продовольственной политики, следует отметить, что одним из основных нормативных документов, устанавливающих ответственность за правонарушения экономической направленности, является Уголовный Кодекс Российской Федерации. Глава 22 8-го раздела рассматривает преступления в области экономической деятельности, 23-я -преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях, также следует обратить внимание на главу 25 «Преступления против здоровья населения и общественной нравственности», они затрагивают наиболее типичные и часто встречающиеся преступления в сфере проведения продовольственной политики [2].
Ниже представлены наиболее важные элементы продовольственной политики и статьи УК РФ, участвующие в их регулировании:
1. Финансовая поддержка отечественных производителей - статья 176 «Незаконное получение кредита».
2. Обеспечение государством добросовестной конкуренции на рынке - статья 178 «Ограничение конкуренции».
3. Сохранение целостности и специализации продовольственных организаций - статья 201 «Злоупотребление полномочиями».
4. Обеспечение качества и безопасности пищевых продуктов - статья 238 «Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности» [3].
В связи с текущей социально-экономической ситуацией, государственным органам необходимо:
• ужесточить правила и требования, устанавливаемые для производителей и потребителей товаров, за счет криминализации необходимых статей и увеличения наказания за правонарушения;
• обеспечивать добросовестную конкуренцию для предпринимателей с помощью проведения проверок организаций и борьбы с коррупцией;
• гарантировать и обеспечивать защиту конституционных прав граждан, их здоровья, возможности потребления продовольственных товаров, удовлетворяющих медицинским нормам;
• проводить политику протекционизма и импортозамещения;
• создавать необходимый продовольственный резерв;
• стремиться к сохранению целостности и специализации агропромышленного комплекса в стране, отслеживая тенденции развития и привлекая инвесторов;
• эффективно контролировать поставщиков продукции;
• регулировать барьеры для доступа на внутренний рынок государства, регулируя таможенную политику и отслеживая высокое качество ввозимых товаров;
• ввести более продуманную систему четкого распределения обязанностей и контроля над предприятиями;
• усовершенствовать основные механизмы, обеспечивающие продовольственную безопасность за счет анализа внутреннего состояния страны и мирового опыта развития [4].
Таким образом, поддержание продовольственной безопасности России на необходимом уровне является одним из приоритетов национальной политики. Несмотря на введенные продовольственные санкции и вынужденные условия импортозамещения, успешная государственная политика в 2015 году обеспечила увеличение объема российской продукции на внутреннем рынке примерно до 88,7 % (по сообщению Сергея Левина - замминистра сельского хозяйства РФ). Затраты на закупки продукции Россией за 3-4 года были сокращены практически в 2 раза [6]. По всем наиболее важным, определенным Доктриной продовольственной безопасности продуктам (зерно, сахар, растительное масло, мясо, молоко, рыба, картофель и пищевая соль), установленный уровень отечественного производства или уже достигнут, или крайне близок к нему. Усиленная работа с правовой базой, контроль над состоянием продовольственного рынка, мониторинг изменений в международных
отношениях и динамичное принятие актуальных решений в исследуемой отрасли приводят к росту
социально значимых показателей и минимизации угроз.
Литература
1. Указ Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. N 120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rg.ru (дата обращения: 05.03.2016).
2. Кузнецов С. А. «Уголовно-правовая защита продовольственной безопасности: По материалам города Москвы» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://law.edu.ru/ (дата обращения: 05.03.2016).
3. Правовой справочник [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 13.03.2016).
4. Буянский С. Г., Саломасова Е. Р. Оценка и прогноз развития экономической преступности в России // International scientific review, 2015. № 1 (2).
5. Буянский С. Г., Азарова А. Ю. Политика по противодействию коммерческому подкупу и коррупции в кредитной организации // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики, 2015. № 11-12.
6. Портал правовой статистики генеральной прокуратуры Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.crimestat.ru. (дата обращения: 13.03.2016).
Uberize of economy Volkova K. Уберизация экономики Волкова К. М.
Волкова Ксения Максимовна / Volkova Ksenia — студент,
кафедра анализа систем и принятия решений, Институт «Высшая школа экономики и менеджмента», Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, г. Екатеринбург
Аннотация: цель статьи — анализ процессов уберизации рынка, изучение основных аспектов данного процесса и его влияния на экономику в целом. В статье затронуты положительные и отрицательные аспекты уберизации, перспективы дальнейшего ее развития.
Abstract: article purpose — the analysis of processes of an uberization of the market, studying of the main aspects of this process and its influence on economy in general. In article positive and negative aspects of an uberization, prospect of her further development are affected.
Ключевые слова: уберизация, «убер», единство бизнес-функций. Keywords: uberization, «Uber», Unity of business functions.
В течение нескольких лет сфера услуг перетерпела в мире кардинальные изменения в связи с распространением такого явления, как «экономика совместного потребления», или «уберизация». Тема «уберизации» экономики очень обширная, стратегическая, меняющая радикально само лицо экономики, поведение ее субъектов и макропараметры. В 2009 г. Г. Кэмп и Т. Каланик создали компанию, которая достаточно быстро перевернула соотношение сил на рынке такси. Приложение Uber для смартфонов была запущено в Сан-Франциско в 2010 г. Через пять лет Uber стала международной компанией, распространившей свое действие более чем в 50 странах мира, с оценочной капитализацией около $62,5 млрд.[1] В декабре 2014 г. М. Леви, глава французской медиагруппы Publicis, во время интервью Financial Times впервые произнес слово «уберизация», которое и обозначило один из главных трендов 2015 г. Б. Тебуль, автор книги «Уберизация: разорванная экономика», раскрывает этот термин как «процесс, когда стартап при помощи цифровой платформы соединяет клиентов и предприятия» [1].
Таким образом, «убер», как производное «уберизации», - это сервис на определенном рынке, который координирует деятельность независимых агентов в реальном масштабе времени, основываясь, в первую очередь, на информационных и телекоммуникационных технологиях, выстроенных по единым правилам, а также руководствуясь принципами добровольности участия и взаимной выгоды. Цель его - обеспечить максимально эффективную связку «потребность-возможность» за определенное вознаграждение. Само же