Вопросы конституционного и финансового права
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, СИСТЕМА
© Сахарова А. С., 2007
А. С. Сахарова — кандидат экономических наук, ст. преподаватель кафедры конституционного права Юридического института ИГУ
Экономические права и свободы относятся ко второму поколению прав человека и ведут свой отсчет с 1948 г., когда наиболее важные из них были зафиксированы во Всеобщей Декларации прав человека. Они равны по значению с гражданскими и политическими правами и тесно с ними связаны. Более того, вплоть до середины двадцатого века такие, как право на собственность и труд (в смысле свободного распоряжения рабочей силой), вообще объединялись с правами гражданскими1. Так, Декларация прав гражданина, принятая 27 августа 1791 г. Национальным собранием Франции, провозгласив, что люди рождаются свободными и равными в правах, к числу таких прав отнесла свободу, собственность, безопасность и сопротивление угнетению2. Международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах отмечает, что идеал свободной человеческой личности, свободной от страха и нужды может быть осуществлен только, если будут созданы такие условия, при которых каждый может пользоваться своими экономическими, социальными и культурными правами также, как и своими гражданскими и политическими правами3. Хотя долгое время многие страны рассматривали положения названного Пакта не как юридические обязательства, а только лишь как своеобразные пожелания и стандарты, к которым должно стремиться государство в своей политике. В резолюции от 4 декабря 1968 г. Генеральная Ассамблея ООН провозгласила неделимость и взаимозависимость экономических, социальных, культурных и гражданских прав. Экономические права представляют собой обязательную часть конституционно-правового статуса личности. Определяя их место в общей системе прав и свобод человека и гражданина, необходимо учитывать, что и для международного права и для большинства национальных правовых систем современных демократических государств характерно отношение к правам человека как к единому комплексу. Все права одинаково ценны, не может быть более важных и менее важных прав человека, все они по-своему необходимы. Выделение же определенной группы прав в качестве ведущей, главной неизбежно ведет к недооценке, умалению роли других. Об этом свидетельствует и наш исторический опыт, когда в теории и практике советского конституционализма безусловный приоритет отдавался социально-экономическим правам в ущерб гражданским и политическим4.
Экономические права обеспечивают человеку свободное распоряжение факторами производственной (хозяйственной) деятельности, составляющей основу существования и развития общества. Они призваны дать возможность индивидам свободно искать и находить источники дохода и поддержки собственной жизнедеятельности и жизнедеятельности своих близких.
Выделяются следующие особенности экономических прав: распространенность на определенную, социально-экономическую область жизни человека;
допустимость рекомендательных нестрогих формулировок; зависимость реализации от состояния экономики и ресурсов5. Международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах обязывает государства «принять в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы обеспечить постепенное полное осуществление признаваемых в Пакте прав всеми надлежащими способами, включая, в частности, принятие законодательных мер»6. Кроме того, как один из видов конституционных прав граждан экономические права и свободы отражают специфические по содержанию социальные связи, обладают собственным материальным и нормативным содержанием и социальным назначением; экономические права и свободы направлены на удовлетворение материальных потребностей человека, предоставляют ему возможность участвовать в хозяйственно-экономической жизни общества. При этом содержание экономических прав и свобод имеет конкретно-исторический характер, отражающий уровень экономического, социального, культурного, политического развития общества, присущие ему противоречия и принятые способы их разрешения7.
H. С. Бондарь в своей работе «Права человека и конституция России» называет следующие особенности экономических прав:
I. Единство материального (экономического и социально-культурного) содержания. Оно определяется тем, что данная группа прав и свобод самым непосредственным образом связана с отношениями собственности, экономическими и социальными элементами гражданского общества. А осуществление этих прав означает участие граждан в осуществлении экономической власти, в пользовании достижениями культуры, социальными благами общества.
2. Они нередко выступают как права-гарантии, т. е. выполняют гарантирующие функции по отношению к другим правам и свободам. Выступая не только как правовая форма экономической свободы, но и как права-гарантии, социально-экономические права несут, таким образом, двойную нагрузку.
