DOI: 10.54861/ 27131211_2021_8_5
УДК 338.1
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ COVID-19
Шуплецов А.Ф., доктор экономических наук, профессор, заведующий
кафедрой экономики предприятия и предпринимательской
деятельности, Байкальский государственный университет, г. Иркутск,
Россия
Аннотация. В данной статье анализируются глобальные экономические
последствия пандемии коронавирусной инфекции COVID-19, начавшиеся в
2020 году. Показано, что пандемия становится причиной затяжного
экономического кризиса, вызванного одновременным сокращением
совокупного предложения и совокупного спроса в глобальном масштабе:
мировой ВВП сократился более чем на 4,9% во втором квартале 2020, а
мировая торговля в этот же период сократилась на 3,5%. На основе
проведенного анализа автором предлагаются потенциальные направления
государственной политики в условиях пандемии. Исследование показывает,
что эффективное противодействие негативным последствием и антикризисное
регулирование требует современных государств реализации политики по
следующим направлениям: денежно-кредитная, макропруденциальная и
фискальная политика. Одновременная реализация данной политики позволит
смягчить неблагоприятные экономические последствия пандемии COVID-19
и в наиболее краткие сроки восстановить докризисные макроэкономические
показатели.
Ключевые слова: экономический кризис, антикризисная политика,
пандемия COVID-19, макроэкономическая политика.
5
ECONOMIC CONSEQUENCES OF COVID-19
Shupletsov A.F., Doctor of Economics, Professor, Head of the Department of
Enterprise Economics and Entrepreneurship, Baikal State University, Irkutsk,
Russia
Abstract. This article analyzes the global economic consequences of the
COVID-19 coronavirus pandemic, which began in 2020. It is shown that the
pandemic is causing a protracted economic crisis caused by a simultaneous reduction
in aggregate supply and aggregate demand on a global scale: world GDP decreased
by more than 4.9% in the second quarter of 2020, and world trade decreased by 3.5%
in the same period. Based on the analysis, the author suggests potential directions of
state policy in the context of a pandemic. The study shows that effective
counteraction to negative consequences and anti-crisis regulation requires modern
states to implement policies in the following areas: monetary, macroprudential and
fiscal policy. The simultaneous implementation of this policy will mitigate the
adverse economic consequences of the COVID-19 pandemic and restore pre-crisis
macroeconomic indicators in the shortest possible time.
Keywords: economic crisis, anti-crisis policy, COVID-19 pandemic,
macroeconomic policy.
JEL classification: G01, G18, F01.
Для цитирования: Шуплецов А.Ф. Экономические последствия COVID-
19 // Прогрессивная экономика. 2021. № 8. С. 5– 13.
Введение
Пандемия коронавирусной инфекции, начавшаяся в 2020 году, помимо
масштабного и глобального социально-психологического воздействия,
становится причиной затяжного экономического кризиса и кризиса в области
6
здравоохранения. Кроме того, пандемия оказывает неравномерное
воздействие на различные слои общества: наименее материально
обеспеченные представители общества испытывают бремя кризиса больше,
чем их более богатые коллеги. Кроме того, последствия пандемии остаются
неопределенными из-за отсутствия прогнозируемой модели ее дальнейшего
развития. Таким образом, анализ экономических последствий пандемии
обуславливает актуальность исследования.
Результаты и обсуждение
Экономические последствия пандемии COVID-19 можно в широком
смысле разделить на эффекты спроса и предложения. Эффект предложения
обусловлен сокращением рабочего времени, а снижение совокупного спроса –
снижением доходов из-за растущей безработицы, связанной с особенностями
государственного регулирования, направленного на противодействие
распространения инфекции.
Согласно исследованию, представленному на сайте Всемирного Банка,
пандемия влияет на экономику по следующим направлениям:
1.
прямой эффект сокращения занятости;
2.
увеличение расходов на международные транзакции;
3.
резкое сокращение поездок;
4.
снижение спроса на услуги, требующие контакта между людьми
[6].
Во-первых, сокращение занятости приводит к снижению спроса на
капитал, что приводит к спаду в сфере производства. Во-вторых, растущие
затраты на импорт и экспорт товаров и услуг приводят к сокращению
международной торговли и снижению производительности факторов
производства. В-третьих, резкое сокращение международного туризма
оказывает негативное влияние не только на туристические отрасли, но и на
предприятия из смежных отраслей, таких как транспортные перевозки,
общественное питание и др. В-четвертых, снижение спроса со стороны
домашних хозяйств, которые покупают меньше услуг, значительно снижает
7
потребление товаров и услуг, что в рамках кейнсианской модели имеет
долгосрочные негативные последствия [6].
Кроме того, сокращение прямых иностранных инвестиций, реальные
последствия финансовых потрясений и падение цен на нефть увеличивают
экономические издержки, связанные с противодействием пандемии COVID-
19 в странах, зависимых от экспорта углеводородов, к числу которых
относится Россия.