3. Общесоциальная направленность данных прав как инструмента утверждения гуманизма и социальной справедливости. Так, Конституция РФ, закрепляя с одной стороны право на развитие частных систем
здравоохранения (ч. 3 ст. 41), образования (ч. 5 ст. 43) и т. п., в то же время устанавливает гарантии бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения (ч. 1 ст. 41), право на бесплатное дошкольное, основное общее и среднее профессиональное образование в государственных и муниципальных образовательных учреждениях (ч. 2 ст. 43.)
4. Необходимость детальной конкретизации социально-экономических прав в текущем законодательстве (трудовом, жилищном, гражданском и т. д.)8.
Экономические права и свободы можно отнести к так называемым естественным правам. В отличие, например, от политических прав, экономические права и свободы имеют не государственное, а естественное, социальное происхождение, так как люди объективно были вынуждены вступать между собой в отношения по поводу создания, перемещения, обмена и потребления материальных благ. С возникновением государства эти отношения лишь приобретают юридический (позитивный) характер, но не меняют своей естественно-правовой природы9. Отдельные положения международно-правовых актов позволяют говорить о том, что международное сообщество рассматривает экономические права в качестве естественных прав человека. Так, в ст. 17 Всеобщей Декларации прав человека говорится: «Каждый человек имеет право владеть имуществом как единолично, так и совместно с другими». Кроме того, в ст. 22 этого документа за каждым человеком, как членом общества, признается право свободного развития во всех, в том числе экономических областях его жизнедеятельности.
Это подтверждает и Конституция Российской Федерации, которая закрепляет право частной собственности и право свободного использования своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности в качестве прав, принадлежащих каждому лицу (ст. 34, 35)10.
Права «второго» поколения отличаются по своей природе от прав первого поколения. Связано это, прежде всего, с позицией государства по отношению к этим правам. Права первого поколения в буржуазной политической мысли квалифицировались как негативные, т. е. право на защиту от какого-либо вмешательства, в том числе и госу-
дарственного, в осуществление гражданских (прав члена гражданского общества) и политических (прав участника политической жизни). Для осуществления социально-экономических прав недостаточно воздерживаться от вмешательства в данную сферу, необходимо создавать социальные программы и вести всестороннюю организационную и хозяйственную деятельность, которая позволила бы гарантировать названные права11. Таким образом, если закрепление гражданских и политических прав призвано ограничить роль государства в названных сферах, то социально-экономические права расширяют сферу государственного контроля, повышают патронажную роль государства по отношению к об-12
ществу12.
Пионером конституционного закрепления социально-экономических прав явилась Мексика. Политическая Конституция Мексиканских Соединенных штатов была принята 31 января 1917 г. Шестой раздел этой Конституции «О труде и социальном развитии» провозглашал право каждого человека на достойный и общественно полезный труд, регламентировал продолжительность рабочего дня, устанавливал шестидневную рабочую неделю, пенсии по инвалидности и старости, различные виды льгот и пособий, минимальные гарантии медицинского об-служивания13. Веймарская конституция 1919 г. закрепляла возможность добывать себе содержание трудом, право на социальное страхование в случае болезни, старости и т. д. Конституция в ст. 151 отмечала, что «строй хозяйственной жизни должен соответствовать началам справедливости и целям обеспечения для всех существования, достойного человека»14. Большой перечень прав «второго поколения» содержался в Конституции СССР 1936 г.15 Прежде всего, следует сказать о праве на труд (ст. 118), в соответствии с закрепленной нормой право на труд обеспечивается социалистической организацией народного хозяйства, неуклонным ростом производительных сил советского общества, устранением возможности хозяйственных кризисов и ликвидацией безработицы. Помимо права на труд, Конституция закрепляла право на отдых (ст. 119), право на обеспечение в старости, а также в случае болезни и потери трудоспособности (ст. 120), право на образование (ст. 121). Следует отметить, что статьи, провозглашающие то или иное право, со-
провождаются ссылками на материальные гарантии, обеспечивающие его реализацию. Конституция 1936 г. различает право личной и частной собственности. В соответствии со ст. 9 допускается мелкое частное хозяйство единоличных крестьян и кустарей, основанное на личном труде и исключающее эксплуатацию чужого труда. Охраняется право личной собственности граждан на их трудовые доходы и сбережения, на жилой дом и подсобное домашнее хозяйство, на предметы домашнего хозяйства и обихода, на предметы личного потребления и удобства, равно как и право наследования личной собственности граждан (ст. 10). Конституция СССР 1977 г. дополнила перечень социально-экономических прав, добавив такие, как право на охрану здоровья (ст. 42), право на жилище (ст. 44). После принятия в 1948 г. в ООН Всеобщей Декларации прав человека закрепление социально-экономических прав и свобод в конституциях значительно расширилось. Достаточно отчетливо данные права были закреплены в Конституциях Франции 1946 г., Италии 1947 г., ФРГ 1949 г., Греции 1975 г., Испании 1978 г. и некоторых других стран.
Основным универсальным международным договором в области прав человека является Международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах, который был принят по рекомендации Комиссии Генеральной Ассамблеи ООН 16 декабря 1966 г. и открыт для подписания 19 декабря 1966 г. Пакт вступил в силу в 1976 г. Как уже упоминалось, в течение длительного времени в зарубежной юридической науке, велись споры об обязательности содержащихся в Пакте предписаний. Так, немецкий ученый К. Томушат считает, что права, закрепленные в Пакте, утопичны, неосуществимы, а сам Пакт об экономических, социальных и культурных правах за годы, прошедшие после его принятия, устарел16. Профессор Д. Трудек также полагает, что социально-экономические права могут быть осуществимы только в течение длительного времени путем принятия программы действий17. По мнению А. Робертсона, Пакт устанавливает лишь стандарты, к достижению которых государства должны стремиться18. Несмотря на то, что многие годы некоторые западные страны отрицали юридическую обязательность положений Пакта, в настоящее время их позиция изменилась. Еще в 1986 г. в Голландии,
в Лимбургском университете собрались ведущие эксперты из различных стран мира для рассмотрения вопроса о природе и степени юридических обязательств, взятых го-сударствами-участниками Пакта. Они пришли к следующим выводам:
1. Все права и свободы человека, включая социально-экономические права, неразделимы и взаимосвязаны и образуют неотъемлемую часть международного права.
2. Пакт налагает юридические обязательства на участников. Государства-участники должны незамедлительно предпринять все необходимые меры, включая законодательные и административные, для осуществления прав, закрепленных в этом договоре. Более того, должно быть предусмотрено право каждого на судебную защиту социально-экономических прав.
3. Государства-участники Пакта, независимо от уровня экономического развития, обязаны обеспечить социально-экономические и культурные права для всех, хотя бы в минимальной степени19.
Позднее данный подход нашел отражение в Итоговом документе Всемирной конференции по правам человека, состоявшейся в Вене в 1993 г.: Все права человека универсальны, неделимы, взаимозависимы и взаимосвязаны. Международное сообщество должно относиться к правам человека глобально, на справедливой и равной основе, с одинаковым подходом и вниманием. Хотя значение национальной и религиозной специфики и различных исторических, культурных и религиозных особенностей необходимо иметь в виду, государства несут обязанность, независимо от политических, экономических, культурных систем, поощрять и защищать все права человека и основные свободы20.
Анализируя положения действующих Конституций зарубежных государств, можно сделать вывод о том, что все они закрепляют различный перечень экономических прав. Основной закон Федеративной Республики Германии гарантирует право собственности и ее наследования (ст. 14), свободу труда (ст. 12), право создавать объединения для охраны и улучшения условий труда и экономических условий (ст. 9 (3))21. Конституция Итальянской Республики содержит в части первой «Права человека» специальный раздел «Экономические отношения», где говорится об охране труда во всех его проявлениях (ст. 35), закрепляют-
ся право на создание профсоюзов (ст. 39), право на забастовку (ст. 40), право частной хозяйственной инициативы (ст. 41), право собственности (ст. 42), право трудящихся участвовать в управлении делами предприятия (ст. 46), право на кооперацию (ст. 45), кроме того, Республика поощряет и охраняет сбережения во всех формах; регламентирует, координирует и контролирует деятельность кредитных организаций (ст. 47)22. Конституция Королевства Испании регулирует экономические права и свободы сразу в нескольких главах первого раздела «Об основных правах и свободах». Так, в гл. 2 «Права и свободы» закрепляется право каждого на обучение (ст. 27), право на свободное объединение в профсоюз (ст. 29), признается право частной собственности ее наследования (ст. 33), право на труд (ст. 35), свободу предпринимательства (ст. 38). Охране и гарантиям отдельных экономических прав посвящена также глава третья «О руководящих принципах социальной и экономической политики»23. Конституция Японии провозглашает следующие экономические права и свободы: право на труд (ст. 27), право собственности (ст. 29), право на поддержание минимального уровня здоровой и культурной жизни (ст. 25), право на образование (ст. 26), право выбора профессии (ст. 22).