Пандемия COVID-19 привела к беспрецедентному снижению
глобальной экономической активности. В развитых и развивающихся странах
пандемия и ограничительные меры по противодействию привели к крупным
сбоям в экономической деятельности: мировой ВВП сократился более чем на
4,9% во втором квартале 2020 года из-за экономических потрясений. Мировая
торговля сократилась на 3,5% во втором квартале 2020 года из-за
одновременного сокращения спроса и предложения [1].
Потребление товаров и услуг заметно сократилось из-за резкого
снижения доходов и опасений со стороны потребителей, которые неохотно
потребляли определенные товары и услуги ввиду риска заражения COVID.
Фирмы были вынуждены сократить инвестиции из-за резкого снижения
спроса на выпускаемую продукцию, перебоев в поставках и неопределенности
будущих доходов.
Страны с формирующейся рыночной экономикой испытали
значительный отток капитала, что привело к сокращению инвестиций и
снижению производства. В период COVID-19 нефтяная война между Россией
и Саудовской Аравией снизила стоимость цен на нефть с 31,05 доллара за
баррель 8 марта 2020 года до 19,23 доллара за баррель 30 апреля 2020 года.
Аналогичным образом, фондовые рынки по всему миру начали падать с 25
февраля.
Например,
Уолл-стрит
стала
свидетелем
значительного
однодневного падения цен на акции во вторую неделю марта 2020 года из-за
отсутствия доверия инвесторов после объявления запрета на поездки в США
и неизменной процентной ставки Европейского центрального банка [1]. В
8
заключение следует отметить, что продолжающаяся пандемия негативно
сказалась на мировой экономике, эти последствия могут быть более
серьезными в будущем, учитывая, что распространение пандемии не удается
прекратить.
Рассмотрим далее возможности применения макроэкономической
политики, направленной на смягчение негативного влияния пандемии.
1. Денежно-кредитная политика.
Денежно-кредитная политика может сыграть решающую роль в
смягчении последствий COVID-19. Однако характер принятия денежно-
кредитной политики может различаться в разных странах с точки зрения их
экономического состояния во время продолжающейся пандемии. С точки
зрения некоторых исследователей, принятие денежно-кредитной политики
развивающимися экономиками в ответ на пандемию COVID-19 может
оказаться неэффективным из-за чрезмерной волатильности валютных курсов
и потоков капитала. Однако страны с формирующейся рыночной экономикой
могут
использовать
сочетание
таргетирования
инфляции,
макропруденциальной политики (политики, направленной на повышение
устойчивости финансовых институтов и снижение системных рисков), а также
накопление валютных резервов в качестве основы своей политики для
решения проблем, связанных с изменениями потоков капитала и обменных
курсов [4].
Учитывая, что данная политическая основа способствует финансовой
стабильности, страны с формирующейся рыночной экономикой могут
принять такую же комбинацию стратегий для реагирования на
нестабильность, вызванную пандемией. Таргетирование инфляции может
помочь
смягчить
влияние
обменного
курса
на
инфляцию.
Макропруденциальные
инструменты
способствуют
повышению
устойчивости финансовой системы. Кроме того, накопление резервов может
помочь смягчить потрясения и облегчить финансовую нагрузку на
развивающиеся экономики, поскольку центральные банки способны
9
справиться с обесцениванием валюты, риском дефолта по внешним
заимствованиям и оттоком капитала.
Страны с большими валютными резервами смогут управлять
обесцениванием своей валюты путем вмешательства на валютном рынке во
время пандемии. В этом контексте центральные банки развивающихся
экономик должны проводить денежно-кредитную политику с учетом
внутренней ликвидности и состояния валютного рынка [2].
Поскольку COVID-19 связан с более низкой инфляцией в странах с
развитой экономикой, экспансионистская денежно-кредитная политика может
способствовать более высокому экономическому росту и увеличению
инвестиций в производственный сектор. Принятие денежно-кредитной
политики с макропруденциальными мерами может повысить эффективность
экономической политики [5].
2. Макропруденциальное регулирование.
Макропруденциальное регулирование снижает чувствительность
внутреннего кредитования к глобальным финансовым потрясениям. Кроме
того, макропруденциальное регулирование стабилизирует номинальные и
реальные обменные курсы как более безопасную финансовую систему,
которая снижает волатильность валютных премий. Макропруденциальное
регулирование поможет контролировать колебания валютных курсов и потоки
капитала, которые могут подорвать финансовую стабильность. В этой
ситуации денежно-кредитная политика наряду с макропруденциальным
регулированием может уменьшить негативные последствия COVID-19 и
способствовать более высокому экономическому росту [5].
3. Налогово-бюджетная политика (фискальная).
Налогово-бюджетная политика может эффективно стабилизировать
спрос
и
способствовать
восстановлению
экономики
во
время
продолжающейся пандемии, а также после ее окончания. Налогово-
бюджетная политика должна быть направлена на поддержку домашних
хозяйств и фирм, кроме того, меры по поддержке занятости могли бы
10
способствовать восстановлению докризисного уровня занятости и
способствовать структурным сдвигам для быстрого восстановления
экономики после пандемии.
Как только пандемия замедлится, решающее значения примут
фискальные стимулы для систем здравоохранения, а также физической и
цифровой инфраструктуры. В случае ограниченных возможностей бюджетов,
целесообразно поощрять производственные инвестиции.
Некоторые авторы указывают на необходимость в национальных, а
также глобальных усилиях по смягчению последствий COVID-19. В
настоящее время существует необходимость в глобальной координации
между правительствами разных стран в области здравоохранения и
медицинской инфраструктуры, а также в области торговли, финансов и
макроэкономической политики [3].
Заключение
В контексте мероприятий, направленных на сокращение негативных
последствий пандемии COVID-19, на национальном уровне координация
государственной политики по трем вышеуказанным направлениям, то есть
денежно-кредитной, макропруденциальной и фискальной политикой позволит
достичь наиболее благоприятных результатов.
Основной целью макропруденциальной политики в условиях пандемии
является обеспечение финансовой стабильности и предотвращение
систематических рисков, в то время как антикризисная денежно-кредитная
политика направлена на поддержание стабильности цен и управление
ликвидностью. Цель бюджетной политики состоит в том, чтобы
стимулировать совокупный спрос.
Одновременная работа по указанным направлениям позволит смягчить
негативные последствия пандемии, такая политика является наиболее
эффективной в период после окончания пандемии и позволит экономикам
современных государств в кратчайшие сроки позволит восстановить
докризисные макроэкономические показатели.
11
Литература
1.
Годовой отчёт Международного Валютного Фонда 2021 года
[Электронный
ресурс].
Режим
доступа:
https://www.imf.org/external/pubs/ft/ar/2021/eng/downloads/imf-annual-report-
2021-ru.pdf (дата обращения: 13.07.2021).
2.
Исмайлова Ф.Э. Особенности денежно-кредитного регулирования
в период глобального кризиса в развитых странах и в странах СНГ // УЭкС.
2017. №9 (103). С.1–17.
3.
Каракетова Л.Т. Социально-экономические последствия пандемии
COVID-19 // Вестник КазНМУ. 2021. №2. С.285–289.
4.
Кулаков А.О. Макропруденциальное регулирование – ключ
финансовой стабильности государств // Юридическая наука. 2020. №6. С.72–
75.
5.
Международная конференция по экономическим исследованиям
на тему «Эффективность макропруденциальной политики: теория и практика»
//
Банк
России
[Электронный
ресурс].
Режим
доступа:
https://www.cbr.ru/about_br/activity/030719 (дата обращения:11.07.2021).
6.
Maliszewska M., Mattoo A., Van Der Mensbrugghe D. The potential
impact of COVID-19 on GDP and trade: A preliminary assessment // World Bank
Research
Working
Paper
[Электронный
ресурс]. Режим доступа:
https://openknowledge.worldbank.org/bitstream/handle/10986/33605/The-
Potential-Impact-of-COVID-19-on-GDP-and-Trade-A-Preliminary-
Assessment.pdf?sequence=1&isAllowed=y (дата обращения: 14.07.2021).
References
1. Godovoi otchet Mezhdunarodnogo Valyutnogo Fonda 2021 goda
[Elektronnyi
resurs].
Rezhim
dostupa:
https://www.imf.org/external/pubs/ft/ar/2021/eng/downloads/imf-annual-report-
2021-ru.pdf (data obrashcheniya: 13.07.2021).
12
2. Ismailova F.E. Osobennosti denezhno-kreditnogo regulirovaniya v period
global'nogo krizisa v razvitykh stranakh i v stranakh SNG // UEkS. 2017. №9 (103).
S.1–17.
3. Karaketova L.T. Sotsial'no-ekonomicheskie posledstviya pandemii
COVID-19 // Vestnik KazNMU. 2021. №2. S.285–289.
4. Kulakov A.O. Makroprudentsial'noe regulirovanie – klyuch finansovoi
stabil'nosti gosudarstv // Yuridicheskaya nauka. 2020. №6. S.72–75.
5. Mezhdunarodnaya konferentsiya po ekonomicheskim issledovaniyam na
temu «Effektivnost' makroprudentsial'noi politiki: teoriya i praktika» // Bank Rossii
[Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: https://www.cbr.ru/about_br/activity/030719
(data obrashcheniya:11.07.2021).
6. Maliszewska M., Mattoo A., Van Der Mensbrugghe D. The potential
impact of COVID-19 on GDP and trade: A preliminary assessment // World Bank
Research
Working
Paper
[Elektronnyi
resurs].
Rezhim
dostupa:
https://openknowledge.worldbank.org/bitstream/handle/10986/33605/The-
Potential-Impact-of-COVID-19-on-GDP-and-Trade-A-Preliminary-
Assessment.pdf?sequence=1&isAllowed=y (data obrashcheniya: 14.07.2021).
13