Н. С. Бондарь на основе анализа действующей Конституции РФ представляет социально-экономические права и свободы в виде системного единства следующих групп прав: 1. Рыночно-экономические права и свободы, обеспечивающие свободу предпринимательской и иных форм экономической, трудовой деятельности: право частной собственности и ее наследования (ч. 1 ст. 35); право свободного владения, пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсами (ст. 36); право на свободу предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности (ст. 34); право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч. 1 ст. 37); право на труд и на вознаграждение за труд (ч. 3 ст. 37).
2. Социально-культурные права и свободы, способствующие духовному развитию граждан: право на образование, на общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования (ст. 43); право на бесплатное получение на конкурсной основе высшего
образования (ч. 3 ст. 43); свобода литературного, художественного, научного и иных видов творчества (ч.1 ст. 44); свобода преподавания (ч. 1 ст. 44); право на доступ к культурным ценностям, на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры (ч. 2 ст. 44); право на охрану интеллектуальной собственности (ч. 1 ст. 44). 3. Социальные права, гарантирующие человеку достойную жизнь, защиту от негативного воздействия рынка: право на гарантированный минимальный размер оплаты труда (ч. 2 ст. 7); право на защиту от безработицы (ч. 3 ст. 37); право на государственную защиту материнства, детства и семьи (ч. 1 ст. 38); право на государственную поддержку отцовства, инвалидов, и пожилых граждан (ч. 2 ст. 7); право на социальное обеспечение по возрасту, в случае потери кормильца, для воспитания детей (ст. 39); право на жилище (ч. 1 ст. 40); право на охрану здоровья, включая бесплатную медицинскую помощь в государственных учреждениях здравоохранения (ст. 41).
4. Социальные права и гарантии, обеспечивающие нормальное физиологическое развитие личности: право на отдых (ст. 37); право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии (ст. 42). 5. Социальные права, способствующие достижению социального партнерства в обществе: право создавать
профессиональные союзы, иные общественные объединения для защиты социальных и экономических интересов (ст. 13, 30); право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку (ч. 4. ст. 37)24.
Н. И. Косякова, отмечая, что базой экономических прав граждан служит гарантированное право собственности на движимое и недвижимое имущество, классифицирует экономические права и свободы следующим образом: право заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица; право создавать коммерческие организации с целью извлечения прибыли; право создавать некоммерческие организации в благотворительных, образовательных, культурных и иных некоммерческих целях; права в кредитно-расчетных отношениях с банком; права на жилые помещения; право на распоряжение имуществом в порядке наследования25. Необходимо заметить, что здесь, видимо, речь идет все-таки о классификации отраслевых экономи-
ческих прав граждан, а не о конституционных правах. Вполне обоснованной видится классификация экономических прав на основные, комплексные и производные права, предложенная Р. А. Дунаевым26. К комплексным правам относятся право на неза-прещенную законом экономическую деятельность (ст. 34 Конституции РФ) и право собственности (ст. 35, 36 Конституции РФ), к производным относятся такие как право на предпринимательскую деятельность, права на осуществление конкретных видов предпринимательской деятельности, экономические права по владению, пользованию и распоряжению конкретными видами имущества (производные права регулируются отраслевым, прежде всего, гражданским законодательством). Трошкин Ю. В., Колотова Н. В. выделяют следующие экономические права: право на труд, право на собственность, право на предпринимательство, право на забастовки, право на заключение коллективных договоров, право на свободное объединение в национальные и международные организации для защиты своих интересов27.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что достаточно сложно выделить полный, исчерпывающий каталог экономических прав граждан в современном мире, тем более сложно отграничить их от смежных с ними социальных и культурных прав. Выделяя в структуре социально-экономических прав группу собственно экономических и группу социальных прав, в качестве критерия их отграничения можно предложить характер (негативный или позитивный), принадлежащий тому или иному праву. Так, на наш взгляд, к собственно экономическим правам относятся права, имеющие негативный характер (т. е. не требующие от государства представления каких-либо благ, позволяющие индивиду самостоятельно входить в экономическую сферу общества): право собственности, право на свободу экономической деятельности, право на труд. Права, которые требуют более активного вмешательства со стороны государства, призванного обеспечить социальный компромисс в обществе в условиях рыночной экономики, являются социальными. Исходя из смысла закрепляемых Конституцией РФ положений к таковым, прежде всего, следует отнести: охрану семьи, материнства и детства; право на социальное обеспечение; право на жи-
лище; право на охрану здоровья и медицинскую помощь; право на благоприятную окружающую среду.
В заключение хотелось бы отметить, что, не смотря на обсуждаемые в научной литературе проблемы определения экономических прав человека, их классификации, причисления или непричисления этих прав к категории основных прав человека, приоритетными все же должны являться вопросы по определению их непосредственного содержания и юридического характера налагаемых на государства обязательств по их осуществлению. Ш
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Трошкин Ю. В. Права человека. М., 1997. С. 41.
2 Документы истории Великой Французской революции / под ред. А. В. Адо. Т. 1. М., 1990. С. 112.
3 Права человека. Основные международные документы. М., 1989. С. 20.
4 Бондарь Н. С. Права человека и Конституция России: трудный путь к свободе. Ростов н/Д, 1996 С. 177.
5 Права человека / под ред. Е. А. Лукашевой. М., 2003. С. 159.
6 Эбзеев Б. С. Конституция. Демократия. Права человека. М., 1992. С. 143-146.
7 Дунаев Р. А. Ограничения экономических прав граждан в Российской Федерации. М., 2005. С. 7.
8 Бондарь Н. С. Права человека и Конституция России: трудный путь к свободе. Ростов н/ Д, 1996. С. 176.
9 Дунаев Р. А. Ограничения экономических прав граждан в Российской Федерации. М., 2005. С. 9.
10 Гражданское право современной России / под ред. Н. М. Коршунова. М., 2006. С. 398.
11 Права человека / под ред. Е. А. Лукашевой. М., 2003. С. 139.
12 Михайловская И. Генезис социально-экономических прав и их влияние на формирование посттоталитарных систем // Конституционное право: восточно-европейское обозрение. 2000. № 1. С. 146-151; Шварц Г. Экономические и социальные права // Рос. бюллетень по правам человека. М., 1995. Вып. 6. С. 23-30.
13 Мексиканские Соединенные Штаты. Конституция и законодательные акты / под ред. О. А. Жидкова. М., 1986. С. 117.
14 Общая теория прав человека / под ред. Е. А. Лукашевой. М., 1996. С. 21.
15 Кукушкин Ю. С., Чистяков О. И. Очерк истории советской конституции М., 1987. С. 285.
16 Общая теория прав человека / под ред. Е. А. Лукаше-вой. М., 1996. С. 442.
17 Карташкин В. А. Права человека в международном и внутригосударственном праве. М., 1995.С. 44.
18 Там же.
19 Общая теория прав человека / под ред. Е. А. Лукаше-вой. М., 1996. С. 440.
20 Там же.
21 Конституции зарубежных государств. М., 2003
С. 103.
22 Конституции зарубежных государств. М., 2003
С. 185-187.
23 Конституции зарубежных государств. М., 2003
С. 229-237.
24 Бондарь Н. С. Права человека и Конституция России: трудный путь к свободе. Ростов н/ Д, 1996. С. 186-188
25 Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации : учебник для вузов / под ред. О. И. Тиунова. М., 2005. С. 141.
26 Дунаев Р. А. Ограничения экономических прав граждан в Российской Федерации. М., 2005. С. 9.
27 Трошкин Ю. В. Права человека : учеб. пособие. М., 1997. С. 44. Права человека / под ред. Е. А. Лукашевой. М., 2003. С. 161.